Ответственность судей конституционного суда

Ответственность судей конституционного суда

РАЗДЕЛ IV
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА ПО ДРУГИМ ВОПРОСАМ

ГЛАВА 7. ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

&#167 47. Рассмотрение обращения о даче согласия на арест или привлечение к уголовной ответственности судьи Конституционного Суда Российской Федерации 1. В случае поступления в Конституционный Суд Российской Федерации обращения Генерального прокурора Российской Федерации или суда о даче согласия на арест или привлечение к уголовной ответственности судьи Конституционного Суда Председатель Суда незамедлительно передает поступившие материалы судьям для предварительного изучения и устанавливает дату пленарного заседания Суда для рассмотрения этого вопроса. Если обращение относится к Председателю Конституционного Суда, соответствующие действия осуществляет его заместитель. 2. На заседании заслушивается внесшее обращение должностное лицо или представитель соответствующего органа, судья Конституционного Суда, в отношении которого испрашивается согласие, и его представитель. При необходимости истребуются дополнительные материалы. 3. Конституционный Суд на закрытом совещании судей принимает одно из следующих решений: — отказать в согласии на арест или привлечение к уголовной ответственности судьи Конституционного Суда; — дать согласие на арест или привлечение к уголовной ответственности судьи Конституционного Суда с приостановлением или без приостановления его полномочий. 4. В порядке, предусмотренном настоящим параграфом, Конституционный Суд решает вопрос о даче согласия на привлечение судьи к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержание судьи, а также на производство у судьи обыска. Дача такого согласия не влечет приостановления полномочий судьи. &#167 48. Принятие Конституционным Судом Российской Федерация решения по вопросу о эадержании судьи на месте преступления 1. Если судья Конституционного Суда Российской Федерации задержан на месте преступления, то Председатель Конституционного Суда незамедлительно созывает пленарное заседание Суда, который в течение 24 часов должен принять решение по вопросу о даче согласия на продолжение задержания. Одновременно Председатель Конституционного Суда обращается к должностному лицу, произведшему задержание, или его начальнику с требованием доставить задержанного судью на пленарное заседание Суда. 2. На пленарном заседании при наличии запроса должностного лица, произведшего задержание судьи, или начальника этого должностного лица Конституционный Суд принимает одно из следующих решений: — отказать в согласии на продолжение задержания; — дать согласие на продолжение задержания. 3. При отсутствии запроса, указанного в части 2, Конституционным Суд требует немедленного освобождения судьи. 4. Решение Конституционного Суда по вопросу о продолжении задержания судьи не предопределяет решения Суда по обращению о даче согласия на арест или привлечение к уголовной ответственности судьи, если такое обращение поступит в Суд. &#167 49. Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации по состоянию здоровья При наступлении временной нетрудоспособности судьи Конституционного Суда Российской Щедерации, препятствующей участию судьи в заседаниях Суда, с согласия заболевшего судьи Суд может принять решение о приостановлении полномочий судьи на период его временной нетрудоспособности. Такое решение не может быть принято, если отсутствие судьи не препятствует проведению заседания Суда.

ГЛАВА 8. ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

&#167 50. Общие положения 1. Председатель Конституционного Суда созывает пленарное заседание Конституционного Суда по вопросу о прекращении полномочий судьи: — по основаниям, предусмотренным п.п.1-5, 9-12 части 1 ст.18 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации, — незамедлительно по получении информации о наличии соответствующих обстоятельств; — по основаниям, предусмотренным в п.п.6, 7, 8 указанной статьи, — немедленно после получения затребованного им подтверждения о достаточности оснований для рассмотрения вопроса, которое дает специальная комиссия судей (&#167 36). [*] 2. Судья, в отношении которого возник вопрос о прекращении его полномочий по основаниям, предусмотренным п.п.3-8 части первой статьи 18 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации, вправе до созыва пленарного заседания дать письменные или устные объяснения. Письменные объяснения судьи, а также относящиеся к делу документы представляются Председателю Конституционного Суда и рассылаются судьям немедленно. Суд может поручить одному или нескольким судьям провести дальнейшую предварительную проверку полученных сведений и собрать дополнительные материалы, необходимые для решения вопроса по существу. Пленарное заседание Конституционного Суда должно быть назначено не позднее 14 дней со дня поступления информации о наличии основания для рассмотрения вопроса о прекращении полномочий судьи. 3. На пленарном заседании Конституционного Суда заслушивается судья, вопрос о прекращении полномочий которого решается, или зачитываются его письменные объяснения. Затем заслушиваются судья или судьи, которым была поручена предварительная проверка информации о наличии оснований для прекращения полномочий судьи или сбор дополнительных материалов для решения этого вопроса по существу. Могут быть также заслушаны лица, передавшие в Суд эту информацию, и иные лица, располагающие сведениями, которые имеют значение для решения вопроса. 4. При рассмотрении Конституционным Судом вопроса о прекращении полномочий судьи, судья может пользоваться помощью уполномоченного им представителя. 5. До рассмотрения Конституционным Судом вопроса о прекращении полномочий судьи за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 6, 10-12 части первой статьи 18 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации, судья может уйти в отставку, 6. Вопрос о прекращении полномочий судьи рассматривается Конституционным Судом на закрытом заседании. 7. На голосование ставится сначала предложение сохранить за судьей его полномочия, а затем предложение прекратить полномочия судьи или, соответственно, внести в Совет Федерации представление о прекращении полномочий судьи. Принятие первого предложения исключает постановку на голосование второго. В случае равенства числа голосов, поданных за прекращение полномочий и против него, а также если ни одно из предложений не получило необходимого большинства голосов, судья сохраняет свои полномочия. 8. В случае отклонения предложения прекратить полномочия судьи или внести в Совет Федерации представление о прекращении полномочий судьи вопрос не может рассматриваться вновь по тому же основанию в связи с теми же фактическими обстоятельствами, за исключением случая, предусмотренного частью четвертой &#167 57, [**] 9. В решении прекратить полномочия указываются основания для этого. &#167 51. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации вследствие нарушения порядка его назначения на должность Вопрос о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации вследствие нарушения порядка его назначения на должность рассматривается Судом по инициативе любого судьи или Совета Федерации. &#167 52. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации в связи с истечением срока его полномочий или достижением предельного возраста 1. За два месяца до истечения срока полномочий судьи или достижения им предельного возраста пребывания в должности Конституционный Суд Российской Федерации извещает Президента Российской Федерации и Совет Федерации о предстоящем открытии вакансии. По истечении срока полномочий судьи или достижения им соответственно 65 или 70 лет Суд принимает решение, в котором констатирует прекращение полномочий судьи с установленной даты, назначает ему ежемесячное пожизненное содержание и официально уведомляет Президента Российской Федерации и Совет Федерации об открытии вакансии. Судья продолжает исполнять свои обязанности до вступления в должность нового судьи. 2. Если по окончании месяца, в котором истек срок полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации или судье исполнилось соответственно 65 или 70 лет, дело, в рассмотрении которого он участвует, не завершено, судья продолжает осуществлять свои полномочия по данному делу до вынесения итогового решения. &#167 53.Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации по личному заявлению Личное письменное заявление об отставке судья Конституционного Суда Российской Федерации, не достигший предельного возраста пребывания в должности, подает Председателю Конституционного Суда. Суд в решении, принимаемом на ближайшем пленарном заседании, констатирует прекращение полномочий судьи с указанного в заявлении дня, назначает судье с этого дня ежемесячное пожизненное содержание и официально уведомляет Президента Российской Федерации и Совет Федерации об открытии вакансии. &#167 54. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации вследствие вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора 1. По вступлении в законную силу обвинительного приговора, вынесенного в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Суд принимает решение о прекращении полномочий соответствующего судьи и официально уведомляет Президента Российской Федерации и Совет Федерации об открытии вакансии. 2, В случае отмены вступившего в законную силу обвинительного приговора в отношении судьи Конституционный Суд в пленарном заседании незамедлительно принимает решение о восстановлении судьи в его полномочиях и официально уведомляет об этом Президента Российской Федерации и Совет Федерации. За период между прекращением и восстановлением полномочий судье выплачивается причитающаяся ему заработная плата. &#167 55. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации вследствие признания его недееспособным, объявления безвестно отсутствующим или умершим, а также в случае смерти судьи 1. По вступлении в законную силу судебного решения о признании судьи Конституционного Суда Российской Федерации недееспособным, безвестно отсутствующим или умершим Суд принимает решение о прекращении полномочий соответствующего судьи и официально уведомляет Президента Российской Федерации и Совет Федерации об открытии вакансии. Судье, признанному недееспособным, назначается ежемесячное пожизненное содержание. 2. В случае отмены вступившего в законную силу судебного решения, указанного в части 1, соответственно применяются положения части второй &#167 52. [***] 3. В случае смерти судьи Конституционный Суд своим решением констатирует прекращение полномочий судьи и официально уведомляет Президента Российской Федерации и Совет Федерации об открытии вакансии. &#167 56. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации вследствие совершения порочащего поступка 1. Решение о необходимости рассмотрения вопроса о прекращении полномочий Судьи принимается в пленарном заседании Конституционного Суда большинством не менее десяти голосов. При этом Конституционный Суд для каждого случая образует из числа судей комиссию по проверке входящих в компетенцию Конституционного Суда фактических обстоятельств, связанных с предположением о совершении судьей порочащего поступка. Судья, в отношении которого возникли такие предположения, вправе без объяснения причин отвести не более 10 кандидатур в состав комиссии. 2. Если судья в целях защиты своей чести и достоинства обращается в суд общей юрисдикции, то до окончания судебного разбирательства по делу рассмотрение вопроса о прекращении полномочий судьи в Конституционном Суде приостанавливается. 3. По результатам рассмотрения вопроса о прекращении полномочий судьи вследствие совершения поступка, порочащего честь и достоинство судьи, Суд принимает одно из следующих решений: — о достаточности оснований для внесения в Совет Федерации представления о прекращении полномочий судьи; — об отсутствии оснований для прекращения полномочий судьи. 4. Решение о внесении представления в Совет Федерации о прекращении полномочий судьи на основании пункта 6 части первой статьи 18 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации принимается голосами не менее 13 судей. Составленное на основании этого решения представление незамедлительно направляется в Совет Федерации. &#167 57. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации, продолжающего деятельность, несовместимую с его должностью 1. В случае, когда Конституционному Суду Российской Федерации стало известно, что судья имеет занятия или совершает действия, несовместимые с его должностью, то Суд на пленарном заседании при подтверждении фактов таких занятий или действий выносит судье предупреждение, в котором указываются подлежащие прекращению занятия или действия и устанавливается срок для их прекращения. 2. Если, несмотря на вынесенное предупреждение, судья не прекратил занятия или действия, несовместимые с его должностью, Конституционный Суд принимает решение о прекращении полномочий судьи и официально уведомляет Президента Российской Федерации и Совет Федерации об открытии вакансии. &#167 58. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации вследствие неучастия в заседаниях Суда или в голосовании Если судья Конституционного Суда Российской Федерации, не представив объяснения причин или приведя причины, сочтенные Судом неуважительными, свыше двух раз подряд не принял участия в заседаниях Суда по одному делу или свыше двух раз подряд уклонился от участия в голосованиях в Суде по проектам итоговых решений и воспрепятствовал тем самым принятию этих решений, Суд на пленарном заседании прекращает полномочия судьи и официально уведомляет Президента Российской Федерации и Совет Федерации об открытии вакансии. &#167 59. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации вследствие неспособности исполнять обязанности по уважительным причинам 1. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации в порядке подготовки пленарного заседания Суда по вопросу о прекращении полномочий судьи вследствие неспособности исполнять обязанности по уважительным причинам выясняет по возможности мнение об этом самого судьи, а в случае необходимости запрашивает медицинское заключение о состоянии здоровья судьи или иные документы. 2. После рассмотрения вопроса Конституционный Суд принимает одно из следующих решений: — не прекращать полномочий судьи; — прекратить полномочия судьи с момента вынесения решения, назначить ему ежемесячное пожизненное содержание и уведомить Президента Российской Федерации и Совет Федерации об открытии вакансии. 3. Прекращение полномочий судьи невозможно, если судья до вынесения решения Конституционным судом вернулся к исполнению своих обязанностей. 4. Если Конституционный Суд постановил не прекращать полномочий судьи или ни одно из решений, указанных в части второй, не получило необходимого большинства голосов, производство по вопросу прекращается и может быть возобновлено не ранее, чем через 4 месяца, если судья за это время не приступит к исполнению обязанностей или не подаст заявление об отставке.

ГЛАВА 9. ИНЫЕ ВОПРОСЫ ВНУТРЕННЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

&#167 60. Рабочее совещание судей 1. Для рассмотрения и решения организационных, финансовых, кадровых и иных вопросов внутренней деятельности Конституционного Суда, за исключением вопросов, решаемых в соответствии с Законом о Конституционном Суде Российской Федерации в заседаниях Суда, проводятся рабочие совещания судей. 2. Рабочие совещания созываются Председателем Конституционного Суда, по его поручению — его заместителем или судьей-секретарем. Совещание может быть созвано также по требованию любого из судей. 3. На рабочие совещания могут приглашаться сотрудники аппарата Конституционного Суда и иные лица. 4. Рабочее совещание судей правомочно принимать решения при наличии более половины от общего числа судей Конституционного Суда. 5. На рабочие совещания судей не распространяются положения, содержащиеся в пункте 8 части первой статьи 18, части пятой статьи 72 и части четвертой статьи 114 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации. 6. Решения на рабочих совещаниях судей принимаются большинством голосов от числа присутствующих судей. 7.На рабочих совещаниях судей может вестись протокол или стенограмма. 8. Решения рабочего совещания судей имеют обязательный характер для судей Конституционного Суда и работников его аппарата. &#167 61. Комиссии, создаваемые Конституционным Судом 1. Для подготовки вопросов об изменении и дополнении Регламента Конституционного Суда, кадровых, бюджетных, информационных вопросов, обобщения судебной практики Конституционного Суда и для других целей Конституционный Суд может создавать как временные, так и постоянные комиссии из числа судей Конституционного Суда. В состав комиссий могут включаться сотрудники аппарата Конституционного Суда. 2. Комиссия, проверяющая достаточность поступившей в Конституционный Суд информации для рассмотрения вопроса о прекращении полномочий судьи по основаниям, предусмотренным в п.п.6, 7, 8 части первой статьи 18 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации состоит из 3 судей, образуется из трех судей по жребию. &#167 62. Научно-консультативный совет При Конституционном Суде действует Научно-консультативный совет, состав, функции и порядок деятельности которого утверждаются Конституционным Судом. &#167 63. Информационное обеспечение Конституционного Суда В целях обеспечения оперативности и полноты информатизации в Конституционном Суде создается информационная система, содержащая в том числе банки данных: — о законах и иных нормативных актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; — о решениях Конституционного Суда; — о решениях зарубежных конституционных судов; — информацию о конституционной юстиции в субъектах Российской Федерации. &#167 64. Пресс-служба Конституционного Суда Пресс-служба Конституционного Суда действует в соответствии с Положением о ней. &#167 65. О режиме работы судей и аппарата Конституционного Суда Конституционный Суд в пленарном заседании утверждает примерный график рассмотрения дел на квартал, определяет дни недели, в которые проводятся пленарные заседания и заседания палат, период отпуска судей, утверждает примерный план командировок судей, включая заграничные командировки. Режим работы аппарата Конституционного Суда определяется Положением о Секретариате Конституционного Суда, Правилами внутреннего трудового распорядка и положениями о его структурных подразделениях.

&#167 66. Взаимоотношения Конституционного Суда Российской Федерации с органами конституционного контроля субъектов Федерации Конституционный Суд Российской Щедерации взаимодействует с органами конституционного контроля субъектов Федерации в целях обмена опытом и информацией, оказания взаимной методической помощи. &#167 67. Международные связи Конституционного Суда Конституционный Суд осуществляет рабочие контакты с органами конституционного контроля зарубежных стран путем заключения соглашений о сотрудничестве, обмена делегациями, стажировки сотрудников аппарата Конституционного Суда, обмена решениями и иной информацией, организации совместных научных мероприятий. &#167 68. Освобождение от уплаты государственной пошлины 1. Помимо случаев, специально предусмотренных законодательством, вопрос об освобождении гражданина от уплаты государственной пошлины или уменьшении ее размера решается Судом по заявлению гражданина, которое может быть рассмотрено на любой стадии конституционного судопроизводства. 2. Об освобождении гражданина от уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера или об отказе ему в этом Судом выносится мотивированное определение в виде отдельного документа. &#167 69. Возвращение государственной пошлины 1. Если в предусмотренных Законом о Конституционном Суде Российской Федерации случаях обращение не принято к рассмотрению или возвращено заявителю в процессе изучения его в предварительном порядке Секретариатом Конституционного Суда, государственная пошлина возвращается полностью на основании справки за подписью начальника Секретариата, которая выдается заявителю вместе с подлинным документом о произведенной уплате государственной пошлины. В таком же порядке заявителю возвращается излишне уплаченная государственная пошлина. 2. В случаях вынесения Судом определения об отказе в принятии обращения к рассмотрению уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит возвращению, о чем заявителю Секретариатом Конституционного Суда выдаются указанные в настоящем параграфе документы. 3. Государственная пошлина, уплаченная при обращении в Конституционный Суд в размере, установленном законом, действовавшим на момент ее уплаты, не может быть пересмотрена в сторону увеличения. &#167 70. Внесение изменений и дополнений в Регламент Конституционного Суда 1. Предложения об изменении и дополнении Регламента Конституционного Суда могут быть внесены любым судьей Конституционного Суда, а также Секретариатом Конституционного Суда с соответствующими обоснованиями. Рассмотрение предложений о внесении изменений и дополнений в Регламент Конституционного Суда производится в пленарном заседании Конституционного Суда. 2. По каждому предложению о внесении изменений и дополнений в Регламент Конституционный Суд принимает отдельное решение.

Регламент принят на пленарном заседании
Конституционного Суда Российской Федерации
решением от 1 марта 1995 года

2-1/6 Примечания составителей справочника «Конституционный Суд»: * Видимо это опечатка. Скорее всего имеется в виду &#167 56 ** Видимо, опечатка. Скорее всего имеется в виду &#167 59 *** Видимо это опечатка. Скорее всего имеется в виду &#167 54 «Панорама»

www.panorama.ru

Прокуроры об актуальном в законодательстве

Основания и порядок привлечения судьи к дисциплинарной ответственности

Разъясняет начальник отдела по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе прокуратуры г. Москвы Виталий Сергеевич Мирошниченко

Согласно положениям статей 120-122 Конституции Российской Федерации судьи как носители судебной власти независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону, судьи несменяемы и неприкосновенны.

За совершение дисциплинарного проступка, то есть виновного действия (бездействия) при исполнении служебных обязанностей либо во внеслужебной деятельности, в результате которого были нарушены положения Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и (или) кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей, что повлекло умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба репутации судьи, на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания, предупреждения, досрочного прекращения полномочий (статья 12.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»).

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности судей Конституционного Суда Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

При наложении дисциплинарного взыскания учитываются характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины и степень нарушения действиями (бездействием) судьи прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, а также данные, характеризующие личность судьи, и его профессиональную деятельность.

Привлечение судей (за исключением судей Конституционного Суда РФ) к дисциплинарной ответственности отнесено к компетенции:

­­– высшей квалификационной коллегии судей.

– квалификационной коллегии судей субъектов Федерации.

Квалификационные коллегии судей формируются из числа судей федеральных судов, судей судов субъектов РФ, представителей общественности, представителей Президента РФ.

Нормы представительства установлены таким образом, что в квалификационных коллегиях судьи составляют большинство от общего числа (к примеру, в Высшей квалификационной коллегии — 18 из 29).

Закон запрещает избирать в состав квалификационных коллегий субъектов Российской Федерации председателей судов и их заместителей, а также избирать одновременно в совет судей (выборный орган, рассматривающий между конференциями судей все вопросы, отнесенные к компетенции последних, в том числе избрание судей в состав квалификационных коллегий вместо выбывших в период между конференциями) и квалификационную коллегию судей одного уровня. Судья не может быть членом квалификационных коллегий судей разных уровней, а также избираться на должность председателя или заместителя председателя квалификационной коллегии судей более двух раз подряд.

Порядок и основания привлечения судьи к дисциплинарной ответственности распространяются в том числе на судью, срок полномочий которого истек в связи с достижением им предельного возраста пребывания в должности, продолжающего осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с его участием, либо до назначения нового судьи в данный суд.

Инициировать дисциплинарное разбирательство имеют право председатель соответствующего или вышестоящего суда с представлением либо орган судейского сообщества с обращением, к которым прилагаются материалы, подтверждающие совершение судьей дисциплинарного проступка и содержащие характеристику судьи. Квалификационная коллегия может самостоятельно истребовать иные материалы, которые сочтет необходимыми для рассмотрения. Также инициировать процедуру имеют право и граждане, которые направляют жалобу или сообщение, содержащее сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, непосредственно в коллегию. Они проверяются коллегией самостоятельно, для чего из числа членов совета судей и членов квалификационной коллегии судей, а также представителей общественности и сотрудников аппарата квалификационной коллегии судей образуется комиссия, которая обязана доложить о результатах проверки. В качестве альтернативы возможно направление жалобы или сообщения для проверки председателю соответствующего суда.

Квалификационная коллегия принимает решение большинством голосов. Решение считается принятым, если за него проголосовали более половины членов квалификационной коллегии судей, принимавших участие в заседании. Если последствием решения для судьи является прекращение либо приостановление полномочий судьи или его отставка, оно принимается не менее двумя третями присутствующих членов. В этом случае голосование — тайное, а решение должно быть мотивированным. Решение подписывается председателем коллегиии секретарем. Решение подлежит оглашению, после которого вступает в законную силу.

Порядок работы квалификационных коллегий устанавливаются Положением о порядке работы квалификационных коллегий судей, утвержденным Высшей квалификационной коллегией судей РФ 22 марта 2007 года (в ред. от 19 мая 2016 года).

Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания не может быть принято по истечении шести месяцев со дня выявления дисциплинарного проступка, за исключением периода временной нетрудоспособности судьи, нахождения его в отпуске и времени проведения служебной проверки, и по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка.

Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при отправлении правосудия мнение или принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудного судебного акта.

Судья не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за сам факт принятия незаконного или необоснованного судебного акта в результате судебной ошибки, явившейся следствием неверной оценки доказательств по делу либо неправильного применения норм материального или процессуального права.

Решение квалификационной коллегии судей о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности может быть обжаловано в судебном порядке либо в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации лицом, в отношении которого оно принято.Общий срок установлен в десять дней с момента получения копии решения.

Из изложенного следует, что вопрос привлечения судей к дисциплинарной ответственности относится к исключительной компетенции органов судейского сообщества, без участия представителей органов прокуратуры.

В силу Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры не осуществляют надзор за деятельностью судов.

www.mosproc.ru

Статья 122 Конституции Российской Федерации закрепила принцип неприкосновенности судей, а именно: судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом. Особый порядок привлечения судьи к уголовной ответственности закреплен в ст. 16 Закона «О статусе судей в Российской Федерации».. В п. 3 указанной нормы сказано, что решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается: в отношении судьи Конституционного Суда — Генеральным прокурором РФ на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей Верховного Суда РФ о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Конституционного Суда РФ;

в отношении судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономных округов, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда — Генеральным прокурором РФ на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей Верховного Суда и с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ;
в отношении судьи иного суда — Генеральным прокурором РФ на основании заключения коллегии в составе трех судей соответственно верховного суда республики, суда субъекта Федерации о наличии в действиях судьи состава преступления и с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Федерации.
Редакция ст. 16 Закона о статусе судей была изменена Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации». Полагаем необходимым рассмотреть ряд новелл.
Во-первых, в старой редакции Закона требовалось согласие квалификационной коллегии на возбуждение уголовного дела и на привлечение судьи к уголовной ответственности (подразумевалось согласие на предъявление обвинения). То есть по одному и тому же делу за согласием коллегии приходилось обращаться дважды. Сейчас этого не требуется — необходимо лишь согласие на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или на привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу. Это, безусловно, позитивный момент, призванный сократить время решения вопроса об уголовном преследовании судьи, совершившего преступление.
Однако в п. 3 ст. 16 Закона указано, что изменение в ходе расследования уголовного дела квалификации состава преступления, которое может повлечь ухудшение положения судьи, допускается только в порядке, установленном настоящей статьей для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу. То есть в случае необходимости перепредъявить обвинение судье по более тяжкой статье или к ранее предъявленному добавить новый состав, необходимо пройти всю процедуру сначала. Это приводит к увеличению срока следствия, сказывается на его качестве и не может способствовать правосудию.
Кроме того, в п. 2 ст. 122 Конституции РФ упомянуто лишь об особом порядке привлечения судьи к уголовной ответственности. Возникает вопрос: что подразумевать под термином «привлечение к уголовной ответственности»? Закон такого определения не содержит. На наш взгляд, и эта точка зрения поддерживается многими юристами-практиками, привлечение к уголовной ответственности есть предъявление обвинения в установленном законом порядке. Редакция ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» крайне неудачна, так как в ней смешаны два понятия — возбуждение уголовного дела и привлечение к уголовной ответственности (предъявление обвинения).
По смыслу Закона Генеральному прокурору РФ следует получить согласие на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или на привлечение в качестве обвиняемого по другому уголовному делу. То есть во втором случае дело возбуждается и расследуется на общих основаниях, а когда собраны достаточные доказательства виновности судьи, ставится вопрос о предъявлении ему обвинения. Налицо коллизия. Мною уже предлагался такой порядок привлечения судьи к уголовной ответственности: уголовное дело в отношении его возбуждается на общих основаниях, согласие квалификационной коллегии следует получить на предъявление обвинения судье .
———————————
См.: Алешина И. Уголовное дело в отношении судьи должно возбуждаться на общих основаниях / Российская юстиция. 1999. N 1.
Сейчас право на внесение представления о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи и на привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу предоставлено только Генеральному прокурору РФ. А как быть в случае отсутствия Генерального прокурора? Более удачной представляется старая редакция ст. 16 Закона о статусе судей, в соответствии с которой правом на обращение в квалификационные коллегии судей обладал не только Генеральный прокурор, но и лицо, исполняющее его обязанности.
Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и действующим УПК РФ введена еще одна инстанция при рассмотрении представлений Генерального прокурора РФ — судебная коллегия в составе трех судей. Основная ее задача — решение вопроса о наличии в действиях судьи признаков преступления. Но этот же вопрос, при рассмотрении представления прокурора, в первую очередь решает квалификационная коллегия. Если в действиях судьи нет признаков преступления, квалификационная коллегия судей отказывает в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи. Зачем для решения одного и того же вопроса потребовались две инстанции?
На протяжении длительного времени вызывает много споров следующее. Согласно закону решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи принимается только Генеральным прокурором РФ. А какое должностное лицо вправе вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела? Многие судьи (в том числе члены Высшей квалификационной коллегии судей) убеждены, что постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении судьи должно быть подписано только Генеральным прокурором. Но анализ законодательства показывает, что подобное мнение ошибочно.
Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» четко регламентирует лишь вопрос о том, какое должностное лицо вправе возбудить уголовное дело в отношении судьи, и не содержит нормы, регламентирующей порядок вынесения «отказного» постановления. Действующее уголовно-процессуальное законодательство не знает никакого изъятия на этот счет. Таким образом, закон не препятствует должностному лицу любого уровня, проводящему соответствующую проверку в отношении судьи, вынести при наличии достаточных оснований постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. И этот процессуальный документ будет абсолютно легитимен.
Порядок проведения в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий регламентирован п. 7 ст. 16 Закона «О статусе судей в Российской Федерации».
Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» введена административная ответственность судей (п. 4 ст. 16). Решение о привлечении к административной ответственности судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда принимается судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по представлению Генерального прокурора; судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, округа по представлению Генерального прокурора РФ.
Статьей 12.1 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» установлена дисциплинарная ответственность судей. За совершение дисциплинарного проступка на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание — предупреждение или досрочное прекращение полномочий. Решение о наложении взыскания принимает соответствующая квалификационная коллегия судей. На судей Конституционного Суда РФ дисциплинарное взыскание накладывается по решению Конституционного Суда (ст. 15 Федерального Конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
Полагаем, что перечень возможных видов дисциплинарных взысканий целесообразно дополнить. Тяжесть проступка определяется в каждом конкретном случае. При решении вопроса о виде наказания учитывается множество факторов (личность судьи, осознание им своих действий, глубина раскаяния, тяжесть последствий проступка и т.д.). По действующему закону «проштрафившегося» судью можно слегка пожурить (предупреждение), а можно и уволить (прекращение полномочий).
На наш взгляд, к проблеме нельзя подходить так прямолинейно. Необходимо дать возможность органу, обладающему правом наложения дисциплинарных взысканий, решать вопрос об ответственности судьи более гибко, рассматривать каждый случай дифференцированно. Считаем возможным изложить ст. 12.1 Закона о статусе судей в следующей редакции: «За совершение дисциплинарного проступка. может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде: 1) предупреждения (замечания), 2) выговора, 3) строгого выговора, 4) прекращения судейских полномочий».
Хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что действующий Закон «О статусе судей в Российской Федерации» в части привлечения судьи к уголовной ответственности, с нашей точки зрения, несовершенен и не всегда отвечает жизненным реалиям, что подтверждает сама жизнь.
Немного статистики. В 2001 г. суды рассмотрели 8 уголовных дел в отношении судей. По 6 делам вынесены обвинительные приговоры. В 2002 г. в суды направлено тоже 8 таких дел. В отношении 5 судей были вынесены обвинительные приговоры. В 2003 г. в суды направлено 4 дела, в отношении 4 судей вынесены обвинительные приговоры. На ноябрь 2004 г. в суды направлено 3 уголовных дела, в отношении одного судьи вынесен обвинительный приговор.
Анализ статистических данных дает возможность сделать вывод, что основная доля преступлений, совершаемых судьями, — должностные. Так, в период с 2001 по 2004 г. за вынесение заведомо неправосудных судебных решений осуждены 8 судей, за получение взяток — 4. Один судья осужден за совершение убийства, один — за участие в организованном преступном сообществе.
Следует заметить чрезмерную, на наш взгляд, лояльность судей к преступникам в судейской мантии. Так, крайне редко судья, признанный виновным в совершении преступления, отправляется отбывать наказание в места лишения свободы. Подавляющее большинство наказаний назначается условно. Судья К., признанная виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 290 УК РФ, получила 5 лет лишения свободы условно. Судья, совершивший преступление, предусмотренное п. «в» ч. 4 ст. 290 УК, также получил 5 лет лишения свободы условно. Судья М., признанная виновной в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 305, ч. 2 ст. 285, ст. 286 УК, приговорена к 3 годам лишения свободы условно. Подобного рода примеров достаточно много.
Судейская неприкосновенность, безусловно, исключение из конституционного равенства всех перед законом и судом и по своему содержанию выходит за пределы личной неприкосновенности. Это обусловлено тем, что государство, предъявляя высокие требования к судье и его профессиональной деятельности, вправе и обязано обеспечить ему дополнительные гарантии при отправлении им правосудия. Положение о неприкосновенности судьи направлено на обеспечение основ конституционного строя, осуществления принципа разделения властей и независимости судебной власти. Следует отметить, что неприкосновенность судьи должна быть не личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а средством защиты его профессиональной деятельности. Расширенное понимание иммунитета судьи превращает его в личную привилегию, нарушает права граждан, потерпевших от злоупотреблений и преступлений судьи.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
«УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.11.2001)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001 N 169-ФЗ
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О СТАТУСЕ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(принят ГД ФС РФ 28.11.2001)
«УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 21.07.1994 N 1-ФКЗ
«О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(одобрен СФ ФС РФ 12.07.1994)
ЗАКОН РФ от 26.06.1992 N 3132-1
«О СТАТУСЕ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Законность, 2005, N 6

www.zonazakona.ru