Пенсия банка россии

Банк России предлагает скорректировать типовую форму договора об обязательном пенсионном страховании

Регулятор представил для независимой антикоррупционной экспертизы проект указания, которым предполагается утвердить новую типовую форму соответствующего договора 1 . Так, планируется значительно сократить число пунктов, устанавливающих права и обязанности сторон. В частности, в обновленной форме может быть установлено, что стороны имеют права и несут обязанности, установленные законодательством РФ, страховыми правилами фонда и договором. При этом в число обязательных положений договора Банк предлагает внести право застрахованного лица бесплатно получать в фонде:

  • полную и актуальную информацию о своих правах и обязанностях, а также о правах и обязанностях фонда, связанных с исполнением договора;
  • информацию о состоянии своего пенсионного счета накопительной пенсии один раз в год.
  • Также в типовой форме договора планируется указать, что Фонд обязан рассматривать обращение застрахованного лица по вопросам исполнения договора в течение 30 дней со дня поступления обращения. При этом о результатах его рассмотрения и принятом решении фонд должен будет сообщать застрахованному лицу в письменной форме на бумажном носителе или в виде электронного документа по выбору застрахованного лица.

    В действующей типовой форме договора ОПC права и обязанности Фонда и застрахованного лица более детализированы. Так, для Фонда установлено более 20 различных видов обязанностей, в числе которых: формирование выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной части трудовой пенсии и резерва по обязательному пенсионному страхованию. Вместе с тем он не вправе принимать на себя поручительство в части исполнения обязательств третьими лицами, отдавать в залог средства пенсионных накоплений и выпускать ценные бумаги. А для застрахованного лица, в частности, прописано право обращаться в фонд за назначением накопительной части трудовой пенсии, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты. Однако все эти обязанности закреплены в законодательстве.

    Помимо этого из типовой формы договора планируется исключить детализацию положений, касающуюся учета и инвестирования средств пенсионных накоплений застрахованного лица, а также порядка и условий установления и выплаты накопительной части трудовой пенсии, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты, выплат правопреемникам умершего застрахованного лица. Но при этом предполагается, что при желании стороны смогут включать в договор и другие положения, не противоречащие действующему законодательству.

    Уточняется, что после вступления в силу предлагаемого к принятию указания, действующая типовая форма договора ОПС, утвержденная приказом Минтруда России от 3 июня 2013 года № 238н, перестанет применяться.

    Независимая антикоррупционная экспертиза документа завершится 20 марта.

    1 С текстом проекта указания Банка России «Об утверждении типовой формы договора об обязательном пенсионном страховании» можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 04/15/03-18/00079046).

    www.garant.ru

    ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ

    Подписка на новости

    Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

    14 августа 2015

    Банк России аннулировал лицензии:

    АО НПФ «Солнце. Жизнь. Пенсия» (Приказ ЦБ РФ от 03.08.2015 № ОД-1922);

    АО НПФ «Адекта-Пенсия» (Приказ ЦБ РФ от 03.08.2015 № ОД-1924);

    НКО НПФ «Уралоборонзаводский» (Приказ ЦБ РФ от 03.08.2015 № ОД-1926);

    АО НПФ «Защита будущего» (Приказ ЦБ РФ от 03.08.2015 № ОД-1928);

    АО НПФ «Солнечное время» (Приказ ЦБ РФ от 03.08.2015 № ОД-1930);

    АО НПФ «Сберегательный Фонд Солнечный берег» (Приказ ЦБ РФ от 06.08.2015 № ОД-2003);

    АО НПФ «Сберегательный» (Приказ ЦБ РФ от 06.08.2015 № ОД-1999)

    и обратился в арбитражный суд с заявлением о принудительной ликвидации фондов. Полномочия исполнительных органов фондов приостановлены, в фонды назначена временная администрация, без согласия которой не допускается распоряжение их имуществом.

    C момента аннулирования лицензии договоры обязательного пенсионного страхования с фондами считаются прекращенными, а застрахованные лица переходят в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). ПФР становится страховщиком этих застрахованных лиц.

    Застрахованные лица, которые получали пенсии в указанных фондах, будут получать их в ПФР.

    В соответствии с законодательством Банк России перечисляет в ПФР денежные средства для исполнения переданных обязательств фондов. Так, будут переданы:

  • «номинал» страховых взносов на накопительную пенсию, средств дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на накопительную пенсию, за вычетом средств (части средств) материнского (семейного) капитала, переданных в случае отказа застрахованного лица от направления их на формирование накопительной пенсии и выбора другого направления использования в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», за период с начала формирования накопительной пенсии по 31 декабря 2014 года;
  • доход от временного размещения указанных средств Пенсионным фондом Российской Федерации;
  • сумма единовременной выплаты (если такая сумма была установлена, но не выплачена);
  • сумма средств выплатного резерва и средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, сформированных на дату аннулирования лицензии.
  • Указанные суммы будут переданы в отношении каждого застрахованного лица фондов, в том числе в отношении лиц, подававших заявление о переходе в 2013-2014 гг. в другие фонды, но в отношении которых Пенсионным фондом Российской Федерации были отменены положительные решения в связи в невступлением в силу нового договора об обязательном пенсионном страховании.

    Средства по состоянию на дату аннулирования лицензии фонда передаются Банком России в ПФР не позднее 30 октября 2015 года. Полученные от Банка России средства передаются ПФР в доверительное управление государственной управляющей компании «Внешэкономбанк» в инвестиционный портфель «расширенный».

    Заявления, поданные гражданами в 2013-2014 гг. о переводе средств пенсионных накоплений в указанные фонды и предварительно удовлетворенные ПФР, остаются без рассмотрения.

    www.pfrf.ru

    Банк России обсудит накопительные пенсии с НПФ

    В пятницу, 19 января, состоится закрытая встреча руководителей НПФ с участием представителей Банка России, на которой будут обсуждаться вопросы, касающиеся накопительной пенсии, сообщает телеграмм-канал Труба под Неглинной.

    В конце декабря 2017 года президент России Владимир Путин подписал поправки в закон об обязательном пенсионном страховании. Согласно документу, заморозка накопительной части пенсии продлена с 2019 до 2020 года. Закон начал действовать с 1 января 2018 года.

    Впервые пенсионные накопления россиян были заморожены в 2014 году. Тогда власти уверяли, что эта мера временная и продлится не более года. Мораторий касается только тех россиян, кто принял решение передать часть (6 из 22 процентов, которые работодатель отчисляет в Пенсионный фонд России) своих пенсионных сбережений в негосударственные пенсионные фонды. Именно на эти 6 процентов и распространяется мораторий.

    Накопления прежних лет, а это почти полтора триллиона рублей, находятся на счетах НПФ, которых в системе гарантирования прав застрахованных лиц АСВ насчитывается 38. На долю лидеров приходится более чем по 20 миллиардов рублей накоплений, напоминает Телеграмм-канал.

    По окончании срока заморозки средства должны вернуться на счета НПФ с индексацией — при соблюдении определенных условий, выдвинутых регулятором. В частности, например, при условии инвестирования части этих денег в активы банков, которые сейчас проходят оздоровление в Фонде консолидации банковского сектора (ФКБС). «Не зря глава ЦБ Эльвира Набиуллина выступила с идеей превратить «накопительную часть пенсии» в «индивидуальный пенсионный капитал», — утверждает Телеграмм-канал. Дело тут, по мнению ресурса, не в ребрендинге, а в намерении «вырвать» деньги из системы ПФР, то есть из-под социального блока правительства, и забрать их под свой контроль. А это, по мнению ресурса, с нынешним политическим весом регулятора ему вполне по силам.

    m.lenta.ru

    Вопросы и ответы

    Нет.
    Средства пенсионных накоплений могут быть выплачены единовременно на момент выхода на пенсию (как срочная или накопительная пенсия). В случае смерти застрахованного лица до назначения пенсии средства пенсионных накоплений могут быть выплачены его правопреемникам.

    До выхода на пенсию свои пенсионные накопления можно получить только в виде единовременной выплаты, причем лишь при установлении инвалидности I,II или III группы, а также в случае потери кормильца.

    Единовременная выплата не осуществляется лицам, которым ранее была установлена накопительная пенсия.

    Да, заявление о досрочном переходе в новый негосударственный пенсионный фонд может быть написано. Вместе с этим, в случае если в течение рассмотрения заявления у фонда будет отозвана лицензия, средства пенсионных накоплений будут переведены в ПФР, а заявление аннулировано.

    Пенсионные накопления застрахованного лица в объеме «номинала» взносов по состоянию на дату аннулирования лицензии фонда также будут переданы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

    Пенсионные накопления застрахованного лица будут переданы автоматически, дополнительных заявлений или обращений не требуется.

    В дальнейшем, застрахованные лица могут написать (повторно) заявление на переход в другой любой выбранный ими фонд или остаться в Пенсионном фонде Российской Федерации.

    В соответствии с пунктом 3 статьи 36.21 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» в случае аннулирования лицензии негосударственного пенсионного фонда на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию правопреемники умершего застрахованного лица обращаются за получением средств пенсионных накоплений в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев с даты аннулирования лицензии. Срок обращения за выплатой правопреемника умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке.

    Правила выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 № 711.

    C момента аннулирования лицензии негосударственного пенсионного фонда (далее – фонд) договоры об обязательном пенсионном страховании с фондом считаются прекращенными, а застрахованные лица переходят в Пенсионный фонд Российской Федерации.

    Пенсионные накопления застрахованного лица в объеме «номинала» взносов по состоянию на дату аннулирования лицензии фонда также будут переданы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Указанные средства будут размещены Пенсионным фондом Российской Федерации в доверительное управление государственной управляющей компании (Внешэкономбанка), инвестиционный портфель «Расширенный». Пенсионные накопления застрахованного лица будут переданы автоматически, дополнительных заявлений или обращений не требуется.

    Ранее поданное заявление становится недействительным, для перехода из Пенсионного фонда Российской Федерации в другой фонд следует написать дополнительное заявление в Пенсионный фонд Российской Федерации.

    Договоры об обязательном пенсионном страховании с таким негосударственным пенсионным фондом (далее – фонд) считаются прекращенными с момента аннулирования лицензии фонда. Застрахованные лица переходят в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), который становится их страховщиком.

    Граждане, которые получали пенсии в указанном фонде, будут получать их в ПФР.

    Банк России в соответствии с законодательством перечислит в ПФР для исполнения переданных обязательств фонда средства в размере:

  • взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений;
  • суммы единовременной выплаты (если такая сумма была установлена, но не выплачена);
  • средств выплатного резерва и пенсионные накопления застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, сформированные на дату аннулирования лицензии.
  • Указанные денежные средства будут переданы в ПФР автоматически, дополнительных заявлений не требуется.

    На официальном сайте Агентства по страхованию вкладов в сети «Интернет» размещен реестр фондов – участников системы гарантирования прав застрахованных лиц. Данный реестр доступен по ссылке http://www.asv.org.ru/pension/list_npf/ в разделе «Гарантирование пенсий».

    Основной целью системы гарантирования прав застрахованных лиц является обеспечение прав и законных интересов застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации на всех стадиях осуществления данного страхования.

    В частности, при наступлении гарантийного случая в отношении фонда-участника системы гарантирования прав застрахованных лиц (в том числе аннулирование лицензии фонда-участника на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию и (или) признание фонда-участника банкротом) Агентство по страхованию вкладов выплачивает Пенсионному фонду Российской Федерации гарантийное возмещение в размере:

  • суммы страховых взносов и дополнительных страховых взносов на финансирование накопительной пенсии;
  • суммы взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица;
  • средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, переданных в случае отказа застрахованного лица от направления их на формирование накопительной пенсии и выбора другого направления использования в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ.
  • Гарантийное возмещение выплачивается Агентством не позднее трех месяцев с даты наступления гарантийного случая.

    Согласно пункту 1 статьи 35.1 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее – Закон № 75-ФЗ) негосударственный пенсионный фонд раскрывает в порядке и сроки, которые установлены Банком России, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» основную информацию о деятельности фонда, в том числе:

  • наименование и номер лицензии фонда, фирменное наименование управляющей компании (управляющих компаний), специализированного депозитария фонда и номера их лицензий
  • бухгалтерскую (финансовую) отчетность фонда, аудиторское и актуарное заключения
  • о структуре и составе акционеров;
  • о результате инвестирования пенсионных накоплений;
  • о количестве застрахованных лиц, осуществляющих формирование своих пенсионных накоплений в фонде.

Также согласно статье 35.2 Закона № 75-ФЗ фонд обязан предоставить всем заинтересованным лицам по их требованию по месту нахождения фонда и его обособленных подразделений информацию, указанную в статье 35.2, например, устав фонда, его пенсионные правила, а в случае осуществления деятельности по обязательному пенсионному страхованию страховые правила, а также полный текст зарегистрированных изменений и дополнений в них.

Банк России, в соответствии с пунктом 13 статьи 7.1 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», ведет реестр лицензий фондов и согласно пункту 14 указанной статьи раскрывает в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Банка России информацию, включаемую в реестр лицензий фондов. Указанный реестр опубликован в разделе «Финансовые рынки / Надзор за участниками финансовых рынков / Субъекты рынка коллективных инвестиций».

Кроме того, в указанном разделе находится статистическая информация, отражающая основные показатели деятельности негосударственных пенсионных фондов, предоставляемая субъектами рынка коллективных инвестиций в Банк России.

С 01.01.2016 запрещается осуществление деятельности по обязательному пенсионному страхованию некоммерческими пенсионными фондами. Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иски о ликвидации негосударственных пенсионных фондов, являющихся некоммерческими организациями и не завершивших реорганизации в форме преобразования в акционерные пенсионные фонды к дате, на которую такие фонды подлежат преобразованию в акционерные пенсионные фонды (пункт 4 статьи 11 Федерального закона № 410-ФЗ (ред. от 29.06.2015).

При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 11 Федерального закона № 410-ФЗ негосударственные пенсионные фонды, являющиеся некоммерческими организациями и не осуществляющие деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, в срок до 01.01.2019 подлежат преобразованию в акционерные пенсионные фонды или ликвидации.

Кроме того, в соответствии с пунктами 1, 2 и 6 статьи 21 Федерального закона № 422-ФЗ в случае, если на 01.01.2016 негосударственный пенсионный фонд, имеющий лицензию на день вступления в силу Федерального закона № 422-ФЗ, не внесен Агентством по страхованию вкладов (далее – Агентство) в реестр негосударственных пенсионных фондов — участников системы гарантирования прав застрахованных лиц (далее — реестр фондов-участников) и на рассмотрении Банка России не находится его ходатайство о вынесении Банком России заключения о соответствии негосударственного пенсионного фонда требованиям к участию в системе гарантирования прав застрахованных лиц (далее — ходатайство), Банк России своим предписанием вводит запрет на осуществление операций негосударственного пенсионного фонда по обязательному пенсионному страхованию. Банк России не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения о введении запрета, уведомляет негосударственный пенсионный фонд, Пенсионный фонд Российской Федерации и Агентство о принятом решении. Средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, в том числе средства резерва негосударственного пенсионного фонда по обязательному пенсионному страхованию, подлежат передаче негосударственным пенсионным фондом в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение тридцати дней с даты введения запрета в порядке и сроки, которые установлены Банком России.

Таким образом, негосударственный пенсионный фонд, в форме некоммерческой организации, отвечающий требованиям статьи 21 Федерального закона № 422-ФЗ, вправе в срок до 01.01.2019 осуществлять деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению.

В соответствии с Федеральным законом № 75-ФЗ, пенсионными резервами являются средства, предназначенные для исполнения фондом обязательств перед физическими лицами по выплате негосударственных пенсий в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения (соглашение между фондом и вкладчиком фонда в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию) (статья 3 Федерального закона № 75-ФЗ).

В свою очередь, пенсионными накоплениями являются средства, направленные на формирование накопительной пенсии, предназначенные для исполнения обязательств фонда перед застрахованными лицами в соответствии с договорами об обязательном пенсионном страховании (соглашение между фондом и застрахованным лицом в пользу застрахованного лица или его правопреемников, в соответствии с которым фонд обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу накопительной пенсии) и формируемые в соответствии с Федеральным законом № 75-ФЗ.

Таким образом, формирование средств пенсионных накоплений в фонде возможно для граждан, реализовавших свое право выбора страховщика, путем заключения договора об обязательном пенсионном страховании с фондом и осуществляющим формирование пенсионных накоплений в указанном фонде.

Одновременно отмечаем, что государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» обеспечивает гарантирование прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации. Так, сумма средств на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица на дату назначения накопительной пенсии не должна быть меньше суммы гарантируемых средств, определяемой в соответствии с Федеральным законом № 422-ФЗ.

В соответствии с пунктами 1.5.8 и 1.5.9 Положения № 451-П установлено требование к структуре инвестиционного портфеля негосударственного пенсионного фонда, в частности к максимальной совокупной доле в таком портфеле соответствующих активов группы связанных юридических лиц, то есть юридических лиц, являющихся основными и дочерними обществами или преобладающими и зависимыми обществами.

Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона № 208-ФЗ, пунктом 2 статьи 6 Федерального закона № 14-ФЗ общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество (товарищество) в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона № 208-ФЗ, пункту 4 статьи 6 Федерального закона № 14-ФЗ общество признается зависимым, если другое (преобладающее) общество имеет более 20 процентов голосующих акций первого общества.

В соответствии с пунктами 1.5.8 и 1.5.9 Положения Банка России № 451-П группой связанных юридических лиц могут быть признаны также несколько хозяйственных обществ, являющихся дочерними одновременно по отношению к одному основному хозяйственному обществу. При этом по смыслу указанных норм Положения № 451-П общество может быть признано дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество (товарищество) каким-либо образом имеет, в том числе косвенную (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) возможность определять решения, принимаемые таким (дочерним) обществом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36.8 Федерального закона № 75-ФЗ застрахованное лицо до обращения за установлением накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений может воспользоваться правом на переход в другой негосударственный пенсионный фонд или в Пенсионный фонд Российской Федерации не чаще одного раза в год путем подачи заявления в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке, установленном указанной статьей.

Федеральный закон № 75-ФЗ предусматривает две категории заявлений о переходе застрахованного лица в другой фонд или Пенсионный фонд Российской Федерации:

— заявление застрахованного лица о переходе – документ, на основании которого переход застрахованного лица в фонд или в Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляется в году, следующем за годом, в котором истекает пятилетний срок с года подачи такого заявления, в случае, если после его подачи не подано иное заявление застрахованного лица. Например, в случае подачи застрахованным лицом заявления о переходе в 2015 году, фактический переход застрахованного лица (перевод средств пенсионных накоплений такого лица) в другой фонд или в Пенсионный фонд Российской Федерации произойдет в 2021 году;

— заявление застрахованного лица о досрочном переходе – документ, на основании которого переход застрахованного лица в фонд или в Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляется в году, следующем за годом подачи такого заявления, в случае, если после его подачи не подано иное заявление застрахованного лица.

Вместе с этим определение размера средств пенсионных накоплений, подлежащих передаче при переходе (досрочном переходе) застрахованного лица в Пенсионный фонд Российской Федерации происходит в порядке, предусмотренном статьей 36.6-1 Федерального закона № 75-ФЗ с учетом частей 10.1 – 12 статьи 11 Федерального закона № 410-ФЗ.

В соответствии с указанными выше нормами, в случае досрочного перехода застрахованного лица из одного фонда в другой фонд или в Пенсионный фонд Российской Федерации, при положительном результате инвестирования средств пенсионных накоплений такого застрахованного лица фонд, с которым договор об обязательном пенсионном страховании прекращен, передает средства пенсионных накоплений, учтенные на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, без учета результата их инвестирования за период с даты вступления в силу договора об обязательном пенсионном страховании с текущим страховщиком (фондом) до даты такого перевода новому страховщику. Стоит отметить, что договор об обязательном пенсионном страховании с новым страховщиком вступает в силу со дня зачисления перечисленных предыдущим страховщиком средств пенсионных накоплений на счет нового страховщика (пункт 3 статьи 36.4 Федерального закона № 75-ФЗ).

Так, например, если на пенсионном счете застрахованного лица отражено 1000 рублей на момент вступления в силу договора об обязательном пенсионном страховании с текущим фондом в 2015 году, а заявление о досрочном переходе из фонда в другой фонд или в Пенсионный фонд Российской Федерации будет подано в 2017 году (до истечения четырехлетнего срока действия договора), то текущий страховщик будет обязан перевести новому страховщику средства пенсионных накоплений, учтенные на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, без учета результата их инвестирования за период с 2015 по 2017 года (в случае положительного результата инвестирования средств пенсионных накоплений). Таким образом, если инвестиционный доход за 3 года, например, составит 200 рублей и общая сумма, отраженная на пенсионном счете, будет составлять 1200 рублей на конец 2017 года, то текущий страховщик переведет новому страховщику только 1000 рублей, которые находились на пенсионном счете застрахованного лица на момент вступления в силу договора об обязательном пенсионном страховании с текущим фондом. Инвестиционный доход равный 200 рублям будет потерян. При этом фактический переход, а также перевод средств новому страховщику будет осуществлен в 2018 году.

Учитывая изложенное, для целей определения размера средств пенсионных накоплений, подлежащих передаче в указанном случае, необходимо исходить из даты заключения договора об обязательном пенсионном страховании между застрахованным лицом и фондом, а также даты подачи заявления и фактической передачи средств пенсионных накоплений застрахованного лица.

Для целей соблюдения требований указанного Положения Банка России и принятого в соответствии с ним Решения Совета директоров Банка России от 20.10.2015 «Об установлении уровня рейтинга долгосрочной кредитоспособности для целей инвестирования средств пенсионных накоплений» используемый рейтинг долгосрочной кредитоспособности выпуска ценных бумаг (эмитента ценных бумаг, поручителя, гаранта по таким ценным бумагам) или кредитной организации должен быть в той же валюте (национальной или/и иностранной), в какой (каких) предполагается осуществление выплат по указанным ценным бумагам согласно решению о выпуске таких ценных бумаг, либо в валюте (валютах), в которой (которых) предполагается осуществление выплат кредитной организацией согласно соответствующему договору банковского вклада (депозита) или договору банковского счета.

При наличии указанного рейтинга только в валюте, отличной от валюты выплат, инвестирование в такие ценные бумаги пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего обязательное пенсионное страхование, является неправомерным.

Применительно к кредитной организации – в случае если кредитной организации присвоен рейтинг только в валюте, отличной от валюты выплат согласно договору банковского вклада (депозита) и/или договору банковского счета, то инвестирование указанных пенсионных накоплений в депозит и/или на счета такой кредитной организации также является неправомерным.

Если указанные перечисления не являются пенсионными выплатами, то для их осуществления необходимо согласие специализированного депозитария.

На основании пункта 1.6 Положения № 451-П ценные бумаги эмитента, которые обращаются на организованных торгах, не учитываются при расчете максимальной доли соответствующих ценных бумаг в совокупном инвестиционном портфеле негосударственного пенсионного фонда согласно абзацам седьмому и восьмому пункта 1 статьи 36.15 Федерального закона № 75-ФЗ.

Учитывая требование абзаца третьего пункта 2 Указания № 4075-У, к расчету собственных средств управляющей компании могут быть приняты депозиты со сроком возврата более 90 дней от расчетной даты, размещенные на основании договоров, допускающих в течение всего срока действия таких договоров досрочный возврат на основании письменного заявления вкладчика суммы внесенного вклада и соответствующих процентов на нее (но не менее суммы, указанной при отражении таких средств в бухгалтерском учете управляющей компании на дату, предшествующую дате прекращения признания данного актива).

Нет. Все средства пенсионных накоплений могут быть выплачены сразу на момент выхода на пенсию только в качестве единовременной выплаты средств пенсионных накоплений. Данная выплата осуществляется в случае, если размер накопленных средств пенсионных накоплений составил менее 5 процентов по отношению ко всей сумме средств пенсионных накоплений застрахованного лица.

В случае смерти застрахованного лица до назначения пенсии средства пенсионных накоплений могут получить его правопреемники.

До выхода на пенсию свои пенсионные накопления можно получить только в виде единовременной выплаты, причем лишь при установлении инвалидности I, II или III группы, а также в случае потери кормильца.

Единовременная выплата не осуществляется лицам, которым ранее была установлена накопительная пенсия

Банк России в целях защиты прав и законных интересов застрахованных лиц сообщает об участившихся случаях поступления обращений от граждан в отношении незаконного перевода средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды (далее – НПФ/фонд) путем ввода в заблуждение либо использования фиктивных документов.

При этом из обращений граждан следует, что самыми частыми способами введения граждан в заблуждение для перевода средств пенсионных накоплений (далее – накопления) в НПФ являются следующие:

1. Агенты НПФ осуществляют поквартирный обход граждан, представляясь сотрудниками Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ПФР), и используют различные методы для получения согласия на подписание договоров об обязательном пенсионном страховании (далее – Договор ОПС):

· распространяют заведомо ложную информацию, например, ссылаются на изменившееся законодательство или утверждают, что переход в НПФ «обязателен» для всех граждан;

· убеждают в сохранности средств именно в НПФ, представителями которого являются агенты, или делают заявления о будущем доходе НПФ, полученном от инвестирования средств пенсионных накоплений;

· распространяют вводящую в заблуждение информацию о фондах-конкурентах.

2. Агенты фондов, являющиеся сотрудниками страховых и кредитных организаций, входящих с фондом в одну группу компаний, под предлогом получения льготных условий при оформлении страховых и банковских услуг, в том числе замене банковских карт, предлагают перевод накоплений за льготные проценты, или в рамках предоставления услуги дополнительно включают в пакет подписываемых документов Договор ОПС с НПФ, чтобы клиент незаметно подписал его в числе прочих документов.

3. При устройстве на работу работодатели вынуждают будущего работника подписать Договор ОПС в конкретный НПФ:

· отделы кадров на предприятиях при отказе в переводе накоплений отказывают в приёме на работу;

· кадровые агентства обещают трудоустройство или хорошую вакансию при оформлении договора.

Служба по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров обращает Ваше внимание, что с 01.01.2015 при подаче заявления застрахованного лица о досрочном переходе в НПФ или в ПФР им будет потерян инвестиционный доход, полученный от инвестирования средств пенсионных накоплений фондом (далее – инвестиционных доход), с даты последнего расчета гарантируемой суммы накоплений, в связи с чем рекомендует гражданам проявлять осмотрительность и обращать внимание на следующее:

1. Представители ПФР осуществляют прием граждан исключительно в своих отделах/управлениях, в связи чем, не стоит открывать дверь неизвестным людям, даже если у данных лиц имеются удостоверения. Как правило, данные лица являются агентами фондов и документы, представляемые ими только на первый взгляд идентичны настоящим.

2. В том случае, если сотрудники организации, являющейся агентом НПФ, при оказании банковских и прочих услуг просят сообщить информацию, высланную на личный номер телефона, следует уточнить цель отправления данного сообщения, так как оно может являться кодом подтверждения перехода в НПФ.

Учитывая тот факт, что недобросовестным агентам НПФ достаточно знать фамилию/имя/отчество и номер страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (СНИЛС), чтобы перевести накопления без ведома их владельца, необходимо крайне осторожно предоставлять указанные выше сведения и очень внимательно знакомиться с каждым подписываемым документом.

Также рекомендуем отслеживать информацию о действующем страховщике по обязательному пенсионному страхованию на портале государственных услуг Российской Федерации в разделе «Пенсионные накопления» по адресу: http://www.gosuslugi.ru/.

К сожалению, все способы незаконного перехода рассчитаны на невнимательность и доверчивость граждан, поэтому необходимо быть бдительными.

Однако, в случае выявления гражданином факта незаконного заключения договора либо подписания договора под влиянием вводящей в заблуждение информации, в целях осуществления формирования пенсионных накоплений у ранее выбранного страховщика и сохранения инвестиционного дохода Служба рекомендует:

· при обнаружения факта заключения Договора ОПС в том же году, которым датирован договор, следует незамедлительно в письменном виде обратиться в фонд с требованием признать договор недействительным, а также до 31 декабря данного года обратиться в ПФР с заявлением о замене страховщика;

· при обнаружении факта заключения Договора ОПС по прошествии года, которым датирован договор, необходимо признать договор недействительным в судебном порядке, после чего в письменном виде обратиться в фонд с требованием вернуть пенсионные накопления предыдущему страховщику;

· осуществить переход по истечению 5 лет с момента заключения Договора ОПС, заключив договор с интересующим фондом и подав в ПФР заявление о переходе в новый фонд.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 31 Федерального закона № 208-ФЗ каждая обыкновенная акция общества предоставляет акционеру — ее владельцу одинаковый объем прав.

Таким образом, при раскрытии Фондом информации в рамках исполнения требований пункта 1.1 Положения № 441-П, Фонд указывает фактическое количество акций, принадлежащих физическим и юридическим лицам.

Следовательно, при владении пакетом в 75% + 1 акцию, акционеру принадлежат 75% + 1 акция, но не 100% акций Фонда. В случае косвенного контроля бенефициара над Фондом доля принадлежащих ему акций Фонда может быть рассчитана пропорционально принадлежащей бенефициару доле в юридическом лице – акционере Фонда. Порядок расчета доли косвенного участия установлен пунктом 3 статьи 105.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Так, с учетом обязательных условий Договора ДУ, установленных Указанием № 4143-У, отмечаем, что в настоящее время заключение Договора страхования управляющей компанией не является необходимым условием для целей осуществления доверительного управления средствами пенсионных накоплений НПФ.

Вместе с этим, принимая во внимание, что в связи с вступлением в силу Указания № 4143-У, Договор ДУ должен быть приведен в соответствие с требованиями названного указания в разумный срок, полагаем, что расходы управляющей компании, понесенные в связи с заключением Договора страхования, в соответствии с требованиями Типовой формы Договора ДУ, утвержденной приказом ФСФР России от 06.07.2010 № 10-44/пз-н, могут возмещаться до даты приведения Договора ДУ в соответствие с положениями действующего законодательства.

Полагаем, что Договор ДУ должен быть приведен в соответствие с требованиями названного указания в разумный срок. Указанием № 4143-У и в целом законодательством, регулирующим деятельность НПФ, не предусмотрена обязанность по заключению договора обязательного страхования риска ответственности управляющей компании, осуществляющей доверительное управление средствами пенсионных накоплений НПФ, вследствие нарушения Договора ДУ.

При этом до приведения Договора ДУ в соответствие с требованиями действующего законодательства, сторонам по такому договору следует руководствоваться, в том числе, положениями такого действующего Договора ДУ относительно необходимости заключения договора обязательного страхования риска ответственности управляющей компании, осуществляющей доверительное управление средствами пенсионных накоплений НПФ, вследствие нарушения Договора ДУ.

www.cbr.ru