Методическое пособие для детского сада радуга

Программа «Радуга» в детском саду: технология создания радостного проживания дошкольного детства

Наталья Василишин 06.02.2018 0 660

Деятельность педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) строится в соответствие с федеральными государственными требованиями к структуре образовательной программы, по которой работает детский сад. Существует несколько проектов, которые обобщают эти требования в виде готовых планов, разработок занятий для разных возрастных групп. Но одной из самых популярных и востребованных программ остаётся «Радуга».

Суть программы

«Радуга» — это рекомендованная Министерством образования РФ апробированная система комплексного структурирования образовательного процесса для детей с 2 до 7 лет, предполагающая поступательное развитие маленьких воспитанников под руководством одного воспитателя на протяжении всего периода пребывания в детском саду.

Это интересно. Вслед за авторами программы педагоги детских садов, более 20 лет назад принимавших участие в пилотном проекте работы с «Радугой», назвали её «технологией создания атмосферы радостного проживания дошкольного детства».

Программа Радуга даёт возможность развить способности ребёнка, не перенапрягая его потоком излишней информации

Актуальность и новизна программы заключается в том, что в младшем и среднем дошкольном возрасте акцент в работе делается на поддержание у малышей заинтересованности процессом познания, общения и созидания с помощью игры, а в старшем дошкольном — создание мотивации учения (в том числе и с помощью приобщения ребят подготовительной группы к участию в предметных олимпиадах).

Для организации жизнедеятельности детского коллектива и каждого его члена в отдельности педагог использует разные виды работы, трудовую, творческую деятельность, по возможности заключая их в игру — производную ведущей у дошкольников деятельности.

Комплексный образовательный проект «Радуга» был впервые внедрён в практику в 1989 году. Авторами разработки являются:

  • Гризик Татьяна Ивановна, Кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории дошкольного образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии МИОО, главный редактор журнала «Дошкольное воспитание»;
  • Дронова Татьяна Николаевна, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого-педагогического университета, заведующая лабораторией дошкольного воспитания в институте общего образования МО РФ;
  • Соловьёва Елена Викторовна, психолог, кандидат педагогических наук, доцент, генеральный директор и руководитель образовательных программ Психологического центра поддержки семьи «Контакт»;
  • Якобсон Софья Густавовна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института общего образова­ния Минобразования РФ.

На данный момент около четверти всех ДОУ работают по программе «Радуга».

Принципы работы

В основу создания программы был положен принцип уважения к свободе личности ребёнка. Кроме того в детском саду:

  • в каждой возрастной группе педагог при рассмотрении учебно-воспитательного курса ставит одну (!) цель, достижению которой посвящена работа на занятиях, при этом их также отличает направленность на решение одной (!) образовательной задачи (например, в подготовительной группе целью занятий грамотой является освоение букв, при этом каждый урок посвящён знакомству с одной буквой);
  • создаются условия для проявления индивидуальности каждого малыша;
  • предметно-развивающая среда и занятия организуются так, чтобы малышу было интересно «докапываться» до новых знаний, то есть он рос пытливым;

    Пытливость также воспитывается организацией опытов на занятиях

    Миссия программы «Радуга» затрагивает важные стороны развития личности подрастающего поколения.

    1. Способствует сохранению, укреплению и выработки привычки к здоровому образу жизни. Так, малыши не только выполняют задания, но и не забывают помыть руки после пользования клеем, например.
    2. Отвечает за своевременное физическое и психологическое здоровье. Например, соответствие речевого развития возрастным нормам.
    3. Обеспечивает максимальные возможности содержательного дошкольного периода для каждого малыша с помощью расширения круга тем (например, при рассмотрении темы прикладного народного творчества, дети знакомятся и с гжелью, и с дымковскими игрушками, и с хохломой).
    4. Всесторонне готовит к школе (начиная от мотивации к последующему обучению в школе и заканчивая конкретными знаниями в образовательных областях).
    5. Видео: формирование готовности к школе, часть 1 — рекомендации Е.В. Соловьёвой

      Видео: формирование готовности к школе, часть 2 — рекомендации Е.В. Соловьёвой

      Для реализации поставленных целей, содержание программы решает следующие задачи:

    6. обеспечивает малышам возможность не только радостно, но и содержательно проживать время пребывания в детском саду (познавательные виды активности облекаются в форму игры);
    7. способствует развитию коммуникативных навыков, речи (за счёт чередования индивидуальных и групповых форм работ, включения родителей в совместную с детьми и педагогом творческую деятельность);
    8. помогает укреплять физическое здоровье подрастающего поколения (вопросы гигиены и самочувствия поднимаются не только в ходе режимных моментов, но и в структуре организации занятия, например, в виде физкультминуток или пальчиковых игр, дыхательной гимнастики);

      Физическое развитие по программе Радуга является приоритетным

      Это интересно. Программа «Радуга» создавалась так, чтобы максимально полно отражать реалии отечественной культуры. Для этого авторы опирались на общепсихологические теории деятельности философа, психолога и педагога Алексея Николаевича Леонтьева, а также культурно-исторический подход выдающего советского психолога Льва Семёновича Выготского.

      Содержание программы

      Практическая реализация «Радуги» опирается на семь видов деятельности, каждый из которых, по задумке авторов, соответствует определённой активности малышей и охватывает все виды занятий в детском саду.

      Физическая культура — красный цвет

      Это приоритетное направление программы, формирующее привычку к охране здоровья, чистоплотности, порядку. В процессе воспитания этих культурно-гигиенических навыков дети учатся самоконтролю, вырабатывают алгоритмы поведения в критических обстоятельствах, несущих потенциальную угрозу жизни, а также учатся предупреждать возникновение опасных ситуаций.

      Воспитание культурно-гигиенических навыков — важный аспект реализации программы Радуга

      Игра — оранжевый цвет

      Задача создания эмоционально тёплой атмосферы в группе считается основной в процессе игровой деятельности. Кроме того, такая активность позволяет зародиться симпатии, интересу к партнёру по игре. На занятиях и на досуге ребята вовлечены в три вида игр:

    9. дидактические, способствующие усвоению, закреплению и отработке изученного материала (применяются в ходе занятий);
    10. подвижные, помогающие снять излишнюю заорганизованность малышей (используются и на занятиях, и вне учебной деятельности);
    11. сюжетно-ролевые, развивающие коммуникативные навыки, речь, расширяющие границы наглядно-образного и понятийного мышления (являются элементом учебной и досуговой работы).

      Сюжетно-ролевые игры учат малышей выстраивать партнёрские отношения со сверстниками

      Изобразительно-практическая деятельность — жёлтый цвет

      Обучение этому виду активности происходит на основе знакомства с народным творчеством, в частности с декоративно-прикладными образцами произведений Хохломы, Гжели, дымковских сюжетов. В ходе работы ребята учатся рисовать красками, карандашами, а также осваивают навыки лепки.

      Изобразительно-практическая деятельность детей организуется на основе знакомства с лучшими образцами народного творчества

      Конструирование — зелёный цвет

      С помощью данного вида активности у детей развивается творческий подход к созидательной деятельности: малыши учатся строить из строительного сырья разного вида и формы (конструктор, пирамидки, природные материалы и пр., гибкие и жёсткие детали разных размеров и форм).

      Конструирование помогает ребятам учится добиваться поставленных целей

      Занятия музыкальным и пластическим творчеством — голубый цвет

      В ходе знакомства с этими видами креативной деятельности ребята обогащают свой эстетический опыт, развивают музыкально-сенсорные способности, учатся ритмично двигаться, а также тренируют пространственную координацию.

      На занятия дети не только знакомятся с музыкальными инструментами, но и пробуют на них играть

      Знакомство с окружающим миром и развитие речи, грамота — синий цвет

      Основная направленность этой части программы — обучение родному языку, которое происходит через знакомство с лучшими образцами художественной литературы, народного творчества, кино (в большей степени речь идёт о мультипликации).

      На занятиях грамотой ребята подготовительной группы знакомятся с буквами и звуками

      Математика — фиолетовый цвет

      Главная задача занятий математикой не столько познать азы царицы наук, сколько освоить навыки учебной деятельности, в частности, научиться определять главную задачу, выделять направления поиска, оценивать полученные результаты.

      Занятия математикой помогают ребятам усвоить понятия больше-меньше, длинный-короткий, высокий-низкий и др., а также получить элементарные арифметические знания

      Это интересно. Вне зависимости от вида деятельности, работа с детьми происходит в атмосфере доброжелательности, поддержки желания высказать собственное мнение, а также отсутствия страха совершить ошибку.

      Видео: формирование математических представлений в младшей и средней группах — рекомендации Е.В. Соловьёвой

      Учебно-методический комплекс «Радуга»

      Для решения программных задач была издана серия пособий по образованию и воспитанию малышей каждой возрастной группы, затрагивающая все основные направления развития детей:

    12. познавательное развитие;
    13. формирование элементарных математических представлений (ФЭМП);
    14. развитие речи;
    15. ИЗО;
    16. конструирование;
    17. художественная деятельность.
    18. Состав серии «Радуга»

      Пособия для программы публикуются издательством «Просвещение».

    19. Развивающие книги «Познаю мир» для дошкольников всех возрастов, посвящённые назначению и функциям окружающих объектов, знакомству со связями между явлениями и вещами, знаками и символами.
    20. Книги «Моя математика».
    21. Дидактические альбомы «Сделаю сам».
    22. Альбомы-пособия по ручному и художественному труду.
    23. Новое методическое пособие для подготовительной группы «На пороге школы» (авторы — Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик).
    24. Фотогалерея: примеры разных серий пособий для реализации программы

      Достоинства и недостатки программы

      «Радуга» ориентирована на массовый детский сад и уже имеет обширный опыт внедрения в работу, поэтому выделить достоинства и недостатки несложно. Итак, к положительным сторонам осуществления программы можно отнести 5 факторов.

    25. Своевременное и полноценное физическое и психическое развитие ребёнка. В процессе разных видов деятельности малыши получают необходимый информационный объём, а также возможности направить физическую энергию в русло пользы для здоровья. Таким образом, осуществляется всесторонняя и качественная подготовка к школе.
    26. Максимальные возможности реализации индивидуального подхода благодаря дифференцированному принципу усвоения программных задач. Иными словами, у педагога есть возможность варьировать содержание каждого программного компонента так, чтобы дети с достаточным уровнем общего развития получали чуть больше обозначенного объёма информации, а малыши с недостаточным уровнем общего развития могли немного подтянуть свои знания, умения и навыки до необходимых границ.
    27. Организация предметно-развивающей среды с целью создания положительного микроклимата, поддержки уверенности детей в своих силах, создания ситуации успеха на занятиях и вне учебной деятельности. При этом материально-техническая обеспеченность ДОУ роли не играет: педагог, творчески подходя к своему делу, создаёт такую предметно-развивающую среду, которая была бы полезна и интересна детям, используя для этого подручный материал. Например, для развития сенсорных способностей в младшей группе воспитатель не приобретает готовые тренажёры, а делает шумовые коробочки, наполняя капсулы от Киндер-сюрприза крупой, монетами, сахаром и т.д., тем самым различая их по звуку, весу.
    28. Качественно новый подход к оценке деятельности ребёнка. Не с позиции «малыш должен — не должен», а с позиции «в этом возрасте ребёнок способен, может…». Деятельность ребят оценивается не только с точки зрения практических результатов, а и в процессе общения с ними, наблюдения.

    Воспитатель оценивает не только конечный результат работы, а и то, как дети мыслят, концентрируются в процессе выполнения заданий

    Как и во всякой другой программы, в «Радуге» есть и недостатки. Тем более, что первоначально именно эта система пришла на смену типовой программе, имеющей многолетний опыт внедрения в практику.

  • «Радуга» даёт установку, без детального описания инструментария. То есть предполагается, что воспитатель не просто исполнитель, а творец: у каждого ребёнка есть способности, раскрыть которые необходимо правильным подбором «ключиков» — приёмов, методик. Этот механизм педагогу, особенно молодому, понять и реализовать сложно. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что и любую другую программу (например, «Детство», «Развитие» и др.) без творческого подхода в работе досконально освоить не получится.
  • Некоторые разделы, как показывает практика, усложнены. Это связано с тем, что первоначально дополнения публиковались одновременно с экспериментальным внедрением «Радуги» в работу и в связи с этим не все пожелания ДОУ, участвовавших в пилотном проекте, учитывались. Особенно завышенные оказались требования к возможностям ребёнка в разделах «Математика» и «Грамота». Однако это обусловлено ещё и тем, что изначально «Радуга» удовлетворяла социальный заказ родителей малышей, которые не вполне объективно могли соотнести возраст дошкольника и тот объём материала, который они могли бы воспринять.
  • Исходя из видов деятельности, задействованных в реализации программы «Радуга», в работе со всеми возрастными категориями детей применяется четыре группы приёмов.

    Основной вид мышления дошкольников — наглядно-образный. Он формирует эстетические представления малышей, а также способствует более прочному усвоению новых знаний. Поэтому так важно чтобы на каждом занятии обязательно присутствовали все виды наглядности.

  • Картинки. Приём, особенно актуальный для младших групп. Например, с его помощью малыши знакомятся с порядком проведения гигиенических процедур после прогулки (моют руки, умываются, моют ноги), последовательностью складывания вещей в личные шкафчики и т.д.
  • Наблюдение. Способ организации познавательной активности, позволяющий детям эмпирически познакомиться с том или иным явлением. Например, с помощью наблюдения на ознакомлении с окружающей средой в подготовительной группе ребята получают представление об эволюции. Для этого в мисочку с водой капают растительное масло, покачивают ёмкость и наблюдают за тем, как капельки объединяются, формируя одну большую кляксу — так же, из живых клеток, образуются организмы в природе.
  • Демонстрация. Этот приём включает показ видеоматериалов, презентаций, инсценировок для знакомства с предметами или явлениями, способами выполнения разных действий. Например, чтобы научить малышей средней группы убирать снег игрушечными лопатами, воспитатель демонстрирует, как нужно держать лопату, как загребать снег. При этом особое внимание уделяется демонстрациям с ТСО (техническими средствами обучения): мультимедийными проекторами, компьютерами и пр.

    К демонстрационным приёмам относится и переодевание педагога в костюм героя, пришедшего на занятие

    Словесные приёмы

    Развитие речи малышей невозможно без активного слушания. Кроме того, программа «Радуга», начиная с младшего дошкольного возраста, предполагает активное включение малышей в диалог. При этом в работе с детьми первой младшей группы, педагог намеренно создаёт ситуации, когда ребёнку приходиться искать и, главное, произносить слова. Например, если малыш показывает пальцем на какую-то игрушку, которая ему нужна, педагог делает вид, что не понимает до тех пор, пока ребёнок не произнесёт (безусловно, на доступном для себя уровне), что он хочет.

  • Беседа. Этот приём, как нельзя лучше помогает лучше узнать воспитанников, выяснить их интересы. Педагоги, работающие по «Радуге», создают свои собственные традиции в группе, связанные с общением с детьми. Например, утренний «Круг общения», когда по приходу в детский сад малыши рассказывают, что новое они узнали за вчера, что отели бы узнать сегодня. Обычно такие круги общения дополняются комплексом из 1–2 пальчиковых игр и 1–2 комплексов дыхательной гимнастики.
  • Рассказ. Этот приём часто используется педагогом в качестве мотивации в начале занятия. Например, урок математики по теме «Знаки «больше» и «меньше» можно начать с рассказа о Незнайке, которому Кнопочка дала задание полить ту клумбу, на которой цветов больше. Но герой никак не может понять, на какой же клумбе растений больше, а на какой меньше. В ходе работы дети считают цветы и определяют их соотношение по принципу «больше-меньше».
  • Стихотворения, загадки. Используя этот приём, педагог не только развивает логику воспитанников, но и тренирует их реакцию, настраивает на дальнейшую работу. Исходя из принципа «Радуги» ориентироваться на способности детей, педагог в младшей группе использует загадки с договорками, а в старшей (иногда и в средней) – уже без них.
  • Сказки. Приём, направленный на развитие речи, расширение словарного запаса и обогащение эмоционального опыта, отлично вписывается в цели и задачи программы «Радуга». С помощью сказок воспитатель мотивирует ребят, объясняет те или иные понятия (например, для разъяснения, почему важно говорить правду, быть смелым, дети слушают и обсуждают сказки о трёх богатырях).
  • Чтение. Один из способов поощрить инициативность малышей — дать им возможность почувствовать свою значимость. Чтение детьми отрывков из произведений, инструкций по поливу растений в живом уголке или правил ухода за рыбками в аквариуме — содержание не настолько важно, как сам факто того, что дети, умеющие читать, смогут продемонстрировать свои умения сверстникам. А для тех, кто ещё данный навык не освоил, это будет стимулом к обучению. И, конечно, воспитатель обязательно должен выделять время на чтение малышам вслух.

    Чтение вслух обогащает словарный запас малышей

    Игровые приёмы

    «Радуга» опирается на игру как ведущий вид деятельности детей. При этом используются все виды игр.

    melkie.net

    Методические пособия

    Поглазова О.Т., Попова С.В. Готовимся к школе. Методические рекомендации к учебному пособию для дошкольников Вместе со сказкой

    Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010. — 182 с.

    Улашенко Н.Б. Организация театрализованной деятельности.

    Подготовительная группа.2009 rar (jpg)

    Зенина Т.Н.Конспекты занятий по ознакомлению

    дошкольников с природными объектами.

    Вершинина. Васильева.

    Комплексная диагностика уровней усвоения программы.

    Бочкарева.

    Обогащение и активизация словарного запаса.

    Природа вокруг нас.

    Занимательные материалы. Детский сад,

    Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей.
    Популярное пособие для родителей и педагогов.

    — Ярославль: Академия развития, 1996. pdf

    В книге приводятся игры, задания, упражнения, которые позволяют успешно развивать такие познавательные процессы у детей, как восприятие, память, внимание, что необходимо для их подготовки к школе и дальнейшего успешного обучения и интеллектуального развития.

    Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования

    в детском саду, М.: Академия, 2002. — 192 с. djvu

    В пособии в русле разработанной автором системы охарактеризованы психолого-педагогические основы формирования творческого конструирования у детей 2-7 лет; представлены новые технологии обучения конструированию из всевозможных материалов (природного, бумаги, конструкторов и др. ). Показаны разные формы организации этой работы, освещен зарубежный опыт в области детского творческого конструирования. Книга может быть интересна также студентам средних педагогических учебных заведений, воспитателям ДОУ, родителям.

    Швайко Г.С. — Игры и игровые упражнения для развития речи

    (Сборник игр для развития речи), Просвещение, 1983

    Литвинова, М. Ф.Русские народные подвижные игры. Псобие для воспитателя детского сада. / М. Ф. Литвинова ; под редакцией Л. В. Руссковой. — Москва : Просвещение, 1986. — 78, [2] с.

    В сборнике представлены русские народные подвижные игры, а также их варианты. Изложены правила проведения игр, методические рекомендации воспитателю по их организации с детьми дошкольного возраста.
    Сборник состоит из четырёх разделов: игры с бегом, игры с мячом, игры с прыжками, игры малой подвижности. В приложении приведены старинные и современные считалки.

    Г.Ф Марцинкевич. Планы занятий. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. pdf (яндекс.диск)

    И.А. Быкова. Обучение детей грамоте в игровой форме «Детство-Пресс»

    Предложенные в пособии игровые методики и конспекты занятий позволят воспитателям ДОУ, логопедам и родителям подготовить детей к правильному восприятию звуков речи и письму. Представленные в книге забавные стишки о буквах и игры на развитие мелкой моторики будут способствовать их лучшей подготовленности к школьному обучению. Занятия можно проводить как индивидуально, так и с группой детей.
    Предназначено для воспитателей ДОУ, логопедов, родителей дошкольников.

    Педагогическое речеведение. Словарь-справочник .— Изд. П 24 2-е, испр. и доп. /Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Ми-хальской; сост. А. А. Князьков. — М.: Флинта, Наука, 1998. — 312 с. doc

    Степанова, О. А. Игровая школа мышления. Методическое пособие doc

    ne-proza.ru

    Программно-методический комплекс «Радуга»

    Транскрипт

    2 Программно-методический комплекс «Радуга» «Радуга» первая комплексная инновационная программа, открывшая путь новым вариативным программам для дошкольников, которые пришли на смену Типовой программе. Она охватывает полный комплекс проблем, связанных с обеспечением здоровья, образования, воспитания и развития детей 2-7 лет. «Радуга» является единственной программой для дошкольных образовательных организаций, прошедшей полную экспериментальную проверку в 10 регионах России в течение 6 лет и независимую экспертизу комиссии Министерства образования РФ, по итогам которой программа была рекомендована к массовому внедрению. Программа ориентирована на общечеловеческие гуманистические ценности и создана с целью сохранить здоровье детей, помочь каждому ребёнку радостно и содержательно прожить период дошкольного детства, обеспечить полноценное и своевременное психическое развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей.

    3 «Радугу» отличает отказ от жёсткой регламентации детской деятельности, учёт логики становления детской психики, возможность вариативности реализации программы с учётом региональных и национальных особенностей, высокий уровень подготовки детей к школе. Научный руководитель программы Елена Викторовна Соловьева. Авторами-разработчиками являются Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик, С.Г.Якобсон, В.В.Гербова, А.А. Грибовская, С.И. Мусиенко. Авторским коллективом разработан учебно-методический комплект, позволяющий грамотно проводить работу с детьми. Программа на протяжении 15 лет широко используется в разных регионах России, а также в странах ближнего зарубежья.

    5 Гризик Т.И., Доронова Т.Н., Соловьёва Е.В. и др с. — Обл. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада «Радуга» общеобразовательная программа дошкольного образования, предназначенная для работы с детьми от 2 до 7 лет. Программа направлена на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья.

    6 Гризик Т. И., Глушкова Г. В., Доронова Т. Н. и др с. — Обл. Планирование работы в детском саду с детьми 2-3 лет. Методические рекомендации для воспитателей. Пособие входит в программнометодический комплекс к программе «Радуга». В книге раскрываются особенности организации жизни детей 2 3 лет в детском саду, рассматривается содержание работы по всем направлениям развития ребёнка-дошкольника, приводятся методические советы и комментарии.

    7 Гризик Т. И., Глушкова Г. В., Доронова Т. Н. и др с. — Обл. Планирование работы в детском саду с детьми 3-4 лет. Методические рекомендации для воспитателей. Пособие содержит рекомендации по организации тех направлений в работе педагога, которые не отражены в общих методических книгах по программе.

    8 Гризик Т. И., Глушкова Г. В., Галянт И. Г. и др с. — Обл. Планирование работы в детском саду с детьми 4-5 лет. Методические рекомендации для воспитателей. Данное пособие является настольной рабочей книгой воспитателей средней группы детского сада, работающих по программе «Радуга». В пособии раскрываются особенности организации жизни детей 4-5 лет в детском саду, рассматривается содержание работы по всем направлениям развития ребёнкадошкольника, приводятся методические советы и комментарии. Пособие адресовано воспитателям дошкольных образовательных организаций.

    9 Гризик Т. И. и др с. — Обл. Планирование работы в детском саду с детьми 5-6 лет. Методические рекомендации для воспитателей Пособие входит в программнометодический комплекс «Радуга». В книге раскрываются особенности организации жизни в детском саду детей 5 6 лет, рассматривается содержание работы по всем направлениям развития ребёнкадошкольника, приводятся методические советы и рекомендации.

    10 Галянт И. Г., Глушкова Г. В., Гризик Т. И. и др с. — Обл. Планирование работы в детском саду с детьми 6 7 лет. Методические рекомендации для воспитателей. Пособие входит в программно-методический комплекс «Радуга». В книге раскрываются особенности организации жизни в детском саду детей 6 7 лет, рассматривается содержание работы по всем направлениям развития ребенка дошкольника, приводятся методические советы и рекомендации по физическому, социально-личностному, познавательноречевому, художественно-эстетическому развитию детей. Издание призвано помочь создать в группе атмосферу взаимного уважения и дружелюбия, эмоционального комфорта, позволит радостно и эмоционально прожить детям заключительный год в детском саду и на высоком уровне подготовиться к школе. Специальный раздел пособия посвящён планированию работы с семьёй. Пособие адресовано воспитателям дошкольных образовательных организаций.

    12 Карабанова О. А., Доронова Т. Н., Соловьёва Е. В с. — Обл. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет. Методическое пособие для воспитателей В пособии дана характеристика игры как ведущей деятельности дошкольника, показано ее место в процессе психического развития ребёнка. Подробно рассмотрены вопросы использования игровой мотивации на занятиях, а также возможности использования игры как средств коррекции. Пособие предназначено для воспитателей, психологов, руководителей дошкольных образовательных организаций, широкого круга читателей.

    13 Галянт И. Г с. — Обл. Музыкальное развитие детей 2-7 лет. Методическое пособие для воспитателей Пособие входит в программнометодический комплекс «Радуга». В книге реализован инновационный подход к музицированию, основанный на принципе соединения нескольких видов деятельности (логоритмики, игр со звуком, игр на музыкальных инструментах, театрализованной игре, художественном творчестве). Данное методическое пособие адресовано научным сотрудникам, занимающимся вопросами развития и образования дошкольников, педагогам дошкольного образования, студентам.

    14 Соловьева Е. В с. — Обл. Формирование математических представлений детей 2-7 лет. Методическое пособие для воспитателей. В книге содержатся методические рекомендации и примерное планирование занятий по формированию элементарных математических представлений в разных возрастных группах детского сада. В комплекте с пособием рекомендуется использовать развивающие книги для детей.

    15 Гризик Т.И., Карабанова О.А., Соловьёва Е.В., Якобсон С.Г с. — Обл. Как подготовить ребёнка к школе. Методическое пособие для воспитателей Пособие содержит материал по обеспечению формирования школьной готовности в условиях дошкольной образовательной организации, который ориентирован прежде всего на формирование произвольности, а также предпосылок становления мотивации учения как стремления к повышению собственной компетенции и к принятию позиции ученика.

    16 Гризик Т. И с. — Обл. Познавательное развитие детей 2-7 лет. Методическое пособие для воспитателей. Пособие входит в программнометодический комплекс к программе «Радуга». Книга поможет педагогам в реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (2 7 лет).

    17 Доронова Т. Н с. — Обл. Художественное творчество детей 2-7 лет. Методическое пособие для воспитателей. Предлагаемое пособие входит в программно-методический комплекс «Радуга». В пособии содержатся примерное календарное планирование и методические рекомендации, с помощью которых педагоги смогут организовать работу по развитию художественного творчества детей во всех возрастных группах детского сада. Пособие адресовано воспитателям дошкольных образовательных организаций.

    19 Гризик Т. И. Картины по развитию речи детей 3-7 лет. «Наш детский сад». Комплект демонстрационных таблиц Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями. Предлагаемый комплект таблиц соответствует положениям комплексной программы воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада «Радуга». Пособие предназначено для развития всех сторон речи ребенка (лексической, грамматической, произносительной, связной) и может быть использовано на занятиях в разных возрастных группах. Для педагогов приводятся подробные методические рекомендации по организации занятий. В комплект входит четыре картины большого размера (60 х 90 см): «Мы играем. Малыши», «Мы играем. Мы уже большие», «Встречаем Новый год», «Мы любим театр».

    20 Гризик Т. И. Картины по развитию речи детей 3-7 лет. «В гостях у сказки». Комплект демонстрационных таблиц Пособие предназначено для развития всех сторон речи ребенка (лексической, грамматической, произносительной, связной). Комплект включает четыре картины: «Мышиная семья», «Лисички-сестрички», «Лесной детский сад», «Встреча сказочных героев». Яркие, красочные плакаты помогут дошкольнику погрузиться в удивительные миры сказок и приключений, встретиться с различными героями и волшебными предметами, увидеть необычное в обычном. Многообразие сюжетов позволяет неоднократно использовать пособие при работе во всех возрастных группах детского сада. Для педагогов приводятся подробные методические рекомендации по организации занятий.

    21 Гризик Т. И. Картины по развитию речи детей 3-7 лет. «Игры и прогулки детей». Комплект демонстрационных таблиц Предлагаемый комплект таблиц соответствует положениям программы воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада. Пособие предназначено для развития всех сторон речи ребёнка (лексической, грамматической, произносительной, связной) и может быть использовано на занятиях в разных возрастных группах. Комплект включает четыре картины: «Зима», «Лето», «В парке. Малыши», «В парке. Мы уже большие». Для педагогов приводятся подробные методические рекомендации по организации занятий.

    26 Презентация подготовлена по материалам издательства «Просвещение»

    docplayer.ru