Перевозка пассажиров на маломерном судне

Перевозка пассажиров на маломерном судне

С 1 января 2017 года вступили в силу изменения в Положение о внутренних пассажирских перевозках морским транспортом. Теперь перевозку пассажиров могут осуществлять маломерные суда, находящиеся в частной собственности. Как отметил директор департамента туризма Приморского края Константин Шестаков, такие изменения станут дополнительным стимулом для развития туристической отрасли.

«Сейчас в Приморском крае зарегистрировано 38 тысяч маломерных судов. Но еще несколько месяцев тому назад их собственники не могли получить лицензии на организацию перевозок. Теперь перевозить пассажиров им разрешено. И это неограниченные возможности для морского региона», — заявил Константин Шестаков на онлайн-конференции «Новые возможности в туристической отрасли Приморья».

Напомним, маломерными считаются суда, длина которых не превышает 20 метров, а общее количество пассажиров не должно быть более двенадцати. Конечно, катера и яхты возили приморских туристов и раньше, но пассажиров просили притвориться родственниками капитана. Случалось, что владельцы маломерных судов платили штрафы за то, что без лицензии катали клиентов.

Получить лицензию на пассажирские перевозки морским транспортом в Приморье можно в Дальневосточном управлении государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Чтобы получить разрешение на пассажирские перевозки, владельцам маломерных судов нужно выполнить ряд требований: судно должно быть зарегистрировано в конторе капитана порта в реестре для маломерных судов, собственник должен иметь судовой билет, а экипаж – документы на управление судном в коммерческих целях. Об этом рассказал глава приморского лицензирующего органа Игорь Турищев.

Глава ДВУ Госморнадзора добавил, что лицензия на перевозку пассажиров выдается бессрочно и действует на территории РФ. В случае, если плавсредство меняет регион, в документы нужно внести изменения. Срок рассмотрения заявки на получение лицензии составляет 45 суток.

Морские такси благодаря новому закону смогли выйти из тени. Уже есть собственники судов, которые получили разрешительные документы. Первым судном, которое получило лицензию на перевозки, стала самая маленькая в мире яхта «Джет-капсула» — морское такси футуристического вида. Но не все собственники маломерных плавсредств спешат получить лицензию. Количество желающих получить разрешение на пассажирские перевозки маломерными судами неизвестно, получить оперативный комментарий от руководства отдела лицензирования и надзора за регистрацией судов ДВУ Госморнадзора не удалось.

«У меня два катера, каждый из них перевозит не более 12 пассажиров. Лицензию на перевозки я брать не буду, потому что 12 человек можно перевозить и так. Вернее, на одном катере помещается 40 человек, а в зимний период мы возили сразу 75 рыбаков на острова, но по документам можно перевозить не более 12 пассажиров. Больше этого количества мне транспортировать никто не даст, а значит, в лицензии нет смысла», — поделился своим мнением один из собственников плавсредств.

Владелец более крупного катера, наоборот, считает изменения законодательства очень нужными. По мнению собственника, теперь у государства появится рычаг воздействия на владельцев маломерных судов.

«Я обеими руками за то, что теперь маломерные суда получают лицензии на пассажирские перевозки. У меня есть лицензия на перевозки. Мой катер вмешает до 32 человек и к маломерному флоту не относится. И сейчас, и раньше я работал законно. Я приветствую, что маломерные суда станут получать лицензии, хоть как-то они начнут отвечать за безопасность пассажиров. Теперь Ространснадзор будет иметь полномочия их проверить: возят ли они разрешенное количество пассажиров, есть ли спасательные жилеты. Я очень поддерживаю нововведения в урегулировании их деятельности. Я работаю, плачу налоги. А те, кто перевозит китайцев пачками, ничего государству не платят. Может, теперь они начнут создавать ИП, делать налоговые отчисления», — поделился своим мнением владелец рейдового катера.

Открыт вопрос и с количеством причалов для гражданских судов. Многие считают, что во Владивостоке их не хватает, кто-то говорит, что их просто нет. Смогут ли маломерные суда высаживать туристов в предназначенных для этого местах? Или люди, получившие лицензии, будут подвергать пассажиров опасности на свой страх и риск?

Владелец двух катеров рассказал корр. PRIMPRESS, что когда-то ходил с этим вопросом на прием к мэру Владивостока.

«О моем визите можно долго рассказывать, но в итоге ничего сделано не было. Властям просто плевать на нас. Я много лет отдал морю, жалко бросать это дело. Работаем мы много, при этом еле сводим концы с концами. Что же касается причалов, то их не просто не хватает — их в городе нет. Раньше удобно было высаживать людей на набережной Цесаревича, но теперь это запрещено, по документам там не причал, а грузовое сооружение, для пассажирских перевозок объект не оборудован.

Есть причалы в портах, но там везде пограничная зона, минимум за сутки нужно оформлять пропуск – очень сложная система. На Улиссе есть стоянка маломерных судов, но людям там неудобно: машину оставить негде, подъезжать некомфортно. Есть причал на Назимова, под Русским мостом, но за подход катера нужно платить, за въезд на его территорию – тоже. На мысе Поспелова есть причал, но сейчас он во льду, летом можно им пользоваться. Раньше мы могли подходить к причалам вокруг морского вокзала, но теперь территория закрыта. Рядом – «Леспром», там закрытая территория. Есть на Чуркине, рядом с Первомайским судостроительным заводом, «дырочка» метров в десять. Это место мы называем «на бочках». Люди выходят с катера на деревянный виадук, а потом на остановку «Детский парк». Но это только до тех пор, пока этот кусочек никем не задействован», — поделился владелец двух маломерных катеров.

Противоположного мнения придерживается собственник 32-местного катера. Он считает, что хозяева маломерных судов просто не хотят платить за комфортную посадку своих пассажиров. По его мнению, во Владивостоке достаточно хороших причалов, которые поддерживают в аккуратном состоянии частные компании.

«Безопасные причалы есть, они определены государством. Просто все хотят поиметь выгоду. Например, вокзал морских прибрежных сообщений, оттуда отходят паромы и катера на острова Песчаный и Попова. Это хороший, оборудованный причал, любой может туда подойти и посадить пассажиров. Причал находится в аренде у кого-то. Организация следит за безопасностью, убирает мусор. За свои услуги они берут совершенно небольшие деньги. Ведь сажать людей где-то, где нет трапов, ничего не оборудовано – страшно. 33-й причал для гражданского населения «не существует», это военное сооружение, туда никого не впустят. Во Владивостоке куча мест, где можно сажать пассажиров: яхт-клуб «Семь футов», яхт-клуб в бухте Новик, на Улиссе. Но они все захотят получить деньги за въезд.

Любая организация захочет получить плату за свою работу. Причал – это сложное гидротехническое сооружение, его нужно содержать, поддерживать. Люди хотят, чтобы государство все для них делало, а они только приходили, мусорили, заколачивали деньги и ни за что не платили. Вопрос нехватки причалов – надуманный, нет такой проблемы», — считает собственник катера.

Владелец судна отмечает, что многие муниципальные причалы находятся в аварийном состоянии.

В мэрии Владивостока объясняют: на территории городского округа находится пять причалов гражданского назначения. Два из них – на полуострове Песчаном и на острове Рейнеке – в нормальном состоянии, а вот три причала на Спортивной набережной нуждаются в ремонте.

«Если у мэрии нет денег на ремонт причалов на Спортивной набережной, пусть объявят конкурс, сдадут причал в аренду тому, кто приведет сооружение в порядок. Но это никому не надо. Люди, которые хотят зарабатывать на перевозках пассажиров деньги, могут объединиться, взять один причал в аренду, отремонтировать его и использовать», – считает собственник 32-местного катера.

primpress.ru

Лицензия на пассажирские перевозки-маломерное судно

Хотел бы выяснить такой вопрос. Собираюсь заниматься коммерческой деятельностью на маломерном судне: шипчандлерские услуги, доставка экипажа. Судно зарегистрировано в РРР. Вместимость 6 человек+1 член экипажа. Нужно ли оформлять лицензию на доставку экипажа? В законе написано что пассажирским считается судно которое перевозит более 12 человек, и пассажирский билет для получения лицензии выдается только при вместимости более 12 человек. Хотелось бы на законных основаниях осуществлять перевозку экипажа не нарушая требований.

3 ответa на вопрос от юристов 9111.ru

по правилам сайта подробные консультации по вашему вопросу платные.

С уважением к Вам, Филатов Евгений Павлович.

Законодательство у нас действует прямо.

Раз закон не требует лицензии для перевозки менее 12 пассажиров — Вам достаточно заключить договор и платить налоги.

О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПЕРЕВОЗКАМ ВНУТРЕННИМ

ВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ, МОРСКИМ ТРАНСПОРТОМ ПАССАЖИРОВ.

Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее — перевозки пассажиров).

2. Лицензирование деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами (далее — лицензирующий орган).

3. Деятельность по перевозкам пассажиров включает следующие работы:

перевозки внутренним водным транспортом пассажиров, в том числе с использованием маломерных судов;

перевозки морским транспортом пассажиров, в том числе с использованием маломерных судов.

4. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перевозке внутренним водным транспортом пассажиров, являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании предназначенных для перевозки пассажиров судов, соответствующих требованиям технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 623 (в случае если указанные требования применяются к таким судам);

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасной эксплуатации судов на внутренних водных путях, имеющего стаж работы не менее 3 лет в должности капитана судна, старшего помощника капитана или старшего механика на судах внутреннего плавания или на морских судах, среднее профессиональное или высшее образование по специальности «судовождение» или «эксплуатация судовых энергетических установок», а также аттестованного на право занятия должности в установленном порядке (за исключением соискателей лицензии (лицензиатов), осуществляющих перевозки пассажиров с использованием маломерных судов);

(пп. «б» в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2016 N 778)

в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договоров страхования жизни и здоровья членов экипажей судов при исполнении ими служебных обязанностей в соответствии с пунктом 4 статьи 28 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

г) наличие для каждого судна (за исключением маломерного судна), предназначенного для перевозки пассажиров, следующих документов:

свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации;

свидетельство о годности судна к плаванию;

судовое санитарное свидетельство;

свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна;

свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна;

свидетельство о классификации;

(пп. «г» в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2016 N 778)

г (1)) наличие для каждого маломерного судна судового билета;

(пп. «г (1)» введен Постановлением Правительства РФ от 10.08.2016 N 778)

д) наличие для каждого судна (за исключением маломерного судна) судового свидетельства об управлении безопасностью, предусмотренного статьей 34.1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

(пп. «д» в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2016 N 778)

е) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договора страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»;

(пп. «е» в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2016 N 778)

ж) наличие для каждого судна судового плана чрезвычайных мер по предотвращению загрязнения нефтью, предусмотренного статьей 39 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации;

з) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) (за исключением соискателей лицензии (лицензиатов), осуществляющих перевозки пассажиров с использованием маломерных судов) документа, подтверждающего страхование или финансовое обеспечение страховых рисков возникновения ответственности соискателя лицензии (лицензиата) в соответствии со статьей 121 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

5. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перевозке морским транспортом пассажиров, являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании судов, предназначенных для перевозки пассажиров, соответствующих требованиям технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 620;

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) системы управления безопасной эксплуатацией судов в соответствии с Международным кодексом по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения и Международным кодексом по охране судов и портовых средств (для судов, к которым применяются требования соответствующего международного кодекса);

в) наличие судового плана чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью, предусмотренного Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (с изменениями, внесенными Протоколом 1978 года к ней), для каждого судна (для судов, к которым применяются требования указанной Конвенции);

г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) должностного лица, осуществляющего контроль за соблюдением требований по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды, имеющего стаж работы не менее 3 лет в должности капитана судна, старшего помощника капитана или старшего механика на морских судах, среднее профессиональное или высшее образование по специальности «судовождение» или «эксплуатация судовых энергетических установок», а также аттестованного на право занятия должности в установленном порядке (за исключением соискателей лицензии (лицензиатов), осуществляющих перевозки пассажиров с использованием маломерных судов);

д) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договоров страхования жизни и здоровья членов экипажей судов при исполнении ими служебных обязанностей в соответствии с пунктом 2 статьи 60 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации;

е) наличие для каждого судна (за исключением маломерного судна), предназначенного для перевозки пассажиров, следующих судовых документов:

свидетельство (временное свидетельство) о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации;

свидетельство о праве собственности на судно или копия свидетельства о праве собственности на судно, заверенная органом, выдавшим такое свидетельство, или нотариусом;

свидетельство о грузовой марке (при наличии);

свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью;

пассажирское свидетельство (для пассажирского судна);

судовое санитарное свидетельство о праве плавания;

е (1)) наличие для каждого маломерного судна судового билета;

(пп. «е (1)» введен Постановлением Правительства РФ от 10.08.2016 N 778)

ж) наличие для каждого судна вместимостью более чем 1000 свидетельства о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом в соответствии со статьями 336.6 и 336.7 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации;

з) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договора страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном».

(пп. «з» в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2016 N 778)

6. Осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

К грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения требований, указанных в подпунктах «а», «в», «д», «е» и «з» пункта 4 и подпунктах «а», «б», «д» и «з» пункта 5 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

7. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы (копии документов), указанные в части первой и пунктах 2 и 4 части третьей статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также следующие документы:

а) заверенная лицензиатом (соискателем лицензии) копия приказа о назначении у соискателя лицензии (лицензиата) должностного лица, указанного в подпункте «б» пункта 4 или подпункте «г» пункта 5 настоящего Положения, с приложением копий документов, подтверждающих наличие соответствующего профессионального образования и стажа работы, а также копия удостоверения о прохождении аттестации в установленном порядке (за исключением соискателей лицензии (лицензиатов), осуществляющих перевозки пассажиров с использованием маломерных судов);

(пп. «а» в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2016 N 778)

б) перечень судов, которые будут использоваться для перевозки пассажиров;

в) копии правоустанавливающих документов, на основании которых будут использоваться суда;

(см. текст в предыдущей редакции)

г) копии договоров страхования жизни и здоровья членов экипажей судов при исполнении ими служебных обязанностей;

д) копия документа о соответствии Международному кодексу по управлению безопасностью и копия свидетельства об управлении безопасностью для каждого заявленного судна (для судов, к которым применяются требования указанного Кодекса);

е) копия документа о соответствии системы управления безопасностью судов, предусмотренного статьей 34.1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (за исключением соискателей лицензии (лицензиатов), осуществляющих перевозки пассажиров с использованием маломерных судов), и копия судового свидетельства об управлении безопасностью для каждого заявленного судна (за исключением маломерного судна), осуществляющего перевозки пассажиров на внутренних водных путях Российской Федерации;

ж) копии документов, указанных в подпунктах «е» и «з» пункта 4 и подпунктах «ж» и «з» пункта 5 настоящего Положения;

(пп. «ж» в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2016 N 778)

з) копии судовых документов, предусмотренных подпунктами «г» и «г (1)» пункта 4 и подпунктами «е» и «е (1)» пункта 5 настоящего Положения (представляются по желанию заявителя).

(пп. «з» введен Постановлением Правительства РФ от 10.08.2016 N 778)

8. При намерении лицензиата выполнять новые виды работ, составляющих лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения об этих видах работ и следующие сведения:

сведения о судах, которые будут использоваться для перевозки пассажиров, с указанием оснований, дающих право на их использование, с приложением копий правоустанавливающих документов на каждое судно (договора бербоут-чартера, договора аренды судна без экипажа, договора субаренды);

сведения о страховании жизни и здоровья членов экипажей судов при исполнении ими служебных обязанностей и о страховании гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда при перевозках пассажиров метрополитеном;

сведения о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности в соответствии с подпунктом «з» пункта 4 и подпунктом «ж» пункта 5 настоящего Положения.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.08.2016 N 778)

9. При проведении проверки наличия для судна, которое будет использоваться для перевозки пассажиров, судовых документов, а также сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении и прилагаемых к нему документах, соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям лицензирующий орган запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций, в порядке, установленном Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.08.2016 N 778)

10. Информация, относящаяся к осуществлению перевозок пассажиров, установленная статьей 21 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», размещается на безвозмездной основе в официальных электронных или печатных средствах массовой информации лицензирующего органа, а также на информационных стендах в помещениях лицензирующего органа в течение 10 рабочих дней со дня:

а) официального опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к перевозке пассажиров;

б) принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии, переоформлении лицензии, приостановлении или возобновлении ее действия;

в) получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

г) вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

11. Представление соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, их прием лицензирующим органом, принятие решений о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии, приостановлении, возобновлении ее действия, об аннулировании лицензии, предоставление дубликата и копии лицензии, а также ведение информационного ресурса и реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в информационном ресурсе и реестре лицензий, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискатель лицензии вправе направить в лицензирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью соискателя лицензии.

12. Лицензионный контроль осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

13. За предоставление лицензирующим органом лицензии, ее переоформление и выдачу дубликата лицензии на бумажном носителе уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

www.9111.ru

Об упрощенном порядке лицензирования перевозок пассажиров на водном транспорте для маломерных судов

Пункт 3 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров (далее – Положение о лицензировании) устанавливает, что пассажирские перевозки на законных основаниях могут совершаться с использованием маломерных судов и, как следствие, подлежат лицензированию.

Между тем, состав судовых документов для маломерных судов существенно отличается от состава документов для судов крупного тоннажа, в том числе в соответствии с положениями ст. 25, 27 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее – КТМ РФ). В связи с этим, при обращении соискателя за получением лицензии на перевозки маломерными судами, он, в результате вступивших в силу изменений, освобождается от обязанности представлять значительную часть судовых и технических документов.

По базовому правилу, установленному п. 4 Положением о лицензировании, у соискателя лицензии на пассажирские перевозки по внутренним водным путям (далее – ВВП) на праве собственности или на ином законном основании должны находиться предназначенные для перевозки пассажиров суда, соответствующие требованиям технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта. Между тем, в соответствии с п. 5 указанного регламента, его требования не распространяются на маломерные, прогулочные и парусные суда. Таким образом, для лицензирования перевозок по ВВП может быть представлено любое маломерное судно.
Вышеуказанное освобождение не применяется, впрочем, для перевозок пассажиров морским транспортом. В соответствии с п. 2 Технического регламента объектов морского транспорта, положения регламента распространяются на любые морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по ВВП, суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река — море) плавания во время их плавания по морским путям и ВВП при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт.

По новой редакции п. 5 Положения о лицензировании, соискатели лицензии, осуществляющие перевозки пассажиров с использованием маломерных судов, не обязаны иметь в штате дополнительное, отдельное должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасной эксплуатации судов на ВВП, имеющего стаж работы не менее 3 лет в соответствующих должностях на судах внутреннего плавания или на морских судах, среднее профессиональное или высшее образование по специальности, а также аттестованное на право занятия должности в установленном порядке. Должностным лицо, ответственным за обеспечение безопасной эксплуатации судов на ВВП / на морских судах, теперь является то же лицо, которое предусмотрено в системе управления безопасной эксплуатацией судов по нормам Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее – КВВТ) и Международным кодексом Управления безопасностью (МКУБ).

Положение о лицензировании дополнено п. «г» (1) ч. 4 и п. «е» (1) ч. 5, которые устанавливает специальный список судовых документов, подлежащих предъявлению в лицензирующий орган на каждое лицензируемое маломерное судно. Указанный список включает лишь судовой билет. Более того, копии судовых документов, предусмотренных Положением о лицензировании, представляются по желанию заявителя.

Для получения лицензии на перевозки пассажиров по ВВП маломерные суда освобождаются от необходимости предъявления по ним судового свидетельства об управлении безопасностью. В отношении морских судов, предъявление документа о соответствии МКУБ и копия свидетельства об управлении безопасностью для каждого заявленного судна обязательна только для судов, к которым применяются требования МКУБ.

Отсутствует, при лицензировании перевозок по ВВП, необходимость предъявления документа, подтверждающего страхование или финансовое обеспечение страховых рисков возникновения ответственности соискателя лицензии за вред, причиненный имуществу физических лиц или юридических лиц, в том числе загрязнением с судна нефтью и другими веществами, а также за вред, причиненный инфраструктурам речного порта, морского порта (в случае плавания судна в акватории морского порта), инфраструктуре внутренних водных путей. Так же маломерные суда освобождены от необходимости иметь судовой план чрезвычайных мер по предотвращению загрязнения нефтью, предусмотренного ст. 39 КВВТ (п. 2 Порядка разработки в отношении судна плана чрезвычайных мер по предотвращению загрязнения с судов нефтью и ликвидации последствий такого загрязнения и порядка выполнения этого плана).

Обязанность предъявления свидетельства о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом для морских пассажирских перевозок установлена лишь для судов вместимостью более чем 1000 тонн.

Дополнительно, заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискатель лицензии вправе направить в лицензирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью соискателя лицензии, что так же существенно облегчает процедуру подачи заявления и сокращает сроки его рассмотрения отсутствие долгосрочной пересылки.

Таким образом, Постановлением требования к соискателям лицензий на морском и внутреннем водном транспорте приведены в соответствие действующему законодательству, в том числе КТМ РФ, а так же техническим регламентам для водного транспорта.

Процедура лицензирования пассажирских перевозок существенно упрощена для владельцев маломерных судов, которые предоставляют вместе с заявлением о лицензировании минимальный пакет судовых и сопроводительных документов.

www.korabel.ru