Как красят суда

Производство и реализация

Полезные советы

Спецпредложения

Помощь специалиста

Новое в блоге

Назначение органосиликатных композиций

Судовые краски, краска для судов

В судоремонте и судостроении применяют широкий спектр лакокрасочных материалов, способный защитить от коррозии корпуса судов. Защита нужна судам как снаружи, так и внутри (трюмы), в защите нуждаются палубы, жилые помещения и другие элементы корабля. И здесь на помощь приходят судовые краски (судовые лкм).

Важно учитывать при выборе краски для судов тот факт, что к воздействию на пленки судовых красок (лкм) различных атмосферных факторов, добавляется постоянное воздействие на корпус судов воды разной степени солености и повышенной влажности внутри помещений. Поэтому к выбору краски важно подходить очень ответственно и тщательно готовить поверхность к окрашиванию.

После того, как подготовка поверхности корпуса судов снаружи ниже ватерлинии завершена, ПВЛ и в трюмах производят окрашивание поливинилбутиральными, сополимерно-виниловыми, эпоксидными грунтовками. После грунтования наносят винилово-эпоксидные или полиуретановые эмали. Применение алкидных грунтовок не допускается.

С целью увеличить срок службы защитных покрытий днищ судов и ПВЛ, а также для предотвращения обрастания днищ водорослями и микроорганизмами разрешено применение противообрастающих поливинилхлоридных эмалей, содержащих в качестве биоцидов оксиды меди. Корпуса судов выше ватерлинии допускается окрашивать эмалью ПФ-167 по алкидным грунтовкам, но целесообразно использовать полиуретановые, уралкидные и винилово-эпоксидные эмали и грунтовки, обеспечивающие длительную и надежную антикоррозионную защиту. Жилые помещения судов можно окрашивать пентафталевой эмалью ГФ-218 холодной сушки.

Компания «СпецЭмаль» предлагает широкий спектр судовых красок и грунтовок, это могут быть различные лакокрасочные материалы для судостроения и судоремонта. В нашем ассортименте различные судовые грунты: грунтовка ВЛ-02 и ВЛ-023 (для защиты металла при межоперационном хранении, а также вместо оксидирования и фосфатирования ), грунтовка ЭП-0259, грунтовка ЭП-057 и другие грунты.

Завод «СпецЭмаль» предлагает широкий спектр судовых эмалей и красок, выбор очень широк. Это могут быть такие лкм, как эмаль ЭП-46У (для антикоррозионной защиты в судостроении, используют для окраски подводной части судов в условиях пресной и морской воды), краска КО-42Т, эмаль ХС-416, эмаль ХС-720 (противокоррозионная защита подводной и надводной части судов) и другие краски для судов и судовые эмали.

Мы также предлагаем заказчикам подобранные специалистами нашей компании готовые комплексы. Обратитесь к нашим специалистам по каналам связи!

Компания Спецэмаль продает лакокрасочные материалы различного назначения: термостойкие, масло-бензостойкие, для дорожной разметки, огнезащита и многие другие. Обратите внимание, что мы также предлагаем огнезащитные материалы для бетона, дерева, текстиля, пластика, металла. Спектр ЛКМ на любой основе: АК, АС, ХП, ЭП, ГФ, КО, ФЛ, ХС, ВЛ гарантирует удовлетворение Ваших потребностей! Действуют специальные цены: эмаль хп-799, грунт хв-050, эмаль пф-1189, эмаль хв-1100, лак пф-170.

www.spec-emal.ru

Покраска кораблей

Ни для кого не новость то, что существует множество разновидностей лакокрасочных материалов. Автомобилям требуется одно, самолетам — другое, фабрикам — третье, жилым помещениям — четвертое. Естественно, и корабли не стали исключением. Такой титан, как лакокрасочная промышленность, уже очень давно участвует в ремонте и строительстве самых разных кораблей, от огромных лайнеров до крохотных частных лодок.

Основной принцип создания красок для кораблей за эти годы не изменился, краска по-прежнему состоит из какого-либо пигмента, растворителя и соединяющих элементов, но вот отдельные детали постоянно совершенствуются. Судостроение — очень важная область, поэтому в ней активно применяются новейшие краски, обладающие различными полезными свойствами. Они недешевы, как, впрочем, и любые корабельные краски.

Цель покраски кораблей

Задача лакокрасочных материалов при покраске корабля — не только украшение, они должны по мере возможности облегчать работу судна, и им это удается. Конечно, совершенству нет предела, но современные краски для кораблей способны на многое.

Корабли целыми месяцами и годами находятся в крайне враждебной среде, от которой защищают в том числе и лакокрасочные материалы. Постоянный контакт с водой, иногда — плавающие льды, ракушки, стремящиеся облепить корпус. К слову, именно эти морские животные представляют собой очень серьезную проблему.

Одна-единственная ракушка, конечно, мелочь, особенно если вспомнить о размерах многих современных кораблей, но дело никогда не ограничивается одной, двумя, десятком или даже сотней. Ракушки стремятся облепить всю подводную часть судна. Чем это опасно, помимо ухудшения внешнего вида? Увы, колонии ракушек снижают мореходные качества корабля. Замедляется скорость, растет расход топлива, владельцы судна теряют доходы. Как может помочь краска? Ее задача — не дать им возможности закрепиться.

До появления современных красок люди много лет пытались бороться с этой напастью, изобретая самые разные методы. Здесь и покрытые смолой корпуса, и множество слоев обшивки, и даже использование для защиты дегтя, пороха или мышьяка. Официально в одной Великобритании было зарегистрировано приблизительно триста различных патентов, и это за двести лет, то есть более одного нового средства в год. А сколько идей так и не было закреплено юридически? А сколько их появилось в других государствах?

Теперь все это позади. В действие вступило множество лакокрасочных покрытий, содержащих убивающие ракушки вещества. Это дорогостоящий, но эффективный метод. В прочем, нужно сказать, что и те средства, которые предшествовали ему, обходились недешево. Возможно, в будущем появится дешевая краска, способная предотвращать обрастания и подходящая по прочим параметрам, но пока этот день не наступил.

Краска для кораблей

Естественно, способность предотвращать обрастание ракушками — не единственное требование, которое предъявляется к лакокрасочным материалам, использующимся в судостроении. Также необходимо обеспечить решение проблемы коррозии, причем эффект должен быть долгим. Не менее важна и способность адекватно взаимодействовать с остальными механизмами защиты от коррозии.

Что касается процесса нанесения, то краска должна сделать его предельно быстрым и удобным. Она должна высыхать как можно быстрее, не требовать для нанесения идеальных погодных условий, подходить для покраски судна с помощью различных механизмов, не конфликтовать с другими красками, использующимися в судостроении, и хорошо ложиться, даже если поверхность далека от идеала. Корабли, как правило, велики, и мало кто может позволить себе красить их вручную, подолгу и исключительно при хорошей погоде или в защищенном помещении.

Существует еще множество условий, которым должны соответствовать лакокрасочные материалы, использующиеся в судостроении. Здесь и физические, и химические, и технологические характеристики. Слишком дорого может обойтись применение неподходящей краски. Имеет значение и то, для чего предназначен корабль. Конечно, ледокол и круизный лайнер, который ходит в теплой воде, не стоит красить одной и той же краской — слишком разные условия работы. Но, о каком бы судне речь ни шла, все материалы должны иметь высокое качество, подтвержденное соответствующими документами. Контролировать это обязана компания, которая проводит работы, связанные с покраской судна.

Некоторые материалы прибывают в уже готовом виде, к примеру, однокомпонентные всех разновидностей. К сожалению, иногда они оказываются загустевшими, но это можно исправить, грамотно применяя разбавитель в количестве, соответствующем разновидности краски. В целом эта цифра составляет 5-20%.

Материалы же, состоящие из нескольких, обычно двух или трех, компонентов, необходимо соединить воедино перед началом покраски. Вся необходимая информация, такая как верное соотношение одних компонентов к другим, то, сколько можно хранить готовую смесь и подходящий уровень вязкости, обязана оговариваться в технической документации.

Еще одно характерное свойство судостроительных лакокрасочных материалов — они не должны мешать сварочным работам с неудаленной грунтовкой.

Это необходимо, так как грунтовка применяется для защиты простаивающих кораблей. Если из-за краски сварочный шов окажется слабее, чем нужно, это может привести к катастрофе.

Процесс покраски кораблей

В зависимости от того, какое оборудование есть на предприятии, работающем с покраской корабля, будет разниться и способ покраски. Это следует учитывать, выбирая компанию. Для разных способов покраски рекомендовано использовать разные методы очистки корпуса. Таким образом, если на предприятии ограниченный набор очистного оборудования, некоторые типы покраски окажутся для него недоступны.

При покраске судна должно соблюдаться множество параметров.

Рассмотрим некоторые из них:

  1. Окрашивание корабля должно проводиться по строго определенной технологической схеме, возможные вариации замены заранее заданы. В случае крайней необходимости в замене одной краски на другую, этот вопрос требуется отдельно обговорить с разработчиком. Какой бы этап покраски не осуществлялся, он должен тщательно контролироваться, для чего существуют специальные службы. Их дело — следить и за тем, насколько хорошо подготовлена поверхность, и за тем, правильно ли наносится краска. То, что на плохо очищенную поверхность и краска ляжет хуже, очевидно, именно поэтому подготовке к окрашиванию уделяется не меньшее внимания, чем самому процессу. Некачественная подготовка приводит к недостаточно высоким защитным свойствам краски и уменьшению ее износостойкости.
  2. Если участок сильно поврежден, допустим, из-за коррозии, необходимо полностью избавить его от всех без исключения слоев испорченного покрытия. Иногда подобную процедуру нужно провести со всем или почти всем корпусом. Иногда с незначительной частью, иногда она не требуется.
  3. Если ситуация не слишком плоха, участок не пострадал от коррозии и вообще не имеет существенных повреждений, достаточно ограничиться частичной обработкой в тех местах, где покрытие пришло в негодность. Порог допустимых повреждений — 20%, если он выше, частичную обработку заменяют полной. 4. Чтобы понять, как хорошо сохранилось покрытие, его следует проверить на прочность сильной струей воды или специальной металлической щеткой.
  4. Крайне не рекомендуется отклоняться от инструкции во время нанесения материала. Это приведет к различным дефектам и общему ухудшению качества покрытия.
  5. Несмотря на то, что лакокрасочные материалы, применяемые в судостроении, во время покраски достаточно устойчивы к погодным условиям, эта устойчивость не безгранична. Строго запрещено проводить покраску на свежем воздухе во время туманной, дождливой или ветреной погоды. Если поверхность корабля оказалась подо льдом или хотя бы инеем, покраску тоже нельзя проводить. Возможность проводить ее в защищенном от погодных факторов месте не всегда доступна, хотя это и решает данную проблему.

Таким образом, лакокрасочная промышленность, проникшая во все сферы жизни современного человека, помимо прочего облегчает жизнь множества моряков, как обычных, так и военных, владельцев и сотрудников, связанных с судоходством компаний, любителей прогулок на кораблях и людей, работающих в судостроении.

материалы по теме

Идентификацию корабля можно будет осуществить по ЛКМ

В прошлом году был сформирован заказ на 150 новых судов. Такое же количество по данным руководителя Минпромторга Дениса Мантурова, будет заказано на протяжении нынешнего года. Потому актуальным является вопрос защиты новых кораблей.

Краска сохранила для истории корабли Второй Мировой Войны

Исследователи и любители военно-морской истории должны сказать спасибо краске за то, что с ее помощью удалось сохранить свидетельства боя, который произошел в период Второй Мировой Войны между немецким налетчиком на торговые суда и австралийским боевым кораблем.

Военные корабли получили премию за эко-краску

Производитель военных кораблей Королевского флота получил главную экологическую премию за отказ от использования вредной краски.

BAE Systems в Глазго заменила традиционную, основанную на растворителе, краску на более экологически чистое порошкового покрытие для его эскадренных миноносцев Типа 45.

lkmprom.ru

Как красят суда

Водный транспорт, теория и практика, все о морских и речных судах

Устройство и техническая эксплуатация судна

18.05.2015 20:33
дата обновления страницы

Несмотря на большое число различных способов защиты от коррозии, основным до настоящего времени остается окраска судов. Для обеспечения надежной защиты окраску необходимо производить по рекомендованным схемам, не допуская их упрощения, изменения или замены материалов.

Наиболее стойкое защитное покрытие должна иметь подводная часть наружной обшивки, так как профилактический ремонт и подновление покрытия на этих участках в процессе эксплуатации судна практически невозможны. Окраску подводных поверхностей судов производят этинолевой краской или эпоксидной эмалью, а для окраски судов из легких сплавов применяется эмаль на сополимерно-винил-хлоридной основе. Эмалью красят по слою фосфатирующего грунта, а этинолевую краску наносят на корпус без грунта. Надежная защита подводной части от коррозии обеспечивается при окраске в четыре слоя, а на носовую оконечность и на сварные швы наносят два дополнительных слоя.

Для защиты от обрастания подводную часть наружной обшивки окрашивают необрастающими красками, которые наносят на антикоррозионное лакокрасочное покрытие. Эти краски \содержат мышьяково-ртутные соединения, образующие отравляющую зону для микроорганизмов. Необрастающее покрытие наносят в два слоя. Исключение составляют только суда, плавающие в северных морях — их окрашивают необрастающими красками в один слой. Суда, плавающие на рейдах северных морей и в пресных водах, необрастающего покрытия не имеют.

Подводную часть малотоннажных судов можно также окрашивать термопластической краской, которую наносят на обшивку судна по слою каменноугольного лака в разогретом виде (100-120 °С). Эта краска обеспечивает защиту как от коррозии, так и от обрастания.

Для защиты от коррозии пояса переменной ватерлинии применяются эпоксидная эмаль и краски, полученные на основе сополимеров. Надводные наружные поверхности окрашивают глифталевыми и пента-фталевыми эмалями, которые наносят на грунт.

Наружные палубы покрывают эпоксиэфирной эмалью, а участки палуб, где выполняются швартовные работы,-нескользящей пентафтале-вой эмалью. Для палуб нефтеналивных судов рекомендуется применять теплоотражающую эмаль. Все эти эмали наносят на слой грунта. Стальные палубы под деревянным настилом окрашивают в два слоя смешанным грунтом.

Внутренние помещения можно окрашивать масляными и эмалевыми красками, не содержащими соединений свинца, ртути или других веществ, вредных для здоровья. Но лучше для этих целей использовать трудносгораемые краски на пентафталевом лаке. В качестве отделочных покрытий во внутренних помещениях можно применять также водоэмульсионную краску, достоинством которой являются негорючесть, безвредность и отсутствие запаха.

Грузовые трюмы можно окрашивать пентафталевой эмалью, а помещения для перевозки химически активных грузов окрашивают полиуретановой эмалью или наносят три слоя эпоксидной шпаклевки. Для грузовых танков нефтеналивных судов и топливно-балластных танков используют специальную эмаль.

Балластные цистерны и другие помещения с повышенной влажностью рекомендуется окрашивать этиленовыми красками. Цистерны для питьевой и мытьевой воды окрашивают краской на основе калиевого стекла и кремнийорганической краской.

Наряду с отечественными красками на морском флоте широко применяются импортные лакокрасочные материалы. При использовании импортных материалов для покраски необходимо подбирать такие покрытия, основа у которых близка к ранее нанесенным. На поверхности, окрашенные отечественными виниловыми эмалями, можно наносить импортные краски на виниловой основе, а на пентафталевые и глифталевые эмали следует наносить краски на алкидной основе. Подводную часть, окрашенную этино-левой краской, можно подкрашивать красками на виниловой и винилкаучуковой основах.

Краски наносят на поверхность распылением или втирают малярными кистями (рис. 153). На большие площади краску наиболее удобно наносить маховой кистью, имеющей длинную (до 2 м) ручку. В других случаях пользуются ручниками, размер которых выбирают в зависимости от площади окрашиваемой поверхности. Мелкие детали окрашивают филеночными кистями, которые также используют для выполнения различных декоративных работ. Отделку окрашенной поверхности и сглаживание неровностей производят флейцевой кистью.

В последнее время широкое распространение получили валиковые кисти, представляющие собой валик, на который натянута короткостриженая шкурка или ворсистая ткань.

Для обеспечения высокого качества окраски кисти необходимо содержать в исправном состоянии. При перерывах в работе их следует положить в бачок с растворителем, чтобы они не засыхали. При этом щетина не должна мяться и перегибаться, После окончания работ кисти следует промыть уайт-спиритом или скипидаром, а затем теплой водой с мылом. Новые кисти, имеющие длинную щетину, следует перевязывать крученым> шпагатом на-2/3 длины щетины. Перед употреблением новые кисти надо вымачивать в течение 30-40 мин в теплой воде.

Краску следует наносить широкими полосами, а затем тщательно растирать кистью в поперечном и продольном направлениях до получения тонкого равномерного слоя без пропусков и потеков. Для того чтобы получить гладкую поверхность, верхний слой флейцуют. При работе флейц необходимо держать перпендикулярно окрашиваемой поверхности, а обычные кисти — под углом 45-55°. Чтобы кисть изнашивалась равномерно, в процессе работы ее надо периодически поворачивать.

Рис 153 Малярные кисти а — маховик, б — ручник, е — филеночные, г — флейц, д — валиковая

Окраска способом втирания обеспечивает высокое качество защитного слоя. Поэтому наиболее ответственный грунтовочный слой, наносимый на защищаемую поверхность, в судовых условиях нужно выполнять только вручную при помощи кисти. Каждый последующий слой следует наносить после полного высыхания предыдущего. Качество защитного покрытия с увеличением продолжительности сушки каждого слоя улучшается. При окраске этинолевыми и необрастаю-щими красками, а также каменноугольным лаком сушку надо проводить ограниченное время, так как пленки этих красок и лака под воздействием солнца и воздуха разрушаются. Поэтому этинолевые краски следует наносить, когда предыдущий слой еще дает небольшой отлип.

Качество окрасочных работ в значительной степени зависит от вязкости краски. При пониженной вязкости краски на окрашенной поверхности образуются потеки и наплывы, если же краска слишком густая, то остаются неукрытые места и штрихи от кисти, а также образуется рябь.

Значительное влияние на качество защитного покрытия оказывают влажность воздуха и наличие влаги или жира на окрашиваемой поверхности. При окраске влажных поверхностей образуются воздушные пузыри и поры. Такие же дефекты и в том случае, когда вода содержится в краске.

Все окрасочные работы необходимо производить) при температуре воздуха не ниже -50С. При отрицательной температуре (до -10°С) окраску можно производить только в случае особой необходимости.

Механизация окрасочных работ достигается применением краскораспылителей.

Наибольшее распространение получили аппараты с воздушным распылением краски. В распылителях этого типа в рабочее сопло подается сжатый воздух, который, выходя из сопла, увлекает краску и распыляет ее. В некоторых случаях краска подводится самотеком из небольшого бачка (стакана), установленного непосредственно на распылителе. Но чаще для подачи краски используется сжатый воздух, который подводится к краско-нагнетательному баку.

Воздух, используемый в краскораспылителях, не должен содержать частиц масла и воды. Для очистки сжатый воздух перед поступлением в распылитель пропускается через масло водоотделитель, имеющий необходимые фильтры.

В последнее время все более широкое применение находит способ безвоздушного распыления, который значительно повышает производительность окрасочных работ, обеспечивает высокое качество покрытия и улучшает условия труда. Аппарат для безвоздушного распыления имеет распылительный пистолет, в который краска подается поршневым или плунжерным насосом под давлением 15-30 МПа Распыление лакокрасочного материала происходит вследствие расширения выходящей из сопла струи.

Для уменьшения расхода краски можно применять окраску в электрическом поле. В этом случае используются электростатические распылители.
Качественная окраска краскораспылителем обеспечивается при выполнении следующих требований: расстояние от распылителя до окрашиваемой поверхности должно быть 250-350 мм;

перемещать распылитель следует сверху вниз и снизу вверх на весь размах руки, если этому не препятствуют размеры окрашиваемой поверхности;

каждая новая полоса должна перекрывать предыдущую на 10- 15 мм;

во всех случаях направление струи должно быть перпендикулярно окрашиваемой поверхности;

при перерывах в работе распылитель необходимо помещать в бачок с растворителем, а при длительных- промыть растворителем, который наливают в стаканчик или нагнетательный бак и продувают сжатым воздухом.

Краскораспылители можно использовать для окраски как наружных поверхностей, так и внутри помещений, оборудованных соответствующей вентиляцией. Ядовитые краски наносить способом распыления категорически запрещается. Нельзя также применять краскораспылители с воздушным распылением для нанесения грунтовочного слоя.

Наряду с подводной очисткой в настоящее время начинает применяться подводная окраска судов. Главная особенность окраски под водой заключается в том, что краска наносится на смоченную поверхность. Поэтому краска должна обладать значительно большей вязкостью, чтобы она надежно прилипала к поверхности. Производить подводную окраску можно способом втирания и распылением. В первом случае для нанесения краски используют валиковые или дисковые щетки с непрерывной подачей краски. Распыление под водой производят безвоздушным способом, подавая краску в специальный краскораспылительный пистолет под большим давлением.

Качественно выполненное лакокрасочное покрытие может быстро прийти в негодность, если за ним не налажен должный уход Поэтому на судне необходимо вести систематическое наблюдение за сохранностью окраски При осмотрах следует обращать особое внимание на состояние окрашенных поверхностей в помещениях с повышенной влажностью и в скрытых для прямого наблюдения местах Обнаруженные дефекты необходимо устранить и при первой возможности восстановить окрасочное покрытие.

В период эксплуатации судна необходимо периодически возобновлять окраску. Во внутренних помещениях окраска производится 1 раз в 2-3 года. Возобновлять наружную окраску необходимо ежегодно, а пояс переменной ватерлинии — 2 раза в год. Подводную часть окрашивают необрастающими красками при каждом доковании.

Чистка ультразвуком

Чистка ультразвуком

Чистка инжектора, форсунок

wc.matrixplus.ru

Окраска судов

Из материалов, используемых в малом судостроении, в покраске не нуждается разве-что стеклопластик (да и то — только очень качественный). Соответственно, вопросы «как красить» и «чем красить» становятся практически перед каждым судовладельцем.Технология судовых малярных работ — тема слишком обширная, чтобы представить ее здесь в виде цельного, исперпывающего все тонкости текста. Посему, ниже вы найдете пока только сухую (но от этого не менее полезную) справочную информацию, которая, надеемся, поможет вам с минимальными издержками решить проблему окраски своего судна. Удачи!

Признаки коррозии различных материалов

Сталь — темные точки и пятна, налет бурого и оранжевого цвета.

Алюминиевые сплавы — пятна или порошкообразный налет белого цвета, раковины, заполненные продуктами белого и серого цвета.

Медь и ее сплавы — пятна или налет зеленого, реже черного, цвета.

Свинцовистая бронза — пятна или точки черного, белого или светло-зеленого цвета.

Кадмированные поверхности — пятна и точки белого, серого и черного цвета.

Оцинкованные поверхности — налет белого цвета.

Способы удаления ржавчины и загрязнений

Дробеструйная и пескоструйная очистка — лидер по качеству и производительности. Наиболее доступным материалом является обычный речной песок, рекомендуемым — специальные абразивные составы. Для очистки алюминия и ряда его сплавов применяют стеклянную дробь. Последнюю также используют при очистке изделий, которые не должны изменять своих размеров: валов, клапанов, цилиндров и т.п. Алюминиевые и алюминиево-магниевые листы очищают алюминиевой дробью, крошкой фруктовых косточек, как исключение — стальным песком. Медь и латунь очищают абразивом из медных шлаков, дроблеными косточками. Титан — кварцевым песком, дробью из базальта.

Гидроабразивная очистка — ведется с помощью суспензии абразива в воде. Плюсы — повышенная производительность, отсуствие пыли. Минусы — любителю вряд ли удастся воспользоваться подобного рода оборудованием.

Газопламенная очистка — применяется для очистки металла толщиной более 6 мм. В любительской практике для очистки металла от старой краски (не ржавчины!) удобны т.н. тепловые пистолеты или технические фены. При мощности до 2,5 кВт они выдают струю горячего (до 600 градусов) воздуха, под действием которого любая, даже самая старая, краска размягчается и легко удаляется скребками или шаберами. Регулятор температуры воздуха (имеется в большинстве моделей) позволяет обрабатывать без повреждений основного материала (прожегов, коробления) как металлические, так и деревянные поверхности. Исключение — стеклопластик. Его нагревать не стоит.

Химическая очистка — травление кислотами и щелочами. Различают полную очистку (до чистого металла) и обработку модификаторами ржавчины, которая применяется в основном на стальных поверхностях в труднодоступных для других видов обработки местах. Разница в том, что модификатор не удаляет ржавчину полностью, но останавивает процесс ржавления и подготавливает поверхность под окраску. Вначале с металла удаляют слой рыхлой ржавчины, затем ее покрывают модификатором, выдерживают, высушивают и окрашивают. Возможен и обратный вариант — нанесение модификатора, выдерживание, удаление рыхлой и пластовой ржавчины, высушивание и покраска. Модификаторы, как правило, обладают способностью цементировать рыхлую ржавчину после высыхания, поэтому важно удалить ее во влажном состоянии. В качестве простейшего модификатора чаще всего используются водные растворы ортофосфорной кислоты, которые не только удаляют ржавчину, но и образуют на поверхности стали защитную фосфатную пленку. «Фирменные» модификаторы готовят из нескольких компонентов. Состав некоторых растворов приведен ниже.

Приготовление модификаторов ржавчины (пропорция дана в массовых частях)

С приобретением всех указанных компонентов проблем в настоящее время не возникает. Если не удалось приобрести эти компоненты произведенные в промышленных целях, то следует обращаться в фирмы, торгующие химическими реактивами. Естественно, с целью снижения затрат, следует использовать вещества самой низкой степени чистоты (технической).

Механическая — самая доступная. Подразумевает потение над очищаемой поверхностью с шабером, зубилом, металлической щеткой в руках. Плюсы — минимум специального оборудования и средств. Минусы — огромные затраты труда при низкой производительности и низком качестве работы (последнее — по определению, сколь бы тщательно и ответственно не выполнялась работа).

Классификация и обозначение лакокрасочных материалов (ЛКМ)

Грунтовки — ЛКМ, предназначенные для получения на поверхности первого слоя покрытия в целях обеспечения адгезии последующих слоев. Бывают грунтовки со специальными свойствами. Например, фосфатирующие грунтовки (содержащие в своем составе ортофосфорную кислоту, которая создает на поверхности металла защитную фосфатную пленку) или протекторные грунтовки (содержащие цинковый, магниевый, алюминиевый порошок, который при повреждении слоя ЛКМ до металла корпуса начинает работать как протектор).

Расход цинка для получения протекторных грунтовок

Содержание
растворителя в
грунтовке, %

Шпатлевки — густые пасты для исправления механических дефектов поверхности.

Краски — составы из олифы и пигментов, а также на основе водно-дисперсионных, клеевых, порошковых пленкообразующих.

Эмали — в отличие от красок содержат растворители и меньшее количество пигментов и наполнителей, обеспечивают лучшие декоративные свойства покрытий.

В соответствии с ГОСТом каждый ЛКМ получает определенное название в виде шифра, представляющего собой последовательность групп знаков, например, «Эмаль ПФ-115 синяя». Первая группа знаков шифра обозначает вида ЛКМ («краска», «грунтовка», «эмаль», «шпатлевка», «лак»). В данном случае это слово «эмаль». Вторая группа знаков в шифре (две или три прописные буквы) обозначает тип пленкообразующей основы (в данном случае — это ПФ, т.е. пентафталевая). ГОСТ 9825-73 предусматривает около 4 десятков индексов для различных пленкообразователей. Приведем некоторые из них.

Индексы пленкообразующих основ

АБ — ацетобутиратцеллюлы;
АД — полиамидные смолы;
АК — акриловые и метакриловые (полиакриловые) смолы;
АЛК — алкидно-акриловые смолы;
АМЛ — алкидно-меламиновые смолы;
АМЧ — алкидно-мочевинные смолы;
АС — акриловые и алкидно-акриловые сополимеры;
АСТ — алкидно-стирольные;
АУ — алкидно-уретановые (уралкиды);
АЦ — ацетилцеллюлозные;
АФЛ — алкидно-фенольные смолы;
АЭП — алкидно-эпоксидные смолы;
БТ — битумы, асфальты, пеки;
БЦ — бензилцеллюлоза;
ВА — поливинилацетатные смолы;
ВЛ — поливинилацетальные смолы;
ВН — винилацетиленовые и дивиннлацетиленовые смолы;
ВС — сополимеры винилацетатных и поливинилацетатных смол;
ГФ — глифталевые;
ДМ — даммаровые;
ДФ — дифенилалкидные;
ИК — инден-кумароновые;
КН — карбонильные циклогексановые смолы;
КО — кремнийорганические смолы;
КП — копалы;
КС — сополимеры карбинольные;
КТ — ксифталевые смолы;
КФ — канифоль;
КЧ — каучуки;
МА — масла растительные;
МЛ — меламиновые смолы;
МС — масляно-стирольные и алкидно-стирольные смолы;
МЧ — мочевинные смолы;
НФ — нефтеполимерные смолы;
НЦ — нитроцеллюлозные;
НЦА — нитроалкидные;
ПД — полиимидные смолы;
ПЛ — полиэфиры насыщенные;
ПС — полистирольные смолы;
ПФ — пентафталевые смолы;
ПЭ — полиэфиры ненасыщенные;
УР — полиуретановые смолы;
ФА — фенолоалкидные смолы;
ФЛ — фенольные смолы;
ФП — фторопласты;
ФР — фуриловые смолы;
ХВ — винилхлоридные, перхлорвиниловые и поливинилхлоридные;
ХВА — перхлорвинилалкиды;
ХК — хлоркаучуки;
ХП — хлорированный полиэтилен;
ХС — сополимеры винилхлорида;
ЦГ — циклогексановые смолы;
ШЛ — шеллак;
ЭП — эпоксидные смолы;
ЭС — полиэфирно-стирольные смолы;
ЭТ — полиэтиленовые, полиизобутиленовые и этрифталевые смолы;
ЭТФ — этриольные;
ЭФ — эпоксиэфиры;
ЭЦ — этилцеллюлоза;
ЯН — янтарь.

На область применения лакокрасочного материала указывает третий (цифровой) символ шифра ЛКМ. От букв он отделяется дефисом.

Классификация ЛКМ по назначению

1 — атмосферостойкие (окраска надводного борта, надстроек, палуб и оборудования);
2 — стойкие внутри помещений и ограниченно атмосферостойкие (окраска жилых и служебных помещений);
3 — консервационные (как правило, защищают металл на непродолжительный срок во время транспортировки, а затем удаляются);
4 — водостойкие (окраска подводной части и района переменных ватерлиний, санузлов и т.п.);
5 — специальные покрытия (пленки этих покрытий обладают особыми свойствами, например, противообрастающими, флюоресцирующими, пригодностью для окраски пищевого оборудования и т.д.);
6 — маслобензостойкие;
7 — химически стойкие (окраска аккумуляторных отсеков, корпуса в районе установки протекторов и т.п.);
8 — термостойкие (выхлопные трубы, печи, радиаторы и т.д.; краски отечественного производства выдерживают нагрев до 500 градусов Цельсия ; некоторые импортные на основе силикона — до 650 градусов);
9 — электроизоляционные (окраска мест контакта разнородных металлов, электрооборудования);
0 — грунтовки;
00 — шпатлевки.

Отнесение ЛКМ к какой-либо группе отнюдь не означает, что он не может быть использован и для других целей. Например, отдельные ЛКМ, образующие, скажем, термостойкие покрытия, могут быть применены и для электроизоляционных целей, поскольку такие покрытия могут обладать и хорошими диэлектрическими свойствами, или для защиты от коррозии, так как покрытие может оказаться и хемостойким. Таким образом, цифра после дефиса указывает лишь на область применения, в которой его заданные свойства гарантируются производителем, но это отнюдь не единственное назначение материала.

Четвертая группа знаков обозначает порядковый номер, присвоенный данному материалу органами государственной регистрации. Обычно, для судовладельца она не представляет практической ценности. Из этого правила есть исключение: у масляных красок четвертая группа знаков обозначает не порядковый номер, а вид олифы, на которой приготовлена краска. Цифра «1» свидетельствует об использовании олифы натуральной. Например, надпись «Краска МА-11 синяя» означает, что в банке находится масляная краска синего цвета, приготовленная на натуральной олифе и предназначенная для наружных работ. Цифра «2» показывает, что использована олифа оксоль (пример: краска МА-22 голубая). Этот шифр означает, что данная краска изготовлена на олифе оксоль и предназначена для внутренних работ. Соответственно, цифра «3» указывает на олифу глифталевую, «4» — пентафталевую, а «5» — на олифу комбинированную. Если в масляной краске находится пигмент только одного вида (не два и не несколько), то вместо слова «краска» ГОСТ требует указывать название этого пигмента. Например, запись «Белила титановые МА-25» означает, что перед нами масляная краска, приготовленная на комбинированной олифе, а покрытия из нее могут служить лишь в помещении. Таким образом, «Эмаль ПФ -115» означает «эмаль на основе пенфтафталевых смол, атмосферостойкая, порядковый номер 15».

Иногда в марки ЛКМ перед индексом пленкообразующей основы добавляется индекс, определяющий разновидность ЛКМ: Б — без активного растворителя, В — водоразбавляемый: ОД — органозольный; ПД — пластизольный; П — порошковый; Э — эмульсионный. К примеру, эмаль Б-ЭП-123, краска ОД-ХВ-221 и т.д.

Марка эмали, кроме того, после порядкового номера может содержать дополнительный буквенный индекс (одну-две буквы), характеризующий некоторые особенности лакокрасочного материала: «ГС» — горячая сушка, «ПГ» — пониженная горючесть, «НГ» — негорючая, «М» — образует матовые покрытия, «ПМ» — полуматовые,

«ВЭ» — содержит воду, эмульгированную в пленкообразователе. К примеру, «эмаль ПФ-217 ВЭ» означает пентафталевую эмаль, предназначенную для внутренних работ, порядковый номер которой 17, содержащую воду, эмульгированную в пленкообразователе. В многом, свойства каждого ЛКМ определяются пленкообразующей основой, на которой он создан. Свойства покрытий, полученных из ЛКМ с разными пленкообразующими основами, приведены ниже.

boatclub.ru