К таможенным платежам и налогам относятся

Комментарий к статье 70 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС: Таможенные платежи

В ст. 70 ТК установлены виды обязательных платежей, взимаемых таможенными органами в связи с осуществлением таможенного регулирования в Таможенном союзе ЕврАзЭС и составляющих понятие «таможенные платежи».
Определения таможенных платежей в ТК не содержится; в нем лишь перечислены виды таможенных платежей. Перечисленные в ст. 70 ТК платежи объединяет то, что все они взимаются, как правило, таможенными органами в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.
В перечне таможенных платежей объединены обязательные платежи, которые различаются как по юридической природе, так и по экономическому содержанию. Среди таможенных платежей выделяются три основные группы:

1) таможенные пошлины — обязательные платежи, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу (подп. 25 п. 1 ст. 4 ТК);

2) налоги (НДС и акцизы), установленные законодательством о налогах и сборах государств — членов Таможенного союза;

3) таможенные сборы — обязательные платежи неналогового характера, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных ТК и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза (ст. 72 ТК).

Следует отметить, что одно из основных понятий таможенного права — «таможенные платежи» — оказалось неунифицированным в рамках Таможенного союза. Так, в Кодексе Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» (ст. 4, п. 1 подп. 21) под таможенными платежами понимаются ввозные и вывозные таможенные пошлины, а также таможенные сборы, подлежащие уплате в бюджет плательщиком в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза. Понятию таможенные платежи в смысле ст. 70 ТК в Республике Казахстан соответствует понятие «таможенные платежи и налоги».
В Таможенном кодексе Республики Беларусь к таможенным платежам отнесены также специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Таким образом, понятие «таможенные платежи» по таможенному законодательству Республики Беларусь оказалось более емким, чем таможенное законодательство Таможенного союза, законодательство Российской Федерации о таможенном деле и таможенное законодательство Республики Казахстан.

Отметим также, что в законодательстве Российской Федерации понятие «таможенные платежи» используется не только в таможенном законодательстве. Оно встречается, например, в БК РФ (ст. 78), НК РФ (ст. ст. 2, 38, 346.16 и др.), КоАП РФ (ст. 16.22), УК РФ (ст. 194). Термин «таможенные платежи», используемый в актах различных отраслей законодательства Российской Федерации, следует понимать в смысле ст. 70 ТК.

Кратко охарактеризуем основные виды таможенных платежей, обозначенные в ст. 70 ТК.

Таможенная пошлина представляет собой инструмент таможенно-тарифного регулирования, осуществляемого в Российской Федерации и других государствах Таможенного союза путем установления ввозных и вывозных таможенных пошлин (см., например, ст. 19 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»).

Ввозные таможенные пошлины, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза, взимаются в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза: ТК, Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании (25 января 2008 года), Протоколом об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа (12 декабря 2008 года), и др. Ставки ввозных таможенных пошлин систематизированы в Едином таможенном тарифе Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (утвержден решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 года N 18, решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 года N 130). Единый таможенный тариф был утвержден со сроком вступления в силу с 1 января 2010 года.

По общему правилу (п. 2 ст. 77 ТК) для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Таможенного союза, если иное не предусмотрено ТК и (или) международными договорами государств — членов Таможенного союза.

Общие положения взимания вывозных таможенных пошлин, уплачиваемых при вывозе товаров с таможенной территории Таможенного союза, определены в Соглашении о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран (25 января 2008 года). В соответствии с этим Соглашением (ст. 1) каждая из стран — участниц Таможенного союза формирует перечень облагаемых товаров с указанием ставок вывозных таможенных пошлин и передает Евразийской экономической комиссии, которая информирует другие страны-участницы и составляет сводный перечень товаров с указанием ставок вывозных таможенных пошлин. В перечни товаров или в ставки вывозных таможенных пошлин возможно внесение изменений по согласованию с иными странами-участницами (ст. 4 Соглашения).

Налог на добавленную стоимость (далее — НДС) и акцизы устанавливаются в странах-участницах актами национального законодательства. В Российской Федерации — НК РФ, в Республике Беларусь — Налоговым кодексом Республики Беларусь 2003 года, в Казахстане — Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», принятым в 2008 году и вступившим в силу с 1 января 2009 года.

Таможенные органы взимают НДС и акцизы с товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза. В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признается ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. В ст. 182 НК РФ одним из объектов обложения акцизами признается ввоз подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Обратим внимание на важную особенность в определении налоговой составляющей таможенных платежей по законодательству Казахстана. В соответствии со ст. 113 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» к таможенным платежам и налогам относятся: а) НДС, взимаемый при ввозе товаров на территорию Республики Казахстан; б) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

Порядок взимания косвенных налогов (НДС и акцизов) при импорте товаров на территорию одного государства — участника Таможенного союза с территории другого государства-участника установлен в Соглашении о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе (25 января 2008 года).

В соответствии с п. 2 ст. 77 ТК для целей исчисления НДС и акцизов применяются ставки, установленные законодательством государства — члена Таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

Регулирование таможенных сборов осуществляется преимущественно на национальном уровне. В соответствии с п. 2 ст. 72 ТК виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств — членов Таможенного союза. В ТК закрепляется принцип, в соответствии с которым размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор (п. 3 ст. 72 ТК).

В п. 2 ст. 70 ТК предусматривается распространение порядка взимания ввозной таможенной пошлины на специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины (иначе называемые защитными пошлинами). Важно отметить, что сами защитные пошлины не относятся к таможенным платежам и не являются разновидностью таможенных пошлин. Они представляют собой один из инструментов нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины взимаются таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Специальная пошлина применяется при введении специальной защитной меры по ограничению возросшего импорта на единую таможенную территорию государств Таможенного союза; антидемпинговая пошлина — при введении антидемпинговой меры, нацеленной на противодействие демпинговому импорту (то есть импорту товара по цене ниже его нормальной стоимости); компенсационная пошлина — при введении компенсационной меры, нейтрализующей воздействие специфической субсидии экспортирующего иностранного государства на отрасль экономики государств Таможенного союза.

Примечание. Субсидия экспортирующего иностранного государства является специфической, если субсидирующим органом или законодательством экспортирующего иностранного государства к пользованию субсидией допускаются только отдельные организации (ст. 21 Соглашения «О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам» (25 января 2008 года)).

Защитные пошлины устанавливаются в соответствии с:

а) международными договорами государств — членов Таможенного союза — Соглашением «О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам» (25 января 2008 года);

б) законодательством государств — членов Таможенного союза: в Российской Федерации — Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»; в Республике Казахстан — Законами Республики Казахстан от 28 декабря 1998 года N 337-I «О мерах защиты внутреннего рынка при импорте товаров», от 13 июля 1999 года N 421-I «Об антидемпинговых мерах», от 16 июля 1999 года N 441-1 «О субсидиях и компенсационных мерах»; в Республике Беларусь — Законом Республики Беларусь от 25 ноября 2004 года N 346-З «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами».

В п. 3 ст. 70 ТК установлено, что в отношении товаров для личного пользования установленный ТК порядок расчета и взимания таможенных платежей применяется с учетом особенностей, установленных главой 49 ТК (см., например, ст. 360 «Уплата таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования», ст. 361 «Таможенная стоимость товаров для личного пользования»), а также международным договором государств — членов Таможенного союза — ст. ст. 12 — 16 Соглашения «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (от 18 июня 2010 года).

www.brokert.ru

Таможенные платежи

Таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость и акциз

Исчисление таможенных пошлин, налогов

Таможенная пошлина

Таможенная пошлина — обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу (пп. 25 п. 1 ст. 4 ТК ТС ) .

Среди таможенных пошлин выделяют ввозные (импортная) таможенные пошлины и вывозные (экспортные) таможенные пошлины.

Таможенные пошлины объединены в Таможенном тарифе Таможенного союза в виде свода. Товары для целей применения ставок таможенных пошлин классифицированы и систематизированы в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

Ставка таможенной пошлины представляет собой определенную величину которая служит основой для расчета размера таможенной пошлины. Ставка таможенной пошлины устанавливается на каждую категорию товаров и применяется в отношении товара перемещаемого через таможенную границу ТС.

В ТС применяются следующие виды ставок пошлин (статья 71 ТК ТС):

— адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

— специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

— комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

В зависимости от страны происхождения товаров таможенные пошлины могут быть минимальными, преференциальными и максимальными.

Минимальными ставками таможенных пошлин облагаются товары, происходящие из государств, которым при торговле в ТС предоставлен режим наибольшего благоприятствования. Ставки таможенных пошлин по позициям Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, применяемые к товарам, происходящим из государств, которым ТС предоставляет режим наибольшего благоприятствования, являются базовыми (минимальными). В отношении товаров, происходящих из государств, которым ТС не предоставляет режим наибольшего благоприятствования, или страна происхождения которого не установлена, применяются базовые ставки, увеличенные вдвое (максимальные).

Преференциальные являются разновидностью льготных ставок, предоставляемых отдельным странам или группам стран. В основе определения размера таможенной пошлины заложена таможенная стоимость. Размером таможенной пошлины является сумма, которую необходимо уплатить плательщику по данному платежу. Таможенная стоимость товаров и (или) их количество является налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин. Таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, в соответствии с Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза», и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Контроль таможенной стоимости осуществляется таможенными органами.

Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, производится путем применения следующих методов (статья 12 Закона РФ «О таможенном тарифе»):

1) метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами;
2) метода по стоимости сделки с идентичными товарами;
3) метода по стоимости сделки с однородными товарами;
4) метода вычитания;
5) метода сложения;
6) дополнительного метода.

Основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами. В том случае, если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из перечисленных методов. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Методы вычитания и сложения стоимости могут применяться в любой последовательности.

Тарифные льготы (тарифные преференции) в отношении товаров устанавливаются и не могут носить индивидуального характера. Исключение составляют случаи, предусмотренные статьями 35, 36 и 37 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе». Тарифные льготы предоставляются исключительно по решению Правительства Российской Федерации.

Под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

Налог на добавленную стоимость и акциз

Налог на добавленную стоимость (НДС) и акциз наряду с таможенной пошлиной относятся к таможенным платежам. НДС и акциз уплачиваются в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Лицами ответственными за уплату НДС и акциза являются те же лица, что и лица ответственные за уплату таможенных пошлин. Объектом налогообложения для данных видов налогов является перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации.

При обложении НДС товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в соответствии со статьей 164 Налогового кодекса Российской Федерации действуют три вида ставок: нулевая, 10 % и 18 %.

Нулевая ставка НДС применяется при реализации:

— товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств — участников Содружества Независимых Государств), вывезенных в таможенной процедуре экспорта; — работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией указанных товаров.

— работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенную процедуру транзита через указанную территорию;

— услуг по перевозке пассажиров и багажа;

— работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве, а также комплекса подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве;

— драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам;

— товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.

Ставка 10 % применяется при реализации книжной продукции, продовольственных товаров, некоторых медицинских товаров и товаров для детей, перечисленных в пункте 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации. В отношении операций, связанных с реализацией остальных товаров, используется ставка в 18 %.

В налоговую базу для обложения акцизами включаются в соответствии со статьей 191 Налогового кодекса Российской Федерации объем подакцизных товаров в натуральном выражении (для товаров в отношении которых установлены твердые ставки) и таможенная стоимость и таможенная пошлина (для товаров в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки).

Исходя из статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации освобождается от обложения НДС ввоз на территорию Российской Федерации:

— товаров (за исключением подакцизных товаров), ввозимых в качестве безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации;

— медицинских товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, а также сырья и комплектующих изделий для их производства;

— материалов для изготовления медицинских иммунобиологических препаратов для диагностики, профилактики и (или) лечения инфекционных заболеваний;

— художественных ценностей, передаваемых в качестве дара учреждениям, отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации к особо ценным объектам культурного и национального наследия народов Российской Федерации; — всех видов печатных изданий, получаемых государственными и муниципальными библиотеками и музеями по международному книгообмену, а также произведений кинематографии, ввозимых специализированными государственными организациями в целях осуществления международных некоммерческих обменов;

— продукции, произведенной в результате хозяйственной деятельности российских организаций на земельных участках, являющихся территорией иностранного государства с правом землепользования Российской Федерации на основании международного договора;

— технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций;

— необработанных природных алмазов;

— товаров, предназначенных для официального пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними;

— валюты Российской Федерации и иностранной валюты, банкнот, являющихся законными средствами платежа (за исключением предназначенных для коллекционирования), а также ценных бумаг — акций, облигаций, сертификатов, векселей;

— продукции морского промысла, выловленной и (или) переработанной рыбопромышленными предприятиями (организациями) Российской Федерации.

Согласно статье 183 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.

issa.ru

Виды, размеры и порядок уплаты таможенных платежей

Поскольку Таможенная служба РФ обеспечивает львиную долю фискальных поступлений в федеральный бюджет, государство контролирует соблюдение участниками ВЭД норм и правил таможенного оформления – в том числе, расчет и уплату всех видов таможенных платежей. Все это требует немалого опыта и специальных знаний в области таможенного регулирования ВЭД. В данном обзоре представлены состав, ставки, порядок расчета и уплаты таможенных платежей, а также существующие льготы по ним.

Ключевым нормативным документом, регламентирующим процедуру уплаты таможенных платежей, является Таможенный кодекс Таможенного союза (далее – ТК ТС), раздел 2 которого полностью посвящен затронутой в статье теме.

Виды таможенных платежей

Рассмотрим так называемые экспортную и импортную группы таможенных платежей и их состав.

Ввозные (импортные) таможенные платежи

В соответствии с частью 1 статьи 70 ТК ТС к ввозным таможенным платежам относятся:

  1. Ввозная таможенная пошлина. 25-й пункт части 1-й статьи 4 ТК ТС гласит: «таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу».
  2. Налог на добавленную стоимость (НДС), который взимается при ввозе товаров на таможенную территорию ТС, является косвенным налогом. Порядок его уплаты регулируется как ТК ТС, так и внутренним налоговым законодательством стран-участников ТС, в нашем случае – НК РФ.
  3. Акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию ТС, также относятся к косвенным налогам и регулируются аналогично НДС.
  4. Таможенные сборы, согласно статье 72 ТК ТС, – это обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров с таможенной территории (таможенные операции) и их таможенным сопровождением, или иных действий, установленных ТК ТС и/или законодательством стран-участников ТС. Список действий, которые могут служить основанием для уплаты таможенного сбора, является открытым, то есть он может быть дополнен исходя из действующего ТК ТС и нормативно-правовых актов государств-участников ТС. Так, часть 1 статьи 123 Закона № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» указывает на виды действий таможенных органов, за которые могут взиматься таможенные сборы.
  5. Вывозные (экспортные) таможенные платежи

    1. Вывозная таможенная пошлина. Данный термин отсутствует не только в нормативно-правовых актах РФ, но и ТС. Однако его можно определить по аналогии с ввозной таможенной пошлиной.
    2. Таможенные сборы. Часть 3 статьи 72 ТК ТС говорит о том, что «размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор», в противном случае по заявлению плательщика возможен возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных сборов и иных денежных средств (но не позднее, чем через 3 года с даты их уплаты).

    Все таможенные платежи можно подразделить с юридической и экономической точки зрения на имеющие таможенную природу формирования – это сборы и пошлины, и налоговую – НДС и акцизы. Список таможенных платежей, приведен в статье 70 ТК ТС.

    Таможенные льготы, квоты и преференции

    Система льгот по уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 74 ТК ТС выглядит следующим образом.

    Тарифные преференции, или преференциальные ставки

    Применяются в отношении отдельных стран и товаров, ввозимых из этих государств на таможенную территорию ТС. Они определены решениями Межгосударственного Совета ЕврАзЭС № 18 и Комиссии ТС № 130 от 27.11.2009 г. в виде перечней:

    • «Перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза»;
    • «Перечень наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза»;
    • «Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции».

    Происхождение товаров из развивающихся и наименее развитых стран определяется по Правилам, которые утверждены в Соглашении между правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан от 12.12.2008 г.

    В статье 36 Закона РФ «О таможенном тарифе» говорится, что государства, образующие вместе с Россией зону свободной торговли, освобождаются от уплаты ввозных пошлин при перемещении товаров на территорию РФ. В некоторых случаях на отдельные виды товаров устанавливаются тарифные квоты. Под тарифной квотой понимается мера регулирования ввоза в РФ отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой ввозной таможенной пошлины, применяемой в соответствии с Единым таможенным тарифом ТС.

    При этом участники зоны свободной торговли существенно не влияют и не координируют действия в отношении применения таможенных пошлин и других мер регулирования ВЭД с третьими странами.

    Тарифные квоты

    Ввозные тарифные квоты как мера регулирования ввоза в РФ конкретных сельхозтоваров, имеющих происхождение третьих стран, вводится на строго определенный период и распространяется на утвержденный Комиссией ТС либо Правительством РФ перечень. Так, на 2015 г. он утвержден Решением Коллегии ЕЭК от 19.08.2014 г. № 131. Ввозные тарифные квоты определяются в отношении отдельных товаров в натуральном (тыс. тонн) или стоимостном выражении. Они распределяются между участниками ВЭД ТС и РФ, а при необходимости – между третьими странами. Распределение установленных объемов квот между участниками ВЭД РФ может производиться либо пропорционально квоте, либо на основе конкурсов.

    В статье 36 Закона РФ «О таможенном тарифе» вывозные тарифные квоты определены в точности по аналогии с ввозными. Они устанавливаются на определенный срок к отдельным видам товара, в определенных объемах, с пониженной ставкой таможенной пошлины. Вводятся Правительством РФ. Объектом вывозных тарифных квот обычно являются перемещаемые через таможенную границу природные ресурсы, в частности, лес, углеводороды и их производные. Условия и механизм применения тарифных квот раскрываются в «Протоколе о едином таможенно-тарифном регулировании».

    Льготы по уплате таможенных пошлин, или тарифные льготы

    В отличие от тарифных преференций, они не носят персонифицированный характер и применяются независимо от страны происхождения товаров. Тарифные льготы предоставляются в соответствии с «Протоколом о едином таможенно-тарифном регулировании». Согласно ТК ТС вопрос предоставления тарифных льгот безоговорочно отнесен к ведению ТС вне зависимости от того, применяются ли они при ввозе или вывозе товаров.

    Ставки и порядок исчисления таможенных платежей

    Итак, для расчета сумм таможенных платежей необходимо располагать достоверной и актуальной информацией о:

  6. Базовых ставках таможенных пошлин, таможенных сборов, налога на добавленную стоимость и акцизов на перемещаемый через таможенную границу товар согласно его коду в товарной номенклатуре ВЭД;
  7. Действии особых ставок: специальных защитных, антидемпинговых, компенсационных, сезонных, преференциальных, льготных, квотируемых в отношении перемещаемого через таможенную границу товара;
  8. Правилах и методах определения ввозной или вывозной таможенной стоимости товара;
  9. Формулах расчета итоговых сумм уплачиваемых платежей;
  10. Существующей нормативно-правовой базе, в соответствии с которой реализуются вышеизложенные пункты.
  11. Размер таможенных пошлин

    Ввозные пошлины утверждаются решениями Совета ЕЭК, в то время как вывозные – Правительством РФ. Ввозные пошлины исчисляются на основе Единого таможенного тарифа (ЕТТ) – свода ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на территорию ТС из третьих стран, систематизированного в соответствии с ТН ВЭД Евразийского экономического союза (ЕЭС). Они устанавливаются по Решению Совета ЕЭК от 16.06.2012 г. Вывозные пошлины определяются по ставкам, утверждаемым в постановлении Правительства РФ от 30.08.2013 г. № 754. Сумма таможенной пошлины находится в зависимости от таможенной стоимости товара и ставок.

    Виды ставок таможенных пошлин

    Статья 71 ТК ТС выделяет три вида таможенных ставок: адвалорные, специфические и комбинированные. В соответствии с ними существует три механизма расчета таможенных пошлин.

    Адвалорная ставка

    Устанавливается как процент к таможенной стоимости товара, которая может быть разной для ввоза и вывоза.

    Вывозная стоимость на текущий момент определена постановлением Правительства РФ № 191 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации».

    Ввозная стоимость может устанавливаться 6 методами в соответствии с Соглашением от 25.01.2008 г. «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» и главой 8 «Таможенная стоимость товаров» ТК ТС.

    Пошлина по адвалорной ставке исчисляется по формуле:

    СТП – сумма таможенной пошлины;
    ТС – таможенная стоимость товара;
    СП – ставка таможенной пошлин.

    Например, вывозная ставка для камчатского краба составляет 5%, его вывозная таможенная стоимость – 1 450 руб./кг, СТП=1450?5%=72,5 руб./кг.

    Специфическая ставка

    Устанавливается в валюте (долларах или евро) по отношению к весу, объему, площади, количеству товара – то есть ставится в зависимость от физических характеристик продукции, список которых является открытым.

    Формула расчета пошлины по специфической ставке выглядит следующим образом:

    СТП – сумма таможенной пошлины;
    ФХ – физическая характеристика товара;
    СП – ставка в иностранной валюте за единицу исчисления;
    КВ – курс иностранной валюты, установленный ЦБ РФ на момент регистрации таможенной декларации.

    Например, вывозная ставка для битумных смесей – 400 евро за 1 000 кг (солодовое пиво будет исчисляться в литрах, ламинат – в квадратных метрах и т.д.), курс евро – 65 руб., тогда СТП=1000?400?65=26 руб./кг или 26 000 руб. за тонну.

    Комбинированная ставка

    Как следует из названия, комбинированная ставка предполагает сочетание двух предыдущих механизмов расчета: к адвалорной ставке может прибавляться фиксированная величина, а также устанавливается минимальное ограничение.

    Например, вывозная ставка для пшеницы и муки – 15% + 7,5 евро, но не менее 35 евро за 1 тонну.

    Особые виды ввозных таможенных пошлин

    Данные виды пошлин взимаются таможенными органами стран-членов ТС независимо от стандартной ввозной таможенной пошлины.

    • Специальные. Носят заградительный характер, защищая определенный товарный рынок от избыточного импорта. Суть этих пошлин сводится к установлению повышенной ставки на определенные товары (группы товаров) в сравнении с обычной.
    • Антидемпинговые. Задача сводится к приведению цен импортных товаров к их сложившемуся уровню в экспортирующей стране, но только в том случае, если это обстоятельство вредит отечественному производству аналогичных товаров (его организации или расширению).
    • Компенсационные. Данные ввозные пошлины взимаются сверх обычных в целях снижения конкурентоспособности импортной продукции на национальном рынке.
    • В случае неуплаты специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлин предусмотрено наступление административной ответственности. Административные меры применяются в соответствии с Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 19.11.2010 г. № 59. Однако стоит отметить, в арбитражной практике есть прецеденты, когда частный бизнес выигрывал споры об обоснованности установления антидемпинговых мер.

    • Сезонные. Закон РФ «О таможенном тарифе» рассматривает данный вид пошлины в статье 6, где отмечается, что они могут вводиться на срок не более полугода и устанавливаются в целях оперативного регулирования вывоза товаров. Перечень товаров, ставки сезонных пошлин по ним, порядок уплаты и формулы расчета утверждаются Правительством РФ. Для сезонных пошлин характерно то, что они применяются взамен ставок, предусмотренных ЕТТ. Традиционно вывозные сезонные пошлины распространяются на сырую нефть марки «Юралс».
    • Как видно, процесс расчета таможенных платежей крайне сложен. Лишь доскональное знание законодательства в сфере таможенного оформления товаров гарантирует выбор оптимальной схемы выплат и беспрепятственное пересечение продукцией таможенной границы.

      Важ­но по­ни­мать, что боль­шинст­во та­мо­жен­ных бро­ке­ров име­ют свою спе­ци­а­ли­за­цию. Это сле­ду­ет учи­ты­вать при вы­бо­ре та­мо­жен­но­го пред­ста­ви­те­ля, за­ве­до­мо ин­те­ре­су­ясь при­ори­те­та­ми в меж­ду­на­род­ных на­прав­ле­ни­ях и спо­со­бах пе­ре­воз­ки, объ­емах, и осо­бен­но — то­вар­ной но­мен­кла­ту­ре то­ва­ров. За­бла­гов­ре­мен­но изу­чив все ню­ан­сы со­труд­ни­чест­ва, мож­но из­бе­жать мно­гих разо­ча­ро­ва­ний в бу­ду­щем.

      www.kp.ru