Порядок разрешения коммерческих споров

Виды экономических споров и способы их разрешения

Компании, осуществляющие свою финансово-хозяйственную деятельность, пользуются самостоятельностью и, если это не предусмотрено уставом, не приемлют вмешательство в собственные дела извне. Однако, несмотря на то, что законодательство стоит на страже предпринимательской деятельности, периодически возникают различные споры, которые могут вестись как между юридическими лицами, так и между предпринимателями и органами контроля.

Что такое споры?

Стоит рассмотреть каждый из этих видов более внимательно. Так, преддоговорные споры возникают между сторонами тогда, когда в договоре подписи еще не стоят. Обычно сам спор и состоит в том, что субъекты никак не могут определиться с условиями самого соглашения. Любой договор должен быть выгодным для обеих сторон. Как только вопрос о договорных условиях будет разрешен, он считается исчерпанным.

Договорные споры возникают по поводу неисполнения какой-либо стороной обязательств, указанных в заключенном соглашении. Если один из субъектов по неким причинам не спешит выполнять взятые на себя обязательства, либо должным образом их не выполняет, второй может призвать его к ответственности

Особенности внедоговорного дела

Достаточно часто возникают и разногласия, не касающиеся напрямую договорных отношений. Иногда, впрочем, вопросы, освещенные в соглашении, в таких дискуссиях тоже присутствуют.

  • о нанесении ущерба либо убытков;
  • о товарных знаках либо деловой репутации;
  • о нарушении прав законного владельца;
  • о разногласиях с государственными структурами.
  • Ситуации, когда налоговые органы взыскали с расчетных счетов компании чрезмерные суммы или допустили при взыскании нарушения, рассматривает третейский суд. В отдельных случаях можно обратиться и к ВС РФ. Что касается нанесения предприятию убытков, то подобные вопросы могут относиться как к внедоговорной, так и к договорной категории. Иногда одна из сторон может быть уличена в нанесении ущерба даже тогда, если соглашение вообще не заключалось. Разрешение экономических споров о нарушении правообладания собственника предусматривает определенный порядок действий, когда законный владелец узнает, что некто завладел его имуществом, обойдя нормы закона. Иногда тот же собственник не может воспользоваться своим имуществом и поэтому вынужден обращаться в третейский суд РФ о восстановлении прав.

    Разногласия различаются в зависимости от возникающей ситуации. Если сторонам не удается прийти к взаимопониманию самостоятельно, они обращаются в судебные органы.

    Способы разрешения разногласий

    Споры экономического характера могут урегулироваться двумя способами — внесудебным и судебным. Иногда стороны, которые не желают прибегать к посредству судебного рассмотрения дела, стремятся своими силами прийти к необходимому соглашению. Таким образом, здесь действует досудебный порядок, вследствие чего полемика может завершиться консенсусом. Однако это касается лишь хозяйственных субъектов РФ либо другой страны. Как правило, разрешение международных экономических споров осуществляется третейскими арбитражными органами.

    В качестве инструмента досудебного урегулирования может выступать претензионный порядок. Он используется, когда нужно урегулировать определенные виды разногласий. Кредитор отправляет должнику претензию, требуя возместить штраф, устранить недостатки, выплатить долг и прочее. Претензия всегда имеет письменную форму. Там должны быть указаны:

    • сумма требования;
    • суть самой претензии;
    • список документов, обосновывающих требование;
    • доказательства обоснования претензии.
    • Сторона, получившая претензию, рассматривает ее на протяжении месяца. После этого либо претензия должна быть удовлетворена, либо по ней выносится отказ с указанием объяснений и ссылкой на нормы законодательства, действующие в РФ.

      Кто рассматривает споры?

      Истец, подавая судебный иск, обязан соблюдать установленный порядок, в частности, приложить к заявлению документы, которые подтверждают законность его претензий. Иначе иск может и не рассматриваться.

      Если третейский арбитражный суд оказывается не в состоянии разрешить дискуссию, к делу подключается судебная коллегия. Чаще всего, разногласия экономического характера поступают на рассмотрение ВС. Верховный суд рассматривает дело, изучает все подробности, после чего выносит окончательный вердикт. Обычно подобные ситуации возникают, когда были нарушены те или иные процессуальные нормы.

      Чтобы дело, касающееся экономического спора, было передано ВС, требуется подать коллегии кассационную жалобу. Если же и эта мера своего ожидаемого действия не возымеет, остается последняя инстанция — судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда. Как правило, сюда поступают уже повторные кассации, которые сначала подавались, соответственно с действующим в РФ законодательством, Коллегии по экономическим спорам.

      На сегодняшний день именно Верховный Суд является в России высшим органом, который рассматривает экономические споры. Если субъекты процесса не смогли прийти к соглашению, используя досудебный порядок урегулирования, а третейский суд не удовлетворил полноценно требования истца, кассация подается в судебную коллегию. Однако случаются ситуации, когда решение, вынесенное коллегией (куда входят 30 судей), также не удовлетворяет стороны. Последняя инстанция, куда можно обратиться с обжалованием, это Президиум ВС.

      Практика свидетельствует, что чаще всего экономические разногласия, возникающие между двумя субъектами предпринимательской деятельности либо между юридическим лицом и государственной структурой, могут быть урегулированы на уровне судебной коллегии. К надзорным органам ВС такие дела попадают исключительно редко.

      voprosyuristam.ru

      uristinfo.net

      1.1. Формы разрешения экономических споров

      В соответствии с Основным законом государства — Конституцией РФ — каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), гарантируется государственная защита прав и свобод (ч. 1 ст. 45), в том числе судебная защита (ч. 1 ст. 46).

      В то же время в России и за рубежом все более актуальной становится тема альтернативного разрешения гражданско-правовых споров (далее — АРС). Ученые-цивилисты активно занимаются созданием классификаций альтернативных форм разрешения споров, изучая историю вопроса, проводя сравнительно-правовой анализ практики судебных и иных органов различных государств, разрешающих правые конфликты. Поиск альтернатив государственным судам для разрешения споров обусловлен рядом факторов, которые дифференцируются в зависимости от развития конкретного общества, государства, культуры, законодательства, устройства судебной системы, эффективности ее работы, степени развития и сложности экономических и иных отношений и других обстоятельств. К одному из основных факторов развития АРС относят недостаточную эффективность работы судебной системы при рассмотрении отдельных категорий дел, которая может заключаться в перегруженности судов, длительности судебного разбирательства, неквалифицированном рассмотрении дел, а также других недостатках, присущих судебной системе того или иного государства.

      В результате этого можно говорить о том, что доступ населения к правосудию существенно ограничивается. Часто можно слышать о том, что по этой причине граждане и юридические лица просто не хотят обращаться в суд соответствующей юрисдикции.

      Прежде чем более подробно изучить альтернативные способы разрешения правовых конфликтов, необходимо обратить внимание на то, что формы защиты прав и законных интересов участников экономической деятельности можно подразделить на юрисдикционные и неюрисдикционные.

      Юрисдикция (от лат. jurisdictio — суд, судопроизводство) — круг полномочий судебного или административного органа по правовой оценке конкретных фактов, в т.ч. по разрешению споров и применению предусмотренных законом санкций. См.: Большой энциклопедический словарь // http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/339958.

      К юрисдикционным формам защиты можно отнести судебный порядок урегулирования спора, административный и иной порядок, при условии его установления на уровне федеральных законов. К неюрисдикционной форме можно отнести самозащиту, третейское разбирательство, разбирательство дел международными коммерческими арбитражами, досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров сторонами, посредничество, переговоры, иные виды разрешения споров.

      Юрисдикционная форма защиты

      Судебный порядок как юрисдикционная форма включает в себя государственные органы судебной власти: Конституционный Суд РФ, арбитражные суды, а также суды общей юрисдикции (в качестве самостоятельной формы судебной защиты можно рассматривать право на обращение в межгосударственные органы по защите прав граждан и организаций, в частности в Европейский суд по правам человека).

      В соответствии со ст. 118 Конституции РФ правосудие в РФ осуществляется только судом посредством конституционного, уголовного, гражданского и административного судопроизводств. Арбитражные суды в РФ являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации (ст. 1 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (далее -ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»)).

      Административный порядок, как относящийся к юрисдикционной форме, осуществляется государственными органами исполнительной власти в основном в предварительном внесудебном порядке, например налоговыми органами, когда последними предоставлено право бесспорного взыскания. Следует не забывать о Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР России), которая может рассматривать дела об административных правонарушениях, отнесенных в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области рынка ценных бумаг, а также применяет меры ответственности, установленные административным законодательством.

      В настоящее время создан ряд квазисудебных административных юрисдикций в рамках органов исполнительной власти специально для разрешения правовых конфликтов, например Палата по патентным спорам Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

      Неюрисдикционные формы защиты

      «Урегулирование и разрешение споров во внесудебном порядке означает, что спор разрешается без непосредственного участия и руководства процессом со стороны арбитражного суда. То есть это те способы, которые могут использоваться для разрешения гражданско-правовых споров по соглашению сторон вместо обращения в арбитражные суды и являются действительной и буквальной альтернативой судебному разбирательству в арбитражном суде (к таковым, в частности, относят разбирательство дела в третейском суде, заключение внесудебных мировых соглашений, проведение переговоров, обращение к посреднику). Общей объединяющей для всех обозначенных видов является то, что процесс разрешения и урегулирования правового спора во внесудебном порядке определяется не арбитражной процессуальной формой, а самими спорящими субъектами, а также иными лицами, принимающими участие в разрешении и урегулировании спора» .

      Медникова М.Е. Досудебное урегулирование и альтернативное разрешение экономических споров: соотношение правовых категорий // Юрист. 2006. N 9.

      Действующее законодательство (ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее — АПК РФ)) предусматривает в качестве условия для обращения в суд соблюдение не только претензионного, но и иного досудебного порядка урегулирования спора, что дает право рассматривать институт досудебного урегулирования экономических споров в целом как единое и автономное правовое явление, как самостоятельную форму защиты права. Изучая в общем внесудебное урегулирование экономических споров как форму защиты прав, необходимо учитывать вопрос соотношения таких смежных правовых категорий, как досудебное урегулирование и альтернативное (негосударственное) разрешение и урегулирование споров.

      Третейские суды

      Третейские суды — это негосударственные органы, создаваемые сообществом предпринимателей для разрешения споров в сфере частных экономических отношений, как правило, до обращения спорящих сторон в государственный суд. Данные суды являются формой примирения конфликтующих сторон, одним из альтернативных способов разрешения экономического спора в сфере гражданско-правовых отношений.

      В Российской Федерации функционируют третейские суды, рассматривающие споры российских предпринимателей, деятельность которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (далее — ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»), и международные коммерческие арбитражи, рассматривающие споры с участием иностранных предпринимателей, деятельность которых регулируется Законом РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже», в котором учтены положения Типового закона ЮНСИТРАЛ «О международном коммерческом арбитраже».

      Согласно статьям 2, 3 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» третейский суд может быть постоянно действующим или быть образованным сторонами для решения конкретного спора.

      Согласно статье 5 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения. Это соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением.

      Третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом обычаев делового оборота. Если отношения сторон прямо не урегулированы нормами права или соглашением сторон и отсутствует применимый к этим отношениям обычай делового оборота, то третейский суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор исходя из общих начал и смысла законов, иных нормативных правовых актов (ст. 6 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»).

      Посредничество (п. 2 ч. 1 ст. 135 АПК РФ)

      АПК РФ не содержит определения посредничества, поэтому его качественные характеристики представляют собой обобщение мирового судебного опыта и точек зрения ученых цивилистов.

      Посредничество (или медиация) является деятельностью по оказанию содействия спорящим сторонам в разрешении споров, осуществляемой рекомендованным судом лицом — посредником (медиатором).

      Посредничество — примирительная процедура, которая не подлежит принудительному исполнению, направлена на урегулирование правового спора и выработку взаимоприемлемого решения самими сторонами с участием третьей стороны (посредника).

      Посредник — это физическое лицо, обладающее опытом и знаниями в определенной области экономического оборота, не связанное какими-либо отношениями с участниками спора.

      Посредничество осуществляется в виде переговоров сторон, организуемых посредником и при его участии. Поскольку посредник не обладает какими-либо властными полномочиями и, соответственно, не связан какими-либо процедурными правилами, переговоры проводятся в свободной форме, отличной от судебного заседания.

      При этом посредник не столько разъясняет сторонам юридические последствия урегулирования спора, сколько помогает им сосредоточиться на экономической или личностной основе их конфликта, разъясняет возможности и последствия урегулирования спора с учетом интересов всех сторон, используя в основном свой профессиональный и жизненный опыт. Одной из основных обязанностей посредника является сохранение тайны переговоров.

      Этапы развития процедуры посредничества:

      — заключение соглашения об урегулировании правового конфликта с помощью посредника;

      — изучение посредником представленных материалов, уяснение сути спора между сторонами;

      — переговоры с каждой из сторон;

      — выяснение позиций каждой стороны по спорным вопросам (определение спорных проблем и разработка плана их разрешения);

      — выработка совместно со сторонами нескольких вариантов их разрешения;

      — обсуждение предложенных вариантов (достоинства и недостатки каждого);

      — поиск взаимоприемлемого решения спорных проблем и пути его реализации;

      — оформление достигнутого соглашения;

      — реализация достигнутого соглашения.

      Результатами посредничества является либо заключение сторонами мирового соглашения, либо отказ истца от иска. Услуги посредника оплачиваются по соглашению сторон.

      Переговоры

      Переговоры представляют собой процедуру урегулирования спора, проводящуюся сторонами (представителями сторон) с участием некоего нейтрального лица в качестве председательствующего, проходящие в форме, подражающей судебному заседанию, и направленную на урегулирование спора на компромиссной основе.

      Самозащита

      В юридической литературе самозащита рассматривается как разновидность защиты прав, при которой она (самозащита) осуществляется самим его обладателем, когда помощь государства в виде судебной защиты, осуществляемой органами власти государственной, может явиться слишком поздно . В большей степени ученые придерживаются точки зрения, что самозащита — это и есть единственная внесудебная форма защиты прав, допускаемая тогда, когда потерпевший располагает возможностями правомерного воздействия на нарушителя и самостоятельно защищает и восстанавливает свои права, не прибегая к помощи правоохранительных органов .

      Мейер Д.И. Русское гражданское право. Часть 1. М.: Статут, 1997.

      Анохин В.С., Завидов Б.Д., Сергеев В.И. Защита договорных обязательств. М.: ИНФРА-М, 1998. Свердлых Г.А., Страунинг Э.Л. Защита и самозащита гражданских прав. М.: Лекс-Книга, 2002.

      Досудебный претензионный порядок урегулировании спора

      Предъявление и рассмотрение претензии представляют собой особый порядок разрешения спора между сторонами, предшествующий обращению в суд. В этом смысле претензионное производство является разновидностью досудебного порядка урегулирования споров. Не случайно законодатель в ст. 125 АПК РФ говорит о «претензионном или ином досудебном порядке», фактически принимая их равнозначность.

      Важнейшим признаком, характеризующим претензионное производство, как, впрочем, и любой другой досудебный порядок урегулирования споров, помимо указания на время его осуществления (досудебный период развития правового конфликта), является его установление федеральным законом или соглашением сторон. На это особое внимание обращает и АПК РФ (ст. 125).

      Сущность процедуры досудебного урегулирования изложена в п. 2 ст. 452 ГК РФ. В соответствии с положениями указанной нормы заинтересованная сторона до обращения в суд должна направить другой стороне предложение изменить или расторгнуть договор.

      Иск может быть заявлен в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в 30-дневный срок, если иной срок не предусмотрен законом, договором или не содержался в предложении изменить или расторгнуть договор.

      Таким образом, законодатель определил досудебный порядок решения вопроса об изменении и расторжении договора, который, по сути, является претензионным производством, хотя такая терминология и не употребляется в данном случае:

      1) претензионный порядок установлен в ст. 797 ГК РФ, которая прямо предусматривает обязательность предъявления претензии перевозчику грузов до предъявления к нему соответствующего иска;

      2) упоминает о претензиях кредиторов наследодателя ст. 63 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1, где говорится о том, что нотариус по месту открытия наследства в соответствии с законодательством РФ принимает претензии от кредиторов наследодателя, хотя сам законодатель в ст. 1175 ГК РФ предпочитает термин «требования» кредиторов, придавая ему более широкий смысл, поскольку под такого рода требования подпадают и требования, обращенные к суду, т.е. иски кредиторов;

      3) сохранен претензионный порядок также в отношениях с органами связи согласно ст. 37 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи», ст. ст. 55 — 56 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи»;

      4) обязательный порядок предъявления претензии закон предусмотрел для требований к перевозчику по договору морской перевозки груза в каботаже ст. ст. 403, 405 — 407 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ;

      5) обязательное предъявление претензий к перевозчику до обращения в суд предписывается ст. ст. 120 — 126 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»;

      6) императивный порядок предъявления претензий перевозчику при внутренних и международных воздушных перевозках установлен ст. ст. 125 — 128 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ;

      7) установлен обязательный претензионный порядок для предъявления претензий к экспедитору ст. 12 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно- экспедиционной деятельности»;

      8) Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в ст. 10 устанавливает обязанность туриста обратиться с письменной претензией к туристической фирме не позднее 20 дней с
      момента окончания туристической поездки.

      Претензионный порядок можно определить как установленную федеральным законом или соглашением сторон разновидность предварительного внесудебного (чаще -досудебного) порядка (процедуры) урегулирования спора, возникшего из частноправовых отношений, по завершении урегулирования которого у стороны, направившей претензию и не получившей на нее ответа либо получившей не удовлетворяющий ее ответ, возникает право на обращение в суд с соответствующим иском.

      uristinfo.net

      судебный порядок разрешения споров

      Судебные споры бывают не только среди физических лиц, но и между юридическими лицами, а также судебные споры между организациями с физическими лицами или с государственными учреждениями, организациями. Для всех них судебный порядок разрешения споров фактически один, но различие кроется в судебных спорах определяемых арбитражным процессуальным законодательством и гражданским процессуальным законодательством.

      Чтобы определить какой у вас в конкретном случае судебный порядок разрешения споров, вам необходимы знания в области юриспруденции.

      К примеру: арбитражное рассмотрение споров регламентировано Арбитражным кодексом Российской Федерации, цитируем:

      Правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами в Российской Федерации, образованными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом (далее — арбитражные суды), путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.

      При этом, разрешение споров в арбитражном суде желательно осуществлять с помощью представителя, ведь адвокат по арбитражным делам более компетентен в этой области, нежели тот же самый генеральный директор организации.

      Не стоит забывать, что судебный порядок разрешения споров также бывает и в рамках гражданско-процессуального законодательства, где задачи гражданского судопроизводства являются, в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством Российской Федерации, цитируем:

      Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

      Исходя из вышеизложенного, судебный порядок рассмотрения споров бывает как арбитражный, так и в рамках судов общей юрисдикции, т.е. в рамках гражданско-процессуального законодательства.

      Чтобы чётко понимать какой именно у вас судебный порядок рассмотрения споров, вы можете обратиться к нам за предварительной консультацией, и наш судебный юрист поможет вам с вашим выбором и оптимальными условиями.

      Почему именно мы?

    • Высокий профессионализм.
    • Высокое качество оказания юридических услуг.
    • Оптимальные ценовые условия.
    • Судебный юрист для вас будет именно той категории судебных споров, которая необходима именно вам в конкретном случае.
    • Адвокат по арбитражным делам именно той сферы экономической деятельности, которая у вас.
    • lbolimp.ru

      Формы разрешения экономических споров

      Конституция РФ гласит, что каждый гражданин государства имеет полное право защищать свои права и свободы всеми известными способами, которые не запрещены законодательством (часть 2 статьи 45).

      Нынче на территории России и за границей набирает популярности тема альтернативных способов решения гражданско-правовых споров (АСРС). Одной из причин стремительного развития АСРС является малая эффективность функционирования судебной сферы во время рассмотрения определенных категорий дел, не достаточная профессиональность сотрудников или другие возможные вехи этой сферы.

      Все формы защиты интересов и прав участников экономической деятельности могут быть разделены на две противоположные группы:
      1. юрисдикционные
      — судебное разрешение спора
      — административный или другой порядок
      2. неюрисдикционные
      — самозащита
      — третейский суд
      — ведение дела международными частными арбитражными судами
      — досудебный порядок разрешения споров
      — посредническое урегулирование
      — переговоры
      — другие виды урегулирования споров

      Разрешение экономических споров

      Юрисдикционная форма защиты представлена такими государственными органами судебной власти как Конституционный Суд, арбитражные суды и суды общей юрисдикции.

      Административный порядок осуществляется в частности такими органами исполнительной власти как налоговые органы и другие службы (в частности, слуюба по финансовым рынкам России).

      Неюрисдикционные формы защиты имеет место, когда процесс разрешения правового спора во внесудебном порядке определяется спорящими субъектами или иными лицами, которые принимают участие в решении спора, а не арбитражной формой.

      Третейские суды — это частные органы, которые обычно создаются предпринимателями с целью урегулирования споров в области коммерческих экономических отношений. Такие суды являются формой примирения сторон, альтернативным способом решения экономического спора в области гражданско-правовых отношений.

      Посредничество

      Закон РФ не дает определения термину «посредничество», поэтому его характеристики понимаются как результат мирового судебного опыта.
      Посредничество (другой термин «медиация») — это деятельность, целью которой является содействие спорящим сторонам при помощи лица, рекомендованного судом, который называется посредником (медиатором).
      Посредничество – это примирительная процедура и поэтому она не подлежит принудительному исполнению. Целью посредничества является урегулирование правового спора и поиск оптимального решения для обеих сторон при участии третьей стороны (посредника), который обладает знаниями и опытом в нужной сфере.

      Переговоры — это процедура решения спора, которая проводится сторонами (или представителями сторон) при участии нейтрального лица. Форма переговоров идентична форме судебного заседания, ее целью является достижение компромисса.

      Самозащита – это вид защиты прав и интересов, при котором они отстаиваются самим обладателем прав.

      Досудебный претензионный порядок разрешения спора имеет место перед обращением в суд. Для подобного рассмотрения спора заинтересованная сторона должна направить другой стороне предложение с положениями изменения договора (или отдельных его частей) или расторжения договор до обращения стороной в суд.
      Иск может быть подан в суд только после получения отказа другой стороны или же неполучения ответа на протяжении 30 дней.

      yurist-konsultant.ru

      Тема 1.4 Экономические споры

      1.4.1 Понятие и виды экономических споров

      1.4.2 Формы разрешения экономических споров

      1.4.3 Арбитражный процесс

      1.4.4 Составление иска

      1.4.5 Исковая давность

      Понятие и виды экономических споров

      Экономические споры — это неурегулированные разногласия между субъектами экономических (хозяйственных) отношений по поводу их прав и обязанностей в сфере этих отношений.

      Выделяют следующие виды экономических споров:

      1) договорные, т.е. споры по поводу прав и обязанностей, возникших из договора. Эта самая большая группа экономических споров – ведь большинство прав и обязанностей субъектов хозяйственных отношений возникает именно из договоров;

      2) преддоговорные, т.е. споры, связанные с заключением договора или определением его содержания. Они могут возникать только в тех немногочисленных случаях, когда в соответствии с законом заключение договора является обязательным для одной из сторон или когда стороны сами, по обоюдному согласию, решили передать свой спор на рассмотрение юрисдикционного органа. Во всех остальных случаях предмета для спора нет, так как одним из ведущих принципов регулирования договорных отношений является принцип свободы договора, в соответствии с которым никто не может быть принужден к заключению договора. Поэтому данная группа экономических споров немногочисленна;

      3) внедоговорные, т.е. споры о правах и обязанностях, возникающих не из договоров и не по поводу их заключения. К ним относятся споры, связанные с нарушением права собственности, споры, возникающие из причинения вреда имуществу, споры о защите деловой репутации субъектов экономической деятельности, споры о товарных знаках и т.п.

      Формы разрешения экономических споров

      В соответствии с Конституцией РФ — каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), гарантируется государственная защита прав и свобод (ч. 1 ст. 45), в том числе судебная защита (ч. 1 ст. 46).

      В то же время в России и за рубежом все более актуальной становится тема альтернативного разрешения гражданско-правовых споров. Поиск альтернатив государственным судам для разрешения споров обусловлен рядом факторов, которые дифференцируются в зависимости от развития конкретного общества, государства, культуры, законодательства, устройства судебной системы, эффективности ее работы, степени развития и сложности экономических и иных отношений и других обстоятельств. Этому способствует недостаточная эффективность работы судебной системы при рассмотрении отдельных категорий дел, которая может заключаться в перегруженности судов, длительности судебного разбирательства, неквалифицированном рассмотрении дел, а также других недостатках, присущих судебной системе того или иного государства.

      Часто можно слышать о том, что по этой причине граждане и юридические лица просто не хотят обращаться в суд соответствующей юрисдикции.

      Формы защиты прав и законных интересов участников экономической деятельности можно подразделить на юрисдикционные и неюрисдикционные.

      Юрисдикция — круг полномочий судебного или административного органа по правовой оценке конкретных фактов, в т.ч. по разрешению споров и применению предусмотренных законом санкций.

      К юрисдикционным формам защиты можно отнести судебный порядок урегулирования спора, административный и иной порядок, при условии его установления на уровне федеральных законов. К неюрисдикционной форме можно отнести самозащиту, третейское разбирательство, разбирательство дел международными коммерческими арбитражами, досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров сторонами, посредничество, иные виды разрешения споров.

      studopedia.ru