Переход юр лица на единый налог

Как перейти с общей системы налогообложения на упрощенную

Если субъект хозяйствования решил перейти с общей системы налогообложения на упрощенную, то прежде всего необходимо определиться с группой единого налога.

I группу единого налога могут выбрать ФЛП без наемных работников, годовой объем дохода которых не превышает 300 тыс. грн. Разрешенная деятельность — розничная продажа товаров с торговых мест на рынках и предоставление бытовых услуг населению. Ставка налога ( п. 291.7 НКУ ) составляет до 10 % прожиточного минимума ( п. 1 п. 291.4 НКУ ).

Плательщиками единого налога II группы могут стать предприниматели, количество работников у которых одновременно не превышает 10 лиц, а годовой доход составляет максимум 1500000 грн. Ставка налога составляет до 20 % МЗП. Что касается деятельности, то на II группе разрешается:

• хозяйственная деятельность по предоставлению услуг (в т. ч. бытовых) плательщикам единого налога и/или населению;

• производство и/или продажа товаров;

• деятельность в сфере ресторанного хозяйства ( п. 2 п. 291.4 НКУ ).

ФЛП, не использующие труд наемных лиц или количество лиц, находящихся с ними в трудовых отношениях, не ограничено, с годовым объемом дохода до 5000000 грн могут выбрать III группу единого налога. Ставка налога зависит от размера полученного дохода и составляет 3 % — для плательщиков НДС, и 5 % — для неплательщиков НДС ( п. 3 п. 291.4 НКУ ).

Если общесистемщик решил с 1 января 2018 г. стать плательщиком единого налога и определился с группой, то до 15 декабря 2017 г. необходимо подать в ГФС Заявление о применении упрощенной системы налогообложения (далее — Регистрационное заявление). НКУ разрешает такой переход на упрощенную систему налогообложения один раз в течение календарного года. Вместе с Регистрационным заявлением необходимо представить Расчет дохода за предыдущий календарный год (далее — Расчет), формы которых утверждены Приказом № 1675.

Субъект хозяйствования, являющийся плательщиком других налогов и сборов согласно нормам настоящего Кодекса , может принять решение о переходе на упрощенную систему налогообложения путем подачи заявления в контролирующий орган не позднее 15 календарных дней до начала следующего календарного квартала.

Подробнее о том, как заполнить Регистрационное заявление и Расчет для перехода на упрощенную систему (с примером), за какие периоды и по каким налогам нужно подать отчетность до осуществления перехода на единый налог и как быть с регистрацией плательщиком НДС — в материале модуля БУХГАЛТЕР&ЗАКОН по ссылке (ОГРАНИЧЕННЫЙ ДОСТУП)

buh.ligazakon.net

Переход плательщика единого налога — юрлица на общую систему налогообложения

29.09.2017 1071 0 0

Плательщики единого налога могут самостоятельно отказаться от упрощенной системы налогообложения в связи с переходом на уплату других налогов и сборов, с первого числа месяца, следующего за налоговым (отчетным) кварталом, в котором подано заявление об отказе от упрощенной системы налогообложения в связи с переходом на уплату других налогов и сборов.

Для отказа от упрощенной системы налогообложения субъект хозяйствования не позднее чем за 10 календарных дней до начала нового календарного квартала (года) подает в контролирующий орган заявление.

Плательщики единого налога обязаны перейти на уплату других налогов и сборов, определенных НКУ, в таких случаях и в сроки:

— в случае превышения в течение календарного года установленного объема дохода плательщиками единого налога третьей группы — с первого числа месяца, следующего за налоговым (отчетным) кварталом, в котором произошло такое превышение;

— в случае применения плательщиком единого налога другого способа расчетов, чем в денежной форме (наличной и / или безналичной), — с первого числа месяца, следующего за налоговым (отчетным) периодом, в котором допущено такой способ расчетов;

— в случае осуществления видов деятельности, которые не дают права применять упрощенную систему налогообложения, или несоответствия требованиям организационно-правовых форм хозяйствования — с первого числа месяца, следующего за налоговым (отчетным) периодом, в котором осуществлялись такие виды деятельности или произошло изменение организационно-правовой формы;

— в случае осуществления видов деятельности, не указанных в реестре плательщиков единого налога, — с первого числа месяца, следующего за налоговым (отчетным) периодом, в котором осуществлялись такие виды деятельности;

— в случае наличия налогового долга на каждое первое число месяца в течение двух последовательных кварталов — в последний день второго из двух последовательных кварталов.

uteka.ua

Порядок перехода на единый налог

25.11.2016 2581 0 1

Акценты этой статьи:

  • какие документы следует подать для перехода на упрощенную систему налогообложения;
  • каким способом можно подать такие документы;
  • в какие сроки нужно подать заявление для перехода на единый налог (далее – ЕН);
  • в течение какого срока субъекта хозяйствования (далее – СХ) зарегистрируют плательщиком ЕН;
  • какой документ подтверждает факт регистрации единщиком.
  • Какие документы подаются для перехода с общей системы налогообложения на упрощенную?

    СХ подает в орган ГФС заявление о применении упрощенной системы налогообложения (далее – заявление) (пп. 298.1.1 Налогового кодекса, далее – НК). Форма и Порядок подачи такого заявления утверждены приказом Минфина от 20.12.11 г. № 1675 (далее – Приказ № 1675).

    В заявлении указываются следующие сведения (п. 298.3 НК):

  • наименование СХ, код ЕГРПОУ (для юрлица) или Ф. И. О. физлица-предпринимателя, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серия и номер паспорта (для физлиц, которые по своим религиозным убеждениям в установленном порядке отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика);
  • налоговый адрес;
  • место ведения хозяйственной деятельности;
  • избранные СХ виды хозяйственной деятельности согласно КВЭД ДК 009:2010;
  • группа и ставка ЕН;
  • количество лиц, которые одновременно состоят с предпринимателем в трудовых отношениях (для работодателей-предпринимателей) или среднеучетная численность работников (для работодателей-юрлиц);
  • дата (период) перехода на упрощенную систему налогообложения.
  • К заявлению следует приложить расчет дохода за предыдущий календарный год по форме, утвержденной Приказом № 1675.

    Получив от СХ заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, орган ГФС принимает решение о регистрации либо об отказе в регистрации плательщиком ЕН.

    Какие установлены критерии нахождения на упрощенной системе?

    В зависимости от объема дохода, количества наемных работников и вида деятельности плательщики ЕН подразделяются на четыре группы:

  • первая и вторая – физлица-предприниматели;
  • третья – физлица-предприниматели и юрлица;
  • четвертая – сельхозпредприятия.
  • В таблице на следующей странице вы найдете критерии, которым должны соответствовать единщики первой – третьей групп.

    Группа плательщиков ЕН

    Разрешенная сфера деятельности

    Наличие и количество наемных работников

    Максимально допустимый объем дохода за календарный год

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Первая
    (пп. 1 п. 291.4 НК)

    Исключительно розничная продажа на рынках и/или предоставление бытовых услуг* населению

    Нельзя использовать труд наемных работников

    Не более 10 % минимальной зарплаты (далее – МЗП)** из расчета на календарный месяц

    Вторая
    (пп. 2 п. 291.4 НК)

    Предоставление услуг, в т. ч. бытовых***, плательщикам ЕН и/или населению; производство и/или продажа товаров; деятельность в сфере ресторанного хозяйства

    Не более 10 человек****

    Не более 20 % МЗП** из расчета на календарный месяц

    Третья
    (пп. 3 п. 291.4 НК)

    Юрлица и физлица-предприниматели

    Любой вид хоздеятельности, за исключением запрещенных для плательщиков ЕН п. 291.5 НК

    3 % дохода – для плательщиков НДС;
    5 % дохода – если НДС включен в состав ЕН (плательщик ЕН не является плательщиком НДС)

    * Под бытовыми услугами, которые предоставляются населению плательщиками ЕН первой и второй групп, понимаются услуги, перечисленные в п. 291.7 НК.
    ** Исходя из МЗП, установленной на 1 января отчетного года (п. 293.1, 293.2 НК).
    *** Критерий не распространяется на физлиц-предпринимателей, которые предоставляют посреднические услуги по купле, продаже, аренде и оценке недвижимого имущества (группа 70.31 КВЭД ДК 009: 2005), а также осуществляют деятельность по производству, поставке, продаже (реализации) ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней. Такие предприниматели относятся исключительно к третьей группе плательщиков единого налога, если отвечают требованиям, установленным для этой группы.
    **** При подсчете общего количества лиц, состоящих в трудовых отношениях с единщиком-предпринимателем, не учитываются наемные работники, находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им предусмотренного законодательством возраста (пп. 291.4.1 НК).

    Какими способами можно подать заяв­ление?

    Заявление может быть подано одним из трех способов (пп. 298.1.1 НК):

  • лично налогоплательщиком или уполномоченным на это лицом;
  • по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения. Отметим, что датой подачи заявления будет считаться дата отправления, указанная на почтовом штемпеле (ОИР, категория 107.01);
  • средствами электронной связи в электронной форме (с соблюдением условия относительно регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством). Однако на сегодня подача заявления таким способом практически не реализована (ОИР, категория 107.12).
  • Какие сроки установлены для подачи заявления о переходе на ЕН?

    СХ, которые работают на общей системе налогообложения, имеют право перейти на упрощенную систему не чаще одного раза в календарном году (пп. 298.1.4 НК). Для такого перехода им нужно подать в контролирующий орган заявление не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего квартала.

    По каким основаниям СХ могут отказать в регистрации плательщиком ЕН?

    Орган ГФС может отказать в регистрации плательщиком ЕН по следующим основаниям (п. 299.6 НК):

    • несоответствие требованиям, установленным для единщиков ст. 291 НК (т. е. по видам деятельности, объему дохода, наличию и численности наемных работников);
    • несоблюдение требований, предусмотренных пп. 298.1.4 НК (это касается срока подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения; периодичности подачи такого заявления (не чаще одного раза в год); порядка оформления заявления с приложением к нему расчета дохода по форме, утвержденной Приказом № 1675, а также наличия налогового долга).
    • В случае отказа в регистрации контролирующий орган обязан в течение двух рабочих дней со дня подачи заявления предоставить заявителю письменный мотивированный отказ, который может быть обжалован в установленном порядке (п. 299.5 НК).

      В течение какого времени после подачи заявления осуществляется регистрация СХ плательщиком ЕН?

      Регистрация плательщиком ЕН осуществляется в течение двух рабочих дней с даты поступления заявления о переходе на ЕН – при отсутствии оснований для отказа в регистрации (п. 299.3 НК).

      Кроме того, соответствующая информация вносится в реестр плательщиков ЕН. Для подтверждения факта регистрации единщиком СХ имеет право бесплатно получить в органе ГФС извлечение из реестра плательщиков ЕН.

      С какого момента СХ считается единщиком?

      Согласно п. 294.3 НК для СХ, которые перешли на уплату ЕН с уплаты других налогов и сборов, первый налоговый (отчетный) период начинается с 1-го числа месяца, который наступает за следующим налоговым (отчетным) кварталом, в котором лицо зарегистрировано плательщиком ЕН, и заканчивается последним календарным днем последнего месяца такого периода.

      Например, 12.09.16 г. СХ подал заявление о переходе на ЕН с IV квартала 2016 года. Его зарегистрировали единщиком 14.09.16 г. Его первый отчетный период в качестве единщика начинается 01.10.16 г. и заканчивается 31.12.16 г.

      Выводы

      Для того чтобы СХ перейти на упрощенную систему налогообложения, нужно подать в ГФС заявление по форме, утвержденной Приказом № 1675. К заявлению следует приложить расчет дохода за предыдущий календарный год по форме, утвержденной этим же приказом.

      Налоговое законодательство предусматривает несколько способов подачи такого заявления: нарочным (лично налогоплательщиком или его представителем); по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении и описью вложения); средствами электронной связи (в электронной форме), хотя такая возможность на сегодня не реализована.

      Если у налогового органа нет оснований для отказа, то регистрация плательщиком ЕН производится в течение двух рабочих дней с даты подачи заявления.

      Факт регистрации единщиком подтверждается извлечением из реестра плательщиков ЕН.

      Меняем систему налогообложения (с общей на упрощенную или наоборот)

      Как известно, наряду с общей сегодня широкое распространение получила упрощенная система налогообложения. А потому неудивительно, что с завершением года некоторые субъекты предпринимательства, взвесив показатели своей годовой работы, могут задуматься о выборе иного порядка налогообложения осуществляемой деятельности, например, о переходе с общей системы налогообложения на упрощенную. В то же время, наоборот, может случиться и так, что налогоплательщик, уже являющийся «упрощенцем», будет вынужден (или, к примеру, решит по собственному желанию) покинуть ряды единоналожников, став обычным плательщиком налога на прибыль. О таких сменах в порядке налогообложения, возможных в деятельности предприятий, мы сегодня и поговорим.

      Людмила СОЛОШЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

      Закон о налоге на прибыль — Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

      Закон о хозобществах — Закон Украины «О хозяйственных обществах» от 19.09.91 г. № 1576-ХII.

      Закон об НДС — Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

      Положение № 79 — Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденное приказом ГНАУ от 01.03.2000 г. № 79.

      Порядок № 476 — Порядок выдачи Свидетельства о праве уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства — юридическим лицом, утвержденный приказом ГНАУ от 13.10.98 г. № 476 (в редакции приказа ГНАУ от 12.10.99 г. № 555).

      Постановление № 507 — постановление КМУ «О разъяснении Указа Президента Украины от 3 июля 1998 г. № 727» от 16.03.2000 г. № 507.

      Указ № 727 — Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727/98 (в редакции Указа Президента Украины от 28.06.99 г. № 746/99).

      С общей на упрощенную

      Упрощенная система налогообложения, введенная с целью поддержки малого предпринимательства, как известно, дает свои преимущества. А потому налогоплательщики, сохранившие по итогам года небольшую численность работников и объемы выручки (или у которых, предположим, эти показатели снизились) и, следовательно, попадающие в число субъектов малого предпринимательства , могут отдать предпочтение альтернативному способу налогообложения — в частности, покинуть ряды плательщиков налога на прибыль и стать единоналожниками, перейдя при этом с общей системы налогообложения на упрощенную. Главное для такого перехода — чтобы предприятием были соблюдены единоналожные условия , оговоренные Указом № 727 (относительно выручки, численности, осуществляемых видов деятельности и т. п.). Напомним, что в свое время такие условия-ограничения подробно рассматривались в тематическом номере газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 94, посвященном переходу на единый налог.

      Итак, остановимся на некоторых важных моментах такого перехода.

      Желающим перейти (со следующего квартала) на единый налог необходимо своевременно уведомить об этом налоговые органы. Так, для перехода на упрощенную систему налогообложения субъекту малого предпринимательства предстоит подать письменное заявление ( Заявление о выдаче Свидетельства о праве уплаты единого налога по форме, приведенной в приложении к Порядку № 476 ) в налоговый орган по месту государственной регистрации не позднее чем за 15 дней до начала следующего отчетного квартала . Поэтому, чтобы, к примеру, стать единоналожниками с I квартала 2009 года, такое заявление нужно подать не позднее 16 декабря 2008 года (т. е. 16 декабря считается последним днем его подачи). Хотя перейти на единый налог предприятие (при соблюдении, повторим, единоналожных условий пребывания) может, конечно, как с начала года (т. е. с первого квартала года), так и с любого другого квартала в течение года («Вестник налоговой службы Украины», 2006, № 10, с. 55). При этом в заявлении юрлицо обязательно должно указать выбранную ставку единого налога (6 % или 10 %).

      Заметим, в ситуации, когда предприятие имеет филиалы (без статуса юридического лица), такие филиалы отдельно от юрлица перейти на единый налог не могут, поскольку плательщиком единого налога согласно Указу № 727 является субъект предпринимательской деятельности — юридическое лицо . Если же субъект малого предпринимательства переходит на упрощенную систему налогообложения вместе с филиалами, то в заявлении приводится также информация и о филиалах («Вестник налоговой службы Украины», 2005, № 44).

      Таким образом, подав заблаговременно заявление и получив затем Свидетельство единоналожника, предприятие со следующего квартала становится субъектом упрощенной системы налогообложения.

      Отсутствие налогового долга

      Нужно учесть, что переход на единый налог возможен при условии уплаты всех установленных налогов и обязательных платежей за предыдущий отчетный (налоговый) период, срок уплаты которых наступил на дату подачи заявления ( ст. 4 Указа № 727, п. 3 Порядка № 476 ). Иначе говоря, перейти на упрощенную систему налогообложения может предприятие, не имеющее на момент подачи заявления налогового долга . А значит, предстоит заранее побеспокоиться об отсутствии такой налоговой задолженности.

      Напомним, что традиционно под налогами и обязательными платежами понимают налоги и сборы, предусмотренные Законом Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91 г. № 1251-ХII (перечни которых, в частности, приведены в его ст. 14 и ст. 15 ).

      В связи с этим заметим, что:

      — наличие у налогоплательщика задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд (как по взносам, не включенным в систему налогообложения и на которые потому не распространяется налоговое законодательство) не является основанием для отказа в регистрации субъекта малого предпринимательства плательщиком единого налога ( письмо ГНАУ от 27.01.2007 г. № 1471/7/15-0417; письмо Госкомпредпринимательства от 12.10.2005 г. № 8895 ). От себя добавим, что это же справедливо и в отношении остальных страховых взносов ;

      — задолженность по уплате штрафных санкций за нарушения законодательства об РРО (как не попадающая в категорию налоговой задолженности) также не может служить основанием для отказа в выдаче Свидетельства плательщика единого налога ( письмо ГНАУ от 28.03.2007 г. № 2963/6/15-0416 ).

      Подробнее эти вопросы также рассматривались в статье «Упрощенная система и налоговый долг» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 94.

      Как известно, предприятие может стать единоналожником, выбрав при этом ставку единого налога:

      6 % (с условием обязательного пребывания в рядах плательщиков НДС и уплатой НДС, независимо от объема налогооблагаемых операций) или

      10 % (не являясь при этом плательщиком НДС, в том числе и в случае превышения 300-тысячного предела, и соответственно такой налог не уплачивая, за исключением разве что ввозного импортного НДС — п. 8 постановления № 507 ).

      А потому для предприятия, сохраняющего при переходе на единый налог статус плательщика НДС (например, будучи плательщиком НДС на общей системе налогообложения и выбирая при переходе на единый налог ставку 6 %), в этом смысле все останется по-прежнему. Единственное, если ранее налоговики оставляли за единоналожником право выбора по НДС отчетного периода (месяц или квартал — письма ГНАУ от 23.03.2006 г. № 2725/7/16-1515-26, от 27.10.2005 г. № 21067/7/16-1517-26, от 19.01.2006 г. № 867/7/16-1517-26 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 23), то в последнее время из их разъяснений следует, что единоналожники могут быть исключительно квартальными плательщиками НДС, отчитываясь при этом поквартально на протяжении всего периода пребывания на упрощенной системе налогообложения, даже в случае если объем налогооблагаемых операций у них превысит 300 тыс. грн. ( письмо ГНАУ от 21.04.2008 г. № 8230/7/16-1517 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 39; консультация в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 23)*.

      * В связи с этим вызывает удивление другая недавняя консультация налоговиков (в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 36), где опять говорится о возможности выбора отчетного периода (месяца или квартала) единоналожником. Однако полагаем, ее вряд ли пока можно считать возвратом налоговиков к своей прежней позиции.

      Другое дело, когда ситуация изменяется: например, налогоплательщик, НДС до этого на общей системе не уплачивающий, переходит на уплату единого налога по ставке 6 % (а значит, должен в обязательном порядке зарегистрироваться плательщиком НДС) или наоборот, предприятие — плательщик НДС, пребывающее на общей системе налогообложения, при переходе выбирает ставку единого налога 10 % (в связи с чем его НДС-регистрация подлежит аннулированию ).

      В первом случае, при переходе на единый 6 % налог, зарегистрироваться плательщиком НДС нужно, начиная с первого числа квартала перехода на упрощенную систему налогообложения ( п. 12.2 Положения № 79 ). Для этого предприятие должно подать налоговому органу заявление о регистрации плательщиком НДС (по форме приложения 1 к Положению № 79 ) не позднее чем за 15 дней до начала квартала перехода на упрощенную систему налогообложения ( п.п. «г» п. 13 Положения № 79 ). Напомним, именно такие обновленные сроки подачи заявления на НДС-регистрацию при переходе на единый 6 % налог ввел приказ ГНАУ от 01.09.2008 г. № 560 , внесший изменения в Положение № 79 (подробнее такие изменения законодательства рассматривались в статье «Анализируем изменения в порядке регистрации плательщиков НДС» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 86).

      Во втором случае, при выборе единоналожной ставки в 10 %, для аннулирования НДС-регистрации налогоплательщику соответственно придется подать заявление об аннулировании такой регистрации (по форме приложения 3 к Положению № 79 ) с приложенными к нему Свидетельством плательщика единого налога и его копиями ( п.п. «в» п. 9.8 Закона об НДС, п.п. «в» п. 25 Положения № 79 ).

      При этом, переходя на единый налог (по ставке 10 %), нужно учитывать, что:

      — предприятие в соответствующие сроки обязано погасить сумму налоговых обязательств или налогового долга по НДС, возникших до такого аннулирования НДС-регистрации, независимо от того, будет или нет оно оставаться зарегистрированным плательщиком НДС на дату такого погашения;

      — предприятие, задекларировавшее в последней НДС-декларации бюджетное возмещение, теряет право на получение такого бюджетного возмещения ( п. 9.8 Закона об НДС , консультация в газете «Налоговый, банковский, таможенный КОНСУЛЬТАНТ», 2007, № 18);

      — предприятию, в учете которого на день аннулирования НДС-регистрации числятся товарные остатки или основные фонды, по которым был отражен налоговый кредит , следует признать условную продажу таких товаров или основных фондов и начислить налоговые обязательства в периоде аннулирования ( п. 9.8 Закона об НДС ). Соответственно, такие налоговые обязательства войдут в НДС-декларацию последнего отчетного периода. Заметим, если по товарным остаткам и ОФ входной налоговый кредит не отражался, начислять налоговые обязательства по НДС не нужно (консультации в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 12, 2006, № 19).

      Сразу укажем, что особенности налогообложения переходных операций при смене системы налогообложения на законодательном уровне не урегулированы. Поэтому в этих вопросах в большей степени приходится опираться на разъяснения налоговых органов. Заметим, что подробно переходные моменты рассматривались нами в статье «Переходные сделки при смене общей системы налогообложения на упрощенную» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 90. Сегодня вкратце в табличной форме напомним «переходные» налоговые последствия:

      (при переходе с общей системы налогообложения на упрощенную )

      налог на прибыль

      1. Продажа товара

      Ситуация 1. Оплата от покупателя получена в период пребывания юрлица на общей системе налогообложения, а отгрузка товаров состоялась уже после того, как лицо перешло на ЕН

      * В данном случае, ввиду действия п. 5.9 Закона о налоге на прибыль стоимость товаров фактически так и не увеличит ВР (так как товар будет отгружен позже, уже в период уплаты ЕН)

      Ситуация 2. Отгрузка товара произведена в период пребывания юрлица на общей системе налогообложения, а оплата от покупателя поступила на ЕН

      с общей на ЕН 6 % (или 10 %)

      * При этом в периоде отгрузки товаров предприятие сможет фактически увеличить по отгруженным товарам ВР через механизм п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

      2. Покупка товара

      Ситуация 3. Товары получены на общей системе налогообложения, а оплачены после перехода на ЕН

      с общей на ЕН 10 %

      Ситуация 4. Оплата за товар перечислена на общей системе налогообложения, а товары получены на ЕН

      с общей на ЕН 6 %

      * Поскольку переход на ЕН по ставке 10 % сопровождается аннулированием НДС-регистрации, то предприятием должны быть соблюдены требования п. 9.8 Закона об НДС, согласно которому налогоплательщик, имеющий на день аннулирования регистрации товарные остатки или основные фонды, по которым был отражен налоговый кредит, обязан признать условную продажу таких товаров по обычным ценам и начислить налоговые обязательства по НДС по итогам периода такого аннулирования (в учете при этом начисление НО отразится записью Дт 949 — Кт 641).

      А теперь поговорим об обратной ситуации — переходе с единого налога на общую систему налогообложения.

      С упрощенной на общую

      Перейти с упрощенной системы налогообложения на общую налогоплательщик может в силу разных причин: как добровольно (по собственному желанию), так и в обязательном порядке. В связи с этим напомним, что уход с упрощенной системы обязателен при несоблюдении установленных Указом № 727 условий пребывания на едином налоге, в частности:

      — в случае превышения юрлицом предельных годовых размеров выручки (более 1 млн грн.) и численности работников (более 50 человек);

      — в случае осуществления предприятием бартерных операций (т. е. неденежных расчетов за реализуемую продукцию, товары, работы, услуги);

      — в случае если субъект хозяйствования, к примеру, решит заняться видами деятельности , налогообложение которых не может осуществляться по единому налогу (к таковым, в частности, относятся деятельность в сфере игорного бизнеса; производство, экспорт, импорт, оптовая торговля подакцизными товарами, оптовая и розничная торговля подакцизными ГСМ; операции обмена валюты и пр.; подробнее — см. тематический номер газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 94).

      Если превышен объем выручки в 1 млн грн.

      Превысив предельный объем выручки в 1 млн грн., в квартале превышения вся сумма поступившей выручки подлежит обложению единым налогом (соответственно по ставке 6 % или 10 %). Поэтому дополнительно уплачивать с суммы превышения еще и налог на прибыль не нужно. На это обращал внимание и Госкомпредпринимательства , который в письме от 15.07.2008 г. № 5968 разъяснял, что «сверхпредельные» доходы предприятия-единоналожника, полученные на упрощенной системе налогообложения и обложенные по соответствующей ставке единого налога, не могут быть повторно обложены налогом на прибыль . С этим согласны и налоговики ( письмо ГНА в г. Киеве от 18.10.2006 г. № 826/10/31-106; консультация в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 35), отмечая, что вся выручка в квартале превышения (в том числе и сумма превышения ) облагается единым налогом*. При этом в письмах напоминалось о необходимости субъекта предпринимательства перейти со следующего квартала на общую систему налогообложения с ведением налогового учета в порядке, установленном Законом о налоге на прибыль ( ст. 5 Указа № 727 ).

      * В отличие, заметим, от ситуации с превышением выручки предпринимателями-единоналожниками, когда налоговики, напомним, настаивают на обложении суммы превышения налогом с доходов физических лиц в порядке, установленном разделом IV Декрета КМУ от 26.12.92 г. № 13-92 «О подоходном налоге с граждан» (письмо ГНАУ от 04.09.2008 г. № 8352/Х/17-0714), с чем мы, увы, не можем согласиться (подробнее см. статью «Если выручка предпринимателя-единоналожника превысила 500 тыс. грн.» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 90). Кстати, не разделяет такого мнения налоговиков в данном случае и Госкомпредпринимательства (письмо от 22.09.2008 г. № 8032).

      Говоря о превышении выручки «упрощенцами», попутно напомним также подход налоговых органов в отношении порядка определения объемов выручки для лиц, осуществляющих посредническую деятельность. Как разъясняют налоговики ( письмо ГНАУ от 08.05.2007 г. № 4441/6/15-0416 ; письмо ГНАУ от 06.07.2006 г. № 12710/7/16-1517 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 71), субъекты малого предпринимательства — посредники , осуществляющие, в частности, комиссионную торговлю, оказывающие экспедиторские, брокерские услуги:

      с целью обложения единым налогом учитывают только сумму причитающегося им вознаграждения , а вот прочие средства, поступающие на счета и являющиеся для них транзитными, в базу обложения единым налогом не включают,

      с целью определения права пребывания на упрощенной системе налогообложения такие субъекты малого предпринимательства должны учитывать все поступления средств , полученных на расчетный счет и в кассу от продажи продукции (товаров, работ, услуг), т. е. в том числе и поступающие к ним транзитные средства.

      Как видим, налоговики говорят о разных подходах к определению объемов выручки в целях ее обложения единым налогом и в целях определения ее размеров для пребывания на упрощенной системе налогообложения, что, конечно же, удивляет. Тем не менее именно такой позиции по данному вопросу в последнее время настойчиво придерживаются проверяющие, а стало быть, налогоплательщикам стоит помнить об этом.

      Заметим, что по общему правилу для отказа от применения упрощенной системы налогообложения и перехода со следующего квартала на общую систему налогообложения субъекты малого предпринимательства должны подать налоговым органам соответствующее заявление не позднее чем за 15 дней до окончания текущего квартала , в данном случае — квартала превышения выручки ( ст. 4 Указа № 727; письма Госкомпредпринимательства от 15.07.2008 г. № 5968; от 25.04.2007 г. № 2987 ). Вместе с тем если превышение выручки допущено в IV квартале, то, как разъясняли налоговики (консультация в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 35), для перехода с нового года (т. е. с I квартала) на общую систему налогообложения заявление подавать не нужно. В таком случае достаточно вернуть Свидетельство плательщика единого налога выдавшему его налоговому органу и с нового года предприятие автоматически будет считаться пребывающим на общей системе налогообложения.

      Также при этом хотим отметить письмо ГНАУ от 29.10.2008 г. № 22169/7/15-0217 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 89, в котором обращалось внимание на определение первого отчетного периода по налогу на прибыль для предприятий, перешедших с IV квартала 2008 года с упрощенной системы налогообложения на общую. Поскольку переход на общую систему при этом осуществляется с первого числа квартала (с 1 октября), то, как разъяснялось в письме , став плательщиком налога на прибыль, предприятию следует отчитываться по этому налогу по результатам налоговых периодов, предусмотренных законодательством в общем порядке . Поэтому таким налогоплательщикам предстоит подать декларацию по налогу на прибыль за 11 месяцев 2008 года (отразив в ней соответственно данные за октябрь — ноябрь), а также годовую декларацию — за 2008 год (включив в нее данные октября — декабря).

      И еще один момент. Контролирующие органы настаивают на том, что в случае превышения в текущем году предельного объема выручки субъект предпринимательства лишается возможности весь следующий календарный год перейти на упрощенную систему налогообложения ( письмо ГНАУ от 04.09.2008 г. № 8352/Х/17-0714, письмо Госкомпредпринимательства от 25.04.2007 г. № 2987 , консультация в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2005, № 36). Таким образом, превысив однажды выручку, снова вернуться на единый налог, предприятие, по мнению ГНАУ, сможет лишь только спустя полный календарный год работы .

      Переходные остатки запасов и ОФ: определяем балансовую стоимость

      Запасы. Налогоплательщиков, переходящих с упрощенной системы налогообложения на общую, конечно же, заинтересует вопрос: а можно ли имеющиеся остатки запасов, приобретенных за период пребывания на едином налоге, теперь учесть при определении объекта обложения налогом на прибыль. Иначе говоря, смогут ли такие остатки, к примеру, участвовать в перерасчете по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль и посредством такого перерасчета увеличивать валовые расходы налогоплательщика?

      Разъяснения на этот счет приводились в письмах ГНАУ от 29.03.2007 г. № 3046/6/15- 0316; п. 2 письма от 25.02.2008 г. № 3613/7/15-0217; от 06.02.2007 г. № 2169/7/15-0217 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 21; вопрос 6 письма ГНАУ «Ответы на актуальные вопросы плательщиков налогов относительно порядка составления и подачи декларации по налогу на прибыль предприятия» от 07.09.2006 г. № 16636/7/31-3017 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 83. В них пояснялось, что учесть затраты на приобретение таких запасов в валовых расходах при переходе с упрощенной на общую систему налогообложения налогоплательщик не может . Поэтому их стоимость не подлежит отражению в таблице 1 приложения К 1/1 к декларации по налогу на прибыль и соответственно в перерасчете по п. 5.9 не учитывается . Кстати, также не видит оснований для учета стоимости товаров, приобретенных в период пребывания на едином налоге, в валовых расходах после перехода на общую систему налогообложения и Госкомпредпринимательства ( письмо от 28.12.2007 г. № 9779 ). Получается, что, перейдя на уплату налога на прибыль, при продаже таких запасов налогоплательщику придется показывать валовые доходы без возможности отражения при этом по ним валовых расходов.

      Подобные разъяснения контролирующих органов, конечно же, огорчают (заметим, что прежде в этих вопросах налоговики были справедливее, наоборот, допуская возможность учета «переходных» запасов в перерасчете по п. 5.9 — консультации в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2003, № 16 и 2002, № 13 — однако теперь, как видим, их мнение изменилось). Помня о такой позиции проверяющих, в сложившейся ситуации налогоплательщику, возможно, окажется более выгодным сбыть (реализовать) такие остатки запасов еще до перехода на общую систему налогообложения.

      Вместе с тем хотим обратить внимание еще на один случай. В числе «переходных» могут отказаться запасы, приобретенные еще во времена, когда до перехода на единый налог предприятие находилось на общей системе налогообложения и являлось плательщиком налога на прибыль. В таком случае, как пояснялось в письмах , стоимость таких запасов, после возврата на общую систему налогообложения, налогоплательщик сможет учесть в валовых расходах . Поэтому такие переходные запасы отражаются в таблице 1 приложения К 1/1 (в графе 3 — как остатки на начало) и соответственно, принимают участие в пересчете по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль в общеустановленном порядке.

      Ну и конечно, однозначное право на валовые расходы налогоплательщик получает по запасам, приобретенным и оприходованным уже после перехода на общую систему налогообложения (т. е. когда обе операции по таким запасам — и оприходование, и оплата — свершились после того, как предприятие стало плательщиком налога на прибыль).

      И все же существующие разъяснения налоговиков, касающиеся переходных моментов, нельзя назвать до конца последовательными. Так, например, интерес представляет другая недавняя консультация налоговиков в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 14 (см. рубрику «Мнение специалистов официальных органов» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 42), в которой речь, правда, шла о переходных услугах . В ней налоговики уже указывали на возможность отражения валовых расходов по услугам, предоставленным в периоде пребывания на едином налоге, однако оплата за которые поступила предприятию после перехода на общую систему налогообложении. Как разъяснялось в консультации, при увеличении валового дохода на сумму средств, полученную за услуги, оказанные до перехода с упрощенной системы налогообложения на общую, предприятие вправе включить расходы, связанные с получением этих средств, в состав валовых расходов.

      Основные фонды. Сразу хотим отметить вопрос 11 письма ГНАУ «Ответы на вопросы плательщиков налога о налоговом учете и порядке начисления амортизации» от 07.09.2006 № 16636/7/31-3017 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 83. В нем разъяснялось, что для предприятия, сперва находившегося на общей системе налогообложения и амортизирующего купленные ОФ, затем перешедшего на упрощенную систему налогообложения и впоследствии снова вернувшегося с упрощенной на общую систему налогообложения, начисление амортизации по таким ОФ в налоговом учете возобновляется . При этом балансовой стоимостью таких ОФ в целях начисления налоговой амортизации считается остаточная стоимость ОФ на момент возврата на общую систему налогообложения, определенная по данным бухгалтерского учета.

      Как видим, налоговики соглашаются с возможностью налоговой амортизации ОФ, приобретенных еще до перехода на упрощенную систему налогообложения. Считаем, что такой же подход должен распространяться и на основные средства, приобретенные предприятием за время нахождения на едином налоге . Поэтому, на наш взгляд, перейдя на общую систему налогообложения, предприятие вправе начислять налоговую амортизацию и по основным средствам, купленным в единоналожный период. При этом исходной балансовой стоимостью таких ОФ в целях начисления амортизации, полагаем, также должна служить их остаточная стоимость, определенная на момент перехода на общую систему налогообложения согласно данным бухгалтерского учета (а значит, заметим, в том числе, и с учетом стоимости капитализированных в бухучете по таким ОС ремонтов, если, конечно, таковые проводились). Кстати, аналогичные разъяснения на этот счет в свое время можно было встретить и в консультациях в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2002, № 13 и 2003, № 16.

      И еще один момент, касающийся отражения ремонтных расходов. На наш взгляд, перейдя с упрощенной системы налогообложения на общую, налогоплательщик вправе применить 10 % ремонтный лимит (согласно п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль ) уже в году перехода , причем как в случае, когда переход на общую систему налогообложения происходит с начала отчетного года (когда тем самым в налоговом учете предприятия будет сформирована балансовая стоимость ОФ на 1 января), так и в случае такого перехода с любого другого квартала в течение года (так как в налоговом учете у такого налогоплательщика уже будет сформирована балансовая стоимость ОФ на начало его первого отчетного периода ). По крайней мере, именно такой вывод можно сделать, опираясь на недавнее письмо ГНАУ от 04.07.2008 г. № 13412/7/15-0217 («Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 56), касающееся порядка определения первого налогового периода, начисления амортизации и отражения ремонтных расходов у лиц, становящихся плательщиками налога на прибыль. Поэтому хотя графа 3 таблицы 3 приложения К 1/1 и именуется как «совокупная балансовая стоимость на начало отчетного года », считаем, что в данном случае приоритет должен сохраняться за основополагающим ремонтным п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль, говорящим об отсчете 10 % от совокупной балансовой стоимости всех групп ОФ по состоянию на начало отчетного периода (а, следовательно, началом такого периода для лиц, переходящих с упрощенной системы налогообложения на общую, будет являться начало квартала перехода ).

      Уходим с единого налога (по ставке 10 %): обязательна ли НДС-регистрация?

      Рассмотрим случай, когда плательщик единого налога (по ставке 10 %) переходит на общую систему налогообложения. Тут возникает вопрос: нужно ли ему, покидая ряды единоналожников, в обязательном порядке регистрироваться плательщиком НДС?

      В данном случае будет важно, подпадает он или нет при таком переходе под критерии обязательных плательщиков НДС. Ведь необходимость НДС-регистрации, как известно, зависит от соответствия условиям п. 2.3 Закона об НДС . Поэтому если переход на общую систему налогообложения, предположим, происходит в добровольном порядке (а не, к примеру, из-за превышения объемов выручки), и если при этом 300-тысячный предел лицом еще не превышен , а также налогоплательщик не осуществляет операций из п.п. 2.3.2 — 2.3.4 Закона об НДС , то НДС-регистрация для него не является обязательной (консультация в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 23). Хотя, конечно, в таком случае предприятие может зарегистрироваться плательщиком НДС по собственному желанию, в добровольном порядке на основании п. 2.2 Закона об НДС .

      А вот если же такие условия не выполняются (в частности, велики объемы поставок — более 300 тыс. грн. или есть особые операции из п.п. 2.3.2 — 2.3.4 ), то зарегистрироваться плательщиками НДС при переходе, конечно же, придется. На это указывает и п.п. 12.1 Положения № 79 , согласно которому не зарегистрированное плательщиком НДС лицо, уплачивающее единый налог и превысившее ограничение относительно годового объема выручки , обязано зарегистрироваться плательщиком НДС, начиная с первого числа квартала перехода на общую систему налогообложения. В связи с чем ему предстоит подать налоговому органу заявление о регистрации плательщиком НДС не позднее чем за 15 дней до начала квартала перехода на общую систему налогообложения ( п.п. «г» п. 13 Положения № 79 ). Вместе с тем заметим, что Положение № 79 не уточняет, как быть единоналожникам, переходящим на общую систему по другой причине — в связи с превышением численности, и в какие сроки следует подавать регистрационное заявление в таком случае. Считаем, что в данной ситуации безопаснее придерживаться того же срока и подать заявление также за 15 дней до начала квартала перехода (подробнее об этом см. статью «Анализируем изменения в порядке регистрации плательщиков НДС» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 86).

      Как уже отмечалось, при налогообложении переходных операций остается учитывать разъяснения контролирующих органов. Напомним также, что подробно переходные моменты рассматривались в статье «Переходные сделки при смене упрощенной системы налогообложения на общую» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 90:

      Переходные операции: налоговые последствия

      (при переходе с упрощенной системы налогообложения на общую )

      i.factor.ua