Комментарии к федеральному закону 79

Комментарий к Федеральному Закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Медведев Д.А.

СПб.: 200 8 . — 576 с.

Постатейный правоприменительный комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» впервые в отечественной юриспруденции сочетает научно-практическое и правоприменительное толкование.

Авторы комментария — известные ученые-юристы, государственные служащие, практикующие специалисты в области государственной гражданской службы, ответственные сотрудники правительственных структур, представляющие Аппарат Правительства РФ и федеральные органы исполнительной власти. Нормы данного Закона истолкованы с учетом правовых позиций, выработанных Министерством здравоохранения и социального развития РФ во исполнение функции осуществления государственной политики и нормативного правового регулирования в сфере государственной гражданской службы, в результате подготовки официальных разъяснений по запросам государственных органов, обращениям граждан и организаций.

Правоприменительный комментарий предназначен для практической работы по реализации законодательства о государственной гражданской службе руководителями и специалистами государственных органов, в частности подразделений по вопросам государственной службы и кадров, для государственных гражданских служащих, а также для граждан России, реализующих своих конституционные права на равный доступ к этому виду профессиональной служебной деятельности.

Оглавление
Авторский коллектив
Вступительное слово
Введение
Принятые сокращения
1. Нормативные правовые акты
2. Официальные издания
3. Прочие сокращения
Преамбула
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные термины
Статья 2. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Статья 3. Государственная гражданская служба Российской Федерации
Статья 4. Принципы гражданской службы
Статья 5. Законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации
Статья 6. Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов
Статья 7. Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы
Глава 2. Должности гражданской службы
Статья 8. Должности гражданской службы
Статья 9. Классификация должностей гражданской службы
Статья 10. Реестры должностей государственной гражданской службы Российской Федерации
Статья 11. Классные чины гражданской службы
Статья 12. Квалификационные требования к должностям гражданской службы
Глава 3. Правовое положение (статус) гражданского служащего
Статья 13. Гражданский служащий
Статья 14. Основные права гражданского служащего
Статья 15. Основные обязанности гражданского служащего
Статья 16. Ограничения, связанные с гражданской службой
Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой
Статья 18. Требования к служебному поведению гражданского служащего
Статья 19. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе
Статья 20. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
Глава 4. Поступление на гражданскую службу
Статья 21. Право поступления на гражданскую службу
Статья 22. Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу
Глава 5. Служебный контракт
Статья 23. Понятие и стороны служебного контракта
Статья 24. Содержание и форма служебного контракта
Статья 25. Срок действия служебного контракта
Статья 26. Заключение служебного контракта
Статья 27. Испытание при поступлении на гражданскую службу
Статья 28. Перевод на иную должность гражданской службы или перемещение
Статья 29. Изменение существенных условий служебного контракта
Статья 30. Временное замещение иной должности гражданской службы
Статья 31. Отношения, связанные с гражданской службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы
Статья 32. Отстранение от замещаемой должности гражданской службы
Глава 6. Основания и последствия прекращения служебного контракта
Статья 33. Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы
Статья 34. Расторжение служебного контракта по соглашению сторон
Статья 35. Расторжение срочного служебного контракта
Статья 36. Расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего
Статья 37. Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя
Статья 38. Информирование выборного профсоюзного органа при расторжении служебного контракта
Статья 39. Прекращение и приостановление служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон
Статья 40. Прекращение служебного контракта вследствие нарушения обязательных правил при заключении служебного контракта
Статья 41. Расторжение служебного контракта в связи с выходом гражданского служащего из гражданства Российской Федерации
Глава 7. Персональные данные гражданского служащего. Кадровая служба государственного органа
Статья 42. Персональные данные гражданского служащего и ведение личного дела гражданского служащего
Статья 43. Реестры государственных гражданских служащих Российской Федерации
Статья 44. Кадровая работа
Глава 8. Служебное время и время отдыха
Статья 45. Служебное время и время отдыха
Статья 46. Отпуска на гражданской службе
Глава 9. Прохождение гражданской службы
Статья 47. Должностной регламент
Статья 48. Аттестация гражданских служащих
Статья 49. Квалификационный экзамен
Глава 10. Оплата труда гражданских служащих
Статья 50. Оплата труда гражданского служащего
Статья 51. Фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа
Глава 11. Государственные гарантии на гражданской службе
Статья 52. Основные государственные гарантии гражданских служащих
Статья 53. Дополнительные государственные гарантии гражданских служащих
Статья 54. Стаж гражданской службы
Глава 12. Поощрения и награждения. Служебная дисциплина на гражданской службе
Статья 55. Поощрения и награждения за гражданскую службу
Статья 56. Служебная дисциплина на гражданской службе
Статья 57. Дисциплинарные взыскания
Статья 58. Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания
Статья 59. Служебная проверка
Глава 13. Формирование кадрового состава гражданской службы
Статья 60. Принципы и приоритетные направления формирования кадрового состава гражданской службы
Статья 61. Профессиональная подготовка кадров для гражданской службы
Статья 62. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего
Статья 63. Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих
Статья 64. Кадровый резерв на гражданской службе
Глава 14. Финансирование гражданской службы. Программы развития гражданской службы
Статья 65. Финансирование гражданской службы
Статья 66. Программы развития гражданской службы
Глава 15. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации
Статья 67. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации
Статья 68. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации
Глава 16. Рассмотрение индивидуальных служебных споров
Статья 69. Индивидуальный служебный спор
Статья 70. Органы по рассмотрению индивидуальных служебных споров
Глава 17. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Статья 71. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Статья 72. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов
Статья 73. Применение законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
Статья 74. Применение законов и иных нормативных правовых актов о государственной службе в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона
Приложения
Приложение 1. Статистические показатели о динамике численности и оплате труда государственных гражданских служащих (по данным Росстата)
1.1. Показатели численности
1.2. Показатели оплаты труда
Приложение 2. Перечень нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, принятых в развитие Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ
Приложение 3. Перечень нормативных правовых актов, разрабатываемых во исполнение Закона N 79-ФЗ
Приложение 4. Образцы документов, заполняемых на государственной гражданской службе
4.1. Образцы документов, заполняемых при поступлении на государственную гражданскую службу
Анкета, утв. распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 N 667-р
Декларация о доходах гражданина и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, утв. Указом Президента РФ от 15.05.1997 N 484
Справка о соблюдении гражданином ограничений, связанных с замещением государственной должности Российской Федерации, государственной должности федеральной государственной службы, утв. Указом Президента РФ от 15.05.1997 N 484
Служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации
4.2. Образцы документов, заполняемых при прохождении государственной гражданской службы
4.2.1. При приеме
Заявление
4.2.2. При назначении
Представление о назначении
4.2.3. При переводе
Заявление
4.2.4. При оформлении отпуска
Распоряжение
Уведомление
4.2.5. При аттестации
Отзыв о профессиональной служебной деятельности
Аттестационный лист государственного гражданского служащего Российской Федерации
4.2.6. В случаях установления фактов нарушения дисциплины
Акт о появлении на службе гражданского служащего с признаками алкогольного, наркотического или токсического опьянения и отстранении от замещаемой должности (недопущении к исполнению должностных обязанностей)
Акт об отказе от прохождения гражданским служащим медицинского освидетельствования для установления состояния алкогольного, наркотического или токсического опьянения
4.2.7. О проведении служебной проверки
Приказ
4.2.8. При увольнении
Заявление
Приложение 5. Служебный распорядок Федерального государственного органа
Примерная структура и типовое содержание служебного распорядка федерального государственного органа
Приложение 6. Образовательные учреждения, осуществлявшие дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих в 2006 г.
Приложение 7. Рекомендации и разъяснения по отдельным вопросам государственной гражданской службы
7.1. Рекомендации по организации работы при подготовке проектов правовых актов о присвоении классных чинов федеральным государственным гражданским служащим федеральных органов исполнительной власти
7.2. Рекомендации по отнесению лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, к категории «обеспечивающие специалисты»
I. Основные положения и понятия
II. Разъяснения по отнесению должностей гражданской службы к категории «обеспечивающие специалисты»
III. Процедуры назначения на должность гражданской службы, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы
7.3. Разъяснения Минздравсоцразвития России по актуальным вопросам законодательства о государственной гражданской службе (извлечения)
Приложение 8
Технологии мониторинга законодательства о государственной гражданской службе
Основные требования, предъявляемые к организации реализации Закона N 79-ФЗ
Методы изучения реализации Закона N 79-ФЗ
Оценочные показатели реализации Закона N 79-ФЗ
Анкета о реализации Закона N 79-ФЗ в федеральных органах исполнительной власти
Приложение 9. Обзор судебной практики по делам в связи с государственной гражданской службой
Приложение 10. Из материалов о проверках состояния законности в системе государственной гражданской службы
Приложение 11 Примерный план-структура типовой программы развития государственной гражданской службы
1. Современное состояние и основные проблемы повышения эффективности государственной гражданской службы РФ
2. Сроки реализации, основные направления, цели и задачи Программы
3. Основные мероприятия и ожидаемые результаты Программы

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

www.alleng.ru

Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Чиновничья служба все более набирает популярность, в том числе, среди подрастающего поколения. Не желая лететь к звездам, молодые люди нередко мечтают о спокойных местах в тиши кабинетов. Вниманию читателей мы предлагаем книгу, которая подробно расскажет о различных аспектах государственной гражданской службы. В частности, в Комментарии содержится информация о квалификационных требованиях, предъявляемых к чиновникам, об ограничениях и запретах, связанных с гражданской службой. Рассмотрено понятие служебного контракта, порядок его заключения, изменения и расторжения. Рассказано о государственных гарантиях, предусмотренных для гражданских служащих.

  • Нечаева Татьяна Владимировна
  • Кирилин Алексей Владимирович
  • Издательство: Деловой двор, 2013 г.
  • Мягкая обложка, 368 стр.
  • ISBN 978-5-91550-132-3
  • Тираж: 1000 экз.
  • Формат: 70×100/16
  • На кого рассчитана

    • Юристы
    • Госслужащие
    • Правоведы
    • Студены и преподаватели юридических ВУЗов
    • Книга представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», подготовленный с учетом изменений и дополнений по состоянию на 1 сентября 2012 г.

      Нормы Закона проанализированы в сравнении с положениями иных нормативных правовых актов. Особое внимание уделено актам, принятым в развитие Федерального закона и направленным на рассмотрение детализации прав и охраняемых законом интересов, как государственных гражданских служащих, так и представителей нанимателя. Подробно рассмотрены инструктивные и методические материалы государственных органов, осуществляющих регулирование и управление в сфере государственной гражданской службы.

      Издание содержит анализ правоприменительной практики.

    • Введение
    • Глава 1. Общие положения
      • Статья 1. Основные термины
      • Статья 2. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
      • Статья 3. Государственная гражданская служба Российской Федерации
      • Статья 4. Принципы гражданской службы
      • Статья 5. Законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации
      • Статья 6. Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов
      • Статья 7. Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы
      • Глава 2. Должности гражданской службы
        • Статья 8. Должности гражданской службы
        • Статья 9. Классификация должностей гражданской службы
        • Статья 10. Реестры должностей государственной гражданской службы Российской Федерации
        • Статья 11. Классные чины гражданской службы
        • Статья 12. Квалификационные требования к должностям гражданской службы
        • Глава 3. Правовое положение (статус) гражданского служащего
          • Статья 13. Гражданский служащий
          • Статья 14. Основные права гражданского служащего
          • Статья 15. Основные обязанности гражданского служащего
          • Статья 16. Ограничения, связанные с гражданской службой
          • Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой
          • Статья 18. Требования к служебному поведению гражданского служащего
          • Статья 19. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе
          • Статья 20. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
          • Глава 4. Поступление на гражданскую службу
            • Статья 21. Право поступления на гражданскую службу
            • Статья 22. Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу
            • Глава 5. Служебный контракт
              • Статья 23. Понятие и стороны служебного контракта
              • Статья 24. Содержание и форма служебного контракта
              • Статья 25. Срок действия служебного контракта
              • Статья 25.1. Предельный возраст пребывания на гражданской службе
              • Статья 26. Заключение служебного контракта
              • Статья 27. Испытание при поступлении на гражданскую службу
              • Статья 28. Перевод на иную должность гражданской службы или перемещение
              • Статья 29. Изменение существенных условий служебного контракта
              • Статья 30. Временное замещение иной должности гражданской службы
              • Статья 31. Отношения, связанные с гражданской службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы
              • Статья 32. Отстранение от замещаемой должности гражданской службы
              • Глава 6. Основания и последствия прекращения служебного контракта
                • Статья 33. Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы
                • Статья 34. Расторжение служебного контракта по соглашению сторон
                • Статья 35. Расторжение срочного служебного контракта
                • Статья 36. Расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего
                • Статья 37. Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя
                • Статья 38. Информирование выборного профсоюзного органа при расторжении служебного контракта
                • Статья 39. Прекращение и приостановление служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон
                • Статья 40. Прекращение служебного контракта вследствие нарушения обязательных правил при заключении служебного контракта
                • Статья 41. Расторжение служебного контракта в связи с выходом гражданского служащего из гражданства Российской Федерации
                • Глава 7. Персональные данные гражданского служащего. Кадровая служба государственного органа
                  • Статья 42. Персональные данные гражданского служащего и ведение личного дела гражданского служащего
                  • Статья 43. Реестры государственных гражданских служащих Российской Федерации
                  • Статья 44. Кадровая работа
                  • Глава 8. Служебное время и время отдыха
                    • Статья 45. Служебное время и время отдыха
                    • Статья 46. Отпуска на гражданской службе
                    • Глава 9. Прохождение гражданской службы
                      • Статья 47. Должностной регламент
                      • Статья 48. Аттестация гражданских служащих
                      • Статья 49. Квалификационный экзамен
                      • Глава 10. Оплата труда гражданских служащих
                        • Статья 50. Оплата труда гражданского служащего
                        • Статья 51. Фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа
                        • Глава 11. Государственные гарантии на гражданской службе
                          • Статья 52. Основные государственные гарантии гражданских служащих
                          • Статья 53. Дополнительные государственные гарантии гражданских служащих
                          • Статья 54. Стаж гражданской службы
                          • Глава 12. Поощрения и награждения. Служебная дисциплина на гражданской службе
                            • Статья 55. Поощрения и награждения за гражданскую службу
                            • Статья 56. Служебная дисциплина на гражданской службе
                            • Статья 57. Дисциплинарные взыскания
                            • Статья 58. Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания
                            • Статья 59. Служебная проверка
                            • Статья 59.1. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции
                            • Статья 59.2. Увольнение в связи с утратой доверия
                            • Статья 59.3. Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения
                            • Глава 13. Формирование кадрового состава гражданской службы
                              • Статья 60. Принципы и приоритетные направления формирования кадрового состава гражданской службы
                              • Статья 61. Профессиональная подготовка кадров для гражданской службы
                              • Статья 62. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего
                              • Статья 63. Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих
                              • Статья 64. Кадровый резерв на гражданской службе
                              • Глава 14. Финансирование гражданской службы. Программы развития гражданской службы
                                • Статья 65. Финансирование гражданской службы
                                • Статья 66. Программы развития гражданской службы
                                • Глава 15. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации
                                  • Статья 67. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации
                                  • Статья 68. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации
                                • Глава 16. Рассмотрение индивидуальных служебных споров
                                  • Статья 69. Индивидуальный служебный спор
                                  • Статья 70. Органы по рассмотрению индивидуальных служебных споров
                                  • Глава 17. Вступление в силу настоящего Федерального закона
                                    • Статья 71. Вступление в силу настоящего Федерального закона
                                    • Статья 72. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов
                                    • Статья 73. Применение законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
                                    • Статья 74. Применение законов и иных нормативных правовых актов о государственной службе в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона
                                    • m.ppt.ru

                                      «Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (постатейный) (под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова) («Юстицинформ», 2006)

                                      КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ
                                      «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ
                                      РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
                                      ОТ 27 ИЮЛЯ 2004 Г. N 79-ФЗ
                                      (Постатейный)
                                      Материал подготовлен с использованием правовых актов
                                      по состоянию на 1 ноября 2005 года
                                      Под редакцией
                                      Э.Г. ЛИПАТОВА, С.Е. ЧАННОВА
                                      Комментарий подготовлен авторским коллективом преподавателей Поволжской академии государственной службы (г. Саратов).
                                      Велиева Д.С., кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права — глава 11;
                                      Липатов Э.Г., кандидат юридических наук, заведующий кафедрой административного права и государственного строительства — главы 13 — 15;
                                      Масленникова Е.В., кандидат социологических наук, заведующая кафедрой государственного и муниципального управления — глава 3 (в соавторстве с Татариновой Л.Н.);
                                      Пресняков М.В., кандидат философских наук, доцент кафедры трудового, земельного и экологического права — главы 4 — 6, 8, 9, 12, 16;
                                      Татаринова Л.Н., кандидат социологических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления — глава 3 (в соавторстве с Масленниковой Е.В.);
                                      Чаннов С.Е., кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права и государственного строительства — главы 1, 2, 7, 10, 17.
                                      27 июля 2004 года N 79-ФЗ

                                      РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
                                      ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
                                      О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ
                                      РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                                      Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации») устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
                                      Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
                                      Статья 1. Основные термины
                                      Комментарий к статье 1
                                      1. В комментируемой статье раскрывается содержание двух ключевых терминов Закона о государственной гражданской службе: «государственная должность» и «представитель нанимателя».
                                      Понятие государственной должности содержалось и в Федеральном законе от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (утратил силу) (далее — Закон об основах госслужбы), который регулировал государственно-служебные отношения до вступления в силу комментируемого Закона. Закон об основах госслужбы определял государственную должность как должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей. Как видно, признаками государственной должности являются: установленный круг обязанностей, денежное содержание и ответственность. Хотя в новом Законе эти признаки государственной должности не указаны, они также для нее характерны.
                                      Все государственные должности согласно комментируемому Закону подразделяются на две группы: 1) должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; 2) должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
                                      Исходя из содержания ст. 3 комментируемого Закона, а также ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (с послед. изм.) (далее — Закон о системе госслужбы), эти должности не относятся к должностям государственной гражданской службы.
                                      Перечень государственных должностей, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, законами Российской Федерации и РСФСР, установлен Сводным перечнем государственных должностей Российской Федерации (утвержден Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32 «О государственных должностях Российской Федерации» (с послед. изм.)).
                                      Государственные должности субъектов Российской Федерации учреждаются конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. Во многих субъектах Российской Федерации принимаются специальные законы, которые закрепляют перечни этих государственных должностей. В этих перечнях они обычно именуются государственными должностями категории «А». Так, например, Закон Воронежской области от 31 января 2002 г. N 4-ОЗ «О реестре (перечне) государственных должностей Воронежской области» (с послед. изм.) устанавливает, что государственные должности области категории «А» — это должности, установленные Уставом (Основным законом) Воронежской области, с определенным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий государственных органов и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
                                      2. Часть 2 комментируемой статьи вводит новое для российского законодательства понятие представителя нанимателя. В соответствии с ч. 3 ст. 10 Закона о системе госслужбы нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации — соответствующий субъект Российской Федерации. Данный подход основывается на т.н. теории юридической личности государства, согласно которой «государство, т.е. сама Российская Федерация, в строго юридическом смысле вполне может рассматриваться наряду с гражданином как самостоятельная сторона государственно-служебного правоотношения» .
                                      ———————————
                                      Гришковец А.А. Проблемы соотношения норм административного и трудового права при регулировании отношений в сфере государственной службы // Государство и право. 2002. N 12. С. 11 — 24.
                                      Однако при поступлении на государственную службу работник имеет дело с конкретным чиновником (которым может быть руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица), выступающим в данном случае от имени Российской Федерации или ее субъекта.
                                      Представитель нанимателя принимает решение о приеме претендента на государственную службу, может издавать приказы и распоряжения, обязательные для всех служащих государственного органа. В этом смысле его положение аналогично положению представителя работодателя, чей статус установлен ст. 33 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ).
                                      Статья 2. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
                                      Комментарий к статье 2
                                      Комментируемая статья определяет в самом общем виде сферу регулирования Закона о государственной гражданской службе. Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, урегулированы ст. 21 — 22 комментируемого Закона; порядок прохождения государственной службы установлен ст. 23 — 32; вопросы прекращения государственной гражданской службы регулируются ст. 33 — 41; правовой статус государственного гражданского служащего — ст. 13 — 20.
                                      Нормы, определяющие правовой статус государственного гражданского служащего распространяются как на федерального государственного гражданского служащего, так и на государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации. При этом следует помнить, что в соответствии с Законом о системе госслужбы правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, а ее организация — в ведении субъекта Российской Федерации. Следовательно, субъекты Российской Федерации вправе принимать свои законы и иные нормативные акты о государственной гражданской службе, однако распространение на государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации прав, обязанностей, правоограничений и запретов, установленных комментируемым Законом, является обязательным.
                                      Статья 3. Государственная гражданская служба Российской Федерации
                                      Комментарий к статье 3
                                      1. Определение государственной гражданской службы, данное в комментируемой статье, полностью соответствует определению, содержащемуся в ч. 1 ст. 5 Закона о системе госслужбы.
                                      Из приведенного определения можно сделать следующие выводы:
                                      основным признаком государственной гражданской службы является профессиональная деятельность. Данный признак означает, что служебная деятельность должна осуществляться непрерывно, в качестве основного вида деятельности, на основе специальных знаний и навыков;
                                      работать на государственной службе могут только граждане Российской Федерации. Это также подтверждается в ст. 13 и ч. 1 ст. 21 комментируемого Закона. Исключения из данного правила могут быть установлены международными договорами Российской Федерации;
                                      государственная гражданская служба осуществляется с целью обеспечения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Государственный орган — это организованное государством в установленном порядке публично-правовое лицо, представляющее собой обособленную часть государственного аппарата, наделенное государственно-властными полномочиями по выполнению отдельных властных полномочий и функций государства или субъектов федеративного государства. Характерной чертой государственного органа является осуществление деятельности от имени и по поручению государства.
                                      О перечне государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации см. комментарий к ст. 1.
                                      На практике применения законодательства о государственной службе возник вопрос об определении круга органов, профессиональная деятельность в которых считается государственной службой. Верным представляется мнение, что не только федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, но и подведомственные им структуры, имеющие статус юридических лиц и осуществляющие определенные управленческие функции, должны признаваться государственными органами, а профессиональную деятельность по реализации их задач и функций следует считать государственной службой . Указом Президента РФ от 3 сентября 1997 г. N 981 «Об утверждении Перечней государственных должностей федеральной государственной службы» (с послед. изм.) установлен Перечень государственных должностей федеральной государственной службы категории «В», учреждаемых для обеспечения деятельности территориального органа федерального органа исполнительной власти.
                                      ———————————
                                      Комментарий к Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации» / Отв. ред. Окуньков Л.А.
                                      2. Федеративный характер российского государства предопределяет выделение федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.
                                      Под федеральной государственной гражданской службой понимается профессиональная служебная деятельность граждан на должностях этой госслужбы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (ч. 2 ст. 5 Закона о системе госслужбы). Федеральная государственная гражданская служба в соответствии с п. «т» ст. 71 Конституции РФ и ч. 4 ст. 2 Закона о системе госслужбы находится в исключительном ведении Российской Федерации.
                                      Под государственной гражданской службой субъекта Российской Федерации понимается профессиональная служебная деятельность граждан на должностях этой госслужбы по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 5 Закона о системе госслужбы). Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 2 Закона о системе госслужбы находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация — в ведении субъекта Российской Федерации.
                                      Статья 4. Принципы гражданской службы
                                      Комментарий к статье 4
                                      В комментируемой статье закрепляются основные принципы государственной гражданской службы. Исходя из смысла термина «принцип», означающего начало, основу, правовые принципы определяются как основополагающие идеи, закрепленные в законе . Комментируемый Закон является базовым для всей системы государственной гражданской службы. Поэтому принципы, закрепленные в нем, должны учитываться при разработке всех иных законодательных и подзаконных актов о государственной гражданской службе.
                                      ———————————
                                      Зажицкий В.И. Правовые принципы в законодательстве Российской Федерации // Государство и право. 1996. N 11. С. 92.
                                      1. Первым среди принципов государственной гражданской службы назван принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип основывается на ст. 2 Конституции РФ, которая гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».
                                      Государственная служба как институт, призванный на практике реализовывать функции государства, в первую очередь должна способствовать реализации прав и свобод человека и гражданина. Более того, исходя из содержания ст. 18 Конституции РФ, именно права и свободы человека и гражданина должны определять деятельность органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.
                                      2. Государственная гражданская служба несмотря на разделение на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации является единым целостным механизмом, призванным реализовывать функции государства. Принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации выражается в установлении единого правового статуса государственного гражданского служащего (гл. 3 комментируемого Закона); установлении приоритета федерального законодательства в закреплении правовых основ государственной гражданской службы.
                                      3. Принцип равного доступа граждан к гражданской службе и равных условий ее прохождения основывается на ч. 4 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе». Это положение в целом соответствует требованиям п. «c» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах (Резолюция 2200 A (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 1966 г., вступил в силу 23 марта 1976 г.), согласно которому каждый гражданин без какой бы то ни было

                                      www.lawmix.ru