По делам несовершеннолетних история

История создания комиссии

Днем рождения комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав считается 14 января 1918 года. В этот день Декретом Совета Народных Комиссаров, подписанным В.И.Лениным были созданы комиссии по делам несовершеннолетних. Находились они в ведении Наркомата просвещения и его местных органов. Комиссиям определялась роль организатора профилактической работы и координационная функция. Полностью решить проблему беспризорности подростков не удалось: в 1926 году в стране еще насчитывалось до 334 тысяч беспризорных и неустроенных детей.

С 1931 года на комиссии возлагались задачи по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью, охране прав несовершеннолетних, рассмотрение дел об их правонарушениях и применение к ним мер медико-педагогического характера. Комиссии имели право помещать правонарушителей в возрасте от 14 до 16 лет в трудовые дома для несовершеннолетних Наркомата внутренних дел РСФСР и даже давали согласие на смертную казнь несовершеннолетних преступников. В мае 1935 г. комиссии были упразднены. Ответственность за своевременное устройство детей возлагалась непосредственно на местные советские органы.

В годы Великой Отечественной войны ставилась задача выявления всех беспризорных детей и размещения их в приемниках-распределителях. 22 июня 1942 года было издано Постановление СНК СССР об устройстве детей, оставшихся без родителей, 15 июня 1945 года – Постановление об усилении мер по борьбе с детской беспризорностью и хулиганством, согласно которому был учрежден новый тип воспитательных учреждений – детские трудовые воспитательные колонии.

После войны больше внимания стало уделяться профилактической работе с несовершеннолетними, а указом президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. было утверждено Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних (действующее и поныне), которым при органах исполнительной власти каждого города или района создавалась комиссия по делам несовершеннолетних и вводилась должность освобожденного секретаря комиссии.

В течение последующих лет это Положение неоднократно изменялось: уточнялись функции, расширялись полномочия по борьбе и предупреждению детской беспризорности и безнадзорности.

В архиве города Волгореченск первые материалы КДН хранятся за 1968 и 1970 годы, до этого момента все дела, относящиеся к компетенции КДН, решались в г. Костроме.

Архивные материалы представляют собой документы (личные дела несовершеннолетних, родителей), направленные на рассмотрение комиссии различными учреждениями – школой, милицией. Не содержат протоколов, других документов, характеризующих работу комиссии.

С 1969 по 1971 годы председателем КДН и ЗП была Гусева Е.Ф., затем Винокуров З.А. В состав комиссии входили 5 человек.

За 1971 и 1972 годы материалов комиссии в архиве нет.

Первые протоколы работы комиссии появились в архиве за 1973 год.

Председателем комиссии была Афанасьева Муза Павловна (заместитель председателя исполкома), секретарем — Мартынов Петр Петрович.

В состав комиссии входило 10 человек.

Заседания комиссии были нерегулярными. Первое заседание комиссии в 1973 году состоялось 20 июня 1973г.

С сентября 1974 по 1989 годы председателями комиссии были Зорин Николай Васильевич, Макарова Лидия Ивановна, Запрудная Людмила Михайловна, Солоников И. В., Архипова Валентина Григорьевна, Смирнов Игорь Александрович.

С 1989 по 1993 годы председателем КДН был Кочетков Владимир Аркадьевич.

С 1993 по 2011 годы председатель -Долгих Лидия Дмитриевна.

С 2011 г. по март 2016 года председатель — Орлова Ольга Александровна.

в настоящее время председателем является заместитель главы администрации Шадричева Нина Валентиновна.

Ответственными секретарями комиссии с 1973 года были: были Мартынов Петр Иванович, Тощакова Таисия Яковлевна, Ковалева Ирина Михайловна, Филицкая Светлана Рудольфовна, Старкова Александра Валентиновна, Зайцева Инна Леонидовна, Деревенькова Татьяна Алексеевна.

В настоящее время Комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав придается особое внимание, их работа приобретает значимость и актуальность на современном этапе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов.

go-volgorechensk.ru

Экспресс-опрос

Просим Вас принять участие в опросе, который проводится с целью определения перечня ограничений и факторов, влияющих на принятие решения о получении «Дальневосточного гектара».

История создания комиссии по делам несовершеннолетних в поселке Прогресс

14 января 2018 года исполнилось 100 лет со дня создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. На протяжении всех этих лет комиссии играют важную роль в решении проблем защиты детей от жестокости, насилия, негативных влияний социальной среды.
Об истории становления и развития комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в поселке Прогресс – наш рассказ.

История поселка Прогресс насчитывает чуть более шестидесяти лет, а история создания на нашей территории комиссии по делам несовершеннолетних и того меньше.
Из архивных материалов. Решение Прогрессовского поселкового Совета народных депутатов (исполнительный комитет) № 27 от 25 марта 1988 года: «В поселке Прогресс на учете ИДН стоит 44 подростка, 4 неблагополучных семьи, на всех правонарушителей и семьи заведены дела. Составлен совместный план работы с ПУ-5 и средними школами по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Проводится индивидуальная работа с подростками и родителями. Ведется профилактическая работа по месту жительства путем посещения подростков и бесед с ними. Доводится информация и до трудовых коллективов о принятии мер к родителям, не занимающихся воспитанием детей. Эта работа дала неплохие результаты: по сравнению с прошлым годом преступность среди несовершеннолетних снизилась с 27 преступлений до 23, а число несовершеннолетних, принимавших участие, с 25 до 17 подростков…».
С 1978 года председателем КДН была Светлана Николаевна Емельянова, членами КДН были представители школ, училища, предприятий. От школы № 7 – Альбина Гавриловна Спицина, от школы № 20 – Галина Михайловна Кашуба, от школы № 4 – Наталья Николаевна Донченко, от Центра внешкольной работы – Светлана Петровна Тарасова, от ДК Стекольного завода – Ада Васильевна Ахромеева, от ГРЭС – Надежда Николаевна Оковитая.
Из воспоминаний Нины Григорьевны Макаровой:
«Работа комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) неразрывно связана с работой инспектора по делам несовершеннолетних.
Долгий период времени председателем КДН была С.Н.Емельянова. Освобожденного секретаря не было. Были общественные воспитатели. Функции секретаря КДН исполнял инспектор. С 1978 года им была Вера Ивановна Калугина – инспектор детской комнаты милиции (ДКМ).
Председателем КДН поселка Новорайчихинск была Людмила Ивановна Иванова, она же – заместитель председателя поселкового совета в поселке Новорайчихинск. Удивительная женщина, очень душевная и справедливая.
В 1980-1983 гг. была сложная криминальная обстановка в поселке Новорайчихинск. Конокрады (как оказалось, несовершеннолетние) атаковали поселок: встречали запоздалых прохожих, на конях загоняли в огороды, где могли ограбить или убить. В результате кропотливой работы ППН, участковых инспекторов, членов КДН были проведены ночные по поселку. Подростков-конокрадов выявили, а материалы рассмотрены на КДН. Одного подростка отправили в спецучреждение поселка Известковый.
Совместно с ППН и членами КДН регулярно проводились рейды по неблагополучным семьям и трудным подросткам. Для этих целей предприятия Прогресса выделяли транспорт.
Ночные заседания КДН проводились после 22.00 часов (по решению исполкома после 22.00 часов несовершеннолетним не разрешалось находиться на улице без присмотра родителей). К таким заседаниям готовились очень тщательно. Задействовали инспекторов ППН, участковых инспекторов, сотрудников ГАИ. Выявляли бродяжек, проверяли канализационные колодцы, подвалы. Всех задержанных досматривали в милиции, устанавливали личность, ночью доставляли родителей и на втором этаже поселковаого совета разбирали на КДН. КДН выносила решение в отношении подростков и их родителей. Все результаты освещались, как правило, в прессе (газета «Горняк»).
Проводились выездные КДН на предприятиях (ГРЭС, РСЗ, АЗДМ и др.) . Проводились заседания в школах и училище. В среднем в год лишали родительских прав 7-8 семей. Направляли подростков в спецшколу, в спецучилище 6-7 человек.
В ПУ-5 работа КОО (комсомольско-оперативный отряд), командиром которой была ученица училища — Федькина Светлана. Она также оказывала помощь в работе КДН».
20 декабря 1990 года в отделе кадров Стекольного завода в качестве инспектора по делам несовершеннолетних была принята на работу Маргарита Викторовна Белозерцева. Именно эта дата стала началом отсчета появления комиссии по делам несовершеннолетних в Прогрессе.
В конце 1991 года Маргарита Викторовна перешла работать на Райчихинскую ГРЭС.
Должность секретаря КДН была передана в администрацию поселка.
В 1992 году, на должность секретаря КДН, была принята на работу Галина Николаевна Судакова.
Отработав двадцать лет в этой должности, 1 апреля 2013 года Галина Николаевна Судакова ушла на заслуженный отдых.
С 2013 год и по сей день на этой должности трудится Юлия Сергеевна Ким.
Она уверена, что дети и подростки остаются категорией, особо нуждающейся в государственной поддержке, и они должны находиться под защитой государства.

admprogress.ru

Администрация МО город Армавир

официальный сайт

История создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

14 января 1918 года Председателем Совета Народных Комиссаров В.И.Лениным был подписан декрет о комиссиях для несовершеннолетних. Этим декретом упразднялись суды и тюремные заключения для малолетних, дела о лицах обоего пола до 17 лет, замеченных в общественно опасных деяниях, передавались на рассмотрение созданных комиссий.

Декретом Совета Народных Комиссаров от 22 мая 1925 года при народном Комиссариате Просвещения РСФСР была создана Центральная комиссия по делам несовершеннолетних. В декрете подчёркивалось, что комиссия создаётся для организации планомерной борьбы с правонарушениями и согласования деятельности заинтересованных ведомств.

В соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР от 11 июля 1931 года перед комиссиями была поставлена задача проведения на местах работы по охране прав и интересов несовершеннолетних, по предупреждению и борьбе с их безнадзорностью, правонарушениями и беспризорностью, в первую очередь, путём осуществления мер медикопедагогического характера. Общее руководство комиссиями осуществлялось Наркомпросом РСФСР.

В годы Великой Отечественной войны Совет Народных Комиссаров РСФСР принял постановление от 23 января 1942 года № 75 «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», предусматривающее образование при исполкомах краевых, областных, городских и районных Советов комиссий по устройству детей, оставшихся без родителей.

В соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР от 14 апреля 1943 года № 300 на комиссии были возложены обязанности не только по устройству детей, оставшихся без родителей, но и по предупреждению детской беспризорности, охране прав несовершеннолетних.

Это Положение действовало до принятия Советом Министров РСФСР постановления от 4 октября 1957 года № 1099 «О мерах улучшения работы среди детей вне школы и предупреждения детской безнадзорности», которым было утверждено новое Положение о комиссиях по устройству детей и подростков. Этим же постановлением местным Советам было разрешено устанавливать в комиссиях при Советах Министров автономных республик, крайисполкомах, облисполкомах, а также горисполкомах городов республиканского подчинения, райисполкомах городов Москвы и Ленинграда должность ответственного секретаря комиссии.

В дальнейшем функции комиссий были определены Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, утверждённым Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 августа 1961 года.

Это положение утратило силу в связи с утверждением Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года.

Таким образом, комиссии по делам несовершеннолетних, впервые созданные декретом Совета Народных Комиссаров в 1918 году, на протяжении всей истории Советского государства и вплоть до сегодняшних дней обеспечивают реализацию мер по охране прав и законных интересов, предупреждению правонарушений несовершеннолетних.

С 2007 года комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Краснодарском крае функционируют в новых условиях. Был принят закон Краснодарского края от 13 ноября 2006 года № 1132-КЗ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Краснодарском крае».

Администрация Краснодарского края выделила более 30 млн. рублей на создание 60 отделов по делам несовершеннолетних, обеспечивающих деятельность комиссии. Количество штатных работников комиссии увеличилось с 88 до 124 человек, значительно повысился их статус.

На учёте в армавирской комиссии по делам несовершеннолетних состоят 35 семей находящихся в социально опасном положении и 48 несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуально профилактическая работа. В сравнении с предыдущими годами наблюдается некоторое сокращение количества семей и несовершеннолетних, попавших под контроль органов системы профилактики. А это значит, что некоторые семьи вышли из зоны риска и отдельные родители стали более ответственно относиться к родительским обязанностям и собственным детям, а подрастающая молодежь стала более сознательной.

www.armawir.ru

История создания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (сокращенное название – КДНиЗП) — российский специализированный государственный орган, призванный координировать деятельность всех государственных органов и общественных организаций, осуществляющих защиту прав и законных интересов несовершеннолетних.

Основной целью деятельности КДНиЗП (далее — «Комиссии») является обеспечение правовых, процессуальных, организационных и иных условий и гарантий для социального становления несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, адаптации и реабилитации подростков, вступивших в конфликт с законом, детей, пострадавших от насилия и жестокости.

Деятельность Комиссий основана на нормах и принципах международного права, определенных Конвенцией ООН о правах ребёнка, регламентируется положениями Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», другими нормативными правовыми документами Российской Федерации в сфере защиты прав детей.

Порядок образования Комиссий и осуществления ими отдельных государственных полномочий определяется законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

История создания комиссий исчисляется с 14 января 1918 года, когда В.И. Ленин подписал Декрет Совета Народных Комиссаров «О комиссиях для несовершеннолетних», определивший курс молодого государства на социальное воспитание детей и подростков, на применение к ним мер воспитательного и принудительного характера. Таким образом, Комиссии по делам несовершеннолетних предназначались для организации планомерной борьбы с правонарушениями несовершеннолетних и согласования деятельности заинтересованных ведомств. Суды и тюремные заключения для малолетних и несовершеннолетних, не достигших 18 лет, были упразднены.

В июле 1920 года Советской властью утверждена первая инструкция о работе Комиссий по делам несовершеннолетних. С этого времени основная задача Комиссий была определена как оказание медико-психологической, педагогической и социальной помощи несовершеннолетним. Вместе с тем, окончательное решение о судьбе подростка, совершившего преступление, решал не суд, а Комиссия по делам несовершеннолетних. Судья докладывал членам Комиссии материалы уголовного дела, и решение принималось коллегиально. Заседания Комиссий были публичными, с присутствием прессы, однако в отношении подростков-правонарушителей сохранялась анонимность.

31 мая 1935 года СНК СССР принял постановление «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности», и Комиссии по делам несовершеннолетних как органы по защите прав детей были упразднены.

Вновь Комиссии по делам несовершеннолетних возродились в период в 1957 году постановлением Совета Министров РСФСР. Комиссиям была возвращена роль органа, как и в начале 20-х годов, координирующего всю работу по профилактике детской безнадзорности и правонарушений.

Спустя 10 лет, в 1067 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР утверждено «Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних», которое действует и в настоящее время.

В 1999 году был принят Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который впервые определил перечень субъектов системы профилактики в этой сфере и возложил на Комиссии важную роль – координации деятельности всех органов и учреждений по защите прав детей.

Комиссии по делам несовершеннолетних Енисейской губернии, так же, как и детские инспекции, приемники-распределители, находились в ведении подотдела правовой защиты детей и несовершеннолетних Енисейского губернского отдела народного образования, организованного в 1920 году. Председателем Губернской комиссии по делам несовершеннолетних был Сергей Иванович Миловидов, членами комиссии были врачи, народные судьи, сестры и братья социальной помощи.

Задачей комиссии по делам несовершеннолетних на тот период времени стало определение мер медико-педагогического воздействия на несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных деяниях. Вместе с тем большинство правонарушений несовершеннолетних в те годы носили случайный характер.

В каждом уездном городе (Канск, Ачинск, Енисейск, Минусинск) также имелись комиссии по делам о несовершеннолетних. Действия их, в основном, были таковы: разобрав дело по обвинению несовершеннолетних, комиссия делала обвиняемым внушение, или же отдавала их под надзор родителей или работников социальной помощи, или помещала их в детские дома и интернаты.

Параллельно с комиссиями по делам несовершеннолетних в этом же направлении и в тесном сотрудничестве работали несколько организаций. Поэтому для руководства работой различных советских учреждений в области улучшения жизни детей 10 февраля 1921 года была организована полномочная комиссия по улучшению жизни и быта детей при Всероссийском Центральном исполнительном Комитете. Согласно положению, в ней представительствовали следующие учреждения: Всероссийская Чрезвычайная Комиссия, Рабоче-крестьянская инспекция, Наркомат здравоохранения, Всероссийский Центральный Совет Профессиональных Союзов, Наркоматы продовольствия и просвещения. Председателем Всероссийской комиссии по улучшению жизни детей стал председатель Всероссийской Чрезвычайной Комиссии Феликс Эдмундович Дзержинский.

27 марта 1935 года в связи с организацией Красноярского края постановлением Президиума Красноярского крайисполкома № 329 организуется краевая комиссия по делам несовершеннолетних.

Сотни разутых и раздетых ребятишек Уфы, Самары, Челябинска и других городов Поволжья направлялись в Сибирь «за хлебушком». В связи с огромным количеством голодающих детей Сибири предстояло принять 32 санитарных поезда в среднем по 400 детей. И это только так называемые организованные дети — из детских домов и других учреждений. А сколько их добиралось самостоятельно! На Енисейскую губернию по общесибирской разверстке приходилось 2000 детей из голодающих губерний Центральной России. Не хватало помещений, не было приемника-распределителя, в котором дети могли бы пройти карантин. Поэтому для дополнительного получения средств Комиссии по улучшению жизни детей при Красноярском окрисполкоме были переданы квасной завод «Богатырь», жилые дома, портновская, швейная, сапожная, столярная, гармонная, жестяно-кузнечная, шапочная, пимокатная, часовая мастерские, фотомастерская, гужевой парк, парикмахерская, столовая-буфет, веревочное производство, пасека, кузница, гончарное производство.

21 февраля 1936 года в Красноярске создается краевой фонд по организации помощи беспризорным детям имени В.И. Ленина.

В течение последующих лет деятельность комиссий неоднократно изменялась: уточнялись их функции, расширялись полномочия. Но основная цель деятельности комиссий — координация и организация работы по профилактике преступности, правонарушений несовершеннолетних, их безнадзорности и беспризорности — оставалась неизменной.

Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденное указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года определило исполнение мер административного воздействия. Со временем эта функция также усложнялась, увеличивались полномочия.

В Федеральном законе от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» четко закреплено лидирующее положение комиссий в системе органов и учреждений, занимающихся профилактикой указанных явлений среди несовершеннолетних и ее правозащитная функция. В названии «комиссии по делам несовершеннолетних» добавилось «и защите прав».

В Красноярском крае система комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав представлена двумя взаимодействующими уровнями:

краевой уровень: комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве края (деятельность обеспечивается 3-мя штатными работниками);

муниципальный уровень: 75 комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных образованиях края (деятельность обеспечивается 96 штатными специалистами).

Современная практика работы и законодательная база закреплена соответствующими Законами края:

КДНиЗП при Правительстве края
2011 год

www.krskstate.ru

В царской России в 1910 году насчитывалось до 2,5 миллионов детей, не имеющих крова и питания, в 1919 г. около 3 миллионов. По предложению В.И. Ленина был создан государственный Совет защиты детей, куда входили представители наркоматов социального обеспечения, продовольствия, просвещения, здравоохранения и труда. Совет возглавил А.В. Луначарский. Несмотря на огромную работу, число беспризорников к 1921 г. возросло до 4,5 миллионов. Тогда по инициативе Ф.Э. Дзержинского и под его руководством была создана комиссия по улучшению жизни детей. По предложению комиссии ВЧК была создана разветвленная сеть временных и постоянных воспитательных учреждений: детских домов, школ санаторного типа, колоний, коммун, детских городков и приютов.

В литературе тех лет справедливо указывалось, что применяемые к несовершеннолетним меры не всегда отвечали характеру содеянного в отличие от детских судов, где «крупному преступлению всегда соответствовал крупный приговор». Более того, при обсуждении Декрета и даже после его принятия против упразднения судов и тюремного заключения для несовершеннолетних в возрасте до 17 лет выступали работники Наркомюста как в центре, так и на местах.

Например, съезд комиссаров юстиции Западной Сибири, Урала и Степного края, состоявшийся в г. Омске в мае 1918 г., разработал Положение и Инструкцию «О комиссиях для суждений о преступных действиях несовершеннолетних», которые, вступая в противоречие с Декретом, устанавливали, что ведению комиссий подлежат только несовершеннолетние в возрасте до 15 лет, а сами комиссии организуются и находятся под контролем губернских комиссаров юстиции.

Необходимость внесения изменений в законодательство о несовершеннолетних была осознана позднее, когда детская беспризорность и правонарушения среди несовершеннолетних приняли особо тревожные размеры. «Детская беспризорность, часто являющаяся в самых уродливых, ужасающих формах — как детская преступность, проституция — угрожает подрастающему поколению самыми тяжелыми последствиями», — так характеризовал степень остроты положения Ф.Э. Дзержинский.

Гражданская война, иностранная военная интервенция и хозяйственная разруха создавали серьезные объективные трудности в осуществлении решительных предупредительных мер. Поэтому возрастной предел уголовной ответственности был понижен до 14 лет, а в систему органов, занимающихся рассмотрением дел о несовершеннолетних, был вновь включен суд. Однако он не был специализированным и автономным, а представлял собой специальные составы общих народных судов.

Руководящими началами по уголовному праву РСФСР 1919 г. было установлено, что суду и наказанию подлежат несовершеннолетние от 14 лет. К лицам, не достигшим указанного возраста, «. применяются лишь воспитательные меры (меры приспособления). Такие же меры применяются в отношении лиц переходного возраста 14-18 лет, действующих без разумения». Это не замедлило сказаться на нормативных актах, регламентировавших деятельность КДН, в работе которых проявилась необходимость дифференциации мер воздействия по отношению к подросткам в зависимости от их возраста.

4 марта 1920 г. СНК РСФСР было принято Постановление «О несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях». В нем вновь подтверждалась основная идея Декрета СНК от 9 (22) января 1918 г. о том, что все дела об общественно опасных деяниях несовершеннолетних подлежат ведению КДН. При этом предельный возраст несовершеннолетних, дела о которых рассматривались комиссиями, повышался с 17 до 18 лет. Вместе с тем указывалось, что дела о несовершеннолетних в возрасте 14-18 лет, если комиссией будет установлена невозможность применения к ним мер медико-педагогического воздействия, передаются комиссией в народный суд.

Полномочия комиссий по делам несовершеннолетних значительно расширились. На них возлагалась задача не только борьбы с правонарушениями подростков, но и охраны их прав. Кроме того, изменилась ведомственная принадлежность комиссий и их состав. Согласно указанному Постановлению они должны были образовываться при Народном комиссариате просвещения, а также его губернских ведомствах.

Это было обусловлено перегрузкой органов социального обеспечения и неприспособленностью этих органов к решению такой специфической задачи, как борьба с правонарушениями несовершеннолетних.

14 января 1918 года Декретом Совета Народных Комиссаров, подписанным В.И.Лениным были созданы комиссии по делам несовершеннолетних. Находились они в ведении Наркомата просвещения и его местных органов. Им определялась роль организатора профилактической работы и координационная функция. В течение последующих лет Положение о комиссиях неоднократно изменялось: уточнялись функции, расширялись полномочия. Так, с 1931 года на комиссии возлагались задачи по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью, охране прав несовершеннолетних, рассмотрение дел об их правонарушениях и применение к ним мер медико-педагогического характера. Комиссии имели право помещать правонарушителей в возрасте от 14 до 16 лет в трудовые дома для несовершеннолетних Наркомата внутренних дел РСФСР и даже давали согласие на смертную казнь несовершеннолетних преступников. В мае 1935 г. комиссии были упразднены. Ответственность за своевременное устройство детей возлагалась непосредственно на местные советские органы. В годы Великой Отечественной войны при исполкомах местных Советов были образованы специальные комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей, на них же возлагалась охрана прав несовершеннолетних, их трудоустройство, предупреждение безнадзорности.

Постановлением Совета Министров РСФСР в 1957 г. утверждено Положение о комиссиях по устройству детей и подростков. В 1958 г. «Основы уголовного законодательства Союза ССР» повысили возраст, по достижении которого несовершеннолетние могут привлекаться к уголовной ответственности, сузили меры применения к ним уголовного наказания, и расширили возможности применения мер воспитательного и общественного воздействия. Органом, который применял бы эти меры воспитательного воздействия, были определены комиссии по делам несовершенных при исполкомах местных Советов. Согласно Положению, утвержденному Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 3 июня 1967 г. комиссии по делам несовершеннолетних являются основным координационным звеном в системе государственных органов и организаций общественности, специально занимающихся воспитательной и профилактической работой среди несовершеннолетних. Дальнейшее развитие законодательства о комиссиях обусловлено на уточнение и расширение их компетенции.

solntsevo.mos.ru