Ликвидация коммерческого банка понятие

Ликвидация и реорганизация коммерческого банка

№ 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
Прекращение деятельности банка происходит в результате его реорганизации или ликвидации, как в добровольном, так и в принудительном порядке.
Коммерческий банк может быть ликвидирован добровольно (на основании решения учредителей) либо принудительно (по инициативе Банка России).
В том случае, если прекращение деятельности коммерческого банка происходит по добровольному решению его участников, при условии выполнения всех обязательств перед кредиторами (т. е. банк при этом платежеспособен), Банком России принимается решение об аннулировании лицензии.
Принудительная ликвидация коммерческого банка может проводиться как при отсутствии у него признаков несостоятельности (банкротства), так и при наличии у него таких признаков, установленных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
Если к моменту отзыва лицензии у банка отсутствуют признаки несостоятельности (банкротства), то Банк России в течение 30 дней с даты публикации в «Вестнике Банка России» сообщения об отзыве лицензии обязан обратиться
159

в арбитражный суд с требованием о ликвидации данного банке и представить суду кандидатуру ликвидатора. Срок ликвидации не может превышать 12 месяцев со дня приняти* арбитражным судом решения о ликвидации банка, но пс обоснованному ходатайству ликвидатора он может быть про длен. Ликвидация завершается вынесением арбитражны* судом определения о завершении ликвидации, на основа нии которого Банк России вносит в Книгу государственно!’ регистрации кредитных организаций запись о ликвидацш данного коммерческого банка.
Прекращение деятельности коммерческих банков мо жет происходить путем его реорганизации. Под реоргани зацией коммерческих банков понимается их слияние, при соединение, разделение, выделение и преобразование. Прг реорганизации банка с созданием нового коммерческого бан ка, Банк России рассматривает вопрос о выдаче ей новы> лицензий на осуществление банковских операций.
Можно выделить следующие формы реорганизациі банка:

Рис. 4. Формы реорганизации банка

Слияние — означает создание нового коммерческого банка с передачей ему всех прав и обязанностей других банков и прекращением деятельности последних. С организационно-экономической точки зрения и применительно к банковскому сектору это будет означать появление нового банка вместо двух или более, ранее зарегистрированных и лицензированных банков, лицензии которых в ходе слияния аннулируются. Новый банк должен пройти государственную регистрацию и лицензирование.
Банку, образовавшемуся в результате слияния, выдаются лицензии, содержащие весь перечень банковских операций, которые имел право осуществлять каждый из сливающихся банков, либо Генеральная лицензия, если хотя бы один из сливающихся банков имел такую лицензию.
Присоединение представляет собой прекращение деятельности одного или нескольких коммерческих банков с передачей всех прав и обязанностей другому банку. С организационно-экономической точки зрения — аннулирование лицензии присоединяемого банка и его ликвидация как самостоятельного юридического лица и, одновременно, сохранение присоединившего банка с его перерегистрацией (в его устав вносятся необходимые изменения и дополнения) и оформлением ему новой лицензии или сохранением прежней лицензии.

При присоединении банка он сохраняет лицензии, на основании которых действовал до реорганизации, или ему выдается новая лицензия на осуществление банковских операций (включая Генеральную лицензию) в случае, если присоединяемый банк имел Генеральную лицензию либо имел право осуществлять банковские операции, которые не содержались в лицензии присоединяемого банка.
В целом, суть слияния банков и присоединения банка к другому банку одинакова — укрупнение банков в форме Централизации банковских капиталов.
Процессы слияния и присоединения банков регламентируются Положением Банка России от 4 июня 2003 г. № 230-П «О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения» .
161

К общим процедурным характеристикам процессов реорганизации банков можно отнести следующие положения: При реорганизации, предполагающей создание нового банка, Банк России рассматривает вопрос о выдаче ему новой лицензии. При этом он принимает во внимание лицензии, на основании которых действовали реорганизованные банки. Документы, необходимые для государственной регистрации нового банка, представляются в территориальное учреждение Банка России в течение одного месяца со дня принятия решения о реорганизации банка. Сбор за регистрацию банка, созданного в результате слияния или присоединения, составляет 0,01% от величины его уставного капитала. Если на основе реорганизующегося банка открывается филиал, сбор за открытие филиала взимается в размере 100-кратного минимального размера оплаты труда. Реорганизующимся банкам необходимо принять на общем собрании решение о назначении аудиторской фирмы, которая будет контролировать соответствие проведения процедур реорганизации требованиям законодательства. Аудиторская фирма (аудитор) готовит отчет о достоверности балансов и отчетов о прибылях и убытках реорганизующихся банков, заключение о возможности выполнения пруденциальных норм на основе сводного баланса, оценивает условия конвертации долей (акций) в доли (акции) вновь создающегося банка.
Информация о реорганизации банков публикуется в «Вестнике Банка России».
Помимо присоединения и слияния можно выделить такие формы реорганизации банков, как разделение, выделение, преобразование.
Преобразование банков представляет собой переход всех его прав и обязанностей к другому банку (или иному юридическому лицу) в связи с изменением банком своей организационно — правовой формы.
Под разделением банка понимается прекращение деятельности коммерческого банка с передачей прав и обязан- 162
ностей вновь создаваемым. С организационно-экономической точки зрения разделение представляет собой прекращение деятельности прежнего банка, аннулирование его лицензии, исключение его из Книги государственной регистрации кредитных организаций и возникновение на его месте двух и более новых банков, каждый из которых должен будет пройти государственную регистрацию и получить лицензию.
Выделение — создание одной или нескольких кредитных организаций с передачей ей (им) части прав и обязанностей реорганизуемой кредитной организации без прекращения деятельности последней. Кроме того, выделение банка из банка — это появление наряду с прежним банком еще одного или более новых банков, которые должны пройти процедуру регистрации и лицензирования. В учредительные документы реорганизующегося банка вносятся соответствующие изменения и дополнения, связанные, прежде всего, с уменьшением размеров его капитала.
С экономической точки зрения разделение и выделение банков представляют собой разукрупнение банковских капиталов. Однако необходимо отметить, что в российской практике разделение и выделение как формы реорганизации банков не встречаются.

economics.studio

Ликвидация коммерческого банка

Банк — это кредитная организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности. Основное назначение банка — посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Наряду с банками перемещение денежных средств на рынках осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т. д. Но банки как субъекты финансового рынка имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов.

Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные таким образом средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, которые не выпускают своих собственных долговых обязательств.

Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, которые все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет среди своих акционеров. В Российской Федерации создание и функционирование коммерческих банков основывается на Законе РФ «О банках и банковской деятельности в РФ». В соответствии с этим законом банки России действуют как универсальные кредитные учреждения, совершающие широкий круг операций на финансовом рынке: предоставление различных по видам и срокам кредитов, покупка-продажа и хранение ценных бумаг, иностранной валюты, привлечение средств во вклады, осуществление расчетов, выдача гарантий, поручительств и иных обязательств, посреднические и доверительные операции и т. п. В России банки могут создаваться на основе любой формы собственности — частной, коллективной, акционерной, смешанной. Не исключается возможность создания банков, основанных исключительно на государственной форме собственности, которые в соответствии с действующим законодательством могут осуществлять свою деятельность на коммерческой основе. Для формирования уставных капиталов российских банков допускается привлечение иностранных инвестиций.

Решение об открытии каждого отдельного банка с участием иностранных инвестиций принимается Советом директоров ЦБ РФ. ЦБ устанавливает лимит участия иностранного капитала в банковской системе страны. Если на начальном этапе реформирования кредитной системы коммерческие банки создавались главным образом на паевой основе, то для нынешнего этапа характерно преобразование паевых банков в акционерные и создание новых банков в форме акционерных обществ.

Важнейшим принципом, на котором базируется деятельность коммерческих банков, является экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами банка. Действующее законодательство предоставляет всем коммерческим банкам экономическую свободу в распоряжении своими фондами и доходами. Прибыль банка, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, распределяется в соответствии с решением общего собрания акционеров. Оно устанавливает нормы и размеры отчислений в различные фонды банка, а также размеры дивидендов по акциям. По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которые может быть наложено взыскание. Весь риск от своих от своих операций коммерческий банк берет на себя.

В данной работе я раскрою такой важный вопрос, связанный с кредитными организациями, как правовой аспект ликвидации организации, трудности, связанные с подготовкой и проведением процесса ликвидации кредитной организации, вопросы возникающие при этом.

Понятие ликвидации коммерческого банка в рамках реструктуризации.

Ликвидация кредитной организации может произойти в связи с окончанием срока действия, отзывом лицензии, нарушений и т. п. Ликвидация — это прекращение деятельности предприятия без перехода прав и обязанностей третьим лицам. Конечными результатами ликвидации и подтверждением факта ликвидации предприятия является внесение об этом записи в Госреестр и получение свидетельства о ликвидации. Ликвидация — это достаточно сложный и трудоемкий процесс, занимающий в среднем 10-12 месяцев в зависимости от конкретной ситуации, но в некоторых случаях удавалось завершить все дела предприятия за 6-8 месяцев. 1

Ликвидация может быть инициирована по решению ее участников или по решению суда. Процедура ликвидации требует безупречных бухгалтерских документов, так как при подаче заявления о ликвидации почти наверняка (как показывает практика) будет назначена налоговая проверка за весь период деятельности предприятия. Все сделки должны быть завершены и документы приведены в соответствие законным образом. На предприятии не должно оставаться никаких задолженностей, включая коммунальные платежи и расчеты с фондами. Все кредиты, выданные предприятию, должны быть возвращены. Хорошая аудиторская проверка — самое лучшее средство для предотвращения каких-либо неприятностей от налоговых органов.

Как только подано заявление о ликвидации в налоговую инспекцию, создается ликвидационная комиссия, состоящая обычно из учредителей или ответственных работников предприятия. Ее задача — выявление кредиторов и получение дебиторских задолженностей, объявление о ликвидации в средствах массовой информации и управление всеми делами фирмы до полного прекращения работы предприятия. Два месяца это обычный срок предъявления требований кредиторов, на основании которых приготавливается промежуточный ликвидационный баланс, в котором должны быть отражены: имущество, требования кредиторов и результаты их рассмотрения. В случае, если активы предприятия не позволяют погасить все задолженности, имущество фирмы продается с публичных торгов. Ликвидационный баланс, распределяемый между учредителями, делится соответственно их пропорциональному участию после выплаты всех долгов предприятия.

1.2. Основания для ликвидации коммерческого банка.

Юридическое лицо может быть ликвидировано в соответствии с решением учредителей (участников, акционеров) или уполномоченного учредительными документами органа юридического лица в связи с (ст. 20 Закона «О банках и банковской деятельности):

— окончанием срока действия юридического лица;

— достижения цели, для которой создавалось юридическое лицо;

— решением суда о признании регистрации юридического лица недействительной из-за нарушения законодательства;

— решением суда в случае, если юридическое лицо ведет деятельность без соответствующего разрешения (лицензии);

— юридическое лицо ведет деятельность, запрещенную законодательством;

— юридическое лицо допускало многочисленные или серьезные нарушения законодательства;

— в других случаях, предусмотренных законодательством;

— в результате объявления юридического лица банкротом.

Ликвидация юридического лица может быть начата уполномоченным государственным органом (например, регистрационной палатой — местного или государственного уровня, налоговой инспекцией и другими). В результате ликвидации юридического лица деятельность юридического лица прекращается без передачи прав и обязательств другим лицам правопреемства (ст.61”Ликвидация юр. лица” ГК РФ), (ст. 20 Закона “О банках и банковской деятельности).

Процесс ликвидации коммерческого банка в рамках процедуры банкротства.

2.1 Основания признания банка банкротом.

Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» закрепил такое важное правило, в соответствии с которым дело о банкротстве может быть возбуждено ( арбитражным судом) только после надлежаще проведенного отзыва у банка лицензии. Правом отзыва лицензий у банков обладает лишь Банк России. 2

Дело о банкротстве может рассматривать только арбитражный суд (оно не может быть передано в третейский суд), но не по собственной инициативе, а лишь на основании обращенного к нему особого заявления с ходатайством объявить опре­деленного должника банкротом. В соответствии с Законом «О несостоятельности (банкротстве)» право обратиться в арбитражный суд с указанным заявлением име­ют конкурсные кредиторы:

в связи с неисполнением денежных обязательств — сам должник, кредитор и прокурор;

в связи с неисполнением обязательных платежей — должник, прокурор, налоговые и иные уполномоченные законом органы.

В данном Законе (ст. 2) конкурсные кредиторы определены как кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника — юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия.

В то же время Закон допускает подачу такого заявления в арбитражный суд и иными лицами (в особых случаях, предусмотренных названным Законом).

В Законе «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (ст. 35) вопрос решается несколько подробнее. Здесь определено, что правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом банка (вообще любой кредитной организации) обладают:

сам банк-должник. Заявление должно отвечать требованиям, содержащимся на этот счет в Законе «О несостоятельности (банкротстве)». Копия заявле­ния направляется в Банк России;

кредиторы банка, включая граждан, имеющих право требования к нему по любому договору банковского счета;

прокурор (в случаях, предусмотренных Законом «О несостоятельности (банкротстве)»;

налоговый или иной уполномоченный орган — в отношении невыполнения банком обязательных платежей в бюджеты и во внебюджетные фонды.

Перечисленные лица (кроме Банка России) имеют право направить в Банк России заявление об отзыве у банка лицензии, если могут подтвердить, что у банка обнаружены признаки банкротства, указанные в Законе. Это значит, что к заявлению следует приложить документы, доказывающие, с одной стороны, наличие денежных обязательств банка перед заявителем, с другой — что их размер соответствует критериям банкрота, установленным в ст. 4 Закона «О несостоятельности (банкротстве)». Если по истечении 2 месяцев ответ Банка России не получен, указанные лица могут направить свои заявления о признании банка банкротом непосредственно в арбитражный суд. Копии заявлений направляются в Банк России и в банк, о судьбе которого идет речь.

Когда в арбитражный суд поступает заявление о признании банкротом банка, судья прежде всего (до возбуждения производства по делу о банкротстве) предлагает Банку России представить либо заключение о целесообразности отзыва у банка лицензии, либо, если лицензия уже отозвана, копию соответствующего приказа. Банк России обязан откликнуться на такое предложение в месячный срок. Если он представил в арбитражный суд копию своего приказа об отзыве лицензии, то тем самым появляется основание для возбуждения производства по делу о банкротстве (в соответствии со ст. 40 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» указанная копия приказа БР составляет обязательный элемент пакета документов, прилагаемых к заявлению о признании банка банкротом). Если Банк России представил заключение о нецелесообразности отзыва у банка лицензии, то заявление о признании его банкротом возвращается заявителю. Наконец, если в отведенный законом срок заключение Банка России не получено, то арбитражный суд все равно возвращает заявление направившему его лицу, но в этом случае такое лицо получает право требовать в арбитражном суде, чтобы Банк России возместил ему убытки, причиненные тем, что не принял ни таких мер, которые могли воспрепятствовать доведению банка до банкротства, ни решения об отзыве у него лицензии.

works.doklad.ru

Ликвидация банка: нормативно-правовые и практические аспекты процедуры

Отзыв лицензий у кредитно-финансовых и банковских организаций в последние два года перестал быть редкостью. В этой связи вопросы процедур ликвидации банковских учреждений приобрели особенную актуальность для их учредителей. Независимо от причин отзывы лицензии и вопросы ликвидации банков напрямую связаны с расчётами с кредиторами, вкладчиками. Нередко ситуации связаны с банкротством учреждения. Сама процедура может быть инициирована и самим банком, и его кредиторами, и государственными органами.

Причины и общие основания добровольной ликвидации кредитной организации

Ликвидация банка – это один из способов расчёта организации с кредиторами. Как правило, данному процессу предшествует отзыв лицензии у кредитно-финансовой организации, как ещё по-другому, называют банки. В дальнейшем имеет место возбуждение арбитражного судопроизводства. В этом случае речь идёт о принудительной ликвидация банка. Добровольная ликвидационная процедура может быть инициирована учредителями банковской организации самостоятельно.

Отличительной чертой прекращения деятельности такого юридического лица, как банк, является тот момент, что она обязательно проходит через обращение в органы арбитражного суда.

Таким образом, ликвидация кредитных организаций происходит на основании заявления о банкротстве или заявления учредителей о добровольном прекращении деятельности. О процедуре банкротства банков читайте здесь.

Законодательные основы ликвидационных процедур

Процедура прекращения деятельности банка и последующей его ликвидации регламентируется 23 статьей закона о банковской деятельности. Также, данный вопрос затрагивается в 61 статье гражданского законодательства.

Если рассматривать вопросы принудительной ликвидации и предшествующий ей отзыв лицензии, то перечень оснований, на которых Банк России вправе прибегнуть к этому, прописаны в 20 статье закона о банковской деятельности.

Теоретические аспекты и предшествующие процедуры

Создание банка – это экономически и юридически сложный момент, соответственно, процесс его закрытия и прекращения деятельности не менее сложен. При ликвидации учреждения в добровольном порядке, его учредителям или руководителям необходимо подать заявлением в судебные органы. Процедура существенных процессуальных отличий от добровольной ликвидации фирмы не имеет. Основной причиной может являться невозможность в полном объёме произвести расчёты с кредиторами. Таким же правом обладают сами кредиторы и Банк России, налоговые органы и прокуроры.

Следующим этапом процедуры является возбуждение арбитражного процесса в отношении заявленного банка. Одновременно судья направляет требование в Банк России о целесообразности лишения лицензии данной кредитно-финансовой организации. Если такое решение уже принято, то по данному факту учреждение должно представить приказ. Если лицензия кредитно-финансовой организацией сохранена, то Банк России представляет судье заключение о том, насколько целесообразно данное учреждение лишать лицензии.

Примечательно, что банкротство и финансовая несостоятельность банка не всегда является снованием для отзыва лицензии.

Данные документы должны быть представлены в органы суда в течение месяца. Наличие приказа и, если Банк России сочтёт отзыв лицензии у рассматриваемой банковской организации целесообразным, станет основанием для возбуждения процесса её несостоятельности.

Создание законодателем условий для сокращенного судебного рассмотрения ликвидационных процессов кредитных организаций значительно упростили процедуру. Так, о многочисленных судебных заседаниях в этом случае речи не идёт. Судом может быть принято уже на первом заседании два вердикта:

  • Об открытии наблюдения;
  • Или конкурсного производства.

Наблюдение имеет место в том случае, если несостоятельность кредитной организации возникла по причине некомпетентности управляющих органов и их управленческих ошибок, а деятельность её ещё есть возможность восстановить и сделать экономически эффективной. Иными словами, наблюдение – это создание условий для восстановления рентабельности банка.

Конкурсное производство – это ликвидация коммерческого банка, деятельность которого восстанавливать нецелесообразно и экономически бессмысленно, и его имущество в виде конкурсной массы будет направлено на погашение сформировавшихся задолженностей.

Отметим, что введение внешнего управления или заключение мирового соглашения в подобных ситуациях не применяются.

Практический аспект: основные этапы закрытия коммерческого банка

Ликвидационный процесс, в ходе которого банк будет исключен из госреестра, учитывающего юридических лиц, строится по тем же принципам, что и ликвидационная процедура юридического лица. Пошаговая инструкция ликвидации предприятия вот тут. Таким же образом происходит создание ликвидационной комиссии и подготовка документационного обеспечения всего процесса.

Объясняется это тем, что коммерческий банк или ионное кредитно-финансовое учреждение имеет организационно-правовую форму АО или ОАО. А с января прошлого года банки стали публичными акционерными обществами. Таким образом, при прекращении деятельности банка применяются нормы законодательства о регистрации юридических лиц.

Отзыв лицензии у банка, как правило, отражается в новостях СМИ. Опубликованием данного факта занимается Банк России. Таким образом, извещаются все заинтересованные в этом деле лица и кредиторы.

Руководители банка также уведомляются о факте отзыва лицензии письменным извещением, в котором присутствуют рекомендации о формировании ликвидационной комиссии. В извещении указывается срок, в рамках которого она должна быть создана и на необходимость включения в её состав представителя Банка России.

Банковая комиссия по ликвидации и её функционал

Ликвидационная комиссия с первых дней своего формирования принимает на себя обязанности по управлению кредитно-финансовым учреждением. Главной её задачей является формирование и составление конкурсной массы. Для этого она принимает согласно инвентаризационным описям все имущество ликвидируемого юридического лица и составляет списки должников, предварительно выявляя их.

Отличительной особенностью в этой ситуации является тот момент, что кредитор может заявить о своих претензиях и требованиях только в течение месяца с момента публикации информации о закрытии банка.

Также принимаются меры по возращению в досрочном порядке выданных банком кредитов. Если кредиты имели залоговое обеспечение, то предпринимаются действия по наиболее выгодной реализации залогового имущества.

Одновременно с этим комиссия выявляет кредиторов и самого банка, а также иных лиц, перед которыми у организации имеется задолженность, составляя их списки. С последними производятся расчётные операции, а оставшиеся на балансе средства распределяются среди пайщиков.

По итогам своей работы комиссия составляет заключение, положения которого являются основаниями для исключения банка из госреестра.

dolgofa.com

Порядок создания и ликвидации коммерческого банка

Порядок открытия, регистрации и ликвидации коммерческих банков на территории РФ определен Федеральным законом РФ № 395-1 «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г. (в редакции Федерального закона от 03.02.1996 г. № 17-ФЗ). В соответствии с этим законом действует лицензионный порядок осуществления банковской деятельности. Все операции банков могут производиться только на основании специальной лицензии ЦБР, что вызвано повышенным риском самих операций и влиянием, которое они оказывают на уровень платежеспособного спроса в экономике.

Коммерческий банк считается созданным и приобретает статус юридического лица после регистрации его устава в ЦБР.

Процедура регистрации коммерческого банка осуществляется в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ от 14.01.2004 № 109-И «О порядке принятия Банком Россини решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лецензий на осуществление банковских операций».

Ключевым вопросом процесса лицензирования является анализ информации относительно следующих аспектов создаваемого кредитного учреждения: состав основных акционеров банка; источники первоначально инвестируемого капитала; компетентность руководства; круг предполагаемых операций и стратегия банка; правильность оценки банковских активов по их рыночной стоимости; политика по созданию резервов на случай возникновения сомнительной задолженности и др.

В лицензии указываются сроки ее действия, условия их продления, возможность внесения в нее поправок или ее аннулирования. Особо оговариваются: порядок утверждения Центральным банком кандидатур на высшие руководящие посты; механизм слияния, а также изменения названия; возможности уменьшения оплаченного капитала.

Для проведения операций в иностранной валюте банк должен получить лицензию Банка России на совершение валютных операций.

Операции, которые разрешено проводить банку, перечислены в выданной ему лицензии.

В настоящее время введен новый порядок лицензирования. В соответствии с этим порядком особое разрешение дается банку на работу со средствами граждан. Получив какую-либо лицензию, коммерческий банк вправе обратиться в ЦБ с просьбой о расширении совершаемых банком операций.

Таким образом, теоретически банк может получить разрешение на совершение всех видов операций, предусмотренных законом.

Генеральная лицензия дополнительно дает право открывать филиалы за рубежом и приобретать акции (доли уставного капитала) кредитных организаций-нерезидентов.

Учредители берут на себя оформление всех необходимых для создания банка документов, формирование его уставного капитала, обеспечение материально-технической базы, определение круга клиентов и видов совершаемых банком операций и решение других вопросов.

В течение года уставный фонд банка должен быть оплачен полностью. До этого банк не имеет право увеличивать его размер, а также открывать филиалы, участвовать в формировании капитала других юридических лиц, принимать дополнительных участников, принимать вклады населения, эмитировать собственные векселя, чеки и облигации, выдавать поручительства и гарантии, оказывать брокерские услуги и обращаться с просьбой о расширении лицензии.

В особом порядке выдаются лицензии на открытие на Территории РФ банков с участием иностранных инвестиций.

Рассмотрим порядок формирования уставного фонда (капитала) акционерного банка.
Уставный фонд банка формируется путем выпуска и реализации акций.

Порядок регистрации и особенности осуществления банками эмиссии акций определяется Инструкцией ЦБ РФ от 22 июля 2002 г. № 102-И «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации» (в ред. Указания ЦБ РФ от 03.06.2003 № 1288-У)

Акция — ценная бумага без установленного срока обращения, свидетельствующая о внесении средств в уставный фонд акционерного банка, дающая право ее владельцу на получение части прибыли в виде дивиденда и на участие в управлении.

Акции банка независимо от порядкового номера и времени выпуска должны иметь одинаковую номинальную стоимость в рублях, если они предоставляют право голоса на собрании акционеров. Это требование распространяется и на привилегированные акции, если уставом банка они наделены правом голоса.

Цена акций одного типа и в рамках одного выпуска должна быть единой. При реализации акций первым владельцам их цену нельзя уменьшать ниже номинальной стоимости.

Акционерные банки могут выпускать обыкновенные и привилегированные акции. Акции считаются именными в том случае, если для реализации имущественных прав, связанных с их владением, необходима регистрация имени владельца акции в книгах учета эмитента или по его поручению в организации, осуществляющей профессиональную деятельность по ценным бумагам. Передача именной ценной бумаги от одного владельца к другому отражается посредством изменения соответствующих записей в учете и в реестре.

Владелец акции имеет право на часть полученной банком прибыли — дивиденды.

В случае ликвидации эмитента владелец акций имеет право на часть его имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов и владельцев привилегированных акций, в объеме, пропорциональном доле акций, которыми он обладает в уставном фонде банка.

Владелец акции имеет право голоса на общем собрании акционеров, участия в выборах органов управления и ревизионной комиссии.

Акция неделима. В случаях, когда одна и та же акция принадлежит нескольким лицам, она признается их общей совместной собственностью. Владельцы акции могут осуществлять свои права через одного из них или через общего представителя. Отношения между владельцами акции — порядок владения, пользования и распоряжения общей долевой собственностью — регулируются статьями Гражданского кодекса.

Обыкновенная акция дает один голос при решении вопросов на собрании акционеров и участвует в распределении чистой прибыли после пополнения резервов и выплаты дивидендов по привилегированным акциям. Однако следует отметить, что размер дивидендов по обыкновенным акциям зависит от результатов деятельности акционерного банка. При плохой работе банка (к примеру, если по итогам года он не имел прибыли) дивиденды по обыкновенным акциям вообще могут не выплачиваться. Собрание акционеров может принять решение о невыплате дивидендов по обыкновенным акциям и при наличии прибыли по результатам работы за год. Такое может случиться в первые годы работы банка, когда идет процесс его становления и акционеры заинтересованы в увеличении собственных средств банка для расширения его активных операций.

Привилегированные акции дают право их владельцам на получение дивидендов в размере, который должен быть не меньше, чем заранее установленный твердый процент к номинальной стоимости акций (этот процент необходимо определять при выпуске привилегированных акций), независимо от суммы прибыли, полученной акционерным обществом в соответствующем году. В случае недостаточности прибыли выплата дивидендов по привилегированным акциям производится за счет резервного фонда, а при недостаточности средств резервного фонда может переноситься на следующий год и выплачиваться за счет прибыли следующего года.

Владелец привилегированной акции имеет право на первоочередное (по сравнению с другими акционерами) удовлетворение требований по акциям в случае ликвидации акционерного общества. Он также может иметь иные права, которые определяются условиями выпуска акций и уставом эмитировавшего их акционерного банка.

Но при этом владелец привилегированной акции не имеет права участвовать в управлении акционерным банком (если иное не предусмотрено его уставом).

Согласно действующим нормативным документам, регулирующим выпуск и обращение ценных бумаг коммерческих банков на территории Российской Федерации, в уставном капитале банка номинальная стоимость размещенных привилегированных акций должна составлять не более 25% уставного капитала. Если уставом банка привилегированные акции наделяются правом голоса, то количество голосов, каким может обладать владелец этих акций, также должно быть закреплено в уставе банка.

Если необходима конвертация привилегированных акций в обыкновенные, то они должны пройти процедуру замены, т.е. их требуется погасить, а взамен выдать обыкновенные акции.

Порядок выпуска акций банка, который создается при разделении или выделении банка, а также порядок и условия конвертации акций реорганизуемого банка, формирующегося путем разделения, определяется советом директоров (наблюдательным советом) реорганизуемого банка и утверждается его общим собранием.

Оплата акций банка в момент его создания производится его учредителями по номинальной стоимости.

Увеличение уставного капитала (УК) банка может осуществляться за счет повышения номинальной стоимости уже размещенных акций или размещения дополнительных акций. Решение об этом принимается общим собранием акционеров банка.

При росте или сокращении уставного капитала банка в результате увеличения или уменьшения номинальной стоимости размещенных акций обязательно оформляются новые регистрационные документы.

Процедура размещения акций бывает различной для акций, выпуск которых сопровождает учреждение акционерного банка или преобразование паевого банка в акционерный (что также следует расценивать как учреждение акционерного банка), и для акций, выпуск которых сопровождает последующее увеличение уставного фонда.

Эти отличия обусловливаются в первую очередь способом проведения подписки на акции, а также связаны с организационно-правовой формой, в рамках которой создается или проводит свою деятельность коммерческий банк.

Выпуск ценных бумаг (эмиссия) осуществляется:
— путем частного размещения среди заранее известного ограниченного числа инвесторов и на ограниченную сумму, без публичного объявления, без проведения рекламной кампании, публикации и регистрации проспекта эмиссии;
— посредством открытого размещения с публикацией и регистрацией проспекта эмиссии среди потенциально неограниченного числа инвесторов и на определенную сумму.
Что касается установленных ограничений по объему подписки, то от них можно абстрагироваться, поскольку Банком России принята вторая ограничительная норма по минимальному размеру капитала коммерческих банков.

Для обеспечения устойчивости кредитных организаций Указанием Банка России от 01.12.2003 № 1346-У «О минимальном размере уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, размере собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и (или) открытия их филиалов, размере собственных средств (капитала) для небанковских кредитных организаций, ходатайствующих о получении статуса банка» установлены:
• минимальный размер уставного капитала:
— создаваемого банка, независимо от доли участия в нем иностранного капитала, составляет сумму, эквивалентную 5 млн евро1;
— создаваемой дочерней кредитной организации иностранного банка — должен составлять сумму, эквивалентную 5 млн евро;
• минимальный размер собственных средств (капитала):
— банка, ходатайствующего о получении генеральной лицензии на осуществление банковских операций, составляет сумму, эквивалентную 5 млн евро;
— кредитной организации, ходатайствующей об изменении вида с небанковской кредитной организации на банк, должен быть не менее суммы, эквивалентной 5 млн евро.

К 2007 году все кредитные организации должны довести уровень уставного капитала до 5 млн евро.

Предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации: доля материальных активов для вновь созданных банков в общей сумме уставного капитала не может превышать 20%.

Поэтому актуальным остается только количество инвесторов и порядок их участия в подписке на акции.

Открытость или закрытость подписки на акции не следует отождествлять с организационно-правовой формой деятельности банка (открытое или закрытое акционерное общество).

Основными отличительными признаками, которыми следует руководствоваться при определении закрытости или открытости акционерного общества, являются:
— порядок проведения подписки на акции при формировании уставного капитала общества;
— порядок переуступки акций общества.

Уставный капитал акционерного банка закрытого типа формируется за счет продажи акций учредителям. Эти акции могут передаваться от одного лица к другому с согласия большинства акционеров. Именно вышеназванное обстоятельство является признаком закрытости общества.

При проведении подписки на акции закрытого общества в условиях расширения круга инвесторов эмитент ценных бумаг — акционерный банк закрытого типа должен зарегистрировать и опубликовать проспект эмиссии в том же порядке, который предусмотрен для открытой подписки на ценные бумаги.

На наш взгляд, проще и правильнее при выборе критериев, определяющих открытость и закрытость подписки, сосредоточить внимание не на количестве инвесторов и объеме капитала, формируемого путем выпуска акций, а на ограниченности или неограниченности потенциальных инвесторов, принимающих участие в подписке на акции.

Выпуск акций для увеличения уставного капитала акционерного банка может осуществляться лишь после полной оплаты акционерами всех ранее выпущенных банком акций.

При регистрации и продаже акций банка, выпуск которых связан с увеличением уставного капитала, банк должен уплатить налог на операции с ценными бумагами (0,8% суммы предполагаемого уставного капитала) и подать документы в ЦБ РФ не позднее двух месяцев со дня принятия решения о выпуске.

Кроме того, в ЦБ РФ необходимо представить документ, подтверждающий согласование данного выпуска с Министерством РФ по антимонопольной политике (МАП). В том случае, если уставный капитал банка превышает 160 млн. руб., требуется предварительное согласие федерального антимонопольного органа на приобретение более 20% акций (долей) в уставном капитале банка.

Если же уставный капитал банка превышает 2 млрд. руб., ходатайства о согласовании выпуска акций направляются в МАП России. В остальных случаях ходатайства направляются в территориальные органы МАП России по местонахождению банка. Органы МАП в течение 30 дней рассматривают ходатайство и выдают документ о согласовании (несогласовании) выпуска.

Законодательство разрешает оплачивать размещаемые акции ценными бумагами, валютой и банковскими зданиями (в пределах 10% размера дополнительной эмиссии —Инструкция Банка России № 75-И). Но в этом случае акционеры — владельцы голосующих акций должны отказаться от преимущественного права приобретения акций, размещаемых банком, в количестве, пропорциональном числу принадлежащих им голосующих акций. В результате доля акционера в уставном капитале может резко сократиться. В этом случае акционер вправе требовать оценки и выкупа принадлежащих ему акций. Выкупаемые акции подлежат погашению не позднее двух рабочих дней со дня выкупа. Данное условие на практике реализовать достаточно трудно. Обычно право преимущественной покупки акций предоставляется на 30 дней или на другой срок, после которого акции распространяются по открытой подписке.

Следует проводить размещение акций как можно быстрее, чтобы сократить время нахождения средств на накопительном счете в ЦБ РФ. Первый платеж за акции должен составлять не менее 50% номинальной стоимости приобретаемых акций для всех акционеров.

В том случае, если регистрация выпуска акций банка производится без регистрации проспекта эмиссии, действия банка-эмитента включают в себя:
• принятие решения о выпуске акций;
• регистрацию выпуска акций;
• изготовление сертификатов акций (для документарной формы выпуска);
• реализацию акций;
• регистрацию отчета об итогах выпуска.

Регистрация выпуска акций должна сопровождаться проспектом эмиссии при условии: либо число акционеров больше 500, либо общий объем эмиссии превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Если регистрация выпуска акций сопровождается регистрацией проспекта эмиссии, то в действия банка-эмитента входят:
• принятие решения о выпуске;
• подготовка проспекта эмиссии;
• регистрация выпуска акций и проспекта эмиссии;
• издание проспекта эмиссии и публикация сообщения в средствах массовой информации о выпуске акций;
• изготовление сертификатов акций (для документарной формы выпуска);
• реализация акций;
• регистрация отчета об итогах выпуска;
• публикация итогов выпуска.

К исключительной компетенции общего собрания акционеров отнесено утверждение итогов эмиссии.

Данные полномочия общего собрания акционеров нельзя делегировать совету директоров банка. Однако акционерное собрание банка может уполномочить совет директоров банка в промежутке между годовыми собраниями акционеров принимать решения, в рамках которых устанавливаются периоды осуществления выпусков акций и их объемы с определением максимального прироста уставного фонда за год.

В проспекте эмиссии (который составляется на каждое увеличение уставного фонда) должна быть ссылка на решение собрания акционеров, и здесь же надо указать общий размер увеличения уставного фонда, принятый на этом собрании.

В решении о выпуске акций следует сообщить необходимые данные, которые характеризуют:
• объем выпуска;
• тип выпускаемых акций (обыкновенные, привилегированные и т.д.);
• количество акций и общую сумму в целом и по типам (объем обыкновенных и привилегированных акций строго фиксируется, а их соотношение в процессе реализации не меняется, при этом необязательно указывать объем акций, продаваемых за валюту);
• номинальную стоимость акций;
• порядок выплаты дивидендов;
• срок и порядок подписки на акции;
• порядок размещения и оплаты акций;
• порядок распоряжения акциями, а также порядок обмена акций, если предусматривается их конвертация;
• права владельцев акций, их дополнительные права (например, право первой очереди на покупку при новой эмиссии акций) и другую информацию, связанную с выпуском акций.

Полномочия по решению вопросов, которые не относятся к исключительной компетенции собрания акционеров банка-эмитента, должны быть строго расписаны общим собранием, например, утверждение проспекта эмиссии и отчета об итогах выпуска, утверждение оценки вносимых в качестве оплаты акций материальных активов и т.д.

Проспект эмиссии состоит из трех разделов.

В первом разделе приводится информация о банке — эмитенте акций, о составе его крупных акционеров, о долях их участия в уставном капитале банка. Чтобы легче было выявлять косвенный контроль над деятельностью банка, в начале 1994 г. было введено дополнительное требование. В соответствии с ним банки — эмитенты акций в проспекте эмиссии обязаны представлять информацию о крупных акционерах (пайщиках) банка, владеющих не менее чем 25-процентной долей участия или голосующих акций в уставном капитале банка.

Расширение предоставляемой информации будет касаться также и членов руководящих органов банка. О каждом члене совета директоров и правления банка (или иного органа, выполняющего аналогичные функции) необходимо давать сведения, в которых подробно сообщается о принадлежащих ему долях участия или голосующих акций, как в самом банке, так и вне его. В этом разделе также приводится информация о крупных участиях самого банка — эмитента акций.

Второй раздел содержит данные о финансовом состоянии банка-эмитента, балансы по счетам второго порядка, отчет о формируемых доходах и расходах банка и сведения о распределении полученной прибыли. Кроме того, здесь же излагаются данные о создании резервного фонда и порядке оплаты уставного фонда банка.

В третьем разделе приводится информация об уже выпущенных ценных бумагах и полная характеристика вновь выпускаемых акций.

Проспект эмиссии подписывается председателем правления и главным бухгалтером банка, сшивается, его страницы пронумеровываются, прошнуровываются и скрепляются печатью банка.

При повторном выпуске акций или при первом, который осуществляется в процессе преобразования ранее созданного банка из паевого в акционерный, проспект эмиссии должен быть заверен независимой аудиторской фирмой.

Банк и лица, подписавшие проспект эмиссии, отвечают за достоверность включенной в него информации. Если же в период выпуска акций или после его завершения будет установлено, что в проспект эмиссии были включены недостоверные сведения, инвесторы, как введенные в заблуждение, вправе потребовать от банка в установленном действующим законодательством порядке возврата всех средств, уплаченных ими в процессе приобретения ценных бумаг. В том случае, когда инвесторы понесли материальный ущерб в результате указания в проспекте эмиссии недостоверной информации, они также вправе требовать от банка возмещения такого ущерба в установленном действующим законодательством порядке.

Процедура регистрации акций вновь создаваемого банка отличается от процедуры регистрации акций уже действующего акционерного банка, проводящего увеличение уставного капитала.

При регистрации акций вновь создаваемого банка проспект эмиссии их первого выпуска готовится его учредителями и подписывается членами органа по формированию банка, назначенного учредителями, скрепляется печатями всех учредителей банка или тех, кому такое право доверено собранием учредителей. Если банк создается только физическими лицами, то скрепление проспекта эмиссии печатями не требуется.

Регистрационные документы первого выпуска акций банка представляются в регистрирующий орган одновременно с подачей в Банк России других документов, необходимых для государственной регистрации самого банка.

Регистрация акций банка осуществляется после регистрации банка как юридического лица.

При регистрации акций действующего банка, в том случае если повторный выпуск акций банка сопровождается не только трансформациями объема уставного капитала, но и другими изменениями в его уставных документах, регистрационные документы повторного выпуска акций подаются в регистрирующий орган одновременно с подачей в Банк России других документов, необходимых для регистрации вышеназванных нововведений.

Регистрация акций осуществляется только после регистрации изменений в уставных документах банка. Например, банк увеличивает уставный капитал на 2 млрд. руб. и меняет свое название. Банк-эмитент подает документы на внесение изменений в устав и на регистрацию акций одновременно. Но вначале утверждаются нововведения в уставе, касающиеся изменения названия банка. После этого регистрируется проспект эмиссии, затем проводится подписка на акции, далее регистрируется отчет об итогах выпуска и только после этого вносятся изменения в устав, касающиеся величины уставного капитала.

В том случае, если повторный выпуск акций банка сопровождается регистрацией только размера наращивания его уставного капитала, регистрационные документы повторного выпуска акций подаются в регистрирующий орган в месячный срок с момента принятия решения о повторном выпуске акций.

Документы на внесение изменений в устав банка подаются в Банк России после регистрации итогов выпуска ценных бумаг.

Срок рассмотрения регистрационных документов регистрирующим органом не должен превышать двух рабочих недель, а для Управления ценных бумаг Банка России и Главного управления Банка России по Москве — трех рабочих недель. В случае возврата регистрационных документов на доработку срок рассмотрения доработанных документов начинает исчисляться заново, с момента их представления в регистрирующий орган.

Причины, которые могут послужить основанием для отказа регистрации акций:
• нарушение банком-эмитентом действующего законодательства, банковских правил;
• нарушение банком-эмитентом порядка составления и оформления проспекта эмиссии;
• отсутствие в комплекте поданных регистрационных документов хотя бы одного из необходимых для регистрации документов;
• наличие в регистрационных документах недостоверной информации или сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий выпуска акций действующему законодательству, банковским правилам (например, банк не оплатил предыдущий выпуск, а представляет документы на очередной выпуск акций);
• наличие в регистрационных документах информации, позволяющей сделать вывод о том, что на момент окончания выпуска ценных бумаг банком будут нарушены экономические нормативы, установленные для банков в соответствии с действующим законодательством;
• наличие в регистрационных документах данных о невыполнении банком директивных экономических нормативов на конец последнего завершенного квартала перед датой выпуска акций. В этом случае регистрирующий орган может разрешить банку осуществлять выпуск ценных бумаг при наличии в регистрационных документах информации, позволяющей сделать вывод о том, что выпуск ценных бумаг приведет к выполнению директивных нормативов. Тогда банк-эмитент должен представить конкретные объяснения о причинах невыполнения нормативов и план разработанных мероприятий по приведению их к установленным нормам;
• банк не является безубыточным в течение последних трех завершенных финансовых лет либо с момента образования, если этот срок меньше трех лет. Если банк представляет информацию о финансовой деятельности за период меньший, чем финансовый год (в случае вновь созданного банка), и по результатам этого финансового периода имеет убытки, то тогда руководящий орган банка должен представить соответствующие расчеты и гарантии, свидетельствующие о том, что по итогам полного финансового года банк будет безубыточным;
• банк подвергался в течение трех лет либо с момента образования (если этот срок меньше трех лет) санкциям со стороны государственных органов за нарушение действующего законодательства. Если такие санкции были, то он должен представить информацию об исполнении документов на регистрацию выпуска ценных бумаг. После этого регистрирующий орган вправе самостоятельно принять решение о регистрации выпуска;
• банк имеет просроченную задолженность кредиторам и по платежам в бюджет;
• банк имеет дебетовое сальдо по корреспондентскому счету, открытому в Банке России, включая корреспондентские субсчета своих филиалов.

Регистрирующий орган сообщает руководству банка об отказе в регистрации выпуска ценных бумаг.

Отказ в регистрации выпуска ценных бумаг по иным основаниям не допускается.

Прекращение деятельности банка происходит в результате его реорганизации или ликвидации. Реорганизация может означать слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. При реорганизации банка права и обязанности переходят к его правопреемникам.

Ликвидация коммерческого банка может осуществляться как в добровольном, так и в принудительном порядке. Добровольная ликвидация проводится только по решению собрания акционеров при условии выполнения всех обязательств перед кредиторами (т.е. банк при этом платежеспособен).

Принудительная ликвидация осуществляется по решению ЦБ РФ об отзыве лицензии в случаях:
• установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;
• задержки начала проведения банковских операций более чем на год со дня выдачи лицензии;
• установления фактов недостоверности отчетных данных;
• осуществления банковских операций, не предусмотренных лицензией;
• неисполнения требований федеральных законов и нормативных актов Банка России;
• неудовлетворительного финансового положения банка и неисполнения им своих обязательств перед клиентами.

Ликвидация (банкротство) банка предполагает реализацию процедур, предусмотренных Законом РФ № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.1999 г. Решение о создании или ликвидации банка публикуется в периодической печати.

Организационное устройство коммерческих банков соответствует общепринятой схеме управления акционерным обществом (см. схему 3.4).

В зависимости от видов деятельности, географического положения и наличия филиалов, отделений, представительств и других структурных подразделений коммерческий банк может иметь пирамидальную, географическую, функциональную или комбинированную структуру.

psyera.ru