Количество налогов и сборов в россии

Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налого

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

2. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

3. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

4. Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.

Местные налоги и сборы устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов), если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов) в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах.

В городском округе с внутригородским делением полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие и прекращению действия местных налогов на территориях внутригородских районов осуществляются представительными органами городского округа с внутригородским делением либо представительными органами соответствующих внутригородских районов согласно закону субъекта Российской Федерации о разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов.

Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе устанавливаются настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

При установлении местных сборов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, ставки сборов, а также могут устанавливаться льготы по уплате сборов, основания и порядок их применения.

5. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом.

6. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

7. Настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 — 15 настоящего Кодекса.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований в случаях, порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, вправе устанавливать по специальным налоговым режимам:

виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться соответствующий специальный налоговый режим;

ограничения на переход на специальный налоговый режим и на применение специального налогового режима;

налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;

особенности определения налоговой базы;

налоговые льготы, а также основания и порядок их применения.

finansovyesovety.ru

Классификация налогов в РФ (с примерами)

Налоги – это собираемые государством с граждан (так называемых физических лиц) и организаций (так называемых юридических лиц) денежные средства. Налоги – это основа наполнения доходной части бюджетов страны. Сегодня во многих крупных государствах под влиянием разных экономических, культурных и политических процессов сформировались налоговые системы различного уровня сложности, часто состоящие из десятков видов разнообразных налогов. В статье описаны разные типы налогов с примерами из налоговой системы, сформировавшейся в нашей стране к концу 2016 года.

Уровень установления – кто «придумывает» налоги

В зависимости от размера части государства, на которой установлен сбор отдельного налога, и от типа бюджета, в который налогоплательщики передают собираемые средства, все налоги разделены на несколько видов:

  • Федеральные налоги – перечисляются напрямую в федеральный бюджет. Представители этого вида – НДС (налог на добавленную стоимость) для организаций и налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Ставки этой группы устанавливает правительство РФ.
  • Региональные налоги определяются для региона (области, края, автономного округа или другого субъекта РФ; например, Москва и Санкт-Петербург – это отдельные субъекты РФ наряду с областями). Имущество организаций обложено налогом, который относится к этой группе. Субъекты РФ вправе устанавливать свои налоговые ставки данного налога, но ставка должна быть не выше предельной, установленной для всей страны (например, для налога на имущество предельная ставка равна 2,2% от стоимости обложенного налогом имущества).
  • Местные налоги – устанавливаются законами муниципальных образований (городов, посёлков и т.д.). В качестве примеров этой группы можно привести налог на имущество, принадлежащее физическим лицам, и земельный налог.
  • Способ изъятия – кто или что облагается налогом

    Прямые – налоги, которые собираются с поступлений физического или юридического лица. К прямым налогам могут быть отнесены следующие: налог на прибыль (НПО) организаций, налог на доход физических лиц. Оплачивает прямой налог тот «агент» экономики, который получил доход.

    Самый наглядный пример – налог на прибыль организаций. Когда компания занимается коммерцией, у неё возникают доходы (сумма выручки от продаж товаров, работ и услуг своим клиентам) и расходы (затраты, которые организация несёт для получения доходов). Разницу между этими суммами составляет прибыль организации. Чем прибыльнее организация, тем большую величину составляет сумма уплачиваемого налога.

    Косвенные налоги находятся «внутри» цены товаров и услуг. Организация-продавец при продаже подсчитывает нужную сумму налога и перечисляет. Таким образом, платит налог продавец, но за счёт покупателя, который будет пользоваться этим товаром или услугой (поскольку покупатель оплатил товар или услугу, включая соответствующие налоги). Это ключевое отличие косвенного налога от прямого. В качестве примера – приобретая в продовольственном магазине бутылку вина, покупатель оплачивает:

    • стоимость самой продукции;
    • акциз на алкогольную продукцию;
    • НДС.
    • Субъект налогообложения – кто плательщик

      В зависимости от того, с кого государство взимает налог, можно выделить следующие группы:

    • Налоги с юридических лиц государство получает с организаций, зарегистрированных в РФ, в том числе российские компании и представители иностранного капитала, представленные в экономике РФ (имеющие представительства и филиалы). Вышеупомянутый налог на прибыль, достаточно редкий налог на игорный бизнес и многие другие налоги включаются в эту группу.
    • Налоги с физических лиц взимаются с отдельных граждан-налогоплательщиков. Налог этой группы может взиматься как с граждан РФ, так и с граждан других государств, получивших доходы на территории РФ. С физических лиц собираются налоги на доходы и на имущество.
    • Смешанные налоги могут быть собраны со всех категорий налогоплательщиков. Например, НДС должен быть уплачен всеми потребителями товаров и услуг.
    • Стоит отметить особую категорию физических лиц – ИП или индивидуальные предприниматели. Человек, будучи физическим лицом, платит все налоги, предусмотренные для физических лиц. Но если он при этом занимается коммерческой деятельностью и зарегистрирован в положенном порядке, он также платит и другие налоги. В зависимости от выбранной предпринимателем системы налогообложения (общей, упрощённой или специальных видов) это могут быть НДС, налог на прибыль, налог, взимаемый при упрощённой или патентной системах, и так далее.

      Назначение – куда государство потратит собранные средства

      По назначению налоги делятся на общие и целевые (специальные). Общие налоги собираются в бюджетах «в общий котёл» и используются по усмотрению органа, который распоряжается бюджетом. Целевые налоги используются на конкретную цель. Например, транспортный и земельный налоги могут собираться в соответствующие местные фонды и расходоваться целевым образом на ремонт дорог или развитие территорий.

      Источник уплаты налога – откуда налогоплательщик исчислит

      По источнику уплаты налоги делятся на:

    • Включаемые в себестоимость (товаров, работ или услуг) – налоги, которые относятся к издержкам на производство продукции или услуг. Примерами могут быть транспортный налог автобусного парка, платежи нефтяной компании за пользование недрами, а также взносы, относящиеся к заработной плате работников организации. Сумма уплачиваемых налогов такого типа никак не зависит от величины доходов, но часто зависит от суммы отдельных видов затрат.
    • Включаемые в выручку – такие налоги, как налог на прибыль коммерческих организаций и налог на «упрощёнке» в варианте «доходы — расходы». Здесь есть зависимость как от полученных доходов, так и от фактических расходов организации.
    • Налог от величины дохода – налог, который определяется только доходом налогоплательщика и на который никак не влияет величина расходов. В качестве примера – налог на доходы индивидуального предпринимателя на «упрощёнке» при объекте налогообложения «доходы».
    • Объект налогообложения – что обременяется налогом

      В этой категории выделяют достаточно много групп:

      • Имущественные – собираемые с владельцев определённых видов имущества (в т. ч. как юридических, так и физических лиц). Такими налогами облагается недвижимость и транспорт.
      • Рентные – налоги, собираемые с организаций и физических лиц (которые являются индивидуальными предпринимателями) в процессе использования ими принадлежащих государству природных ресурсов.
      • Налогами с доходов соответственно облагаются доходы «физиков» и юридических лиц. Подобный налог может рассчитываться как из фактического дохода налогооблагаемого лица, так и заранее определённый (вменённый), не зависящий от реально получаемых доходов. К первой категории можно отнести налог на прибыль юр. лиц, НДФЛ; ко второй – патенты и единый налог на вменённый доход.
      • Налоги на потребление – налогом облагается собственно то, что потребляется, налог оплачивается самим потребителем (хотя он может не быть плательщиком налога) в момент приобретения. Это косвенные налоги, рассмотренные ранее – разнообразные акцизы.
      • Налоги с отдельных видов деятельности. Например, налог на игорный бизнес –пример достаточно редкого налога с отдельных видов деятельности.
      • Как считать — методы исчисления налога

        Разные налоги – разные способы подсчитать.

        Налоги могут быть прогрессивные (если ставка налога растёт в процентах, когда растёт в рублях объект налогообложения) и регрессивные (ставка налога падает). Регрессивный налог является стимулирующим. На сегодня пока нет в налоговой системе РФ примеров налогов первого типа, хотя регулярно обсуждается возможность введения прогрессивного метода и сложной шкалы для НДФЛ.

        Практически все налоги в РФ являются пропорциональными (это означает, что ставка остаётся неизменной при изменении величины налогооблагаемого объекта), например:

      • для большинства товаров и услуг ставка НДС – 18% от суммы проданных товаров или оказанных услуг;
      • от прибыли организации государство возьмёт 20%;
      • практически любой доход физических лиц обложен по ставке 13%.
      • Также по методу исчисления выделяют твёрдые и ступенчатые налоги:

      • Величина твёрдых налогов вообще не зависит от стоимости налогооблагаемого объекта или фактического дохода. Например, ставка такого налога, как транспортный, определяется мощностью (в лошадиных силах или киловаттах) транспортного средства и никак не зависит от его стоимости. К твёрдым налогам относятся также водный налог и многие виды акцизов.
      • Ступенчатые налоги: ставка изменяется в зависимости от величины дохода. Примером ступенчатого налога может быть взнос в ФСС (Фонд социального страхования), уплачиваемый организацией и рассчитываемый от дохода работника организации (хотя это не совсем налог). Ставка взноса равна 2,9%, если общая сумма дохода работника не превысит определённой базы (на сегодняшний день – 718 тысяч рублей), при превышении базы налог не взимается. Таким образом, взнос в ФСС является регрессивным (при повышении дохода свыше указанной базы общий процент взимаемого взноса уменьшается). Введением максимальной базы налога государство стимулирует «обеление» зарплат – выплачивать большую заработную плату для организации становится выгоднее.
      • Способ обложения – кто считает взимаемую сумму

        По способу обложения предметы данной статьи делятся на кадастровые (они же безналичные) и декларационные (налично-денежные). Кадастровые налоги рассчитываются самими налоговиками исходя из доступной информации о стоимости облагаемого объекта. Например, для физических лиц все налоги, связанные с имуществом, являются кадастровыми. В том числе:

      • Транспортный налог (информацию о наличии у физических лиц в собственности автотранспорта налоговые инспекторы получают из ГИБДД).
      • Налог на имущество, а также земельный налог (кадастровую стоимость недвижимости налоговая служба получает из базы данных Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и географии — Росреестра).
      • По порядку зачисления в бюджет

        Законодательством может быть предписан порядок уплаты одного и того же налога в бюджеты разных уровней (федеральный, местный, региональный – бывает, что налоги платятся во все три). Если такой порядок сохраняется надолго, то налог является закреплённым. Если порядок регулярно пересматривается, то это регулирующий налог. Пример последнего – налог на фактическую прибыль компаний, порядок разнесения которого менялся неоднократно. На сегодняшний день основная ставка составляет 20%, из которых 18% перечисляется в местные бюджеты и всего 2% — в федеральный. Пример закреплённого налога – транспортный, который перечисляемый всегда в местные бюджеты.

        По порядку ведения

        По порядку ведения налоги делятся на общеобязательные (собираемые по всей стране – акцизы, НПО и т.д.) и факультативные (вводимые отдельными регионами, в качестве примера — ЕНВД). Кроме того, каждый регион вправе факультативно вводить льготы по некоторым налогам (например, по налогам для «упрощенцев»). Нельзя не упомянуть «Сколково» — на территории этого технопарка действует множество льгот для резидентов.

        Штрафы и пенни за нарушение налогового законодательства

        Важным условием жизнеспособности государственной экономики является обязательная и своевременная оплата всеми налогоплательщиками начисленных налогов. При просрочке оплаты и тем более при уклонении от оплаты налоговая служба может предъявлять недобросовестным налогоплательщикам штрафы и пени. Например, пеня за просрочку уплаты НДС организацией составляет 1/300 от ставки ЦБ за каждый календарный день просрочки (это порядка 12% годовых). Если налогоплательщик уклоняется от уплаты налога, налоговая инспекция может выставить штраф от 20 до 40% от суммы не уплаченного вовремя налога.

        znaybiz.ru

        Виды налогов и сборов в РФ

        В РФ существуют федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

        Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены налоговым кодексом (НК) и обязательны к уплате на всей территории РФ.

        Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

        Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

        Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК.

        Налоговым Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в данной статье.

        Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

        Федеральные налоги и сборы:

        1) налог на добавленную стоимость;

        3) налог на доходы физических лиц;

        4) налог на прибыль организаций;

        5) налог на добычу полезных ископаемых;

        7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

        8) государственная пошлина.

        Региональные налоги:

        1) налог на имущество организаций;

        2) налог на игорный бизнес;

        3) транспортный налог.

        Местные налоги и сборы:

        1) земельный налог;

        2) налог на имущество физических лиц;

        3) торговый сбор (с июля 2015г.)

        Страховые взносы (с 2017 г.)

        Подпишись на рассылку «Ваш налоговый консультант» и получи подарок и доступ к закрытым разделам сайта.

        fedorovasv.ru

        Виды налогов и сборов в Российской Федерации

        Для того, чтобы создать бизнес-план или провести планирование своих налоговых платежей, необходимо для начала знать полный список налогов, которые предстоит уплачивать компании. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:

        • федеральные налоги и сборы,
        • налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее — региональные налоги и сборы),
        • местные налоги и сборы.
        • Региональные и местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым Кодексом, устанавливаться не могут (ст.12 Налогового кодекса РФ). Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов Российской Федерации.

          Таким образом, Налоговый кодекс определяет закрытый перечень региональных и местных налогов и сборов.

          Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Налоговым кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом (ст.3, 12 Налогового кодекса).

          Федеральные налоги и сборы

          (устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации)

          Региональные налоги

          (устанавливаются Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации)

          Местные налоги

          (устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований)

          налог на добавленную стоимость

          налог на доходы физических лиц

          единый социальный налог

          налог на прибыль организаций

          налог на добычу полезных ископаемых

          налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения

          сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

          налог на имущество организаций

          налог на игорный бизнес

          налог на имущество физических лиц

          Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени
          (ст.5 Налогового кодекса РФ)

          Порядок установления, изменения и отмена налогов и сборов

          Федеральные налоги и сборы

          • Устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом
          • Налоги и сборы субъектов РФ

            • Устанавливаются, изменяются или отменяются законами субъектов РФ о налогах и (или) сборах в соответствии с Налоговым Кодексом.
            • Устанавливая региональный налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют следующие элементы налогообложения:
              • налоговые льготы
              • порядок уплаты налога
              • сроки уплаты налога
              • Местные налоги и сборы

                • Устанавливаются, изменяются правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах в соответствии с Налоговым Кодексом
                • Устанавливая местный налог, представительные органы местного самоуправления определяют следующие элементы налогообложения:
                  • налоговую ставку *1)
                  • форму отчетности по данному налогу
                  • Иные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом (ст. 12 Налогового кодекса РФ)

                  *1) Налоговая ставка устанавливается в пределах, установленных Налоговым кодексом.

                  www.nadprof.ru

                  Сколько налогов на самом деле платят в России, и сколько — в других странах

                  В правительстве обсуждают возможность повышения с 2018 года налогов или введения прогрессивной системы налогообложения, рассказали высокопоставленные источники The Wall Street Journal (официально, правда, это опровергают). Источники газеты утверждают, что нынешнюю единую ставку планируют поднять с 13% до 20% с целью повысить поступления в бюджет. Между тем, аудиторская компания PwC создала интерактивную инфографику, на которой видно, сколько в среднем налогов платят в 189 странах.

                  По данным PwC, российские компании отдают государству в качестве налогов 47% прибыли за каждого сотрудника — это один из самых высоких показателей в Европе. 35,6% — это общие трудовые налоги и взносы, которые платит работодатель. Еще 8,9% относятся к налогу на прибыль компаний, а 2,5% к прочим платежам.

                  Эксперты, в частности, оценили, сколько часов тратят компании на выплату налогов, и количество операций. В рейтинге простоты налогообложения Россия заняла 47 место. На выплату налогов в России, по данным PwC, у компаний уходит 168 часов в год, при этом необходимо совершить семь различных платежей.

                  При этом многие исследования показывают, что большинство россиян не подозревают, сколько на самом деле они платят налогов. Эксперты не раз отмечали невысокий уровень общей финансовой грамотности россиян. По данным Standard & Poor’s, лишь 38% россиян финансово грамотны — это даже меньше, чем в Монголии и Зимбабве.

                  Об этом же писали и эксперты Национального исследовательского университета ВШЭ. «Уровень финансовой грамотности россиян невысок. Причем ответы на тестовые вопросы показали, что за время кризиса этот уровень практически не изменился», — констатирует Ольга Кузина, профессор кафедры экономической социологии института, в своем докладе «Финансовая грамотность россиян (динамика и перспективы)».

                  Александр Аузан, декан экономического факультета МГУ, также неоднократно заявлял, что Россия — страна с максимальной долей косвенных налогов. «Гражданин фактически платит 48% реального дохода государству, но думает, что не платит ничего или платит 13%. В результате чего, он уверен, что государство живет за счет нефти и газа и что он к этому государству не имеет никакого отношения», — считает Аузан.

                  Рассуждая о том, что в России самая высокая доля косвенных налогов, Аузан говорил, что люди, поняв, сколько они платят государству, постепенно начинают требовать отчета о том, на что эти деньги ушли. А одно из оснований высокой дистанции власти состоит в том, что мы имеем систему с колоссальным преобладанием косвенных налогов.

                  tvrain.ru