Парный согласный на конце слова правило

Примеры слов с парными согласными

Согласные в сере­дине сло­ва и в кон­це могут заме­нять­ся пар­ны­ми звон­ки­ми или глу­хи­ми зву­ка­ми в зави­си­мо­сти от фоне­ти­че­ской пози­ции. Приведем при­ме­ры слов с пар­ны­ми соглас­ны­ми в корне и в кон­це слов.

В рус­ской фоне­ти­ке суще­ству­ют звон­кие и глу­хие соглас­ные, кото­рые состав­ля­ют пары меж­ду собой:

Примеры слов с парными согласными в корне слова

Звонкие и глу­хие соглас­ные в корне могут раз­ли­чать сло­ва, напри­мер:

В соста­ве сло­ва рядом могут ока­зать­ся звон­кие и глу­хие соглас­ные, кото­рые вза­и­мо­дей­ству­ют меж­ду собой. Когда рядом нахо­дят­ся звон­кий и глу­хой соглас­ный, то вто­рой соглас­ный вли­я­ет на преды­ду­щий.

Например:

  • изре д ка [и з р’ и т к а];
  • сырое ж ка [с ы р a й’ э ш к а].
  • Значит, в рус­ском язы­ке одна и та же бук­ва может пере­да­вать раз­ные зву­ки. Например, бук­ва «д» в сло­вах «сад», (мимо) «сада» и «садик» пере­да­ет зву­ки [т], [д] и [д’]:

    Знание соот­вет­ствия меж­ду бук­ва­ми и зву­ка­ми в сло­вах помо­жет пра­виль­но про­из­но­сить и писать сло­ва.

    Если же за глу­хим соглас­ным в сло­ве нахо­дит­ся звон­кий, то он озвон­ча­ет преды­ду­щий звук.

  • про с ьба [п р о з’ б а];
  • во к зал [в а г з а л].
  • Однако на пись­ме оглу­ше­ние и озвон­че­ние не обо­зна­ча­ет­ся: во всех слу­ча­ях пишет­ся одна и та же бук­ва. Чтобы уста­но­вить истин­ный харак­тер соглас­ной кор­ня, необ­хо­ди­мо взять такую фор­му сло­ва или подо­брать род­ствен­ное сло­во, в кото­ром про­ве­ря­е­мая соглас­ная нахо­ди­лась или перед глас­ной, или перед соглас­ны­ми л, м, н, р, в.

    Обратим вни­ма­ние на сло­ва с пар­ны­ми соглас­ны­ми в корне, кото­рые нель­зя про­ве­рить.

    Примеры слов с парными согласными в конце слова

    • зуб — зубы;
    • мор­ковь — вкус мор­ко­ви;
    • мно­го коров — коро­ва;
    • ноч­лег — нет ноч­ле­га;
    • друг — у дру­га;
    • моно­лог — запись моно­ло­га;
    • тет­радь — тет­ра­ди;
    • жёлудь — желу­дё­вый;
    • пло­щадь — на пло­ща­ди;
    • холод — холо­ди­на;
    • сват — сва­ты, сва­тья;
    • образ — обра­за;
    • сказ — ска­зи­тель;
    • измо­розь — моро­зить;
    • измо­рось — моро­сит.

    • russkiiyazyk.ru

      Парный согласный на конце слова правило

      Предмет: Русский язык
      Класс: 2
      Тема: «Правописание парных согласных на конце слова и перед гласными»

      Цель: формировать умения УУД

      Предметные:

    • формировать умение видеть орфограмму;
    • уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки;
    • развивать орфографическую зоркость;
    • Метапредметные:

      • развивать внимание, мышление, речь;
      • уметь выдвигать гипотезы, подводить под понятие;
      • уметь контролировать и корректировать свою работу;
      • уметь строить работу с партнёрами;
      • уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы;
      • Личностные:

      • уметь оценить свою работу и работу товарища;
      • уметь находить причину успеха работы.
      • Тип урока: урок открытия нового знания
        Оборудование:

      • схема с основными вопросами урока;
      • алгоритм проверки парной согласной;
      • карточки с заданиями;
      • сигнальные карточки;
      • карточки для самооценки.

      Ход урока

    • Мобилизующий этап.
    • Цель: мотивировать к учебной деятельности
      Прозвенел для нас звонок —
      Начинается урок.
      К нам без опоздания
      Приходи, старание.
      Помоги нам потрудиться:
      Мы пришли сюда учиться.
      — На каком уроке мы продолжаем учиться? (На уроке русского языка)
      -Какое значение у слова « старание»? (Работа с толковым словарем)
      — Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие по городам страны Знаний. Путешествовать будем на нашем любимом паровозике.

      2. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в проблемных действиях.
      Цель: подготовить мышление учащихся к учебной деятельности по шагам и организовать фиксирование индивидуальных затруднений.

    • Подготовка детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации.
    • Орфографическая зарядка.
      — Итак, в путь.
      — Остановка в городе Слов.
      — Жители этого города предлагают провести орфографическую минутку.
      Указка, страна, берёза, флаг, пальто, озеро.
      -Разделите слова на группы.(1-слова с проверяемой безударной гласной, 2 – с парной согласной, 3 — слова с непроверяемой безударной гласной).
      Постановка проблемы урока
      — Где находятся парные согласные? (В корне, на конце слова.)
      — Все ли написали правильно эти слова?
      -Как вы считаете, почему мы допустили ошибки? Чего мы не знаем?(написания слов с парной согласной в корне, на конце слова).

    • Дети самостоятельно делают вывод о теме и целях урока.
    • -Исходя из этой проблемы, попробуйте сформулировать тему нашего урока? (Правописание слов с парной согласной в корне, на конце слова).
      -Какие цели поставите перед собой? (научиться узнавать слова с парной согласной в корне, на конце слова; правильно писать слова с парной согласной в корне, на конце слова; подбирать проверочные слова).
      — В течение урока мы ответим на вопросы:
      Что
      Где надо проверять?
      Как
      Чем

      3. Выявление места и причин затруднения.
      Цель: организовать анализ возникшей ситуации, выявить место и причину затруднения.
      Работа в группах.
      Тетра. арбу…, сне…, сапог…, гри. сле…
      Вывод.
      — Встаньте те, у кого нет ошибок.
      — Что вы делали для того, чтобы правильно написать парную согласную в корне?
      Правило.
      Чтобы правильно написать парную согласную в конце слова, надо изменить форму слова, чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный.

      4. Построение проекта выхода из затруднения.
      Цель: построить проект выхода из затруднений.
      На доске образец написания слов с парной согласной.
      ГРИБ ГОЛУБКА
      ЗУБ ЗАКЛАДКА
      ГЛАЗ РЕДКИЙ
      — Что общего в первом столбике? Подчеркните парные согласные буквы? Где они находятся? Что общего у слов первого столбика? — Как называется эта орфограмма? (парная согласная в конце слова).
      Давайте составим схему слов к первому столбику.

      -Что общего во втором столбике? Подчеркните парные согласные буквы? Где они находятся? Что общего у слов второго столбика? (При произношении слышим глухой согласный звук, а пишем звонкий.)
      Давайте составим схему слов ко второму столбику.

      -Что общего у слов первого и второго столбика?(При произношении слышим глухой согласный звук, а пишем звонкий.)
      — Давайте подумаем, как проверить парную согласную в корне, на конце слова?
      (Парные звонкие и глухие согласные нужно проверять.Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)
      Вывод: -Ответим на вопросы:
      — Что надо проверять? (парную согласную в корне, на конце слова)
      -Где надо проверять? (в корне, на конце слова)
      -Как надо проверять? (Надо проверять однокоренные проверочные слова)
      — Чем надо проверять? (Парные звонкие и глухие согласные нужно проверять.Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)
      Что б-п, в-ф, г-к, ж-ш, з-с
      Где надо проверять? в корне, на конце слова
      Как подбирать однок. слова, изменение формы сл.
      Чем после согласного слышался гласный звук
      Физминутка.
      — Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Здоровья.
      Во время медицинского осмотра в нашем классе было обнаружено, что у некоторых ребят есть нарушение осанки. Нам были рекомендованы специальные упражнения. Давайте, выполним их не под счёт, а под произношение парных согласных звуков. Называете твёрдые парные согласные звуки и выполняете круговые движения плечами вперёд. Называете мягкие парные согласные и выполняете круговые движения плечами назад. Следующее упражнение «Встреча плечами» выполняем в парах.

      5. Реализация построенного проекта.
      Цель: реализовать проект.
      — Продолжаем наше путешествие. Я хочу рассказать вам сказку.
      Спор согласных.
      — В одном королевстве жили-были согласные звуки. Однажды между звонкими и глухими согласными произошёл удивительный спор.
      — В таких словах, как ГРИБ, ЗУБ, ГЛАЗ, ГОРОД, нужно писать на конце букву звонкого согласного звука, — твердили звонкие согласные.
      — Нет, неправда. Нужно писать глухую согласную, — говорили глухие.
      Глухие не унимались, потому что им хотелось, как говорится, взять власть в свои руки.
      — Попробуйте доказать, что в словах ОГОРОД, ДУБ, ЗУБ, ОБЕД нужно писать букву звонкого согласного звука на конце, а не глухую, — усмехались глухие согласные.
      Звонкие приуныли. Ведь они не знали самого главного – правила.
      И чуть не погибли. Но на помощь им пришёл сам король – всемогущее ПРАВИЛО.
      — Как вы думаете, что сказал король – всемогущее ПРАВИЛО?
      Правило-вывод.
      Чтобы правильно написать парную согласную в середине слова, надо подобрать проверочное слово, для этого нужно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный или звонкий согласный звук (н).
      -Вспомним алгоритм проверки парной согласной.
      Алгоритм

    • Прочитать слово
    • Выделить корень
    • Определить парную согласную
    • Подобрать проверочное слово
    • — Остановка в городе – Помогай-ка, здесь живут проверочные слова.
      -Давайте проверим наши знания с эталоном в учебнике.
      — Сейчас вернёмся к самостоятельной орфографической минутке, исправим и докажем ошибки, используя разные способы: эталон в учебнике, алгоритм.

      6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
      Цель: организовать усвоение детьми новых знаний при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи..
      — Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Помогай-ка, здесь живут проверочные слова.
      — Жители этого города предлагают нам поупражняться в подборе проверочных слов.- Слова отгадки можно произносить хором, после чего каждый веером покажет парную согласную, которую написали бы в слове, ответ доказать.
      1. Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется … (глаз).
      2. Всё перетрут терпение и … (труд).
      3. Как прекрасно всё вокруг, если рядом лучший …(друг).
      4. Что за чудо – синий дом!
      Ребятишек много в нём.
      Носит обувь из резины
      И питается бензином! (Автобус)

      7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (алгоритму).
      Цель: организовать самопроверку по эталону.
      Работа в группах.
      — А сейчас жители этого города предлагают поработать самостоятельно. Будем работать в группах. Ваша задача вставить нужную букву, подбирая проверочное слово(приложение №1).
      Проверка (зачитывает каждая группа с проговариванием цели задания).

      8.Включение в систему знаний и повторений.
      Цель: научить использовать новые знания в системе изученных раннее знаний.

      Работа с сигнальными карточками. Дети должны обосновать правильность выбора. Игра на внимание.
      Игра «Будь внимательным»
      -Я буду называть слова с парной согласной в корне, на конце слова, а вы показываете сигнальную карточку с необходимой буквой и называете проверочное слово.
      Мёд, чиж, замазка, улыбка, Морозко, загадка, ложка, травка, узкий, слёзки.

      Самостоятельная работа. Исправить ошибки.
      Житкая каша, гипкий прут, слаткие пирожки, кребкие орешки, лёгкие сапожки. блискийдрук .
      — Какие буквы пропущены в этих словах? (Парные согласные.)
      — Где находится парная согласная? (В середине слова.)
      — Что вы делали, чтобы правильно написать парную согласную в середине слова? Каким должно быть проверочное слово? (надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)
      Работа с текстом.
      — Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Речь.
      — Жители этого города составили для вас текст.
      — Можно ли это назвать текстом? (Нет, так как предложения переставлены местами.)
      — А может это просто отдельные предложения? (Нет, так как предложения объединены одной темой.)
      — Переставьте предложения местами так, чтобы получился текст.
      Лёд стал крепким.
      Был сильный мороз.
      Пруд замёрз.
      — Озаглавьте текст. (Зимой.Пруд зимой.)
      — Назовите слова, которые подходят к теме сегодняшнего урока.
      — Какой частью речи они являются?
      — Назовите предложение, где парная в слабой позиции находится в середине слова.
      — Запишите это предложение под диктовку.

      9. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.
      — Наше путешествие подошло к концу. Вы хорошо потрудились на уроке.
      — С чем вы сегодня познакомились?
      — Вернёмся к целям нашего урока?
      — Почему мы достигли поставленных целей?
      — А какую роль играет тема сегодняшнего урока в вашей жизни?

      Список использованной литературы

      1. Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Русский язык. 2 класс.Ч.2 М.Просвещение, 20011 г.,
      2. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. –Екатеринбург: Изд-во «Арго», 1996г.
      3. Журжина Ж.И. Дидактический материал по русскому языку: 2 класс. М., 1995г.

      vio.uchim.info

      Правописание парных согласных звуков на конце слов. 1-й класс

      Цель урока: развивать умение учащихся проверять слова с парным согласным звуком на конце слов.

    • Формировать умение сопоставлять произношение и написание слов.
    • Развивать навыки правописания слов с орфограммой «парный согласный на конце слов», развивать фонематический слух учащихся.
    • Воспитывать умение работать в группах, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку.
    • 1. Организационный момент.

      Ученики здороваются с учителем и присутствующими на уроке гостями. В тетрадях записывают число и классную работу.

      2. Актуализация знаний.

      1) Беседа по пройденному материалу.

      Учитель: На какие 2 группы делятся все звуки?

      Дети: На гласные и согласные.

      Учитель: Дайте характеристику гласным и согласным звукам.

      (Дети отвечают полными ответами.)

      Учитель: При помощи чего образуется гласный звук?

      Дети: При помощи голоса.

      Учитель: А согласный звук?

      Дети: При участии голоса и шума.

      Учитель: Работаем по ленте букв. Почему согласные стоят в 2 ряда? Что обозначают согласные верхнего и нижнего ряда?

      Учитель: На какие 2 группы можно разделить все согласные звуки?

      Дети: На твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные.

      Учитель: Назовите буквы непарных звонких согласных.

      Учитель: Назовите буквы непарных глухих согласных.

      Учитель: Назовите буквы парных звонких согласных звуков.

      Дети: Б, В, Г, Д, Ж, З.

      Учитель: Назовите буквы парных глухих согласных звуков.

      Дети: П, Ф, К, Т, Ш, С.

      Учитель: По какому признаку согласные являются парными?

      Дети: По признаку звонкости и глухости.

      Учитель: Назовите парные твёрдые согласные звуки. Сколько пар назвали?

      Учитель: Назовите парные мягкие согласные звуки. Сколько пар назвали?

      Учитель: Почему неравное количество пар?

      Дети: Согласные звуки Ж и Ш всегда твёрдые.

      3. Самоопределение к деятельности.

      Учитель: Над какой темой работали на предыдущем уроке?

      Дети: Парные согласные на конце слова.

      Учитель: Сегодня на уроке продолжим работать над правописанием парных согласных на конце слов.

      (Тема урока появляется на доске (или вывешивается учителем). Тему урока с доски дети читают хором.)

      Учитель: Почему парные согласные на конце слов надо проверять?

      Дети: На конце слов парные согласные оглушаются, произносятся и слышатся нечётко.

      Учитель: Как проверить парный согласный на конце слова?

      (Дети хором повторяют правило проверки парного согласного на конце слова.)

      На доске висят карточки со словами: ЗИМА, КРУГ, СУП, ВОДА, РЕКА, ТОРТ.

      Учитель: На какие 2 группы в зависимости от орфограммы можно разделить эти слова?

      (Двое учащихся выходят к доске.)

      Дети: Первая группа – это слова ЗИМА, РЕКА, ВОДА. В этих словах орфограмма «безударная гласная в корне слова». А вторая группа – это слова КРУГ, СУП, ТОРТ. В этих словах орфограмма «парный согласный на конце слова».

      (Дети расставляют слова в 2 столбика.)

      Учитель: Назовите орфограмму в слове КРУГ.

      Дети: Парный согласный Г на конце слова.

      Учитель: Почему парный согласный Г надо проверять?

      Дети: Он оглушается, стоит в слабой позиции.

      Учитель: Назовите проверочное слово.

      Учитель: Запишем в тетрадь строчную букву г.

      (Аналогично разбираются слова СУП, ТОРТ. В тетради появляются строчные буквы г, п, т в чередовании с наклонными линиями. Далее учащиеся записывают в тетрадь слова с данными буквами: порт, торт, тигр.)

      Учитель: Следующий этап нашего урока – словарная работа.

      (Учащиеся пишут в тетрадях слово СЛОВАРЬ.)

      Учитель: Какие слова мы называем словарными?

      Дети: Их написание нельзя проверить, а надо запомнить.

      Учитель: Познакомимся с новым словарным словом. А чтобы его узнать, послушайте загадку.

      Хозяин лесной
      Просыпается весной.
      А зимой под вьюжный вой
      Спит в избушке снеговой.

      (На экране интерактивной доски (или телевизора) появляется изображение медведя.)

      Учитель: Почему медведя так назвали?

      Если знать происхождение слова медведь, легко запомнить его правописание. Слово медведь образовалось от двух слов: мёд и ведать. Слово ведать в старину означало знать.

      (Посмотрите на изображение медведя и опишите его. Учитель задаёт наводящие вопросы.)

      Дети: Медведь – это крупный хищный зверь с бурой шерстью и толстыми лапами.

      Учитель: Каким медведь изображён в сказках?

      Дети: Неуклюжим, глуповатым, косолапым.

      Учитель: На самом же деле медведь – это умный, ловкий, быстрый, очень сильный и хитрый зверь. Если он от кого-либо убегает, его трудно догнать. А когда крадётся к своей добыче, ни одна веточка не хрустнет под его лапами.

      Учитель: Откройте учебник на стр.99 и найдите внизу страницы наше словарное слово. Произнесите это слово орфоэпически. Какие орфограммы в слове увидели?

      (Дети называют орфограммы: безударный гласный е в корне слова, парный согласный д на конце слова, ь – показатель мягкости.)

      Учитель: Прочитайте словарное слово орфографически правильно и запишите его себе в тетрадь.

      (Дети читают слово хором, затем записывают его в свои тетради, делят на слоги, ставят ударение, подчёркивают орфограммы. Один ученик работает у доски с комментированием.)

      Учитель: А какую орфограмму в этом слове можно проверить?

      Дети: Парный согласный д на конце слова.

      Учитель: Почему оно является проверочным?

      Дети: Потому что парный согласный д стоит в сильной позиции – после него стоит гласный звук.

      Учитель: Запишите у себя в словаре проверочное слово медведи.

      5. Физкультурная минутка.

      Учитель: Представим себе, что мы – медведи и идём по лесу.

      Мишка шёл, шёл, шёл,
      Белый гриб нашёл.
      Раз – грибок, два – грибок, три – грибок,
      Положил их в кузовок.
      Мишка утомился,
      На место опустился.

      6. Закрепление пройденного материала.

      Работа по учебнику стр.100, упражнение 14.

      Дети читают задание к упражнению вслух, разбирают его, устно подбирают проверочные слова. Затем по цепочке выходят к доске и записывают пары слов: проверочное и проверяемое, подчёркивая орфограммы. В тетрадях и на доске получается следующая запись: тетради – тетрадь, звуки – звук, слоги – слог, кактусы – кактус и т.п.

      7. Физкультурная минутка.

      Учитель: Ребята, а все ли помнят правила поведения хорошего ученика в школе? Давайте их повторим.

      Парта – это не кровать, и нельзя на ней лежать.
      Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.
      На уроках не болтай, как заморский попугай.
      Учитель скажет – надо встать.
      Учитель сесть позволит – сядь.
      Спросить захочешь – не шуми,
      А только руку подними.

      8. Продолжение закрепления пройденного материала.

      На партах учащихся лежат карточки с записанными словосочетаниями, где в словах с парным согласным на конце слова пропущена орфограмма. Рядом в скобках даны варианты написания букв данной орфограммы. Ученики должны выбрать правильную букву, обвести её в кружок, а рядом записать проверочное слово.

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      Правописание парных согласных в корне слов

      Русский язык довольно сложен, и это всем известно. Чтобы быть грамотным, надо с начальных классов уделять особое внимание правописанию, ведь именно в это время формируется основа орфографической грамотности людей. Трудность языка часто связывается с непонятным произношением, то есть несоответствием произносимых звуков и букв. Зачастую это связывается с парными согласными.

      Парные согласные

      Парные согласные — это такие буквы, которые по своим признакам, характеризующим их, имеют определённую пару. Один из таких признаков — противопоставление звонкого и глухого звука.

      Определенные согласные могут отличаться лишь тем, как участвует голос при произношении. Другие же признаки у них совпадают. Другие, которые не имеют пары в соответствии с признаками: глухой — звонкий — не парные. К ним относятся: л, м, х, ц, ч, щ, й.

      Для того, чтобы быть грамотным, необходимо обязательно знать эти буквы и звуки, а также знать правила. Примеры слов с парной буквой в корне:

    • столб (п) — проверочное — столбы
    • мороз (с) — проверяется словом морозить или морозный
    • бород (т)ка — проверочное — борода
    • Правописание слов с парной согласной в корне

      При произношении парные звуки могут заменять друг друга. Однако на письме это никак не отражается. Из этого следует, что буквы в слове остаются неизменными, какие бы звуки на месте их не слышались. Таким образом, в русском языке реализуется принцип единообразия морфем. Этот закон полностью подчиняет правописание согласных, имеющих пару. Излагается правило в таких пунктах:

      • написание корня всегда одинаково, потому как от этого зависит семантика;
      • проверять правописание необходимо подбором однокоренных или изменением форм слова;
      • проверочным необходимо выбирать такое, у которого после сомнительной буквы стоит гласный либо сонорный звук, к которым относятся р, л, м, н, й.
      • Если парный звук находится в корне, то ошибку сделать очень легко. Чтобы ошибок не делать, нужно подбирать проверочные слова согласно правилу. Правило звучит так: для проверки парного согласного необходимо подобрать такое проверочное слово, чтобы после этого согласного стоял гласный или сонорный звук.

        Например, «снег». На конце слышится звук «к». Для проверки подбираем такое слово, чтобы после согласного находилась гласная — «снега». Теперь слышится звук «г», значит, и пишется буква «г».

        Таким образом, парные буквы, находящиеся в корне слова, требуют проверки тогда, когда находятся в слабой позиции, то есть:

      • в конце слов (например, чиж);
      • когда находятся в середине слова, и после них стоит парный согласный (например, березка, легкий и т. д. ).
      • Те буквы, которые находятся в сильной позиции, проверять не нужно. Обычно это бывает тогда, когда после согласного стоит гласная или сонорная согласная.

        Нужно знать: Как правильно пишется также или так же?

        Правописание в третьем классе

        В третьем классе дети активно обучаются грамоте и правилам русского языка, ведь это основа правописания. Знать эти правила просто необходимо, потому как ввиду некоторых особенностей русского языка поставить правильную букву бывает трудновато. Буквы, имеющие пару, для малышей составляют особую сложность при написании. Особенно когда они находятся на конце или в корне. К третьему классу ошибок уже должно быть гораздо меньше, особенно если ребенок хорошо усвоил правило, о котором шла речь выше.

        Чтобы правильно писать, необходимо уметь выделять корень. Сначала его выделить в первом значении, а затем в проверочном. Гласную, стоящую после проверочного корня, нужно подчеркнуть двумя чертами. При таком разборе сразу становится понятно, как пишется первоначальный вариант, и почему.

        Цель учителя состоит в том, чтобы донести до своих учеников правильность написания и научить их подбирать однокоренные слова. Когда ребенок это умеет делать, он допускает гораздо меньше ошибок.

        Существует множество примеров, на которых ученик наглядно может увидеть правописание. Наглядность — лучший способ запомнить правило и верно писать в дальнейшем. Примерами могут послужить:

        1. Зуб — зубы (слышится «п», а пишется «б» — это становится понятно после проверки).
        2. Трава — травинка или травка (в корне слышится звук «ф», а правильно необходимо писать «в». Опять же, если проверить и подобрать другое слово, то неправильно будет уже невозможно написать).
        3. Лошадка — лошадь (слышится звук «т», но проверив, получаем правильное написание с буквой «д».
        4. Дуб — дубы (на конце слышится «п», хотя при проверке становится понятно, что необходимо писать «б».

        Таких примеров существует множество, и, научившись их подбирать, ребенок станет писать гораздо грамотнее и допускать меньше ошибок. Главное, помочь ему научиться это делать.

        obrazovanie.guru

        1.15. Правописание звонких/глухих и непроизносимых согласных

        Поскольку в речи согласные звуки, как и гласные в безударном положении, могут изменяться, то при правописании согласных (в корне, в приставках и суффиксах, не изменяющих своего написания) следует проверять правописание согласного по сильной позиции, прежде всего – по положению перед гласным.

        1.15.1. Звонкие – глухие согласные

        1. Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова, надо подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы после этого согласного следовал гласный.

        Пру д – пру д ы, моло т ьба – моло т ить, у з кий – у з ок, пру т – (нет) пру т а.

        Исключение: сва д ьба (хотя сва т ать).

        2. Следует помнить, что в производных словах г, д чередуется с ж (сапо г и – сапо ж ки, запря г ать – пря ж ка), а х чередуется с ш (па х ать – вспа ш ка, каза х и – каза ш ка).

        3. Ударный -ёжк (а) пишется в отглагольных существительных.

        Зубрить – зубр ёжк а.

        4. Если подобрать проверочное слово невозможно, то написание согласного надо запомнить (как правило, это заимствованные слова).

        Космона в т, фи с гармония, ри к ша, зи г заг, во к зал, Е в фрат.

        Есть и русские слова с непроверяемым согласным.

        Ве т чина, при т ча, по т чевать, з десь, з доровье, ни з ги, с добный, чу в ствовать.

        Данное правило распространяется на правописание согласных в корне, в приставках и суффиксах, не изменяющих своего написания, хотя правописание различных морфем (частей слова) имеет свою специфику (подробнее см.: раздел 2).

        1.15.2. Непроизносимые согласные

        1. Для проверки непроизносимых согласных следует найти родственное слово, в котором проверяемый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова).

        Трос т ник – трос т очка, трос т ь, вес т ник – вес т очка, вес т ь.

        Исключения: бле сн уть (хотя бле ст еть), ск лянка (хотя ст екло), пле сн уть (хотя пле ск ать), ло сн иться (хотя ло ск ), ле ст ница (хотя ле с енка).

        2. Необходимо различать следующие пары слов:

      • кос т ный (мозг), надкос т ница (ср.: кость) — косный («отсталый»), косность;
      • ше ф ствовать над кем-либо (ср.: ше ф ы) — шествовать («идти») (ср.: шёл);
      • сверс т ник (ср.: верс т а) — ровесник;
      • я в ственный, я в ствовать (ср.: я в ь, я в ный) — яства («кушанья»).
      • 3. Для разграничения правописания слов типа песчаный и дощатый (в обоих словах звучит звук [щ’] ), следует усвоить:

        буква щ входит в состав корня и пишется на месте корневых ск, ст, т , выступающих в родственных словах;

        До ск а – до щ атый, во ск – во щ анка, хол ст – хол щ овый, су т ь – су щ ий.

        конечные согласные основы ж, з, с, ст, ш сохраняются перед суффиксами, начинающимися с ч ( -чик-, -чат-, -чин-, -чив- ).

        Пе с ок, пе с ка, супе с ь – пе сч аный, ре з ать – ре зч ик, боро з да – боро здч атый, бе ж ать – перебе жч ик, хле ст ать – хле стч е, весну ш ка – весну шч атый.

        4. В словах, образованных от основ с конечным к, ц, ч , перед суффиксами, которые начинаются с ч , вместо к, ч, ц пишется т .

        Крупи ц а – крупи т чатый, ресни ц а – ресни т чатый, неме ц – неме т чина.

        5. Следует различать сочетания чн и шн .

        Сочетание чн пишется в следующих случаях:

        перед суффиксом -н- или другими суффиксами, начинающимися с н , на месте корневых к, ц, ч , хотя в ряде случаев произносится [ш] (см. п. 1.14).

        Скворе ц – скворе ч ник, лото к – лото ч ник, оч к и – оче ч ник, пустя к – пустя ч ный, яй ц о – яи ч ница, пере ц – пере ч ница, све ч а – подсве ч ник.

        Исключения: двуру ш ник, ру ш ник (хотя ру к а), раё ш ник (хотя раё к ), городо ш ник (хотя городо к );

        в женских отчествах на -ична .

        Мария Савви ч на.

        Сочетание шн пишется в следующих случаях:

        в словах, образованных от основ на х ;

        Сумато х а – сумато ш ный, у х о – нау ш ник.

        в словах с суффиксом -шн- , образованных от наречий;

        Сегодня – сегодня шн ий, зря – зря шн ый.

        в немногочисленных словах, образованных от несклоняемых существительных.

        Кино – кино шн ый, домино – домино шн ик.

        искусный, искусно, искусник, родственное – искус, интриганский (ср.: интриган), чудесный (ср.: чудеса), ужасный (ср.: ужас), опасный (ср.: опасаться), гнусный (ср.: гнус), бестелесный (ср.: телеса), небесный (ср.: небеса), словесный, словесность, словесно, словесник (ср.: словеса).

        2) Произносятся и пишутся без н слова:

        прецедент, инцидент, дерматин, констатация.

        licey.net