Переселения согдийцев

Переселения согдийцев

Хотя согдийские торговцы уже встречались вдоль всего Великого шелкового пути и в ханьском Китае на протяжении нескольких столетий, большой поток согдийских эмигрантов нахлынул в эти регионы в середине VI века. Это произошло по причине религиозных гонений, начатых иранским императором династии Сасанидов Хусрау I (годы правления 531 – 578). Во время существования первого Восточного Тюркского каганата (553 – 630 гг.) согдийцы сохраняли привилегированное положение у восточных тюрок. Многие из них были приглашены из своей общины в Турфане в Монголию и играли важную роль в переводе буддийских текстов на древнетюркский язык. Правительство использовало согдийский язык и письменность в финансовой деятельности. Однако в период второго Восточного Тюркского каганата (682 – 744 гг.) могущественный министр Тоньюкук настроил правителей этого государства против буддизма.

Тоньюкук считал, что отрицательное влияние буддизма на тюрок послужило причиной того, что первая Восточная Тюркская династия потерпела поражение от Китая династии Тан. Буддизм учил мягкости и отказу от применения насильственных методов, что лишило тюрок их воинственного духа. Он призывал к возвращению исконного пантюркского культа кочующего воина, желая использовать эту сильную идею, чтобы объединить под своим началом все тюркские племена и напасть на ханьский Китай.

На принадлежащей восточным тюркам территории находился Отукан (тюрк. Ötukän) – гора в Монголии, считавшаяся согласно добуддийским религиям, тенгрианству и шаманизму, священной для всех тюрок. Тоньюкук утверждал, что это морально обязывало правителей, которым он служил, сохранять тюркскую культуру и ценности. Связывая согдийцев с буддизмом и ханьскими китайцами, он убедил кагана Капагана (Мочжо Капаган, годы правления 692 – 716) перестать использовать согдийский язык, а вместо него для управленческих нужд пользоваться древнетюркским языком с рунической письменностью. Поскольку к согдийскому населению Монголии постепенно стали относится враждебно, в 713 году согдийцы стали массово иммигрировать в северную часть Китая, в основном селясь в Чанъане и Лояне – городах, служащих конечными пунктами Великого шелкового пути.

Карта №13: переселения согдийцев

Другое по теме

Религия и 20 век
XX век — век радикальных сдвигов, сопряженных с «пробуждением» народов Востока, век обретения ими политической независимости и активного вовлечения в систему мирового хозяйства Это век вызова традиционным иде .

www.modernrel.ru

Тюргешский каганат

Годы существования: 704-756 гг.

Территория каганата

Территория — Жетысу (Семиречье).

От Шаша (Ташкента) на юго-востоке Средней Азии до городов Бесбалык и Турфан в Восточном Туркестане.

Административный центр Тюргешского каганата город Суяб.

Основную роль играли племена тюргешей.

Первые сведения о тюргешах встречаются в историческом памятнике Культегина и китайских летописях.

Тюргеши входили в состав левого крыла (дулу) Западнотюркского каганата еще с VI века и населяли междуречье Чу и Или По сведению арабского историка аль- Идриси, этноним «тюргеш», в переводе означает «истинный тюрк».

Образование каганата

Основатель тюргешской династии правитель Ушлик-каган (704-706 гг.).

Он разделил основные племена на две орды, определив ставкой:

Малой орды город Кунгит,

Ставкой Большой орды Суяб.

В городе Кунгит и окружающей его местности жили представители племени кунгит.

Тюргеши делились на Желтых (сэры) и Черных (кара).

Между ними велась постоянная междоусобная борьба за власть.

Каганат был разделен на 20 административных владений, каждое из них в случае войны было обязано выставить по 7 тысяч воинов.

Политическая история

Ушлик особое внимание уделял политикоадминистративному укреплению каганата.

После его смерти в 706 году разгорелась борьба за власть.

Этим попытался воспользоваться Восточно-тюркский каган Капаган.

При правлении Супу (Сулыка) (715-738 гг.) каганат усиливается.

В междоусобной борьбе победу одержали черные (кара) тюргеши.

Столицей каганата был избран город Талас (Тараз).

При Сулу (Сулык) кагане внутреннее и внешнее положение каганата было сложным.

Тюргешский каганат противостоял на востоке нашествию Китая, на западе арабов, давление на тюргешей оказывал и Восточнотюркский каганат.

Чтобы сохранить независимость Тюргешского государства каган Сулу (Сулык) и его приемники вели военную и политическую борьбу в трех направлениях.

Способы кагана Сулу (Сулыка) в устранении внешнеполитической опасности:

  1. Династические браки;
  2. Военные перемирия;
  3. Союз с народами Средней Азии против арабов.

Сложным положением тюргешей в Жетысу стремился воспользоваться правитель Восточнотюркского каганата Капаган.

Движение войск Капаган-кагана на юго-запад было остановлено арабами, которые заставили восточных тюрков отступить в Монголию.

Сулу (Сулык) предотвратил опасность с востока, что позволило тюргешам активизировать свои действия на западе.

В 717 году Сулу посетил Танскую империю, с которой установил родственныеотношения.

В борьбе с арабами, тюргешский каган поддерживал народы Средней Азии.

Население Самарканда и Бухары, объединив силы с каганом, изгнало арабов.

Полководец кагана Кули Шор в 720-721 годах, одержав победу над арабами, изгнал их с территории Согдианы.

Эти победы значительно приостановили нашествие арабов со стороны Средней Азии.

В 737 г. Сулу вместе с карлуками одержал победу над арабами в Тохаристане.

— Однако союзные войска тохарских племен и тюргешей преждевременно рассеялись на мелкие отряды, после чего арабы воспользовались этим, напав на кагана Сулу и разбив его войска.

После возвращения на родину, в город Навакет, каган был убит военачальником, тарханом Бага.

Арабы прозвали Сулу кагана «бодающимся» или «рогатым», за его частые победы.

К этому времени возобновилась борьба между желтыми и черными тюргешами.

Из-за междоусобиц, длившихся 20 лет, каганат сильно ослаб.

Правители Китайской империи направили свои войска из города Куш (Восточный Туркестан), в Жетысу и в 748 г. захватили город Суяб.

Китайцы овладев Шашем, убили его эмира.

— Сын эмира запросил помощи у арабов.

В 751 году у города Атлах (близ Тараза) карлукско-арабские войска нанесли поражение китайскому войску.

Атлахская битва (751 г.) имела большое историческое значение т.к. китайцы навсегда покинули Жетысу.

В результате междоусобной борьбы Тюргешский каганат окончательно пришел в упадок.

Вожди карлукских племен, принимавшие участие в Атлахском сражении, в 756 году свергли Тюргешский каганат и захватили власть.

Преимущественно кочевое и полукочевое скотоводство.

Часть тюргешей вела оседлый образ жизни, занималась торговлей, ремеслами.

Охота для знати была развлечением, а для бедняков источником существования.

Пастбищными лугами и водными источниками в основном владели представители знати.

Часть земли принадлежала кагану.

В Тюргешском каганате заметное развитие получило торговля. Основной причиной этого было то, что через земли каганата проходил Великий Шелковый путь.

Центрами торговли были города Суяб, Баласагун, Тараз, Испиджаб.

В городе Тараз были найдены монеты с согдийскими письменными знаками.

» Тюргешские монеты были выпущены в 704-766 годах в Таразе.правитель, независимый от других, но подвластный тюркам. Вся страна от Чу до Гешуана (Кушания) называется Сули/ Согд, половина жителей занимается земледелием, другая — торговлей».

М.Кашгари (XI в.) свидетельствовал, что среди согдийцев нет таких, кто бы не говорил на тюркском языке.

Переселение Согдийцев способствовало переходу некоторой части тюрков к оседлому образу жизни, появлению и развитию у них городов.

Согдийцы в Жетысу

Особую роль в расцвете городов сыграли согдийцы.

Согдийцы — одни из предков современных таджиков и узбеков.

Согдийцы — древняя восточноиранская народность, населявшая Среднюю Азию и Казахстан.

Они в основном занимались земледелием, торговлей, ремеслами.

В начале VII века тюрки в массовом количестве стали переходить к оседлому образу жизни.

В Жетысу тюрки и согдийцы перемешались и стали говорить на едином языке.

О переселении согдийцев в Жетысу имеются различные научные мнения:

Большинство согдийцев занимались торговлей и поэтому в ходе оживления торговых отношений стали осваивать земли Жетысу.

Из-за непомерных налогов согдийские земледельцы и торговцы покидали места своего расселения в Средней Азии и переселялись в Жетысу.

Было связано с арабским нашествием.

Известный ученый-востоковед В.В.Бартольд основной причиной переселения согдийцев в Жетысу считал торговлю.

Массовое переселение произошло в VI- VIII веках.

С древности согдийцы населяли земли Зеравшана и побережья реки Кашкадарья.

В VI-VII веках согдийцы попали под власть Тюркского каганата.

Китайский путешественник Сюань Цзянь, посетивший в начале VIII века Жетысу, п и са л: «Кзападу от города Суяб находится несколько городов.

megamozg.kz

Политическое положение каганата

КАРЛУКСКИЙ КАГАНАТ (756-940 гг.)

Согдийцы в Жетысу.

О переселении согдийцев в Жетысу имеются различные научные мнения. По одному из них, в подавляющем большинстве согдийцы занимались торговлей и поэтому в ходе оживления торговых отношений стали осваивать земли Жетысу. А по второму мнению, из-за непомерных налогов согдийские земледельцы и торговцы покидали места своего расселения в Средней Азии и переселялись в Жетысу. По третьему мнению, появление согдийцев в Жетысу было связано с арабским нашествием.

Известный ученый-востоковед В. В. Бартольд основной причиной переселения согдийцев в Жетысу считал торговлю. С вторжением арабов переселение согдийдев в Жетысу еще более усилилось. Массовое переселение согдийцев в Жетысу произошло в VI-VIII веках.

Переселившись в Жетысу, согдийцы смешались с местным населением, усвоив его язык, обычаи и традиции. Живший в XI веке знаменитый тюркский ученый Махмуд Кашгари свидетельствовал, что среди согдийцев нет таких, кто бы не говорил на тюркском языке.

Сведения о карлуках, входивших в состав племен тиреков (теле), встречаются в письменных памятниках V века нашей эры. О карлуках писалось и в китайских летописях, в них говорилось, что главное племя булак — населяет подножия Алтайских гор. А в китайской династийной хронике «Таншу» начала VII века указывалось, что карлуки — одно из ответвлений тюркоязычных племен, в состав которого также входят племена булак, жикил (чигиль) и шашлык.

По утверждению тюркского историка аль-Марвази (XII в.), в племенной состав карлуков входили 9 племен, в числе которых были такие племена, как три ветви жикил, три ветви бескиль, булак, кокеркин и тухси. Кроме того, названы также два рода-лазано и фаракия.

Основными местами расселения карлукских племен были предгорья Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи.

Задолго до образования Карлукского каганата племена карлуков вторгались в Среднюю Азию.

Вожди карлуков своевременно воспользовались упадком в Тюргешском каганате и в 756 году создали свое государство.

Столицей каганата являлся город Суяб. Позднее – Тараз. Сразу после захвата власти над карлуками нависла угроза вторжения со стороны Китая. Чтобы отвести угрозу со стороны Китая, в 766-775 годах карлуки завоевали Кашгарию, расширив тем самым свои границы на восток.

В конце VIII века, объединившись, карлуки создали свое государство, которое постепенно экономически укрепилось.

Однако в начале IX века карлуки потерпели поражение от своего давнего врага на востоке — Уйгурского каганата. Борьба против этого государства длилась 20 лет. Наконец, карлуки в союзе с кыргызами в 840 году нанесли поражение Уйгурскому каганату. После этой победы Билъге Кул Кадыр-хан — правитель города Испиджаб — объявил себя каганом.

В общей сложности сопротивление карлуков арабам продолжалось около двух веков. Она длилась до 766 года, когда карлуки захватили власть в свои руки. Карлуки в этот период часто терпели поражения от арабов. Это можно объяснить тем, что арабы умело использовали исламскую религию как идейное оружие. Ослабляли Карлукский каганат и внутренние междоусобицы. Воспользовавшись тяжелым положением в Карлукском каганате, тюркские правители Кашгарии в 940 году захватили город Баласагун и каганат был разгромлен. Через два года город захватил сын Арслан-хана С ату к Богра- хан. В периоды правления этого хана и его сына произошло массовое принятие карлуками исламской религии. Богра-хан является основателем государства Караханидов.

Таким образом существовавший около двухсот лет Карлукский каганат распался.

По сведениям средневековых письменных источников, карлуки выращивали четыре вида скота. Однако, по некоторым сведениям, верблюжье мясо карлуки не употребляли в пищу.

Балбалы (каменные изваяния)». В VII-VIII веках на могилах стали устанавливать надгробные каменные плиты с надписями. Об этом свидетельствуют письменные памятники «Письмена Культегина» и «Тоньюкок». Эти памятники свидетельствуют, что в период существования Карлукского каганата в VIII-IX веках начал распространяться новый вид тюркской письменности — карлукский.

Письмена Йолыг-тегина и «Тоньюкок» являются яркими первыми образцами письменного народного тюркского творчества.

studopedia.ru

Вопросы и ответы по истории Казахстана. Вопросы 351-400

351. В Западнотюркском каганате существовало рабовладение, в рабство попадали

352. В расцвете городов на территории Казахстана в раннем средневековье особую роль сыграли

353. Древняя восточноиранская народность, населявшая территорию Средней Азии и юга Казахстана

354. Период существования Западнотюркского каганата

355. В 603-704 гг. на территории Казахстана находилось государство —

356. Этнополитическую основу Западно-Тюркского каганата составлял «он ок будун»(«десять племен»), которые занимали территорию

  • от Каратау до Джунгарии.
  • 357. Период существования Тюргешского каганата

    358. В 704-756 гг. на территории Казахстана находилось государство

    359. В 704 году в Семиречье, свергнув господство Западнотюркского каганата, пришли к власти племена

    360. Раннефеодальные государства тюркских племен на территории Казахстана назывались

    361. Административный центр Тюргешского каганата город

    362. Первые сведения о тюркском племени тюргешей встречается в историческом памятнике Кюльтегина и

    363. Первые сведения о тюркском племени тюргешей встречается в китайских летописях и историческом письменном памятнике

    364. Основатель тюргешской династии правитель

    365. Основатель тюргешской династии Ушлик-каган разделил племена на две орды, определив ставкой Малой орды город Кунгут, ставкой Большой орды

    366. Основатель тюргешской династии Ушлик-каган разделил племена на две орды, определив ставкой Большой орды город Суяб, Малой орды город

    367. В период правления Сулу-кагана Тюргешский каганат противостоял на западе нашествию арабов, с востока

    368. В период правления Сулу-кагана Тюргешский каганат противостоял на востоке нашествию Китайского государства, на западе

    369. Тюргешский каганат противостоял на востоке нашествию Китая, на западе арабов, давление на тюргешей оказывал и

    370. Чтобы сохранить независимость Тюргешского государства Сулу-каган и его приемники вели военную и политическую борьбу

    371. С начала образования на территории Жетысу противостоял нашествию Китая, арабов, давлению Восточнотюркского каганата

    372. В 748 г. вторгшиеся в Жетысу китайские войска захватили и разрушили город

    373. В 748 г. захватили и разрушили город Суяб, вторгшиеся в Жетысу

    374. В 751 году у города Атлаха тюргешско-арабские войска нанесли поражение

    375. Атлахское сражение, в результате которого тюргешско-арабские войска нанесли поражение китайским войскам, произошло в

    376. В 751 году у города Атлаха произошло грандиозное сражение между

    377. Атлахская битва(751 г.) имела большое историческое значение т.к.

  • китайцы навсегда покинули Жетысу.
  • 378. В битвы у города Атлах(751 г.) на стороне арабов и тюргешей принимали участие и

    379. Тюргешский каганат он пал в

    380. Тюргешский каганат пал под натиском племен

    381. По данным археологических раскопок тюргешские монеты (704-766 гг.) выпускались в городе

    382. Переселение согдийцев в Жетысу еще более усилилось с вторжением

    383. В VI-VIII вв. произошло массовое переселение восточноиранской народности-согдийцев

    384. В VI-VIII вв. произошло массовое переселение в Жетысу восточноиранской народности —

    385. В VI-VII вв. восточноиранская народность — согдийцы, попали под власть

    386. Китайская династийная хроника подтверждает, что карлуки в VI — VII вв. входили в состав населения

    387. Первые сведения о карлуках встречаются в письменных памятниках

    388. В арабо-персидских источниках карлуков называют

    389. Территория расселения крупного племенного союза карлуков

    • от Джунгарских гор до Сырдарьи.
    • 390. Поражение от Уйгурского каганата, явилось одной из причин переселения карлуков

      391. Одной из причин переселения карлуков в Жетысу в первой половине VIII в. явилось поражение от

      392. Потерпев поражение от Уйгурского каганата в первой половине VIII в. в Жетысу переселились племена

      393. В 756 году карлуки создали свое государство, воспользовавшись упадком

      394. Административный центр Карлукского каганата город

      395. Чтобы отвести угрозу со стороны Китая, карлуки расширили свои восточные границы, завоевав в 766 -775 годах

      396. Завоевав в 766-775 годах Кашгарию, карлуки расширили свои восточные границы, чтобы отвести угрозу со стороны

      397. Завоевав в 766-775 годах Кашгарию, отвели угрозу со стороны Китая и расширили свои восточные границы

      398. Карлуки в союзе с киргизами в 840 году нанесли поражение

      399. Карлуки в союзе с киргизами нанесли поражение Уйгурскому каганату в

      400. В 840 году Уйгурскому каганату нанесли поражение карлуки в союзе с

      kaz-ekzams.ru

      Время переселения согдийцев на Восток.

      Время переселения согдийцев на Восток целесообразно определить как до нашей эры и I век нашей эры. В это время на Великом шелковом пути через торговлю шелком, производимым в те времена только в Китае, были установлены первые дипломатические и культурные связи. Посредниками в торговле выступали в основном согдийцы. Так, важная часть Великого шелкового пути пролегала через Согд, в частности, через Самарканд. Согдийцы сыграли важную роль в распространении буддизма в Китае.

      В китайских письменных источниках упоминаются четыре согдийских буддийских монаха. Так как они именовались Кан, то, скорее всего они относятся к самаркандским династиям. Самым известным среди них был Кан Сенгкуй (умер в 280 году нашей эры). Его родители переехали из Согда в Индию, знаменитый монах родился там. После смерти родителей он стал монахом-отшельником. В 247 году он переехал в Нанкин и здесь основал монастырь и буддийскую школу. Кан Сенгкуй в Юго-восточном Китае был первым проповедником буддизма. Принятие императором Сун Хао буддизма, строительство многочисленных монастырей и келий, перевод буддийских произведения и комментарии к ним связывают с его именем.

      В раннее средневековье усиливаются торговые и культурные связи Согда и стран Дальнего Востока. Начиная с этого периода можно говорить о начале процесса переселения согдийцев в восточную часть Великого шелкового пути. От Кучо до Турфон, Лоян и Чанъанган (около Пекина), а может быть, до Желтого моря и Тихого океана – по всему Шелковому пути – появляются жилища согдийцев. Есть сведения о поселении в эту пору согдийцев в Корее и Японии, Юго-восточным Китае и Гонкине.

      Согдийцы способствовали распространению таких новых для Китая музыкальных инструментов, как лютня, арфа, горизонтальная свирель. В Китае было много музыкантов из различных регионов Средней Азии (по сравнению с музыкантами из других стран) в частности, из Самарканда и Кабул (провинция возле Самарканда), которых называли Цао. Самаркандская музыка входила в число образцов официальной музыки, исполняемой во дворце китайского императора.

      В Китае согдийцы, и особенно Самаркандцы, играли важную роль в использовании сельскохозяйственных растений и различных животных. Например, Китайцы впервые попробовали виноград и вино, примерно во втором веке до нашей эры, после того как из Ферганы и Согда привез Чжан Цзянь. Согдийское слово bu-dav (виноград, вино) китайцы освоили как p’u-tau, которое затем перешло в японский язык.

      Согдийцами из Ши (Кеш) на территории нынешнего Китая было возведено множество зданий для жилья и в других местах Восточной части Великого шелкового пути появляются такие пристанища. Согдийцы поселяются и в Китайских городах. Их особенно было много в городах Чаньан, Дуньхуан, Лянчжу, и они жили, объединившись в отдельную общину. Только в Дуньхуане вначале VI века согдийская община насчитывала около тысячи согдийцев.

      Одним словом, согдийцы, в том числе Самаркандцы, оказали огромное влияние на развитие новых караванных путей. Благодаря этому согдийцами или через них в странах Востока, Южного и Западного Китая и дальневосточных странах нашли широкое распространение материальные и художественные достижения Запада.

      Начиная со второй половины VI века до рождества Христово, согдийцы освоили новые пути , ведущие к странам Средиземноморья. Основание тому явилась возникшая в ту пору политическая ситуация – несогласие между управляемым империей Сасанидов Ираном и Тюркским каганатом. Начиная со второй половине VI века, в Согде наладилось производство шелка, его торговлю контролировал Маниах и его семья. Маниах обращается к тюркскому хакану Истамину с предложением отправиться к Хосраву Первому Ануширвану для решения вопроса торговли шелком и его поставки в Византию. Однако, соглашение не было заключено. В этой ситуации, благодаря посредничеству Турков, в Византию направляются послы во главе с Маниахом. Они должны были договориться о перевозке шелка из Согда, минуя Иран, возможностях его продажи в Византии. Послы во главе с Маниахом в 568 году отправляются в путь из Самарканда, обогнув Хазарское (Каспийское) море. Затем через степи и горы Северного Кавказа добираются до города Себастополис (ныне Сухуми). Оттуда через Черное море прибывают в столицу Византии – Константинополь. Путешествие самаркандского купца Маниаха было удачным. Император Византии для укрепления союза с турками во дворец хакана Истамина отправляет полководца Земарха. Как сообщает Византийский историк Менандр, между Византией и турками и далее обмен послами. После смерти Маниаха осуществление дипломатической и торговой работы было поручено Тамга Тархану. Одна из важных заслуг послов, возглавляемых Тарханом, заключалась в том, что они освоили направление, получившее название Кавказский шелковый путь. По этой дороги купцы возили согдийские ткани «занданачи», изготовляемые в кишлаке Зандана близ Бухары, в Византию и страны Западной Европы. Это подтверждают и одежда, сшитая из «занданачи», найденная в могилах северокавказских аланов в Хрущевой Балке, расположенной в верхней части реки Лаба, и в Хасауте вблизи Кисловодска, а также аналогичные ткани, обнаруженные в монастырях Западной Европы. Возможно, в то время и был воздвигнут город в Крыму Судак – вновь образованный или переименованный.

      Однако этот путь функционирует недолго. Во второй половине VI века Китай лишается положения лидера по изготовлению шелка, так как Согд тоже стал славиться на Западе своими шелками, а затем – Иран и Византия. Не оставалось нужды вести шелк из Китая. А это в некоторой степени влияет на торговлю на Великом шелковом пути. Монгольское нашествие серьезно ограничивает не только движение на Шелковом пути, но и великие географические открытия XV– XVII веков, развитие новых водных дорог, изобретение современных технологий привели к снижению значения Великого шелкового пути.

      Подводя итоги, можно отметить, Согд, и в первую очередь город Самарканд, имели большое значение в истории Великого шелкового пути. Как отмечалось выше, население города выступало не только, в качестве посредников по продаже шелка, но и являлось также и первооткрывателями новых караванных путей. По этим дорогам они провозили в различные страны мира свою продукцию, образцы материальной культуры, и вместе с тем распространяли культурные ценности своей цивилизации.

      www.samuzinfo.net