К целям управления государственной собственностью не относится

К целям управления государственной собственностью не относится

Цели управления государственной собственностью

Применительно к государственной собственности сформулированная генеральная цель может быть представлена в виде формулы: «обеспечение сохранности, развития, эффективного функционирования и использования всей совокупности объектов государственной собственности в общенациональных интересах российского народа как первичного собственника».

Принадлежность объектов к государственной собственности и управление ими государством в лице своих законодательных, исполнительных, судебных органов необходимо и в тех случаях, когда оно обеспечивает достижение более высокой народнохозяйственной эффективности (экономической и социальной) в сравнении с другими формами собственности.

Государственная собственность не противостоит муниципальной, корпоративной, частной собственности. Возможны переходы из одних форм в другие (они установлены законодательно), существуют объекты общей, совместной собственности. В последнем случае управление государственной собственностью является частью управления объектами разных форм собственности на территории отдельных регионов, всей страны и даже разных стран, направленного на максимизацию экономического эффекта, получаемого всеми совместными собственниками в целом и государством как одним из участников.

Генеральная цель управления государственной собственностью расчленяется на цели более низкого уровня иерархии.

www.labex.ru

Управление государственной собственностью (стр. 2 )

для специальности 080504 –

на базе среднего специального образования

Теория собственности

Теоретические основы государственного сектора

Механизм управления государственной собственностью

Управление преобразованием форм и отношений собственности

Управление объектами и использованием государственной собственности

Зарубежный опыт управления государственной

Форма контроля: зачет

ТЕМА 1. Теория собственности

Актуальность и значимость исследования проблем трансформации собственности, степень ее влияния на эффективность экономической системы. Эволюция отношений собственности: теории и их основное содержание. Полное юридическое содержание права собственности. Триада римского права. «Пучок прав» по Оноре. Теорема Р. Коуза. Спецификация прав собственности.

Собственность как экономическая категория. Экономическое содержание отношений собственности, природа и условия их возникновения. Формы реализации отношений собственности.

Определение субъектов и объектов. Тип, форма, вид собственности. Функция субъекта отношений собственности. Обоснование процесса «присвоение-отчуждение» как основы реализации. Распыление и спецификация отношений собственности.

Проблемы эффективности собственности и эффективного собственника. Основные противоречия и особенности развития отношений собственности, форм их реализации в системе национальной экономики России.

ТЕМА 2. Теоретические основы государственного сектора

Историческая ретроспектива развития государственной собственности. Обоснованность и значимость формирования государственной собственности, критериальная база соотношения государственной и частной собственности. Преимущества и степень компенсации противоречий государственного и частного секторов в пределах национальных экономик и в общемировом контексте.

Сущность, специфика государственного сектора. Цели и задачи функционирования государственного сектора. Виды собственности как объекты государственного регулирования. Специфичность и проблемы воспроизводства объектов государственной собственности.

Проблемы соотношения государственной собственности Российской Федерации и ее субъектов. Место государственного сектора в системе защиты национальных, экономических, политических и др. интересов. Общемировые тенденции и парадигмы развития государственного сектора.

ТЕМА 3. Механизм управления государственной собственностью

Управление государственной собственностью как системой. Характеристика механизма управления. Типы и критерии эффективности.

Основные способы, методы, направления управления государственным сектором. Цели и задачи управления государственной собственностью. Стратегия и институциональная база. Концепция модели качественной и размерной оптимизации государственного сектора. Совершенствование системы учета и контроля.

Структура управления государственных и муниципальных предприятий. Критерии эффективности управления и совершенствование организационных структур и технологий. Зарубежный опыт управления государственным сектором.

ТЕМА 4. Управление преобразованием форм и отношений

Виды преобразований собственности. Разгосударствление и приватизация: цели, виды, этапы, последствия. Анализ методологии и итогов разгосударствления собственности. Влияние приватизационных процессов на развитие производства. Место и роль приватизации в системе рыночных преобразований. Реституция. Организационно-правовые структуры в негосударственном секторе. Акционерные общества, финансово-промышленные группы и холдинги. Пути преодоления противоречий. Обобщение опыта приватизации в зарубежных странах.

Обращение собственности в государственное имущество: виды, цели, экономический смысл. Критерии и динамика эффективности обращения негосударственного имущества в государственную собственность.

Процесс национализации имущества в системе управления преобразованием отношений собственности. Экономическая целесообразность национализации. Сложности осуществления и пути решения.

ТЕМА 5. Управление объектами и использованием

Аренда и доверительное управление: практика реализации и вопросы эффективности. Имущественные комплексы государственных предприятий. Акционерная собственность государства: виды управления, зарубежный опыт. Недвижимость государственного собственника. Компетенция управляющего по доверенности. Недропользование. Земельные, воздушные, водные, лесные ресурсы. Нематериальные активы государства. Государственная собственность в научной и научно-технической сфере.

ТЕМА 6. Зарубежный опыт управления

Место государства в ведущих теориях рынка: классической теории рынка, кейнсианской теории, монетаристской теории и теории предложения. Модели рыночного хозяйства в зависимости от степени интенсивности воздействия государства на экономику: англосаксонская, западноевропейская (романская), социально-ориентированная, скандинавская, патерналистская. Привязанность национальных экономик к той или иной модели развития рыночного хозяйства.

Национальные подходы к управлению государственной собственностью. Основные тенденции, оказывающие наибольшее влияние на формирование портфеля государственной собственности в развитых странах. Опыт управления национальными портфелями государственной собственности в странах: США, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Японии.

2. Методические рекомендации

по изучению дисциплины для студентов

Учебная деятельность включает в себя не только познавательную деятельность, которую студенты выполняют во время лекций, семинаров, но и ту самостоятельную работу, которую они осуществляют вне аудитории.

Одним из условий успешного обучения является умение студентов быстро подобрать соответствующую литературу для выполнения учебных заданий и научной работы.

Не менее важным в учебном процессе является самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарским занятиям. В отличие от других форм учебных занятий, в ходе семинаров студенты имеют возможность в большей степени проявить себя, показать свою активность, самостоятельность, способность применять полученные теоретические знания при анализе практических проблем профессиональной деятельности.

Основная цель семинара – проверка, углубление и закрепление теоретических знаний студентов, полученных ими на лекции и в процессе самостоятельной работы, оказание помощи обучаемым в самостоятельном овладении учебным материалом. Одной из центральных задач семинара является развитие теоретической активности и самостоятельности мышления студентов, ведения научной полемики.

При подготовке к семинарским занятиям студент должен глубоко изучить рекомендуемую по данной тематике литературу, соответствующий нормативный материал и подготовить мотивированный ответ на каждый вопрос, вынесенный на обсуждение на семинаре. Занятия будут проходить в форме творческого обсуждения поставленных вопросов, подготовленных докладов, решения логических задач и анализа статистических материалов, решения тестов, заполнения сравнительных таблиц.

Самостоятельная работа есть основная часть учебной работы студента и является для него обязательной. Главной задачей самостоятельной работы студентов является развитие умения приобретать научные знания путем личных поисков, формирование активного интереса к творчеству, самостоятельного подхода в учебной и практической работе.

3. Учебно-методические материалы

лекционного курса и практических занятий

1. Возникновение отношений собственности

2. Экономическое и правовое содержание отношений собственности

Всякое общество живет и развивается в условиях ограниченности ресурсов, что требует их рационального, в том числе правового, распределения и использования. Экономика и право возникают на базе ограниченности ресурсов.

Проблема, в рамках которой в наиболее отчетливо просматривается взаимосвязь экономики и права, это — проблема собственности. В отношениях собственности право как предпосылка хозяйствования превращается в право как результат хозяйственной деятельности. Становление собственности отдельного гражданина можно рассматривать как условие перехода общества из естественного в гражданское состояние. Под естественным состоянием можно понимать такое состояние общества, когда люди живут вместе согласно разуму, без какого бы то ни было судьи, повелевающего всеми ими и имеющего власть над ними. Люди в своем естественном состоянии руководствуются в общении друг с другом традициями, обычаями. Естественная свобода человека заключается в том, что он свободен от всякой высшей власти и от юридической власти другого человека, и в том, что он руководствуется только законом природы. Свобода человека в обществе состоит в том, что он не подчиняется никакой другой власти, кроме той, которая установлена законом, свободен следовать собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещено законом. Собственность в гражданском обществе является основой личной свободы собственника.

Первоначально, как говорил царь Давид, Бог землю дал сынам человеческим, всему человечеству, наделил людей рассудком, чтобы они наилучшим образом пользовались своей жизнью. И присвоение себе данного всем в самом непосредственном виде должно осуществляться в процессе потребления того, что дано всем. Но потреблять то, что дано всем, нельзя сообща, можно только в отдельности.

Обособленное потребление человек опосредует своим личным, обособленным трудом. Поскольку труд неотделим от трудящегося, постольку и результат, опосредованный трудом, становится его собственностью. Изъятие части того, что является общим, и извлечение этой части общего из состояния, в котором его оставила природа, — начало собственности, без которой — все общее не приносит пользы. Труд, который был моим и который был затрачен на то, чтобы извлечь нечто из состояния общего владения, утвердил право собственности на присвоенное.

Тот же закон, который дает нам собственность, ограничивает ее размеры. Бог дал нам все обильно для нашей жизни, но Человек имеет право обратить своим трудом в свою собственность столько, сколько он может употребить, прежде чем присвоенное подвергнется порче. То, что выходит за эти пределы, превышает его долю и принадлежит другим.

Следующий этап становления собственности связан с присвоением земли. Тот, кто обрабатывал своим трудом участок общей земли, тем самым присоединял к ней то, что было его собственностью, что было им самим. Подобное присвоение участка земли, опосредованное трудом производителя, не наносило ущерба другому человеку, поскольку плодородной земли оставалось еще в изобилии. В результате тот, который оставляет столько, сколько может использовать другой, — все равно, что не берет совсем ничего. Бог отдал мир всем людям, но не затем, чтобы земля всегда оставалась в общем владении и невозделанной, дал для того, чтобы ею пользовались прилежные и рассудительные. Покорение земли давало право на ее присвоение. Меру собственности природа установила в соответствии с затратами труда человека. Не обработанная же трудом отдельного человека земля долго оставалась в общем владении.

Право собственности, согласно которому каждый человек может использовать столько, сколько он может использовать, сохраняло силу до тех пор, пока не были изобретены деньги, обладающие ценностью. Возделанная земля стала приобретать стоимость. Появились большие владения и право на них.

Ограниченность пригодной для обработки земли привела к необходимости заключения договоров и соглашений между людьми, устанавливающих границы их владений. Посредством созданных ими самими законов была определена собственность частных лиц, начало которой положили труд и прилежание. При заключении союзов между государствами публично заявлялось (или молча подразумевалось) об отказе от притязаний и прав на землю, находившуюся во владении другого, и по общему согласию государства отказывались от своих претензий, вытекавших из естественного общего права, которое они первоначально имели на эти местности. Посредством позитивного соглашения в различных частях земли вводилась собственность на землю.

Собственность на продукты труда возникала и тут же исчезала в процессе потребления или порчи произведенного. Чтобы «удержать» собственность, зафиксировать ее и наращивать, необходимо было обменять данный природой продукт своего труда на нечто долговечное, но относительно редкое и потому обладающее ценностью. В процессе обмена происходило увеличение полезностей, которые человек может потребить или использовать, но не увеличивалась собственность как ценность. Богатство не увеличивается, если собственность зафиксирована только в полезности, а не в ценности. Так появились деньги — нечто долговечное, которое люди принимают, по взаимному соглашению, в обмен на действительно полезные, но недолговечные средства существования. Золото, серебро лишь в незначительной степени необходимые для существования человека в сравнении с продуктами питания, одеждой и средствами передвижения, имеют свою стоимость лишь благодаря соглашению между людьми. Благодаря им, обмениваемым на излишки действительно полезных продуктов труда, оказалось возможным накапливать без ущерба для кого-либо.

Труд — источник присвоения части общественного по природе, первопричина собственности. Обмен результатами труда — условие сохранения становящейся собственности. Появление денег как воплощения всего, обладающего ценностью и долговечностью, — условие накопления собственности отдельными лицами и их имущественного различия.

Имущественные различия, вытекающие из способности собственности к самовозрастанию, предполагают формирование института защиты прав собственности. Развиваются экономические права собственности. Труд порождает право производящего присваивать часть общего достояния как результат своего труда. Обмен предполагает право присвоения результатов чужого труда в обмен на результаты своего труда. Тем самым гарантируется сохранение собственности. Деньги порождают право на увеличение собственности и проблему защиты экономических прав собственности.

Право, по определению, данному Кантом, «есть ограничение свободы каждого условием согласия ее со свободой всех других, насколько это возможно по некоторому общему закону. ».

Гражданское состояние, рассматриваемое только как состояние правовое, основывается на следующих принципах:

1) свободе каждого члена общества как человека;

2) равенстве его с каждым другим как подданного;

3) самостоятельности каждого члена общности как гражданина.

Под свободой Кант понимал такое состояние, когда никто не может заставить меня быть счастливым так, как он себе это представляет. Каждый вправе искать свое счастье так, как он считает нужным, если только этим не наносится ущерб свободе других.

Равенство заключается в том, что каждый член общества имеет по отношению к другому члену общества принудительные права. Всякий, кто находится под законом, является подданным государства, а потому подчинен принудительному праву наравне со всеми остальными, за исключением, по Канту, главы государства.

Самостоятельность члена общества заключается в том, что он входит в число законодателей. Тот, кто имеет право голоса в законодательном процессе, называется гражданином (сitoyen — гражданин государства, а не горожанин — bourgeois). Для этого ему необходимо быть самому себе господином (sui iuris). Человек является сам себе господином в том случае, если он имеет собственность, которая давала бы ему средства к существованию. Если средства к существованию получаются человеком от другого, то он получает их только путем продажи того, что ему принадлежит. Никто не служит никому (в собственном смысле слова), кроме общества. И ремесленники, и землевладельцы равны между собой, поскольку каждый имеет право на один голос. Если бы количество голосов зависело от величины имущества гражданина, то это было бы его сословной привилегией, противоречащей основным принципам гражданского общества.

Вместе с тем, «мое» в правовом отношении — это то, с чем я связан так, что если бы кто-то другой пользовался им без моего согласия, то это нанесло бы мне ущерб. Субъективное условие возможности пользования вообще есть владение. Понятие владения можно рассматривать как чувственное, эмпирическое и умопостигаемое, правовое. Владение эмпирическое — владение в явлении. Умопостигаемое — владение в мышлении. Право, по Канту, это интеллектуальное владение предметом.

Все правовые положения суть априорные положения. Априорное правовое положение, касающееся эмпирического владения, есть положение аналитическое. Оно содержит лишь то, что вытекает из эмпирического владения. Если я держатель какой-либо вещи, следовательно, связан с ней физически, то тот, кто воздействует на нее вопреки моему согласию, затрагивает и умаляет мою свободу, и потому находится в противоречии с аксиомой права. Положение об эмпирическом владении не выходит, следовательно, за пределы права лица в отношении самого себя. Положение об интеллектуальном владении, т. е. о возможности владения какой-либо вещью вне меня, выходит за рамки этих ограничивающих условий.

Вступление во владение отдельным участком земли представляет собой акт частного, но не самоуправного произвола. Владелец основывается на прирожденном общем владении землей и на априорно соответствующей этому владению всеобщей воле дозволенному частному владению на этой земле. Он приобретает первоначально через первое владение определенный участок земли, по праву (iure) оказывая противодействие каждому, кто мешает ему в частном пользовании этой землей. А участок земли, который может быть свободным лишь на основе договора, должен действительно находиться во владении всех тех связанных между собой лиц, которые запрещают друг другу пользоваться им или отстраняют от пользования им. Первоначальная общность земли и всего того, что на ней находится, представляет собой идею, имеющую объективную, практическую в правовом отношении, реальность и совершенно отлична от первобытной общности земли.

Чисто физическое владение землей есть уже право, хотя еще нет достаточных оснований рассматривать ее как мою. Чисто физическое владение в качестве первого владения согласуется с законом внешней свободы и в то же время содержится в первоначальном совместном владении, которое содержит в себе основание возможности частного владения. Интеллектуальное владение расширяет понятие владения за пределы эмпирического. Согласно интеллектуальному понятию владения, каждый внешний предмет, который находится в моей власти, может быть причислен к понятию «мое» в правовом отношении, не находясь в моем владении.

Первоначально мое — это то внешнее, что мое и без правового акта. Общность же моего и твоего нельзя рассматривать как первоначальное. Ее следует добиваться с помощью внешнего правового акта. Первоначальную общность владения необходимо следует отличать от первобытной общности.

Право на вещь — это право частного пользования вещью, которой я владею совместно со всеми другими. При совместном владении я исключаю каждого другого владельца из частного пользования вещью. (Под словами «вещное право» подразумевается, впрочем, не только «право на вещь», но и совокупность всех законов, касающихся вещи).

Все люди первоначально, т. е. до всякого правового акта произвола, находятся в правомерном владении землей. Это владение отличается от произвольного, приобретенного, постоянного владения и представляет собой совместное владение. Это первоначальное совместное владение представляет собой понятие практического разума, содержащее принцип, согласно которому люди могут по правовым законам пользоваться местом на земле.

Эмпирическим основанием приобретения было основанное на первоначальной общности земли физическое вступление во владение. Этому эмпирическому основанию — владению как владению в явлении — должно соответствовать интеллектуальное вступление во владение. Тем не менее, предварительное приобретение все же есть истинное приобретение, поскольку согласно постулату практического возможность приобретения, в каком бы состоянии люди ни существовали, есть принцип частного права. Согласно этому принципу каждый имеет право на принуждение, благодаря которому появляется возможность выйти из естественного состояния и вступить в гражданское состояние, единственно способное сделать всякое приобретение окончательным.

Совокупность законов, на основании которых я могу находиться во владении — это личное право. Его приобретение никогда не может быть первоначальным и самовольным. Передача права возможна только через общую волю, посредством которой предмет поступает в распоряжение одного или другого. Передача права на свою собственность другому лицу есть отчуждение. Акт объединенного произвола двух лиц, посредством которого вообще свое одного переходит к другому, есть договор.

Гегель, как и Кант, исходил из того, что право представляет собой проявление практического разума, всеобщего духа. Гегель различает теоретическое и практическое сознание. Теоретическое сознание рассматривает то, что есть, и оставляет все это так, как есть. Практическое сознание является деятельным. Оно не оставляет того, что есть таким, каким оно было, а совершает в нем изменения и само создает определения и предметы. Превращение внутреннего определения в нечто внешнее — практическая деятельность, которая представляет собой соединение внутреннего с внешним. Внутреннее определение, с которого начинается практическая деятельность, необходимо «снять», т. е. нужно, чтобы оно перестало быть чисто внутренним и стало внешним.

Личная свобода, свобода воли человека, основывается на собственности. Свобода, гарантируемая правом, вытекает из самого определения права. Право содержит только запрещения, а не приказания. Что не запрещается, то позволено. Позволено, а потому и не предписывается правом все, что не стесняет свободы других, что не препятствует их действиям. Всеобщий правовой принцип гласит: «ты должен уважать собственность другого!».

Обладание чем-то в моей внешней власти представляет собой владение. Подчиняя себе вещь, воля делает ее своей. Владение и есть подчиненность вещи моей воле. Вещь, которой только намереваешься завладеть, должна быть, во-первых, ничьей, не быть подчиненной чужой воле, во-вторых, во владение нужно вступить — сделать ясным для других, что подчинил этот предмет своей воле. Внешнему овладению, естественно, должен предшествовать внутренний волевой акт — намерение.

Владение и собственность — два различных понятия. Отнюдь не всегда владение и собственность связаны. Можно иметь собственность и не владеть ею. Собственность имеет внутреннюю и внешнюю сторону. Внутренняя сторона — это акт воли, который должен быть признан. Внешняя сторона, взятая сама по себе, представляет собой вступление во владение. Владение есть внешняя сторона собственности. Собственность есть внутреннее, истинное во владении. Право отдельной личности основано на частной собственности. Общая собственность по своей природе может быть только в единичном владении.

Собственность есть непосредственное вступление во владение, поскольку воля имеет свое наличное бытие в вещи как в чем-то позитивном. Собственность есть потребление, поскольку воля имеет свое наличное бытие в вещи как в чем-то отрицаемом потреблением. Собственность есть отчуждение, поскольку вещь по своей природе есть нечто внешнее.

Пользование вещью при непосредственном ее захвате есть единичное вступление во владение. Отношение потребления к собственности такое же, как отношение внутреннего — к внешнему, силы — к ее проявлению.

Я могу отчуждать мою собственность, так как она моя лишь постольку, поскольку я вкладываю в нее свою волю. Я могу это сделать лишь постольку, поскольку вещь по своей природе есть нечто внешнее. Неотчуждаемы поэтому те блага, которые составляют собственную мою личность и всеобщую сущность моего самосознания. Неотчуждаемы всеобщая свобода воли, нравственность, религия. Отдельные продукты моего физического и духовного умения, а также возможной деятельности и ограниченное во времени потребление я могу отчуждать другому, поскольку в результате этого ограничения они получают внешнее выражение моей всеобщности.

В той степени, в какой каждый человек в отдельности и все человечество в целом являются естественной принадлежностью природы в ее современном состоянии, в той же степени вся природа является естественной принадлежностью всего человечества и каждого отдельного человека в частности. Это — принадлежность, которой еще предстоит стать собственностью через владение. Принадлежность еще не собственность, поскольку она не опосредована разумной волей, высшей способностью желания.

Внешнее непосредственное присвоение путем физического захвата, формирования или обозначения сопровождается внутренним, опосредованным волей отдельного человека присвоением. Владение превращается в собственность. Взаимная и всеобщая принадлежность всего всем дополняется владением отдельных общностей частями всеобщего и собственностью отдельных личностей, нашедших в ней свое объективное, отличное от них самих, бытие.

Перед нами классическое соотношение всеобщего, отдельного и единичного. Владение — уже не принадлежность, но еще не собственность. Владение имеет нечто общее и различное как с принадлежностью, так и с собственностью. Владение имеет общее со всеобщей принадлежностью, поскольку в нем еще велик элемент естественной общности человека и природы, общее с собственностью, поскольку существует обособленное присвоение. Это присвоение во владении еще носит «внешний характер», оно не опосредовано внутренним побудительным мотивом владеющих чем-то обособленным. Всеобщая принадлежность проявляется, реализуется в отдельных владениях. Каждое владение проявляется, реализуется в собственности. В собственности «объективируется» личность отдельного человека. Нефть, например, может быть принадлежностью всего человечества, владением общности, государства и собственностью тех, кто ее добывает.

Владение играло решающую роль в том обществе, где взаимные связи между людьми во многом носили еще естественный характер (род, племя, община и т. п.). Частная собственность господствует там, где «естественная» общность людей вытесняется их всеобщей взаимозависимостью, основанной на товарном производстве и товарном обмене. Владение господствует там, где производство необходимо, но оно всего лишь средство, не главное, не самоцель. Частная собственность адекватна такому состоянию общества, при котором производство бесконечно порождает потребности, а потребности стимулируют дальнейшее развитие производства. В качестве предпосылки социального общества необходимо «раскрученное» состояние рыночной экономики, основанной на частной собственности и частном интересе.

Семинарское занятие по теме «Теория собственности»

Задание 1. Подготовьте эссе на тему: «Отношения собственности в экономической науке».

Задание 2. Подготовьте доклад на тему: «Формы и условия реализации отношений собственности».

Рекомендуемая литература к семинарскому занятию

1. Локк Д. О государственном правлении //Локк Д. Избр. филос. произв.: В 2 т. — Т. II. — М., 1960.

2. Биглова отношений собственности // Монография. — Уфа, 2007.

3. Лоскутов и правовые отношения собственности. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

Тема 2. Теоретические основы государственного сектора

1. Цели управления государственной собственностью

2. Формы и уровни собственности

Глобальная цель управления любой системой состоит в обеспечении сохранности, устойчивости, развития этой системы в общих интересах входящих в нее элементов или связанных с ней других систем.

Эта формулировка цели вовсе не противоречит задачам структурного преобразования государственной собственности в процессе перехода к рыночным отношениям. Напротив, реструктуризация государственной собственности является одним из средств повышения эффективности ее использования, развития.

Развитие государственной собственности как цель управления не подразумевает ее объемный рост, наращивание массы объектов государственной собственности, сопротивление ее преобразованию в муниципальную или частную собственность. Оно ориентировано на формирование такой совокупности объектов государственной собственности, управление которыми со стороны государства как собственника гарантирует их использование в общегосударственных интересах, позволяет решать насущные социально-экономические проблемы, предотвращает эксплуатацию объектов государственной собственности в интересах наживы узкого круга корыстных лиц, формирование монопольных структур, охраняет собственность государства от разворовывания.

Принадлежность объектов к государственной собственности и управление ими государством , исполнительных, судебных органов необходимо и в тех случаях, когда оно обеспечивает достижение более высокой народнохозяйственной эффективности (экономической и социальной) в сравнении с другими формами собственности.

Генеральная цель управления государственной собственностью расчленяется на цели более низкого уровня иерархии:

• увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;

• оптимизация структуры собственности с точки зрения соблюдения пропорций на макро — и микроуровнях в интересах обеспечения устойчивых предпосылок экономического роста;

• вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления;

• использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.

Из приведенного перечня вытекает, что цели управления государственной собственностью должны формироваться во взаимосвязи с государственными целями управления всеми формами собственности, представленными в экономике страны. Иначе говоря, управление государственной собственностью ставит также цель воздействия с помощью государственной собственности на другие, негосударственные формы собственности таким образом, чтобы способствовать решению общегосударственных проблем — преодоления кризисных явлений в экономике, обеспечения устойчивых предпосылок роста производства.

В подобной расширительной постановке цели управления государственной собственностью как частью национального богатства страны должны обладать следующей направленностью:

ü компенсация недостаточности негосударственного, частного сектора экономики (она проявляется в узости мотивации действий частных собственников, в слабых возможностях концентрировать материальные, трудовые, финансовые ресурсы для

ü решения крупномасштабных экономических и социальных проблем, выполнять комплексные целевые программы;

ü преодоление монополистических тенденций, свойственных частному капиталу, особенно в сфере деятельности естественных монополий;

ü культивирование узаконенных государством общих для всех субъектов собственности правил хозяйствования, способствующих, в частности, расщеплению прав и полномочий собственности, которое предотвращает их узурпацию;

ü использование возможностей государства как титульного собственника крупных имущественных комплексов, пакетов акций, долей в хозяйственных обществах как средства повышения эффективности управления этими объектами.

Из сформулированных целей вытекает обширный спектр задач управления государственной собственностью, который на современном этапе включает следующие задачи:

ü классификация объектов государственной собственности, позволяющая усовершенствовать систему их учета и контроля за состоянием объектов и их использованием;

ü инвентаризация объектов государственной собственности, оформление прав на них с целью упорядочения статистического и оперативного учета, использования объектов по назначению;

ü обеспечение контроля за сохранностью государственного имущества, используемого государственными организациями, сдаваемого в аренду, передаваемого в залог и в доверительное управление;

ü рационализация структуры и состава объектов государственной собственности с точки зрения возможной приватизации, продажи, выкупа, передачи в муниципальную форму собственности, создания новых объектов;

ü формирование правовых основ управления теми объектами государственной собственности, применительно к которым правовые нормы практически отсутствуют или недостаточны;

ü обеспечение эффективного использования прав государства как участника общей (совместной и долевой) собственности;

ü повышение экономической и социальной эффективности, доходности объектов государственной собственности за счет применения прогрессивных форм, методов, средств управления.

Принципиально важно понимать, что генеральная цель управления государственной собственностью достижима только при условии системного подхода, когда целевые задачи решаются в комплексе, совокупно, с учетом их взаимосвязей и взаимодействия.

Научно обоснованная целевая ориентация процессов управления государственной собственностью служит определяющей предпосылкой их рациональной организации и результативности.

В анализе форм собственности приходится сталкиваться с отсутствием единой терминологии, смешением базовых понятий. Такие формы собственности, как общенародная, государственная, общественная, воспринимаются отдельными авторами как синонимы, другими — как разные понятия. То же самое относится и к понятиям индивидуальная, частная, личная собственность. Попытаемся вначале прояснить, что такое форма собственности, по какому основанию она определяется, и какие формы собственности надо различать между собой.

Форма собственности — это ее вид, определяемый по признаку субъекта собственности. Иначе говоря, форма собственности определяется принадлежностью разнообразных объектов собственности субъекту единой природы.

Само слово «форма» в сочетании с собственностью нельзя признать удачным, ибо разнообразные объекты собственности могут принадлежать субъектам единой природы, например, государству, группе людей, семье, индивидууму, не только по форме, но и по существу. Так что, когда говорят о форме собственности, имеют в виду не формальную, а сущностную категорию, отражающую наличие признаков и отношений принадлежности самых разных объектов определенным видам субъектов. В этом смысле следовало бы называть формы собственности скорее типами собственности, выделяемыми по признаку принадлежности объектов, относимых к данному типу собственности, очерченному субъекту или группе субъектов, в соответствии с общим признаком которых и определяется тип (форма) собственности.

В то же время приходится констатировать тот несомненный факт, что категория «форма собственности», будучи исходно научным, экономическим понятием, превратилась в закрепленную правовую, юридическую категорию (не став в то же время полноправным объектом юридической науки, оставаясь термином, приводимым в юридических словарях без объяснения сущности, а лишь путем перечисления форм собственности). Согласно ст. 8 Конституции Российской Федерации «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Аналогичным образом ст. 212 «Субъекты права собственности» Гражданского кодекса РФ гласит: «В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Наличие в первой и второй формулировках дополнений «и иные формы собственности» свидетельствует о неполноте используемого в указанных источниках перечислительного подхода к установлению форм собственности.

Характерно, что приведенное выше положение ст. 212 ГК РФ дополняется в той же статье еще одним положением, согласно которому «Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований». Здесь уже речь идет не о собственности в самом широком смысле слова, а только об имущественной собственности, и указаны субъекты права собственности без непосредственной привязки к формам собственности. Естественно считать, что под частной формой собственности понимается собственность юридических и физических лиц, под государственной формой собственности — собственность Федерации и ее субъектов, а под муниципальной формой собственности — собственность муниципальных образований, что частично находит подтверждение в ст. 213, 214, 215ГКРФ.

Необходимо отметить, что подобные определения не обладают четкостью, допускают неоднозначное толкование. Учитывая исключительно общий характер категорий «частная», «государственная», «муниципальная» собственность и возможность их дополнения другими формами собственности, правомерно заключить, что понятие «форма собственности» не относится к числу строго однопризнаковых. К тому же попытка строго очертить границы формы собственности, выделить ее по признаку субъекта наталкивается на высокий уровень неопределенности представлений о самом субъекте в виде частного лица, государства, муниципального образования. Это, по сути, многосубъектные категории, поэтому выделение формы собственности исходя из субъекта собственности (субъекта прав собственности) требует предварительного уточнения, о каком субъекте идет речь, в чьем лице он представлен.

К тому же имеет место совмещение, пересечение разных форм собственности, образование смешанных форм, когда один и тот же объект принадлежит субъектам разных форм. Так, например, в акционерных обществах часто наблюдается совмещение государственного и частного капитала.

В силу отмеченной затруднительности однозначной классификации форм собственности и их разделения остановимся подробнее на описании ключевых и производных от них форм собственности.

Государственная и муниципальная формы собственности возникли в результате глобального обобществления имущества в виде природных богатств, материально-вещественных средств производства, предметов потребления денежных средств. Выведение этих объектов из частной собственности, передача прав распоряжения, а частично и пользования в руки органов управления, действующих от лица уполномочившего их владельца — народа, составляет суть государственной и муниципальной форм собственности. Расчленение этих общественных по своей природе форм собственности на государственную и муниципальную обусловлено скорее политическими и социальными, чем экономическими факторами. Выделение муниципальной формы собственности позволяет приблизить управление к объектам, с использованием которых тесно связаны повседневные нужды граждан, и повысить уровень непосредственного участия населения в управлении такими объектами.

Для понимания сути государственной и муниципальной форм собственности важно понимать, что вкладывается в образ собственника, субъекта государственной и муниципальной форм собственности, в чьем лице он олицетворен. Номинально в роли субъектов государственной и муниципальной собственности выступают народ страны, население региона, территориально-административного образования (города, района, поселка). Реальными же распорядителями от лица государства, региона, административно-территориальной единицы становятся органы законодательной, исполнительной, судебной власти.

Государственная и муниципальная собственность делятся на три официально, статистически, разделяемые группы:

Ø государственная федеральная собственность (собственность Федерации);

pandia.ru