Налоги и налоговая система кривая лаффера

Налоговая система. Кривая Лаффера;

В системе финансовых отношений государства важную роль, с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней, играют налоги.
Налоги– обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства. Налоги выражают обязательность юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства.
Налоговая система государства включает:

· субъект налога – лицо, которое по закону обязано платить налог;

· носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог;

· объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог;

· ставка налога – величина налоговых начислений на единицу объекта налога.

Различают твёрдые, прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоговые ставки.

Твёрдые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода, например, на одну тонну нефти.

Пропорциональные– в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учёта дифференциации его величины.

Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. При прогрессивной шкале налогообложения налогоплательщик уплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю. Прогрессивные налоги – это те налоги, которые сильнее всего «давят» на лиц с большими доходами.

Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода.

Различают налоги прямые и косвенные.

Прямые налоги платятся субъектами непосредственно, прямо пропорциональны платежеспособности.

Косвенные налоги – это налоги на определённые товары и услуги. Они взимаются через надбавку к цене.

Налоговая система государства опирается на следующие принципы:

· подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно величине своего дохода, который они получают под покровительством и защитой государства;

· должен быть точно определён налог, его срок уплаты, способ платежа, сумма платежа;

· каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику удобнее всего оплатить его;

· схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного, тройного обложения.

· система и процедура уплаты налогов должна быть экономичной для учреждений, собирающих налоги;

· налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся потребностям общества.

На основе данных принципов сложились две концепцииналогообложения:

1.Субъекты налога должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства. Например, те, кто желает пользоваться хорошими дорогами, должны оплачивать затраты на поддержание и ремонт этих дорог. Кто пользуется, тот и платит.

2.Согласно другой концепции, юридические и физические лица должны уплачивать налоги в прямой зависимости от размера полученного дохода.

Видыосновных налогов:

· подоходные налоги с физических и юридических лиц (налог на прибыль, подоходный налог). Подоходный налог с доходов физических лиц равен 13%. Налог на прибыль платят юридические лица, имеющие отдельный счёт и баланс; объектом обложения является валовая прибыль; предельная ставка налога составляет 25 %;

· налог на добавленную стоимость (НДС). НДС представляет собой изъятие в бюджет части прироста стоимости, созданной в процессе производства товаров, работ, услуг; вносится в бюджет по мере их реализации. Налог взимается с разницы между отпускной ценой и издержками производства на данной стадии движения товара, то есть фактически на каждой технологической стадии движения товара к потребителю. В среднем ставки этого налога не превышают 25%.. НДС – налог на потребителей; компенсируется производителем за счёт роста цен;

· акцизыявляются косвенным налогом; включаются в цену товара; оплачиваются потребителем. Ставки акцизов дифференцированы от 10 до 90%. Подакцизными товарами являются вино, водка, пиво, табачные изделия, легковые автомобили, ювелирные изделия, меха, изделия из натуральной кожи и др.

· таможенные пошлины на импортные, экспортные и транзитные товары; включаются в розничную цену; представляют косвенный налог; оплачиваются потребителем;

· налог на имуществоюридических лиц. Объектом обложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы и др. Предельный размер по данному налогу не может превышать 2%..

В российской практике существует большое разнообразие налогов:

· облагаются налогом доходы кредитных организаций;

· доходы от страховой деятельности;

· от эмиссии и продажи ценных бумаг;

· существуют специальные отчисления во внебюджетные фонды;

· отчисления в дорожные фонды;

· налог на наследования и дарения;

· целая гамма местных налогов (например, курортный сбор, налог на рекламу, сбор на содержание милиции и др.).

Некоторые налоги могут быть переложены на другие субъекты, например, налог с продаж, акцизные налоги, налог на прибыль. Перенесение бремени поимущественного налога зависит от того, кем используется собственность – владельцем или арендатором. Личный подоходный налог не переносится.
Система налогообложения в России имеет три уровня:

Налоговый кодекс РФ закрепляет 28 видов налогов и сборов (16 – федеральные, 7 – региональные, 5 – местные). В США действует только 10 основных налогов и ещё 4 вида, применяемые на уровне отдельных штатов.
При подоходном налогообложении очень важно рассчитать и установить оптимальную ставку налога. Если ставки налогов завышены, то подрываются стимулы к нововведениям, снижается трудовая активность, часть предпринимателей уходит в «теневую» экономику.
Американские эксперты во главе с профессором А.Лаффером попытались теоретически доказать, что при ставке подоходного налога выше 50% резко снижается деловая активность фирм и населения в целом. Обоснованием этому служит, так называемый, эффект Лаффера. Графически его отображает кривая Лаффера, показывающая зависимость поступлений в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога.

— ставка налога равна нулю — поступлений в бюджет нет;

— ставка налога равна 100%- поступлений в бюджет также нет, т.к. в легальной экономике никто не работает, а все уходят в «теневую» экономику.

При всех остальных значениях r налогоплательщики будут платить налоги, а государство их получать.

Точка А: при каком-то значении rA достигается максимум поступлений в бюджет, rA — оптимальный уровень ставки подоходного налога, Rа — максимальная сумма налоговых поступлений в бюджет. По Лафферу эта ставка для США составляет 30-35 процентов.

Если ставка подоходного налога будет увеличиваться по сравнению с rA , то произойдет не увеличение, а уменьшение суммы налоговых поступлений в бюджет, т.е. Rв

studopedia.su

Налоги: сущность и виды. Налоговая система. Кривая Лаффера. Проблема оптимизации налогообложения

Налог – это комплексная категория, имеющая экономическое, финансовое, юридическое значение. В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации (НК РФ), под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Из этого определения вытекают четыре признака налога:

  • обязательность;
  • индивидуальная безвозмездность (односторонность, безэквивалентность и безвозвратность налогов);
  • отчуждение денежных средств (переход права собственности от налогоплательщика государству);
  • направленность на финансирование деятельности государства.
  • Назовем виды налогов по различным классификационным признакам:

  • По способу взимания различают прямые и косвенные налоги.
    Прямые налоги взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на реальные прямые налоги (уплачиваются с учетом предполагаемого среднего дохода плательщика) и личные прямые налоги (уплачиваются с реально полученного дохода).
    Косвенные налогивключаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара.
    В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на косвенные индивидуальные (облагаются строго определенные группы товаров); косвенные универсальные (облагаются в основном все товары и услуги); фискальные монополии (облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах); таможенные пошлины (облагаются товары и услуги при совершении экспортно — импортных операций).
  • В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на: федеральные (общегосударственные), региональныеналоги, местные налоги.
  • По целевой направленности введения налогов различают:
    абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;
    целевые (специальные) налоги — для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.
  • В зависимости от субъекта — налогоплательщика выделяют следующие виды: налоги, взимаемые с физических лиц; налоги, взимаемые с предприятий и организаций; смежные налоги, уплачиваемые и физическими и юридическими лицами.
  • По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:
    закрепленные налоги, целиком поступающие в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;
    регулирующие налоги — поступающие одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.
  • По порядку введения налоговые платежи делятся на:
    общеобязательные налоги, которые взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;
    факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание — компетенция органов местного самоуправления.
  • Налоговая система – это совокупность всех налогов и сборов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке. В Российской Федерации система налогов и сборов регулируется статьями 13, 14, 15 НК РФ.

    Зависимость между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок выражается «Кривой Лаффера»: Повышение налоговых ставок до определенного момента будет вести к увеличению собранных налогов. Дальнейший рост налогов подрывает стимулы к производственной деятельности (так как большая часть дохода должна быть перечислена в государственный бюджет), тормозит рост научно-технического прогресса, замедляет экономический рост и ведет к уменьшению поступлений налогов в бюджет. Изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов (порядка 40-50%) является пределом, за которым ликвидируются стимулы к предпринимательской инициативе, расширению производства.

    Для налогоплательщиков привлекательной является низкая налоговая нагрузка (на уровне 15 %). Однако государство при данном уровне нагрузки располагает минимальными возможностями управления развитием экономики. Поэтому высокоразвитые государства стремятся поднять уровень налоговых поступлений, одновременно увеличивая возврат в экономику, социально-культурную сферу части средств, поступивших в бюджет.

    www.ekonomika-st.ru

    налоги и налоговая система. кривая лаффера

    Налоги

    система экономических отношений по изъятию в соответствующий бюджет части доходов или стоимости блага; в законодательстве РФ под налогом, сбором, пошлиной, другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами; отличительными признаками налогов являются их обязательность (хотя бывают и добровольные – акцизы), безвозмездность и безэквивалентность

    Налоговая система

    совокупность установленных законом налогов, принципов, форм и методов их установления и специального (налогового) механизма их реализации

    Классификация (формы) налогов

    1. по характеру построения налоговых ставок: а) прогрессивный налог, при котором сумма и доля изъятия дохода растет быстрее, чем сам доход, б) регрессивный – доля изъятия дохода снижается с его ростом (налог с продаж, акцизные, другие косвенные налоги), в) пропорциональный – налоговая ставка не изменяется при любых размерах доходов;
    2. в зависимости от объекта налогообложения – налоги на доход, прибыль, зарплату, имущество, дарение, операции с ценными бумагами, НДС и другие;
    3. по степени важности налоговых поступлений для бюджетов – основные (НДС, на прибыль фирм) и дополнительные (на дарение, на наследство);
    4. в зависимости от органов власти, в распоряжение которых поступают налоги, – федеральные, региональные и местные налоги;
    5. в зависимости от направлений использования – социальные налоги, которые формируют на разных уровнях соответствующие социальные фонды;
    6. в зависимости от способов взимания – прямые (в РФ они составляют 44% всех бюджетных налоговых доходов) и косвенные налоги

    Структура налогов

    прямые (принудительные), взимаются с субъекта непосредственно, уменьшают первичные доходы

    реальные, устанавливаются на имущество (поземельный, подомовой, промысловый, на ценные бумаги) физических и юридических лиц, учитывают не действительную, а среднюю стоимость облагаемого объекта – участка земли, строения

    личные, устанавливаются на доход (подоходный налог, налог на прибыль корпораций, на прирост капитала при его продаже, наследство, дарение и др.), учитываются индивидуально, высшие их ставки в Швеции более 70%, в Японии, Италии, ФРГ – 50-53%, в США – 31%, в Канаде – 29%, в России – 24%

    косвенные, взимаются в цене товаров, поэтому носят добровольный характер, уменьшают конечные (располагаемые) доходы

    фискальные монополии, устанавливаются на товары массового спроса, производство которых монополизировано государством, – алкогольные напитки, табачные изделия, соль, спички и др., взимаются с потребителей, но через госпредприятия, поступают в основном в федеральный бюджет

    таможенные пошлины, устанавливаются на импортные, экспортные и транзитные товары в целях защиты национальных товаропроизводителей и пополнения государственной казны

    акцизы (с фирм), облагаются товары (бензин, табак, сахар) и услуги (коммунальные, культурные) широкого распространения и высокого спроса, иногда с целью ограничить спрос

    индивидуальные: пиво, бензин и др.

    универсальные: НДС и др.

    взносы в фонды социального страхования, занятости и др. (устанавливаются на предприятия и лиц наемного труда)

    Кривая Лаффера

    кривая Лаффера – графическая иллюстрация зависимости налоговых доходов государства от среднего уровня налоговых ставок в стране и метод определения оптимального уровня налогов для максимизации этих доходов; на графике оптимальной является ставка в 50% (Б0), обеспечивающая максимальные поступления в госбюджет (Б0-А0), при ставке выше 50% налоговые поступления сокращаются, при 100% вовсе исчезают, так как (при прочих равных условиях) снижается деловая активность, база налогообложения и желание платить налоги, часть налогоплательщиков разоряется, другая – может уйти в теневую экономику; важно заметить, что при разных уровнях налоговых ставок (в 20 и 80%, Б1 и Б2) достигается один и тот же уровень дохода в госбюджет – Б1-А1 и Б2-А2 (но в Швеции налоговые ставки превышают 70% доходов, а деловая активность снижается не всегда, так как государство использует другие стимулы такой активности, а предприятие, созданное за счет государственных средств, может безболезненно лишаться в форме налогов и 90% своей прибыли)

    Основные направления совершенствования налоговой системы

    Сложившиеся в мировой экономике

  • снижение максимальных ставок прямых налогов, что благодаря возможному росту объемов производства может расширить налоговую базу, сократить число уклоняющихся от уплаты налогов, способствовать переливу капитала из сферы с высоким налогообложением в сферу с низким налогообложением;
  • повышение ставок косвенных налогов (менее зависимых от циклических колебаний и более надежного источника бюджета) в целях компенсации доходов бюджета от снижения максимальных ставок прямых налогов;
  • расширение налоговой базы, включение новых объектов налогообложения;
  • совершенствование прогрессивных налогов, важных регуляторов экономики;
  • перенос тяжести налогового бремени с юридических на физических лиц

economics-konspect.org

Налоговая система. Кривая Лаффера

Налоги представляют собой сборы, налагаемые государством на доход, имущество и увеличение рыночной стоимости активов отдельных людей и предприятий. Это – прямые налоги. Основные формы прямых налогов: подоходный налог, налог на корпорации, налог на имущество.

Наряду с прямыми налогами государство, как известно, взимает косвенные налоги. В отличие от прямых налогов, косвенные налоги представляют собой налоги на расходы. Это налоги, которыми государство облагает товары и услуги. Они, следовательно, представляют собой часть цены товаров и выплачиваются теми, кто покупает эти товары. Основными видами косвенных налогов являются: налог на добавленную стоимость (или налог с продаж), акцизы и таможенные пошлины.

В зависимости от количественного соотношения доходов и расходов государственного бюджета, бюджет может быть сбалансированным (если доходы равны расходам), дефицитным (если расходы превышают доходы) или профицитным (если доходы превышают расходы).

Рост государственных расходов вызывает мультипликационный рост равновесного уровня выпуска (доходов). Рост налогов, напротив, вызывает мультипликационное сокращение равновесного уровня выпуска (доходов).

В настоящее время существуют несколько систем налогообложения: пропорциональная, прогрессивная и регрессивная.

При пропорциональной системе налогообложения имеется единая налоговая ставка (t) и общая сумма налоговых поступлений (T) определяется по формуле:

При прогрессивной (регрессивной) системе имеется как минимум две ставки: базовая и предельная. Базовая ставка применяется только к начальному диапазону налогооблагаемого дохода.

Средняя ставка налогообложения (t) рассчитывается как отношение общей суммы выплаченных налогов к совокупному доходу: t = T : Y. Соответственно, если известна средняя ставка налогообложения t, то общая сумма налоговых поступлений рассчитывается по приведенной выше формуле:

T = t * Y

Из этой формулы следуют три вывода: при данной ставке налогообложения t:

Общая сумма доходов (полученных государством налоговых поступлений) государственного бюджета больше во времена подъёмов и меньше во времена спадов.

РЛД = Y – T = Y – t * Y = (1 — t) * Y

K (мультипликатор расходов) =

Что касается ставки налогообложения (t), то ее связь с общей суммой собираемых налогов (T) не так однозначна, как может показаться. Эту связь демострирует кривая Лаффера: при росте ставки налогообложения от 0 до t0 общая сумма налогов растет, если рост ставки продолжится, то сумма налогов начнет уменьшаться, пока не достигнет нулевого значения при ставке 100%.

Это явление объясняется очень просто: по достижении ставки t0 люди начинают терять интерес к зарабатыванию дохода, или укрывают доходы от налогообложения.

studopedia.org

Налоги и налоговая система. Кривая Лаффера

Мощное воздействие на экономическую динамику оказывают не только расходные, но и доходные механизмы бюджета. Налоги образуют основную долю доходной части государственного и местных бюджетов. Отсюда следует приоритетное внимание любого государства к формированию налоговой системы и налоговой политики. Величина налоговой ставки и общая масса изымаемых в госбюджет ресурсов оказывают непосредственное влияние на динамику социального экономического развития общества.

Налог — это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Эти сборы производятся на основе государственного законодательства.

Использование налогов в качестве инструмента централизованного воздействия на экономическое развитие государства имеет длительную историю. Первый денежный поголовный налог на граждан был введен еще в Римской империи во II в. н.э.

По мере развития обмена и экономической цивилизации денежные налоги вытесняют другие виды платежей, в том числе натуральный, и становятся господствующими.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую. Фискальная функция является основной. Используя ее, государство формирует денежные фонды. Экономическая функция предполагает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, заинтересованности производителей и предпринимателей в развитии разнообразных видов деятельности по производству товаров и услуг. Используя эту функцию налогов, государство оказывает влияние на реальный процесс производства и инвестирования капитальных вложений.

Взимание налогов основывается на использовании различных ставок налогов. Различают следующие виды ставок.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода (тонну, штуку, партию товара, услугу и т.д.).

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.

Прогрессивные ставки предполагают прогрессивное повышение ставки налога по мере возрастания дохода. Этот вид ставок служит инструментом изъятия средств у лиц, получающих большие доходы.

Регрессивные ставки предполагают снижение налога по мере роста дохода. Эти ставки наиболее выгодны лицам, обладающим большими доходами, и наиболее обременительны для физических и юридических лиц, обладающих незначительными доходами.

По платежеспособности и методу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком. Как правило, они прямо пропорциональны платежа; способности.

Косвенные налоги — это обязательные платежи, включенные В цену товара или услуги. Значительную часть их образуют акцизы.

По использованию налоги подразделяются на общие, поступающие в общую доходную часть бюджета, и специальные (целевые). Они используются строго на определенные цели. Это налоги, например, на продажу бензина, топлива, смазочных масел и др.

В соответствии с государственным устройством и бюджетной структурой налоги подразделяются на федеральные и местные.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также и методов их построения образует налоговую систему. В ней устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов.

Принципы, которым должна отвечать налоговая система, были сформулированы еще А. Смитом и включали принципы нейтральности, справедливости и простоты расчета. Эти принципы не утратили своей значимости до настоящего времени.

Нейтральность налоговой системы заключается в обеспечении равных налоговых стандартов для равных налоговых плательщиков. К сожалению, в странах с переходной экономикой этой нейтральности практически не существует. Широкая дифференциация налогов, разнообразие льгот отраслям и фирмам дискредитируют общество и подрывают экономическую стабильность.

Принцип справедливости обеспечивает возможность равноценного изъятия налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц, не ущемляющего интересов каждого плательщика и в то же время обеспечивающего достаточными средствами бюджетную систему.

Принцип простоты предполагает построение налоговой системы с учетом потребностей общества, возможностей государства и имеющейся базы налогообложения. При этом следует учитывать внутренние и внешние интересы государства и интересы предприятий, отраслей, регионов и граждан. Это предполагает использование набора функциональных инструментов определения облагаемого дохода, налоговой ставки и величины налога, понятных налогосборщикам и налогоплательщикам.

В странах с федеральным устройством при проектировании налоговой системы широко используется принцип равномерного распределения налогового бремени по отдельным регионам и субъектам Федерации.

Количественно уровень налогового бремени можно представить как отношение суммы налогов на душу населения к платежеспособности дохода, или суммы, оставшейся после уплаты налога к платежеспособности.

Можно исчислять уровень налогового бремени по доле налогов в валовом внутреннем продукте:

Kналогового бремени = Σ H / Σ ВВП ,
где Н — сумма налогов; ВВП — валовой внутренний продукт.

Надо заметить, что такой метод сравнительного сопоставления рекомендуется международной организацией ЮНЕСКО.

Правда, исчисление этих количественных характеристик связано с рядом методологических трудностей: это различная покупательная способность денег, трудности суммирования государственных и местных налогов, различия в классификации доходов и счетоводства, в составе населения по уровню доходов и т.д. Вместе с тем этот метод, безусловно, применим при сопоставлении отдельных экономических районов в пределах одного государства.

Налоговые системы развитых стран, построенные с учетом рассматриваемых принципов, предполагают широкое применение стимулирующих льгот. Важнейшими из них являются инвестиционный налоговый кредит, ускоренная амортизация, скидка на истощение недр при добыче природных ресурсов.

Инвестиционный кредит по существу представляет косвенное финансирование государством капитальных вложений частного предпринимательства за счет освобождения от уплаты налога на период окупаемости капиталозатрат. Он рассчитан в основном на внедрение инновационных технологий, замену устаревшего оборудования, производство конкурентоспособных изделий. Cyммa льгот, рассчитанных в процентном отношении к стоимости оборудования, вычитается из суммы налога, а не из облагаемого налогом дохода. Это уменьшает стоимость вновь закупаемого оборудования на величину скидки.

При ускоренной амортизации государство разрешает списывать амортизацию в масштабах, существенно превышающих реальный износ основного капитала. По сути это не что иное, как налоговая субсидия предпринимателю. Повышение амортизационных отчислений уменьшает сумму прибыли, облагаемой налогом, а это ускоряет оборот основного капитала.

Налоговая система, построенная с учетом налоговых льгот и рациональных налоговых ставок, обеспечивает действие стимулирующей функции развития производства и увеличения налоговой базы. Напротив, неоправданное увеличение ставок создает условия снижения объемов производства и «ухода» от уплаты налогов.

Примером крупномасштабных мероприятий по стимулированию общей экономической конъюнктуры может служить крупное снижение налоговых ставок в начале 80-х годов XX в. в США. Теоретическим обоснованием этой программы стали расчеты американского экономиста А.Лаффера, доказавшего, что снижение налоговых ставок до предельной оптимальной величины способствует подъему производства и росту доходов.

Согласно рассуждениям А.Лаффера, чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы корпораций снижает у них стимулы к капиталозатратам, тормозит НТП, замедляет экономический рост. Графическое отображение зависимости между доходами бюджета и динамикой налоговых ставок получило название кривой Лаффера (рис. 27.2).

На рис. 27.2 по оси ординат отложены налоговые ставки R , по оси абсцисс — поступления в бюджет ( V ). При увеличении ставки налога R доход государства в результате налогообложения V увеличивается. Оптимальный размер ставки ( R1 ) обеспечивает максимальные поступления в государственный бюджет ( V1 ). При дальнейшем повышении налогов стимулы к труду и предпринимательству падают, а при 100%-м налогообложении доход государства равен нулю, так как никто не хочет работать, не получая дохода.

Повышение или понижение налоговых ставок оказывает тормозящее или стимулирующее воздействие на динамику инвестиций.

Налоговая система любого государства по своей сути не статична, а довольно динамична. Это связано с изменением экономической конъюнктуры, целей и задач экономического роста.

Главным недостатком большинства действующих налоговых систем является рассмотрение отдачи каждого из налогов в статической системе, не учитывающей развития общественных отношений. Конкретные фазы экономического цикла: подъем или падение производства во всех отдельных отраслях экономики, изменение прожиточного уровня, изменения в распределении личных доходов, не говоря уже о глобальных экстремальных обстоятельствах (неурожай, аварии с тяжелыми последствиями, стихийные бедствия и пр.), — изменяют действенность тех или иных налогов, рассчитанных на функционирование в определенных, зафиксированных статической моделью условиях.

Являясь мощным инструментом финансовой политики, величина налоговой ставки и общая масса изымаемых в государственный бюджет ресурсов оказывают непосредственное влияние на динамику социально-экономического развития общества, в результате чего с течением времени изменяется степень их полезности для общества и государственной власти. Проведение экспертиз и исследований воздействия налоговых систем или отдельных налогов на развитие общественного производства и экономико-политическое состояние основывается на дискретном изучении этих воздействий в определенные моменты, и на этой основе делаются выводы о целесообразности и обоснованности каждого конкретного налога. Такие исследования имеют смысл и могут оказаться неплохим инструментом в разработке бюджетных планов в условиях абсолютно стабильного общества. Однако таких обществ в природе не существует — любое государство постоянно развивается, изменяются представления людей о потребностях, потребности самого государства происходят изменения во внешнем мире и т.д.

Если рассматривать налоговую систему как часть финансовой системы государства, то необходимость рационального распределения государственных средств по наиболее перспективным направлениям является одной из наиболее острых в сфере перераспределения получаемых государством средств. Чрезмерное внимание к социальным программам снижает заинтересованность части населения в повышении своего жизненного уровня, что в конечном счете пагубно сказывается на общем уровне производства в стране. Здесь, как и в случае с определением предельных ставок налогов, необходима золотая середина, значительное отклонение от которой в ту или иную сторону может негативно отразиться на общеэкономическом и политическом состоянии государства.

Интересы общества и государства на практике могут совпадать, а могут значительно различаться, в результате чего уровни заинтересованности в налогах у них также будут различаться. Интересы государства, формально являющиеся отражением интересов общества, на практике значительно отклоняются от них, поскольку в ходе своего функционирования государство, которое представляет далеко не все общество, а лишь какую-либо его часть, проводит соответствующую интересам этой части политику. Таким образом, потребности в сумме налоговых сборов для общества и государства зачастую различаются, что создает проблему определения «идеальной» суммы налогов, которую необходимо собрать. На каждом этапе своего развития государство определяет величину ресурсов, необходимых для исполнения доходной части бюджета. И здесь на первый план выступает подход к определению налоговой ставки — неправомерное ее завышение или занижение способны значительно снизить прогнозируемую величину собираемых налогов.

www.konspekt.biz