Экология закон 7

Внесены изменения в закон об экологической экспертизе, закон об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 22 декабря 2017 года и одобрен Советом Федерации 26 декабря 2017 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом уточняются порядок проведения государственной экологической экспертизы и перечень материалов, необходимых для её проведения.

В частности, в целях приведения Федерального закона «Об экологической экспертизе» в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации из указанного перечня исключается проектная документация объектов, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий.

Федеральным законом также переносится с 1 января 2018 года на 1 января 2019 года срок вступления в силу норм, обязывающих предприятия оснастить стационарные источники на объектах I категории автоматическими средствами измерения и учёта объёма или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи соответствующей информации в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга.

Аналогичным образом продлевается и срок вступления в силу норм, включающих в число объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня проектную документацию объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, и материалы обоснования комплексного экологического разрешения, разрабатываемые в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

kremlin.ru

Экологический турнир «Семь законов экологии»

Знание законов природы необходимо современному человеку. Экологическое воспитание и образование может решить задачу получения таких знаний. Выделив из множества законов экологии семь, выбрала форму передачи знаний – открытое мероприятие “экологический турнир”, в ходе которого все участники мероприятия (игроки и болельщики) могут реализовать свои интеллектуальные и творческие способности, мотивированы на конечный результат. Данное мероприятие рассчитано на учащихся 7 класса. В нашем турнире принимали участие по 3 человека от семи школ города и по 4 болельщика от каждой школы. Из игроков формировались три сборные команды по 7 человек в каждой.

Цели экологического турнира:

  • Познакомить учащихся с некоторыми из законов экологии
  • Способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся
  • Организовать полезный досуг школьников во время каникул
  • Сформировать представление о некоторых законах экологии
  • Расширить знания о природе в целом
  • Учить работать в команде, развивать лидерские и товарищеские качества

Материалы и оборудование:

  • Подборка материалов для “защиты” волка и хищников вообще. (Приложение 1)
  • Таблицы для определения осадочных горных пород – по числу команд. (Приложение 2)
  • Набор образцов горных пород (ракушечный известняк, опока, каменная соль, песчаник, каменный уголь, гипс, мел) – по числу команд.
  • Модель “цветика-семицветика”. (Приложение 3)
  • Гербарий из семи плодовых деревьев и кустарников семейства розоцветные, например: яблоня, груша, вишня, шиповник, слива, рябина, терн.
  • “Шайбы” – круги из картона с вопросом, 3 шт.
  • Три рисунка (раскраски) с изображением цветущих комнатных растений.
  • Фломастеры, цветные карандаши.
  • Образцы комнатных растений различных экологических групп по отношению к влажности (агава, толстянка, кактус; циперус, традесканция).
  • Документ-камера для демонстрации рисунков комнатных растений, мультимединый экран (не обязательно).
  • Плоды и семена следующих растений: дуб черешчатый, одуванчик лекарственный, рогоз широколистный, тростник обыкновенный, ель обыкновенная, сосна обыкновенная, береза бородавчатая.
  • Листы бумаги и шариковые ручки для ответов команд.
  • Достаточно просторное помещение.

Дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на нашем экологическом турнире!

Мы – это коллектив детского экологического центра, основанного в 1977 году в городе Урюпинске как станция юных натуралистов. За 35 лет станция превратилась в экологический центр, на базе которого в данный момент ведут свою плодотворную творческую и исследовательскую работу более двадцати детских объединения четырех направленностей.

Стало доброй традицией на осенних школьных каникулах проводить интересные познавательные мероприятия для вас – учащихся средних классов общеобразовательных учреждений. Осенние праздники, робинзонады, эрудит-шоу, сменяли друг друга в череде лет…

Сегодня настал черед провести самый настоящий турнир.

Мы назвали его – “Семь законов экологии”. Почему именно семь? Ведь законов, закономерностей и правил, ученые экологи сформулировали около 250! [2]

Семь – счастливое число по поверьям многих народов. “Это число символизирует …изучение и знание, как путь исследования неизвестного и невидимого” – так пишет известный немецкий ученый, культуролог Ганс Бидерманн в книге “Энциклопедия символов” [1]

Седьмые классы вызвали мы на турнир. Вас ждет семь испытаний.

На пороге 21 век – пора задуматься о роли каждого из нас, как представителя человечества, в формировании будущего всей планеты.

Сегодня вы познакомитесь с семью законами экологии – науки о взаимосвязи всех живых существ, биологических сообществ и явлений природы на нашей Земле.

Перед началом турнира будут сформированы три сборные команды – по семь человек в каждой, представители от каждого из семи общеобразовательных учреждений города.

Приступаем! У нас получилось три команды по 7 человек, названия командам вы придумываете сами. Итак…. Приветствуем команды: ….

А теперь я хочу представить вам жюри – добрых, справедливых, педагогов дополнительного образования детского экологического центра:

Оценивать конкурсы жюри будет по семибалльной системе. Максимальное количество баллов за один конкурс – 7 баллов. За всю игру – 49 баллов.

Первое испытание называется “Волк и семеро козлят”.

Мы с вами знакомимся с первым законом экологии Барри Коммонера, американского биолога и эколога. Закон звучит так: “Все связано со всем” и обращает внимание на всеобщую связь процессов и явлений в природе.

Все вы знаете сказку о волке и семерых козлятах. Волк в сказке – плохое, злое существо, которое необходимо наказать, не задумываясь. Волк – хищник, он питается травоядными животными, добрыми и милыми во всех сказках. Но вы знаете, сказки придумывали люди о самих себе – злых и агрессивных как волки и добрых, доверчивых, как козлята. В природе все гораздо сложнее. Ученые биологи и экологи никогда не назовут волка, или гадюку, тигра, орла и других хищников – злыми и нехорошими. Напротив, ученые будут утверждать, что именно хищники приносят травоядным неоценимую пользу, можно сказать – заботятся о них. Вам предстоит испытание – превратиться на время в защитников всех хищников в целом, и убедить нас в пользе, приносимой ими.

Первая команда представит свою защиту в виде краткого доклада ученых – экологов, биологов, эпидемиологов.

Вторая команда озвучит точку зрения охотников и фотоохотников, журналистов.

Третья команда преобразится в творческую группу поэтов, писателей, художников.

Каждая группа получает вспомогательные материалы: факты, рифмы, фотографии, цитаты произведений известных писателей. Жюри будет оценивать убедительность, артистизм и краткость вашей защиты. Время на подготовку – 7 минут. Выступление должно быть не больше 1 минуты.

Пока команды готовят защиту, я расскажу вам о двух выдающихся экологах 20 века, из России – Николай Федорович Реймерс и из США – Бирри Коммонер. Именно эти люди и сформулировали законы экологии, о которых мы с вами сегодня говорим. Реймерс Николай Федорович (1931–1993) – один из самых энциклопедически образованных теоретиков общей экологии, систематизатор и популяризатор экологических знаний. Был теоретиком и практиком развития заповедного дела в СССР. С 1966 г. – заместитель директора по науке Приокско-Террасного заповедника; в 1968–1969 годах работал в Главном управлении по охране природы, заповедникам и охотничьему хозяйству Министерства сельского хозяйства СССР. Тремя основными работами, в которых подведен итог многолетним теоретическим и практическим изысканиям Реймерса, стали словарь-справочник “Природопользование” (1990), “Популярный биологический словарь” (1991) и монография “Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология” (1992). В последней книге, впервые в русскоязычной литературе, он дал формулировки и систематизировал более 200 экологических законов, правил и принципов. [4]

Барри Коммонер прожил очень долгую жизнь – 95 лет, умер 30 сентября 2012 года – американский биолог и эколог, его родители – иммигранты из Российской империи. Кандидат в президенты США в 1980. Окончил университет штата Колумбия. После второй мировой войны переехал в Сент-Луис, где в течение 34 лет преподавал физиологию растений в университете. В конце пятидесятых приобрел известность как противник ядерных испытаний. Написал несколько книг об опасности подобных испытаний для экосистемы Земли. Наследие Коммонера включает четыре закона экологии. “Законы” Коммонера скорее афористические правила, которыми должны руководствоваться люди в процессах природопользования, чем строго сформулированные положения, естественно-исторические законы. И, тем не менее, эти “законы” вошли в учебники для вузов по специальности экология, эти “законы” легко запоминаются и понятны всем [4]

Команды по очереди представляют защиту. Жюри – оценивает.

Приступаем ко второму испытанию. Называется оно – “Семь подземных королей”.

Название этому испытанию дала одноименная книга советского писателя Александра Волкова. Поговорим о подземных сокровищах – полезных ископаемых и рассмотрим на их примере второй закон Барри Коммонера – “Все должно куда-то деваться”.

Богатства недр Земли образовались разным путем – при извержении вулканов, сдвигах земной коры и последующем погребении растительных массивов древности под мощным слоем горных пород, и другим путем. Каждая находка под землей – драгоценного камня, нефти, газа – о многом скажет ученым – геологам, которые научились сами предсказывать местонахождение полезных ископаемых под землей по известным им приметам.

Все геологи начинали свое обучение с умения определять название минерала по внешним или морфологическим признакам. Вам предстоит попробовать себя в роли геологов и попробовать определить с помощью специальной определительной таблицы семь минералов (горных пород или полезных ископаемых).

Каждая команда получает набор минералов и таблицу, а также помощь консультанта – “Старшего геолога” (педагога д/о).

Время на испытание – 10 минут.

Пока команды работают, я проведу беседу с болельщиками. Ребята, я прошу вас помочь мне разобраться в записях самого старшего мудрого рудокопа, который писал о происхождении полезных ископаемых, и отгадать – о чем же он писал?

1. “При мощных сдвигах земной коры, достаточно частых в долгой истории Земли, огромные растительные массивы оказываются погребенными в окружающих горных породах. Разложение погибших растений в условиях высокого давления и без доступа воздуха через миллионы лет приводит к превращению растений в…”
(ископаемые угли =каменный уголь).

2. “Опускаясь на дно океанов и морей, останки микроорганизмов и планктона (мелких взвешенных в воде организмов) засыпаются песком и илом. В застойной природной воде под действием бактерий образуются все более сложные органические соединения. Возникает и медленно накапливается темная жидкость, которую назвали…….”
(нефтью).

3. “Углекислый газ атмосферы взаимодействует с металлами и их окислами, которые во множестве содержатся в каменных породах и на поверхности Земли. Так образуются…….”
(известняки).

4. “Продукт разложения мертвых животных и растений, встречающийся там же, где и нефть – …..”
(природный газ).

5. “Ископаемая смола, образовавшаяся из ныне исчезнувших хвойных деревьев…..”
(янтарь).

6. “Тонкозернистый, мягкий, белый известняк, состоящий из мелких обломков и целых известковых скелетов микроорганизмов (фораминифер и не только). Применяют в цементной, стекольной, резиновой и других отраслях промышленности – ….”
(мел).

Команды – время вышло! Расскажите, какие минералы вам удалось определить.

Нас ждет третье испытание – “Цветик-семицветик”!

Третий закон Барри Коммонера – “Природа “знает” лучше” говорит о том, что пока мы не имеем абсолютно достоверной информации о механизмах и функциях природы, мы, подобно человеку, незнакомому с устройством часов, но желающему их починить, легко вредим природным системам, пытаясь их “улучшить”.

Все вы наверняка знаете сказку Валентина Катаева “Цветик-семицветик”: девочка получила волшебный цветок и могла загадать семь любых желаний. Но надо было продумывать каждое желание очень тщательно, иначе последствия становились непредсказуемыми.

Вы получите модель семицветика, на котором написано желание девочки. Его не было в сказке. Вам нужно рассказать нам о возможных последствиях этого желания. Жюри оценит полноту и убедительность ваших ответов. Время на обсуждение – 3 минуты.

“Желание: Пусть на всей Земле круглый год будет лето!”
Последствия: растают ледники – затопление большой территории суши; гибель людей – жителей прибрежных территорий; возможны эпидемии – из-за массовой гибели живых существ; заболачивание тундровой зоны; крупномасштабные техногенные катастрофы…

Пока команды обсуждают экологическую ситуацию, я расскажу вам, почему ученые считают, что природа “знает” лучше.

Математическая иллюстрация этого закона Б. Коммонера, состоит в том, что решение задачи расчета параметров биосферы требует несоизмеримо большего времени, чем весь период существования нашей планеты как твердого тела. Потенциально существующее эволюционно возможное разнообразие природы оценивается числами с порядком величин от 10 1000 до 10 50 (максимальное число при “буквенном” шифре кодировки, минимальное – при кодировании “словами” и “предложениями”). При будущем вероятном быстродействии ЭВМ – 10 10 операций в секунду – и одновременной работе невероятного числа (10 10 ) таких машин операция вычисления одномоментной задачи варианта из 10 50 разностей займет 10 30 секунд, или 3.10 21 лет, что почти в 10 раз дольше существования жизни на Земле. Природа “знает” лучше нас! [2]

Теоретически просчет вариантов возможен лишь методом блоков из “слов” и “предложений”, но нужно знать закономерности построения этих блоков и отбора их при расчетах. Эта задача пока невыполнимая. Да и едва ли нужно стремиться ее решать.

Время вышло, сейчас мы заслушаем по очереди ответы команд…

Четвертое испытание – “Семь – я”

Четвертый закон Барри Коммонера – “Ничто не дается даром”. Все, что было извлечено из экологической системы человеческим трудом, должно быть возмещено.

Представим, что мы с вами строим дом на опушке леса. Для постройки мы вырубили деревья и теперь должны возмести ущерб. Заложим фруктовый сад – и нам польза, и местным птицам кров и еда, а нашему огороду – защита от ветра и живая стена для задержки снега. Нам нужно будет определиться с выбором пород деревьев, а потом купить саженцы на рынке. Выбирать будем деревья одного семейства – розоцветные. Но придется потрудиться – выбор на рынке большой, кроме розоцветных попадаются представители других семейств. Ваша задача: из предложенных образцов – листов гербария (веток с листьями), выбрать семь плодовых деревьев семейства розоцветных и сказать их названия.

Время на выполнение испытания: 3 минуты.

Розоцветные: яблоня, груша, вишня, шиповник, слива, рябина, терн.
Команды отвечают, жюри оценивает ответы.

Пятое испытание: “Великолепная семерка и вратарь”.

Командам предстоит игра “Экологический хоккей” [5]

И мы познакомимся с законом Боулича, который называется “Все или ничего”. Закон “все или ничего” был сформулирован американским физиологом Боуличем в 1871 г., однако до сих пор очень слабо изучен в его действии вне нервной системы. Звучит он так: слабые воздействия могут не вызвать у природной системы ответных реакций до тех пор, пока, накопившись, они не приведут к развитию бурного динамического процесса. [2]

Иллюстрацию этого закона мы представим в виде экологических ситуаций – обычных, увы, в повседневной жизни. Командам нужно будет рассказать о результатах “слабых воздействий” на природу. Но время на обсуждение не дается.

Каждый участник команды получает свою роль: вам надо выбрать капитана, 3 защитников, 2 нападающих, 1 вратаря.

Капитан получает “шайбу” – вопрос, и отвечает на него. Ответил правильно – отбил шайбу, заработал очко команде. “Шайба” летит к другой команде, с новым вопросом. Если капитан не отбил шайбу, то она переходит к защитникам, затем – к нападающим, и к вратарю. Если никто из команды не знает ответ, очко присуждается двум другим командам. Разыгрываем три “шайбы” – по одной на каждую команду.

1. Мальчик бросил в озеро пластиковую бутылку. На вопрос, зачем он это сделал, он пожал плечами – “Ну и что? Ничего не случится” Ничего и не случилось. Изо дня в день в течение 30 лет разные люди бросали в озеро мусор…Что могло произойти в результате?

2. Весной ребята пошли на прогулку в лес, на правый берег Хопра. Под деревьями росло множество подснежников. Каждый из ребят сорвал по одному букету. Довольные, вернулись с прогулки домой и рассказали о поляне цветов всем своим знакомым. Через две недели на лесной поляне побывала половина городского населения. Из года в год цвели подснежники в том лесу и приходили за цветами люди, и никто не замечал никаких изменений. Как будет выглядеть через 20 лет та лесная поляна?

3. “Чистота – залог здоровья!” – сказал мальчик, подытожив свою работу. Только что он закончил уборку участка. На дворе осень, надо наводить порядок на огороде и в саду, убирать опавшие листья. Кучу листьев и веток родители мальчика сожгли – никаких проблем, во дворе чисто и красиво. Соседи сделали то же самое. Дым от костров был виден издали. В тот же вечер всех, кто сжег мусор, оштрафовали. Родители мальчика не могли понять, за что? Дым быстро развеялся и воздух снова стал чистым. Объясните, почему нельзя сжигать мусор?

Шестое испытание “Семь цветов радуги”.

Закон толерантности В. Шелфорда,1913 г. – лимитирующим фактором процветания организма (вида) может быть как минимум, так и максимум экологического воздействия, диапазон между которыми определяет величину выносливости (толерантности) организма к данному фактору.

Иначе говоря: все хорошо в меру!

Мы с болельщиками рассмотрим действие закона Шелфорда на примере комнатных растений – полностью зависимых от человека организмов. А наши команды проиллюстрируют рассказ о комнатных любимцах с помощью палитры красок!

Каждая команда получает лист бумаги с нарисованным на нем контуром растения и цветные карандаши (фломастеры). Ваша задача: аккуратно и грамотно раскрасить рисунок за максимально короткое время. Жюри оценит скорость и качество вашей работы. Время пошло!

Итак, все хорошо в меру! Если мы с вами будем поливать растения очень редко, от случая к случаю, многие из них могут засохнуть. Выживут только растения засушливых мест обитания – всем известные кактусы, толстянковые, агавы. Навредить ксерофильным растениям может очень обильный полив. Поливать их нужно после того, как земля в горшке полностью высохнет.

Обильно поливать нужно циперус, традесканцию, и другие растения, в естественных условиях произрастающие в местах с избытком влаги.Земля для таких растений должна быть всегда влажной. Многие декоративные лиственные растения требуют обильного полива с весны до осени, и умеренного зимой. Это единое правило для всех лиственных растений, хотя возможны исключения. Поливать такие растения зимой нужно после того, как высохнет земля в верхней части горшка.(Демонстрируются комнатные растения всех названных групп)

Итак, подведем итоги нашего испытания. Семь цветов радуги помогла раскрасить цветы всем командам, но первыми были…

Седьмое, и последнее испытание: “Седьмое небо”.

Последний закон экологии, который мы сегодня рассмотрим – это Закон минимума Юстуса Либиха, немецкого химика – выносливость организма определяется самым слабым звеном в цепи его экологических потребностей, т.е. жизненные возможности ограничивает тот экологический фактор, количество которого близко к необходимому организму минимуму и дальнейшее снижение которого ведет к гибели организма.

Экологические факторы – это свет, тепло, вода, питательные вещества и многие другие условия, необходимые организмам для жизни. Вы слышали о светолюбивых и теневыносливых деревьях, о неприхотливых сорняках, растущих всюду и о требовательным к почвам, чистоте воздуха растениях. Я перечислила вам экологические группы организмов по отношению к свету, и другим экологическим факторам.

Нашим командам предстоит определить по плодам и семенам представителей перечисленных экологических групп – всего 7 растений, деревьев и трав. Время на испытание: 2 минуты.

Светолюбивые: сосна, береза.

Требовательные к почвам, чистоте воздуха: дуб.

Влаголюбивые: рогоз, тростник.

У меня вопрос к болельщикам: как вы думаете, откуда появилось словосочетание “седьмое небо”?

Ответ такой: Наши предки – славяне представляли себе мир похожим на большое яйцо. Посередине славянской Вселенной, подобно желтку, расположена сама Земля, вокруг нее, как яичные скорлупа и пленки, – 9 разных небес. Вот почему мы до сих пор горим не только “небо”, но и “небеса”. Седьмое по счету наши предки считали “твердью”, прозрачным дном небесного океана, остров, который они туда помещали, назывался “ирием”, или “вирием”. А еще ирий называли островом Буяном. Там хранятся запасы живой воды, неиссякаемый источник дождей. Славяне считали, что на любое небо можно попасть, взобравшись по Мировому Древу, похожему на большой раскидистый дуб. Однако на этом дубе зреют не одни желуди, но также семена всех других деревьев и трав. [3]

Подошло время подвести итоги последнего испытания. Слово жюри…

А теперь мы узнаем, какая команда набрала больше всего баллов. Поприветствуем победителей!

(Награждение победителей и участников грамотами и призами.)

Всего вам доброго, друзья! Не забывайте: Все связано со всем, Все должно куда-то деваться, Природа “знает” лучше , Ничто не дается даром, Все или ничего, Все хорошо в меру, и помните про Закон минимума…

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Основные законы экологии

С учетом накопленных знаний о природной среде современные ученые-экологи установили общие закономерности и принципы взаимодействия общества с природной средой, которые назвали законами экологии.

Остановимся на законах экологии Б.Коммонера и Н.Ф.Реймерса.

Б.Коммонер в 1974 г. сформулировал в виде афоризмов четыре основные закона экологии и назвал их «замыкающийся круг». К этим законам относятся:

1) Все связано со всем(закон о всеобщей связи вещей и явлений в природе).

Биосфера Земли является равновесной экосистемой, в которой все отдельные звенья взаимосвязаны и дополняют друг друга, нарушение какого-либо звена влечет изменения в других звеньях. Таким образом, этот закон предостерегает человека от необдуманного воздействия на отдельные части экосистем.

2) Все должно куда-то деваться(закон сохранения).

В природе круговорот веществ замкнут, в хозяйственной деятельности человека такая замкнутость отсутствует, что приводит к образованию загрязняющих веществ. И хотя применяются различные технологии очистки загрязняющих веществ и нейтрализации отходов, но все, что остается в золе, шлаках, накапливается на очистных устройствах, в осадках, тоже должно куда-то деваться. То есть любая материя не исчезает, а переходит из одной формы существования в другую, оказывая влияние на состояние окружающей среды.

3) Природа «знает» лучше(закон о главном критерии эволюционного отбора).

Природа «знает» лучше, потому что ее практический опыт несравненно больше практического опыта человека. Значит, человечество должно тщательно изучать естественные экосистемы и сознательно относиться к преобразующей деятельности.

4) Ничто не дается даром(закон о цене развития).

Глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которой ничего не может быть выиграно или потеряно. Таким образом, все, что человечество забирает из экосистем для удовлетворения своих нужд, должно быть возвращено или возмещено.

Итак, в «законах» Б.Коммонера обращается внимание на всеобщую связь процессов и явлений в природе.

Кроме законов Б.Коммонера целесообразно изучить социоэкологические законы Н.Ф.Реймерса.

К законам Н.Ф.Реймерса относятся [25, с.29]:

1) Закон социально-экологического равновесия, который означает необходимость сохранения равновесия между давлением на среду и восстановлением этой среды.

2) Принцип культурного управления развитием, предполагающий наложение ограничений на экстенсивное развитие, учет экологических ограничений.

3) Правило социально-экологических замещений, которое констатирует необходимость выявления путей замещения человеческих потребностей.

4) Закон социально-экологической необратимости. Этот закон отмечает, что экосистема, потерявшая часть своих элементов, не может вернуться в начальное состояние.

5) Закон ноосферы В.И.Вернадского предполагает неизбежность трансформации биосферы под влиянием мысли и человеческого труда в ноосферу.

Соблюдение этих законов возможно при условии осознания человечеством своей роли в механизме поддержания стабильности биосферы.

Вопросы для самопроверки знаний

1) Назовите цель и задачи изучения курса.

2) Дайте определение понятию природопользование.

3) Какие существуют основные этапы в истории возникновения и развития экологии?

4) Что такое экология?

5) Назовите виды экологических факторов.

6) Дайте определение понятию популяция.

7) В чем отличие и сходство биогеоценоза и экосистемы?

8) Поясните понятие и состав биосферы, согласно учению В.И.Вернадского.

9) Какие круговороты веществ имеют место в биосфере?

10) В чем суть концепции ноосферы?

11) Назовите основные законы экологии.

studopedia.org

Образовательный и культурно-просветительский портал

ecoelets.ru экоелец.рф

4 закона экологии

В 70-х годах XX в. американский эколог Барри Коммонер сформулировал 4 закона экологии:

1. Все связано со всем.
В природе все взаимосвязано, любое действие человека приводит к последствиям, часто непредвиденным. И хотя эти изменения не всегда заметны на первый взгляд, они, положительные или негативные обязательно повлияют на человека, который является частью природы.

2. Все должно куда-то деваться.
Любые загрязнения (отходы, тепло, радиация и т.д.) вернутся к человеку обратно согласно первому закону, поэтому необходимы безотходные, экологически чистые технологии производства и утилизация бытовых отходов.

3. Природа знает лучше.
Природа разумна сама по себе. Вмешательство человека часто нарушает ее механизмы. Поэтому нужно не завоевывать природу, а по-возможности адаптироваться к ней.

4.Ничего не дается даром.
Это закон рационального природопользования. Экономия средств на охрану природы возвращается болезнями, бедствиями, ухудшением условий жизни не только ныне живущих, но и их потомков. Пренебрежение этим законом приводит также и к значительным материальным затратам (на восстановление природных ресурсов, очистку океана и т.п.)

18.05.2011 · Администратор · 5 комментариев · Просмотрено 42 955 раз · Добавить комментарий
Метки: экология · Рубрики: Экологический словарь

5 комментариев

Настя FeB — 05.05.2014

Ira — 10.05.2014

Настя, мы рады, что Вам пригодилась информация. Добро пожаловать на портал!

Cпасибо! Помогло с учебой! :))

Ira — 24.09.2015

Илья, хорошо, когда молодые интересуются такими вопросами. Спасибо Вам! Надеемся еще не раз «встретиться» тут, на нашем портале!

Спасибо помогло с этикой по дз благодаря вам у меня 5 по этике

ecoelets.ru

Экология как норма жизни

Швеция не только воплощает в реальность самые невероятные идеи для поддержания экологии и охраны окружающей среды, но и пытается привлечь внимание к этим проблемам в других странах.

Жизнь под знаком «Эко»

Недавний опрос показал, что почти треть шведов считают экологию и загрязнение окружающей среды одним из самых волнующих их вопросов. Для сравнения: лишь 7% жителей Евросоюза в целом, согласно той же статистике, обеспокоены этими проблемами.
Перепроизводство и постоянный рост масштабов потребления – еще одна проблема, которая вызывает опасения у многих стран, поскольку промышленное производство влечет за собой загрязнение окружающей среды и перерасход энергии. На бытовом уровне среди шведов популярно не покупать лишних вещей, стараясь, где возможно, не создавать лишний спрос на определенные, «неэкологичные» товары. Довольно распространено, например, покупать бывшую в употреблении мебель, одежду и технику, чтобы, пусть в небольших масштабах, предотвращать перепроизводство.
Практически все промышленные предприятия Швеции постоянно внедряют инновационные решения по повышению эффективности и одновременно снижению расхода энергии. Поддерживает промышленников в этих начинаниях и правительство. В 2005 году оно ввело налоговые льготы для энергоемких отраслей – в обмен на разработку ими мер по снижению энергопотребления. Цель правительства – до 2020 г. сделать использование энергии на 20% более эффективным по сравнению с 2008 г.
Каждый муниципалитет (а их в Швеции 290) имеет советника по вопросам энергетики, к которому люди могут обратиться за помощью и руководством. Консультации предоставляются по таким вопросам, как использование осветительных приборов с низким энергопотреблением и переход на более экологичные отопительные системы.

Кто есть кто в шведском эко-мире

ШВЕДСКОЕ АГЕНТСТВО ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Представляет правительству предложения по политике и законодательству в области окружающей среды и обеспечивает воплощение в жизнь решений на основании этой политики. Агентство также занимается вопросами отдыха на открытом воздухе и охоты.

СТОКГОЛЬМСКИЙ ЦЕНТР ПО ВОПРОСАМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Международный центр междисциплинарных научных исследований по организации управления социально-экологическими системами с акцентом на выживание – способность справляться с изменениями и продолжать развитие.

Правительственная организация, основанная в 2001 г. для развития инновационного потенциала Швеции в области устойчивого роста. Vinnova ежегодно инвестирует порядка 2,7 млрд шведских крон (286 млн евро) в различные программы.

ШВЕДСКОЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО

Правительственная организация, которая стимулирует использование возобновляемых источников энергии, усовершенствованных технологий, более продуманное потребление энергии и смягчение последствий изменения климата.

«Экологическая станция» (miljöstation) — место сортировки мусора.

Хочешь спасти планету – убери мусор

Более 99% мусора в Швеции перерабатывается и используется повторно тем или иным способом – этот феномен уже прозвали «шведской революцией ресайклинга». Ни одной другой стране в мире пока не удавалось подойти так близко к мечте о безотходном производстве и чистых воде и воздухе. Как шведам удалось этого добиться?
Если учесть, что в среднем каждый житель планеты производит несколько тонн бытового мусора в год, то несложно себе представить, во что превратится Земля хотя бы через несколько лет, если не принимать никаких мер. Швеция входит в число стран, которым удалось преуспеть по части утилизации и переработки мусора. Только 0,7% домашних отходов в Швеции утилизуется путем захоронений на специальных полигонах, тогда как в целом по Евросоюзу этот показатель составляет целых 34 %.

У каждой шведской семьи в квартире и в каждом доме есть несколько контейнеров с наклейками. На одном – стекло, на другом – картон, на третьем – металл, на четвертом – пластик, на пятом – для газет. Отдельный контейнер – для пищевого мусора. В эти контейнеры складываются соответствующие отходы, которые затем везут на станцию сбора мусора. Важность сортировки мусора настолько закрепилась в сознании шведов, что многие делают это автоматически. Краски, лак для ногтей, старые батарейки, лампочки и электоприборы – опасный мусор, который утилизуется в специально отведенных для этого местах. За вопросы организации сбора мусора и его утилизации отвечают муниципалитеты, и они же отвечают за то, чтобы их жители знали о правилах и возможностях утилизации.

Инновации на службе экологии

Еще один способ, с помощью которого Швеция пытается показать другим странам путь к превращению планеты в экологический рай, – использование инновационных экологических решений. Шведское правительство инвестировало уже более 400 миллионов крон в исследования и разработки в области экологии и защиты окружающей среды. Cреди наиболее известных разработок – биотопливо, интеллектуальные электросети, а также сбор и хранение углерода. В 2013 г. расходы на научные исследования и разработки составили 3,3% ВВП, что является четвертым по величине показателем в ОЭСР.

Забота о чистоте воздуха заставила шведов искать пути замены горючего топлива и бензина. В качестве альтернативных источников топлива, получивших большое распространение в Швеции, – биотопливо, получаемое из пищевого и органического мусора, электричество и этанол. Многие шведские предприятия, а также почти все государственные учреждения заменяют автопарк, избавляясь от авто на горючих видах топлива и пересаживаются на безвредные для природы электромобили. Практически все городские и междугородние автобусы перешли на биотопливо и этанол. Это лишь некоторые меры, с помощью которых Швеция стремится вывести горючие газы из обращения и способствовать очищению воздуха от вредных выхлопов. Задачи по снижению выброса парниковых газов на 40% до 2020 г. по сравнению с 1990 г. и полное избавление автопарка от ископаемых видов топлива до 2030 г. – в числе приоритетных для экологической политики Швеции.

Из истории вопроса

Репутацию пионера в области экологии Швеция заслужила еще в 1960-70-х гг. Так, Швеция стала первой страной, учредившей в 1967 г. Управление по охране окружающей среды. Именно в Швеции в 1972 г. проходила первая конференция ООН, посвященная вопросам окружающей среды, результатом которой стало создание Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) – ведущего международного органа по экологии по сегодняшний день.

Швеция также была одним из первых государств, подписавших и ратифицировавших Киотский протокол, международное соглашение о необходимых мерах в условиях изменения климата.

ВОЗОБНОВЛЯЕМАЯ ЭНЕРГИЯ

Швеция обладает самой большой долей возобновляемых источников энергии в ЕС – в 2016 году она составляла 53,8%, в основном, это гидроэнергия и биотопливо. Согласно прогнозам Энергетического ведомства Швеции, этот показатель может вырасти до 55% к 2020 г.

АТОМНАЯ ЭНЕРГИЯ

На атомную энергию приходится около 40% производства электроэнергии Швеции. В Швеции расположены десять реакторов. Будущее их, однако, пока не определено, так как у некоторых реакторов скоро истекает срок эксплуатации, а доводы «за» и «против» строительства новых остаются горячей темой для обсуждений.

АРКТИЧЕСКИЙ ФОКУС

Глобальное изменение климата сделало Арктику одним из наиболее уязвимых регионов в мире. За последние 100 лет средняя температура в регионе выросла в два раза больше, чем средняя общемировая температура. Изменения влияют не только на местное биоразнообразие и полярный лед, но и на планету в целом в связи с повышением уровня океана. Как часть арктического региона и член межправительственного Арктического совета, Швеция стремится привлечь внимание общественности к изменению климата в Арктике на международных переговорах по вопросам климата. www.arctic-council.org

ВОДА ДЛЯ ЖИЗНИ

Наряду с изменением климата, одной из главных глобальных экологических проблем является загрязнение морей и потеря морской среды обитания. С 1990 г. доля окисленных озер в Швеции сократилась с 17% до 10%, и тенденция к снижению сохраняется. Кроме того, Швеция активно работает над тем, чтобы убедить ЕС и страны Балтийского региона улучшать экологию Балтийского моря. Действия включают управление водными ресурсами и проекты по рыбоохране.

Жилой район Вэстра хамнен в Мальмё.

Города-отличники экологии

Согласно статистике ООН, к 2050 г. две трети мирового населения будут проживать в городах. Именно поэтому проблема перенаселения городов и их рост вызывает опасения у экологов всех стран. И здесь Швеция также могла бы послужить хорошим примером, поскольку рациональное использование природных ресурсов сыграло решающую роль в планировке многих шведских городов.

В середине 1990-х гг. в мэрии Стокгольма решили превратить бывшую промышленную зону Хаммарбю в образец экологической городской планировки. В заново отстроенном жилом районе – «умные» электросети, доступный и экологичный общественный транспорт, велосипедные дорожки и парковки, организация сбора и утилизации отходов.

Похожее преобразование промышленной зоны в жилой район произошло и в Мальмё. Сегодня район Вэстра хамнен – это район с нулевым выбросом углерода, где используется система аккумулирования тепловой энергии. Вода хранится в течение лета, затем закачивается с помощью энергии ветра для обогрева домов в холодное время года. Затем вода повторно используется для охлаждения зданий летом.

sweden.ru