Передача полномочий сроки

Администрация Ленинградской области

Порядок передачи полномочий с уровня поселения

на уровень муниципального района

В соответствии c положениями Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» существуют два способа передачи полномочий местной администрации поселения местной администрации муниципального района.

Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 142.5 БК РФ).

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема соответствующих межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления муниципального района имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального района.

На практике обычно на уровень муниципальных районов передаются следующие полномочия:

  • формирование и исполнение бюджета поселения;
  • организация в границах поселения тепло-, электро- и газоснабжения населения;
  • утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешение на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселения резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд;
  • организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно- спасательных формирований на территории поселения;
  • обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
  • создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
  • муниципальный жилищный контроль.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона № 131 -ФЗ полномочия по решению вопросов местного значения местной администрации поселения, являющегося административным центром муници­пального района, могут быть переданы местной администрации данного муни­ципального района еще одним способом. Такая передача полномочий может осу­ществляться не путем заключения соглашений между указанными муниципаль­ными образованиями, а посредством внесения изменений в уставы обоих упомянутых муниципальных образований (т. е. не в договорном, а в нормативно-правовом порядке).

В соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ уставами муни­ципального района и поселения, являющегося его административным центром, мо­жет быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации поселения. В этом случае в указанном поселении местная администрация не образу­ется. При этом данное поселение сохраняет статус муниципального образования, и в нем осуществляют полномочия представительный орган муниципального обра­зования, глава муниципального образования, а также, если это предусмотрено его уставом, иные органы местного самоуправления.

Данные положения Федерального закона № 131 -ФЗ предоставляют возможность оптимизировать систему муниципального управления в указанных муниципальных образованиях и обеспечить сокращение расходов соответствующих местных бюд­жетов на содержание органов местного самоуправления, но только в тех случаях, когда для этого в соответствующих муниципальных образованиях существуют объ­ективные потребности. Важно также обратить внимание на то, что указанная норма не носит императивный характер и ее применение зависит исключительно от добро­вольного волеизъявления депутатов представительных органов каждого муници­пального образования (раздельно поселения, являющегося административным цент­ром муниципального района, и муниципального района), вносящих соответствующие изменения в уставы своих муниципальных образований. Внесение таких изменений в устав только одного из муниципальных образований (района или поселения) каких-либо правовых последствий для другого муниципального образования или его ор­ганов местного самоуправления не несет. Ни органы государственной власти субъ­ектов РФ, ни органы местного самоуправления муниципальных районов не вправе оказывать административное воздействие на представительные органы упомянутых поселений в целях принятия ими решений.

Уставами муниципального района и поселения, являющегося его администра­тивным центром, необходимо определить субъектов, наделенных полномочиями по инициированию процедуры перехода к исполнению администрацией муници­пального района полномочий администрации поселения, являющегося его адми­нистративным центром. Данным правом могут быть наделены представительные органы указанных муниципальных образований, а также их главы. При этом важно предусмотреть количество голосов, необходимых для поддержания данной ини­циативы. Представляется, что это может быть как простое большинство, так и боль­шинство в две трети голосов от установленной численности депутатов соответ­ственно представительного органа поселения и представительного органа муни­ципального района.

В случае если указанная инициатива будет поддержана необходимым количе­ством голосов депутатов, для согласования дальнейшей процедуры перехода к осуществлению полномочий администрации поселения администрацией муниципаль­ного района представляется целесообразным заключить соглашение между пред­ставительным органом поселения и представительным органом муниципального района, в котором определить порядок и сроки внедрения новой схемы осуществле­ния полномочий администрации поселения.

В настоящее время наиболее простым и эффективным способом передачи полномочий местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципаль­ного района, местной администрации муниципального района является заключение между ними соглашений. В данном случае местная администрация поселения долж­на формально сохраняться в структуре органов местного самоуправления данного муниципального образования. Однако структура и штат данной местной администра­ции, а также расходы местных бюджетов на ее содержание могут быть минимизиро­ваны. В то же время в случае заключения указанного соглашения органы местного самоуправления поселения, являющегося административным центром муниципаль­ного района, и органы местного самоуправления муниципального района смогут избежать финансовых и правовых проблем, связанных с полной ликвидацией местной администрации такого поселения.

Пример соглашения о передаче полномочий поселения по решению вопросов местного значения на уровень муниципального района (скачать)

Дата редактирования: 23-03-2017 в 17:47 Редактор Авляханова Оксана Викторовна

ghi.lenobl.ru

Как увеличить содержимое сайта?

Для этого нужно нажать клавишу «Ctrl» и удерживая её, масштабировать сайт с помошью клавиш «+», «–» или колёсика мыши.

Соглашения о передаче полномочий

Статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено:

органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;

органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.

Статья 49 Устава муниципального образования Тюменский муниципальный район определяет, что передаче подлежат конкретные полномочия представительных органов муниципальных образований, контрольно-счетных органов муниципального образования и (или) местных администраций, предусмотренные федеральными законами и (или) уставами соответствующих муниципальных образований.

В зависимости от принадлежности передаваемых полномочий соглашения могут заключаться:

1) между представительными органами муниципального района и поселения, входящего в его состав;

2) между администрациями муниципального района и поселения, входящего в его состав.

Соглашения заключаются между органами местного самоуправления муниципального района и поселения, входящего в его состав, в следующих случаях:

1) передача полномочий представительного органа муниципального образования;

2) передача полномочий представительного органа муниципального образования и местной администрации совместно в рамках одного соглашения;

3) передача полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля контрольно-счетному органу муниципального района.

Проекты таких соглашений утверждаются на заседаниях представительных органов муниципальных образований и вступают в силу с момента подписания соглашения главами местных администраций.

Соглашения заключаются между администрациями муниципального района и поселения, входящего в его состав, в случае передачи полномочий местной администрации.

Такие соглашения утверждаются и подписываются главами местных администраций и вступают в силу с момента подписания соглашения.

Требования, предъявляемые к соглашениям:

1) соглашения должны заключаться на определенный срок;

2) соглашения должны содержать:

а) положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного;

б) порядок определения ежегодного объема указанных в частях 1, 2 настоящей статьи межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий;

3) соглашения должны предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

При необходимости изменения текста соглашения, расторжения соглашения заключается дополнительное соглашение к соглашению в порядке, установленном для заключения соглашения частями 5, 6 настоящей статьи.

Передача полномочий органа (органов) местного самоуправления посредством соглашения не снимает с указанного органа (органов) ответственность за надлежащее осуществление переданных полномочий, за исключением тех полномочий, которые переданы в части документационного и (или) нормативно-методического обеспечения.

Согласно Порядку заключения соглашений с органами местного самоуправления поселений, входящих в состав Тюменского муниципального района, о передаче (принятии) части полномочий по решению вопросов местного значения, утвержденному решением Думы Тюменского муниципального района от 29.12.2014 № 688 внесение изменений и дополнений в Соглашения осуществляется путем подписания Сторонами дополнительных Соглашений в соответствии с настоящим Порядком.

Органы местного самоуправления Тюменского муниципального района организуют размещение Соглашений на официальном сайте Администрации Тюменского муниципального района.

© Тюменский муниципальный район, 1923—2018

625049, г. Тюмень, ул. Московский тракт, 115
[email protected]

Сайт является средством массовой информации и официальным сайтом Тюменского муниципального района. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-26997 от 18 января 2007 года выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

atmr.ru

Всероссийский муниципальный форум

Единственное в стране

издание о государственной

и методологов страны

Нас читает вся страна

Вопросы, связанные с реализацией межмуниципальных соглашений по передаче части отдельных полномочий между муниципальным районом и поселениями, представляют особенный интерес. Тем более что до 2009 г. они не были в достаточной степени урегулированы Бюджетным кодексом.

Светлана КАРЧЕВСКАЯ, заслуженный экономист РФ

ПОЛОЖЕНИЯ 131-ГО ЗАКОНА: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

Статья 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131—ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ) предоставляет органам местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, право заключать с органами местного самоуправления муниципального района соглашения о передаче им части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района. Соответственно иорганы местного самоуправления муниципального района вправе заключать аналогичные соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий. Однако реализация данной статьи в части формы финансового обеспечения передаваемых полномочий донастоящего времени вызывает вопросы, связанные с введением с 1 января 2008 г. новой редакции БК РФ, уточняющей понятия и формы межбюджетных трансфертов.

Исходя из определения субвенций (п. 1 ст. 133 и п. 1 ст.140 БК РФ) средства, предоставляемые в рамках указанных межмуниципальных соглашений, не могут быть переданы в данной форме, так как предусматривают их передачу из Федерального фонда компенсаций или Регионального фонда компенсаций только в случае делегирования отдельных государственных полномочий РФ или субъектов РФ намуниципальный уровень.

Не могут быть предоставлены финансовые средства и в форме субсидий. В соответствии с п. 1 ст. 132 и п. 1 ст.139 БК РФ субсидии могут быть предоставлены из федерального и регионального фондов в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, то есть в случае софинансирования расходов органов местного самоуправления другим уровнем публичной власти. В связи с этим Бюджетным кодексом не предусмотрено выделение субсидий из бюджета муниципального района бюджетам поселений для софинансирования отдельных вопросов местного значения исоздания районных фондов софинансирования расходов.

Данный механизм межбюджетного регулирования с 1 января 2008 г. должен быть реализован в форме иных межбюджетных трансфертов, что отражено в Федеральном законе от 26 апреля 2007 г. № 67-ФЗ. К сожалению, в Закон № 131-ФЗ соответствующая поправка не была внесена, в связи с чем у правоприменителей и возникают вопросы.

НОВАЦИИ БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА

Несмотря на широкую практику заключения межмуниципальных соглашений по передаче полномочий между муниципальными районами ипоселениями, Бюджетный кодекс как специальный закон (регулирующий отношения между субъектами бюджетных правоотношений) несодержал достаточных положений в части реализации права органов местного самоуправления муниципальных районов и поселений напередачу межбюджетных трансфертов в соответствии с заключенными соглашениями.

Пункт 4 ст. 9 БК РФ, регулирующей бюджетные полномочия муниципальных образований, предусматривает только возможность осуществления финансовым органом муниципального района отдельных бюджетных полномочий финансового органа поселения на основе соглашения между местной администрацией поселения и местной администрацией муниципального района.

В целях преодоления возможных противоречий между положениями Бюджетного кодекса и Закона № 131-ФЗ с 1 января 2009 г. вступили в действие нормы по изменению положений Бюджетного кодекса, в том числе в части межбюджетного регулирования на муниципальном уровне:

дополнены основания возникновения расходных обязательств поселений и муниципальных районов, то есть принятие муниципальных правовых актов в соответствии с заключенными соглашениями о передаче полномочий (ст. 86);

с учетом уточненной редакции определения «субвенций», предусмотренных только в случае передачи государственных полномочий содного уровня публичной власти на другой, изменена форма передачи средств по указанным соглашениям с «субвенции» на»межбюджетные трансферты» (ст. 142);

внесено дополнение в части предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов районов бюджетам поселений на осуществление части своих полномочий в соответствии с заключенными договорами (ст. 142.4) и введена новая ст. 142.5, предусматривающая предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов.

Следует обратить внимание и на предусмотренную законом возможность дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях заключения соглашений между поселениями и районами по передаче части своих полномочий порешению вопросов местного значения. Таким образом, предоставлено право муниципальным образованиям по дополнительному финансированию расходов по принимаемым не только государственным, но и муниципальным полномочиям, что позволит муниципалитетам влиять на объем и качество принимаемых расходных обязательств по предоставлению населению бюджетных услуг.

ПРАКТИКА ПЕРЕДАЧИ ПОЛНОМОЧИЙ

Согласно данным субъектов РФ в 49 регионах муниципальные районы передали часть полномочий по решению вопросов местного значения на исполнение поселениям с финансовым обеспечением в объеме 12,8 млрд руб., что составило в среднем 2,7 % к общим расходам бюджетов этих муниципальных районов. Учитывая, что передача осуществлялась в отдельных муниципальных районах и поограниченному числу вопросов местного значения в 31 регионе удельный вес составил менее одного процента. Вместе с тем в отдельных регионах передача носила массовый характер.

Так, в муниципальных районах Республики Коми указанная передача составила 10,1 %, Хакасии — 10,9 %, Мордовии — 30,6 %, Нижегородской области — 32,2 % расходов местных бюджетов. В 2008 г. количество регионов, в которых осуществлялась передача полномочий муниципальных районов поселениям, возросло до 57. При этом по плановым показателям значительно снизилась средняя поРоссии доля расходов по переданным полномочиям в объеме расходов муниципальных образований до 1,53 % в связи со снижением общего объема переданных полномочий до 12 млрд руб. В 40 регионах она составила менее 1 %, в 13 регионах — от 1 % до 5 %. Самые высокие анализируемые показатели составили: в Белгородской области — 5,31 %, Республике Дагестан — 7,96 %, Республике Коми — 14,53% и Республике Мордовия — 28,85 %.

Более масштабная передача полномочий по решению вопросов местного значения происходит с поселенческого уровня на уровень муниципальных районов. В 2007 г. в 54 регионах городские поселения передали отдельные полномочия муниципальным районам и в 61 — сельские поселения, в 2008 г. соответственно в 61 и 62 регионах. Следствием укрепления экономической самостоятельности поселений является сокращение объемов и перечня передаваемых на исполнение муниципальным районам вопросов местного значения поселений (за исключением случаев, когда передача экономически обоснованна и более эффективно исполняется на районном уровне).

Так, если в 2007 г. объем переданных полномочий городских поселений составил 6 млрд руб. или 15,1 % к расходам, то в 2008 г. онснизился до 5,3 млрд руб. по плану или 6,9 % к расходам. Аналогичная ситуация наблюдается и в сельских поселениях, где указанный объем снизился с 10,3 млрд руб. (14,6 %) в 2007 г. до 9 млрд руб. (8,2 %) по плану 2008 г. Однако в отдельных поселениях значительное количество вопросов местного значения исполняется муниципальными районами: в городских поселениях Смоленской области (18,6 % расходов), городских и сельских поселениях Тульской области (18,8 %), городских поселениях Новгородской области (24 %), городских поселениях Республики Башкортостан (38,8 %), городских (49,8 %) и сельских (32,1 %) поселениях Республики Марий Эл, городских поселениях Самарской области (26,4 %), городских (14,1 %) и сельских (55,7 %) поселениях Ямало-Ненецкого округа, городских (22,1 %) исельских (18,2 %) поселениях Кемеровской области, городских поселениях Сахалинской области (37,7 %), городских (52,2 %) и сельских (22,9%) поселениях Чукотского автономного округа.

О ПЕРЕЧНЕ НЕДЕЛЕГИРУЕМЫХ ПОЛНОМОЧИЙ

Широкомасштабная передача полномочий с поселенческого уровня на районный явилась основанием для активной дискуссии по вопросу озаконодательном закреплении перечня полномочий органов местного самоуправления поселений по вопросам местного значения, которые в значительной степени определяют самостоятельность поселений как муниципальных образований и в связи с этим не могут быть переданы органам местного самоуправления районов на основании соглашений. Соответствующее поручение федеральным органам исполнительной власти дано Президентом РФ.

В случае принятия решения о законодательном установлении такого перечня в него должны быть включены полномочия по вопросам, решение которых находится в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления поселений на основаниич. 10 ст. 35 Закона № 131-ФЗ:

установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;
определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.

При рассмотрении вопроса формирования, исполнения бюджета поселения и контроля за исполнением бюджета следует учитывать норму п. 4 ст. 9Бюджетного кодекса, предусматривающую возможность осуществления финансовым органом муниципального района отдельных бюджетных полномочий финансового органа поселения на основе соглашения между местной администрацией поселения и местной администрацией муниципального района.

С учетом общегосударственного значения отдельных вопросов, требующих комплексных и взаимосогласованных действий органов всех уровней власти, вуказанный перечень целесо-образно также включить отдельные вопросы местного значения, определенные федеральным отраслевым законодательством как участие в конкретной сфере деятельности, осуществляемой органами государственной власти:
участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения;

участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Ряд полномочий с учетом местных особенностей более эффективно может быть решен на поселковом уровне:
обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;
организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселений;

сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения;

создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении;

создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;
формирование архивных фондов поселения;

организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;
содержание мест захоронения;

содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;
организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении;

создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка.
Представляется, что остальные полномочия с учетом соблюдения баланса интересов могут решаться органами местного самоуправления как поселений, так и муниципальных районов.

Оценивая передачу полномочий поселения на уровень муниципальных районов в качестве ограничения их самостоятельности как муниципальных образований, возможно, следует рассмотреть вопрос и о формировании аналогичного перечня вопросов местного значения муниципального района, которые не могут быть переданы на исполнение органам местного самоуправления поселений.

bujet.ru

Полномочия единоличного исполнительного органа ООО переданы управляющему, имеющему статус ИП. Как правильно указывать управляющего в документах общества (является ли юридической ошибкой вариант без указания на статус ИП в договорах с контрагентами: «. в лице управляющего Иванова И., действующего на основании устава»)? Обязательно ли в протоколе собрания участников общества о передаче полномочий управляющему указывать, на какой срок они передаются, с учетом ограничения в уставе, что единоличный исполнительный орган избирается на пять лет? Может ли договор о передаче полномочий быть бессрочным?

По общему правилу в соответствии с п. 4 ст. 32 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон N 14-ФЗ) руководство текущей деятельностью общества (далее также — ООО) осуществляется его единоличным исполнительным органом или единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом общества. Однако законодательство позволяет обществу передать по договору осуществление полномочий своего единоличного исполнительного органа управляющему (п. 1 ст. 42 Закона N 14-ФЗ). В качестве последнего могут выступать как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица.
При этом ни ст. 42 Закона N 14-ФЗ, ни иные положения законодательства не содержат каких-либо требований к содержанию указанного договора, в том числе и относительно срока, на который он заключается.
Вместе с тем, как справедливо отмечено в вопросе, в п. 1 ст. 40 Закона N 14-ФЗ содержится положение, согласно которому единоличный исполнительный орган общества избирается общим собранием участников этого общества или советом директоров на срок, определенный уставом общества.
Исходя же из смысла п. 2 ст. 40 Закона N 14-ФЗ и буквального толкования п. 3 ст. 65.3 ГК РФ, управляющий рассматривается в качестве единоличного исполнительного органа общества. Кроме того, согласно п. 2 ст. 42 Закона N 14-ФЗ управляющий должен действовать в соответствии не только с законодательством, но и с уставом общества.
Следовательно, по нашему мнению, общее собрание участников или совет директоров могут передать осуществление полномочий такого органа управляющему на срок, не превышающий срок полномочий единоличного исполнительного органа, предусмотренный уставом. Соответственно, на наш взгляд, срок действия договора с управляющим также не должен превышать указанного срока.
К сожалению, какой-либо правоприменительной практики, подтверждающей или опровергающей сделанные нами выводы, которые являются лишь нашим экспертным мнением, нам обнаружить не удалось.
В любом случае, нам представляется, что заключение договора с управляющим на неопределенный срок или на срок, превышающий срок полномочий единоличного исполнительного органа, указанный в уставе, не отразится на действительности этого договора или на полномочиях управляющего.
Ведь законодательство об обществах с ограниченной ответственностью не предусматривает никаких последствий истечения срока, на который избирался единоличный исполнительный орган, в том числе не предусматривает, что полномочия единоличного исполнительного органа прекращаются с истечением этого срока.
На основании этого в правоприменительной практике делается вывод о том, что после истечения срока полномочий руководитель ООО продолжает исполнять функции единоличного исполнительного органа до момента, когда будет избран новый руководитель общества, продлены полномочия прежнего или их исполнение будет передано управляющему (смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 11.07.2011 по делу N А40-95909/10-29-822, ФАС Западно-Сибирского округа от 26.05.2011 по делу N А67-5899/2008, от 12.04.2011 по делу N А70-9086/2010, от 09.09.2008 N Ф04-5488/2008(11230-А67-8), ФАС Северо-Западного округа от 13.04.2011 по делу N А42-3733/2010, от 02.03.2011 по делу N А21-5345/2010, от 28.10.2008 по делу N А05-3960/2008, от 27.02.2008 по делу N А66-1370/2007, от 29.10.2007 по делу N А13-2333/2007, ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.07.2010 по делу N А33-18690/2009, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2011 N 18АП-299/2011)*(1). Данный подход находит свое отражение и в законодательстве о других формах корпоративных юридических лиц (смотрите п. 3 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).
В связи с изложенным, если срок действия договора с управляющим будет превышать срок действия полномочий единоличного исполнительного органа или такой договор вообще не будет ограничен каким-либо определенным сроком, управляющий, на наш взгляд, будет правомочен осуществлять полномочия единоличного исполнительного органа ООО до момента, пока общее собрание участников этого общества или его совет директоров не примут решение об избрании иного лица в качестве этого органа или о передаче его полномочий другому управляющему.
В заключение отметим, что законодательство не устанавливает, каким образом должен обозначаться в договорах с контрагентами ООО управляющий, действующий от имени этого общества (в отличие, например, от доверительного управляющего, который при осуществлении им своих полномочий должен проставлять в документах пометку «Д.У.» после своего имени или наименования, — п. 3 ст. 1012 ГК РФ). Законодательство также не содержит и положений, обязывающих индивидуального предпринимателя указывать на свой статус в заключаемых им договорах. Для него, как и для любого другого гражданина, необходимо указание имени, фамилии и (при наличии) отчества (п. 1 ст. 19 ГК РФ).
В связи с этим само по себе отсутствие в договоре с контрагентом ООО указания на то, что управляющий является индивидуальным предпринимателем, хотя и не полностью юридически корректно, однако не влечет за собой каких-либо правовых последствий.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

18 августа 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) Отметим ради справедливости, что в правоприменительной практике находит свое отражение и противоположная точка зрения на последствия истечения срока полномочий единоличного исполнительного органа ООО (смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 30.10.2006, 23.10.2006 по делу N КГ-А41/8950-06, от 16.10.2006 по делу N КГ-А41/7734-06, Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2009 N 09АП-15909/2009, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2009 N 18АП-7671/2009).

www.garant.ru