Национальная собственность россии

Собственность

  • Гражданское право
  • Предмет и методы гражданского права
  • Принципы гражданского права
  • Система гражданского права
  • Источники гражданского права
  • Субъекты и объекты гражданского права
  • Вещи в системе права
  • Правоспособность и дееспособность граждан
  • Представительство в гражданском праве

Сущность собственности в национальной экономике

Собственность занимает центральное место в экономической системе. Она обусловливает экономический способ соединения работника со средствами производства, цель функционирования и развития экономической системы, социальную структуру общества, характер стимулов трудовой деятельности, способ распределения результатов труда. Отношения собственности формируют все остальные виды экономических отношений, являются системообразующими и поэтому основными.

Сущность и содержание собственности

Выделяют следующее содержание собственности:

Экономическая сущность собственности построена на отношениях между субъектом — собственником и объектом — собственностью. Как правило, собственностью является имущество, от которого зависит производственный процесс — экономические ресурсы, факторы производства.

Собственность — исторически развивающиеся общественные отношения по поводу распределения (присвоения), описывающие принадлежность субъекту, у которого имеется исключительное право на распоряжение, владение и пользование объектом собственности.

Система экономических отношений собственности включает следующие элементы:

  1. Присвоение собственности. Это экономический процесс, в результате которого определенный человек приобретает исключительное право на пользование определенной вещью или благом.
  2. Использование собственности для хозяйственной деятельности. Оно может быть осуществлено непосредственно собственником либо передано другому хозяйствующему субъекту.
  3. Передача собственности. Она может быть осуществлена насильственно (кража, отъем, национализация) либо добровольно (продажа, передача в аренду).

Экономические отношения, связанные с собственностью, влияют на сущность и характер всего производственного процесса в экономике. По этому поводу люди могут вступать между собой в конфликт, а поэтому собственность не может быть только экономической категорией. Она должны быть урегулирована правовыми нормами — системой общепринятых правил владения и распоряжения собственностью.

Юридическая сущность собственности предполагает общепринятые на законодательном уровне правила регулирования собственности.

Собственность — это наиболее полный комплекс прав, которым может обладать субъект права в отношении своего имущества. В ряде теорий признаётся также собственность на некоторые права. Конституция РФ и Гражданский кодекс РФ признают и гарантируют любые формы собственности, при этом нормативно установлены три формы: государственная (федеральная и субъектов РФ), муниципальная и частная собственность.

Гражданский кодекс РФ выделяет следующие виды субъектов собственности (собственников):

  • органы государственного и муниципального управления. В соответствии с этим выделяют государственную и муниципальную собственность;
  • юридическое лицо;
  • гражданин — физическое лицо.
  • Гражданский кодекс РФ выделяет следующие виды объектов собственности (собственность):

    • интеллектуальную собственность;
    • движимое имущество (например, ценные бумаги, ассигнации, деньги, драгоценные металлы);
    • недвижимое имущество (например, земля, промышленные и жилые здания).
    • Если выполнены предусмотренные на законодательном уровне правила, субъект наделяется правом собственности на объект собственности.

      Право собственности включает:

      • право распоряжения собственностью. Это право на использования вещи или блага, на передачу этого права другому собственнику;
      • право владения собственностью. Это закрепляемое и охраняемое на законодательном уровне право физического обладания вещью или благом;
      • право пользования собственностью. Это закрепляемое и охраняемое на законодательном уровне право использования вещи или блага для хозяйственной деятельности или удовлетворения личных потребностей и нужд.
      • Совмещение экономической и юридической сущности собственности и составляет ее современное понимание. Отношения владения, использования и распоряжения собственностью без юридического закрепления носили бы хаотический характер. А без экономического содержания юридическое закрепление права собственности не имело бы значения.

        Существуют два диаметрально противоположных подхода к собственности:

        • социалистический, исходящий из того, что вся собственность — общественная и принадлежит государству, выражающему интересы всего общества. В данном подходе исключается право собственности граждан и юридических лиц. Как показывает практика реализации этого подхода, искусственное устранение экономической сущности приводит к стагнации экономического развития и снижению эффективности общественного производства;
        • капиталистический, признающий все три вида права собственности — государственную, физического и юридического лица. При органичном совмещении всех их в национальной экономике возможно достижение высоких темпов экономического роста. Государственная собственность доминирует в значимых для общества отраслях — социальной, культурной. Частная собственность позволяет повысить эффективность производства.
        • В России до 1990 г. использовался исключительно социалистический подход к собственности. В результате распада СССР положение было изменено, и были введены три вида собственности — государственная, физических и юридических лиц.

          Структура собственности в экономике

          Структура собственности имеет для национальной экономики большое значение, так как определяет характер и сущность протекающих в ней процессов — производства, потребления, распределения.

          Структура собственности в национальной экономике отражает характер существующих взаимосвязей между объектами и субъектами собственности. Она специфична применительно к каждой определенной стране и формируется под влиянием совокупности исторических, культурных, психологических факторов. В силу различных обстоятельств в России до 1990 г. существовала только одна форма собственности — государственная, а по этой причине структура собственности была крайне упрощена.

          Для современной структуры собственности России характерно:

          • преобладание теневых отношений собственности. Государство стремится урегулировать на законодательном уровне отношения владения, распоряжения и использования собственности. В случае теневой экономики эти отношения не регулируются государством, а протекают вне правового поля (это совокупность неурегулированных и неучтенных на законодательном уровне хозяйственных отношений). Теневая экономика отличается незаконным обогащением, чаще всего насильственным присвоением собственности и перераспределением национального богатства. По неофициальным данным, более половины отношений объектов и субъектов собственности протекают в рамках теневой экономики, т. е. не урегулированы государством;
          • процесс разгосударствления, т. е. приватизация собственности. Опыт развитых стран показывает, что активный экономический рост может быть реализован только в ситуации, когда субъекты хозяйственной деятельности имеют прямую заинтересованность в результатах своего труда. Одним из значимых стимулов для хозяйствующих субъектов является право собственности. Для того чтобы повысить экономический интерес хозяйствующих субъектов, был начат процесс приватизации — передача физическим и юридическим лицам права собственности, которое принадлежало ранее государству. Этот процесс носил в России хаотический характер и мало способствовал экономическому росту. Ошибки программы приватизации привели к концентрации права собственности у небольшого числа людей — олигархов;
          • неразвитость мелкого предпринимательства. В развитых странах основу экономики составляют малые предприятия с частной собственностью на средства производства. В России же по причине отсутствия необходимых для этого условий оно практически не развивается.
          • Основная проблема современной структуры собственности в России заключается в создании условий для такой реализации права собственности, которое сочетало бы интересы социальной стабильности, справедливости и активного экономического развития.

            www.grandars.ru

            Американцы оценили неравенство и собственность в России

            Национальное бюро экономических исследований США (NBER) посчитало объем денежных средств, которые граждане России хранят на оффшорных счетах. По данным аналитиков, сумма таких вложений за 27 лет наблюдений продолжала неуклонно расти, а в 2016 году — достигла размеров, эквивалентных 75% национального дохода России.

            Как отмечается в препринте NBER «От Советов к олигархам: неравенство и собственность в России, 1905—2016» (авторы Филип Новокмет, Томас Пикетти и Габриэль Зукман) аналогичный объем активов был зарегистрирован внутри страны в 2015 году. Тогда валовой национальный доход, по оценкам Росстата, превышал 81 трлн руб.

            « По нашим оценкам, национальный доход взрослых россиян в период между 1989 и 2016 годами увеличился примерно на 40%, с €16 тыс. в конце советского периода до почти €24 тыс. в последние годы»,— говорится в препринте (.pdf).

            По данным аналитиков, в целом граждане России держат примерно поровну активов внутри страны и в офшорах. В NBER, однако, уточняют, что границы между разными формами неучтенных активов трудно определить из-за отсутствия прозрачности в финансовой отчетности по всему миру.

            «Мы точно знаем, что масштабы накопленного профицита российской торговли и общая сумма неучтенных богатств в 1990-2015 годах были очень высоки (как минимум 200% национального дохода России). Сложнее узнать, кто владеет этими богатствами и в какой форме»,— пишут американские специалисты.

            Они выделяют три категории бенефициаров: во-первых, это иностранцы, которые с 1990-х годов ведут бизнес в России. Во вторую категорию входят россияне (а также бывшие граждане РФ), ставшие иностранными резидентами и получившие возможность накапливать активы посредством проведения сделок через офшоры. Третья категория — россияне, которые остаются на родине и могут переводить средства на офшорные счета.

            В период с 1993 по 1998 годы профицит колебался в районе 5% от национального дохода. В 1999-2000 году этот показатель увеличился до 20%, после чего стабилизировался на уровне 10% в период с 2011 по 2015 годы.

            Как деофшоризация повлияла на российских владельцев компаний на Кипре

            «Другими словами, каждый год на протяжении более 20 лет российская экономика экспортировала на 10% больше своего ежегодного производства, чем импортировала. Учитывая, что изначальное финансовое положение страны в 1990 году почти равнялось нулю (было мало иностранных активов, внешний долг был очень небольшим), это должно было привести к массовому накоплению иностранных активов российскими резидентами (правительством, домохозяйствами и корпорациями). Парадокс в том, что чистые иностранные активы, накопленные Россией, удивительно низки: около 25% национального дохода к 2015 году»,— утверждают в NBER.

            По подсчетам специалистов, накопленные в Китае иностранные активы по своей величине аналогичны российским,— при том, что у Пекина отсутствуют какие-либо значительные запасы природных ресурсов, а профицит торгового баланса в стране гораздо меньше российского. На основании этого в NBER заключают, что различия в политических институтах и идеологиях играют более значительную роль, чем чисто экономические факторы.

            Как эксперты оценили прогресс в соблюдении офшорами международных требований

            В июле стало известно, что Россия может присоединиться к соглашению об автоматическом обмене информацией о финансовых операциях. Норму о том, что банкиры и финансисты должны предоставлять налоговикам данные о счетах клиентов, поддержала правкомиссия по законопроектной деятельности. Законопроект предполагает, что транснациональные компании с выручкой группы более 50 млрд руб. должны будут отчитываться о внутренних операциях своих структур. При этом глобальный отчет о деятельности всей группы будет предоставляться не ежегодно, а по требованию налоговиков.

            www.kommersant.ru

            Кто владеет СМИ в России: ведущие холдинги

            Поделиться сообщением в

            Внешние ссылки откроются в отдельном окне

            Внешние ссылки откроются в отдельном окне

            Намерение российского миллиардера Михаила Прохорова купить газету «Ведомости», которая принадлежит сейчас финскому медиахолдингу Sanoma, вновь привлекло внимание к тому, между кем поделено медийное пространство страны.

            Государственный интерес

            Первым в списке владельцев крупных медиа-холдингов является государство. Оно контролирует Всероссийскую государственную телевизионную и радиовещательную компанию (ВГТРК), куда входят пять национальных телеканалов, более 80 региональных и пять национальных радиостанций.

            Государству же в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, агентства ИТАР-ТАСС и телевизионного технического центра «Останкино» принадлежит один из трех самых популярных телеканалов России — «Первый канал». Правда, не весь, а 51% акций. Остальные 49% разделили структуры Романа Абрамовича и «Национальная медиа группа».

            В собственности государства находятся две национальные газеты — «Российская газета» и «Парламентская газета», медиахолдинг «Россия сегодня», объединивший в конце 2013 года агентство «РИА Новости» и радиовещательную компанию «Голос России», а также агентство ИТАР-ТАСС и новостной сайт smi.ru.

            Из госисточников финансируется частично международный телеканал «Мир», а также недавно созданное «Общественное телевидение России».

            Международный канал Russia Today, финансируемый правительством России, ведет вещание на английском, испанском и арабском языках.

            По данным на сентябрь 2013 года, государство тратило около 2,1 миллиарда долларов на различные медийные проекты (в основном на телевидение и радио), хотя планируется постепенно уменьшить эти расходы на четверть в течение ближайших лет.

            Холдинг «Газпром-медиа»

            Этот холдинг можно также назвать в какой-то мере собственностью государства, так как 100% его акций принадлежат российской национальной компании «Газпром».

            «Газпром-медиа» владеет двумя национальными телеканалами (НТВ и развлекательный канал ТНТ), а также спутниковым каналом НТВ-ПЛЮС.

            Этому же холдингу принадлежат пять радиостанций, включая «Эхо Москвы» и «Cити-ФМ», издательский дом «Семь дней», владеющий в свою очередь рядом газет и журналов, в том числе журналом «Итоги».

            Свои основные активы холдинг получил в 2001-2002 годах от «Медиа-моста» Владимира Гусинского в ходе его «спора хозяйствующих субъектов» с «Газпромом».

            Конечные владельцы «Газпром-медиа» неизвестны.

            «Национальная медиа группа»

            Национальная медиа группа (NMG), основанная в 2008 году, контролируется банком «Россия», основным держателем акций которого является Юрий Ковальчук, известный своей близостью к президенту Владимиру Путину.

            Среди других крупных владельцев акций NMG — энергетическая компания «Cургутнефтегаз», а также еще один гигант индустрии — «Северсталь». Небольшим пакетом акций владеет компания «RTL group», зарегистрированная в Люксембурге.

            Среди активов этого холдинга — 25% акций (блокирующая доля) в «Первом канале», а также контрольные пакеты акций в «Пятом канале» и «РЕН ТВ».

            Список продолжает радиостанция «Русская служба новостей» (РСН), до ноября 2005 года выходившая в эфир под названием «Русское радио-2» и национальная газета «Известия».

            Основным акционерам NMG также принадлежит крупнейший оператор медиарекламного рынка в России, СНГ и Восточной Европе — Видео Интернешнл (после ребрендинга — Vi).

            Медийная империя Усманова

            Если бы на голову самого богатого бизнесмена России Алишера Усманова можно было бы водрузить медийную «корону», то в ней нашлось чему бы посверкать.

            Одним из главных «алмазов» можно назвать интернет-холдинг «Mail.ru Group». Его крупнейшими акционерами являются южно-африканская медиагруппа Naspers (31,7%) и компания New Media Technologies (17,9%), которую контролирует Алишер Усманов. NMT владеет более чем половиной голосующих акций «Mail.ru Group», что делает Усманова фактическим хозяином этого медиахолдинга.

            Ему также принадлежит издательский дом «Коммерсант», который выпускает одноименную газету, приложения к ней, а также журналы «Деньги», «Власть», «Огонёк»,»Weekend», «Секрет фирмы» и другие.

            Усманов также владеет долей в медиахолдинге ЮТВ, которому принадлежит канал МузТВ, молодежный канал «Ю» и ряд региональных СМИ. ЮТВ также владеет контрольным пакетом акций русской версии канала «Disney».

            Через «АФ Телеком» Усманов владеет примерно 31% акций сотового оператора «Мегафон», через инвестиционный фонд DST — долями в Facebook, Groupon и Zynga.

            Потанин и Мамут

            Холдинг «ПрофМедиа» принадлежит инвестиционному гиганту «Интеррос» Владимира Потанина. Среди активов холдинга в мире телевидения — ТВ3, «Пятница» и «2х2», в сегменте радио — «Авторадио», Energy, «Юмор FM» и «Радио Романтика».

            В марте 2013 года популярный новостной и общественно-политический ресурс lenta.ru, принадлежавший «ПрофМедиа», перешел под управление другого российского мультимиллионера, Александра Мамута.

            «Лента.ру» стала, таким образом, частью новой объединенной медиаимперии под названием «Афиша-Рамблер-SUP». Помимо «Ленты», «Рамблера» и «Афиши» в него входит, например, занимающая 1-е место по цитируемости среди интернет-СМИ gazeta.ru, а также livejournal.com.

            Было объявлено, что стратегические решения в компании Потанина-Мамута будут приниматься обеими сторонами совместно.

            Прохоров и другие

            Группа «Онэксим» Михаила Прохорова, с которого и начался разговор о медийном пространстве России, владеет контрольным пакетом медиагруппы РБК, а также журналом и порталом «Сноб». В последние годы сообщалось, что портфолио принадлежащих ему медиа активов постепенно уменьшалось. Однако теперь ситуация может измениться, если в его руки перейдет газета «Ведомости».

            В последнее время заявил о себе новый холдинг «Москва-медиа», объединивший несколько ресурсов московской администрации: телеканалы «Москва 24» и «Москва Доверие», радиостанции «Москва ФМ», «Говорит Москва», газета «Вечерняя Москва» и новостной портал «м24.ru».

            www.bbc.com

            Государственная собственность

            09.03.2018 | Иван Давыдов*

            Позор и позор

            Депутата от ЛДПР Леонида Слуцкого, главу парламентского комитета по международным делам, обвинили в сексуальных домогательствах сразу три журналистки — Дарья Жук (продюссер «Дождя»), Екатерина Котрикадзе (ведущая RTVI) и Фарида Рустамова (корреспондент «Русской службы BBC»). Рустамова опубликовала запись разговора с депутатом, которую по-другому просто невозможно интерпретировать: да, депутат именно домогается до журналистки, не только нагло, но и как-то глупо к тому же.

            Депутат Слуцкий источает с телеэкранов довольство, и у него, конечно, есть все поводы считать, что скандал никак на его карьеру не повлияет. Петиции не помогут, информация о незадекларированном имуществе депутата, которую раскопал Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального, не поможет тем более.

            Государство, давно перепутавшее традиционные ценности с блатными понятиями, позором для себя считает саму возможность поддаться требованиям общества. «Прогнуться», если выражаться на их фене

            Потому что для государства, частью которого не без оснований считает себя непотопляемый Слуцкий, позор в другом. Государство, давно перепутавшее традиционные ценности с блатными понятиями, позором для себя считает саму возможность поддаться требованиям общества. «Прогнуться», если выражаться на их фене. В логике государства страшно не то, что думский комитет возглавляет человек с репутацией Слуцкого. Страшно дать обществу понять, что общество может на государство надавить, что общество может вынудить государство принять хоть какое-нибудь решение.

            И такого позора начальники Слуцкого, разумеется, не допустят.

            Ценности и понятия

            В эпоху митингов на Болотной и Сахарова в моде был многозначительный лозунг «Вы нас даже не представляете», намекавший одновременно и на то, что депутатов, то есть, формально, представителей народных, на сфальсифицированных выборах никто никуда не выбирал, и то, что общество сильно отличается от фантазий власти об этом обществе.

            История Слуцкого позволяет (не в первый, конечно, раз, ох, не в первый) увидеть, что в модном лозунге не все правда. Депутаты, которых никто никуда не выбирал, в общем, общество как раз и представляют. Являются носителями его взглядов и защитниками его базовых ценностей.

            Глава думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева (депутат от КПРФ) одной из первых встала на защиту коллеги. Логично, должность обязывает. «Хотела бы сказать, что эти девочки-журналистки ходили бы поприличнее, одевались бы, ведь это государственное учреждение, а не ходили с голыми пупками». Депутат, как уже отметили журналисты из парламентского пула, во-первых, просто врет: в Думе дресс-код, «с голым пупком» туда не попасть.

            Но это не удивительно: депутату положено врать, кажется, в этом и заключается их работа. Важнее «во-вторых». Во-вторых, депутат Плетнева говорит то же, что мы тысячу раз слышали — от старушек у подъездов, из телевизора и даже от модной публики в Facebook, где, как поговаривают, сплошь интеллигенция собирается.

            Если перевести с депутатского на русский, Плетнева говорит банальнейшую вещь (она же — одна из базовых «традиционных ценностей»): «Сами виноваты!»

            Депутаты с народом, депутаты говорят то, чего хотят от них слышать, и делают то, что большинство граждан считает вполне нормальным поведением.

            Да, и как тут не вспомнить веселую шутку, которую еще в 2006 году пошутил на официальном приеме президент Владимир Путин. Тогда в Израиле разворачивался скандал вокруг обвиненного в изнасилованиях президента Моше Кацава, а наш президент сказал израильскому премьеру Эхуду Ольмерту: «Привет передайте своему президенту! Оказался очень мощный мужик! Десять женщин изнасиловал! Я никогда не ожидал от него! Он нас всех удивил! Мы все ему завидуем!»

            Ну а что, весело ведь.

            Кацав получил в итоге семь лет тюрьмы, наш президент скоро получит шесть. Шесть лет очередного президентского срока.

            Линия защиты

            Встал на защиту подчиненного и спикер Государственной думы Вячеслав Володин. «Вам опасно работать в Думе? Если да, то меняйте работу!» — предложил журналистам спикер.

            Это не очередная наглость. Это квинтэссенция государственной мудрости. «Вам не нравится, что человек, являющийся частью государства, может творить с вами все, что угодно?» — спрашивает большой государственный начальник людей обычных. Тогда — меняйте работу, город, страну. Или терпите, или бегите.

            Это наша страна, говорит государственный человек людям обычным, вам здесь ничего не принадлежит, да и сами-то вы нам принадлежите. Кланяйтесь за то, что уважаемый мужчина вас ниже живота погладил. Захотел бы — так мог бы и вилку в глаз воткнуть. И ничего бы ему за это не было, кроме благодарности.

            Можно прекращать споры о поисках национальной идеи — Вячеслав Володин сформулировал национальную идею исчерпывающе, емко и точно.

            Вот только на беду большого начальника с вариантами выбора для людей обычных он мог обсчитаться. Их больше двух, а терпение — ресурс конечный. Терпение — наше национальное богатство, конечно, вроде нефти с газом, но даже ведь и нефть, поговаривают, однажды кончится.

            Это наша страна, говорит государственный человек людям обычным, вам здесь ничего не принадлежит, да и сами-то вы нам принадлежите. Кланяйтесь за то, что уважаемый мужчина вас ниже живота погладил. Захотел бы — так мог бы и вилку в глаз воткнуть

            Поверженный враг

            Но заканчивать речь на печальной ноте не хочется. Не все так беспросветно, случается, что государство встает на защиту граждан. И жестоко карает тех, кто покушается на хрупкий, как принято писать в газетах, гражданский мир.

            В Набережных Челнах прокуратура начала проверку производителей мороженого «Бедный еврей» — на появление продукта среагировал Леонид Штейнберг, глава местной еврейской общины. «Где они видели бедного еврея?» — цитирует Штейнберга информационное агентство «Татар-информ».

            Остается только надеяться, что виновных накажут и восстания богатых евреев в Набережных Челнах удастся избежать.

            БЕЗ СЕТИ НЕ ПРОЖИВЕМ

            44% россиян за возможность выхода в интернет готовы на год отказаться от алкоголя

            31% — от сладкого

            20% — от личного автомобиля

            Источник: The Boston Consulting Group (BCG), март 2018 года

            * Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

            newtimes.ru

            Правовой статус и функции Банка России

            Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

            В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

            Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

            Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Банк России в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

            Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

            Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.

            В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального финансового совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

            Функции Банка России

            Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

          • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
          • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;
          • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
          • утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;
          • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
          • устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
          • осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;
          • устанавливает правила проведения банковских операций;
          • осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
          • осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
          • принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
          • принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов;
          • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
          • осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;
          • осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;
          • осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;
          • осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;
          • осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
          • организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
          • определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
          • утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения;
          • устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
          • принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
          • принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;
          • осуществляет официальный статистический учет прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж в соответствии с законодательством Российской Федерации;
          • самостоятельно формирует статистическую методологию прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж, перечень респондентов, утверждает порядок предоставления ими первичных статистических данных о прямых инвестициях, включая формы федерального статистического наблюдения;
          • проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
          • осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;
          • является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;
          • осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
          • осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;
          • осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
          • Дата последнего обновления: 8 июля 2014 года.

            www.cbr.ru