Налоги в свободных экономических зонах

Налоговое бремя для предпринимателей часто становится непосильным, в результате они вынуждены искать возможности для льготной ставки или окончательно сходят с дистанции. Желая поддержать игроков экономического рынка, государство разработало проект минимизации расходов предпринимателей на налоговые выплаты. Были созданы особые экономические зоны (ОЭЗ) для ведения хозяйственной деятельности со льготным налогообложением. Эти зоны принято также называть свободными, потому что в них можно почувствовать больше свободы для развития. Чем отличается налогообложение в свободных экономических зонах от обычного, расскажем в статье.

Кому повезло

Комфортные условия по налогам созданы в ряде регионов России, чтобы привлечь в них инвестиции и улучшить экономическое положение субъекта и страны в целом. Их перечень составляют 4 вида СЭЗ:

  • Промышленно-производственная.
  • Технико-внедренческая.
  • Туристическо-рекреационная.
  • Портовая.
  • Государство создает все условия для бизнеса, выделяя земли, помещения, субсидирование. Но главным приоритетом является снижение налоговой ставки или освобождение от уплаты на определенный период.

    Воспользоваться предложением может не каждый, а только резидент. Статус резидента необходимо получить, пройдя процедуру регистрации бизнеса на территории свободной экономической зоны. Если бизнес организован в другой части России, то его придется переносить в ОЭЗ или создавать новое предприятие с нуля, которое не будет иметь отношения к ранее начатому делу.

    Для получения льгот по налогообложению в рамках программы об особых зонах необходимо подать заявку в органы местного управления, указав цель и представив бизнес-план. До подачи заявки необходимо:

    1. Зарегистрироваться в качестве субъекта предпринимательской деятельности на территории одной из особых экономических зон. Процедура осуществляется в региональном отделении налоговой службы. Список документов возьмите у инспектора.
    2. Выбрать направление, соответствующее профилю особой зоны и условиям федеральных, региональных постановлений и законов об ОЭЗ.
    3. Хозяйственная деятельность должна вестись только в пределах особой зоны. Продукцию можно сбывать как внутри страны, так и за рубеж. Комплектующие импортного производства на льготных условиях завозятся в СЭЗ и не покидают пределов.
    4. При соблюдении всех условий предприниматель становится резидентом и платит меньшие налоги в особой экономической зоне.

      Преимущества положения

      Особое юридическое положение гарантирует, что отечественные и иностранные инвесторы получат льготные условия для работы. Это является стимулом для выхода из тени представителей бизнеса и увеличения бюджетных средств регионов, находящихся в отстающих позициях. Льготы предусмотрены по следующим статьям налоговых отчислений:

    5. Земельный.
    6. Налог на прибыль.
    7. Имущественный.
    8. Транспортный.

Есть лишь один нюанс – льготными являются средства и объекты физического или юридического лица, имеющие отношение к инвестиционному проекту по программе налогообложения в свободных экономических зонах. Если у предпринимателя есть действующий бизнес на территории, не относящейся к особой зоне, налоговая ставка по нему не будет снижаться.

В России создана система из 26 особых зон, которые привлекают разное количество инвесторов. Связано это с тем, что условия для резидентов неодинаковые.

Земельные льготы

Есть регионы, где на период 3-10 лет отменены любые налоги на землю, если она находится на территории ОЭЗ и является собственностью резидента. Действует льгота с первого года регистрации. Сроки определяют федеральные и региональные власти.

Нулевая налоговая ставка позволяет компании укрепиться на рынке и направить средства на развитие отрасли. Государственная казна начинает пополняться после окончания льготного периода. Но и здесь ставка может быть более низкой.

Льготы прибыли

Налог на прибыль попадает в число льготного налогообложения. Предприниматель может быть освобожден от перечисления налогов в федеральный или региональный бюджет полностью или частично. Это зависит от соглашений, подписанных относительно выбранной СЭЗ.

Имущество и транспорт

Имущественный и транспортный налог может быть отменен на разный период, чаще всего на 5-10 лет с момента постановки имущества или транспортного средства на учет в качестве активов инвестора.

Налог на имущество для участника СЭЗ определяется региональной властью в соответствии с действующими ставками. Льгота распространяется, если:

  • Имущество заявлено в соглашении о формировании свободной экономической зоны и включено в активы компании.
  • Построено или куплено специально для реализации этого проекта.
  • Объекты расположены на территории СЭЗ.
  • Если условия не выполнены, налоговый инспектор имеет право отказать в льготе и начислить налоги в соответствии ставкам региона, области. Перечень особых экономических зон и условия льготного налогообложения в каждом субъекте можно подробно изучить в таблице.

    Другие льготы

    Резидентам особых экономических зон предоставлены комфортные условия в вопросе уплаты таможенного сбора при ввозе импорта или производстве продукции на экспорт. Учет НДС осуществляется в соответствии с таможенным режимом свободной зоны. Особенности сборов в следующем:

  • Если компания производит продукцию на территории СЭЗ и поставляет ее за рубеж, то экспортная продукция не будет облагаться таможенной пошлиной.
  • Если компания использует для своего производства импортные комплектующие и закупает их только для себя, не перепродавая за пределы особой зоны, то также отменяется таможенный налог.
  • Особенности уплаты НДС в свободных экономических зонах определены Налоговым кодексом (см. данный комментарий специалистов).

    Если резидент нарушит условия таможенного режима и продукция поступит за пределы свободной территории, компания обязана уплатить НДС на стандартных условиях.

    Подведем итоги

    Налогообложение в СЭЗ создает комфортные условия для предпринимательской деятельности, если соблюдены условия соглашения со всех сторон. Воспользоваться программой могут как местные предприниматели, так и те, кто решится расширить границы своей деятельности. Но для старта потребуются серьезные вложения, потому что профильная ориентация свободных экономических зон нацелена на привлечение именно крупных инвесторов, чтобы в дальнейшем бюджет смог получить значительную базу налогов.

    zhazhda.biz

    Налогообложение в свободных экономических зонах: оценка современного состояния, механизм взимания

    Свободные экономические зоны можно определить как обособленные территории государств с льготным по сравнению с общим режимом хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями. Основными целями создания СЭЗ наряду с привлечением иностранного капитала являются: развитие экспортного отечественного потенциала, использование передовой зарубежной техники, технологий и управленческого опыта.

    Территория СЭЗ является таможенной территорией РБ, но при этом пользоваться режимом свободной таможенной зоны могут только резиденты СЭЗ.

    Это означает, что:

    · При ввозе иностранных товаров на территорию свободной таможенной зоны налоги, таможенные платежи, за исключением сборов за таможенное оформление, не взимаются и меры экономической политики не принимаются;

    · При ввозе товаров с территории свободной таможенной зоны на остальную часть таможенной территории РБ налоги, таможенные платежи взимаются и меры экономической политики применяются в зависимости от места происхождения товара;

    · При вывозе с территории СЭЗ товаров, происходящих с территории СЭЗ за пределы РБ налоги, таможенные платежи не применяются, за исключением сборов за таможенное оформление.

    Свободные экономические зоны созданы в РБ.(6 зон): СЭЗ «Минск», СЭЗ «Гомель-Ратон», СЭЗ «Брест», СЭЗ «Могилев», СЭЗ «Гродноинвест».

    Плательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством, в качестве резидентов свободной экономической зоны на территории РБ.

    Налоговый механизм СЭЗ в отличие от республиканского налогообложения состоит, прежде всего, в пониженных ставках основных видов налогов: НДС и налога на прибыль. Применяется также механизм налоговых освобождений от уплаты налога на прибыль по продукции собственного производства (налоговые каникулы предоставляются сроком на 5 лет), целевых бюджетных фондов, ограничиваются ведения местных налогов и сборов.

    Таким образом, организации, являющиеся резидентами СЭЗ Республики Беларусь,

    · налог на прибыль по ставке, уменьшенной на 50 процентов от ставки;

    · налог на добавленную стоимость;

    · налог на недвижимость со стоимости зданий и сооружений, расположенных за пределами СЭЗ;

    · налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;

    · местные налоги и сборы;

    1.2. производят отчисления в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, выполняют обязанности налоговых агентов, в том числе обязанности исчислять, удерживать и перечислять при выплате заработной платы и иных доходов налоги, сборы (пошлины).

    Льготы:

    Прибыль резидентов СЭЗ, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, освобождается от обложения налогом на прибыль в течение пяти лет с даты объявления ими прибыли.

    Резиденты СЭЗ освобождаются от налога на недвижимость по зданиям и сооружениям (в том числе сверхнормативного незавершенного строительства), расположенным на территории соответствующих СЭЗ, независимо от направления их использования.

    Налог на добавленную стоимость, исчисляемый по ставкам, установленным законодательством Республики Беларусь, за исключением ставки 10 (9,09) процентов, уплачивается организациями, являющимися резидентами СЭЗ, в размере 50 процентов от подлежащей уплате суммы указанного налога с оборотов по реализации на территории Республики Беларусь товаров собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ и являются импортозамещающими в соответствии с перечнем, определенным Правительством Республики Беларусь. Обороты по реализации резидентами СЭЗ на территории Республики Беларусь товаров собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ и являются импортозамещающими в соответствии с перечнем импортозамещающих товаров, облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере десять (10) процентов. Эта ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении товаров, отгруженных с 1 января 2011 года.

    Специальный правовой режим, действующий на территориях СЭЗ не распространяется на:

    общественное питание, игорный бизнес, торговую и торгово-закупочную деятельность, операции с ценными бумагами;

    реализацию товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется с использованием основных средств, находящихся в собственности резидента СЭЗ вне территории СЭЗ;

    деятельность банков, небанковских кредитно-финансовых и страховых организаций;

    В рамках специального правового режима резиденты СЭЗ не освобождаются от налога на недвижимость по основным средствам, расположенным за пределами территорий соответствующих СЭЗ.

    lektsii.org

    Налогообложение в свободных экономических зонах

    Особенности налогообложения резидентов свободных экономичексих зон (СЭЗ) включают ограниченный перечень налогов и других платежей в бюджет, пониженные ставки налогов и льготы по налогу на прибыль.

    Специальный правовой режим СЭЗ не распространяется:

    Ø на деятельность, связанную с игорным бизнесом;

    Ø на структурные подразделения и недвижимость, расположенные за пределами территории СЭЗ;

    Ø на торгово-закупочную деятельность резидентов СЭЗ, осуществленную со складов, находящихся за границами СЭЗ.

    Резиденты СЭЗ уплачивают следующие налоги и другие обязательные платежи в бюджет:

    Ø налог на прибыль и доходы;

    Ø налог на добавленную стоимость;

    Ø экологический налог;

    Ø подоходный налог с физических лиц;

    Ø государственные пошлины и сборы;

    Ø отчисления в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

    Ø отчисления в Государственный фонд содействия занятости.

    Прибыль резидентов СЭЗ от деятельности, на которую распространяется специальный налоговый режим, облагается по ставке 15 %. Прибыль, полученная резидентами СЭЗ от реализации продукции (работ, услуг) собственного производства, освобождается от обложения налогом сроком на пять лет с момента ее объявления, включая первый прибыльный год. В последующие пять лет резиденты СЭЗ вправе уплачивать налог на прибыль в размере 50 % от ставки налога при условии, что выручка от экспорта продукции собственного производства, произведенной в СЭЗ, должна составлять не менее 70 % в отчетном месяце.

    Доходы резидентов СЭЗ банков, небанковских кредитно-финансовых учреждений, страховых и перестраховочных организаций, доходы иных юридических лиц от операций с ценными бумагами подлежат обложению налогом на доходы в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 23 декабря 1999 г. № 43 «О налогообложении доходов, полученных в отдельных сферах деятельности».

    Резиденты СЭЗ уплачивают налог на доходы от дивидендов и приравненных к ним доходов по ставке 15 %. Дивиденды, выплачиваемые резидентами СЭЗ, в течение 5 лет с момента регистрации резидента СЭЗ не подлежат налогообложению.

    Резиденты СЭЗ налог на добавленную стоимость исчисляют по ставкам, установленным Зако­ном Республики Беларусь от 19 декабря 1991 г. «О налоге на добавленную стоимость» и уплачивают в порядке, установленном постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 мая 2001 г. № 81 «Об исчислении и уплате налога на добавленную стоимость резидентами свободных экономических зон».

    Резиденты СЭЗ исчисляют и уплачивают акцизы, экологический налог, подоходный налог с физических лиц, государственные пошлины и сборы в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

    Порядок уплаты и размеры местных сборов устанавливаются для резидентов СЭЗ по решению администрации СЭЗ в рамках полномочий, делегированных местными Советами депутатов.

    Резиденты СЭЗ производят обязательные отчисления в Государственный фонд содействия занятости в размере 1 % от фонда заработной платы, приходящейся на деятельность, на которую распространяется специальный правовой режим СЭЗ. Чрезвычайный налог в этом случае от фонда заработной платы не исчисляется и не уплачивается. Резиденты СЭЗ исчисляют и уплачивают чрезвычайный налог и обязательные отчисления в Государственный фонд содействия занятости единым платежом в размере 5 % от фонда заработной платы, приходящейся на деятельность, на которую не распространяется специальный правовой режим, включая фонд заработной платы работников, местом работы которых являются структурные подразделения или объекты недвижимости, расположенные за пределами территории СЭЗ.

    Налог на недвижимость исчисляется и уплачивается резидентами СЭЗ в общеустановленном порядке по объектам налогообложения, не участвующим (не используемым) в деятельности резидента СЭЗ, на которую распространяется специальный правовой режим, а также по объектам недвижимости, расположенным за пределами территории СЭЗ.

    studopedia.org

    Свободные экономические зоны

    Все приложения, графические материалы, формулы, таблицы и рисунки работы на тему: Свободные экономические зоны (предмет: Финансы, деньги и налоги) находятся в архиве, который можно скачать с нашего сайта. Приступая к прочтению данного произведения (перемещая полосу прокрутки браузера вниз), Вы соглашаетесь с условиями открытой лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (CC BY 4.0) .

    реферат по дисциплине Финансы, деньги и налоги на тему: Свободные экономические зоны; понятие и виды, классификация и структура, 2016-2017, 2018 год.

    Министерство общего и среднего профессионального образования Российской Федерации

    Санкт-Петербургская академия экономики и управления.

    Алтайский институт экономики.

    Дисциплина: Налоги и налогообложение

    Тема: Налогообложение в свободных экономических зонах

    1. Налогообложение в свободных экономических зонах…………………3

    Высокие налоговые ставки заставляют плательщиков крупных налоговых сумм искать различные способы экономить на уплате налогов. Один из наиболее часто применяемых приемов уклонения от налогов — перевод капиталов в страны с более выгодными условиями налогового обложения — офшорные зоны. Это название происходит от английского слова «Off-shore» — на расстоянии от берега, т.е. территория, удаленная от главных финансовых центров развитых стран мира.

    Офшорные зоны — обычно небольшие островные или прибрежные государства и территории, проводящие политику привлечения капиталов из-за рубежа путем предоставления им широких налоговых льгот. Юридической предпосылкой такого способа служит территориальная ограниченность налогового суверенитета государства.

    Льготный налоговый режим подразумевает отсутствие налогов или очень низкий их уровень, особенно для нерезидентов (иностранного капитала и иностранных физических лиц). Часто вместо налогов взимается фиксированный сбор. Кроме того, предпринимателей привлекают такие условия как, простота и дешевизна оформления, отсутствие валютных ограничений, таможенные льготы, простота финансовой отчетности, отсутствие минимального размера уставного капитала, охрана тайны личности владельцев фирм, недорогие услуги местных секретарских фирм, обслуживающих офшорные компании. Эти и подобные им льготы предоставляются офшорной компании только для операций с иностранными резидентами и в иностранной валюте. То есть, иностранная компания на территории данной страны может называться офшорной только в том случае, если она не осуществляет экономической деятельности с национальными фирмами и физическими лицами и не работает с валютой данной страны, а работает на внешних для данной страны рынках.

    Обычно офшорные компании открываются не для производствен-ной, а для коммерческой, финансовой, управленческой, фрахтовой и страховой деятельности, для размещения инвестиций через холдинго-вые компании и т.д.

    Предоставление офшорных привилегий — одно из основных средств конкуренции между странами за привлечение иностранных компаний на свою территорию. Именно на различиях в условиях налого-обложения в разных странах играют многие корпорации, переводя свои капиталы в государства с более выгодными условиями обложения доходов.

    Необходимым условием того, чтобы эти налоговые убежища и оазисы действительно привлекали иностранный капитал, является наличие гарантий безопасного предпринимательства в регионе (стабильная политическая обстановка, отсутствие военных действий).

    Некоторые страны распространяют офшорный режим для иностранных компаний на всю свою территорию. Такие страны получили название офшорных центров.

    Другие устанавливают его в пределах выделенных зон, это — свободные экономические зоны.

    Третьи предоставляют офшорный статус только отдельным видам компаний. Так, безналоговый статус для судовладельцев предоставляют Либерия, Панама, Греция.

    Условно можно выделить две группы стран, играющих роль своеобразных налоговых оазисов.

    К первой группе стран могут быть отнесены некоторые развив-ающиеся страны, которые активно проводят политику привлечения зарубежных капиталов. Для этого они устанавливают иностранным гражданам очень низкие ставки налогов или вовсе отменяют налогообложение импортируемого капитала. Особенностью этой группы стран является отсутствие налоговых соглашений с другими странами, что гарантирует иностранным инвесторам конфиденциальность финансовой информации и отсутствие юридических обязательств по уплате налогов в стране их резидентства.

    Вторая группа стран характеризуется тем, что относительные льготы в налогообложении возникают там применительно лишь к некоторым видам доходов и обусловлены либо особенностями внутреннего налогового законодательства, либо спецификой заключенных с другими странами налоговых соглашений.

    В Европе к разряду налоговых оазисов могут быть отнесены, прежде всего «малые» государства. Среди них определилась своеобразная «специализация»: законодательство Нидерландов выгодно для холдинг-компаний, Люксембурга — для банков (поскольку в стране нет налогов, в том числе НДС на операции с золотом), Лихтенштейна и Швейцарии — для торговых домов и посреднических фирм (гарантируется тайна вкладов).

    В Монако физические лица налогами не облагаются, а уровень налогов для фирм- 8%, в Сан — Марино 23%, в Андорре нет налогов на корпорации, налога на источники дохода, подоходного налога. На английских островах в проливе Ла-Манш подоходный налог в 20% существует только для резидентов, а за оффшорные сделки в любом объеме уплачивается лишь годовой сбор в размере 500 фунтов стерлингов. В греческой части острова Кипр налог для иностранцев -5%.

    За пределами европейского континента выделяются: Багамские острова (отсутствуют налоги на корпорации, налог на доходы физических лиц, с дарения и наследства, на прибыль от продажи товаров, фирмы платят только пошлину за регистрацию компаний и таможенные пошлины), Каймановы острова, Науру и Объединенные Арабские Эмираты (нет налогов вообще), Гонконг и Сейшельские острова (иностранное имущество налогами не облагается), Панама (офшорные сделки налогами не облагаются) и ряд других.

    Обычно индустриальные страны борются с офшорными центрами, так как не заинтересованы в том, чтобы доходы их резидентов ускользали от налогообложения. Эта борьба обычно заканчивается соглашением об избежании двойного налогообложения. Налоговые власти, согласно сложившейся практике, могут обмениваться лишь той информацией, которая касается облагаемых доходов.

    При этом в тех офшорных центрах, где налоги не взимаются, не требуется и информации о доходах. Это дает возможность тем, кто пользуется услугами офшорных центров (налоговых оазисов), получать дополнительный доход от избежания или недоплаты налогов «на законных основаниях», т.е. не нарушая законов своих стран.

    Наряду с отдельными странами налоговые оазисы появляются в границах одного государства вследствие налоговой экстерриториаль-ности отдельных районов: портов, пограничных или приморских зон. Такие территории относятся к свободным экономическим зонам.

    Свободные экономические зоны (СЭЗ) — это особые экономические районы (комплексные зоны, открытые города) в границах одного государства, где действует не только льготный режим налогообложения, но и льготные таможенные, инвестиционные и другие условия экономической деятельности для иностранных и отечественных предприятий и предпринимателей. Все это стимулирует предприни-мательскую активность и привлекает иностранные инвестиции в национальную экономику. При этом свободная экономическая зона выступает как органическое звено народнохозяйственного комплекса (или его части), связанная с ним различными факторами — социально-экономическими, демографическими, географическими и др.

    Среди целей создания свободных экономических зон можно выделить следующие: они создаются для повышения эффективности производства, для развития производительных сил и экспортного потенциала государства, для расширения производства импортозаме-щающей продукции, для инвестиционного, научно-технического прогресса, для развития финансовых и товарных рынков на территориях свободных экономических зон, для увеличения доходов бюджета государства, для выравнивания уровней развития территорий.

    Товары, произведенные в свободных экономических зонах и вывозимые в другие страны, освобождаются от таможенных пошлин и других платежей (кроме таможенных сборов). К указанным товарам не применяются меры экономической политики (по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности). Товары, ввозимые из других стран в свободные экономические зоны, освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей (кроме таможенных сборов). Не взимаются таможенные платежи и не применяются количественные ограничения на ввоз и вывоз товаров, ввозимых из других стран в свободные экономические зоны и затем вывозимые в зарубежные страны.

    В настоящее время (по состоянию на 2003 г.), по данным исследований, проведенных в рамках ООН, в мировой практике насчитывается около 30 разновидностей СЭЗ. Они существуют не только в развивающихся странах, но и в США, Англии, Германии, Голландии, Японии, Мексике, всего более 600 зон в 80 странах мира.

    Можно выделить несколько типов свободных экономических зон.

    Свободные торговые зоны (свободные порты, транзитные и таможенные зоны). Функционируют на основе отмены или смягчения таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля над товарами, поступающими в зону.

    Экспортные промышленные зоны (для производства экспортной и частично импортозамещающей продукции). Их деятельность основывается как на применении льготных торгового и таможенного режимов, так и на либерализации инвестирования и налогового режима для национальных и иностранных предприни-мателей.

    Налоговые гавани (банковские и страховые зоны). Ориентиро-ваны на льготный режим осуществления банковских и страховых операций.

    4. Зоны технического развития. Специализируются на разработке и внедрении современной техники и технологии с помощью не только национальных предприятий и организаций, но и иностранных фирм. В этих зонах используется система различных льгот, в том числе частичное (полное) освобождение корпораций от подоходного налога.

    Свободные экономические зоны, функционирующие на основании различных нормативно-правовых актов, нашли широкое распростра-нение в России. Создание свободных экономических зон направлено на привлечение зарубежных и российских инвестиций с целью ускорения экономического роста, расширения экспортного потенциала, эффективного использования природных, материальных и трудовых ресурсов определенных зон Российской Федерации. Для достижения указанных целей в свободных экономических зонах, как правило, действуют льготные налоговый и таможенный режимы, а также упрощенный порядок осуществления экспортно-импортных операций, что создает благоприятные условия для укрепления и развития хозяйствующих субъектов свободных экономических зон. Создание первых зон офшорного типа в России приходится уже на середину 1990-х гг., старейшими из них являются учрежденные в 1994 г. зона экономического благоприятствования «Ингушетия» и зона льготного налогообложения в Республике Калмыкия. Позже возникли внутренние офшоры в Алтайском крае (СЭЗ «Алтай», ЭЭР «Алтай», г. Барнаул), Республике Бурятия, городах Центральной России — Углич, Курск, Шаховском районе Московской области, районах Новгородской и Калужской областей и пр. За прошедшие годы все эти центры прошли различный путь развития, некоторые так и не стали полноценно функционирующими, в деятельности других наблюдалось много нарушений федерального законодательства и даже элементы криминальной активности, по причине чего они были ликвидированы. Наибольшую известность получили офшорные зоны Ингушетии, Калмыкии и Алтая: здесь в максимальной степени получило развитие офшорное законодательство, а также офшорная практика.

    Существование офшора в Ингушетии все же принесло свои плоды для экономики северокавказской автономии: уже в первый год функционирования зоны экономического благоприятствования бюджет Ингушетии получил более 500 млрд. рублей доходов от зарегистрированных компаний. При этом общий итог деятельности ингушского офшора оказался, скорее, негативным, что связано с большими потерями для федерального бюджета и бюджетов регионального уровня, а также существенной криминализацией финансового сектора Ингушетии.

    В период 1992 -1999 гг. федеральными органами государствен-ной власти было принято более 50 нормативно — правовых актов о создании на территории России около 40 свободных экономических и таможенных зон и их функционировании.

    В настоящее время отсутствует общий закон, определяющий статус свободных экономических зон (СЭЗ), т.к. еще не принят Федеральный законопроект «О свободных экономических зонах в РФ», который определял бы правовой статус свободных экономических зон и его участников, а также общий порядок их создания и функционирования. Свободные экономические зоны, созданные на основании как федеральных, так и законов субъектов Федерации, в связи с отсутствием унифицированного законода-тельства о законах с особым экономическим статусом носят сугубо индивидуальный характер.

    В силу отсутствия унифицированного законодательства о свободных экономических зонах в федеральном и региональном законодательстве используется самая различная терминология (особая экономическая зона, зона свободного предпринимательства, регион интенсивного экономического развития зоны экономического благоприятствования, зоны с особым режимом хозяйствования и т.д.).

    Новый Таможенный кодекс 2004 года в статье 2 содержит следующее положение, касающееся СЭЗ: «На территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории Российской Федерации. Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматри-ваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установлен-ных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, определяемых настоящим Кодексом и иными федеральными законами».

    Система налогообложения в свободных экономических зонах относится к специальным налоговым режимам (ст. 18 НК РФ), т.е. на территории СЭЗ действует особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.

    Примером действия специального налогового режима в свободных экономических зонах является Особая экономическая зона в Калининградской области.

    Федеральный закон от 22 января 1996 года N 13-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области» в ст. 7 закрепил следующие положения о том, что товары, происходящие из указанной зоны и вывозимые в другие страны (а также на остальную часть РФ), освобождаются от таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов); товары, ввозимые в зону из других стран, освобождаются от ввозных таможенных пошлин и др. платежей (за исключением таможенных сборов); товары, ввозимые в зону из других стран и затем вывозимые на остальную часть РФ, облагаются ввозными таможенными пошлинами и другими платежами при таможенном оформлении (это правило не действует, если упомянутые товары вывозятся в зарубежные страны); администрация зоны по согласованию с Правительством РФ вправе устанавливать дополнительные ограничения режима свободной таможенной зоны и исключения из этого режима, направленные на защиту местных производителей товаров (работ, услуг).

    В соответствии с этим законом НДС с выручки от оказания транспортных услуг, услуг по погрузке, разгрузке, перегрузке, хранению при перевозке и перевалке товаров из зоны на остальную часть таможенной территории РФ (и из нее в зону) — не взимается. Кроме

    того, российским и иностранным инвесторам и предпринимателям предоставляются налоговые льготы в соответствии не только с налоговым законодательством Российской Федерации, но и законодательством Калининградской области.

    При этом перед федеральными и местными законодательными органами возникает проблема противодействия превращению Калининградской области в зону чистого офшора. Такая трансформа-ция влечет за собой отказ от взимания всех федеральных налогов и сборов, установление особого порядка регистрации налого-плательщиков, введение налоговой границы между областью и основной территорией России, приравнивание поставок товаров (работ, услуг) на территории области к импорту (экспорту), принятие решений, резко упрощающих ведение бизнеса в регионе, изменение критериев резидентства предприятий и физических лиц.

    В настоящее время в Российской Федерации созданы и действуют следующие СЭЗ:

    Особая экономическая зона в Калининградской области;

    СЭЗ «Находка» в Приморском крае;

    СЭЗ «ЕВА» в Еврейской автономной области;

    СЭЗ в Алтайском крае;

    СЭЗ «Сахалин» в Сахалинской области;

    СЭЗ «Выборг» в Ленинградской области;

    СЭЗ «Садко» в Новгородской области;

    СЭЗ «Кузбасс» в Кемеровской области;

    СЭЗ «Даурия» в Читинской области;

    СЭЗ «Я нтарь» в Калининградской области;

    Особая экономическая зона в Магаданской области и др.

    2. Практическое задание.

    Рассчитайте сумму налога по упрощенной системе налогообложения, по следующим данным (объект налогообложения доходы):

    referatwork.ru