Пенсия за выслугу лет военнослужащим 2014

Пенсия за выслугу лет военнослужащим 2014

Здравствуйте!
Меня интересует вопрос: Могу ли я рассчитывать на минимальную пенсию военнослужащего, если календарный стаж службы составляет 14 лет и 20 дней, и гражданский до призыва 1 год и 4 месяца, уволен с военной службы в 2008 году по окончанию контракта. Восстановлению на службу не подлежу, так как в/звание мичман.

Ответ от Елены Земляковой:

Статья 13. Условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет:

Право на пенсию за выслугу лет имеют:

а) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более;

(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

б) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Таким образом у Вас недостаточно стажа для получения пенсии по выслуге лет.

Комментарии

Здравствуйте!
Проходил срочную военную службу на территории Закавказья (г. Тбилиси), с 28.06.1991 по 27.04.1993. «Изъявил добровольное желание проходить военную службу на территории республик Закавказья. (Приказ Мин. обороны СССР от 30.03.1991 №148-?)». Прошу Вас разъяснить распространяется ли Закон №4328-1 от 21 января 1993 г. при назначении пенсии в выслугу лет один месяц за полтора. Если распространяется, то куда лучше обращаться? Заранее благодарен за помощь!

Уважаемый Игорь Владимирович,
Ситуация в Вашем случае непростая.
Вы начали службу в 1991 г, когда еще существовало СССР.
На территории СССР не было государств Закавказья, а были союзные республики. И пенсионное законодательство тех лет не предполагало никаких льгот для этих территорий.
Закон же, дающий дополнительные гарантии военнослужащим, проходящим военную службу на территории государств Закавказья был принят в 1993 г.
Учитывая выше указанные факты, а также то, что закон обратной силы не имеет, то думаю, что льгота для Вас распространяется только на период службы с момента вступления в силу закона, так как в законе не указано иных дат начала его действия, то это будет период с 21.01.1993 г. по 27.04.1993 г.

Вопросы исчисления выслуги лет военнослужащих решаются пенсионными органами Министерства обороны РФ, но можно попробовать получить консультацию и в отделении Пенсионного Фонда по месту жительства.

Проходил службу в органах МВД РФ непрерывно 10 лет 2 месяца 17 дней на о. Сахалин и служба в Армии с 01.11.1987г. по 15.12.1989г.на Курилах о. Итуруп. Имею ли я на льготы по минимальной пенсии для сотрудников МВД (12 лет).

В соответствии с Законом № N 4468-1 от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» ст. 13:
«Право на пенсию за выслугу лет имеют:
… б) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.»
Ст. 18 данного закона:
«В выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 настоящего Закона засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;…»

Таким образом, выслуги лет для назначения пенсии у Вас достаточно, и Вы имеете право на пенсию за выслугу лет в случае выполнения иных требований, указанных в п. б ст. 13 Закона, а именно достижения 45-летнего на день увольнения, наличие необходимого общего трудового стажа.

Здравствуйте !
Прохожу службу на дальнем востоке в
пограничных органах с декабря 2004г
Срочная служба с декабря 2004 по декабрь 2006. первый контракт был заключен на три года с учетом срочной службы в декабре 2006.
Подскажите пожалуйста до какого года мне служить чтобы расчитивать на минимальную пенсию.

Олег, стаж, необходимый для получения пенсии по выслуге лет, указан в ответе на исходный вопрос. Так как Вы проходите службу на Дальнем Востоке, то она засчитывается в стаж в льготном порядке (вероятнее всего — один месяц службы за полтора месяца, но это зависит от места Вашей службы).

hypnotronic.ru

Пенсия за выслугу лет военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, и сотрудникам правоохранительных органов

Согласно ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих право на пенсию за выслугу лет имеют:

1) военнослужащие, проходившие службу по контракту, и сотрудники правоохранительных органов, имеющие на день увольнения со службы выслугу 20 лет и более;

2) служащие, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет военная и (или) правоохранительная служба.

Пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах:

а) лицам, имеющим выслугу 20 лет и более:

– за выслугу 20 лет – 50% соответствующих сумм денежного довольствия;

– за каждый год выслуги свыше 20 лет пенсия увеличивается на 3% указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85% этих сумм;

б) лицам, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет военная и (или) правоохранительная служба:

– за общий трудовой стаж 25 лет – 50% соответствующих сумм денежного довольствия;

– за каждый год стажа свыше 25 лет – 1% указанных сумм денежного довольствия.

Следует учитывать, что расчет размера пенсий по инвалидности военнослужащих, проходившим службу по контракту и сотрудников правоохранительных органов производится исходя из исчисленных размеров «соответствующих сумм денежного довольствия» (ст. 43 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих), из которых с 1 января 2014 г. берется 60,05%, а с 1 октября 2014 г. – 62,12%.

Пенсия за выслугу лет не может быть ниже 100% расчетного размера пенсии.

Предусмотрено увеличение размера пенсии за выслугу лет следующим категориям инвалидов:

а) лицам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы:

– инвалидам I группы – на 300% расчетного размера пенсии;

– инвалидам II группы – на 250% расчетного размера пенсии;

– инвалидам III группы – на 175% расчетного размера пенсии;

б) лицам, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий) и являющимся участниками Великой Отечественной войны:

– инвалидам I группы – на 250% расчетного размера пенсии;

– инвалидам II группы – на 200% расчетного размера пенсии;

– инвалидам III группы – на 150% расчетного размера пенсии;

в) лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий):

– инвалидам I группы – на 200% расчетного размера пенсии;

– инвалидам II группы – на 150% расчетного размера пенсии;

– инвалидам III группы – на 100% расчетного размера пенсии.

К пенсии за выслугу лет начисляются следующие надбавки:

а) пенсионерам, являющимся инвалидами I группы либо достигшим 80-летнего возраста, на уход за ними – 100% расчетного размера пенсии;

б) неработающим пенсионерам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи:

– при наличии одного такого члена семьи – 32% размера социальной пенсии;

– при наличии двух таких членов семьи – 64% размера социальной пенсии;

– при наличии трех и более таких членов семьи – 100% размера социальной пенсии;

в) пенсионерам – участникам Великой Отечественной войны, не являющихся инвалидами, – 32%, а лицам из их числа, достигшим 80-летнего возраста, – 64% расчетного размера пенсии.

studme.org

Пенсия военнослужащим за выслугу лет в 2018 году

Пенсия за выслугу лет военнослужащим предоставляется как компенсация лишений военнослужащим за длительный срок , потраченный на защиту Отчизны жизни.

Кому положено пособие за выслугу лет

Закон N 4468-1 регламентирует правовые взаимоотношения отставных служивых. С момента своего издания в 1993 г. не было существенного редактирования.

Кому назначаются выплаты:

  1. силовикам за длительное служение Родине для граждан со стажем от 20 лет;
  2. если служивый ушел в отставку в 45 лет:
    • ввиду невозможности служить Отчизне из-за плохого физического состояния;
    • при реструктуризационных процедурах в случае наличия отслуженного времени от 12,5 лет и общетрудового — от 25 лет.
    • При выявлении общетрудового периода включают ту же деятельность, что и для страховых пенсий. Пенсионное соцобеспечение служивых распространяется как на россиян, так и на некоторых иностранцев, ранее служивших в РФ (СССР), если их страна не обеспечила выплатами.

      К примеру, сюда могут относиться страны Балтии (Латвия, Литва, Эстония).

      Важно! Правомочия возникают у военнослужащих высшего, среднего и низшего состава, служивших в различных силовых ведомствах РФ и СССР. Исключение — прокурорские работники и судьи. У них есть свой алгоритм соцобеспечения. Скачать для просмотра и печати:

      Алгоритм выявления отслуженных лет

      Минимальная выслуга лет, необходимая для соцобеспечения военнослужащего — 12,5 лет.

      В необходимый временной отрезок включено задействование на разных должностных позициях, в таких силовых ведомствах, как:

    • занятость во властных госорганах и силовых ведомствах;
    • если до службы человек находился в плену, отбывал наказание, содержался под стражей при неправомерном привлечении к юридической ответственности или незаконном репрессированнии с последующей реабилитизацией вследствие этого.
    • Иногда включается и учеба.

      Важно! Служебные процессы, включаемые в воинский стаж, засчитываются календарно. Но служение в особых условиях исчисляется льготно. Учеба учитывается как 1 год за 6 месяцев.

      К примеру, служа в летном составе (при налете регламентированных нормочасов) в удаленных краях, на Крайнем Севере, 1 месяц идет за 2.

      Финансовое содержание военнослужащих для расчетов

      Под ним понимают должностной оклад, суммируемый из:

      • оклада по воинскому или спецзванию (без доплаты за исключительные условия);
      • надбавок, положенных за служение перед отставкой.
      • Если перед отставкой военнослужащий переводился из-за плохого здоровья с летных должностей, служебной деятельности на подлодках, атомных кораблях на нижеоплачиваемую должностную позицию, то допустимо использовать в расчетах обеспечение до карьерного смещения по этим причинам.

        Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

        Размер выплат за длительную службу

        Объем соцобеспечения отставных служивых находится во взаимосвязи с:

      • количеством льготных лет;
      • должностными позициями и званиями, будучи в которых воин отправился на заслуженный отдых;
      • наличием у них классных чинов;
      • наличием материально зависимых.

Чем больше привилегий добился служивый и длительнее он служил, тем выше будет его обеспечение после отставки.

Важно! При 20 отслуженных лет полагается 50% материального обеспечения + 3% довольствия за 12 месяцев сверх 20-летия. Тем, у кого смешанный стаж и общетрудовой 25 лет, засчитывается 50% довольствия + 1% за каждые 12 месяцев свыше 25-летнего периода.

Объем выплат не должен быть более 85% финансового содержания. Неполные года в зачет не идут. К начисленному применяют районные коэффициенты, установленные в месте проживания пенсионера. Соцобеспечение при смешанном стаже обычно меньше по объему, чем при наличии отслуженного 20-летнего срока.

Внимание! Надбавки, увеличения и повышения рассчитывают из размера соцпособий, предусмотренных ФЗ-166 и рассматриваются заново вместе с увеличением указанного пособия.

Увеличение выплат военным пенсионерам

Финансовое содержание применялось ранее в полном объеме, но после его значительного повышения установили ограничение для пенсионных расчетов. С 2012 г. при подсчете пенсии денежное довольствие стали учитывать как 54%. С 2013 г. вновь началось повышение на 2% до достижения 100%. В то же время объем пособий в абсолютных величинах возрос.

Внимание! Существуют категории силовиков, для которых установленные ограничения не применимы. Это пенсионеры Военной коллегии Верховного Суда РФ, военных судов, Прокуратуры, Следственного комитета РФ.

Объем военных пенсий пересматривается по мере роста заработка действующих силовиков.

Помимо базового размера пенсии, некоторым категориям граждан полагаются повышения аналогичные гражданским пенсиям:

  • Героям СССР, РФ, награжденным орденом Славы 3-х степеней — на 100%;
  • Героям Соцтруда, Труда РФ — на 50%.
  • Если лица не 1 раз были удостоены почетного звания, то пенсия повышается за каждое присвоенное звание:

    Надбавки к военной пенсии

    К пособиям военнослужащих при наличии правовых оснований устанавливаются нижеследующие надбавки:

  • нетрудоспособным 1 гр., лицам, достигшим 80-летия, назначается надбавка за досмотр в 100%;
  • на материально зависимых без трудоспособности, при отсутствии работы у заявителя и пенсии у материально зависимого — 32%, 64% или 100%, зависимо от числа лиц находящихся на иждивении;
  • участникам ВОВ , если нет инвалидности — 32%, а при достижении 80 лет — 64%.
  • При выявлении права на такие надбавки, военнослужащие находятся в ущемленном положении по сравнению с гражданскими. У военных есть ограничения в виде непременного отсутствия работы и пособий у материально зависимого; если 2-й родитель тоже является пенсионером. У гражданских лиц таких ограничений нет.

    Индексация пособий в 2018 году

    Объем материального обеспечения при назначении пенсии ежегодно индексируется на 2% до того момента, пока величина не достигнет 100%. Комитет обороны Госдумы поддержал индексацию выплат военным пенсионерам в 2016 г. и финансовая основа для исчисления выплат установилось в 69,45%. К 2017 г. 1 февраля оно возросло до 72,23%, в связи с чем и повысилось пособие военных пенсионеров.

    Минимальный размер пособия

    Государством гарантируется минимум пенсионных выплат военным. Он тождественен соцпособиям лиц, перечисленных в ФЗ-166 и с 1 апреля 2017 г. равен 5034,25 руб.

    Важно! Объем назначенного на государственном уровне пенсионного обеспечения должен быть не ниже прожиточного минимума. Если же по каким-то причинам происходит обратное, то пенсионеру автоматически назначается соцдоплата к пособию.

    Объем послужных выплат зависит от размеров получаемого денежного довольствия. Чаще всего он довольно высок в сравнении с иными разновидностями пенсионного обеспечения, поэтому военным соцдоплаты не устанавливают.

    Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

    Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

    Изменения в 2018 году

    В 2018 году значительных изменений в законодательстве не предусмотрено.

    В октябре 2017 г. было решено перенести очередную индексацию, запланированную на февраль 2018 г., на январь этого же года. Приурочив данное событие к повышению заработных плат действующих военных и приравненных к ним сотрудников госслужб (МВД , МЧС , Нацгвардии и пр.).

    Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

    Подписывайтесь на наши обновления!

    Скачать для просмотра и печати:


    lgoty-vsem.ru

    8.7.1. Пенсии за выслугу лет военнослужащим по контракту и приравненным к ним категориям

    Пенсии за выслугу лет назначаются в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 г. тем же категориями, что и государственные пенсии по инвалидности военнослужащим по контракту и приравненным к ним категориями. Основанием для назначения данной пенсии является наличие у лица, соответственно, выслуги лет, т.е. специального стажа. Следует, однако, иметь в виду, что в установленном Законом случае наряду с выслугой лет правовое значение для назначения данной пенсии приобретает также общий трудовой стаж (ссылка на соответствующий раздел). В этом плане есть основание для выделения двух видов пенсии за выслугу лет военнослужащим по контракту и приравненным к ним категориям:

    Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (с последующими изменениями и дополнениями).

     пенсия за «чистую» выслугу лет;

     пенсия за выслугу лет с комбинированным основанием.

    Пенсия за выслугу лет первого вида назначается военнослужащим по контракту и приравненным к ним категориям при наличии выслуги не менее 20 лет независимо от требований к возрасту (п. «а» ст. 13).

    Пенсия за выслугу лет второго вида назначается при совокупности следующих условий (п. «б» ст. 13):

    1) наличие общего трудового стажа не менее 25 лет, из которых выслуга составляет не менее 12 лет и 6 месяцев;

    2) прекращение службы по одному из следующих оснований:

     в связи с организационно- штатными мероприятиями;

     в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе;

     в связи с состоянием здоровья.

    3) достижение на день увольнения 45-летнего возраста.

    Размеры данной пенсии исчисляются из сумм денежного довольствия соответствующего лица и зависят от вида пенсии, что можно представить в виде таблицы 8.8:

    studfiles.net

    Пенсия за выслугу лет как компенсация гражданам денежного довольствия, утраченного в связи с окончанием военной службы

    Второго июля 1941 года Военный Совет Московского военного округа принял «Постановление о добровольной мобилизации жителей Москвы и области в народное ополчение». На его основании планировалось создать и укомплектовать 25 дивизий народного ополчения (дно). Формирование соединений и частей осуществлялось по территориальному признаку; каждый район Москвы комплектовал свою дивизию, в которую вливались отдельные подразделения, формируемые в Подмосковье. 4 июля ГКО принял постановление № 10 «О добровольной мобилизации трудящихся Москвы и Московской области в дивизии народного ополчения», в котором узаконивает инициативу партийных органов и Военного Совета округа.

    В течение июля месяца были сформированы и отправлены на фронт первые 12 дивизий народного ополчения. Одной из первых дивизий, сформированных в столице, была 13-я дивизия народного ополчения (13 дно) Ростокинского района. Формирование дивизии осуществлялось добровольцами предприятий, расположенных на территории нынешних районов Северо-Восточного административного округа — Алексеевский, Останкинский, Ростокино, Марфино, а также на территории Мещанского района Центрального административного округа. Управление и штаб 13-ой дивизии располагались в здании районного комитета ВКП(б) на ул. Сретенка, дом 11.

    Остальные части и подразделения формировались в зданиях школ № 284 (проспект Мира, 87, ныне гимназия № 1518), 270 (ул. Суконная, 1, сейчас школа 1470 ул. Новомосковская, 9). Некоторые подразделения формировались в здании Московского финансового института (ул. Кибальчича, 1). У стен Финансового университета при Правительстве Российской Федерации на ул. Кибальчича сейчас установлен памятник воинам Ростокинской дивизии и всем преподавателям, студентам и аспирантам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны.

    Пенсия за выслугу лет как компенсация гражданам денежного довольствия, утраченного в связи с окончанием военной службы

    Исходя из социальной ценности в правовом государстве трудовой и иной общественно полезной деятельности, осуществляемой в различных организационных формах, федеральный законодатель отнес к основаниям пенсионного обеспечения прохождение военной и (или) приравненной к ней службы установленной законом продолжительности и, учитывая особую значимость военной службы и службы в органах внутренних дел, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и осуществляемой в публичных интересах, предусмотрел специальные правила пенсионного обеспечения соответствующих категорий государственных служащих, включая виды пенсий, их размеры, условия назначения и выплаты.

    Указанные правила определяются Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации » от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ и Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, которыми закреплено право военнослужащих на два вида пенсии — пенсию по инвалидности, если они стали инвалидами вследствие военной травмы либо заболевания, полученного в период службы, а также пенсию за выслугу лет, назначаемую по общему правилу независимо от возраста при наличии установленного законом стажа службы (выслуги лет).

    В системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения пенсия за выслугу лет для указанной категории граждан представляет собой, как следует из ст. 2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ежемесячную государственную денежную выплату, предоставляемую в целях компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы, при наличии установленной законом выслуги. Посредством установления и выплаты пенсии за выслугу лет реализуется государственная гарантия материального обеспечения граждан, проходивших военную службу, направленная на поддержание как их особого социального статуса, так и соответствующего уровня материального достатка при оставлении службы*(1).

    В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» основным условием приобретения военнослужащим, сотрудником органов внутренних дел права на пенсию за выслугу лет является наличие у него на день увольнения выслуги 20 лет и более (п. «а»), а при определенных обстоятельствах (особые основания увольнения, продолжительный общий стаж) — и меньшей продолжительности, но не менее 12 лет шести месяцев (п. «б»). Следовательно, пенсия за выслугу лет может быть назначена и лицам, имеющим на день увольнения менее 20 лет выслуги, но при наличии у них не менее 25 календарных лет общего трудового стажа, из которых не менее 12 лет и шести месяцев должна составлять военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. При этом законодатель установил дополнительные условия ее назначения: достижение на день увольнения предельного возраста пребывания на службе, а при увольнении со службы в связи с состоянием здоровья или организационно-штатными мероприятиями — достижение 45-летнего возраста (п. «б» ч. 1 ст. 13)*(2).

    По своему характеру стаж службы (выслуга лет) на военной службе — это специальный стаж, приобретаемый именно в процессе службы. В качестве особого юридически значимого обстоятельства он подлежит учету в правоотношениях различной отраслевой принадлежности — как в отношениях по прохождению службы, так и в отношениях по социальному обеспечению уволенных со службы военнослужащих. В частности, ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», закрепляющая в качестве условия назначения военнослужащим пенсии за выслугу лет наличие установленного законом стажа службы (выслуги лет), является необходимым элементом правового механизма реализации их права на пенсионное обеспечение с учетом характера и продолжительности осуществления профессиональной деятельности*(3).

    Таким образом, военная пенсия за выслугу лет — это ежемесячная денежная выплата, гарантированная государством, которая предоставляется гражданам, уволенным с военной службы и (или) правоохранительной службы, независимо от их возраста при наличии установленной законом выслуги лет в целях компенсации заработка, утраченного в связи с прекращением ими службы либо по желанию самого гражданина, либо в силу объективных обстоятельств, препятствующих ее продолжению, в том числе в случаях, когда гражданин уже не отвечает тем повышенным требованиям, которые предъявляются к лицам, проходящим соответствующую службу, за исключением особых случаев, связанных с лишением воинского звания во время прохождения военной (правоохранительной) службы.

    Как известно, право двойственно по своей природе. С одной стороны, оно существует в виде формально-определенной потенциальной возможности объективно, независимо от воли, сознания человека и даже реалий регулируемой практики. Здесь право представляет из себя относительно самостоятельную статичную нормативную конструкцию, право в «чистом» виде. И эта его ипостась достаточно детально описана в нормативной теории, но в ней нет такого же подробного анализа функционирования — реализации права*(4).
    Специфика же пенсионных правоотношений состоит в том, что они возникают всегда из сложных юридических фактических составов и при этом с особой структурой. Именно сложным юридическим фактическим составам принадлежит определяющая роль в возникновении пенсионного правоотношения, а в некоторых случаях его изменении и прекращении*(5).
    Именно в связи с вышеизложенным, классифицируя правовые особенности, связанные с пенсионным обеспечением в рассматриваемой сфере отношений, мы считаем возможным выделить следующие три основных вида правоотношений: правообразующие пенсионные отношения (правовые условия и порядок назначения пенсий); правоизменяющиеся пенсионные отношения (перерасчет назначенных пенсий); правопрекращающиеся пенсионные отношения (приостановление и прекращение выплат пенсий).

    Рассматривая правообразующие пенсионные отношения, предусмотренные для военнослужащих по назначению им пенсии за выслугу лет, на наш взгляд, необходимо выделить следующие основные элементы в составе правоотношения:
    1) первый элемент — это наличие в составе пенсионных отношений юридических фактов, предоставляющих право на военную пенсию за выслугу лет, т.е. юридически значимых фактов, подходящих под определенные правовые условия по назначению пенсии за выслугу лет, при этом эти условия являются обязательными для выполнения:
    — юридически значимый факт наличия соответствующей выслуги лет на военной службе, предусмотренной законодателем для назначения пенсии*(6);
    — факт увольнения военнослужащего с военной службы, включая исключение его из списков личного состава*(7);
    — факт наличия воинского звания как неотъемлемого элемента статуса военнослужащего на момент увольнения с военной службы и исключения его из списков личного состава*(8);
    2) второй элемент — это волеизъявление физического лица — гражданина, уволенного с военной службы, в виде обращения (заявления) в соответствующий пенсионный орган за назначением военной пенсии за выслугу лет. Данный элемент является также необходимым условием и не вызывает никаких сомнений, так как социальные права в России носят заявительный характер;
    3) третий элемент — это решение соответствующего компетентного пенсионного органа о назначении пенсии за выслугу лет, с учетом законности и обоснованности ее назначения, т.е. характеризуется законностью предусмотренных законодателем оснований и проверкой наличия всех юридических фактов, лежащих в обосновании ее назначения (наличие фактов, подтверждающих достижение определенной выслуги лет, увольнение с военной службы, наличие воинского звания);
    4) четвертый элемент — это непосредственная выплата самой пенсии за выслугу лет, так как реализация права физического лица без самой выплаты пенсии за выслугу лет невозможна.

    Компенсация гражданам заработка, утраченного в связи с окончанием военной службы, — это действия со стороны государства, имеющие целью уравновесить имущественную потерю денежного довольствия военнослужащего в случае увольнения последнего с военной службы посредством назначения ему пенсии за выслугу лет, которая направлена на поддержание как особого социального статуса такого лица, так и соответствующего уровня материального достатка при оставлении им военной службы. При этом мы полностью согласны с Р.Ф. Закировым, который считает, что термин «возмещение» — понятие более широкое, чем «компенсация». Далее, исследуя данные понятия, Р.Ф. Закиров обращает внимание на то, что словарное определение «возмещения» раскрывается через компенсацию, а компенсация, в свою очередь, через возмещение*(9). Соответственно, выплачиваемая гражданину, уволенному с военной службы, пенсия за выслугу лет как компенсация утраченного им заработка не может быть полной заменой денежного довольствия, которое он получал, будучи военнослужащим, в период прохождения им военной службы*(10).
    Государственное пенсионное обеспечение за выслугу лет представляет собой предусмотренную в отношении граждан, уволенных с военной службы, компенсацию за потерю денежного довольствия, получаемого военнослужащими с учетом специального социально-правового статуса. Особенности правового статуса военнослужащих обусловливаются спецификой выполняемых ими задач и реализуемых ими государственных функций*(11). Поэтому, на наш взгляд, следует полностью согласиться с К.Г. Шветовой*(12), которая, рассматривая ведомственный правовой статус военнослужащего, указывает на необходимость учитывать правовое положение каждого конкретного военнослужащего, принадлежащего определенному ведомству. С позиции современной военно-правовой науки для правильного определения правового положения военнослужащего, принадлежащего определенному ведомству, важно учитывать не только его военно-правовой статус, но и весь комплекс правоотношений, в которых он участвует (конституционные, военно-административные, гражданско-правовые и т.п.).

    Так как военная и правоохранительная службы в соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ являются видами государственной службы (п. 1 ст. 2), они очень схожи по выплате денежного довольствия; например, денежное довольствие сотрудников органов внутренних дел аналогично по своей структуре денежному довольствию лиц, проходящих военную службу. Однако, несмотря на вышеуказанное сходство, есть и существенные различия между ними.

    Так, правоохранительная служба — это вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Гражданам, проходящим службу в правоохранительных органах, присваиваются специальные звания и классные чины.

    Военная служба, в отличие от правоохранительной службы, предназначена для осуществления функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Гражданам, проходящим военную службу, присваиваются воинские звания. Таким образом, следует полностью согласиться с Н.В. Антипьевой, которая считает, что, «несмотря на имеющееся сходство, дифференциация правил обеспечения денежным довольствием военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов представляется оправданной»*(13).

    При этом необходимо особо отметить, что пенсионное обеспечение военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов осуществляется по единому Закону Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Следовательно, реализация компенсационной функции в публично-правовой сфере по пенсионному обеспечению военнослужащих (сотрудников правоохранительных органов) по выслуге лет заключается в предоставлении выплаты военной пенсии за выслугу лет лицам, которые обладают специальным социально-правовым статусом: статусом гражданина, уволенного с военной службы (со службы в правоохранительных органах), имеющего установленную законодательством выслугу лет на соответствующей службе. Речь здесь идет о реализации компенсационной функции в виде непосредственной выплаты пенсии за выслугу лет на основании обладания лица специальным социально-правовым статусом.

    Как точно указала М.В. Кузьмина, «реализация же компенсационной функции здесь необходима, т.к. лица, обладающие данным статусом, лишены возможности осуществлять определенные права наравне с другими субъектами, относясь к категории так называемых «уязвимых» лиц, требующих особой поддержки со стороны государства»*(14). Она же отмечает, что отличительной особенностью реализации компенсационной функции в рассматриваемой сфере выступает то, что она осуществляется в рамках регулятивных, а не охранительных, как при возмещении вреда, правоотношений, участниками которых будут выступать, с одной стороны, лицо, обладающее специальным статусом, а с другой соответствующий государственный орган, обязанный предоставить компенсацию, при этом формы и размеры компенсации прямо определяются законодателем, имеют целью восполнение затрат, понесенных субъектом в силу наличия у него специального статуса, и, как правило, не зависят напрямую от степени «уязвимости» соответствующего лица, что в большинстве случаев не позволяет охарактеризовать предоставляемую компенсацию как полную. Играя ведущую роль в установлении системы компенсаций в публично-правовой сфере, государство в лице соответствующих органов не должно иметь права их произвольного реформирования*(15).

    Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 1 марта 2007 г. N 129-О-П, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться*(16).

    При этом необходимо обратить внимание на следующие решения Конституционного Суда Российской Федерации 2015-2016 гг.
    Так, в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 мая 2015 г. N 1014-О*(17) указывается, что в связи с реформированием с 1 января 2012 г. системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел в законодательство о пенсионном обеспечении указанных лиц внесены положения, изменяющие как правила учета денежного довольствия для исчисления пенсий при установлении его ежегодного увеличения (с 54%) на 2% начиная с 2013 г., так и основания пересмотра размера пенсий с учетом указанного увеличения денежного довольствия (ч. 2 ст. 43 и п. «б» ч. 1 ст. 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I). Ежегодное увеличение пенсии гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2% обеспечивается Правительством Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации» от 7 мая 2012 г. N 604. Наряду с этим, в ч. 2 ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I законодатель также предусмотрел возможность дополнительного увеличения денежного довольствия федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Так, в настоящее время Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ предусмотрено установление денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, с 1 января 2015 г. в размере 62,12%, а с 1 октября 2015 г. — 66,78% от размера указанного денежного довольствия (ч. 10 ст. 8). Следовательно, оспариваемое заявителями положение ч. 2 ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, предусматривая возможность дополнительного увеличения размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии лицам, проходившим военную службу, и членам их семей, в системе действующего правового регулирования, направлено на повышение размеров получаемых ими пенсий исходя из предусмотренного на эти цели объема финансовых средств и не может расцениваться как нарушающее их конституционные права*(18).
    В то же время государство, как бы ни было сильно его влияние, не в состоянии предусмотреть, регламентировать все нюансы человеческого поведения и деятельности. Не всегда меры государственного воздействия, облекаемые в форму юридических средств, достаточно эффективны, социально адекватны и учитывают объективно складывающиеся обстоятельства. Множество нормативных правовых актов, регламентированных процедур и выносимых решений не лишены противоречий, несогласованности и часто пробелов в регулировании. Этому есть вполне объективное объяснение: изменение приоритетов и ценностей требует постоянного обновления как нормативной правовой базы, так и отношения к новым, изменившимся условиям*(19).
    Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14 января 2016 г. N 1-П*(20) указал, что, обладая достаточно широкой свободой усмотрения при осуществлении полномочий по определению в законе видов и правовых оснований назначения пенсий, их размеров, порядка установления, исчисления и выплаты, федеральный законодатель вправе вводить как общие правила пенсионного обеспечения, так и его особенности применительно к отдельным категориям граждан, имея при этом в виду, что Конституция Российской Федерации обязывает государство гарантировать каждому право на социальное, в том числе пенсионное, обеспечение при наступлении не только случаев (социальных рисков), названных в ее ст. 39, но и других социальных рисков, признанных самим законодателем в качестве основания для его предоставления (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 г. N 9-П).
    Это обязывает государство в лице федерального законодателя — исходя из правовой природы выслуги лет и особого порядка исчисления ее продолжительности при увольнении гражданина со службы в органах внутренних дел, — с одной стороны, обеспечить максимально быстрый контроль и проверку документов, необходимых для назначения и выплаты пенсии, в целях устранения возможных ошибок, с тем чтобы гражданин мог в разумной степени предвидеть последствия, которые может повлечь за собой то или иное действие, предпринятое им на основе решений уполномоченных государством органов, а с другой — предусмотреть адекватные приро
    де, целям и значению пенсии за выслугу лет эффективные гарантии права граждан на данный вид социального обеспечения и надлежащий правовой механизм его защиты, в том числе в случае, когда это право на протяжении длительного времени, пусть даже и без достаточных оснований, было признано государством и реализовывалось в конкретных пенсионных правоотношениях, в которых получатель пенсии действовал добросовестно. В рамках такого механизма при определении правовых последствий исправления допущенной соответствующим органом ошибки должны приниматься во внимание срок, прошедший с момента назначения гражданину пенсии за выслугу лет, разница между действительным (подтвержденным) и требуемым для ее назначения стажем службы (выслуги лет), значимость данной пенсии как источника дохода, позволяющего поддерживать сложившийся уровень жизни, возможность возвращения гражданина на службу в органы внутренних дел для приобретения права на пенсию за выслугу лет в соответствии с законом и иные заслуживающие внимания обстоятельства, без учета которых полное прекращение выплаты пенсии за выслугу лет не может рассматриваться как справедливая и соразмерная мера, необходимая и строго обусловленная конституционно одобряемыми целями*(21).
    Что касается правовых вопросов исчисления и перерасчета военных пенсий за выслугу лет, то нами они были рассмотрены довольно подробно в публикациях в настоящем журнале в 2011*(22), 2012*(23), 2013*(24), 2014*(25), 2015*(26) гг. При этом, на наш взгляд, следует согласиться с Е.Г. Воробьевым, который справедливо утверждает, что проблемы применения юридических процедур в части, например, перерасчета ранее назначенных пенсий бывшим военнослужащих не случайны, так как теория правового регулирования интересующего нас механизма перерасчета — одна из самых неразвитых в системе знаний о праве социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей*(27).

    Библиографический список:

    1. Ефремов А.В. О правовых позициях конституционного правосудия в механизме защиты социальных прав граждан, уволенных с военной службы [Текст] / А.В. Ефремов // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2014. N 9. С. 20-25.
    2. Ефремов А.В. Конституционное правосудие в механизме защиты социальных прав граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей [Текст] / А.В. Ефремов // «Гражданин и право», N 7, июль 2015 г.
    3. Ананьева Е.Е., Корякин В.М. Ошибка пенсионного органа не должна влечь несоразмерного ухудшения социального положения получателя пенсии [Текст] / Е.Е. Ананьева, В.М. Корякин // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2016. N 4. С. 12-18.
    4. Васильева Н.В. Юридические и неюридические средства в системе правового регулирования: дис. … канд. юрид. наук. Омск: 2014. С. 75.
    5. Кузьмина М.В. Компенсационная функция права и механизм ее реализации по российскому законодательству: дис. … канд. юрид. наук. — М.: 2015. С. 124-126.
    6. Антипьева Н.В. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу [Текст] / Н.В. Антипьева // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2012. N 8.
    7. Погодин А.В. Элементы теории правореализации: дис. … докт. юрид. наук. — Казань: 2014. С. 340.
    8. Карпунина Н.А. Юридические факты в пенсионном обеспечении Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. — М.: 2010. С. 85.
    9. Ефремов А.В. К вопросу о приостановлении выплаты гражданам пенсии за выслугу лет [Текст] / А.В. Ефремов // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2016. N 5.
    10. Выскубин А.А. Некоторые выводы из судебной практики по вопросу обеспечения военнослужащих жилыми помещениями [Текст] / А.А. Выскубин // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2012. N 3.
    11. Шветова К.Г. Ведомственный статус военнослужащих Российской Федерации // Российский военно-правовой сборник N 21. Актуальные вопросы правового обеспечения совершенствования и развития военной организации государства: международная научно-практическая конференция / отв. ред. д.ю.н., профессор А.В. Кудашкин. — М.: За права военнослужащих, 2016. Вып. 144. — С. 281.
    12. Антипьева Н.В. Правовое регулирование отношений в сфере обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации [Текст] / Н.В. Антипьева // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2011. N 10. С. 107.

    ────────────────────────────────────────────────────────────────────────
    *(1) Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 г. N 6-П.

    *(2) Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Яковлева Анатолия Васильевича на нарушение его конституционных прав пунктом «б» части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» [Электронный ресурс]: определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апр. 2015 г. N 796-О. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

    *(3) Постановление Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова» от 14 января 2016 г. N 1-П.

    *(4) Погодин А.В. Элементы теории правореализации: дис. … д-ра юрид. наук. Казань, 2014. С. 340.

    *(5) Карпунина Н.А. Юридические факты в пенсионном обеспечении Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. М., 2010. С. 85.

    *(6) Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 г. N 6-П.

    *(7) Определение Конституционного Суда Российской Федерации «По ходатайству Министерства обороны Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года N 6-П по делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда города Москвы» от 5 ноября 2015 г. N 2500-О-Р.

    *(8) Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2005 г. N 184-О , от 20 октября 2005 г. N 379-О и от 11 мая 2006 г. N 132-О .

    *(9) Закиров Р.Ф. Филологическое и юридическое значение понятия компенсации в российском законодательстве // Вестн. гражданского процесса. 2012. N 2. С. 231.

    *(10) См. подробнее: Ефремов А.В. Понятие «денежное довольствие для исчисления пенсии военнослужащим» отличается от понятия «денежное довольствие военнослужащих», определяемого статьями 12 и 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих», и имеет самостоятельное нормативное значение для целей исчисления пенсии и ее пересмотра военным пенсионерам (по материалам судебной практики автора статьи) // Право в Вооруженных Силах . 2011. N 8.

    *(11) Шветова К.Г. Ведомственный статус военнослужащих Российской Федерации // Рос. военно-правовой сб. 2016. N 21. С. 281.

    *(13) Антипьева Н.В. Правовое регулирование отношений в сфере обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 10. С. 107.

    *(14) Кузьмина М.В. Компенсационная функция права и механизм ее реализации по российскому законодательству: дис. … канд. юрид. наук. М., 2015. С. 124-126.

    *(15) Кузьмина М.В. Указ. соч. С. 125-126.

    *(16) Вестн. Конституционного Суда Российской Федерации. 2007. N 4.

    *(17) Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Егорова Владимира Ивановича, Камбалина Виктора Николаевича и других на нарушение их конституционных прав положением части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» [Электронный ресурс]: определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 мая 2015 г. N 1014-О. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

    *(18) Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 мая 2015 г. N 1014-О.

    *(19) Васильева Н.В. Юридические и неюридические средства в системе правового регулирования: дис. … канд. юрид. наук. Омск, 2014. С. 75.

    *(20) По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей » в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова [Электронный ресурс]: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 янв. 2016 г. N 1-П. URL: www.pravo.gov.ru.

    *(21) См. об этом более подробно, напр.: Ананьева Е.Е., Корякин В.М. Ошибка пенсионного органа не должна влечь несоразмерного ухудшения социального положения получателя пенсии // Право в Вооруженных Силах . 2016. N 4. С. 12-18.

    *(22) Ефремов А.В. О некоторых аспектах судебной практики по разрешению споров, связанных с применением военно-пенсионного законодательства // Право в Вооруженных Силах . 2011. N 5. С. 73-75; Его же. Понятие «денежное довольствие для исчисления пенсии военнослужащим» отличается от понятия «денежное довольствие военнослужащих», определяемого статьями 12 и 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих», и имеет самостоятельное нормативное значение для целей исчисления пенсии и ее пересмотра военным пенсионерам (по материалам судебной практики автора статьи) // Там же. N 8.

    *(23) Ефремов А.В. В тех случаях, когда право заявителя — пенсионера Министерства обороны Российской Федерации на повышение размера военной пенсии возникает по личным индивидуальным обстоятельствам, оно реализуется в заявительном порядке // Право в Вооруженных Силах . 2012. N 3; Его же. Некоторые актуальные вопросы судебной практики, связанные с повышением с 1 января 2012 года размеров военных пенсий // Там же. N 8 .

    *(24) Ефремов А.В. О зачете времени прохождения военной службы по призыву в условиях чрезвычайного положения при назначении пенсий // Право в Вооруженных Силах . 2013. N 2; Его же. О некоторых вопросах, связанных с назначением лицам, проходившим военную службу, пенсии за выслугу лет // Там же. N 8 ; Его же. О зачете отдельных периодов в выслугу лет для назначения пенсии гражданам, призванным на военную службу после окончания военных кафедр гражданских вузов // Там же. N 3 ; Его же. При назначении пенсии за выслугу лет по смешанному стажу период обучения в гражданском высшем учебном заведении не подлежит включению в стаж военной службы // Там же .

    *(25) Ефремов А.В. О некоторых правовых вопросах, возникающих при перерасчете военных пенсий гражданам, уволенным с военной службы // Право в Вооруженных Силах . 2014. N 4; Его же. О некоторых актуальных правовых вопросах, возникающих при назначении пенсии за выслугу лет с учетом периода службы в правоохранительных органах (по материалам судебной практики) // Там же. N 1 .

    *(26) Ефремов А.В. О некоторых особенностях исчисления и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную (правоохранительную) службу // Право в Вооруженных Силах . 2015. N 11. С. 26-30; Его же. О некоторых вопросах, связанных с исчислением выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов // Там же. N 10 . С. 34-39; Его же. Правовые вопросы, возникающие при несвоевременном перерасчете военных пенсий, в том числе пенсий по случаю потери кормильца // Там же. N 2 . С. 84-88.

    *(27) Воробьев Е.Г. Заявительный порядок в перерасчетах военных пенсий: судебный детектив о правовых последствиях нелегитимности свершившегося правосудия // Право в Вооруженных Силах . 2015. N 11. С. 99.

    А.В. Ефремов,
    начальник юридического отделения
    военного комиссариата Чувашской Республики

    Журнал «Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение», N 6, июнь 2016 г., с. 24-31.

    Другие новости и статьи

    Запись создана: Понедельник, 14 Ноябрь 2016 в 7:14 и находится в рубриках Новости, Финансовое.

    www.oboznik.ru