Пенсии правовое регулирование

Правовое регулирование пенсионного обеспечения в РФ

Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионом страховании в российской Федерации» Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования.

При этом Пенсионный фонд имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной собственностью, не входит в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением, наделенным публично-властным полномочиями и имеющим специальную правоспособность.

Кроме того, следует отметить, что Положением о Пенсионом фонде Российской Федерации (России), а так же Положением о Правление Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденным постановлением Правления ПФР от 15.09.2003 № 130п, установлено, что руководство Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляется Правлением ПФР, которое возглашает Председатель Правительства (состав правления Пенсионного фонда России см. приложение 1).

С 01.01.2002 введены в действие два федеральных закона, регламентирующих условия и порядок установления и выплат пенсий.

Положениями Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлены основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее установления, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, согласно новому пенсионному законодательству размер трудовой пенсии состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования.

Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» установил правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, определил особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а так же установил основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений. Кроме того, указанный Закон закрепил за пенсионным фондом Российской Федерации новые права и обязанности как субъекта отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений.

С целью создания законодательных основ реформирования федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контрольных функций в области налогообложения, трудоустройства и занятости, технического и экспортного контроля, государственной регистрации, исполнения наказаний и таможенного дела. Был принят Федеральный закон от 29.06.2004 № 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления».

Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» координация деятельности внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, возложена на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В развитие вышеназванного Указа Президента Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 321 было утверждено Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в котором уточнены функции и полномочия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в том числе в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации.

www.deepfinance.ru

Правовое регулирование и роль обязательного пенсионного страхования.

Обязательное пенсионное страхование — система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Обязательное страховое обеспечение — исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работающих на день смерти.

Средства обязательного пенсионного страхования — денежные средства, которые находятся в управлении страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

Бюджет Пенсионного фонда РФ — форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного

пенсионного страхования в РФ.

Обязательные платежи — страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее — страховые взносы) — индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Стоимость страхового года — сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда РФ в течение одного финансового года для выплаты этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном российском законодательством.

Субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.

Законодательство РФ об обязательном пенсионном страховании состоит из:

Конституции: законодательства РФ о налогах и сборах; федеральных законов от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования», от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Закона о трудовых пенсиях и иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

Правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием в Российской Федерации за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ, в том числе за счет средств, направляемых в его бюджет из федерального бюджета в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании, регулируются российским законодательством. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются российским законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Законом об обязательном пенсионном страховании.

В случаях, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные Законом об обязательном пенсионном страховании, применяются правила международного договора РФ. Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации как один из видов обязательного социального страхования представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Обязательное пенсионное страхование в российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд российской Федерации и его территориальные органы, составляющие единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования.

Страхователями выступают организации, индивидуальные предприниматели, граждане, производящие выплаты застрахованным, а также индивидуальные предприниматели и адвокаты.

Застрахованные лица — это граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование: работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предмет которого — выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору; самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты); являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств и др.

Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете.

Контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами, взыскание недоимки по страховым взносам и пеней — органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке.

Для обеспечения устойчивости системы обязательного страхования в случае возникновения профицита бюджета Пенсионного фонда РФ создается резерв, размер которого, порядок формирования и расходования определяются федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации.

lawbook.online

SociologyDeep

Информация по социологии для студентов

Нормативно-правовое регулирование пенсионного обеспечения в РФ на современном этапе развития

Современное российское законодательство в области пенсионного обеспечения населения состоит из ряда крупных нормативно-правовых актов, принятых в форме федеральных законов.

Основными источниками пенсионного права являются: Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»[9], Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон)[10], Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»[11], Федеральный закон от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации»[12], Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»[13], Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»[14], Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»[15], Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»[16].

Действующая система пенсионного законодательства, включающая вышеперечисленные Законы, обладает определенными предпосылками к началу процесса ее кодификации на основе принятия единого нормативно-правового акта, основными из которых являются следующие.

Все без исключения законы федерального уровня, регулирующие пенсионные правоотношения, содержат бланкетные статьи, то есть отсылающие правоприменителя к другому нормативному правовому акту. Причем особенность пенсионного законодательства заключается в том, что большинство бланкетных статей содержат ссылку к одному из восьми основных Законов в области пенсионного обеспечения. То есть восемь пенсионных Законов содержат множество ссылок друг на друга при наличии небольшого количества ссылок на нормативно-правовые акты, не относящиеся напрямую к пенсионному законодательству.

Так, ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» содержит четырнадцать ссылок на Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» (статьи 3, 7, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 24, 25) и три ссылки на Закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (статьи 8, 15, 25). Всего в ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» пятнадцать бланкетных статей при общем объеме нормативного материала, распределенного в двадцати восьми статьях. Количество бланкетных статей составляет более половины всех норм данного Федерального закона.

ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» содержит пять ссылок на ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (статьи 1, 4, 5, 8, 9), две ссылки на Закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (статьи 1, 11), четыре ссылки на ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (статьи 3, 6, 10, 18) и одну ссылку на ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (статья 13). Всего в ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» одиннадцать бланкетных статей на тридцать норм Закона. Количество бланкетных статей составляет более одной трети всех норм Федерального закона N 173-ФЗ.

Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» содержит пять ссылок на ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (статьи 2, 7, 10, 46, 51), что составляет около 7% нормативного материала (количество статей в Законе — 65).

ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» содержит четыре ссылки на ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (статьи 2, 9, 17, 20), одну ссылку на ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (статья 1) и одну ссылку на ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (статья 17). Соотношение бланкетных статей по отношению ко всем статьям Закона составляет 4:34, то есть 11,7%.

www.sociologydeep.ru

Пенсии правовое регулирование

Следует отметить, что уровень пенсионного обеспечения оказывает влияние на продолжительность жизни, образ жизни пожилых людей, инвалидов, их участие в различных сферах жизнедеятельности общества. Одновременно повышается и социальная ответственность государства за принимаемые в пенсионной сфере решения и требует анализа всех сторон жизни лиц пожилого возраста [4].

Социальная политика государства является наиболее важной частью внутренней политики в целом. От того, как складывается ситуация в социальном секторе, зависят уровень развития общества и эффективность проводимой социальной и демографической политики государства.

В основу современной системы государственного пенсионного обеспечения России положен так называемый договор поколений: когда сегодняшние работающие обеспечивают сегодняшних пенсионеров за счет отчислений в государственный пенсионный фонд, осуществляемых из фонда заработной платы предприятий, а также сумм, получаемых гражданами. Причин для создания российской пенсионной системы с собственной независимой финансовой основой было несколько. Первая — возродить и реализовать на практике обязательное пенсионное страхование, вторая — повысить уровень реальных доходов пенсионеров, третья — не допустить утечки средств, предназначенных для пенсионного обеспечения граждан, работавших и живших в России, на выплату пенсий тем, кто жил и работал за ее пределами, в других союзных республиках [2].

Таким образом, основополагающая идея российского пенсионного закона состояла в том, чтобы в стране заработала эффективная система обязательного пенсионного страхования, обеспечивающая достойный уровень жизни людей, выбывающих из общественного сектора производства в силу наступления старости. Суть такой системы заключается в следующем:

  1. каждый гражданин, работающий по найму (по трудовому договору), подлежит обязательному социальному пенсионному страхованию независимо от его желания и желания работодателя;
  2. все условия и нормы уплаты соответствующих страховых взносов, так же как условия и нормы пенсионного обеспечения, определяются государством. Они не могут быть изменены по соглашению сторон трудового договора, по решению президента и правительства [3].

Проанализируем статьи Конституции РФ с положениями о пенсионном обеспечении:

1) пенсионеры из числа застрахованных не иждивенцы общества, а люди, заработавшие пенсию;

2) пенсионные взносы должны взиматься в размерах, обеспечивающих возможность предоставлению человека такую пенсию, которая обеспечивает достойную его жизнь в пенсионный период;

3) уровень пенсий должен находиться в неразрывной связи со страховым стажем и заработком, из расчета которого уплачивались взносы;

4) страховые фонды не при каких обстоятельствах и ни кем не могут расходоваться на иные цели, кроме пенсионного обеспечения застрахованных и их семей, и тем более изыматься из данного фонда, в том числе и временно;

5) деятельность всей системы обязательного пенсионного страхования должна находиться под контролем и наблюдением застрахованных и страхователей, а так же парламента;

6) государство призвано гарантировать осуществление установленной им системы обязательного пенсионного страхования [1].

В нашей стране более 38 млн пенсионеров, причем большинство из них получают пенсию по данному закону. Пенсия (от латинского pensio — «платеж») — регулярная и, как правило, пожизненная денежная выплата гражданам со стороны государства или иных субъектов в установленном законом случаях (при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет и особые заслуги перед государством) [3].

Как видим, пенсионное обеспечение является формой материального обеспечения граждан со стороны государства. Основаниями для пенсионного обеспечения по российскому законодательству являются: достижение соответствующего пенсионного возраста, наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи — потеря кормильца, для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся — длительное выполнение определенной профессиональной деятельности [1].

Пенсии в России установлены государственные и негосударственные. Государственные пенсии выплачиваются гражданам из государственных фондов социального обеспечения. В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, назначаются пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсии [5]. Негосударственная пенсия выплачивается гражданам из негосударственных (коммерческих) пенсионных фондов и носит дополнительный характер по отношению к государственной пенсии, хотя в последнее время институт негосударственной пенсии все более обосабливается в отдельную категорию социальных выплат, не зависящую от государственных пенсий [3].

Происходящие в России демографические изменения, постоянно увеличивавшие нагрузку на пенсионную систему, в последние годы стабилизировались. Это связано с тем, что удельный вес пенсионеров в общей численности населения страны, в последние годы неуклонно возраставший, начал снижаться из-за увеличения рождаемости и снижения смертности россиян.

Экономические трудности и неблагоприятные экономические тенденции вместе с нерациональным построением системы государственного пенсионного обеспечения приводят к систематическому падению жизненного уровня пенсионеров и их семей. Критическая ситуация пенсионного обеспечения российских граждан настоятельно требовала коренных реформ, в ходе которых были бы пересмотрены все основные принципы функционирования пенсионного обеспечения. Первым шагом в этом направлении явилась одобренная Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. № 790 «Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации». Указанная Концепция была развита и дополнена в «Программе пенсионной реформы в Российской Федерации», одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 г. № 463 [3].

В долгосрочной перспективе в качестве альтернативы действующей распределительной системе предлагается смешанная система пенсионного обеспечения, которая включает в себя:

1) государственное пенсионное страхование;

2) государственное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, а также для лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию — за счет средств федерального бюджета (базовая пенсия);

3) дополнительное пенсионное страхование (обеспечение), осуществляемое за счет добровольных взносов работодателей и работников, а в случаях, установленным законодательством Российской Федерации — обязательных страховых взносов [3].

Основой дополнительного пенсионного обеспечения должны стать негосударственные пенсии. Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться в форме так называемых дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики или в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или негосударственных пенсионных фондах.

В последние годы важная роль отводится негосударственным пенсионным фондам (НПФ), которые имеют двойственный характер [2, 4]. Во-первых, они рассматриваются как важный социальный институт, призванный решать задачи по улучшению материального положения нетрудоспособных членов общества. Негосударственные пенсионные фонды представляют возможность людям иметь более высокие доходы в старости, чем тот минимум, который способно будет обеспечивать государство. Именно НПФ предстоит занять эту нишу, чтобы работники имели возможность либо самостоятельно вложить в фонды дополнительные деньги, либо через своих представителей — профсоюзы — заключить такие коллективные договоры на предприятиях, чтобы эти взносы делал работодатель.

Во-вторых, НПФ выступают в роли специфических институтов финансового посредничества, аккумулирующих сбережения широких слоев населения для осуществления долгосрочных инвестиций. Небольшой размер минимальных пенсионных взносов при длительном сроке пенсионных платежей позволяет привлекать сбережения лиц с невысокими доходами, а также денежные средства работодателей. Неликвидность активов НПФ и длительный срок большинства пенсионных схем позволяют этим институтам направлять аккумулированные средства на цели долгосрочного инвестирования, активно участвовать в финансировании программ с низкой доходностью, высокой надежностью и длительным сроком реализации. Практически ни один из других финансовых инвесторов не имеет конкурентных преимуществ перед НПФ в данном сегменте рынка долгосрочных инвестиций, так как их деятельность ограничена более жесткими требованиями ликвидности активов [3].

Отметим, что формирование системы НПФ в России начиналось неблагоприятно: отсутствовали необходимые нормативные документы, негативно действовали инфляция, тяжелое финансовое положение предприятий, неустойчивость фондового рынка, политическая нестабильность и неопределенность. Первый в России Негосударственный пенсионный фонд был создан в ноябре 1991 г., через 7 лет их стало 280.

Рассмотрим механизм их функционирования. За каждое застрахованное лицо, работающее в особых условиях труда, работодатель уплачивает страховые взносы по дополнительному тарифу, которые перечисляются в уполномоченные негосударственные пенсионные фонды. При этом необходимо обеспечить контроль со стороны Пенсионного фонда Российской Федерации в рамках персонифицированного учета плательщиков взносов и негосударственных пенсионных фондов.

Для лиц, работающих в особых условиях труда, которые не обслуживаются ни одним из уполномоченных негосударственных пенсионных фондов, страховые взносы должны будут уплачиваться в Пенсионный фонд Российской Федерации по повышенным тарифам. Эти взносы планировалось размещать на специальный счет в рамках накопительной системы.

Предложенный выше подход к организации профессионального пенсионного страхования связан с внедрением системы персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования на всей территории Российской Федерации, функционирование которой началось в 2000 г. Сам Закон о персонифицированном учете был принят 20 марта 1996 г. Он направлен на создание условий для назначения пенсий в соответствии с трудовым вкладом, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке, развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов. Персонифицированный учет застрахованных лиц позволяет создать механизм саморегулирования при сборе страховых взносов: поскольку при назначении пенсии будут использоваться данные этого учета, работники будут заинтересованы в своевременном перечислении страховых взносов работодателями и будут сами контролировать этот процесс, чтобы данные о взносах соответствовали заработку и были учтены в пенсионном фонде.

Закон рассматривает перечень обязанностей всех субъектов в сфере пенсионирования. Так, государство в лице Пенсионного фонда России принимает на себя обязательства открыть индивидуальный лицевой счет и выдать страховое свидетельство каждому застрахованному, обеспечить защиту сведений.

Работодатели, помимо финансового участия в формировании Пенсионного фонда России, обязаны предоставлять сведения обо всех работающих по трудовому договору, за которых они выплачивают страховые взносы, получать страховые свидетельства и выдавать их под роспись застрахованным лицам, передавать бесплатно каждому работнику копию сведений, поданных о нем в соответствующие отделения Пенсионного фонда России, контролировать соответствие реквизитов страхового свидетельства реквизитам документов, удостоверяющих личность работника.

Перечень сведений, которые обязан предоставить работодатель, содержат период деятельности, включаемый в специальный трудовой стаж, сумму заработка, на который начислялись страховые взносы, сумму начисленных страховых взносов, на которые они не начислялись, и др.

Согласно Закону застрахованное лицо обязано пройти регистрацию в органах Пенсионного фонда Российской Федерации; получить страховое свидетельство, хранить его и предъявлять по требованию уполномоченных на то лиц; заявлять в случае изменения сведений, находящихся на его индивидуальном лицевом счете, а также при утере страхового свидетельства; представлять по требованию органов Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие сведения, подлежащие включению на его индивидуальный лицевой счет [7]. Достоинством данного Закона являются перспективы дифференциации пенсионного обеспечения в зависимости от трудового вклада.

С 1 февраля 1998 г. вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 113 «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий». В связи с принятием данного Закона пенсии для неработающих пенсионеров стали исчисляться с применением индивидуального коэффициента пенсионера. Индивидуальный коэффициент пенсионера — это размер пенсии, выраженный в процентах к среднемесячной заработной плате в стране. Он определяется путем умножения размера пенсии в процентах, получающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период. Иными словами, ИКП — соотношение заработка, из которого исчисляется пенсия, к средней заработной плате в стране в год его получения. Указанное соотношение будет применяться не только при назначении пенсий, но и при их перерасчете в связи с повышением индекса цен. Это позволило преодолеть недостатки существующего механизма пересмотра размера пенсий в связи с их индексацией [3].

В заключение отметим, что пенсионное обеспечение в России существует около четырех веков, за последние полвека государство стало уделять больше внимания пенсионной системе: произошло повышение пенсий, помимо страховой части пенсии, появилась накопительная часть. Наряду с государственными пенсионными фондами образовались негосударственные пенсионные фонды, все большую популярность получают профессиональные пенсионные системы.

Рецензенты:

Силин А.Н., д.соц.н., профессор кафедры маркетинга и муниципального управления, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень;

Хайруллина Н.Г., д.соц.н., профессор кафедры социологии. ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень.

www.science-education.ru

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
С.В. ФОМИНА
С.В. Фомина, государственный советник юстиции 3 класса.
Федеральным законом от 31.07.95 N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (в ред. от 07.11.2000; далее — Закон о госслужбе) закреплено право федеральных государственных служащих на пенсионное обеспечение за выслугу лет, по инвалидности, а также в случае потери кормильца на условиях и в порядке, определяемых специальным федеральным законом. До принятия соответствующего закона вопросы пенсионного обеспечения регулировались Указом Президента РФ от 16.08.95 N 854 (в ред. от 13.12.2000) путем установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии по старости или инвалидности. 15 декабря 2001 г. был принят Федеральный закон N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в наст. время — в ред. от 25.07.2002; далее — Закон о пенсионном обеспечении), согласно которому федеральным государственным служащим назначается пенсия за выслугу лет. Таковой признается выплата, устанавливаемая дополнительно к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. от 25.07.2002; далее — Закон о пенсиях).
Право на пенсию за выслугу лет имеют граждане, замещавшие должности федеральной государственной службы и государственные должности федеральных государственных служащих, определенные Законом о госслужбе.
Условия, при которых может быть назначена пенсия за выслугу лет:
1) стаж государственной службы не менее 15 лет;
2) увольнение с федеральной государственной службы по основаниям, перечисленным в ст. 7 Закона о пенсионном обеспечении;
3) замещение должности федеральной государственной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением;
4) назначение трудовой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с Законом о пенсиях.
Следует отметить, что условия предоставления права на пенсию за выслугу лет государственным служащим субъектов РФ и муниципальным служащим за счет средств субъектов РФ и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Размер пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим определяется по ст. 14 Закона о пенсионном обеспечении: 45% среднемесячного заработка федерального государственного служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности). Пенсия увеличивается за каждый полный год сверх 15-летней выслуги на 3% среднемесячного заработка. В целом же общая сумма пенсии за выслугу лет и базовой и страховой частей пенсии по старости (инвалидности) не может превышать 75% среднемесячного заработка федерального госслужащего.
Исчисление пенсии за выслугу лет производится из среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев федеральной государственной службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения работником возраста, дающего право на трудовую пенсию. Вместе с тем законодательством не установлен исчерпывающий перечень выплат, входящих в состав среднемесячного заработка федеральных государственных служащих. В соответствии со ст. 2 Закона о пенсионном обеспечении под среднемесячным заработком понимается денежное содержание, денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработная плата и другие доходы гражданина, которые учитываются для исчисления размера пенсии, выраженные в денежных единицах РФ и приходившиеся на периоды службы и иной деятельности, включаемые в выслугу лет или трудовой стаж.
Федеральным государственным служащим в соответствии с действующим законодательством устанавливается денежное содержание, а лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, — денежное вознаграждение. Денежное содержание состоит из должностного оклада, надбавки к этому окладу за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг), особые условия государственной службы и выслугу лет, а также из премий по результатам работы. Наряду с денежным содержанием госслужащим производятся иные выплаты, предусмотренные федеральными законами, а также оказывается материальная помощь.
Исходя из смысла статей 2, 14 и 21 Закона о пенсионном обеспечении, среднемесячный заработок федерального государственного служащего следует определять как совокупность всех перечисленных выплат за последние 12 полных месяцев его службы. При этом размер среднемесячного заработка, по которому государственному служащему рассчитывается пенсия за выслугу лет, не может превышать 1,8 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения) по замещавшейся должности федеральной государственной службы либо 1,8 должностного оклада, сохраненного по прежней замещавшейся должности федеральной государственной службы.
В стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих включаются периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом РФ (ст. 19 Закона о пенсионном обеспечении). Упоминаемые периоды работы определяются Правительством РФ.
Индексация пенсий за выслугу лет федеральным государственным служащим производится при увеличении их денежного содержания на индекс его увеличения.
Выплата пенсий за выслугу лет осуществляется одновременно с выплатой трудовой пенсии (п. 2 ст. 7 Закона о пенсионном обеспечении). Однако в период нахождения на государственной службе, дающей право на пенсию за выслугу лет, пенсия не выплачивается.
Назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсии по государственному пенсионному обеспечению производятся органом, определяемым Правительством РФ, по месту жительства лица, обратившегося за пенсией. Перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, назначения и перерасчета ее размера, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
Впредь до вступления в силу нормативных правовых актов по вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет федеральных государственных служащих назначение, перерасчет и выплата пенсий за выслугу лет этим служащим производятся в порядке, предусмотренном для назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии Положением об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы (Постановление Правительства РФ от 11.11.99 N 1233). Тем самым на 2002 г. закреплен порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет по правилам и условиям назначения, перерасчета и выплаты доплаты к государственной пенсии, производимой до 1 января 2002 г.
Назначение, перерасчет и выплата пенсий за выслугу лет федеральным государственным служащим до вступления в силу специальных нормативных актов в течение 2002 г. производятся Министерством труда и социального развития РФ.
Пенсионное обеспечение членов семей федеральных государственных служащих в случае смерти госслужащего осуществляется в порядке и размерах, установленных Законом о пенсиях.
Однако некоторые правовые проблемы пенсионного обеспечения в действующем законодательстве остались неурегулированными либо противоречащими теории права пенсионного обеспечения. Так, на наш взгляд, законодателем допущено смешение правовых институтов пенсионного законодательства и не учтено, что по своей правовой природе пенсия за выслугу лет является самостоятельной выплатой, зависящей от соответствующего специального стажа и не зависящей от возраста и фактической трудоспособности. В связи с этим вряд ли допустимо — с правовой точки зрения — определение размера пенсии за выслугу лет как дополнительной выплаты к базовой и страховой частям трудовой пенсии по старости (инвалидности).
Нормами Закона о пенсионном обеспечении не предусматривается перерасчет пенсий за выслугу лет в случае увеличения этой выслуги, при последующем после увольнения замещении вышестоящей должности, а также при представлении дополнительных документов — например, о периодах государственной службы и имеющемся заработке. Такой подход законодателя к механизму исчисления пенсий, по нашему мнению, противоречит общим правилам исчисления пенсий за выслугу лет.
Следует отметить, что, в отличие от ранее назначаемой ежемесячной доплаты к государственной пенсии, размер пенсии за выслугу лет гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяется без применения соответствующего районного коэффициента.
В настоящее время для устранения пробелов в действующем законодательстве по вопросам пенсионного обеспечения как федеральных государственных служащих, так и лиц, проходивших военную службу и службу в правоохранительных органах, а также в целях реализации Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации предполагается разработка законопроекта, предусматривающего общие и соотносимые критерии и принципы пенсионного обеспечения служащих всех видов государственной службы.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.07.1995 N 119-ФЗ
«ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принят ГД ФС РФ 05.07.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001 N 166-ФЗ
«О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принят ГД ФС РФ 30.11.2001)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.12.2001 N 173-ФЗ
«О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принят ГД ФС РФ 30.11.2001)
УКАЗ Президента РФ от 16.08.1995 N 854
«О НЕКОТОРЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ЛИЦАМ, ЗАМЕЩАВШИМ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
ДОЛЖНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 11.11.1999 N 1233
«О РЕАЛИЗАЦИИ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 15 ИЮНЯ
1999 Г. N 755 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 16 АВГУСТА 1995 Г. N 854 «О НЕКОТОРЫХ
СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ЛИЦ, ЗАМЕЩАЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ДОЛЖНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
СЛУЖАЩИХ»
(вместе с «ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ, ВЫПЛАТЕ И ПЕРЕРАСЧЕТЕ
РАЗМЕРА ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ ДОПЛАТЫ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПЕНСИИ ЛИЦАМ,
ЗАМЕЩАВШИМ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»)
Современное право, N 8, 2002

www.lawmix.ru