Лов рыбы судами

6.10. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ РЫБОЛОВНЫМИ СУ­ДАМИ СССР И НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ

СССР. Рыболовные суда, занятые ловом рыбы тралами в Атлантическом океане и прилегающих к нему морях, не­сут и подают следующие сигналы для обозначения состоя­ния своих орудий лова.

При вымете снастей — два белых огня, расположенные на мостике вертикально один над другим и видимые во­круг по всему горизонту на расстоянии не менее 2 миль. Нижний огонь установлен на высоте не менее 1,5 м, а верхний — 2,4 м над отличительными огнями судна. Эти огни показывают и днем в условиях ограниченной види­мости. В тумане подают один продолжительный и два ко­ротких звука через промежуток не более 30 с.

При выборке снастей — один белый огонь. В тумане подают один продолжительный и два коротких звука через промежуток не более 30 с, Если судно не имеет хода относительно воды, то оно через 10 с после этого сигнала подает еще два продолжительных звука. В этом случае звуковые сигналы подают через промежуток не более 1 мин.

Суда, занятые совместным ловом рыбы близнецовым тралом:

— левое судно по курсу траления — красный огонь;

— правое судно по курсу траления—зеленый огонь.

Эти огни видны вокруг по всему горизонту на рассто­янии 2 мили, их устанавливают над отличительными ог­нями не менее чем в 2,4 м.

Днем каждое из двух участвующих в буксировке тра­ла судов поднимает над рубкой черный шар диаметром не менее 61 см.

Каждый сетной порядок в море имеет на своем сво­бодном конце буй с шестом высотой не менее 3 м над во­дой. На вершине шеста ночью горит белый проблесковый огонь кругового обзора с дальностью видимости не менее 2 миль. Днем на месте огня устанавливают флаг с назва­нием или номером судна, которому принадлежит буй.

Рыболовные суда, стоящие на якоре с выметанными или зацепившимися за скалу снастями, а также сцепившие­ся своими орудиями лова, в тумане подают один продол­жительный и два коротких звука и через 10 с еще пять коротких звуков. Эти звуковые сигналы в указанной по­следовательности подают через интервал не более 2 мин.

Великобритания. Внешний конец плавных сетей рыбо­ловных судов обычно обозначают светящимся буем с бе­лым круговым огнем, а не светящиеся буи прикрепляют к сетям примерно в 35 м один от другого.

Дания. Рыболовные суда, занятые ловом рыбы донной сетью, несут:

а) днем — черный шар, бочку или корзину в носовой части судна как можно ближе к форштевню, но не ниже чем на 3 м над фальшбортом и черный конус вершиной вверх на том ноке рея, со стороны которого выпущена сеть;

б) ночью — три белых огня, расположенные треуголь­ником вершиной вверх со сторонами длиной 0,7 м, подня­тые на ноке рея с того борта, где поставлена или буксиру­ется сеть, причем на ходу к этим трем огням добавляется отличительный огонь судна того борта, откуда выпущена сеть

При приближении проходящих судов к месту лова ры­боловные суда дают гудком (свистком) один продолжи­тельный и один короткий звуки.

Бельгия, Дания, Ирландия, Исландия, Норвегия. В це­лях предупреждения проходящих судов от возможных пов­реждений орудий лова суда с механическими двигателя­ми, занятые ловом рыбы кошельковым неводом с силовы­ми блоками, несут на видном месте два желтых пробле­сковых огня, расположенные вертикально на расстоянии не менее 91 см один над другим и дающие поочередно проблески продолжительностью 1 с каждый (когда све­тит верхний огонь, нижний погашен, и наоборот) с даль­ностью видимости 2 мили по всему горизонту. Нижний огонь установлен на высоте 1,5 м, а верхний—2,4 м над отличительными огнями.

Испания. Выставленные в море у берегов рыболовные сети обозначают в средней части и у внешних их концов белыми флагами с черной буквой А посредине, установ­ленными на шлюпке или буе. Ночью положение внешних концов сетей обозначают двумя вертикально расположен­ными огнями: верхний — красный, нижний — белый. Сред­нюю часть сети обозначают двумя белыми вертикально расположенными огнями. Огни, установленные на шлюпке или буе, видны по всему горизонту на расстоянии около 2 миль.

Суда, занятые ловом рыбы сетью, растянутой между ними, и движущиеся в одном направлении, при подходе к ним проходящих судов дополнительно к огням, предпи­санным МППСС-72, зажигают факелы или дают вспышку огня со стороны вытравленной сети.

Италия. Ночью малые рыболовные суда используют в качестве предупредительных сигналов постоянные белые огни, которые вследствие волнения моря могут быть издали приняты за проблесковые. Такие суда обычно ловят ры­бу на глубинах моря 15—40 м на расстоянии до 10 миль от берега.

Канада. Кроме огней и знаков, предписанных МППСС-72, канадские рыболовные суда могут использовать следу­ющие специальные огни и сигналы.

Суда, занятые ловом рыбы тралом или дрейфующей сетью:

— два белых огня по вертикали или четыре свистка (сначала два продолжительных, затем два коротких) — при вымете снастей;

— белый огонь над красным по вертикали или три сви­стка (сначала два продолжительных, затем один корот­кий) — при выборке снастей;

— два красных огня по вертикали или четыре свистка (один короткий, затем два продолжительных и снова один короткий) — когда снасти зацепились за препят­ствие.

Суда, ведущие лов рыбы траловой сетью в паре:

— днем — флаг Т (Тангоу) по Международному своду сигналов;

— ночью — луч прожектора, направленный прямо по носу и в направлении другого судна, входящего в пару.

При вымете сетей и снастей, при их выборке или когда они зацепились за препятствие поднимают и подают такие же сигналы, что и суда, занятые ловом рыбы тралом или дрейфующей сетью.

Суда, ведущие лов рыбы кошельковым неводом, несут два огня желтого цвета по вертикали один над другим, которые вспыхивают попеременно примерно каждую се­кунду таким образом, что когда верхний огонь зажигает­ся, нижний гаснет, и наоборот. Эти сигналы показывают только в то время, когда свободное продвижение рыболов­ного судна затруднено вследствие работы его орудий лова.

Все специальные сигналы поднимают на расстоянии не менее 0,8 м друг от друга в таком месте, откуда они луч­ше видны. При этом верхний специальный огонь распола­гают на фок-мачте ниже на 0,9 м нижнего из двух огней, предписанных МППСС-72, а нижний специальный огонь — над уровнем отличительных огней. Специальные огни вид­ны вокруг по всему горизонту на расстоянии не менее 1 мили.

Франция. Малые рыболовные суда ловят рыбу ночью при факельном освещении.

Швеция. Рыболовные суда, занятые ловом рыбы, несут:

— днем — черный шар или похожий на него предмет в носовой части судна на высоте не менее 3 м над фальш­бортом и черный конус вершиной вверх на ноке рея со стороны, где выметаны снасти;

— ночью — три белых огня, расположенные в виде треугольника вершиной вверх на расстоянии 75 см друг от друга, с дальностью видимости не менее 3 миль.

Во время выбрасывания сетей суда зажигают отличи­тельные огни, при выбирании сетей отличительные огни не зажигают. Если проходящее судно слишком близко под­ходит к траулеру, то с последнего свистком или горном подают три продолжительных и один короткий звуки.

flot.com

БЛИЗНЕЦОВЫЙ ЛОВ

лов рыбы двумя судами — «близнецами», одновременно буксирующими трал (см. рис.). Улов выбирается на одно из них. Б. л. позволяет использовать промысловые суда меньшей мощности.

Близнецовый лов: 1 — трал; 2 — ваер; 3 — промысловые суда

Большой энциклопедический политехнический словарь . 2004 .

Смотреть что такое «БЛИЗНЕЦОВЫЙ ЛОВ» в других словарях:

близнецовый лов — Траловый лов двумя однотипными или близкими по тяговым характеристикам судами. [ГОСТ 18676 73] Тематики промысловый флот и порты EN pair trawling … Справочник технического переводчика

Близнецовый лов — 23. Близнецовый лов Е. Pair trawling Траловый лов двумя однотипными или близкими по тяговым характеристикам судами Источник: ГОСТ 18676 73: Эксплуатация промыслового флота и портов. Термины и определения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Близнецовый лов — лов рыбы двумя одинаковыми, обычно малотоннажными промысловыми судами «близнецами» с помощью буксируемого ими отцеживающего орудия лова Трала, Невода. Особенно эффективен Б. л. на мелководных местах, когда канаты, расходящиеся от крыльев… … Большая советская энциклопедия

Близнецовый трал — Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Добавить иллюстрации. Проставить интервики в рамках проекта Интер … Википедия

Ярусный лов — Ярус в собранном виде Ярусный лов метод промышленного рыболовства, при котором используются сотни и даже тысячи крючков с наживкой, прикреплённых к длинному тросу («ярусу»). Таким способом чаще всего ловят меч рыбу … Википедия

ГОСТ 18676-73: Эксплуатация промыслового флота и портов. Термины и определения — Терминология ГОСТ 18676 73: Эксплуатация промыслового флота и портов. Термины и определения оригинал документа: 12. Автономная работа промыслового флота Автономная работа Е. Self contained operation of a fishing fleet Промысловая работа,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

близнецо́вый — ая, ое. 1. Связанный с близнецами, предназначенный для них. При институте был создан близнецовый детсад. [Комсомольская правда 21 июля 1975]. 2. Близнецовый лов. Лов рыбы, осуществляемый двумя промысловыми судами, буксирующими один трал или невод … Малый академический словарь

Рыболовство — Рыбаки в Индии Не следует путать с Рыбалка. Рыболовство добыча речных и морских рыб. Рыба главный объект рыболовства. В более широком смысле к рыболов … Википедия

Рыболовный трал — У этого термина существуют и другие значения, см. Трал. Трал это орудие лова, широко применяемое в мировом промышленном рыболовстве. Это наиболее высокопроизводительное орудие лова, широко распространённое в большинстве зарубежных стран. В… … Википедия

dic.academic.ru

Медведев: квоты на лов рыбы увязываются с размещением заказов на строительство судов в РФ

Премьер-министр РФ напомнил, что в прошлом году был принят закон, который ввел новые квоты на инвестиционные цели

ГОРКИ, 29 мая. /ТАСС/. Правительство выпустило постановления об увязке предоставления квот на лов рыбы в инвестиционных целях с размещением заказов на строительство рыболовецких судов и рыбоперерабатывающих предприятий на территории РФ. Об этом заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на совещании с вице-премьерами.

«Я подписал несколько документов, несколько постановлений правительства, включая порядок подготовки, заключение и примерную форму договора о предоставлении квоты на добычу и вылов на инвестиционные цели. — И порядок подачи заявления, отбора инвестпроектов и распределения квот. Тема эта всегда требующая внимания, потому что она и важная, и злоупотребления там случаются», — сказал Медведев.

Он напомнил, что в прошлом году был принят закон, который ввел новые квоты на инвестиционные цели. Они должны предоставляться тем, кто инвестирует строительство новых судов рыбопромыслового флота и предприятия, которые перерабатывают рыбу.

Как отметил на совещании вице-премьер Аркадий Дворкович, подача заявлений на получение таких квот может начаться сразу после публикаций постановлений правительства. «В течение шести месяцев будет приниматься решение Росрыболовством на основании заключения специальной комиссии по предоставлению и закреплению соответствующих квот. В дальнейшем, в последующие годы будет действовать общий порядок, будут публиковаться извещения о начале подачи заявлений», — пояснил он.

Дворкович отметил, что квоты будут распределяться между юридическими лицами, размещающими заказы на строительство рыболовных судов и предприятий рыбопереработки на российской территории.

«Добыча и вылов биоресурсов могут осуществляться только с судов, принадлежащих российским лицам, а с судов, принадлежащих иностранным лицам, такой вылов осуществляться не может», — сообщил вице-премьер.

По его словам, в обосновывающих материалах заявки на получение квоты должна содержаться информация о финансово-экономической модели. При этом внутренняя доля доходности в рамках инвестпроекта должна превышать 10%, а срок окупаемости проекта не может быть дольше десяти лет. «Финансовое обеспечение должно предусматривать, либо 5-процентную банковскую гарантию, либо залог прав на вывоз и добычу биоресурсов», — сказал Дворкович.

Он также отметил, что для стимулирования развития производства в регионах Дальнего Востока вводится дополнительный стимул. «Вводится дополнительный стимул — дополнительный повышающий коэффициент в размере 1,2 при предоставлении квоты. То есть мы увеличиваем заинтересованность в инвестициях на Дальнем Востоке», — указал вице-премьер.

Вице-премьер также сообщил, что доля квот на лов рыбы и добычу биоресурсов в инвестиционных целях составит 20%.

«В случае, если количество заявок (на получение квот) больше, чем общий размер квоты, а он составляет примерно 20% от всех квот на добычу и вылов биоресурсов, то проводится аукцион между теми лицами, которые подали заявки», — сказал Дворкович на совещании премьер-министра Дмитрия Медведева с вице-премьерами.

По его словам, не распределенные квоты будут переноситься на следующий год. Вице-премьер отметил, что квоты будут предоставляться на срок 15 лет. При этом, как пояснил вице-премьер, правительство поручило Министерству промышленности и торговли осуществлять контроль за реализацией инвестиционных проектов по строительству судов и рыбоперебатывающих предприятий, которые должны будут осуществлять юридические лица, получившие инвестиционную квоту на лов биоресурсов.

«Это революционный шаг, мы ранее не увязывали выдачу квот на добычу и вылов биоресурсов обязательствами, в том числе, инвестиционного характера», — сказал Дворкович. По словам главы правительства Дмитрия Медведева, необходимо обеспечить контроль за выполнением решений правительства как по линии Минпромторга, так и по линии Росрыболовства.

tass.ru

Промысловое оборудование

Оснащение промысловых судов орудиями лова и соответствующими устройствами зависит от типа судна и метода лова рыбы. В морском рыболовном промысле основными методами являются лов. рыбы при помощи донного трала и дрифтерной сети. Наряду с этим определенные сорта рыбы ловят посредством ставной мелководной сети, крючковой снасти, на свет и с помощью электрического тока. Донные тралы используют на рыболовных ботах, траулерах с бортовым и кормовым тралением, а также на судах для лова и переработки рыбы. Они служат для лова красного окуня, наваги, сельди и других сортов рыбы. Донные тралы, изготовляемые преимущественно из химических волокон, имеют форму воронки. Эти тралы буксируют при помощи ваеров длиной 200—2000 м (стальных проволочных тросов диаметром 11—28 мм). Различают донные и пелагические тралы, т. е. тралы, которые можно буксировать на определенных глубинах.

Лов при помощи донного трала

1 — куток; 2 — верхняя распорная доска; 3 — распорная доска; 4 — ваеры

Раскрытие выброшенных за борт тралов происходит во время буксировки. Если донный трал буксируется судном, то раскрытие происходит в горизонтальном направлении за счет приделанных к ваерам траловых досок, представляющих собой плоские деревянные доски прямоугольной или овальной формы длиной 1 — 3 м и шириной 0,5—2 м в зависимости от размера сети. Эти траловые доски расположены под углом от 30 до 40° относительно направления буксировки; под влиянием гидродинамических сил они растягивают створки сети. Раскрытие в вертикальном направлении осуществляется с помощью кухтылей, размещенных в верхней подборе (верхняя сторона устья сети), и соответствующих грузов, находящихся на нижней подборе (грунтроп). У донных тралов, буксируемых двумя судами, раскрытие происходит за счет тяги судов, кухтылей и грузов, расположенных соответственно в верхней и нижней подборах сети.

Лов посредством пелагического донного трала (верхний рисунок)

1 — куток; 2 — грузики; 3 — алюминиевые кухтыли; 4 — стальной трос; 5 — утяжелители; 6 — ваеры.

Лов дрифтерной сетью (нижний рисунок)

1 — буйки (кухтыли); 2 — верхняя подбора с поплавками; 3— нижняя подбора с грузиками.

Дрифтерные сети используют главным образом на логгерах для ловли сельди, скумбрии и лосося. Они изготовляются из хлопка или химического (полиамидного) волокна. Их длина может быть от 20 до 70 м, а высота от 5 до 15 м. Такие сети, связанные в количестве до 120 шт., образуют так называемый дрифтерный порядок, длина которого может достигать 3500 м. На верхней подборе (верхней кромке) сетей расположены плавучести (пробки), а на нижней — грузы, если вожак находится в верхнем положении. При другом его расположении достаточно утяжеления только за счет вожака. Если косяки рыб встречают на своем пути такие вертикальные прямоугольные сетевые порядки, рыбы головами входят в ячейки сетей. Испытывая давление на горло, рыбы расставляют жабры и при движении назад застревают в ячейках сети (пассивное рыболовство). Ставные мелководные сети применяют преимущественно на сейнерах для лова пелагических косяков рыбы — сельди, сардины, анчоуса, тунца и макрели. Ставная мелководная сеть представляет собой сетевой порядок длиной 200—600 м и высотой 20—100 м. Сети изготовляют из хлопка или полиамидных сетевых нитей. На верхней кромке (верхней подборе) сети расположены плавучести, а на нижней — грузы, а также поводцы с петлями-огонами для соединения сетей. На боковых подборах сетевого порядка также укреплены огоны для боковых поводцов. Обнаруженный косяк рыбы при помощи сейнерной лодки или второго сейнера окружают кольцеобразно выложенным сетевым порядком, который затем замыкается боковыми поводцами. Рыба оказывается в сетевом мешке, который подтягивается к рыболовному судну. За счет широкой приемки сети на борт рыба, пойманная в заборной части ставной мелководной сети, подается на судно с помощью сачков или рыбонасосов.

Лов рыбы на свет (рисунок слева)

1 — источник свете; 2 — коническая сеть.

Электролов рыбы (рисунок справа)

1 — электрод; 2 — рыбонасосы.

Лов на свет используется для сортов рыб, которых привлекает свет, таких как балтийская килька, ставрида и сайра. Конические сети диаметром 3—4 м и длиной около 4 м снабжаются подводной лампой мощностью 1000 Вт. Лов производится в темноте. Лампу включают на 1—2 мин, чтобы привлечь рыбу, затем коническая сеть с относительно большой скоростью поднимается. Вместо конических сетей применяют также рыбонасосы. Электролов рыбы основан, с одной стороны, на том, что сильные импульсы тока убивают рыбу. Этот метод распространен в китобойном промысле и при лове больших рыб крючковой снастью. С другой стороны, рыба под воздействием полей постоянного тока при наступающем оглушении направляется от катода (отрицательного полюса) к аноду (положительному полюсу). Это явление используется на промысловых судах с рыбонасосами. В качестве положительного полюса здесь служат йсасывающее отверстие насосного трубопровода или расположенные позади стальные листы, а в качестве отрицательного полюса — стальные листы, находящиеся спереди на определенном расстоянии. Рыба, оглушенная электрическим током, плывет в сторону всасывающего отверстия и откачивается насосом. Поля переменного тока в рыболовстве не применяют, так как они отпугивают рыбу. Крючковая снасть используется для лова тунца, угря, семги, трески, скумбрии и палтуса. Различают два вида рыболовной снасти — общеизвестные «удочки», состоящие из удилища (прутка) и лески с одним или несколькими крючками, и донные крючковые снасти (ланглини). Последние представляют собой тонкую леску, на которой на расстоянии от 1 до 2 м закреплены короткие лески с рыболовными крючками. Длина лесок составляет от 1 до 2 м, длина ланглиней — 5000 м и более. На рыболовные крючки в качестве приманки насаживают мелкую рыбу, куски крупных рыб, блесну или рыбу из пластмассы. Ланглини выполняют как в виде донной крючковой снасти с грузилами и плавучестями для лова угря, так и в виде поверхностной крючковой снасти с плавучестями для лова лосося и тунца.

Тип и размеры промыслового устройства траулеров зависят от метода лова, рыболовных снастей и типа судна. Кроме установок для переработки, консервирования и хранения улова рыболовные суда должны быть оснащены устройствами для вымета и приемки на борт сети. К ним относятся подъемные механизмы для вымета за борт и приемки на борт более или менее наполненной сети, а также лебедки для стравливания и подтягивания к борту ваеров рыболовного трала, крыльев сети и кутка. Лов рыбы при помощи донных тралов осуществляется с борта или с кормы судна. У траулеров бортового траления на главной палубе перед мостиком стоит траловая лебедка. От ее канатных барабанов ваеры проходят мимо люков рыбных трюмов к расположенным около фок-мачты центральным роульсам (блокам с перпендикулярной осью вращения); при этом через направляющие роульсы ваер левого борта подводится к носовой траловой дуге, а ваер правого борта — к кормовой. Оба ваера выводятся затем за борт через подвесные вращающиеся блоки траловых дуг. Носовая траловая дуга находится в нос от фок-мачты на расстоянии около 2 м от нее; расстояние между обеими траловыми дугами составляет 25—30 м. Верхняя часть траловой дуги расположена на высоте 3 м от палубы. Закрепленные на палубе траловые дуги дополнительно подкрепляются распорками из круглой стали, причем распорки проходят от верхней части траловой дуги к мачте или к надстройке.

Промысловые устройства

а — траулера бортового траления с донным тралом; b — траулера кормового траления с донным тралом; с — траулера кормового траления с качающейся дугой; d — траулера кормового траления с траловой дугой; е — логгера с дрифтерной сетью; f — сейнера со ставной мелководной сетью.

1 — кормовая грузовая стрела; 2 — блоки на штаг-кариаке; 3 — гинь-тали; 4 — носовая грузовая стрела; 5 — носовая тралевая дуга; 6 — кормовая траловая дуга; 7 — траловая лебедка; 8 — центральный роульс; 9 — коренной ролик траловой дуги; 10 — бортовой роульс; 11 — ваеры; 12 — кормовой бортовой ваерный ролик; 13 — подвесной блок; 14 — оттяжка; 15 — куток; 16 — барабан для вытяжного троса; 17 — вытяжной трос; 18 — распорная (траловая) доска; 19 — качающаяся траловая дуга; 20 — подвесной блок траловой дуги; 21 — гидравлический цилиндр— 22 — траловая дуга донного трала; 23 — подвесной направляющий ролик; 24 — шпиль дрифтерной сети; 25 — бортовой рог дрифтерной сети; 26 — сетевыборочная машина; 27 — дрифтерная сеть; 28 — сететрясная машина; 29 — рол; 30 — мелководная ставная сеть.

На фок-мачте помещаются либо гинь-тали грузоподъемностью около 50 кН и носовая грузовая стрела (патент) грузоподъемностью от 10 до 20 кН, либо блок талей и стрела грузоподъемностью 30 кН. Расположенная на палубной надстройке в районе кормовой траловой дуги грузовая стрела траулера имеет грузоподъемность 20—3.0 кН. Гинь-тали служат для подъема на борт кутка с уловом, причем ходовой конец заводится на турачку траловой лебедки. Как гинь-тали, так и другие подъемные механизмы служат для работы с донным тралом и его частями. Над люками рыбных трюмов на штаг-карнаке расположены грузовые блоки грузоподъемностью до 5 кН. При использовании других способов работы с тралами эти грузовые блоки не нужны. Штаг-карнак помещается между фок-мачтой и бизань-мачтой. При отсутствии бизань-мачты штаг-карнак, служащий также для сушки сети, крепится к дымовой трубе. У траулеров кормового траления донный трал выметывается, буксируется и принимается на судно через кормовой слип. Поэтому траловая лебедка находится либо позади мостика, который тянется обычно от одного борта до другого, либо на самом мостике. Часто вместо большой лебедки с двумя канатными барабанами и двумя турачками устанавливают две раздельные однобарабанные траловые лебедки и шпили или вспомогательные лебедки. Управление этими лебедками и шпилями осуществляется с центрального поста управления, расположенного на кормовой палубной надстройке. Если судно не оборудовано траловой дугой для донного трала или качающейся траловой дугой, то блоки траловой дуги для ваеров устанавливают на опоре, находящейся над слипом, или на мостике над слипом. При помощи шпилей или турачек траловой лебедки и вытяжных концов (стальных тросов с крючками) донный трал поэтапно через слип втаскивается на рабочую палубу, длина которой меньше длины самой сети. Для выполнения опасных и тяжелых работ на турачках часто предусматриваются две вспомогательные лебедки для вытяжных концов. В качестве подъемных механизмов при работе с сетью перед порталом устанавливают колонны с гинями или двуногие мачты со стрелами грузоподъемностью 30—60 кН. При наличии качающейся траловой дуги с гидравлическим приводом колонны с гинями или двуногие мачты не требуются. При выметывании сети качающаяся траловая дуга поворачивается назад, и сетевой куток стравливается через подвесной ваерный блок траловой дуги так, чтобы остаток сети и ее части скользили по кормовому слипу. Выборка кутка осуществляется посредством качающейся траловой дуги, повернутой в корму; затем траловая дуга с помощью подвешенного кутка поворачивается вперед.

Промысловое устройство судов бортового траления похоже на устройство траулеров бортового траления, а промысловое устройство судов кормового траления почти аналогично промысловому устройству траулеров кормового траления. Если судно для лова и переработки рыбы имеет оборудование, позволяющее использовать различные методы лова, то промысловое устройство такого судна будет большим, сложным и более тяжелым, соответствующим большим сетям. Дрифтерную сеть применяют на логгерах для лова сельди. Промысловое устройство логгера, оборудованного только дрифтерной сетью, находится на палубе в носовой части судна и состоит в основном из тралового шпиля, направляющих ролов и сетеподъемного механизма, а также магазина для буев. Вожак обычно проходит от тралового шпиля через носовой клюз. Постановка дрифтерной сети происходит через направляющий рол. Выборка вожака идет от клюза через ролик киповой планки траловым шпилем, а сеть подтягивается сетеподъемным механизмом через направляющие ролы. В процессе подтягивания рыба вытряхивается из сети. Так как обычные логгеры можно использовать только в сезон, то для увеличения рентабельности их часто оснащают как дрифтерной сетью, так и донным тралом. Дополнительное оборудование для лова рыбы при помощи донного трала похоже на оснащение траулера бортового траления. Ставную мелководную сеть применяют на сейнерах, работающих попарно или с моторной сейнерной лодкой. Промысловое устройство сейнеров находится в кормовой части судна. Характерными частями устройства являются вращающаяся площадка или решетка для сети, а также мачта-однодревка позади надстройки для выборки сети при помощи грузовых талей и шпиля. Крючковая рыболовная снасть используется на судах типа яхт длиной от 20 до 50 м, например на судах для лова тунца в Тихом океане. Лов Происходит с кормы или кормовых платформ. Суда для лова рыбы донной крючковой снастью оснащаются одной траловой лебедкой или одним траловым шпилем. Сила тяги составляет 0,3—0,5 кН, скорость выборки — 0,5—0,7 м/с. Суда для лова рыбы крючковой снастью могут дополнительно иметь рыболовные сети.

www.seaships.ru

Основные способы промыслового рыболовства

Работа на борту морских рыболовных судов отличается от работы на борту обычных грузовых судов, хотя их судоходные качества либо весьма близки друг к другу, либо практически одинаковы. Главная разница между обычным грузовым и рыболовным судном заключается в том, что грузовое судно загружает свой груз в портах. После погрузки его люки должны быть герметически закрыты и до прибытия корабля в следующий порт, где груз будет разгружен, они не открываются.

Рыболовные суда, в отличие от грузовых, осуществляют рыбный промысел в местах для подводного лова рыбы и, таким образом, принимают на борт свой «груз» в море. По этой причине рыболовное судно, будучи наплаву в открытом море, довольно часто должно работать в ситуациях, когда, по крайней мере, некоторые из его люков находятся в открытом состоянии, что может вызвать угрозу затопления корабля.

Другой неблагоприятный фактор проявляется в ходе самой операции по ловле рыбы: часто при ловле рыбы даже небольшими судами возникает очень сильное сопротивление от её траления сетями. Более того, рыбный промысел нередко происходит в открытом море и незащищенных акваториях для донного лова. При этом на многих небольших рыболовных судах команды рыбаков всё ещё вынуждены работать без укрытия — на открытых палубах.

Поэтому считается, что рыболовные суда уязвимы в большей мере, чем грузовые суда, особенно в условиях бурного моря. Они требуют совершенно иного подхода, начиная со стадии проектирования, не говоря уже о новой подготовке всего плавсостава, от капитана судна до рядовых членов судовой команды [8,10].

Методы рыбной ловли и типы рыболовных судов

Типы рыболовных судов обычно определяются предполагаемыми методами рыбной ловли. Некоторые рыболовные суда проектируются под какой-нибудь один способ рыбного промысла, другие суда являются многоцелевыми и могут применять различные рыболовные снасти (более двух видов). Ниже перечислены следующие основные методы лова рыбы с борта рыболовных судов, а именно:

1. Постановка донного трала на рыбу

2. Разноглубинное траление рыбы

3. Замётывание в воду кошелькового невода для ловли рыбы

4. Бессетевой лов рыбы (крючковыми орудиями лова)

5. Лов рыбы объячеивающими (жаберными) сетями

6. Рыбная ловля на спиннинг с борта моторных лодок

Донное траление рыбы

Первоначальным способом постановки донного трала на рыбу было бортовое траление. У траулера с бортовым тралением две установки для траления рыбы, которые замётывают сети в воду с носового и кормового отсека обычно по правому борту судна, если смотреть вперёд по ходу его движения. Судовая команда устанавливает невод с борта судна, после чего перлинь (трос) начинает наматываться на стейпл-блоки, свисающие с установок для траления. Траловые распорки перед входом в сеть (по одной с каждой стороны невода) устанавливаются под определённым углом к плоскости её передвижения в придонных слоях воды, когда судно тралит рыбу.

Рыба накапливается в т. н. кутеце кошелькового невода. Палубная надстройка на траулере с боковым тралением расположена между миделем и кормовым отсеком судна, а двухсекционная траловая лебёдка закреплена ближе к носовому отсеку корабля. Грузовая стрела, смонтированная на передней мачте, поднимает весь улов рыбы на верхнюю палубу носового отсека судна. В эксплуатации остаются буквально единичные образцы траулеров с боковым тралением рыбы, так как почти все они уже заменены кормовыми траулерами. На траулерах с кормовым тралением траловые лебёдки заменены очень большим, почти во всю ширину судна, портальным краном, корпус которого смонтирован в кормовом отсеке судна, а грузовая стрела имеет большой вылет вперёд. У больших кормовых траулеров имеется навесная палуба. Все они оборудованы центральной траловой лебёдкой, которую часто закрепляют в средней части судна, а в кормовом отсеке обычно монтируется ещё несколько дополнительных лебёдок для вытаскивания на палубу рыболовных снастей. Траловая сеть вытаскивается по кормовой аппарели на шельтердек, где после некоторого приподнятия кутеца вверх она опустошается через разгрузочные затворы, соединяемые с люками основной палубы, которая расположена внизу и на больших траулерах с кормовым тралением представляет фактически рыбоперерабатывающий завод.

Разноглубинное траление рыбы

Разноглубинное траление рыбы производится с целью вылова больших косяков морской рыбы и других морепродуктов, обитающих на разных уровнях морской среды между океаническим дном и водной поверхностью. В нём принимает участие тот же тип судов, что и при постановке донных тралов на рыбу, но в данном случае эти суда обычно оборудуют ещё и большими сетными тумбами для замётывания в воду ещё больших сетей. Для того, чтобы регулировать глубину подводного траления морской рыбы, поверх перлиня закрепляются специальные грузила и поплавки, а сам невод оборудуется специальными сетевыми распорками.

Ловля рыбы с помощью кошелькового невода (обкидные неводы)

Сейнеры, оборудованные кошельковыми неводами, выходят на промысел в море с целью вылова таких косяковых пород рыбы, как сельдь, мойва и макрель. Уловы могут быть очень большими, поэтому большое значение имеет высокая грузоподъемность судна. К верхней части рыболовной сети крепятся поплавки, а к нижней — грузила. Поскольку от судна требуется закинуть сеть таким образом, чтобы в центре обкидного невода оказался сразу весь косяк морской рыбы, необходима также хорошая маневренность судна и, особенно, его способность совершать различные повороты и развороты.

Существует два типа сейнеров, оборудованных для кошелькового лова морской рыбы. Один из них получил название американского, а другой североевропейского (нордического) сейнера. На обоих типах сейнеров используются силовые установки с гидравлической системой привода. На судах американского типа капитанский мостик и кубрик для членов судовой команды расположены в носовом отсеке, а силовой блок портального крана с грузовой стрелой смонтированы сзади навесной палубы в кормовом отсеке корабля. Сейнеры нордического типа первоначально напоминали суда, оборудованные для бокового траления рыбы. У них навесная палуба, рулевая рубка и кубрик для судовой команды расположены в кормовом отсеке корабля. Блок силового питания обычно располагается по правому борту от рулевой рубки [8,11].

Транспортер с гидравлическим приводом перемещает рыболовные снасти от блока питания к сетному бункеру в кормовом отсеке. После того, как невод накрывает косяк рыбы сверху, сетевой куль стягивается снизу кошельковой лебёдкой, на которую наматывается нижний трос. На следующем этапе начинается перекачка рыбы из кошелькового невода в трюм через сепаратор, разделяющий рыбу и воду. У заново спроектированных и построенных сейнеров нордического типа теперь, как правило, те же габариты, что и у больших траулеров с кормовым тралением. Двойная подвесная палуба пересекает судно от носового до кормового отсека, а сетный бункер располагается на корме. Расположение силового блока питания по-прежнему такое же, как и на первоначальной модели судов этого типа.

Бессетевой лов рыбы (крючковыми орудиями лова)

Бессетевой лов рыбы на линь с крючками представляет такой способ рыбной ловли, при котором за борт вымётывается длинная траловая дуга с прикреплённой наживкой на крючках, расположенных через каждые 1-2 метра. Спустя некоторое время рыболовное судно вытаскивает траловую дугу из воды, а судовая команда снимает пойманную рыбу с крючков. Такой метод рыбного промысла до сих пор используется на борту небольших рыболовных судов, не оборудованных навесными палубами. Обычно приманка наживляется на крючки ещё на суше, после чего намотанная леса складывается в бадьи. Траловая дуга вымётывается в воду с кормы рыболовного судна, а из воды вытаскивается с помощью линейного ворота с гидравлическим приводом и укладывается в небольшие бухты по правому борту судна.

Современное рыболовное судно, оборудованное для ловли рыбы на закидной линь с крючковыми орудиями, имеет навесную палубу, боковой бункер для укладки рыболовной снасти и кормовое отверстие для выкидывания на воду траловой дуги. Обе ниши могут быть наглухо задраены и перегорожены таким образом, что даже при большом прибое будет подтапливаться только часть рабочего настила. Как только траловая дуга появляется из воды, её тут же заправляют в автоматическое устройство по насадке наживки на крючки. Там за одну и ту же операцию старая наживка снимается с крючков, а новая насаживается. После этого линь снова забрасывается на воду. Рыболовные суда, специализирующиеся на ловле рыбы закидным линем с крючковыми орудиями, могут быть до 60 м длиной и вмещать до 20-40 человек судового состава. Линь вымётывается за борт со скоростью 7-8 узлов, а линейный ворот развивает тяговое усилие до 5 тонн. Внутри межпалубного пространства расположен разделочный цех, который оборудован ленточным транспортером, разделочными столами и ёмкостями для удаления у рыбы головы и внутренностей и приготовления из неё рыбного филе. Все эти операции выполняются вручную. Иногда суда этого типа оборудуются ёмкостями для свежей заморозки рыбы.

Лов рыбы объячеивающими (жаберными) сетями

В объячеивающих сетях рыба ловится за жабры. На тех рыболовных судах, где палубные надстройки размещены в кормовом отсеке, а открытые палубы в районе миделя (посередине судна), вдоль борта разворачивается и выбрасывается на воду несколько ставных сетей такого типа. К свободному концу ставной сети и у верхней её кромки крепятся поплавки. Маневрируя на воде, рыболовное судно всё время держит ставную сеть в развернутом виде. Рыбный промысел с помощью дрейфующих ставных сетей во многих странах уже заменен ловлей рыбы кошельковыми неводами и разноглубинным тралением рыбы.

Ловля рыбы на спиннинг с борта небольших моторных лодок

Ловля рыбы с борта небольших моторных лодок в прибрежной полосе по-прежнему рассматривается в качестве важной сферой деятельности, которая в последнее время получила существенное развитие. В большинстве случаев на смену небольшим деревянным баркасам открытого типа с подвесными моторами или стационарными двигательными установками пришли высокоскоростные стеклопластиковые катера, которые могут легко достигать зоны для донного лова рыбы. Как правило, длина этих судов составляет от 8 до 15 м. С моторами мощностью от 250 до 400 лошадиных сил они могут развивать скорость хода до 24 узлов. В каюте имеется два спальных места, камбуз и туалет. Несколько катеров этого класса оборудованы спиннинговыми комплектами, которые представляют собой компьютеризованные автоматы в помощь рыбакам. Такая удочка-автомат точно определяет момент касания дна грузилом после закидывания линя на воду. Она устанавливает крючки на должном от него расстоянии и после этого начинает симулировать подсечку лески. Она точно фиксирует тот момент, когда рыба начинает откусывать наживку с крючка, и после этого вытаскивает её на поверхность воды. [8]

Технологии переработки рыбы

По мере увеличения судовых габаритов, а также в связи с расширением масштабов глубоководного рыболовства в водах мирового океана большое развитие получает и переработка рыбы на борту рыболовных судов. Поскольку полезная площадь на борту судов ограничена в большей степени, чем на расположенных в прибрежной зоне рыбоперерабатывающих предприятиях, то возникает потребность в более компактном размещении на борту судов новых автоматических линий по механизированной переработке рыбы и креветок.

Не доходя до верхней кромки кормовой аппарели, содержимое кошелькового тралового мешка, поднимаемого на борт современного кормового траулера, через гидравлические люки на траловой деке вываливается в приёмные бункеры из нержавеющей стали, расположенные палубой ниже позади рыбоперерабатывающей линии. На линию по переработке рыбы дары моря попадают через четыре гидравлических люка в передней водосливной перегородке у приёмных бункеров. Далее по ленточному транспортёру они развозятся по разным разделочным станциям, расположенным в рыбоперерабатывающей зоне площадью в 520

Рис.6 Схема ловли и переработки рыбы.

Линия по переработке рыбы также оснащена четырехпозиционным участком по приготовлению филе из рыбы вручную. Система охлаждения продукции подсоединена к трем скороморозильным плиточным аппаратам горизонтальной загрузки и одному такому аппарату с ручным управлением. Пропускная способность холодильных камер составляет 70 тонн рыбного филе в сутки.

В производстве используются картонные коробки установленного образца, а рыбные филе и брикеты распаковываются по стандартным блокам свежезамороженной продукции. За доставку продукции с линии технологической переработки в трюмы отвечает грузовой подъёмник. В рыбном трюме общей вместимостью 925 может поддерживаться температура при наружной температуре воздуха и морской воды .

С правой стороны от линии по переработке рыбы располагается специальная линия по разделыванию креветок. Она оснащена сортировочным конвейером, сепаратором, автоклавом для варки креветок, автовесами, участком для охлаждения и упаковки продукции. Для переработки креветок задействована также часть оборудования, используемая на линии по переработке рыбы, для разделывания рыбы с белым мясом (сиги, тресковые и т.п.). Здесь имеются в виду приёмные бункеры, скороморозильные плиточные аппараты, линии расфасовки и упаковки, ленточные транспортёры и ёмкости для хранения свежезамороженной продукции в рыбном трюме.

На траулерах-морозильниках имеются также фабрики по производству рыбной муки с пропускной способностью до 50-60 тонн в сутки. За 24 часа непрерывной работы они производят от 7 до 9 тонн рыбной муки. Высокое качество данной продукции зависит от подогрева сушильных камер на пару, поступающем от судового мазутного котла, совмещенного с системой выброса продуктов сгорания.

Такая фабрика по производству рыбной муки имеет в своём составе следующее оборудование:

Автоклав не прямоточного действия, оснащенный кожухом с воздушным охлаждением, ротором и форсунками для подачи паровой струи прямо на рыбу ·Фильтрационный конвейер и двухвинтовой пресс · Силовой конвейер для загрузки спрессованной продукции в паровой агрегат-сушилку ротационного действия

Насос для откачки за борт отпрессованной воды ·Всасывающая труба для доставки продукции из агрегата-сушилки в обогатительный агрегат

От обогатительного агрегата трубопровод ведет к тому месту в трюме с рыбной мукой, где продукция упаковывается в мешки. Здесь рыбная мука расфасовывается в бумажные и джутовые мешки по 35 кг в каждый и сдается на хранение.

Отдельные производственные участки в зоне технологической переработки продукции, где члены судовой команды длительное время проводят на ногах, оснащены саморегулирующимися платформами.

Оборудование, используемое для переработки рыбы с белым мясом и других морепродуктов на борту плавучих рыбозаводов, за исключением приспособлений для ловли рыбы, почти такое же, как и на таких рыболовных судах, как кормовые траулеры, которые ведут переработку улова собственными силами. Главное отличие состоит в том, что плавучие рыбозаводы сопровождают рыболовные флотилии до рыбных отмелей, где они получают пойманную рыбу для переработки и транспортировки в порты назначения.

Технический прогресс в замораживании и переработке рыбы на борту рыболовных судов оказал также большое воздействие на рыбоперерабатывающие заводы, работающие в прибрежной зоне. Организована автоматическая и в то е время гибкая система производственных участков, где можно изучить качество выпускаемой продукции, провести эксплуатационные испытания технологического оборудования и оценить выработку продукции по индивидуальным заказам с целью определения оптимальной системы управления производственными процессами.

Рыбное филе вначале направляется на разделочные порционные машины, а затем уже в расфасованном виде поступает на быструю заморозку или упаковку. В связи с конвейерной системой переработки, как рыбы, так и креветок, внедрённые технологические системы отличает их высокая пропускная способность. Затраты рабочей силы настолько незначительны, что рабочим редко приходится поднимать или подавать упавшую рыбу.

Международные нормы и правила лова

Три организации Объединённых Наций — ФАО, Международная организация труда (МОТ) и Международная организация по морскому праву (МОМП), — заключили соглашение о сотрудничестве по выработке норм и правил охраны труда рыбаков и соблюдения техники безопасности рыболовными судами. При этом каждая организация взяла на себя обязательство действовать исключительно в сфере своей собственной компетентности, а именно:

ФАО — общие принципы рыболовства ·МОТ — проблемы найма и использования рабочей силы в рыбной промышленности ·МОМП — страхование жизни, судов и оборудования от морских рисков

Совместная группа консультантов от трех организаций составила Перечень норм и правил охраны труда рыбаков и соблюдения техники безопасности рыболовными судами. В документе два раздела. В разделе А перечислены функциональные и профессиональные требования по охране труда капитанов судов и матросов судовых команд; в разделе Б названы обязательные требования по охране труда и правила техники безопасности при строительстве и технической оснастке рыболовных судов. Цель указанного нормативного документа состоит в том, чтобы уменьшить риск нанесения телесных повреждений рыбакам и, по возможности, предотвратить несчастные случаи и аварии, а также уменьшить риск возникновения опасных ситуаций на (рыболовных) судах. МОМП координировала всю работу по выдвижению предложенных поправок, но каждая поправка должна была стать ещё и предметом окончательного одобрения со стороны всех трёх указанных организаций.

Этот Перечень норм и правил с внесёнными в него поправками и дополнениями был опубликован МОМП от имени и по поручению ФАО, МОТ и самой МОМП. В разделе А содержится исходная информация в отношении правил по охране труда и технике безопасности при выходе рыболовных судов в море на путину. Особое внимание уделяется таким характеристикам, как правила судовождения, мореходные качества судна и уровень соответствия технологического оборудования предъявляемым нормам.

Другие меры профилактического характера включают также сохранение судном должной остойчивости, предупреждение случаев выпадения людей за борт судна, поддержание общего порядка на палубе в машинном отделении и других местах, где установлено механическое оборудование и работают машины.

Основным фактором безопасности рыболовного судна являются его мореходные качества и эксплуатационные характеристики. Капитаны рыболовных судов, бороздящих воды мирового океана, длина которых превышает 24 м, должны быть хорошо осведомлены обо всех аспектах судовождения, манёвренности, эксплуатационных характеристик и остойчивости управляемых ими судов. Каждый капитан должен уметь устранять все возможные последствия для остойчивости своего судна от перегрузок, возникающих как при приёме на борт партии выловленной рыбы, так и при пополнении судном запасов воды и топлива. Он должен также предвидеть все отрицательные последствия затопления в палубных отсеках, заклинивания межпалубных перегородок и вытаскивания на борт тяжелых рыболовецких снастей.

Для безопасности рыболовных судов и судовых команд важно, чтобы образование, профессиональная подготовка и аттестация всех служащих на борту судна, соответствовали бы самым высоким и общепризнанным стандартам. С этой целью в 1995 году в штаб-квартире МОМП в Лондоне была подписана Международная конвенция по вопросам профессиональной подготовки, аттестации и контроля наёмного персонала рыболовных судов. Государства, от имени которых была заключена настоящая Конвенция, взяли на себя обязательство не мешать соответствующей законотворческой деятельности (т.е. не препятствовать принятию соответствующих законов, постановлений, распоряжений, правил и инструкций). С точки зрения сохранения жизни и обеспечения гарантий прав собственности на море и защиты морской среды служащий плавсостава мореходных судов должен соответствовать предъявляемым требованиям и быть годным к выполнению возложенных на него служебных обязанностей. Конвенция вступит в силу спустя 12 месяцев после её ратификации не менее, чем 15 государствами.

В приложенных к Конвенции инструкциях и наставлениях отражены обязательные требования к аттестации капитанов судов, офицеров корабельной службы, судовых инженеров-механиков и радистов. В них подробно излагаются также основные правила техники безопасности, обязательные для исполнения служащими плавсостава на всех рыболовных судах, и инструкции по соблюдению требований к надзору за штурманами на борту рыболовных судов.

Среди вопросов, подлежащих тщательной проверке при аттестации кандидатов на должности капитанов судов и лиц штурманского состава для дальнего плавания, находятся следующие: судовождение; корабельная служба; определение местоположения судна электронными средствами связи; метеорологическая служба; связь; противопожарная безопасность; спасение утопающих; судовые маневровые свойства и средства; конструктивные особенности и остойчивость рыболовного судна (в том числе при плавании по чистой воде и в условиях обледенения); подъем улова рыбы на борт и уборка рыболовных снастей; английский язык; медицинская помощь; морское право; спасательные работы на море; перечень норм и правил охраны труда рыбаков и соблюдения техники безопасности рыболовными судами в объеме требований ФАО, МОТ и МОМП к разделу А и в части загрязнения морской среды [2].

Определение мест для рыболовства

В мире места для рыболовства отличаются один от другого так же сильно, как различаются типы и размеры рыболовных судов, находящихся в эксплуатации. Даже самый простой челнок-каноэ, выдолбленный из ствола дерева и спущенный на воду какого-нибудь озера вдали от моря, и современный и хорошо оборудованный траулер дальнего плавания, представляющий собой, по существу, плавучую базу, имеют одну и ту же цель — ловлю рыбу. С точки зрения безопасности места, перечисленные в разделе Б Перечня для ловли рыбы на море, подразделяются на следующие три категории, а именно:

1. Моря дальнего плавания

2. Акватории мирового океана, отстоящие от мест укрытия корабля на расстоянии до 200 морских миль

3. Акватории мирового океана, отстоящие от мест укрытия корабля на расстоянии до 50 морских миль.

Однако чаще всего под местами для рыбного промысла, или рыбными отмелями, подразумевают отдельные районы рыбной ловли в прибрежных водах или в открытом море.

Районы для прибрежного рыболовства сосредоточены в прибрежных водах, хотя их удалённость от береговой линии может быть различной. Это зависит от местных условий. Во фьордах или других небольших узких заливах со скрытой естественной полосой укрытий от морской стихии на однодневную рыбалку выходят небольшие катера (с открытой палубой или полурубкой). На более длительную рыбалку снаряжаются всевозможные типы небольших местных судов, оборудованных небольшими рубками.

Ловля рыбы в открытом море представляет собой рыбный промысел вдали от морского побережья, при этом внешние границы береговой линии не определены. Рыболовные суда, предназначенные для ловли рыбы в открытом море, как правило, проектируются как суда дальнего плавания, поскольку во многих прибрежных странах открытое море (или океан) начинается сразу же за естественной полосой береговых укрытий фьордов или шхер.

Как уже было сказано, рыболовные суда, уходящие на промысел рыбы в открытое море, представляют собой суда самых различных модификаций и размеров. В их числе мы видим траулеры с кормовым тралением рыбы (на их борту установлены технологические линии для переработки живой рыбы), кошельковые сейнеры, сейнеры для ловли рыбы крючковыми орудиями лова, плавучие базы и т.д. БМРТ — Большой Морозильный Рыболовный Траулер СТМ — Средний Траулер Морозильный

СМРТк — Средний Морозильный Рыболовный Траулер (кормовой)

РТ — Рыболовный Траулер

ПСТ — Посольно Свежевой Траулер

БАТ — Большой Автономный Траулер

ПР — Перерабатывающий Рефрижератор

ТР — Транспортный Рефрижератор

ЗРС — Зверодобывающее судно

МРТК — Малый Рыболовный Траулер (кормовой)

МРС — Малый Рыболовный Сейнер

СТР — Сейнер Траулер Рыболовный

Согласно международно-признанной классификации рыболовным судном может быть любой корабль, используемый в коммерческих целях для ловли рыбы, китов, тюленей, моржей или других представителей живых ресурсов моря. Перерабатывающее судно — это корабль, который используется исключительно для переработки пойманной рыбы.

По своим характеристикам рыболовные суда настолько сильно отличаются от других мореходных кораблей, что не хватит никаких международных соглашений по вопросам охраны труда и сохранения жизни на море, чтобы рассмотреть их каждый в отдельности.

Международная конвенция по безопасности морских судов была разработана в ходе проведения Международной конференции по безопасности рыболовных судов, состоявшейся в 1977 году в Торремолиносе, Испания. Этот международный договор основан на технической работе, проводившейся в течение нескольких лет силами МОМП, в основном в рамках подкомитета по безопасности рыболовных судов соответствующего комитета по безопасности МОМП. До этого этот комитет подготовил рекомендации по проблеме остойчивости неповреждённого судна, которые были опубликованы МОМП и впоследствии включены в Конвенцию 1977 года по безопасности рыболовных судов. В этой Конвенции утверждалось, что сфера её применения будет распространяться только на новые рыболовные суда, длина которых превышает 24 м.

На рыболовные суда меньшего размера эта важная международная Конвенция не распространялась, поскольку типология небольших судов национальных рыболовных флотилий весьма разнообразна, а имеющаяся при этом техническая информация весьма ограничена. Следовательно, можно сделать вывод о том, что правила техники безопасности для этих рыболовных судов не были разработаны только лишь потому, что не хватило исходной информации. Даже для каботажных рыболовных судов, длина которых превышает 24 м, имеет большое значение соответствие между их конструктивными особенностями и способами рыболовства. Все эти особенности в большинстве случаев оказывают серьёзное воздействие на остойчивость и мореходные качества рыболовных судов.

Техническая информация, на основе которой были разработаны правила техники безопасности, включенные в международную Конвенцию, в большинстве случаев была предоставлена промышленно развитыми в сфере рыболовства странами Европы и Северной Америки. Однако вскоре после конференции 1977 года выяснилось, что некоторые другие страны в мире предвидят трудности в ратификации тех частей Конвенции, которые касаются самых небольших в их рыболовецких флотилиях судов превышающих в длину 24 м. Проходившая в Торремолиносе конференция имела своим результатом Протокол Торремоллиноса 1993 г., который ослабил ряд ограничений в некоторых разделах Конвенции, касающихся определённого класса рыболовных судов.

Изложенные в нём требования в отношении двигательных установок и электрооборудования и временно необслуживаемых зон в машинных отделениях, согласно Протоколу 1993 года, должны будут учитываться и применяться только в отношении новых судов, длина которых составляет не менее 45 м.

Раздел, посвященный мерам противопожарной безопасности, начиная от методов обнаружения источников пожара и, кончая способами его тушения и борьбы с огнем, был разделён на две части, а именно: набор требований, изложенных в части А, должен быть применим только в отношении новых судов, длина которых не менее 60 м; а набор требований, изложенных в части Б, должен содержать менее строгие требования к судам, длина которых колеблется от 45 до 60 м. Раздел, посвященный радиосвязи, касается как новых, так и уже плавающих судов, длина которых превышает 45 м в длину. Протокол 1993 года вкупе с международной Конвенцией, принятой в Торремолиносе в 1977 году, лишь дополняет и уточняет аналогичную конвенцию с учетом технического прогресса, достигнутого в период 1977-1993 гг. Сфера применения Протокола была расширена за счёт распространения его положений и на рыболовные суда, ведущие переработку рыбы.

Состоявшаяся в 1977 году в Торремолиносе конференция одобрила рекомендацию в отношении разработки стандартов по технике безопасности для рыболовных судов с навесной палубой, длина которых меньше 24 м. Это решение было принято в связи с тем, что большинство рыболовных судов в мире меньше 24 м в длину. В адрес МОМП была принята резолюция, рекомендующая этой международной организации продолжить работу по выработке стандартов техники безопасности в рыболовстве на стадии проектирования, строительства или технического переоборудования рыболовных судов с целью повышения гарантий безопасности, как самих судов, так и служащих плавсостава. Соответствующие инструкции и нормы МОМП разработала в сотрудничестве с ФАО и МОТ.

geolike.ru