Методы борьбы с экономическими преступлениями

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ

На данном этапе развития нашего государства является очевидным, что экономическая безопасность Российской Федерации находится под угрозой, лица, совершающие преступления, обнаруживают всё новые сферы деятельности, методы и способы реализации задуманного. После распада Советского Союза власти начали активно заниматься обеспечением экономической безопасности, но, к сожалению, как показывает статистика, число экономических преступлений в России не снижается, а имеет тенденцию к повышению, что, конечно же, влияет на экономическую безопасность нашей страны и национальную безопасность в целом.

Ключевые слова: экономическая преступность, экономическая безопасность, экономика, борьба с экономической преступностью, профилактика преступности.

Процессы преобразований, осуществляемых в России в связи с переходом к системе рыночных отношений и рядом государственных реформ, наряду с определёнными позитивными сдвигами в экономике, политике и социальной сфере сопровождаются противоречиями и негативными явлениями, в числе которых наиболее опасным является экономическая преступность.

На современном этапе в условиях либерализации общественной жизни, прежде всего, в экономической сфере, получила новые стимулы криминальная активность, которая стала быстро распространяться, генерируя новые, ранее не известные правоохранительной практике виды посягательств против собственности, правопорядка в сфере экономики, законности предпринимательства. Среди них, в частности: монополизм и недобросовестная конкуренция, фиктивное и преднамеренное банкротство, злоупотребления при кредитовании и выпуске ценных бумаг, нецелевое использование государственных кредитов и др.

Уровень экономической преступности настолько возрос, что стал препятствовать развитию производственной сферы, лишать бюджет страны значительной части доходов, сдерживать приток инвестиций, провоцировать инфляцию, мешать нормальной деятельности управленческих, банковских и предпринимательских структур, обострять социально-экономические проблемы, сводить на нет усилия по реформированию общества, стабилизации экономики, выходу из кризиса и, в целом, угрожать национальной безопасности государства.

Преступность в сфере экономики всё более организуется, вооружается, внедряется в прибыльные сферы деятельности, извлекает и отмывает незаконные доходы, устанавливает преступные связи не только внутри страны, но и за её пределами. Более того, экономическая преступность сращивается с общеуголовной.

Выражается это, в первую очередь, в восприятии и активной эксплуатации многими предпринимателями «ценностей», «традиций» и норм поведения преступной среды. Использование средств и способов, преимущественно, не правового, а имущественного и силового характера, «проплаченного», так называемого административного ресурса стало превалирующим в деловых отношениях, и всё чаще воспринимается самими предпринимателями как обыденное явление. В который раз при этом вспоминается ставшая уже крылатой фраза профессора А.М. Яковлева о «системообразующей формуле» преступлений в сфере экономической деятельности — «обмане или злоупотреблении доверием», которые превратились в самые распространённые способы получения доходов. В этой связи существует угроза ещё не сформировавшейся деловой этике, психологии нормальной экономической деятельности и соответствующим закону правилам ведения дел. И, как результат, данный процесс неумолимо ведёт к характерным изменениям деловой среды в целом [1, с. 35].

Криминально-экономическая среда вовлекает в свою преступную деятельность работников госаппарата, представителей депутатского корпуса, коррумпируя их, стремится проникнуть в структуры власти и управления.
Важно также отметить, что растущая криминализация экономики, преступное «выкачивание» из неё доходов и сосредоточение крупных капиталов в руках криминальных элементов привели к снижению жизненного уровня основных масс граждан, обусловили расслоение людей на очень богатых и людей, находящихся за чертой бедности, что является постоянным источником социальной напряжённости в стране.

Несмотря на то, что на протяжении долгого времени государство ведёт борьбу с неблагоприятной криминогенной обстановкой в сфере экономики, к сожалению, это не приводит к положительным результатам. Об этом свидетельствуют данные криминальной статистики. На начало 2016 г. почти половину всех зарегистрированных преступлений (41,1 %) составляют хищения чужого имущества, совершённые путём краж — 64 894 (+6,1 %), грабежей — 4 934 (-13,9 %), разбоев — 853 (-16,3 %). Количество преступлений, совершённых в форме мошенничества (ст. 159-159.6 УК РФ), по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 33,9 % и составило 16 078 преступлений. По сравнению с аналогичным периодом 2015 г. на 5 % увеличилось число выявленных преступлений экономической направленности. Всего зарегистрировано 13 396 преступлений данной категории, удельный вес которых в общем числе зарегистрированных преступлений составил 7,8 %. В январе 2016 г. выявлено 3 123 (+3 %) преступления коррупционной направленности, удельный вес которых в общем числе зарегистрированных преступлений составил 1,8 %. Число преступлений, предусмотренных ст. 290 УК РФ (получение взятки), в Российской Федерации увеличилось на 18,9 % (с 761 до 905). За истекший период число преступлений, предусмотренных ст. 291 УК РФ (дача взятки), на территории Российской Федерации увеличилось на 13,4 % (с 552 до 626) [2].

На рост экономической преступности влияют не только недостатки правового обеспечения деятельности правоохранительных органов, несовершенство уголовного законодательства, регулирующего вопросы ответственности за новые виды противоправных действий в сфере экономики, но и дефицит научных разработок и рекомендаций по борьбе с экономической преступностью в настоящий период.

Важнейшим направлением борьбы с экономической преступностью является её предупреждение. Предупреждение экономических преступлений представляет собой сложный, многогранный процесс, включающий применение экономических, финансовых, организационно-управленческих, правовых, технических, культурно-воспитательных и других мер. При этом предупреждение может быть успешным только при комплексном воздействии на причины экономической преступности и условия, её порождающие.

Основную роль в предупреждении преступлений в сфере экономики играет система мер общесоциального уровня, которая включает следующее: требуется выход из ситуации политического и экономического кризиса, в котором оказалась Россия. Необходимо добиться подъёма промышленного и сельскохозяйственного производства, взять под контроль инфляцию, осуществить переход от «дикого» рынка к цивилизованному, обеспечить добросовестную конкуренцию хозяйствующих субъектов, создать эффективную инфраструктуру рыночной экономики. Помимо этого необходимо обеспечение занятости населения, достижение баланса экономической эффективности и социальной справедливости, возрождение и укрепление нравственных устоев народа. Без стабилизации экономики, повышения её эффективности, снижения безработицы и сокращения числа безработных, усиления социальной защиты определённых слоев населения, возрождения и оздоровления нравственных устоев в обществе практически невозможно координально улучшить ситуацию.

Для улучшения положения в стране, помимо мер общесоциального уровня, важными являются социально-криминологические меры, к которым можно отнести:
— установление контроля государства за всеми источниками пополнения бюджета, каналами движения и расходования бюджетных средств;
— проведение закупок товаров, предоставления услуг по государственным заказам через открытые конкурсы, обеспечение открытости в расходовании бюджетных средств;
— реформирование налоговой системы в целях создания благоприятных условий для предпринимательства и активизации инвестиционных процессов;
— ограничение наличного денежного обращения, перевод всех крупных платежей в банк;
— разработка и обеспечение функционирования механизма реального контроля над доходами и расходами физических и юридических лиц;
— усовершенствование системы бухгалтерского учёта, аудита и контроля в соответствии с международными обязательствами;
— усиление государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, устранение её чрезмерной либерализации;
— осуществление комплекса мер по защите потребительского рынка от проникновения фальсифицированных и некачественных товаров, реальное осуществление монополии на производство алкогольной продукции.

Большое значение также имеют и так называемые правовые меры, которые заключаются в принятии комплексного законодательного акта об основах государственной системы предупреждения преступлений и иных правонарушений; устранении противоречий уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, административного, гражданского и др. отраслей законодательства; восполнении пробелов в уголовно-правовой и административно-правовой оценке общественно опасных деяний; правовом обеспечении механизма реализации законодательства о борьбе с преступностью и предупреждении правонарушений; обеспечении стабильности правовых запретов, использовании в полной мере превентивных возможностей закона; своевременном и адекватном реагировании на административные и другие правонарушения, которые могут перерасти в уголовно наказуемые деяния: использовании предусмотренных уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным, административным, оперативно-розыскным законодательством мер по предупреждению преступлений и иных правонарушений, выявлении и устранении причин и условий, способствующих их совершению; разработке и внедрению стандартов безопасности от правонарушений и др.

В системе общегосударственного механизма противодействия преступности немаловажную роль играют законодательные органы и администрации субъектов Российской Федерации, осуществляющие правовое регулирование общественных отношений на уровне субъектов Российской Федерации, принимающим нормативные правовые акты по отдельным вопросам, исходя из особенностей (социально-экономических, степени криминогенности и т.п.) конкретных регионов, в том числе направленных на наведение порядка в различных отраслях и сферах хозяйственной деятельности [3, с. 29].

Предупреждением преступлений в сфере экономики занимаются и правоохранительные органы (прокуратура, органы внутренних дел, Федеральной службы безопасности), способные принять соответствующие меры в рамках своей компетенции как на ранних стадиях совершения экономических правонарушений, так и в ходе расследования преступлений. Хотя функция предупреждения экономических преступлений возложена на различные элементы правоохранительной системы, органы внутренних дел среди них занимают наиболее важное место, поскольку именно они имеют специализированные подразделения по борьбе с экономическими преступлениями. В системе МВД сосредоточен основной банк информации о динамике, структуре преступности в сфере экономической деятельности. Деятельность этих подразделений направлена: на выявление причин и условий совершения преступлений в сфере экономики; информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников имущества о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений экономической направленности; проведение оперативно-розыскных мероприятий по выявлению лиц, занимающихся приготовлением к преступлению и покушением на преступление в сфере экономики, и принятие к ним соответствующих мер предупреждения и пресечения; выявление и разобщение организованных преступных групп, действующих в сфере экономики.

Главное в предупреждении экономических преступлений, которое осуществляется правоохранительными органами, — своевременность, а она возможна лишь тогда, когда имеется соответствующая информация, помогающая:
— выявить, нейтрализовать и устранить причины и условия, способствующие совершению преступлений в сфере экономической деятельности;
— установить лиц, замышляющих (подготавливающих) совершение преступления;
— обеспечить максимально результативное раскрытие преступлений.
Указанные меры должны базироваться на соответствующей кадровой,
материально-технической обеспеченности правоохранительных органов, надёжной правовой и социальной защищённости их работников.

Предупреждение преступлений в сфере экономики требует от правоохранительных органов высокого уровня взаимодействия.

Одной из его форм является чётко отлаженный, интенсивный обмен информацией. Оперативность информационного взаимодействия между правоохранительными органами — важный показатель успешной борьбы с преступностью в сфере экономики.

Координация деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, контролирующих органов, правоохранительных органов и общественных организаций по ключевым направлениям предупреждения экономических преступлений осуществляется на основе целевых государственных программ усиления борьбы с преступностью в РФ.

Эти программы предусматривают осуществление комплекса соответствующих взаимосвязанных мер экономического, организационного, технического, правового и воспитательного характера. В то же время с учётом сложности решения экономических проблем представляется целесообразным сформировать и в дальнейшем реализовывать специальную долгосрочную федеральную программу борьбы с экономической преступностью.

Среди основных направлений такой программы необходимо выделить: совершенствование законодательного регулирования борьбы с экономическими преступлениями и мобилизацию правоохранительных органов на её осуществление. К правовым мерам относятся: существенный пересмотр (с точки зрения позитивного изменения) действующей нормативной базы, регулирующей экономическую деятельность; введение соответствующих современным экономическим отношениям норм, повышающих ответственность за криминальную экономическую деятельность. Необходимость мобилизации правоохранительных органов связана с требованием повышения эффективности работы правоохранительных органов в области предупреждения экономических преступлений.

Речь идёт не только о совершенствовании имеющихся методов данной деятельности и критериях оценки её результатов, но и о качественном обогащении и изменении их содержания.

Вместе с тем изучение эффективности системы предупреждения экономической преступности показывает, что, несмотря на достаточно большое количество её субъектов, их деятельность существенного влияния на оздоровление дел в экономике пока не оказывает. Сказывается отсутствие целостного представления о способах государственного регулирования экономики, идеологии контроля за развитием экономических отношений в целом.

Продолжающийся процесс криминализации экономических отношений требует своевременной корректировки законодательной базы, внесения изменений в стратегию и тактику деятельности контролирующих и правоохранительных органов, федеральные программы борьбы с преступностью. Нельзя держаться за старые правовые формы, нужны комплексные специальные законы, которые затем будут развиваться и дополняться, образуя, может быть, новые отрасли законодательства.

Таким образом, эффективность борьбы с экономической преступностью зависит от ряда факторов, прежде всего, от правового регулирования новых экономических отношений, подвергшихся криминализации: устранения противоречивости правовой базы и отставания законодательства от реально происходящих в обществе процессов; создания условий для развития экономики, укрепления социально-экономической стабильности общества.

Для усиления борьбы с экономической преступностью большое значение также имеет повышение эффективности профилактической деятельности следственного аппарата и осуществления профилактических функций общего прокурорского надзора, а также совершенствование координации деятельности правоохранительных органов, их взаимодействия с контролирующими органами и структурами исполнительной власти.

1. Алиев В.М. Современные тенденции в распространении экономической преступности // Безопасность бизнеса. 2014. № 3. С. 34-36.
2. Портал правовой статистики. URL: http://crimestat.ru/analytics.
3. Ларичев В.Д. Правовые меры предупреждения преступности в сфере экономики // Безопасность бизнеса. 2014. № 1. С. 27-31.

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 1(16). 2016

vuzirossii.ru

Методы борьбы с экономическими преступлениями

Борьба с экономическими преступлениями в таможенной практике Китая

На сегодняшний день, в Китае организована и действует полиция по борьбе с контрабандой под двойным руководством, в первую очередь со стороны администрации таможни, а затем министерства общественной безопасности [6, c. 122]. При таможнях открыто 42 департамента в дополнение к бюро и 104 офисам этих ведомств, начавшим борьбу с контрабандой и уклонениям от уплаты пошлины или провозом товаров, минуя таможню в пределах ее юрисдикции.

При тесном сотрудничестве с таможней, в Китае создана пограничная полиция части народной освободительной армии (PLA) и специальные департаменты по борьбе с контрабандой проводят объединенные операции, направленные на борьбу с контрабандой пищевых упаковок продукции, провозимых в танках для топлива или нефти, и выносят наказание контрабандистам по закону. Специальные. департаменты по борьбе с контрабандой (черная полиция) нацеливают свою работу на раскрытие крупных преступлений, нанесение ударов по организованной преступности, аресты укрывающихся преступников, последовательно и успешно проводят важные мероприятия, намеченные УК КПК и Госсоветом.

Китайская полиция активно проводит всестороннюю общественную работу, что способствовало в значительной мере накоплению опыта в деле предупреждения, профилактики преступлений.

Полиция по борьбе с контрабандой проводит интенсивную мобилизацию и объединение населения в общины по защите и для борьбы с преступностью, совершенствуя профилактические меры с материальными и высокотехническими ресурсами, усиливая профилактическую цепочку мероприятий, совершенствуя их механизм с целью усовершенствования всего объема полицейской деятельности в общине, решительно снижая преступность, повышая общественную безопасность и порядок.

Борьба с экономическими преступлениями в таможенной практике Российской Федерации

В России место таможенного контроля в структуре административного процесса определяется с учетом его широкого и узкого понимания, каждое из которых имеет свое нормативное воплощение и практическое значение.

По мере продвижения России по пути рыночных реформ в связи с увеличивающимся потоком импортируемых товаров, в том числе и подакцизных, возникла острая необходимость в создании структуры, которая смогла бы справляться с постоянно растущими нагрузками по таможенному оформлению и таможенному контролю подакцизных товаров.

Таможенный контроль в широком понимании Таможенного кодекса Российской Федерации — это разновидность государственного контроля ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоза с этой территории [1]. На таможенные органы, осуществляющие таможенный контроль, возложена функция координации различных видов государственного контроля внешнеэкономической деятельности.

Борьба с экономическими преступлениями непосредственно осуществляется соответствующим управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Размеры штрафных санкций за экономические преступления в Российской Федерации составляют 1 млн. руб. ответственность за экономические преступления предусмотрена несколькими статьями Таможенного кодекса. Среди них наиболее распространенными являются контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей [2, ст. 188, 194].

Криминогенным фактором следует считать также то обстоятельство, что три четверти подразделений таможен и треть таможенных постов дислоцируются в помещениях, которые не являются федеральной собственностью. По существу частные пункты пропуска на границе открывают огромнейшие возможности для злоупотреблений и совершения таможенных преступлений.

Прежде всего, это уклонение от уплаты таможенных платежей. Анализ криминальной практики свидетельствует о крайне высокой их скрытности.

В период, предшествовавший принятию Таможенного кодекса Российской Федерации, таможенные органы при решении вопросов о привлечении к административной ответственности за таможенные правонарушения руководствовались преимущественно общими положениями норм административного законодательства — Основ законодательства СССР и союзных республик об административных правонарушениях и Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

Таможенный кодекс Российской Федерации, используя фундаментальные положения административного права и его принципы, определяет основные правила таможенных процедур, существенно меняет регулирование вопросов о субъектах ответственности (введена ответственность юридического лица, двусубъектность ответственности за совершение одного правонарушения).

Как известно, функция борьбы с экономической преступностью в нашей стране реализуется комплексом социальных учреждений. Наиболее важная роль в этом комплексе принадлежит специальным органам государства — прокуратуре, органам внутренних дел, службе безопасности, таможенным органам, в определенной мере — службе внешней разведки. Каждый из этих органов действует в рамках своей компетенции, своими специфическими, только им присущими формами и методами деятельности, установленными законами. Важнейшим условием успехов выступает глубокая разведка криминального «экономического подполья». Она должна быть направлена в первую очередь на выявление системы его функционирования, финансовых и материальных источников, организации деятельности, структур, иерархии, лидеров, коррумпированных связей и т.п. и уже на этой основе — на выявление конкретных преступных проявлений. В ведении такой разведки масса психологических явлений, условий и зависимостей, нуждающихся в тщательном учете и подготовке сотрудников, организующих и ведущих ее. Специальные службы в процессе защиты экономики от преступлений, выявляя, пресекая и раскрывая их, должны совместно со следственным аппаратом, другими службами органов внутренних дел и правоохранительными органами решать еще одну важную, имеющую свой психологический аспект, задачу — принимать меры к обеспечению возмещения ущерба, причиненного экономическими преступлениями субъектам собственности.

Состояние экономики находится в тесной связи с распорядительной деятельностью должностных лиц и исполнением ими соответствующих федеральных законов. Однако отсутствует их реальная юридическая ответственность в этой сфере, что обусловливает необходимость принятия норм, ориентирующих должностных лиц на точное исполнение федеральных законов, имеющих первостепенное социально-экономическое значение.

Сегодняшняя практика показывает, что законы нарушаются должностными лицами во всех сферах деятельности государства, и это приобретает хронический характер. Достаточно сказать, что по результатам прокурорской проверки служб Государственного таможенного комитета Российской Федерации были выявлены многочисленные случаи незаконного освобождения от уплаты таможенных пошлин, их снижения и т.п.

Представляется необходимым и неотложным установление порядка экспертизы и системы критериев оценки федеральных законов как основы правоотношений в обществе на предмет соответствия национальным, в том числе экономическим, интересам России. Базисными критериями оценки проектов федеральных законов в части их соответствия экономической безопасности могут быть:

1. соответствие норм проекта федерального закона количественным и качественным макроэкономическим параметрам экономической безопасности, характеризующим устойчивость социально-экономической системы государства;

2. совместимость законных интересов общества, государства и субъектов хозяйственной деятельности с учетом аспектов отраслевого, регионального и межрегионального развития;

3. наличие в проекте федерального закона норм, устраняющих или смягчающих воздействие внутренних и внешних факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики (темпы инфляции, дефицит федерального бюджета, объем и интенсивность внешнеэкономических связей, стабильность национальной валюты, внутренняя и внешняя задолженности);

4. анализ ресурсно-финансового обеспечения проекта федерального закона и антикриминогенной направленности;

5. прогноз возможных институциональных преобразований и криминологических последствий.

Прозрачность законотворческого процесса и критериальная определенность содержания законов в сфере экономических правоотношений представляются необходимыми условиями противодействия криминализации экономики и росту экономической преступности. Кроме всего прочего, среди методов борьбы с экономическими преступлениями в Российской Федерации, можно выделить такие, как такие, сокращение теневого сектора экономики, проведение скоординированных действий, направленных на борьбу с незаконным оборотом денежных средств, пресечение контрабанды товаров народного потребления, выявление каналов финансирования террористических и экстремистских организаций, противодействие нелегальной миграции, защита объектов интеллектуальной собственности.

Данная курсовая работа посвящена анализу методов борьбы с экономическими преступлениями в мировой таможенной практике.

В результате выполнения данной курсовой работы мы выяснили, что экономические преступления представляют собой совокупность корыстных преступлений экономической направленности, совершаемых в данной сфере на определенной территории за определенный период гражданами в процессе их профессиональной деятельности и посягающих на интересы участников экономических отношений, а также порядок управления экономикой.

Как правило, экономические преступления совершают организованные преступные сообщества, количество которых со временем увеличивается, а соответственно возрастает опасность для общества.

В настоящее время существует множество видов совершаемых экономических преступлений. Преступления разделяются либо по законодательному основанию, то есть по тем законам, которые нарушаются при совершении преступных деяний, либо по объекту посягательства, либо просто дается перечень деяний, которые могут быть отнесены к экономическим преступлениям.

Так как количество экономических преступлений имеет тенденцию к неуклонному росту, то правоохранительные органы разрабатывают все новые методы борьбы с ними. Законодательства современных государств предусматривают меры ответственности за подобные деяния.

Во второй главе рассмотрены методы борьбы с экономическими преступлениями в таможенной практике Великобритании, США, Китая и России. Таможенные органы этих стран ведут активную борьбу с экономическими преступлениями. Каждая из этих стран в таможенной практике применяет своеобразные методы предотвращения преступлений подобного рода. Эти методы разработаны в соответствии с классификацией экономических преступлений, совершаемых при пересечении границы данной страны, а также ее внутренних границ.

В результате выполнения данной курсовой работы мы сумели достичь поставленной цели путем решения исходящих из нее задач.

studbooks.net

Секция: «Право», № подсекции — 6

Пилигрим А.С., Захарова А.В.

Донецкий Национальный Университет Экономики и торговли им. М.Туган-Барановского, институт экономики и управления

Борьба с экономическими преступлениями.

Одной из наиболее актуальных проблем, является преступность в сфере экономики, т.к. экономическая преступность — это социальная проблема будущего, которая развивается с большими темпами на международном уровне.

В условиях развивающихся в мире интеграционных тенденций, результатов технологического и социального прогресса, достигнутых человечеством в последние десятилетия XX-ХХ1 веков, преступность обретает новые формы. В ее распоряжении сосредоточены огромные силовые и финансовые средства, новейшие достижения науки и техники. Возникают и быстрыми темпами развиваются новые виды преступлений, особенно в экономической сфере, такие как, компьютерные, информационные, банковские преступления, для которых не существует национальных границ, а опыт борьбы с ними у международного сообщества в целом, и у отдельного государства, еще недостаточен. Масштабнее и более изощренными стали и такие, ранее известные преступления международного характера как. контрабанда, коррупция, фальшивомонетничество, отмывание средств, полученных преступным путем и др. Основной проблемой в укреплении и упрочении правовых основ борьбы с транснациональной преступностью, является взаимодействие норм и принципов международного права и его отрасли международного уголовного права, с нормами и принципами национального уголовного права.

Нельзя не учитывать психологические и интеллектуальные факторы, т.к. статистика свидетельствует, что граждане, совершающие преступления в сфере экономики, как правило, умны, благополучны и интеллигентны. Они практически всегда понимают, что совершенные ими действия противозаконны, а значит – чреваты последствиями. Политическая и экономическая нестабильность в стране приводит людей к желанию получить дополнительный доход для удовлетворения своих потребностей, таким образом, самыми распространенными преступлениями стали:

1. скрытие дохода, т.е. неполный учет или не включение в налогооблагаемую базу;

2. занижение дохода;

3. скрытие иного объекта налогообложения.

Как пишет Гаджиев в своем труде «Современная экономическая преступность: экспертно-ревизионные аспекты»: Наиболее важным в наше время является разработка методики использования в экспертно-ревизионной и аудиторской работе вычислительной техники для проверки достоверности учета и законности проверяемых хозяйственных операций. В этой связи возникает необходимость исследования и классификации методов преступного использования автоматизированного учета, получивших распространение в последнее время.

Опыт экспертно-ревизионной работы показывает несостоятельность прежних представлений в том, что для профилактики экономической преступности необходимо сохранение ее в секрете. Наоборот, широкое освящение этих вопросов в литературе и прессе позволят привлечь внимание административно-хозяйственных и экспортно-контрольных служб к операциям, за которыми могут скрываться преступные действия, и вооружить контрольные органы и экспертные учреждения необходимыми знаниями для предотвращения злоупотреблений. Для предупреждения таких злоупотреблений необходимо внести изменения в законодательство

Еще одна проблема — это низкая раскрываемость преступлений Опыт развитых рыночных стран показывает, что экономическая преступность в целом не снижается. Поэтому бытующее мнение о том, что в связи с переходом к рыночной экономике преступность в сфере финансово-хозяйственной деятельности со времени исчезнет, является не более чем иллюзией.

Серьезное значение имеет незаконная приватизация. На денежном этапе приватизации значительная часть государственной собственности была передана в частную собственность по заниженным, чисто символическим ценам. Это во многих случаях явилось результатом злонамеренного соглашения представителя одной стороны – покупателя с другой стороной – представителями государства. Результатом подобных коррупционных по своей природе соглашений явилось причинение государству существенного ущерба.

Также одной из причин повышения уровня преступности в сфере экономики, является дестабилизация социально-политической обстановки, нарастания кризисного состояния народного хозяйства широкое распространение получили преступления в сфере экономики.

Для успешной борьбы с экономической преступностью необходимо разработать соответствующие методы контроля. С этой целью, прежде всего, необходимо исследовать механизм совершения экономических преступлений, обоснованно классифицировать их с точки зрения причин и способов совершения; выявить внешние признаки, позволяющие обнаружить их возникновение, и на этой основе дать методику профилактики и раскрытия. Экономическими преступлениями, с криминалистических позиций, следует считать преступные деяния, совершенные в процессе и под видом законных хозяйственных операций, которые именно в этой связи находят обязательное отражение в системе экономической инфляции.

Как мы видим, уровень экономической преступности влияет на уровень развития страны, а так же приводит к экономическому кризису. Очень сложно даже приблизительно подсчитать, сколько теряет государство от этих правонарушений.

Для снижения уровня преступлений в экономической сфере, помимо устойчивой четко обоснованной правовой базы, в стране должна быть стабильность не только в экономической, но, и, в первую очередь, в политической сфере. Необходима четкое распределение обязанностей и всесторонняя продуманность при внедрении, исследовании, а так же проверки правового исполнения мероприятий по уменьшению и профилактике преступности. Для того чтобы действовала какая-либо из программ по борьбе с экономическими правонарушениями, необходимо повысить уровень гражданской сознательности не только у народа, но и органов власти.

1. Вестник ТИСБИ. — 2004. — № 4. Экономические преступления и методы борьбы с ними. Бламыков, Д. В.

2. . Гаджиев Н. Современная экономическая преступность: экспертно-ревизионные аспекты // Российская юстиция. 1995. № 11. С. 12 -13.

3. Ивенин К.Н. Методология и методика расследования экономических преступлений //Криминалистические методы расследования преступлений. -Тюмень, 1995. С.6.

www.rusnauka.com