Охранная зона закон

Охранная зона ЛЭП в населенных пунктах

Эксплуатация территорий, которые располагаются в зоне ЛЭП, регламентируется новыми Правилами. Они утверждены правительственным постановлением №160 от 14 февраля 2009 г. Введение новых Правил вызвано необходимостью предотвратить негативное воздействие электромагнитного поля на здоровье людей.

Актуальность вопроса

По данным Центра по электромагнитной безопасности и результатам выполненных исследований, выявлено, что у граждан, которые проживают в районах, приближенных к линиям электропередач, трансформаторным подстанциям, могут обнаруживаться нарушения функционального состояния эндокринной, нервной систем, обменных процессов, снижаться иммунитет, возникать различные серьезные патологии. Соответственно, чем дальше будет находиться сооружение от ЛЭП, тем лучше. Законодательство также предусматривает перечень территорий, в пределах которых строительство линий электропередач и установка трансформаторных подстанций запрещены.

Специфика режима пользования

Участок в охранной зоне ЛЭП не изымается у пользователя, собственника, законного владельца. Эксплуатация наделов, однако, может осуществляться с определенными ограничениями. Специальный режим определяется в указанных выше Правилах. При создании охранной зоны не устанавливается запрет на совершение сделок с участками, находящимися в их пределах. Обременения (ограничения) указываются в правоустанавливающих документах на надел (свидетельствах, кадастровых паспортах). Специальный режим предполагает невозможность осуществления капстроительства объектов, предназначенных для постоянного или временного пребывания в них людей. К таким сооружениям, в частности, относят дома, коттеджи, непроизводственные и производственные здания. Для получения уточнений при застройке территории, в пределах которой создается охранная зона ЛЭП, следует обратиться в обслуживающую электросетевую компанию.

Класс напряжения

Дальность распространения поля от ЛЭП зависит от мощности установки. Визуально можно определить класс напряжения станции. Он устанавливается по количеству проводов в связке:

  • 4 шт. – ЛЭП 750 кВт;
  • 3 – 500 кВт;
  • 2 – 330 кВт.
  • 1 – менее 330 кВт.
  • В соответствии с мощностью, для обеспечения защиты граждан от негативного влияния электромагнитного поля создается охранная зона ЛЭП. Для высоковольтных воздушных линий устанавливаются СЗЗ с обеих сторон от проекции внешних проводов на поверхность.

    Расстояние до сооружений

    Охранная зона ЛЭП в населенных пунктах определяет минимальную удаленность жилых, производственных строений и непроизводственных зданий от установок. Для высоковольтных линий определено следующее расстояние:

    • 2 м – при 1 кВт;
    • 10 – 1-20;
    • 15 м – 35;
    • 20 м – 110;
    • 25 м – 150-220;
    • 30 м – 330, 400, 500;
    • 40 м – 750;
    • 55 м – 1150;
    • 100 м – для линий, проходящих через водоемы.
    • Охранная зона ЛЭП на расстоянии 2 метра устанавливается для линий с самонесущими проводами (изолированными). Они должны проходить по стенам зданий, конструкциям и пр. При проектном номинальном классе напряжения 1-20 кВт в обязательном порядке создается охранная зона ЛЭП. 10 м – минимальное расстояние, на которое она удаляется от сооружений. Для линий с самонесущими проводами (изолированными), находящимися в пределах жилой застройки, оно составляет 5 м. Еще дальше создается охранная зона ЛЭП 35 кВт. Она удаляется на 15 метров.

      Установление защитных территорий

      Охранная зона ЛЭП создается для любого объекта электросетевого хозяйства. При ее установлении необходимо руководствоваться требованиями к границам, установленным в приложении к Правилам. Пределы, в которых устанавливается охранная зона ЛЭП, определяются предприятием, владеющим электросетевым хозяйственным объектом на праве собственности или по иному законному основанию. Организация обращается в исполнительный орган федеральной власти, уполномоченный на осуществление контроля и надзора в области электроэнергетики, с заявлением на согласование границ защитной территории в отношении отдельных установок.

      Обращение рассматривается в 15-дневный срок с даты принятия. Согласовав границы, электросетевое предприятие направляет заявление в исполнительный федеральный орган, ведущий кадастровый учет недвижимых объектов. На основании обращения указанная структура вносит соответствующие сведения в госкадастр и документацию на участок. С момента указания информации о границах зоны она считается установленной.

      Важный момент

      Не допускается прохождение линий электропередач по территориям детских и учебных заведений, а также стадионов. Для ЛЭП до 20 кВт допускается принимать удаленность от границ приусадебных (индивидуальных и коллективных) участков, а также частной застройки до крайних проводов не меньше 20 м. Как правило, запрещено прохождение линий над сооружениями и зданиями. Исключение составляют производственные строения промышленных предприятий 1-2 ст. огнестойкости. При прокладке линий необходимо руководствоваться правилами противопожарной безопасности и строительными нормами.

      Охранная зона ЛЭП 110 кВт (и любой другой мощности) является опасным объектом. В этой связи в отношении нее установлены специальные правила. В первую очередь при ее установке должно соблюдаться обязательное расстояние от жилой застройки. Как выше было указано, охранная зона ЛЭП 110 кВ удаляется не менее чем на 20 м. В пределах этой территории не допускается:

      1. Выполнение строительных, ремонтных работ, а также снос любых сооружений и зданий.
      2. Размещение автозаправочных станций.
      3. Осуществление взрывных, горных, мелиоративных и прочих аналогичных работ, посадку деревьев и прочих насаждений, полив сельскохозяйственных растений.
      4. Загромождение подходов и подъездов к опорам.
      5. Создание свалок грунта, мусора, снега.
      6. Складирование кормов, удобрений, соломы, разведение огня.
      7. Обустройство спортивных площадок, стадионов, остановок транспорта, проведение любых мероприятий, предполагающих скопление большой массы народа.
      8. Подниматься на опоры.
      9. Набрасывать на провода и конструктивные элементы установок посторонние предметы.
      10. Находиться внутри ограждений, в помещениях подстанций, а также открывать двери или люки, производить самостоятельное подключение/переключение. Это положение не относится к специалистам, осуществляющим разрешенные работы и имеющим соответствующий допуск.
      11. Для осуществления каких-либо работ необходимо получить письменное разрешение от организации, в ведении которой находится объект электросетевого хозяйства. Например, это может быть проезд автотранспорта, высота которых (с учетом груза) больше 4.5 м, земляные работы, глубиной более 0.3 м и т. д.

        Ответственность

        Нарушение установленных правил, если оно повлекло перерыв в электрообеспечении, предполагает административное наказание. Виновным вменяется штраф. Для граждан он составляет 5-10 МРОТ, для юрлиц – 100-200 МРОТ. В случае более серьезных последствий к нарушителям может применяться и уголовная ответственность.

        Дополнительно

        Охранная зона ЛЭП 110 кВ (или иной мощности) обеспечивает обслуживающей электросетевой компании доступ к объектам, которые находятся на частной территории. Для проведения работ профилактического или ремонтного характера, устранения аварий и в прочих аналогичных ситуациях специалистам должен предоставляться проезд/проход к установкам, возможность доставки оборудования и материалов. При этом плановые мероприятия выполняются исключительно при предварительном уведомлении пользователя (собственника или иного законного владельца). Извещение оформляется письменно и направляется субъекту в сроки, учитывающие контрольный период пересылки корреспонденции. По общему правилу, уведомление должно быть получено не позднее чем за неделю до осуществления работ. В извещении необходимо указать продолжительность предполагаемых мероприятий, их краткое описание.

        businessman.ru

        Охранные зоны линии электропередачи (ЛЭП)

        Линии электропередач (ЛЭП) являются источником повышенной опасности для людей – как из-за риска получения травм от удара током и его последствий, так и из-за того негативного влияния на организм, которое оказывает электромагнитное поле.

        Поэтому по всей протяженности ЛЭП выделяют охранные зоны, на которых вводятся законодательные ограничения на ту или иную деятельность. Кроме того, эти ограничения обеспечивают безопасность самих ЛЭП от повреждений и возможность нормальной их эксплуатации.

        Владельцами объектов электросетевого хозяйства являются сетевые организации.

        Однако земельные участки, на которых располагаются ЛЭП, из-за большой протяженности последних редко являются собственниками таких участков. В результате охранные зоны ЛЭП становятся территорией с двойственным статусом.

        С одной стороны, собственник сохраняет свои права на этот земельный участок и имеет право на совершение сделок с ним.

        С другой стороны, использование таких участков ограничено законом и практически любое серьезное действие запрещено или требует согласования с сетевой организацией.

        Дополнительная головная боль у владельца такого участка возникает из-за того беспорядка, который происходил при приватизации и распределении земельных участков.

        Довольно часто охранные зоны никак не выделены, и на них уже имеются постройки, пользование которыми невозможно по санитарным нормам безопасности. Бывает, что муниципальные власти, выделяя участок в аренду под конкретные нужды, не учитывают, что предполагаемая деятельность запрещена в охранных зонах.

        Порядок пользования земельными участками, через которые проходят охранные зоны, регламентируется Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 160 от 24.02.2009г.

        В этих правилах прописаны:

      12. размеры и порядок выделения охранных зон;
      13. действия, запрещенные в охранных зонах;
      14. действия, для осуществления которых необходимо получить решение о согласовании от сетевой организации, а также порядок получения такого решения;
      15. порядок обеспечения доступа сетевых организаций к ЛЭП для эксплуатационных и ремонтных работ, а также для устранения аварий.
      16. Значительная часть Правил устанавливает ограничения для собственника земельного участка, однако есть и раздел, который определяет ответственность сетевой компании.

        В случае проведения экстренных работ по предотвращению аварий или же их ликвидации, собственнику стоит знать, что сетевая компания обязана уведомить его в письменной форме не позднее 2 рабочих дней после начала таких работ.

        Кроме того, собственник вправе требовать приведения земельного участка к первоначальному состоянию, а также выплаты компенсации за убытки, понесенные при проведении работ.

        Требования к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства

        Размер и границы охранных зон напрямую зависят от типа ЛЭП и способа ее прокладки. Существующие варианты установки ЛЭП:

      17. воздушные, проходящий над землей и над поверхностью водоемов;
      18. кабельные, проложенные под землей и под поверхностью воды.
      19. Для воздушных линий границы охранной зоны определяются вертикальными плоскостями, находящимися на заданном расстоянии от крайних проводов. Полученный этими виртуальными плоскостями коридор и является охранной зоной. Расстояние в каждую из сторон от ЛЭП рассчитывается по классу ее напряжения.

        Так, если проектное напряжение не превышает 1 кВ, эта величина равна 2 метрам, для более мощных ЛЭП расстояние увеличивается и составляет:

      20. до 20 кВ включительно – 10 метров;
      21. до 35 кВ – 15;
      22. до 110 кВ – 20.
      23. Если линии проходят над водоемом, где нет судоходства, границы охранной зоны определяются точно так же.

        Единственная разница — в этом случае в состав территории с особым статусом входит уже водная поверхность, а не земля. Для судоходных водоемов ширина охранной зоны устанавливается равной 100 метрам в каждую сторону, без привязки к классу напряжения.

        Установление охранных зон

        Обязанность устанавливать охранные зоны вокруг объектов сетевого хозяйства ложится на сетевые компании. Происходит такое установление по согласованию с Ростехнадзором.

        Информация о границах охранных зон фиксируется в государственном кадастре недвижимости. Именно с момента появления записи в документах кадастрового учета эти зоны считаются установленными, а земля под ними получает обременения.

        В документах на землю (например, кадастровый паспорт) наличие охранной зоны и соответствующих этому факту обременений земельного участка также должно быть прописано.

        При отсутствии записей об охранной зоне в документах на земельный участок его собственник может обжаловать ее установление или потребовать компенсацию за ущемление своих прав на собственность.

        Кто будет ответчиком в подобной ситуации, зависит от того, когда была зарегистрирована охранная зона – при нынешнем собственнике, или же до него.

        В последнем случае ответственность несет предыдущий собственник. Если же охранная зона была выделена уже при нынешнем собственнике, необходимо выяснять, почему он не был поставлен об этом в известность.

        Маркировка границ охранных зон также относится к обязанностям сетевых организаций. В случае с воздушными ЛЭП такая маркировка создается с помощью табличек, которые располагаются на опорах через каждые 250 метров. В числе прочего, на этих знаках должно быть указание ширины охранной зоны и информации о владельце ЛЭП, включая телефон для связи. Отсутствие подобной маркировки также может стать поводом для претензии к сетевой компании.

        В охранной зоне ЛЭП (ВЛ) запрещается

        Законом установлен запрет на совершение в охранных зонах ЛЭП любых действий, которые могут привести к нарушению безопасной работы ЛЭП, а также повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью людей или иного ущерба. Нельзя совершать следующие действия:

      24. бросать на ЛЭП любые посторонние предметы (сюда относятся и случайные попадания воздушных змеев или летательных аппаратов);
      25. забираться на опоры воздушных линий, а также проникать на огороженные территории объектов электросетевого хозяйства;
      26. загораживать уже существующие проходы и подъезды, обеспечивающие доступ к объектам электросетевого хозяйства;
      27. сбрасывать тяжелые грузы (свыше 5 тонн), производить работы, в которых используются ударные механизмы;
      28. сливать в почву разъедающие или коррозионные вещества, которые могут повредить основания опоры воздушных линий;
      29. устраивать свалки и сжигать мусор.
      30. Кроме того, в пределах охранных зон ЛЭП высокого и среднего напряжения (то есть свыше 1 кВ) существует еще ряд запретов, в том числе на:

      31. размещение спортивных и детских площадок;
      32. проведение любых мероприятий, где запланировано большое скопление людей.
      33. Ограничения в использовании участков, попадающих в охранную зону ЛЭП

        Помимо действий, которые запрещено проводить вообще, есть целый список потенциально возможной деятельности, на которую необходимо получать разрешение. Сюда относятся:

      34. любое строительство, а также капитальный ремонт уже существующих сооружений, их реконструкция или снос;
      35. высадка деревьев, кустарников или, напротив, их вырубка;
      36. горные и взрывные работы;
      37. работы, могущие вызвать затопление земель, например, мелиоративные;
      38. полив земельного участка струей воды, высота которой может оказаться выше 3 метров;
      39. проезд машин, механизмов, а также использование сельскохозяйственных машин, максимальная высота которых составляет более 4,5 метров.
      40. Как видно из списка запрещенных или требующих согласования действий, земельные участки с подобным применением довольно трудно использовать.

        Жилые и торговые площади разместить на таких участках будет проблематично и небезопасно, поэтому обычно такие участки используют под сельхозугодья или огород (в случае небольших наделов для частных лиц).

        Для получения разрешения на работы собственнику или пользователю земельного участка необходимо обратиться в сетевую организацию.

        Запрос должен подаваться не позднее, чем за 15 дней до начала работ. При этом к запросу должны прилагаться документы, уточняющие детали работ, например, проектная документация на объект строительства.

        Сетевой организации дается два дня на рассмотрение поданной заявки, после которого она должна дать положительный или отрицательный ответ. Отказ должен быть обоснован существующими законодательными нормами. В случае немотивированного отказа (или же отказа по причинам, которые не являются поводом для него), его можно обжаловать в судебных инстанциях.

        Если собственник или арендатор земельного участка с охранной зоной ЛЭП совершит действия, подпадающие под запрет, он несет наказание в соответствии с законодательством РФ.

        Обычно это административные наказания за повреждения электрических сетей.

        Отдельный вопрос возникает, если собственник земли самовольно построил на территории охранной зоны какую-либо постройку. При обнаружении подобного нарушения суд может постановить перенести или снести данное строение, причем все расходы лягут на собственника

        . Однако можно попытаться получить согласование на эту постройку у сетевой компании в досудебном порядке. Если расположение и конструкция строения отвечает правилам электробезопасности, его могут оставить.

        Опасность проживания вблизи ЛЭП

        Может показаться, что Правила установления охранных зон направлены в основном на защиту объектов электросетевого хозяйства. Но изначально границы охранных зон определялись исходя из опасности воздействия ЛЭП на здоровье человека.

        Электрическое поле крайне негативно влияет на человеческий организм. В первую очередь страдают сердечно-сосудистая и нервная системы. Однако влияние это сказывается только при длительном нахождении. Кратковременное пребывание вблизи линий ЛЭП достаточно безопасно, хотя есть люди с высокой чувствительностью, которые могут почувствовать себя плохо даже при недолгом нахождении рядом с ЛЭП.

        Также бывают виды аллергий, при которых у человека при воздействии электрического поля высокого значения может начаться реакция наподобие эпилептической.

        Безопасное расстояние, на котором возможно длительное пребывание людей без вреда для их здоровья, определяется как то, на котором уровень напряженности электрического поля не превышает 1 кВ/м. Именно так рассчитывают границы охранных зон воздушных ЛЭП в зависимости от проектного напряжения.

        Однако владельцу земельного участка, по которому проходит охранная зона воздушной ЛЭП, не стоит думать, что за пределами этой зоны он находится в полной безопасности.

        Дело в том, что приведенные расчеты учитывают только электрическое поле. А большинство ЛЭП проводят переменный ток промышленной частоты, следствием чего является возникновение электромагнитного поля.

        В России исследования на тему воздействия магнитных полей на человеческий организм не проводились, однако результаты зарубежных опытов и наблюдений показали, что магнитное поле оказывает негативное влияние на здоровье человека, вызывая расстройства нервной и иммунной системы, а также повышая риск возникновения онкологических заболеваний.

        При этом безопасные расстояния от ЛЭП, на которых можно длительное время находиться без вреда для своего здоровья, в несколько раз превышают установленные санитарные нормы.

        Отсюда следует, что любые территории, где проходят ЛЭП, небезопасны для проживания. При этом наносимый вред не будет заметен сразу, а будет накапливаться и приводить к ухудшению здоровья постепенно.

        Создание охранной зоны ЛЭП является действием, направленным на повышение безопасности всех сторон. И нарушение правил, действующих в отношении этой зоны, может привести к неприятным последствиям не только для кошелька нарушителя, но и для его здоровья и даже жизни.

        Поскольку использование земли с таким обременением весьма ограничено, можно посоветовать избегать приобретения подобных участков.

        При покупке земли необходимо внимательно изучить кадастровые документы на нее, а при возможности осмотреть участок лично – незанесенная в документы ЛЭП может оказаться впоследствии крайне неприятным сюрпризом, который отравит дальнейшее пользование купленной территорией.

        Если же подобная ситуация все-таки произошла, стоит попытаться договориться с сетевой компанией о переносе ЛЭП за пределы участка. Однако надо понимать, что подобные мероприятия весьма затратны, и может понадобиться решение суда о переносе, если установка ЛЭП была проведена с нарушениями.

        moidom911.ru

        Охранная зона канализации

        Бытовые стоки несут опасность для источников водоснабжения и окружающей среды. Именно поэтому появилось такое понятие как — охранная зона сетей канализации. В СНиПе прописаны размеры охраняемой территории и параметры обозначения. Эта территория служит не только для защиты воды и почвы, но и для защиты канализационного трубопровода от повреждений.

        Поэтому в охранной зоне запрещены: строительство, посадка деревьев и прочие работы. Иногда можно видеть табличку с надписью о том, что здесь расположена охранная зона, например электрокабеля. В этой зоне запрещен любой вид земельных работ.

        Охранная зона канализации, в отличии от кабелей связи или электричества, почему то не имеет визуального обозначения. Возможно это следствие недоработки законодателей, однако законом предусмотрена ответственность за повреждение канализационных систем (статья 7.7 КоАПП) в виде солидных штрафов. А если повреждение канализационной системы приведет к заражению почвы или питьевой воды, то возможно и заведение уголовного дела на виновника аварии.

        Общее понятие — охранная зона сетей канализации

        Охранной зоной называют территорию окружающую какие либо коммуникации, в нашем случае — наружная канализация. В пределах этой территории не стоит совершать такие действия как:

        • высадка зеленых насаждений;
        • складирование стройматериалов;
        • складирование мусора;
        • земляные работы — ямы, траншеи и т.п. ;
        • срез или подсыпка грунта;
        • строительство;
        • самовольное строительство дорожного полотна, даже временного из бетонных плит;
        • загромождение свободного проезда к коммуникациям.
        • Границу охранной зоны определяет министерство по защите окружающей среды, а точные данные можно узнать в местном отделе отвечающим за водоотведение.

          Размер охранной зоны

          Знания нормативных требований потребуется при проведении монтажа канализационной системы. Владельцы частных домов чаще такие работы выполняют самостоятельно, однако это не освобождает их от соблюдения порядка и норм регулируемых в СНиП.

          На заметку! Перед проведением монтажных работ внимательно ознакомьтесь с документами, регулирующими правила устройства наружной канализации:

          В СНиПе указаны общие правила и требования, для определения более точных границ следует обратиться в местную администрацию. Охранная зона любой канализации, будь то напорная или самотечная, ограничена пятью метрами с каждой стороны трубопровода.

          Расстояние измеряют от боковых сторон трубы. В правилах прописаны и особые условия, при которых размер охранных зон увеличивается до 10 метров в каждую сторону.

          К особым условиям относится:

        • сейсмически опасные районы;
        • регионы с низкими температурами воздуха и почвы;
        • районы с влажными и слабыми грунтами.
        • Расстояние до источников воды

          При повреждении трубопровода наружной канализации вылившиеся стоки могут попасть не только в почву, но и в водные источники. Поэтому в СНиП предусмотрены не только ограничения по расположению канализационных систем от дорог, зданий и т.п., но и на каком расстоянии водоотвод должен находиться от рек, озер, водопровода.

          Канализационные трубы должны проходить не ближе:

        • 250 метров от рек;
        • 100 м. от озера;
        • 50 м от подземного источника;
        • 10 метров от водопровода при диаметре трубы до 1 м, при диаметре больше метра — 20 м;
        • 50 метров независимо от диаметра, если грунт на участке переувлажненный.

      На заметку! Во избежание ошибок при определении охранной и санитарной зоны канализации, увеличивайте расстояние на 10 % от нормативных.

      Как не повредить канализационную систему

      Все земляные работы необходимо начинать с внимательного осмотра местности. Если вокруг нет запрещающих табличек, определить наличие канализационного трубопровода можно по наличию колодца на котором установлен люк с буквой «К».

      Так же не стоит пренебрегать обращением в местную администрацию за планом коммуникаций проходящих в определенном районе. Для работы в охранной зоне необходимо обратиться в соответствующую эксплуатирующую компанию за письменным разрешением. Без такого разрешения любые действия в зоне прохождения канализационных систем незаконны.

      Чем грозит нарушение правил

      Повреждение канализационных систем происходит чаще чем водопроводов или электрокабелей. Эти аварии происходят не из-за невнимательности, а от того, что не всегда понятно где была проложена труба. Как уже говорилось выше, все дело в недоработке законов.

      После прокладки электро или водопровода, организация отвечающая за обслуживание и эксплуатацию этих сетей обязана установить предупреждающие таблички. В то время как установка предупреждающих знаков при прокладке канализационного трубопровода не предусмотрена.

      Получается, что владелец канализации не обязан сообщать о наличии охранной зоны. Поэтому, ответственность за повреждение наружной канализации будет лежать на:

      1. эксплуатирующей компании — если не было предупреждающих знаков;
      2. производителе работ — если знаки были, но их проигнорировали.
      3. При повреждении сети виновник будет привлечен к административной ответственности в виде штрафа, а если в результате аварии окружающей среде будет нанесен вред, то мера наказания будет строже.

        Видео: охранная зона водопровода и канализации

        pro-kanalizaciju.ru

        Об охранных зонах тепловых сетей

        М.С. Муравьева, главный юрисконсульт Управления правового обеспечения операционной деятельности, ЗАО «КЭС» (экспертное мнение подготовлено с учетом правовой базы и правоприменительной практики по состоянию на 14.06.2013).

        Особенности правового режима охранных зон тепловых сетей

        Охранные зоны, санитарно-защитные зоны объектов (в том числе объектов электроэнергетики, трубопроводного транспорта, железных дорог) представляют собой зоны с особыми условиями использования территорий и особым режимом хозяйственной деятельности, обусловленными непосредственной близостью указанных объектов, ограничивающими или запрещающими те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон (обеспечение сохранности, безопасного функционирования и эксплуатации объектов).

        В настоящее время правовой режим охранных зон тепловых сетей (параметры зон, объем запрещений и ограничений прав по использованию земельных участков) обрывочно и противоречиво регламентирован следующими документами:

        1) Приказ Госстроя РФ от 21.04.2000 № 92 «Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации». Согласно п. 33 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации (далее по тексту — Рекомендации) в процессе эксплуатации тепловых сетей должна быть обеспечена их охрана, которая включает в себя комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на ограничение хозяйственной деятельности в охранной зоне тепловых сетей, и осуществляется в объеме требований «Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей» и утверждаемых на их основе органами местного самоуправления Правил охраны тепловых сетей.

        Для обеспечения сохранности тепловых сетей должны устанавливаться охранные зоны, в пределах которых ограничивается хозяйственная деятельность.

        2) Приказ Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.08.1992 № 197 «О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей». Типовые правила охраны коммунальных тепловых сетей (далее по тексту — Типовые правила) должны выполняться предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющими строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и эксплуатацию тепловых сетей на территории городов и других населенных пунктов, а также переустройство и эксплуатацию дорог, трамвайных и железнодорожных путей, переездов, зеленых насаждений, подземных и надземных сооружений в непосредственной близости от тепловых сетей.

        Пунктом 3 Типовых правил установлено, что на основании строительных норм и правил (СНиП) и настоящих Типовых правил в городах и населенных пунктах с учетом конкретных условий разрабатываются местные правила, утверждаемые и вводимые в действие органами исполнительной власти, без снижения требований, установленных СНиП и Типовыми правилами.

        Предприятия, организации, граждане в охранных зонах тепловых сетей обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев.

        Охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.

        Минимально допустимые расстояния от тепловых сетей до зданий, сооружений, линейных объектов определяются в зависимости от типа прокладки, а также климатических условий конкретной местности и подлежат обязательному соблюдению при проектировании, строительстве и ремонте указанных объектов в соответствии с требованиями СНиП 2.04.07-86 «Тепловые сети» (п. 4 Типовых правил).

        Согласно пунктам 5, 6 Типовых правил в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту:

        ■ размещать автозаправочные станции, хранилища горюче-смазочных материалов, складировать агрессивные химические материалы;

        ■ загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы;

        ■ устраивать спортивные и игровые площадки, неорганизованные рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи, огороды и т.п.;

        ■ устраивать всякого рода свалки, разжигать костры, сжигать бытовой мусор или промышленные отходы;

        ■ производить работы ударными механизмами, производить сброс и слив едких и коррозионно-активных веществ и горюче-смазочных материалов.

        В пределах территории охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается:

        ■ производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений;

        ■ производить земляные работы, планировку грунта, посадку деревьев и кустарников, устраивать монументальные клумбы;

        ■ производить погрузочно-разгрузочные работы, а также работы, связанные с разбиванием грунта и дорожных покрытий;

        ■ сооружать переезды и переходы через трубопроводы тепловых сетей.

        Порядок согласования и проведения перечисленных работ предусмотрен пунктами 7, 8 Типовых правил. Проведение работ должно согласовываться с владельцами тепловых сетей не менее чем за 3 дня до начала работ. Присутствие представителя владельца тепловых сетей необязательно, если это предусмотрено согласованием.

        Предприятия, получившие письменное разрешение на ведение указанных работ в охранных зонах тепловых сетей, обязаны выполнять их с соблюдением условий, обеспечивающих сохранность этих сетей.

        Перед началом работ в охранных зонах ответственные производители работ должны быть проинструктированы владельцем тепловых сетей относительно порядка их проведения и ознакомлены с расположением трасс подземной прокладки, о чем должна быть сделана запись в регистрационном журнале либо составлен соответствующий акт.

        Инструктаж мастеров, бригадиров, рабочих, мотористов землеройных машин, крановщиков и др. персонала возлагается на производителя работ.

        Как следует из пункта 17 Типовых правил, работникам предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа к объектам тепловых сетей, находящихся на территории других предприятий, для их обслуживания и ремонта.

        В случае нарушения требований Типовых правил при проведении работ в охранных зонах тепловых сетей предприятия, в ведении которых находятся тепловые сети, имеют право запретить выполнение этих работ.

        Согласно п. 6.1.8 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок в местах прокладки теплопроводов возведение строений не допускается. Расстояние от проекции на поверхность земли края строительной конструкции тепловой сети до сооружения определяется в соответствии со строительными нормами и правилами.

        Указанный пункт Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок содержит общее правило, необходимое для соблюдения всеми организациями безотносительно к их статусу (см. постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2011 № 07АП-1975/11).

        Необходимо отметить, что арбитражные суды, трактуя нормы, закрепленные в пункте 5 Типовых правил и пункте 6.1.8 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, делают вывод о наличии запрета на возведение каких-либо строений (как временных, так и капитальных) как в местах прокладки теплопроводов, так и в их охранной зоне (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 31.08.2011 по делу № А45-21382/2010).

        4) Строительные нормы и правила.

        СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети» были приняты постановлением Госстроя России от 24.06.2003 г. № 110 взамен СниП 2.04.07-86 «Тепловые сети», однако не прошли государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации. В связи с этим, суды признают вышеуказанные нормы и правила недействующими и применяют СниП 2.04.07-86 «Тепловые сети» (см. постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2008 № 07АП-1936/08).

        Расстояния по горизонтали от строительных конструкций тепловых сетей (оболочки изоляции трубопроводов при бесканальной прокладке) до сооружений и инженерных сетей установлены в таблице 3* Приложения 6 СниП 2.04.0786 «Тепловые сети».

        Так, например, наименьшее расстояние в свету по горизонтали до фундаментов зданий и сооружений при подземной прокладке тепловых сетей в каналах и тоннелях в непросадочных грунтах (от наружной бетонной стенки канала, тоннеля) при диаметре труб Ду менее 500 мм составляет 2 метра.

        Порядок формализации и установления охранных зон тепловых сетей

        В действующем законодательстве отсутствуют единые целостные подходы к правовому регулированию порядка установления зон с особыми условиями использования территорий.

        Возможность установления охранных зон с особыми условиями использования земельных участков (независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки) предусмотрена Земельным кодексом Российской Федерации (далее по тексту — ЗК РФ) для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики. Согласно последнему абзацу пункта 2 статьи 89 ЗК РФ порядок установления охранных зон для отдельных видов объектов электроэнергетики и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации (Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон).

        Применительно к землям промышленности и иного специального назначения в пункте 5 статьи 87 ЗК РФ указано, что порядок установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено ЗК РФ, определяется:

        1) Правительством Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности (см., например, Постановление Правительства РФ от 20.11.2000 № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей», Правила охраны магистральных трубопроводов, утв. Минтопэнерго РФ 29.04.1992, Постановление Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 № 9. — Прим. авт.);

        2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

        3) органами местного самоуправления в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности.

        Органы, уполномоченные принимать решения об установлении соответствующих зон, могут быть определены в актах Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, изданных в соответствии с вышеуказанными положениями ЗК РФ.

        Действующие правила охраны и эксплуатации тепловых сетей не предусматривают порядок установления охранных зон, в частности необходимость принятия специального акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении соответствующей зоны.

        Вместе с тем, как было показано выше, размеры охранных зон тепловых сетей являются нормативно определяемыми и формализуются в соответствии с нормативными актами в зависимости от различных параметров (типа прокладки, диаметра сетей и др.).

        Однако, нельзя не признать, что строительные нормы и правила устанавливают лишь минимальные расстояния от тепловых сетей до сооружений, не определяя размеры самих охранных зон. В связи с указанным, на практике могут возникнуть проблемы с нормативным обоснованием границ и размера охранной зоны в отношении отдельного трубопровода. Более того, ни Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, ни строительные нормы и правила не содержат такое понятие как «охранная зона тепловой сети».

        Отсутствие должной правовой регламентации порядка установления и размеров охранных зон тепловых сетей может вызвать на практике споры относительно самого факта существования такой зоны.

        В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий включаются в государственный кадастр недвижимости (далее — ГКН, кадастр), являющийся федеральным государственным информационным ресурсом.

        Состав сведений государственного кадастра недвижимости о зонах с особыми условиями использования территорий определен статьей 10 Закона о кадастре. К указанным сведениям в том числе относятся описание местоположения границ зон, наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении или изменении зон, реквизиты указанных решений и источники официального опубликования этих решений, содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон.

        Пунктом б статьи 15 Закона о кадастре установлена обязанность органа государственной власти или органа местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется зона, либо отменяется установление зоны, представить в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в кадастр сведения.

        Учитывая, что в ряде случаев действующие правила охраны объектов, в связи с обеспечением условий эксплуатации которых устанавливаются зоны, не предусматривают необходимости принятия специального акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении соответствующей зоны, по мнению Минэкономразвития России (в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации и практики его применения. — Прим. авт.), выраженному в письме от 17.12.2009 № 22066-ИМ/Д23 (далее — Письмо № 22066-ИМ/Д23), в качестве основания для внесения в кадастр сведений о зоне (решения об установлении зоны) может выступать непосредственно нормативный правовой акт, предусматривающий общие правила установления зон определенного вида, и документы, описывающие местоположение границы соответствующей зоны. По смыслу статьи 1 Федерального закона «О землеустройстве» от 18.06.2001 № 78-ФЗ охранные зоны являются объектами землеустройства. Для определения местоположения границ объекта землеустройства (в том числе соответствующей зоны) необходимо выполнение работ по землеустройству (описание местоположения границ объектов землеустройства). В результате таких работ согласно статье 20 указанного Закона подготавливается карта (план) объекта землеустройства, форма и требования к составлению которой утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 621.

        При этом, согласно Письму № 22066-ИМ/Д23 документы, необходимые для внесения в кадастр сведений об охранной зоне, могут быть представлены в орган кадастрового учета заинтересованным во внесении в кадастр сведений о зоне лицом (правообладателем объекта, в связи с обеспечением условий эксплуатации которого устанавливается зона). Полномочия указанного лица на обращение в орган кадастрового учета могут быть основаны на доверенности, оформленной в установленном порядке органом, принявшим решение об установлении соответствующей зоны, или правовом акте такого органа.

        Принимая во внимание, что вышеуказанные правила охраны тепловых сетей не предусматривают необходимость принятия специального акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении охранной зоны, сведения об охранной зоне могут быть внесены в ГКН по заявлению правообладателя теплопровода с приложением документа, описывающего местоположение границ охранной зоны (карты (плана) объекта землеустройства).

        Однако это не исключает получение отказа органа кадастрового учета во внесении сведений о зоне в ГКН в отсутствие законодательной регламентации возможности такого обращения.

        Проблема в том, что в Законе о кадастре не указаны последствия отсутствия сведений о зонах (в том числе охранных зонах) в ГКН, правовое (правоустанавливающее) значение внесения сведений о зонах в ГКН. Момент установления зон с особыми условиями использования территорий законодательно не определен.

        Так, согласно пункту 6 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160, границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее — сетевая организация).

        Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий технический контроль и надзор в электроэнергетике, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, которое должно быть рассмотрено в течение 15 дней с даты его поступления в соответствующий орган.

        После согласования границ охранной зоны сетевая организация обращается в орган кадастрового учета с заявлением о внесении сведений о границах охранной зоны в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, на основании которого орган кадастрового учета принимает решение о внесении в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведений о границах охранной зоны.

        Охранная зона в отношении объектов электросетевого хозяйства считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.

        Установление охранных зон тесно связано с установлением ограничений прав на землю. По сути, само установление зоны преследует своей целью ограничить хозяйственную деятельность в соответствующей зоне.

        Согласно пункту 1 статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ, федеральными законами. Особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах названы в пункте 2 статьи 56 ЗК РФ в качестве ограничений прав на землю.

        В силу пункта 3 статьи 56 ЗК РФ ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон.

        Представляется логичным установление ограничений прав на землю одновременно с установлением охранных зон. Так, к сведениям государственного кадастра недвижимости о зонах с особыми условиями использования территорий отнесено содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон (ст. 10 Закона о кадастре). В пункте 8 статьи 90 ЗК РФ применительно к земельным участкам, где размещены подземные линейные объекты трубопроводного транспорта, установлено, что у собственников указанных земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов. Правила установления охранных зон для различных объектов инженерной инфраструктуры устанавливают условия использования земельных участков в охранных зонах.

        Согласно пункту 6 статьи 56 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами. Пункт 6 статьи 56 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 25.10.2011, предусматривал, что ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

        Так, в письме Минэкономразвития России от 23.03.2010 № Д23-968 сообщалось о подготовке и согласовании проекта федерального закона, которым предусматривается отмена государственной регистрации ограничений (обременений) прав на земельные участки, связанных с установлением зон с особыми условиями использования территорий.

        В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

        Таким образом, в связи с наличием отсылочных норм в ЗК РФ и Федеральном законе от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к иным федеральным законам, и отсутствием предусмотренных федеральными законами случаев обязательной государственной регистрации ограничений прав на землю, связанных с установлением охранных зон, можно говорить о том, что ограничения прав на землю, связанные с установлением охранных зон, в настоящее время не подлежат государственной регистрации.

        Введение государственной регистрации ограничений (обременений) прав на земельные участки, связанных с установлением охранных зон, повлечет дополнительные затраты, как временные, так и финансовые правообладателей объектов инженерной инфраструктуры (в том числе связанные с постановкой на кадастровый учет частей земельных участков, охватываемых охранными зонами).

        Более того, регистрация ограничений прав на земельные участки, связанных с установлением охранных зон тепловых сетей, представляется труднореализуемой в связи с тем, что основанием установления охранных зон выступает, как правило, непосредственно нормативный правовой акт, предусматривающий общие правила установления зон определенного вида.

        Риск отсутствия сведений об охранных зонах тепловых сетей в ГКН, в том числе об ограничениях прав на землю, безусловно, существует и связан, прежде всего, с признанием действий лиц по возведению объектов в охранных зонах правомерными. Следует отметить, что устоявшаяся судебная практика по указанной проблематике отсутствует. В судебно-арбитражной практике отражен подход, согласно которому отсутствие обозначения границ охранных зон и скрытых под землей теплопроводов не исключают необходимость соблюдения требований пункта 6.1.8 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок и пункта 5 Типовых правил (см. постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2011 № 07АП-1975/11). В то же время ФАС Центрального округа отклонил довод ответчика о неприменении судом положений п. 6 ст. 56 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 25.10.2011) о необходимости регистрации ограничений (обременений) права на том основании, что охранная зона установлена в силу Типовых правил до даты вступления в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (постановление от 01.02.2011 по делу № А35-3128/2010).

        Определение возможных правовых способов защиты прав владельцев тепловых сетей в связи с застройкой земельных участков, находящихся в охранных зонах

        Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в названной статье, а также иными способами, предусмотренными законом. В соответствии со статьей 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

        Представляется, что предъявление в суд иска на основании статей 304, 305 ГК РФ об устранении препятствий в осуществлении права собственности (в пользовании и обслуживании) сетей теплоснабжения путем переноса объектов из охранных зон является одним из возможных правовых способов защиты прав владельцев тепловых сетей, нарушенных застройкой земельных участков в охранных зонах.

        Как следует из пункта 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее по тексту — постановление № 10/22) в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений прав, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.

        Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца. Названная правовая позиция была подтверждена также в пункте 10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.01.2013 № 153.

        В соответствии с пунктом 46 постановления № 10/22 при рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта.

        Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.

        Удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца (пункт 47 постановления № 10/22).

        При этом, в силу статьи 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требование собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения. В этой связи длительность нарушения права не препятствует удовлетворению этого требования судом (пункт 48 постановления № 10/22).

        По результатам анализа судебной практики рассмотрения подобных дел можно сделать следующие выводы.

        В ряде случаев суды удовлетворяют требования владельцев тепловых сетей о переносе (сносе) объектов, возведенных в охранных зонах, либо переносе (перекладке) участка тепловой сети (при наличии технической возможности) при установлении следующих обстоятельств: несоблюдение ответчиком градостроительных и строительных норм и правил при строительстве объектов и нарушение прав владельца тепловой сети (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2011 по делу № А62-1210/2011, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.12.2010 по делу № АЗЗ-3047/2010).

        В случае установления того факта, что проектная документация объектов капитального строительства ответчика соответствует требованиям нормативных технических документов, результаты инженерных изысканий требованиям технических регламентов, в том числе факта непросадочности грунта, суд может отказать в удовлетворении заявленных требований (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2008 № 07АП-1936/08).

        При этом, истец должен доказать реальное нарушение его прав и реальное препятствие в пользовании теплосетевым имуществом, поддержании его в надлежащем техническом состоянии, производстве ремонтных или иных работ. Одного формального признака — несоответствия расположения объекта действующим СНиП — может оказаться недостаточно для удовлетворения судом негаторного иска (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.11.2012 по делу № А45-6887/2012, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11.05.2012 по делу № А17-9711/2009).

        В некоторых же случаях для удовлетворения заявленных требований правообладателя теплосети суду достаточно установить расположение возведенных объектов на участке тепловой сети. Так, при рассмотрении одного из дел суд первой инстанции пришел к выводу, поддержанному судами апелляционной и кассационной инстанций, о том, что расположение торговых павильонов ответчика на участке тепловой сети, находящейся в собственности истца, нарушает права и законные интересы последнего, поскольку препятствует нормальной и безопасной эксплуатации указанных тепловых сетей, создает угрозу жизни окружающих (арендаторов торговых павильонов, посетителей рынка, а также потребителей тепловой энергии), а также препятствует доступу истца к местам проведения ремонтных работ, что подтверждается имеющимися в материалах дела актами (постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2010, ФАС Центрального округа от 01.02.2011 по делу № А35-3128/2010).

        Сам факт нахождения объекта на тепловой магистрали является нарушением законодательства, поскольку в пределах охранных зон не должно находиться объектов, препятствующих эксплуатации тепловых сетей. Кроме того, перемещение возведенного объекта сопряжено с дополнительными финансовыми и временными затратами правообладателя теплосети, что само по себе создает препятствие для поддержания теплосети в надлежащем техническом состоянии (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2011 по делу № А35-3694/2010).

        Согласно пункту 1.6 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок надзор за соблюдением требований указанных Правил в организациях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности осуществляют органы государственного энергетического надзора.

        Таким образом, внесудебным способом защиты прав законных владельцев сетей представляется обращение в управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, которая на основании пункта 6.6 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений (см., например, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2011 № 07АП-1975/11, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 31.08.2011 по делу № А45-21382/2010, которыми оставлены без изменения судебные акты об отказе в удовлетворении требований организаций о признании соответствующих предписаний управления Ростехнадзора недействительными).

        1. Среди особенностей правового режима охранных зон тепловых сетей и порядка их формализации и установления следует выделить следующие:

        1) правовой режим охранных зон тепловых сетей регламентирован ведомственными нормативными актами по вопросам охраны и эксплуатации тепловых сетей;

        2) действующие правила охраны тепловых сетей, в связи с обеспечением условий эксплуатации которых устанавливаются зоны, не определяют порядок установления охранных зон, в том числе необходимость принятия специального акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении соответствующей зоны, а также момент, с которого охранная зона считается установленной;

        3) размеры охранных зон тепловых сетей являются нормативно определяемыми путем установления расстояний от тепловых сетей до сооружений и формализуются в зависимости от различных параметров (типа прокладки, диаметра сетей и др.);

        4) внесение сведений об охранных зонах тепловых сетей в государственный кадастр недвижимости представляется труднореализуемым на практике, однако, существует риск отсутствия указанных сведений в государственном кадастре недвижимости, связанный с признанием действий лиц по возведению объектов в охранных зонах правомерными.

        2. Возможны следующие способы защиты прав владельцев тепловых сетей, нарушенных застройкой земельных участков, находящихся в охранных зонах:

        1) предъявление в суд иска об устранении препятствий в осуществлении права собственности (в пользовании и обслуживании) сетей теплоснабжения путем переноса объектов из охранных зон (негаторный иск).

        2) обращение в управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с соответствующей жалобой на действия лиц, нарушающих правила охраны тепловых сетей.

        www.rosteplo.ru