Понятие уголовно-процессуального права и закона

Уголовно-процессуальный закон — Уголовно-процессуальное право (Перетятько Н.М.)

Уголовно-процессуальный закон — это нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти, регулирующий порядок возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения уголовных дел, деятельность участников уголовного судопроизводства и складывающиеся в сфере этой деятельности общественные отношения.

1. Производство по уголовным делам на территории РФ независимо от места совершения преступления во всех случаях ведется в соответствии с УПК, если международным договором РФ не установлено иное (ч. 1 ст. 2 УПК).

2. Производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных на воздушном, морском или речном судне (корабле), находящемся вне пределов Российской Федерации под флагом или с опознавательным знаком Российской Федерации, если судно приписано к порту в Российской Федерации, осуществляется в соответствии с уголовным и уголовно-процессуальным законодательством РФ (ч. 2 ст. 2 УПК).

3. При производстве по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения, если иное не установлено УПК (ст. 4 УПК).

В силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ не могут применяться законы, если они не опубликованы официально. Порядок официального опубликования определен ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Федеральные конституционные, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней со дня их подписания Президентом РФ. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами о их ратификации. Официальным опубликованием считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства РФ». Действие закона прекращается в случаях, когда: а) вступил в силу новый закон, который фактически исключает действие прежнего; б) закон отменен.

Уголовно-процессуальный закон не имеет обратной силы.

4. Производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами или лицами без гражданства на территории РФ, ведется по правилам УПК. В случае совершения преступления на территории РФ иностранным гражданином, впоследствии оказавшимся за ее пределами, вопрос о его выдаче для уголовного преследования или осуществления уголовного преследования в иностранном государстве решается по правилам международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства (ст. 458 УПК).

5. Процессуальные действия в отношении лиц, обладающих дипломатической неприкосновенностью, производятся лишь по просьбе указанных лиц или с их согласия, которое испрашивается через Министерство иностранных дел РФ. Конкретные условия производства следственных действий в отношении лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом и привилегиями, а также в помещениях и на территории частных и дипломатических резиденций регулируются международными договорами.

УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Понятие и значение уголовно-процессуального закона

Уголовно-процессуальный закон является источником уголовно-процессуального права, единственной внешней формой его выражения. Он устанавливает порядок уголовного судопроизводства, единый и обязательный по всем уголовным делам, для судов, органов предварительного расследования, прокурора, а также иных участников уголовного судопроизводства (ст. I УПК). Внутренним содержанием уголовно-процессуального закона являются нормы уголовно-процессуального права.

Уголовно-процессуальный закон регулирует общественные отношения в области уголовного судопроизводства, т.е. отношения государственных органов и должностных лиц, ведущих уголовной процесс, между собой и с другими участниками процесса, их взаимное поведение, состоящее в определенных действиях или в воздержании от запрещенных законом действий. Тем самым уголовно-процессуальный закон создает правовые основы уголовно-процессуальной деятельности, направленной на защиту прав и законных интересов личности.

Основные элементы механизма правового регулирования, созданного уголовно-процессуальным законом, состоят в том, что он: I) ставит перед органами предварительного расследования, прокурором и судом определенные задачи: 2) формулирует принципы их деятельности; 3) предоставляет им необходимые полномочия; 4) указывает основания, при наличии которых эти полномочия могут быть реализованы; 5) устанавливает порядок производства процессуальных действий; 6) определяет права и обязанности участников процесса.

Подвергая процессуальную деятельность тщательной правовой регламентации, уголовно-процессуальный закон вместе с тем оставляет место для выбора наиболее целесообразных правовых средств решения возникающих задач, для применения различных тактических приемов проведения тех или иных действий.

Система действующего уголовно-процессуального законодательства

Основой уголовно-процессуального законодательства, как и любой иной отрасли российского законодательства, является Конституция. Она имеет высшую юридическую силу и прямое действие при регулировании общественных отношений. В Конституции сформулированы основы организации и деятельности суда, прокуратуры, закреплены важнейшие принципы осуществления уголовно-процессуальной деятельности.

Специальным кодифицированным уголовно-процессуальным законом является Уголовно-процессуальный кодекс РФ, который принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 22 ноября 2001 г. УПК в основном введен в действие с 1 июля 2002 г., и окончательно с 1 января 2004 г. Именно он определяет порядок уголовного судопроизводства на территории РФ.

В систему уголовно-процессуального законодательства включается также ряд иных федеральных законов, которые регламентируют устройство и компетенцию судов, статус судей, полномочия и принципы деятельности прокуратуры, задачи и полномочия милиции, принципы организации, права и обязанности адвокатов и т.д.

Составной частью правовой системы РФ являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, заключенные Российской Федерацией, в том числе регламентирующие права человека в сфере уголовного судопроизводства. Поэтому они также относятся к системе действующего уголовно-процессуального законодательства. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные УПК, то применяются правила международного договора (ст. 1 УПК).

Для обеспечения единообразного и правильного применения всех указанных законов большое значение имеют постановления Пленума Верховного Суда РФ. В них разъясняются отдельные положения уголовно-процессуального закона, содержится развернутый анализ практики применения законодательства, раскрываются наиболее типичные ошибки в деятельности органов предварительного расследования и судов, обращается внимание на недостатки в применении закона и разъясняется его точный смысл. Постановления Пленума Верховного Суда РФ нельзя считать источниками уголовно-процессуального права, так как они не создают новых процессуальных норм, а являются лишь актами толкования таких норм. Вместе с тем они носят обязательный, инструктивный характер для всех органов и должностных лиц, ведущих уголовное судопроизводство. Тем самым постановления Пленума Верховного Суда РФ способствуют полной и правильной реализации требований закона, установлению единообразной практики его применения.

В уголовно-процессуальном правоприменении имеют решения Конституционного Суда РФ. Хотя в них не создаются новые процессуальные нормы, но если Конституционный Суд РФ признал закон, примененный по конкретному делу, не соответствующим Конституции РФ, то это исключает данный закон из правовых оснований при решении всех других дел, т.е. делает невозможным его дальнейшее применение.

Действие уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по кругу лиц

Действие уголовно-процессуального закона во времени: при производстве по уголовным делам применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения, если иное не установлено УПК (ст. 4).

Действие уголовно-процессуального закона в пространстве: производство по уголовным делам на территории РФ независимо от места совершения преступления ведется в соответствии с УПК, если международным договором РФ не установлено иное.

Правила осуществления уголовно-процессуальной деятельности, предусмотренные УПК, применяются также при производстве по уголовным делам о преступлении, совершенном на воздушном, морском или речном судне, находящемся вне пределов Российской Федерации под ее флагом, если указанное судно приписано к порту РФ (ст. 2 УП К).

Действие уголовно-процессуального закона по кругу лиц: производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами или лицами без гражданства, ведется на территории РФ в соответствии с правилами УПК.

Процессуальные действия, предусмотренные УПК в отношении лиц, пользующихся иммунитетом от таких действий в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ, производятся с согласия иностранного государства, на службе которого находится или находилось лицо, пользующееся иммунитетом, или международной организации, членом персонала которой оно является или являлось. Информация о том, пользуется ли соответствующее лицо иммунитетом и каков объем такого иммунитета, предоставляется Министерством иностранных дел РФ (ст. 3 УПК).

studme.org

Уголовно-процессуальный закон

Понятие уголовно-процессуального закона и его действие в Российской федерации

Сущность, содержание и форма уголовно-процессуального закона в полном объеме зависят от уголовно-правовой политики государства.

Вместе с тем нужно разделять уголовную политику в широком смысле слова, которая включает в себя мировоззренческие положения и их реализацию в законодательстве, на достижение целей и решение задач борьбы с преступностью. В этом плане уголовная политика включает в себя воззрения законодателей и общества на содержание уголовных, уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных и других норм права.

В то же время уголовно-процессуальная политика имеет самостоятельный характер.

Если согласиться с авторами, которые определяют уголовную политику в качестве отношения власти к состоянию преступности то следует признать, что уголовно-процессуальная политика — это отношение государственной власти и общества к процедурам борьбы с преступностью.

К сожалению, определенная часть процессуалистов ставит знак равенства между уголовно-процессуальным правом и уголовно-процессуальным законом.

Разумеется, эти понятия тесно связаны, но между ними существуют серьезные различия.

Именно поэтому в юридической теории существуют понятия «правовой закон» и «неправовой закон».

Ярким доказательством этих различий являются решения Конституционного Суда Российской Федерации о признании некоторых положений уголовно-процессуального закона не соответствующими нормам Конституции Российской Федерации.

Думается, что уголовно-процессуальное право — идеальная модель (тип, форма и т.д.) предварительного расследования преступлений и судебного разбирательства уголовных дел, формирующаяся на основе международных правовых норм, правосознания и опыта, национальных обычаев и традиций населения.

Уголовно-процессуальный закон — основная и бесспорная форма существования уголовно-процессуального права в реальной действительности.

Разумеется, мы полностью поддерживаем позицию законодателя, выраженную в ч. 2 ст. 1 УПК РФ, о том, что порядок, установленный уголовно-процессуальным законом, является обязательным для всех, и что при несоответствии федерального закона или иного нормативного акта Уголовно-процессуальному кодексу РФ влечет применение норм Кодекса (ст. 7 УПК РФ).

Уголовно-процессуальный закон — обладающий высшей юридической силой нормативный акт высшего представительного (законодательного) органа государства, регулирующий общественные отношения в сфере уголовного судопроизводства.

В теории уголовного процесса и в уголовно-процессуальном законодательстве различают действие закона во времени, в пространстве и в отношении конкретных лиц.

Действие закона во времени определяется тем, что при производстве по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения, если иное не установлено уголовно-процессуальным законом (ст. 4 УПК РФ).

Данное положение определяется тем, что новый уголовно-процессуальный закон, как и ранее действующий, в отличие от уголовного закона, не имеет обратной силы даже в случаях, когда он предусматривает более благоприятные условия для тех или иных участников уголовного судопроизводства.

Однако в уголовно-процессуальном законе могут быть установлены исключения из данного принципиального положения.

Действие уголовно-процессуального закона в пространстве определяется «принципом почвы», т.е. территориальным принципом.

Это означает, что независимо от места совершения преступления уголовное судопроизводство на территории России осуществляется на основе ее уголовно-процессуального законодательства, если международным договором России не установлено иное.

При этом нормы отечественного уголовно-процессуального законодательства применяются также при производстве по уголовному делу о преступлении, совершенном на воздушном, морском или речном судне, находящемся за пределами территории России под ее флагом, если указанное судно приписано к порту Российской Федерации (ст. 2 УПК РФ).

Действие уголовно-процессуального закона в отношении конкретных лиц определяется единством порядка уголовного судопроизводства и принципом равенства граждан перед законом и судом. Поэтому действие уголовно-процессуального законодательства распространяется на граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов).

Исключение из этого правила составляют только лица, обладающие различными иммунитетами.

В частности, процессуальные действия и решения в отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности, соответственно производятся и принимаются по просьбе этих лиц или с их согласия, которое испрашивается через Министерство иностранных дел Российской Федерации (ст. 3 УПК РФ).

Вопрос об уголовной ответственности этих лиц разрешается в соответствии с нормами международного права (Конвенции о привилегиях и иммунитетах Организации Объединенных Наций 1946 г., Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 г., Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. и т.д.)

В круг лиц, пользующихся иммунитетом, входят, например, главы дипломатических представительств, члены представительств, имеющие дипломатический ранг, и члены их семей, если последние не являются гражданами или подданными государства пребывания.

К иным лицам, пользующимся иммунитетом, относятся, в частности:

а) главы государств, правительств, главы внешнеполитических ведомств государств, члены персонала дипломатического представительства, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства;

б) члены семей, проживающие вместе с указанными лицами, если они не являются гражданами или подданными государства пребывания или не проживают в нем постоянно;

в) другие лица, которые пользуются иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам России.

Кроме того, неприкосновенностью от уголовной ответственности с различной степенью охраны их прав, свобод и законных интересов обладают лица, перечисленные в ст. 447 УПК РФ.

Уголовно-процессуальные отношения с данными лицами будут предметом самостоятельного рассмотрения.

Структура уголовно-процессуального закона и уголовного судопроизводства

Структура уголовно-процессуального закона не только взаимосвязана со структурой уголовного судопроизводства, но и определяет последнюю.

Уголовно-процессуальный закон вполне определенно и четко делится на Общую и Особенную части.

Общую часть уголовно-процессуального закона составляют процедуры, регулируемые ст. 1 — 139 УПК РФ.

В этой части уголовно-процессуального закона устанавливаются принципы и назначение уголовного судопроизводства; даются понятия участников уголовного процесса и излагаются их права, обязанности и ответственность; устанавливаются правила уголовно-процессуального доказывания; предусматриваются меры уголовно-процессуального принуждения к участникам уголовного судопроизводства; и т.д.

В самом общем виде можно констатировать, что в Общей части Уголовно-процессуального кодекса РФ сформулированы правила, имеющие то или иное отношение ко всем нормам Особенной части уголовно-процессуального закона.

Общая часть состоит из шести разделов:

  1. общие положения;
  2. участники уголовного судопроизводства;
  3. доказательства и доказывание;
  4. меры процессуального принуждения;
  5. ходатайства и жалобы;
  6. иные положения.
  7. Эти разделы включают в себя 18 глав.

    Особенную часть уголовно-процессуального закона составляют процедуры, регулируемые ст. 140—474 УПК РФ.

    В этой части регулируются порядок возбуждения уголовного дела и производства следственных действий; приостановление производства по уголовному делу; виды окончания предварительного расследования; формы назначения судебного разбирательства и общие УСЛОВИЯ его проведения; порядок исполнения судебных решений; производство в различных контрольных стадиях; и т.д.

    Особенная часть состоит из 13 разделов:

  8. возбуждение уголовного дела;
  9. предварительное расследование;
  10. производство в суде первой инстанции;
  11. особый порядок судебного разбирательства;
  12. особенности производства у мирового судьи;
  13. особенности производства в суде с участием присяжных заседателей;
  14. производство в суде второй инстанции;
  15. исполнение приговора;
  16. пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда;
  17. особенности производства по отдельным категориям уголовных дел;
  18. особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц;
  19. порядок взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями;
  20. применение бланков процессуальных документов. Эти разделы включают в себя 38 глав.
  21. В действующем законодательстве значительный интерес представляют особые производства.

    Принципиальное единство уголовно-процессуальной формы не исключает ее дифференциации.

    Ярким выражением дифференциации уголовно-процессуальной формы является наличие разнообразных особых производств в уголовном процессе.

    Особое производство в уголовном процессе — урегулированная уголовно-процессуальным законом и базирующаяся на общих правилах (принципах, условиях и т.д.) уголовного судопроизводства специфическая форма правоотношений и деятельности участников судопроизводства, обусловленные характером и степенью тяжести преступлений, социально-правовым статусом или мнением обвиняемых либо социально-психологической и психической характеристикой лиц, подлежащих уголовной ответственности, и т.д.

    В правовой литературе традиционно относят к особым производствам порядок расследования и судебного разбирательства уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, и общественно опасных деяниях, совершенных лицами, страдающими психическими расстройствами, а также лицами, заболевшими душевной болезнью (психическим расстройством) после совершения преступления.

    Однако действующее уголовно-процессуальное законодательство значительно расширило, на наш взгляд, перечень особых производств в уголовном процессе.

    В настоящее время к особым производствам в отечественном уголовном процессе следует отнести производства:

    а) в мировом суде (у мирового судьи);
    б) в суде с участием присяжных заседателей;
    в) в особом порядке судебного разбирательства в суде первой инстанции;
    г) в отношении лиц, не достигших совершеннолетия;
    д) в отношении лиц, страдавших психическими расстройствами в момент совершения общественно опасного деяния, а также лиц, психические расстройства которых наступили после совершения ими преступления;
    е) в отношении отдельных категорий лиц, указанных в уголовно-процессуальном законе;
    ж) в отношении лиц, преступная деятельность которых подпадает под юрисдикцию международно-правовых норм;
    з) в отношении лиц, подлежащих реабилитации в уголовном судопроизводстве.

    Таким образом, в связи с демократизацией и гуманизацией уголовного судопроизводства законодатель серьезно дифференцировал его порядок за счет введения новых особых производств.

    Перечисленные разделы и главы уголовно-процессуального закона содержат институты уголовно-процессуального права (или законодательства).

    Институт уголовно-процессуального законодательства — норма (т.е. отдельная статья закона) или совокупность норм уголовно-процессуального законодательства, регулирующие однотипные общественные отношения в сфере уголовного судопроизводства (институт подозреваемого, институт привлечения лица в качестве обвиняемого, институт приостановления производства по уголовному делу и т.д.).

    Нужно иметь в виду, что по этому вопросу существуют иные точки зрения, противоположные взглядам авторов настоящего учебника.

    Ядром (или центром) любой главы является статья уголовно-процессуального закона.

    В уголовно-процессуальной и иной литературе нередко ставится знак равенства между нормой и статьей уголовно-процессуального закона.

    Такой подход, на наш взгляд, является неправильным потому, что он влечет необоснованное решение о структуре норм и статей уголовно-процессуального закона.

    Не вдаваясь в научные дискуссии, дадим в учебнике определения понятий, знание которых необходимо, на наш взгляд, правоведам, юристам.

    Уголовно-процессуальная норма — правило поведения участников уголовного процесса, регулируемое законом путем указания на условия возникновения соответствующего правоотношения, определения его субъектов, установления их прав и обязанностей и санк-ций за ненадлежащее поведение.

    В соответствии со способами правового регулирования (дозволение, предписание, запрет) нормы уголовно-процессуального права подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

    Управомочивающие — нормы права, наделяющие участников уголовного процесса правами, использование (или реализация) которых зависит от их усмотрения (волеизъявления).

    Обязывающие — нормы права, предусматривающие определенный порядок поведения участников уголовного процесса в конкретных условиях, невыполнение которых должно влечь отрицательные юридические последствия.

    Запрещающие — нормы права, требующие от участников уголовного процесса воздержания от совершения определенных уголовно-процессуальных действий или принятия процессуальных решений.

    Уголовно-процессуальная норма структурно состоит, как нам представляется, из гипотезы, диспозиции и санкции.

    Гипотеза уголовно-процессуальной нормы — условия (юридические факты), при которых возникает соответствующее уголовно-процессуальное отношение, связанное с реализацией ее диспозиции (т.е. правила поведения).

    Диспозиция уголовно-процессуальной нормы — собственно правило поведения участника уголовного судопроизводства, связанное с осуществлением прав, выполнением обязанностей или соблюдением различного рода запретов.

    Санкция уголовно-процессуальной нормы — указание на характер принудительных мер, принимаемых при наличии уголовно-процессуального нарушения.

    Уголовно-процессуальные санкции носят в основном правовостановительный характер, т.е. влекут негативные процессуальные последствия.

    В отдельных случаях возможно наступление дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в зависимости от характера и степени тяжести (общественной опасности) нарушения уголовно-процессуальных норм.

    Статья уголовно-процессуального закона может действительно состоять (и состоит), как правило, из:

    а) одного элемента — диспозиции;
    б) двух элементов — диспозиции и санкции;
    в) гипотезы и диспозиции.

    Достаточно ярким примером трехчленной формулы уголовно-процессуальной нормы являются положения главы 13 УПК РФ «Меры пресечения».

    В этой главе основания применения мер пресечения и их отмены или изменения выступают в роли гипотезы (условия).

    Ими являются достаточные достоверные данные, обосновывающие предположение о целях поведения подозреваемого, обвиняемого (ст. 97, ч. 1 ст. 110 УПК РФ).

    Диспозиции нормы, т.е. сущность предусмотренной уголовно-процессуальным законом каждой меры пресечения, изложены в ст. 98-ПО УПК РФ.

    Санкции этой нормы присутствуют в ст. 100 (безусловная отмена меры пресечения), 117, 118 (наложение денежного взыскания), ст. 106 (обращение залога в доход государства), ст. 108, 109 УПК РФ (отказ в удовлетворении ходатайства следователя, дознавателя о заключении под стражу или продлении срока содержания под стражей).

    Краткое, конспективное рассмотрение соотношения уголовно-процессуального права и уголовно-процессуального закона позволяет нам перейти к изучению следующего, очень важного вопроса, каковым является вопрос о взаимосвязи уголовно-процессуального законо-дательства и практики его применения с другими отраслями законодательства или соответствующих наук, направлений, теорий и т д.

    Взаимосвязь уголовно-процессуального права с другими отраслями права и науки уголовного процесса и с другими отраслями научного знания

    Подавляющее большинство авторов ставит знак равенства между различными законами (соответствующими отраслями права) и теориями научных дисциплин, не имеющих в целом правового регулирования, что, на наш взгляд, совершенно неверно.

    Разумеется, между уголовно-процессуальным законом и нормами некоторых отраслей права существует неразрывная связь (например, с нормами уголовного законодательства).

    Тем не менее, вряд ли можно отождествлять содержание законодательства с содержанием соответствующих наук.

    Следует иметь в виду, что связь уголовно-процессуального законодательства, гражданского и гражданского процессуального законов имеет место. Однако она будет рассмотрена в соответствующих главах настоящего учебника.

    Между тем такая связь существует с другими отраслями научного знания. В некоторых ситуациях, однако, она не имеет законодательного основания.

    В этом случае взаимосвязь осуществляется, на наш взгляд, на основе научных платформ; общих, комплексных идей, направленных на разрешение проблем борьбы с преступностью, и т.д.

    В качестве примера достаточно привести взаимосвязь уголовного процесса с криминологией, криминалистикой, судебной медициной или судебной психиатрией.

    Разумеется, нас могут упрекнуть в том, что прямо или косвенно уголовно-процессуальный закон упоминает об этих научных отраслях знаний.

    Однако мы обращаем внимание на то, что реализация этих знаний не регулируется уголовно-процессуальными законом, за исключением назначения судебной экспертизы, которое вряд ли может быть расценено в качестве законодательного регулирования ее производства.

    На наш взгляд, наибольшую и тесную связь уголовно-процессуальный закон имеет с уголовным законом.

    Достаточно отметить, что особые производства по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними (ст. 420— 432 УПК РФ), по применению принудительных мер медицинского характера (ст. 433—466 УПК РФ), неразрывно связаны соответственно с уголовно-правовыми предписаниями ст. 87—96 и 97—104 УК РФ.

    При рассмотрении данного вопроса нужно иметь в виду, что уголовное право относится к числу материальных отраслей, в связи с чем оно обладает преимущественным влиянием на уголовно-процессуальное законодательство.

    Однако уголовно-процессуальное право имеет собственные интересы, которые «не охватываются» уголовным правом.

    Тем не менее, взаимосвязь уголовного процесса и уголовного права в самом обобщенном виде проявляется во влиянии:

  22. принципов уголовного права и уголовного процесса;
  23. признаков составов преступлений и предмета доказывания по конкретным уголовным делам;
  24. оснований прекращения уголовного дела или уголовного преследования и освобождения от уголовной ответственности или наказания и т.д.

Взаимосвязь рассматриваемых научных дисциплин вообще трудно переоценить.

По крайней мере, ни одна работа по уголовному процессу не может быть подготовлена без учета норм уголовного закона и идей специалистов в этой области права.

Однако и специалисты в сфере уголовного судопроизводства оказывают существенное влияние, по крайней мере, на совершенствование норм, регулирующих систему наказаний и порядок их применения.

Это обусловлено тем, что только уголовно-процессуальная практика может, по нашему мнению, выявить достоинства и недостатки применения уголовного закона.

Взаимосвязь уголовного судопроизводства и криминалистики определяется прежде всего тем, что криминалистические рекомендации, тактические приемы и т.д. находились в свое время в Особенной части науки уголовного процесса.

В настоящее время криминалистика, оформившись в самостоятельную отрасль научного знания, объективно не потеряла и не может потерять связь с уголовным процессом.

С одной стороны, криминалистические работы, за исключением исследования собственных проблем, не могут не учитывать правового регулирования процесса установления объективной истины по уголовному делу.

С другой стороны, законодатель в сфере регулирования общественных отношений в уголовном процессе и исследователи уголовно-процессуального законодательства не могут абстрагироваться от результатов исследования криминалистов.

Ярким примером, правда, не совсем удачным, на наш взгляд, являются положения ст. 181 УПК РФ, связанные с производством следственного эксперимента.

В данном случае законодатель, излагая сущность следственного эксперимента, использовал его виды, разработанные специалистами в области криминалистики.

Уголовно-процессуальная теория и законодательство тесно связаны с криминологией.

К данным криминологических исследований отечественный законодатель и специалисты в области уголовного процесса и криминалистики относятся в целом индифферентно, за исключением отдельных авторов.

Между тем нам представляется, что без криминологического мониторинга невозможно:

а) уголовное и уголовно-процессуальное регулирование общественных отношений, о чем свидетельствуют многочисленные изменения и дополнения в нормы соответствующих отраслевых законодательств. За пять лет действия уголовно-процессуального законодательства депутаты Государственной Думы внесли в него около тысячи поправок;
б) совершенствование уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Очевидна взаимосвязь уголовного судопроизводства вообще и в частности с судебной психологией, судебной медициной или судебной психиатрией, обусловленная возможностью, а иногда — обязанностью производства соответствующих экспертиз.

Сотрудники правоохранительных органов вообще и органов, осуществляющих уголовное судопроизводство, в частности, не могут не учитывать результаты исследований медиков, связанных с определением характера и степени тяжести вреда, причиненного здоровью, психического или эмоционального состояния лица, совершившего преступление или общественно опасное деяние, и т.п.

В то же время при даче заключений или показаний специалисты и эксперты должны руководствоваться нормами уголовно-процессуального законодательства.

Связи уголовно-процессуального законодательства и практики его применения с другими научными дисциплинами также очень велики. Они не подвергнуты анализу лишь в силу ограниченного объема учебника.

be5.biz