Обязательная часть осаго

Автостраховка: обязательная и добровольная

Страхование автомобилей стоит организациям недешево. Да и суммы страховых возмещений или ущерба от аварий значительные. Посмотрим, какие есть тонкости в учете расходов на автострахование, а также в отражении «страховых» доходов.

Стоимость полиса списываем на расходы равномерно

Можно ли стоимость годового полиса автострахования сразу списать на расходы?

: Так лучше не делать. В налоговом учете оплаченную стоимость полиса нужно распределять пропорционально сроку действия договора в каждом отчетном период е п. 6 ст. 272 НК РФ . Причем это касается как ОСАГО, так и КАСКО. Формула для распределения расходов на покупку годового полиса в налоговом учете выглядит так.

В бухучете целесообразно ориентироваться на такую же формулу (чтобы не было разниц по ПБУ 18/02). Благо экономически она вполне оправданна. Часть страховки, которая у вас остается несписанной, можно учитывать на отдельном субсчете «Платежи по автострахованию» к счету 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами». Но некоторым бухгалтерам по старой привычке удобнее делать это на счете 97 «Расходы будущих периодов». Если так удобнее и вам, можете открыть отдельный субсчет «Платежи по автострахованию» к счету 97. Но по сути это будет уплаченный вами аванс страховщику. Ведь если вы расторгнете договор, то сможете потребовать возврата части стоимости полиса. И в бухотчетности такой аванс надо показывать как дебиторскую задолженность.

Мы платим за страховку несколькими платежами (ежеквартально). Как нам списывать в налоговом учете расходы на такую страховку?

: Тоже равномерно. Только формула при оплате страховки в рассрочку будет несколько ина я п. 6 ст. 272 НК РФ; Письмо Минфина России от 15.03.2010 № 03-03-06/1/133 .

Такой порядок распространяется как на учет расходов по обязательному страхованию автогражданской ответственности, так и на КАСКО-страхование.

Если вы заключили договор страхования с 1-го месяца квартала и оплачиваете по 1/4 годовой суммы в начале квартала, то можете полностью учесть в расходах всю оплаченную сумму в том же квартале.

В налоговых расходах страховку учитываем только после ее оплаты

Можно ли учесть в расходах при расчете налога на прибыль стоимость полиса автострахования (точнее — его часть, относящуюся к текущему кварталу), если мы будем оплачивать полис только в начале следующего квартала?

: Нет, нельзя. Ведь расходы на страхование можно учесть в налоговом учете только после оплаты страховых взносо в п. 6 ст. 272 НК РФ .

После того как вы оплатите полис, вы сможете списывать его стоимость на расходы равномерно начиная с момента оплаты до окончания срока полис а Письмо Минфина России от 15.03.2010 № 03-03-06/1/133 .

А вот в бухгалтерском учете можно признать в расходах и стоимость еще не оплаченного полиса. Никаких ограничений в этом случае нет. Правда, если вы не будете ориентироваться на налоговые особенности признания расходов на страхование, то вам придется отразить отложенный налоговый акти в п. 14 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н . Этот актив вы будете равномерно списывать по мере признания расходов в налоговом учете.

Не возвращенная страховщиком премия — единовременный расход

Мы продали машину. Решили досрочно расторгнуть договор на ОСАГО, написали заявление на возврат части наших платежей (пропорциональной оставшемуся времени действия полиса). Однако страховая компания вернула нам деньги не полностью (1000 руб.), а за минусом 23% (20% якобы пошли на покрытие издержек страховой компании в связи с заключением договора, а 3% — в резерв компенсационных выплат). Как нам учесть поступившие от страховой деньги и то, что мы не получили?

: Сначала о сумме, которую вы получили от страховой компании. Премия 770 руб. (1000 руб. – 1000 руб. х 23%) — это возвращенный вам аван с пп. 1, 2 ст. 958 ГК РФ; подп. «б» п. 33, подп. «б», «в» п. 33.1, подп. «а» п. 33.2, п. 34 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 263 . Эту сумму вы еще не успели учесть в своих налоговых расходах. Следовательно, и отражать ее в налоговых доходах нет оснований. Согласен с этим и Минфи н Письма Минфина России от 18.03.2010 № 03-03-06/3/6, от 15.03.2010 № 03-03-06/1/133 .

Всегда хочется иметь гарантии, что с вашим имуществом ничего не случится. А если и случится, то пусть бо ´ льшую часть неприятностей можно будет переложить на плечи страховой компании

Теперь о не полученной обратно от страховщика сумме. Очевидно, что ее компания удержала, ориентируясь на структуру страхового тарифа: ведь 20% от него идет на покрытие собственных расходов, а 3% страховщик должен перечислять в резервы компенсационных выпла т разд. II Страховых тарифов по обязательному страхованию. утв. Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 . Эту неполученную сумму (230 руб.) вы можете сразу учесть в налоговых расходах либо как прочий расход, либо как внереализационны й ст. 253, подп. 49 п. 1 ст. 264, подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ; Письма Минфина России от 18.03.2010 № 03-03-06/3/6, от 15.03.2010 № 03-03-06/1/133 .

Но есть и другой путь. Вы можете учесть в качестве внереализационных доходов деньги, полученные от страховой компани и ст. 250, п. 1 ст. 271 НК РФ . А на расходы списать сразу всю сумму страховой премии, которую вы раньше не успели признать в расхода х п. 2 ст. 263, п. 6 ст. 272 НК РФ . Получится, что вы учтете в доходах 770 руб., а в расходах — 1000 руб. Именно так советовало делать раньше московское УФН С Письмо УФНС России по г. Москве от 31.10.2007 № 20-12/104304 .

Однако независимо от того, какой подход вы выберете, общий финансовый результат от отраженных операций будет одинаковый: уменьшение налоговой базы по прибыли на 230 руб.

Водитель скрылся с места аварии — возмещать ущерб придется вам

Наш водитель попал в аварию, но не дождался ГИБДД — уехал через два часа. Теперь страховая компания, у которой мы купили полис ОСАГО, требует с нас денег на возмещение ущерба, причиненного другой машине. Права ли страховая компания? Может быть, она должна требовать деньги с непосредственного виновника — нашего водителя? А если она права, то как нам учесть такую выплату?

: Ваш страховщик прав. Ведь владелец автомобиля (источника повышенной опасности для окружающих) — именно ваша компания, а не водитель.

К тому же водитель управлял машиной по вашему заданию. Поэтому ваша организация и должна возмещать страховой компании сумму выплаты по ОСАГ О Постановления ФАС ПО от 07.12.2010 № А65-5128/2010; ФАС СЗО от 25.10.2010 № А52-7161/2009; ФАС ВВО от 19.10.2009 № А43-9549/2009-47-34 .

Возмещение убытков страховой компании вы должны учесть в бухучете как прочие расход ы п. 13 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н , а в налоговом учете — как внереализационны е подп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ .

Но вы можете взыскать убытки со своего водителя. Сделать это можно в том же порядке, в каком взыскиваются расходы на автоштрафы (подробнее об этом вы можете прочитать в , 2011, № 17, с. 69). В таком случае все, что вы получите от работника (или удержите из его зарплаты), вы должны будете учесть как прочие доходы в бухучет е п. 7 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 № 32н и как внереализационные доходы — в учете налогово м ст. 250 НК РФ .

Добровольное страхование ответственности без споров учесть не получится

Директор решил одновременно с ОСАГО заключить договор добровольного страхования автогражданской ответственности. Можно ли расходы на такой полис учесть в налоговом учете?

: Без споров с проверяющими это сделать не получится. По правилам, которые закреплены в НК РФ, при расчете налога на прибыль можно учесть только расходы на добровольное страхование, без которого организация не может работать. Причем это должно следовать из международного договора или из общепринятых международных требовани й подп. 8 п. 1 ст. 263 НК РФ .

Предупреждаем руководителя

Стоимость полиса добровольного страхования автогражданской ответственности учесть в расходах без споров с налоговиками не удастся.

Для добровольного страхования автогражданской ответственности подобные условия не выполняются. Следовательно, расходы на этот вид страхования налогооблагаемую прибыль не уменьшают.

Если же вы решите поспорить с проверяющими, вам пригодятся следующие аргументы, с помощью которых некоторым организациям удавалось доказать свою правоту.

АРГУМЕНТ 1. В подп. 1 п. 1 ст. 263 НК РФ говорится в целом о расходах на страхование транспорта (не уточняется, о каких видах страхования идет речь ) Постановления ФАС СЗО от 26.06.2008 № А56-15666/2007; Восемнадцатого ААС от 28.01.2008 № 18АП-8848\2007; ФАС ПО от 08.06.2006 № А65-35811/2005-СА2-41; ФАС МО от 10.10.2005 № КА-А40/9616-05 . Значит, и расходы на добровольное страхование автогражданской ответственности тоже можно учесть по этому подпункту.

АРГУМЕНТ 2. В ст. 263 НК РФ нет прямого запрета на учет в налоговых расходах затрат на добровольное страхование автогражданской ответственност и Постановления ФАС УО от 09.04.2008 № Ф09-8603/07-С3, от 11.04.2007 № Ф09-2375/07-С3 .

Расходы на КАСКО можно учесть даже при аренде автомобиля

Мы взяли машину в аренду, по условиям арендного договора сами заплатили за КАСКО. Выгодоприобретатель — собственник машины (арендодатель). Теперь засомневались: можно ли учесть стоимость такого полиса в расходах при расчете налога на прибыль?

: Да, в налоговом учете можно учитывать расходы на страхование арендованных автомобиле й подп. 3 п. 1 ст. 263 НК РФ . И никаких ограничений, связанных с тем, кому страховая компания будет выплачивать возмещение, в НК нет.

Поэтому не важно, кто выгодоприобретатель: вы, или же собственник автомобиля, или какое-то третье заинтересованное лицо (например, банк, если машина была куплена в кредит ) п. 1 ст. 930 ГК РФ .

Деньги, полученные по КАСКО от страховой компании, — в доходы

У нас страховка КАСКО. Водитель попал в аварию. Мы условились со страховой, что она выплатит нам деньги, а мы сами договоримся с сервисным центром о ремонте нашей машины. Как учитывать страховые выплаты, которые мы получим от страховой компании, и когда? И как учесть расходы на ремонт?

При ремонте застрахованной машины вы можете принять к вычету входной НДС по ремонтным работам.

: Если ваша организация сама платит за ремонт машины, то полученные от страховой компании деньги нужно показать в доходах, а затраты на ремонт — в расходах.

Доход в виде полученного страхового возмещения в бухгалтерском учете надо отразить как прочи й п. 7 ПБУ 9/99 , а в налоговом — как внереализационны й п. 3 ст. 250 НК РФ . Дата, на которую вы должны учесть доход, и в бухгалтерском, и в налоговом учете будет одинаковая. Это будет дата принятия страховой компанией решения о выплате страхового возмещени я п. 10.2 ПБУ 9/99 ; ст. 250, подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ .

Автостраховка может понадобиться не только при ДТП. Так, можно оставить ненадолго машину, вернуться — а там уже новые «хозяева» объявились. И испортили вашу машину

Расходы на ремонт машины, попавшей в аварию, вы можете учесть (как в бухгалтерском, так и в налоговом учете) в качестве:

  • расходов на ремонт основных средст в п. 5 ПБУ 10/99 , п. 7 ПБУ 10/99 ; п. 1 ст. 260 НК РФ ;
  • прочих расходов, связанных с аварией. В бухучете они будут прочим и п. 13 ПБУ 10/99 , а в налоговом учете — внереализационным и подп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ .

Независимо от того, к какому виду вы отнесете свои ремонтные расход ы п. 4 ст. 252 НК РФ , общая сумма прибыли (или убытка) от этого не изменится.

Если автосервис — плательщик НДС, то вы можете принять к вычету входной налог по расходам на ремонт. Тот факт, что страховая компания выплачивает вам возмещение, не препятствует вычет у Письма Минфина России от 29.07.2010 № 03-07-11/321, от 15.04.2010 № 03-07-08/115 . Главное — чтобы выполнялись общие услови я п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ :

  • вы должны использовать автомобиль в деятельности, облагаемой НДС;
  • вы должны отразить в бухучете результаты выполненных ремонтных работ;
  • у вас должен быть счет-фактура от автосервиса.
  • Расходы на ремонт машины учитываем полностью, даже если они больше страхового возмещения

    Не будет ли у нас сложностей с налоговой, если наши расходы на ремонт машины будут больше того, что нам выплатила страховая компания?

    : Из-за этого у вас не должно возникнуть споров с проверяющими. Ведь ваши расходы экономически обоснованны и документально подтвержден ы п. 1 ст. 252 НК РФ . И то, что страховая компания не возместила вам полностью ваши расходы, не делает их необоснованными. Такой точки зрения придерживаются и Минфин, и арбитражные суд ы Письмо Минфина России от 31.03.2009 № 03-03-06/2/70; Постановления ФАС МО от 14.05.2010 № КА-А40/4457-10; ФАС УО от 07.07.2008 № Ф09-4771/08-С3 .

    Если страховая сама ремонтирует машину, доходы и расходы в учете можно не показывать

    Наш водитель попал в аварию. Страховая компания, у которой мы застраховались по КАСКО, сама взялась отремонтировать машину (в авторизованном сервисном центре). В итоге мы сдали в этот сервис-центр битую машину, а получили уже починенную. Как отразить это в учете, если мы даже не знаем, сколько стоил ремонт?

    : Если ремонт займет много времени, то передачу машины страховой компании (или выбранному ей сервисному центру) можно отразить в бухгалтерском учете проводкой по субсчетам счета 01 «Основные средства». К примеру, так: Дт 01-«Ос ­нов­ные средства, переданные в ремонт» – Кт 01-«Ос ­нов­ные средства в эксплуатации». Это позволит вам достоверно отразить в учете, где находится машина, и не будет сложностей при инвентаризации. После получения автомобиля из ремонта вы сделаете обратную проводку. На амортизацию ремонт машины и перевод ее на другой субсчет никак не повлияют — вы по-прежнему начисляете ее как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

    Советуем руководителю

    Если компания на «доходной» УСНО, выгоднее соглашаться на то, чтобы страховая сама сделала ремонт машины. Ведь в иной ситуации — при получении денег от страховой компании — придется платить налог с таких доходо в п. 3 ст. 250, п. 1 ст. 346.15 НК РФ .

    Но можно всего этого и не делать. Главное — сохранять документы на передачу машины в сервисный центр.

    А вот о стоимости ремонта у вас данных нет, к тому же заказчик — не вы, а страховая компания. Значит, не надо показывать в бухгалтерском и налоговом учете ни доходы в виде страхового возмещения, ни расходы на ремон т п. 2 ПБУ 9/99 , п. 6 ПБУ 9/99 ; п. 2 ПБУ 10/99 , п. 6 ПБУ 10/99 ; статьи 251, 252 НК РФ .

    Кстати, именно такой вариант ремонта застрахованной машины особо выгоден тем, кто применяет упрощенную систему с объектом «доходы».

    glavkniga.ru

    Федеральный закон «Об ОСАГО»

    Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ
    «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

    С изменениями и дополнениями от:

    24 декабря 2002 г., 23 июня 2003 г., 29 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г., 25 ноября, 30 декабря 2006 г., 1 декабря 2007 г., 16 мая, 24 июня, 23 июля, 25, 30 декабря 2008 г., 28 февраля, 27 декабря 2009 г., 1 февраля, 22 апреля, 28 декабря 2010 г., 7 февраля, 1, 11 июля, 30 ноября 2011 г., 14 июня, 28 июля 2012 г., 7 мая 2013 г., 21 июля, 4 ноября 2014 г., 28 ноября 2015 г., 23 мая, 23 июня, 3 июля 2016 г., 28 марта, 26 июля, 29 декабря 2017 г., 4 июня 2018 г.

    Принят Государственной Думой 3 апреля 2002 года

    Одобрен Советом Федерации 10 апреля 2002 года

    См. Энциклопедию решений Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)

    См. комментарии к настоящему Федеральному закону

    См. Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 22 июня 2016 г.

    О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. N 58

    Информация об изменениях:

    Преамбула изменена с 1 сентября 2014 г. — Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ

    В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование), а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — международные системы страхования).

    См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

    Президент Российской Федерации

    25 апреля 2002 г.

    Законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

    Одним из центральных положений закона является предоставление потерпевшим гарантий возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью, а также обеспечение возмещения вреда имуществу. Указанные гарантии реализуются за счет совмещения двух механизмов — обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств и осуществления компенсационных выплат в счет возмещения вреда жизни и здоровью, производимых профессиональным объединением страховщиков. В рамках первого из указанных механизмов потерпевшие смогут получить возмещение от страховой организации в виде страховой выплаты по обязательному страхованию. Второй же механизм обеспечит права потерпевших в тех случаях, когда причинитель вреда не исполнил своей обязанности по страхованию, либо неизвестен, либо скрылся с места ДТП.

    Определены минимальные страховые суммы отдельно по возмещению вреда жизни или здоровью, а также имущественному вреду. Предельная величина страховой выплаты составляет 400 тысяч рублей, а именно: в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью нескольких потерпевших, — 240 тысяч рублей, одного потерпевшего — не более 160 тысяч рублей; в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, — 160 тысяч рублей, одного потерпевшего — не более 120 тысяч рублей.

    Обязательное страхование должно осуществляться в соответствии с едиными страховыми тарифами, утверждаемыми Правительством РФ. При этом страховой тариф определяется с учетом объекта страхования и характера страхового риска. Разделение тарифов по категориям учитывает ряд факторов: региональные особенности; характеристики транспортного средства и характер его использования (юридическими лицами, гражданами в личном пользовании и т.п.); характеристики владельца транспортного средства, в том числе совершение им грубых нарушений правил дорожного движения или ДТП, повлекших осуществление страховой выплаты в предшествующий период страхования.

    Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2003 года, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу. Положения о создании профессионального объединения страховщиков и условиях выдачи страховщикам разрешений (лицензий) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств вступают в силу со дня официального опубликования Федерального закона.

    Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2003 г. Положения, предусмотренные в отношении создания профессионального объединения страховщиков и условий выдачи страховщикам разрешений (лицензий) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона. Пункты 1 и 2 статьи 21 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2003 г. Глава III и статья 27 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2004 г.

    Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 7 мая 2002 г. N 80, в «Парламентской газете» от 14 мая 2002 г. N 86, в Собрании законодательства Российской Федерации от 6 мая 2002 г. N 18 ст. 1720

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 133-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 2 марта 2019 г.

    Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 448-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июня 2018 г.

    См. будущую редакцию настоящего документа

    Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

    Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 197-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 26 августа 2017 г.

    Федеральный закон от 28 марта 2017 г. N 49-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением подпункта «а» пункта 12 статьи 1 изменений, вступающих в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального и применяются к договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенным после дня вступления в силу названного Федерального закона

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 214-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением пункта 1 статьи 1 изменений, вступающего в силу с 1 сентября 2016 г., и пунктов 3, 4, 6, 7 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 1 января 2017 г.

    Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 146-ФЗ

    Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 349-ФЗ

    Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 344-ФЗ

    Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2014 г., за исключением изменений, вступающих в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Федерального закона, с 1 октября 2014 г., 1 апреля и 1 июля 2015 г., 1 октября 2019 г.

    Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

    Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

    Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 267-ФЗ

    Действие пунктов 7 и 9 статьи 15 настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января 2013 г. до 30 июня 2014 г.

    Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ

    Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 130-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в подпункт «е» пункта 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, вступающих в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 14 июня 2012 г. N 78-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

    Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

    Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 362-ФЗ, в редакции Федерального закона от 25 декабря 2012 г. N 267-ФЗ)

    Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г., за исключением дополнения статьи 15 пунктом 10.1, вступающим в силу с 1 июля 2014 г.

    Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

    Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 392-ФЗ

    Федеральный закон от 22 апреля 2010 г. N 65-ФЗ

    Федеральный закон от 1 февраля 2010 г. N 3-ФЗ

    Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 362-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 344-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона и применяются до 31 декабря 2011 г. включительно

    Федеральный закон от 28 февраля 2009 г. N 30-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

    Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ

    Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

    Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 306-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 июня 2008 г. N 94-ФЗ)

    Изменения вступают в силу с 1 марта 2009 г.

    Федеральный закон от 16 мая 2008 г. N 73-ФЗ

    Действие абзаца второго пункта 1 статьи 32 настоящего Федерального закона приостановлено до 31 декабря 2008 г.

    Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 306-ФЗ

    Изменения вступают в силу в соответствии со статьей 3 названного Федерального закона

    Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

    Федеральный закон от 25 ноября 2006 г. N 192-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 103-ФЗ

    Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

    Федеральный закон от 23 июня 2003 г. N 77-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

    Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ

    Действие отдельных норм настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 июля по 31 декабря 2003 г.

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    base.garant.ru

    6 важных изменений в ОСАГО

    В июле Госдума приняла поправки к закону об ОСАГО, серьезно меняющие условия и порядок приобретения обязательной «автогражданки» для всех автомобилистов (Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 223-ФЗ). Некоторые из них вступили в силу уже в июле, другие – с 1 сентября, а какие-то начнут действовать только с 1 июля 2015 года. Мы составили обзор наиболее значимых изменений для водителей.

    На «нет» штраф в ответ

    С 1 августа начала действовать специальная статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за необоснованный отказ страховщика в заключении любых публичных договоров обязательного страхования, к которым относится и ОСАГО. Теперь за любую попытку избежать заключения договора ОСАГО на том основании, что закончились бланки полисов или данный офис не оформляет ОСАГО, должностное лицо страховой компании будет оштрафовано на 50 тыс. руб. (ст. 15.34.1 КоАП РФ). Такой же штраф налагается на сотрудника страховой компании и при навязывании дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО. Правда, сам страховщик к ответственности не привлекается.

    При этом правомерным, по мнению Банка России, отказ будет только в том случае, если у страховщика закончились бланки полисов и получить дополнительные он не может из-за того, что исчерпал квоту на их получение. Такую позицию озвучил заместитель начальника отдела департамента страхового рынка Банка России Василий Кулаков 24 октября на семинаре АСН и ИД «Регламент» «Путеводитель по новому ОСАГО». Если страховщик ссылается на исчерпание квоты, у него следует запросить мотивированный отказ в письменном виде, который в последующем стоит направить почтой на проверку в Банк России (п. 7 ст. 15 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», далее – закон об ОСАГО).

    Кстати, ответственность за необоснованный отказ и навязывание дополнительных услуг возлагается только на сотрудников страховых организаций, а вот про страховых агентов или брокеров КоАП РФ не упоминает (ст. 15.34.1). Но есть вероятность, что их незаконные действия безнаказанными все равно не останутся – ответственность по этой статье в этом случае может быть возложена на страховую компанию, от имени которой действуют агенты или брокеры. Так, например, Арбитражный суд Республики Татарстан отметил, что по договору поручения к обязанности страховщика относится осуществление контроля за надлежащим исполнением страховым агентом обязательств по договору, в том числе за порядком оформления документов для заключения договора страхования, осуществлением расчетов страховых премий. Наличие договора поручения со страховым агентом не снимает обязанности и ответственности страховщика за оформление всех документов в соответствии с правилами и с соблюдением требований законодательства, пояснил суд (решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 октября 2014 г. по делу № А65-15808/2014 1 .

    Если страховщик все-таки отказывается продавать полис ОСАГО, это необходимо каким-либо образом зафиксировать. Банк России рекомендует направить оферту (заявление) о заключении договора страхования по установленной форме почтовым отправлением с уведомлением о вручении в адрес страховой компании, что позволит доказать факт ее получения.

    Факт отказа в заключении договора ОСАГО в самом офисе можно подтвердить с помощью фото-, аудио- или видеоустройств – главное чтобы запись позволяла идентифицировать место и обстоятельства отказа, а также точно определить дату и время.

    Если нет возможности провести запись, в качестве доказательств неправомерного отказа в продаже полиса ОСАГО можно привести свидетельские показания – их необходимо зафиксировать в письменном виде с указанием контактных данных свидетелей. Собрав все необходимые доказательства, следует направить жалобу на действия страховщика в Банк России. Обращение можно отправить как по почте, так и подать через официальный сайт Банка России, однако в предлагаемых полях заявления отсутствует возможность прикрепить какие-либо файлы с собранными доказательствами. Заявление должно быть рассмотрено в течение 30 календарных дней с момента его регистрации (ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»), а ответ может быть направлен как на электронный адрес, так и обычным почтовым отправлением.

    Заявление в Банк России о необоснованном отказе в заключении публичного договора обязательного страхования

    Напомним, что с 1 сентября страховые компании обязаны обеспечивать продажу полисов ОСАГО во всех своих обособленных подразделениях, в том числе и в филиалах, уполномоченных на заключение хотя бы одного из видов страхования (п. 1 ст. 32.9 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации»), за исключением пенсионного страхования, страхования жизни на случай смерти или дожития до определенного возраста и страхования жизни под условием ренты.

    Без АИС нет и ОСАГО

    С 1 июля 2014 года все страховщики при продаже полисов ОСАГО обязаны иметь онлайн-доступ к автоматизированной информационной системе обязательного страхования (далее – АИС ОСАГО), оператором которой является профессиональное объединение страховщиков – Российский союз автостраховщиков (РСА). В АИС ОСАГО содержится вся «страховая история» автомобилиста – сколько договоров страхования им было заключено, на какой срок, а главное – сколько за время действия того или иного полиса было страховых случаев.

    ВАЖНО

    Рассчитать примерный размер своего КБМ и изучить другие коэффициенты, влияющие на стоимость полиса ОСАГО, можно в Указании Банка России от 19 сентября 2014 г. № 3384-У.

    Эта информация напрямую влияет на стоимость полиса для конкретного автовладельца – при расчете страховой премии страховщик высчитывает так называемый коэффициент «бонус-малус» (КБМ), который зависит от количества страховых случаев. Если по страховому полису водителя не было обращений от потерпевших в ДТП по его вине в течение всего срока действия полиса, то применяется понижающий коэффициент, в противном случае – повышающий.

    А с 1 сентября заключение договора ОСАГО в принципе не допускается без внесения сведений о страховании в АИС ОСАГО (п. 10.1 ст. 15 закона об ОСАГО). Если в момент заключения договора ОСАГО в конкретном офисе отсутствует доступ к этой системе, договор не может быть заключен, так как невозможно рассчитать саму стоимость полиса без данных о КБМ водителя. Исключение составляет тот случай, когда договор ОСАГО заключается впервые – автомобилисту-новичку присваивается КБМ, равный 1.

    Если страховщик отказывается оформлять полис в связи с отсутствием доступа к АИС ОСАГО, нужно получить такой отказ в письменном виде и подать жалобу на работу страховщика в Банк России. Он в любом случае не может быть признан обоснованным – такую позицию Банка России озвучил Василий Кулаков.

    БЛАНКИ

    Заявление в Банк России о неверных сведениях о коэффициенте «бонус-малус» в автоматизированной информационной системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

    Информация о заключенном договоре ОСАГО (его номер, срок действия и другие условия договора) вносится в АИС не позднее одного рабочего дня с момента его заключения (п. 7 ст. 15 закона об ОСАГО). Обмен данными с системой – прямая обязанность страховщика, но неисполнение этой обязанности всплывет только после окончания срока действия истекшего полиса – при оформлении нового в системе будет отсутствовать информация о предыдущем. При этом ответственность перед страхователем за несоблюдение страховыми агентами и брокерами порядка внесения сведений в АИС ОСАГО, лежит на страховщике, который осуществляет контроль за деятельностью своих агентов и брокеров (п. 7.1 ст. 15 закона об ОСАГО).

    Если при оформлении полиса ОСАГО в системе отсутствуют какие-либо данные о страхователе или эти данные не соответствуют действительности, в этом случае автомобилисту необходимо обратиться в Банк России с заявлением о том, что в АИС ОСАГО содержатся неверные сведения о коэффициенте «бонус-малус». Банк России на основании полученного заявления запросит информацию у РСА и предыдущего страховщика, после чего обеспечит актуальность информации.

    Кроме того, к 1 января 2015 года должна быть запущена единая автоматизированная информационная система, которая будет содержать информацию не только об ОСАГО, но и договорах КАСКО и ДСАГО конкретного водителя, страховых случаях по всем полисам и иную информацию об осуществлении страхования. Оператором единой базы также выступит РСА.

    Меньше, чем через год – с 1 июля 2015 года – у автомобилистов появится возможность заключать договоры ОСАГО в онлайн-режиме и приобретать электронные полисы (пп. «б» п. 17 ст. 1 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 223-ФЗ). Продажа в таком порядке будет осуществляться через официальный сайт страховщика с обязательной идентификацией пользователей-страхователей. При этом доступ к сайту пользователь сможет получить в том числе и при помощи единой системы идентификации и аутентификации, которая была создана для доступа граждан к государственным информационным системам. В частности, эта система использовалась для регистрации физических лиц на Портале государственных услуг. Есть вероятность, что уже зарегистрированным на этом портале пользователям не придется повторно проходить процедуру регистрации для доступа на официальный сайт страховщика.

    При этом нельзя будет оформить полис в электронном виде, если представленные страхователем сведения не совпадают с данными АИС ОСАГО.

    Квалифицированная, неквалифицированная, простая? Выбираем электронную подпись

    Для заключения договора в электронной форме, автомобилисту необходимо будет направить страховщику через его официальный сайт заявление, подписанное простой электронной подписью или с указанием страхового номера своего индивидуального лицевого счета из ПФР (СНИЛС) (п. 7.2 ст. 15 закона об ОСАГО). Юридическим лицам заявление необходимо будет удостоверить квалифицированной электронной подписью. Страховой полис в виде электронного документа направляется страхователю после оплаты страховой премии, одновременно данные о таком полисе вносятся в АИС ОСАГО.

    Стоит отметить, что оформление электронных полисов законодатель сделал прерогативой страховых компаний – страховые агенты и брокеры заключать договоры страхования в электронной форме не имеют права. Этот запрет вступил в силу 4 июня этого года и действует в отношении всех видов электронного страхования (п. 5 ст. 6.1 Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации»). Пока что в электронной форме могут заключаться только договоры добровольного страхования, для обязательных видов страхования сама возможность оформления полиса в электронном виде и порядок заключения договора должны регламентироваться специальным законом. В отношении обязательной «автогражданки» такие правила содержатся в новой норме п. 7.2 ст. 15 закона об ОСАГО.

    Спорным вопросом остается механизм проверки наличия и действительности электронного полиса ОСАГО инспекторами Госавтоинспекции. Предполагается, что такая проверка станет полностью автоматизированной и будет осуществляться системами видеонаблюдения по номеру автомобиля при помощи АИС ОСАГО. При этом правилами ОСАГО предусмотрено, что с 1 июля 2015 года при постановке на учет или снятии с учета автомобиля в ГИБДД наличие электронного полиса ОСАГО будет подтверждаться обычной распечаткой (п. 1.3 Положения Банка России от 19 сентября 2014 г. № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

    Хочешь – деньги берешь, хочешь – ремонт выбираешь

    С 1 сентября потерпевший может вместо страховой выплаты потребовать направления на восстановительный ремонт поврежденного автомобиля на выбранной им по согласованию со страховой станции технического обслуживания (СТО) и его оплату. Ранее такая возможность предусматривалась по соглашению сторон, сейчас направление на ремонт по заявлению потерпевшего, при наличии договора страховой компании со СТО, является обязанностью страховщика (п. 15 ст. 12 закона об ОСАГО). Действие этой нормы распространяется на договоры ОСАГО, заключенные уже после 1 сентября, но и обращающимся по ранее заключенным договорам будет проще достичь соглашения по такой «натуральной форме» возмещения ущерба.

    Страховая компания обязана разместить на своем сайте список станций, с которыми она сотрудничает, и следить за его актуальностью. Следует помнить, что направление на ремонт автомобиль получит на ту СТО, с которой заключен договор на обслуживание именно по ОСАГО. Такой СТО, скорее всего, будет небольшая универсальная станция, а не официальный дилер. Требовать направления на ремонт к официальному дилеру, зная, что страховая компания с ним работает, получится не всегда – у нее может быть заключен договор обслуживания только по КАСКО. При этом договор страховщика со станцией может предусматривать дополнительные критерии приема автомобилей на ремонт, в том числе в зависимости от специализации СТО (п. 4.17 Положения Банка России от 19 сентября 2014 г. № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

    ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

    О выборе возмещения вреда в натуральной форме необходимо указать в заявлении о страховой выплате. В этом заявлении потерпевший дает согласие на возможное увеличение сроков восстановительного ремонта в связи с объективными обстоятельствами, в том числе технологией ремонта и наличием комплектующих изделий (п. 17 ст. 12 закона об ОСАГО).

    Направление на ремонт страховщик выдает в течение 20 календарных дней (за исключением нерабочих праздничных дней) с момента получения заявления о страховой выплате. В этом направлении указывается та СТО, которая будет производить ремонт, его срок, а также возможный размер доплаты автомобилистом за ремонт из-за разницы в стоимости новых и изношенных деталей. Там же прописывается порядок урегулирования вопросов, связанных с выявлением и ремонтом скрытых повреждений автомобиля и ремонта, не связанного со страховым случаем.

    Обязательства страховщика считаются исполненными с момента получения потерпевшим отремонтированного автомобиля. При этом ответственность за несоблюдение СТО срока передачи автомобиля несет страховщик. В случае превышения срока ремонта над указанным в направлении потерпевший может требовать неустойку страховщика в размере 1% от суммы страховой выплаты за каждый день просрочки (п. 21 ст. 12 закона об ОСАГО).

    Если на автомобиль продолжает действовать гарантия, а страховщик может предложить лишь ремонт в небольшой автомастерской, лучше обратиться за выплатой страхового возмещения в денежном виде. Дело в том, что несоблюдение условия об официальном обслуживании гарантийных автомобилей только в сервисных центрах официальных дилеров является основанием для прекращения гарантийных обязательств и с наступлением гарантийного случая лицо понесет дополнительные убытки. Это подтверждает и судебная практика, согласно которой страховая выплата по гарантийному автомобилю должна рассчитываться по ценам официального дилера. Некоторые суды расходятся в том, что именно подлежит возмещению по расценкам дилера – стоимость работ или стоимость деталей, но преобладает тенденция оценки всей стоимости ремонта по указанным ценам (апелляционное определение Астраханского областного суда по делу № 33-2742/2013 от 4 декабря 2013 г., апелляционное определение Тульского областного суда по делу № 33-2072/2013 от 22 августа 2013 г., апелляционное определение Орловского областного суда по делу № 33-2374/2013 от 31 октября 2013 г.).

    С 1 сентября прежде чем подавать в суд на страховую компанию в связи с неисполнением ею условий договора или неудовлетворительным размером страхового возмещения, нужно предъявить страховщику претензию или обратиться с заявлением о выплате страхового возмещения – ст. 16.1 закона об ОСАГО ввела обязательный досудебный порядок разрешения споров. При этом норма о том, что потерпевший обязан направить до предъявления иска заявление о выплате страхового возмещения действует бессрочно, а обязательный претензионный порядок по неисполнению или ненадлежащему исполнению страховщиком договора или в случае несогласия с размером страхового возмещения действует лишь до 1 июля 2015 года. Закон не содержит указание на обратное действие этой нормы, поэтому некоторые страховщики сделали вывод, что требование об обязательном претензионном порядке распространяется только на договоры, заключенные после 1 сентября. Иной позиции придерживается судебная власть – секретарь Пленума ВС РФ, судья ВС РФ Виктор Момотов пояснил, что такой порядок обязателен для всех обращений по страховым случаям, произошедшим после 1 сентября 2014 года и до 30 июня 2015 года включительно.

    После подачи заявления о выплате страхового возмещения у страховщика есть всего 20 календарных дней (за исключением нерабочих праздничных дней) для производства самой выплаты или вынесении мотивированного отказа. До 1 сентября для принятия решения по заявлению потерпевшего у страховой компании было на 10 дней больше.

    Претензию о выплате страхового возмещения в части недополученной суммы страховая компания должна рассмотреть в течение пяти календарных дней (за исключением нерабочих праздничных дней). При этом мотивированный отказ в страховой выплате является надлежащим исполнением этой обязанности страховщика, если такой отказ не будет признан судом необоснованным.

    Неустойки, применяемые к страховщику по закону об ОСАГО

    С 1 сентября упорядочены штрафные санкции, которые могут быть применены к страховой компании за различные нарушения страхового законодательства. Мы обобщили недавно появившиеся в законе об ОСАГО меры воздействия на недобросовестного страховщика в таблице.

    Таблица. Размер неустойки за неисполнение страховщиком своих обязанностей по договору ОСАГО

    www.garant.ru