Квота на работу несовершеннолетних

Для кого устанавливается квота для приема на работу

Обновление: 6 марта 2017 г.

Практическая реализация государством одного из основных конституционных принципов «право каждого свободно реализовать свои способности к труду» для определенных категорий граждан выражается в дополнительной защите. Обязывая работодателей через введение механизма установления квоты для приема на работу, государство помогает трудоустроиться несовершеннолетним гражданам и гражданам-инвалидам.

Установление квоты для приема на работу для несовершеннолетних

Механизм квотирования рабочих мест для приема на работу несовершеннолетних реализуется субъектами РФ на основании принятых ими законов. Законы субъектов РФ вводят обязанность для некоторых работодателей устанавливать квоты на своих предприятиях, а также регламентируют количество квот, отчетность работодателей, категории граждан, для которых устанавливаются квоты, денежные компенсации взамен квоты.

Для наглядности можно рассмотреть на примере субъекта РФ – города Москвы правила квотирования рабочих мест для несовершеннолетних.

22.12.2004 был принят Закон г. Москвы № 90 «О квотировании рабочих мест». Законодатель обязал всех работодателей, зарегистрированных в г. Москве, среднесписочная численность работников у которых составляет более 100 человек, выделить места для приема на работу молодежи.

Определяя категории граждан, на которых Закон от 22.12.2004 № 90 распространяет свое действие, региональные власти Москвы ввели понятие «молодежи», к которой решили относить:

  • несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
  • детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;
  • детей со средним профессиональным образованием в возрасте до 24 лет, а также выпускников с высшим образованием в возрасте от 21 года до 26 лет, если на работу они пытаются трудоустроиться впервые.
  • Размер квоты для молодежи для работодателей города Москвы составляет 2 процента от среднесписочной численности работников в компании.

    Признать обязанность по установлению квоты для несовершеннолетних исполненной возможно только при условии приема на работу несовершеннолетнего и заключения между ним и работодателем трудового договора.

    Квота для приема на работу инвалидов

    Граждане-инвалиды являются еще одной большой категорией граждан, нуждающихся в дополнительной защите и помощи как на государственном уровне, так и на региональном.

    Если на региональном уровне местными законодателями не принят соответствующий закон и не установлены требования к работодателям по установлению квот для приема на работу инвалидов, то тогда работодатели руководствуются Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в частности статьей 21.

    Размер квоты для приема на работу инвалидов по сравнению с размером квоты для несовершеннолетних, как правило, больше и составляет от 2-х до 4-х процентов. Дифференциация в процентах зависит от средней численности работников, исходя из расчета:

    • если средняя численность работников составляет не менее 35 человек и не более 100 человек, то размер квоты на таком предприятии не может превышать 3% среднесписочной численности работников;
    • если численность работников превышает 100 человек, то размер квоты составляет от 2 до 4% от среднесписочной численности работников.
    • Напомним работодателям, что среднесписочная численность работников определяется по правилам статистики.

      Федеральное законодательство отнесло к компетенции региональных властей установить свой конкретный процент для квотирования рабочих мест для граждан-инвалидов.

      Надо отметить еще один важный момент, говоря об установлении квоты для приема на работу инвалидов. Это ответственность за неисполнение обязанности по установлению квоты. Ответственность предусмотрена частью 1 статьи 5.42 КоАП РФ в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей.

      glavkniga.ru

      Установлены квоты для приема на работу инвалидов и молодежи

      Вопрос трудоустройства слабозащищенных категорий населения в нынешней непростой экономической ситуации стоит особенно остро. Одной из приоритетных задач социальной политики государства является улучшение положения на рынке труда таких групп граждан как инвалиды и молодежь, снижение среди них роста безработицы.

      Квотирование рабочих мест – один из главных инструментов содействия занятости инвалидов и молодежи. Этот механизм обязывает работодателей трудоустраивать данные категории лиц, а также является действенным способом проявления государственной поддержки и заботы о гражданах.

      Дополнительные гарантии гражданам, которые особо нуждаются в социальной защите, реализация ими права на труд в Москве обеспечивается Законом г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест». Он определяет правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в столице.

      По Закону, квоты в городе Москве устанавливаются для приема на работу инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, а также для молодежи следующих категорий:

      — несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет;

      — дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечительства в возрасте до 23 лет;

      — выпускники образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет и выпускники вузов в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.

      На данный момент для организаций, среднесписочная численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4% от среднесписочной численности. При этом, квота для инвалидов должна составлять не менее 2%.

      Трудоустройство молодежи на квотируемые рабочие места может быть заменено перечислением в бюджет города Москвы компенсационной стоимости незаполненных квотируемых мест в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения.

      В течение месяца после государственной регистрации все работодатели обязаны встать на учет в Государственное казенное учреждение города Москвы «Центр квотирования рабочих мест». Для постановки на учет работодатель может обратиться в территориальный отдел квотирования по мету регистрации своей организации. На 31 июля 2015 года на учете в Центре квотирования стоит 304 346 организаций.

      ГКУ «Центр квотирования начал свою работу в 2004 году и за годы существования накопил немалый опыт в содействии работодателям исполнения законодательства в части квотирования рабочих мест. Основными направлениями его деятельности» являются:

      — контроль выполнения работодателями города условий квотирования рабочих мест;

      — администрирование доходов от перечисления компенсационной стоимости незаполненных квотируемых мест, поступающих в городской бюджет от работодателей, не выполнивших условия квотирования;

      — содействие созданию рабочих мест для инвалидов и молодежи;

      — проведение информационной работы по вопросам квотирования рабочих мест.

      «Гарантированное трудоустройство позволяет людям с ограниченными возможностями получить материальную независимость, полноценно использовать свои способности, стать частью коллектива и общества», — отмечает и.о. директора ГКУ «Центр квотирования» Агафонова Кристина Евгеньевна.

      Закон № 90 также предусматривает меры экономической поддержки работодателей, которые стремятся создать дополнительные рабочие места для инвалидов и молодежи. Из бюджета города Москвы выделяется денежная сумма на оборудование, сырье, вспомогательные материалы для оснащения каждого рабочего места.

      В соответствии с установленной квотой работодатели обязаны создавать и выделять рабочие места для инвалидов и молодежи, создавать инвалидам необходимые условия труда, а также предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

      Выполнением квоты считается трудоустройство инвалида или молодежи на квотируемое рабочее место.

      Невыполнение обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях в виде наложения штрафа.

      Обязанность государства – выступать гарантом занятости всех категорий граждан, а в особенности – уязвимых слоев населения. Социальное государство должно предоставлять им такие же политические и гражданские права, как и остальным людям.

      Телефон горячей линии по вопросам квотирования: 8-499-723-15-90

      Территориальный отдел квотирования СВАО:

      Ул. Енисейская, д. 28, корп. 2

      Тел: 8-499-185-04-00, 8-499-185-03-00

      Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

      bibirevo.mos.ru

      Нюансы трудоустройства несовершеннолетних

      Автор: Давыдова Е. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

      Право на осуществление трудовой деятельности имеют в нашей стране лица с 14 лет. Оно используется не только в сфере спорта или творчества (кинематографии, цирковой деятельности), но и в любых других отраслях. Мало того, для несовершеннолетних законодательством о занятости населения установлены квоты. При этом несовершеннолетние работники в силу своего возраста относятся к особой категории работников, для которых предусмотрен ряд гарантий как при трудоустройстве, так и при осуществлении работы. А летом этого года в Трудовой кодекс были внесены и некоторые изменения относительно трудовой деятельности подростков..

      Содействие в занятости несовершеннолетних

      Содействие занятости несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет является одним из направлений государственной политики.

      В связи с этим государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в том числе несовершеннолетним, путем:

      разработки и реализации программ содействия занятости;

      создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций;

      установления квоты для приема на работу;

    • организации обучения по специальным программам и др. (ст. 13 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон РФ № 1032-1)).
    • К сведению: Приказом Минтруда РФ от 12.02.2013 № 58н утвержден федеральный государственный стандарт государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.

      Квоту для приема на работу несовершеннолетних граждан устанавливают органы государственной власти субъектов РФ.

      Как правило, квота устанавливается в отношении организаций, имеющих определенную численность работников. Так, Закон г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» предусматривает для работодателей, среднесписочная численность работников которых составляет более 100 человек, квоту в размере 2% для трудоустройства молодежи, к которой относятся:

      несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет;

      лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет;

      выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.

      Обратите внимание: безработными могут признаваться граждане уже после 16 лет (ст. 3 Закона РФ № 1032-1).

      В некоторых законах субъектов РФ при установлении квот для несовершеннолетних конкретно указывается, кто относится к категории несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

      Так, в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 28.06.2012 № 1093-З № 1079-IV «О квотировании рабочих мест для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в Республике Саха (Якутия)» квоты предоставляются несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет, находящимся в трудной жизненной ситуации и испытывающим трудности в поиске работы:

      детям из малообеспеченных и (или) многодетных семей;

      детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;

      выпускникам учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

      детям из семей, в том числе из неполных, в которых оба родителя (один из них) признаны в установленном порядке безработными;

      детям из неполных семей, потерявших кормильца;

      несовершеннолетним гражданам, прошедшим курс лечения и реабилитации от наркотической либо алкогольной зависимости;

      несовершеннолетним гражданам, состоящим на учете в органах внутренних дел и уголовно-исполнительных инспекциях;

      несовершеннолетним гражданам, освобожденным из воспитательных колоний или окончившим специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

      детям, которые вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или антиобщественные действия;

      детям из семей беженцев и вынужденных переселенцев.

      Таким образом, самой первой льготой для несовершеннолетних является содействие в трудоустройстве (в частности, квотирование рабочих мест). При этом особое место отводится более незащищенным из них: сиротам, детям из неполных семей и т. д.

      Необходимый возраст и условия заключения трудового договора с несовершеннолетними

      Итак, по общему правилу и в силу ст. 63 ТК РФ заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет.

      Обратите внимание: иностранные граждане и лица без гражданства имеют право вступать в трудовые отношения в качестве работников по достижении ими возраста 18 лет (ст. 327.1 ТК РФ).

      Заключение трудового договора допускается и с лицами моложе 16 лет при соблюдении определенных условий:

      1) с лицами, достигшими возраста 15 лет, трудовой договор может заключаться только для выполнения легкого труда, не причиняющего вред их здоровью. При этом они должны получить общее образование либо, если они оставили общеобразовательную организацию до получения основного общего образования или отчислены из нее, продолжают получать общее образование в иной форме обучения. В этом случае работа должна выполняться без ущерба для освоения образовательной программы (ч. 2 ст. 63 ТК РФ);

      2) с лицами, достигшими возраста 14 лет, трудовой договор может заключаться для выполнения легкого труда, не причиняющего вред их здоровью. В этом случае они должны получить общее образование. Если образование еще получается, труд должен выполняться в свободное от получения образования время. Для заключения трудового договора с 14-летним необходимы согласие одного из родителей (попечителя) и разрешение органа опеки и попечительства (ч. 3 ст. 63 ТК РФ);

      К сведению: если другой родитель возражает против заключения трудового договора с лицом в возрасте от 14 до 15 лет, нужно учитывать мнения самого несовершеннолетнего и органа опеки и попечительства (п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» (далее – Постановление № 1)).

      3) с лицами, не достигшими возраста 14 лет, трудовой договор может заключаться для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках, а также для работы по подготовке к спортивным соревнованиям и участию в спортивных соревнованиях по определенному виду (видам) спорта (ч. 4 ст. 63, ст. 348.1, 348.8 ТК РФ, абз. 4 п. 6 Постановления № 1).

      Для заключения такого договора необходимы письменное согласие одного из родителей (опекуна) и разрешение органа опеки и попечительства. В отношении спортсменов данное разрешение выдается только на основании результатов предварительного медицинского осмотра.

      Трудовой договор от имени работника в возрасте до 14 лет подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, когда может выполняться работа (ч. 4 ст. 63, ч. 5 ст. 348.8 ТК РФ, абз. 4 п. 6 Постановления № 1).

      Обратите внимание: если работодатель допустил к работе лицо, не достигшее возраста 14 лет, а также в случае несоблюдения условий заключения с ним трудового договора такой договор подлежит прекращению в соответствии с ч. 1 ст. 84 ТК РФ в связи с нарушением правил его заключения, исключающим возможность продолжения работы, и работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего заработка. При этом возможность продолжения трудового договора не исключается, если обстоятельство, препятствовавшее его заключению, устранено (абз. 5, 6 п. 6 Постановления № 1).

      Обязательным условием заключения трудового договора со всеми без исключения несовершеннолетними в силу ст. 69 ТК РФ является прохождение предварительного медицинского осмотра. При этом работники, не достигшие 18-летнего возраста, подлежат ежегодному обязательному медосмотру до достижения совершеннолетия.

      Все эти обязательные медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя (ст. 266 ТК РФ) и в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

      На какую работу запрещено принимать несовершеннолетних?

      В Трудовом кодексе не только установлено, что несовершеннолетние лица в возрасте 14 – 15 лет должны выполнять лишь легкий труд, не причиняющий вред их здоровью, но и перечислены работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет. Согласно ст. 265 ТК РФ это:

      работы с вредными и (или) опасными условиями труда, подземные работы;

      работы, выполнение которых может причинить вред здоровью и нравственному развитию несовершеннолетних (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания);

      работы, связанные с переноской и передвижением тяжестей, превышающих установленные для несовершеннолетних предельные нормы. Общие нормы тяжестей утверждены Постановлением Минтруда РФ от 07.04.1999 № 7.

      Однако исключение запрета на поднятие и переноску тяжестей предусмотрено для несовершеннолетних, участвующих в спортивных мероприятиях, если такая работа необходима в соответствии с планом подготовки спортсмена к спортивным соревнованиям и применяемые нагрузки не запрещены ему по состоянию здоровья согласно медицинскому заключению (ч. 4 ст. 348.8 ТК РФ).

      Обратите внимание: перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, установлен Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 163.

      Также несовершеннолетним запрещена работа:

      по совместительству (ч. 5 ст. 282 ТК РФ);

      вахтовым методом (ст. 298 ТК РФ);

      в религиозных организациях (ч. 2 ст. 342 ТК РФ).

      Документы, представляемые несовершеннолетними при трудоустройстве

      Общий перечень документов, представляемых работником при заключении трудового договора, установлен ст. 65 ТК РФ. Поскольку для несовершеннолетних он несколько отличается от общего, представим его в таблице в зависимости от возраста работника.

      Документы, представляемые несовершеннолетним

      Возраст несовершеннолетнего

      От 16 до 18 лет

      От 15 до 16 лет

      От 14 до 15 лет

      До 14 лет

      Документ, удостоверяющий личность (паспорт или свидетельство о рождении)*

      www.audit-it.ru

      Принимаем на работу несовершеннолетнего

      «Кадровая служба и управление персоналом предприятия», 2012, N 12

      ПРИНИМАЕМ НА РАБОТУ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

      Действующее законодательство защищает детей и подростков в отношении использования их труда. ТК РФ устанавливает целый ряд дополнительных гарантий несовершеннолетним работникам. И рад бы работодатель «не связываться» с ними, а не может: в большинстве регионов установлены квоты для работников, не достигших 18-летнего возраста. Рассмотрим запреты, ограничения и льготы, о которых должна знать организация, трудоустраивающая несовершеннолетнего.

      Международным пактом от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» определено, что государства должны установить возрастные пределы, ниже которых пользование платным детским трудом запрещается и карается законом. Применение труда детей и подростков во вредных для их нравственности и здоровья или опасных для жизни условиях должно быть наказуемо по закону (п. 3 ст. 10 Международного пакта).

      В Российской Федерации приняты различные нормативные документы, защищающие права несовершеннолетних. В целом государственная политика в нашей стране направлена на защиту прав несовершеннолетних и оказание содействия занятости лицам, испытывающим трудности в поиске работы: несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, гражданам в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.

      Для социальной защиты несовершеннолетних предусмотрено квотирование рабочих мест (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

      Мнение. Александр Айдаев, юрист-трудовик (г. Улан-Удэ)

      Квотированием рабочих мест занимаются органы государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 7.1-1 Закона от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»). Например, в Республике Бурятия квотирование рабочих мест осуществляется в соответствии с Законом Республики Бурятия от 10.06.2003 N 327-III «О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних граждан» (далее — Закон N 327-III) и Постановлением Правительства Республики Бурятия от 13.10.2003 N 308 «О порядке квотирования рабочих мест для несовершеннолетних граждан в организациях, расположенных на территории Республики Бурятия» (далее — Постановление N 308).

      Организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет свыше 15 человек, обязаны выделить рабочие места для трудоустройства несовершеннолетних граждан (п. 1 ст. 2 Закона N 327-III). Однако не всех, а лишь льготных категорий. К ним относятся выпускники детских домов; дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей или их законных представителей; несовершеннолетние, освобожденные из воспитательных колоний или окончившие специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа; дети из семей, в которых оба родителя признаны в установленном порядке безработными; дети из малообеспеченных и (или) многодетных семей; дети одинокой матери (отца); дети из семьи, потерявшей кормильца; дети беженцев и вынужденных переселенцев; несовершеннолетние, состоящие на учете в органах внутренних дел (п. 1.2 Постановления N 308).

      Квота для трудоустройства подростков устанавливается в размере до трех процентов от среднесписочной численности работников организации, но не менее одного рабочего места.

      Создание квотируемых рабочих мест осуществляется по согласованию с работодателями, уполномоченным государственным органом, органами местного самоуправления в Республике Бурятия на основании договоров, заключаемых между ними в порядке, устанавливаемом Правительством Республики. Причем работодатель информируется об установлении квот не позднее трех месяцев до начала их введения. Работодатель может трудоустраивать в счет установленных квот несовершеннолетних как самостоятельно, так и по направлению центров занятости населения.

      Если в организации уже работает несовершеннолетний гражданин, относящийся к льготной категории, то он учитывается при определении количества квотируемых мест. Сведения о выполнении квот по трудоустройству работодатель направляет в уполномоченный орган и центр занятости по месту расположения организации. В некоторых случаях квота может быть отменена или уменьшен ее размер. Условия невозможности выполнения квоты или уменьшения ее размера указаны в п. 2.14 Постановления N 308. Это, например, процедура санации, банкротства организаций; ликвидация компании; аннулирование лицензии; приостановление деятельности всей организации более чем на один месяц вследствие пожара, стихийного бедствия, а также по предписаниям органов государственного надзора и контроля и иные.

      Работодателю следует обратиться в уполномоченный орган с ходатайством об уменьшении размера установленной квоты либо об отмене или приостановлении действия квоты с приложением копий документов, подтверждающих перечисленные условия. Последний примет решение в течение 10 дней.

      Кстати, организации, выполняющие все условия соглашения с центрами занятости (гарантированное обязательство по трудоустройству молодежи на срок не менее года, а также выполнение квот по предшествующему году), получают субсидии на частичную компенсацию затрат по квотированию рабочих мест (в том числе на расходы на заработную плату в объеме не ниже минимальной) из средств республиканского бюджета.

      Законодательство устанавливает довольно много запретов и ограничений в отношении работы несовершеннолетних лиц. Например, одним из ограничений при приеме на работу является возраст гражданина. В общем случае трудовой договор допускается заключать с лицами, достигшими 16 лет (ч. 1 ст. 63 ТК РФ), однако при соблюдении определенных правил можно принять на работу и более молодых работников.

      Другим ограничением являются условия труда, оказывающие воздействие на здоровье и жизнь работника (ст. 265 ТК РФ). С 01.01.2010 введены в действие Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста (СанПиН 2.4.6.2553-09), утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.09.2009 N 58. Они являются обязательными для всех юридических и физических лиц, использующих труд подростков и организующих их обучение независимо от вида экономической деятельности, ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности (п. 1.3 СанПиН 2.4.6.2553-09).

      В частности, до достижения 18 лет запрещено принимать подростков на работы:

      1. С вредными и (или) опасными условиями труда.

      2. На подземные работы.

      3. На работы, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию. Это:

      — работа в ночных кабаре и клубах;

      — производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами .

      Статья 265 ТК РФ, ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

      Статья 265 ТК РФ.

      Кроме того, лица, не достигшие 18 лет, не могут быть приняты:

      — на гражданскую службу ;

      — спасателями в профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования ;

      — в ведомственную охрану ;

      — на работу с наркотическими средствами и психотропными веществами, работу, связанную с оборотом прекурсоров ;

      — на иную работу, запрет на которую установлен внутренними должностными инструкциями, инструкциями по охране труда. Например, выступать на арене цирка при полетах в воздухе с отрывом могут подростки с 16 лет, работать в воздухе без отрыва — с 14 лет (п. 4 ст. II Постановления Народного Комиссариата Труда СССР от 05.07.1929 N 215 «Правила об охране труда работников цирка»).

      Статья 21 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

      Пункт 3 ст. 9 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

      Статья 6 Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ «О ведомственной охране».

      Пункт 4 Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.08.1998 N 892.

      Гигиенические требования к условиям труда и организации рабочего места лиц, не достигших 18-летнего возраста, указаны в п. 4 СанПиН 2.4.6.2553-09.

      Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержден Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 N 163 (далее — Перечень тяжелых работ). В частности, запрещены:

      1) подземные работы, выполняемые рабочими всех профессий;

      2) все виды работ:

      — связанные с бурением нефтяных, газовых и других скважин, а также с добычей нефти и газа;

      — выполняемые рабочими, занятыми в производстве асбестовых технических изделий;

      — в центрах по лечению и диагностике СПИДа;

      — связанные с применением открытой ртути, пневматического инструмента;

      3) работы с вредными и опасными условиями труда на химических производствах;

      4) работы, выполняемые рабочими всех профессий, занятыми в производстве:

      — синтетических моющих средств;

      5) работы, выполняемые рабочими, занятыми в производстве:

      — асбестоцементных и асбестосилитовых изделий;

      — специй, сушеных плодов и овощей, пищевых концентратов, кофепродуктов и пряностей;

      6) работы, выполняемые рабочими, занятыми:

      — в табачно-махорочном и ферментационном производстве;

      — в элеваторном, мукомольно-крупяном и комбикормовом производстве;

      — в качестве выездного медицинского персонала станции (отделений) скорой и неотложной медицинской помощи;

      — по обслуживанию туберкулезных, инфекционных, кожно-венерических и психических больных, больных, страдающих хроническим алкоголизмом и наркоманией;

      — в детских психиатрических, психоневрологических учреждениях и учреждениях для умственно отсталых детей и детей с физическими дефектами;

      — в онкологических учреждениях и учреждениях типа «хоспис»;

      — с ядовитыми и сильнодействующими веществами в аптеках и аптечных складах;

      — с ядовитыми и сильнодействующими веществами в фармацевтическом производстве;

      — в замкнутых пространствах;

      — по хранению, транспортировке и уничтожению химического оружия;

      — с веществами и соединениями, вызывающими аллергические заболевания в производственных условиях;

      — связанные с резкой стекла и изделий из него, и другие.

      Обратите внимание: если работа несовершеннолетних непосредственно связана с подъемом и перемещением тяжестей, то следует руководствоваться Нормами предельно допустимых нагрузок, утвержденными Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 07.04.1999 N 7 (см. таблицу 1). В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки.

      Таблица 1. Нормы предельно допустимых нагрузок для лиц

      моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей

      вручную, на тележках или в контейнерах

      │ Характер работы,│ Предельно допустимая масса груза в кг │

      │ тяжести труда │ юноши │ девушки │

      │ │14 лет│15 лет│16 лет│17 лет│14 лет│15 лет│16 лет│17 лет│

      │Подъем и │ 3 │ 3 │ 4 │ 4 │ 2 │ 2 │ 3 │ 3 │

      www.hr-portal.ru