Изменения в правилах внутреннего контроля 2014

Изменения в правилах внутреннего контроля 2014

Правила внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом

Правила внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы

21 ноября 2011 года вступил в силу Федеральный закон № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым был изменен порядок утверждения правил внутреннего контроля, в соответствии с которым согласование правил внутреннего контроля организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, с Росфинмониторингом не требуется.

При разработке правил внутреннего контроля организациям необходимо учитывать положения:

Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 №667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Кроме того, при разработке правил внутреннего контроля, следует руководствоваться:

Рекомендациями по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок, утвержденными приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103;

Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденным приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203;

Положением о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени(уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденным приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 № 59.

www.fedsfm.ru

Обновление и разработка правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ

Обновление и разработка правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ 06.01.2017 21:44

Обновление и разработка правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ – не пустое занятие, а обязанность организаций и предпринимателей

Тема правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПВК по ПОД/ФТ) поднималась нами уже неоднократно. Вот уже почти 10 лет назад, в 2008 году вышла первая наша большая статья «Порядок постановки организаций на учет в Росфинмониторинг и согласования Правил внутреннего контроля», положившая начало циклу наших статей, посвященных теме правил внутреннего контроля. Этот важнейший внутренний документ по вопросам противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма должен обязательно быть в каждой организации и у предпринимателя, которые перечислены в 5 статье Федерального закона №115 от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Правила внутреннего контроля – это документ не статичный, работа над которым должна осуществляться организациями и предпринимателями постоянно. Так было ранее, и так наверняка будет в новом 2017 году. Актуальность правил внутреннего контроля тесно связана с изменением нормативно-правовых актов в сфере ПОД/ФТ, влияющих на их содержание.

Есть простое, но очень важное правило: «поменялась нормативная база в сфере ПОД/ФТ, нужно актуализировать правила внутреннего контроля по противодействии легализации».

В какие сроки нужно разработать новые правила внутреннего контроля со всеми последними изменениями в сфере ПОД/ФТ?

Если Вы являетесь лизинговой или факторинговой организацией, оператором по приему платежей, оператором радиоподвижной связи, агентством недвижимости, относитесь к организациям или предпринимателям ювелирного сектора, то согласно п. 1 (1) Постановления правительства РФ от 30.06.2012 №667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» правила внутреннего контроля должны быть приведены организацией и индивидуальным предпринимателем в соответствие с требованиями нормативных правовых актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не позднее месяца после даты вступления в силу указанных нормативных правовых актов, если иное не установлено такими нормативными правовыми актами. Хотите сделать моментальную экспресс оценку актуальности Ваших ПВК по ПОД/ФТ? Посмотрите на дату утверждения Ваших правил внутреннего контроля. И если на момент публикации настоящей статьи Ваши ПВК утверждены ранее, чем 30 сентября 2016 года, то в 2017 году такие правила внутреннего контроля вряд ли пройдут проверку со стороны надзорных органов: ведь 30 сентября 2016 года вступили в силу важнейшие изменения в Постановление Правительства №667 от 30.06.2012 г., требующие корректировки многих разделов ПВК.

Если Вы являетесь некредитной финансовой организации (НФО): профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховым брокером, управляющей компанией инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственным пенсионным фондом, кредитным потребительским кооперативом, в том числе сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом, микрофинансовой организацией, обществом взаимного страхования, ломбардом, то Ваши правила внутреннего контроля должны быть приведены в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ не позднее трех месяцев после даты вступления в силу федерального закона, вносящего изменения в Федеральный закон №115 от 07.08.2001 г., если иное прямо не установлено соответствующим федеральным законом, а также ПВК по ПОД/ФТ должны быть приведены Вами в соответствие с требованиями нормативного акта в сфере ПОД/ФТ не позднее трех месяцев после даты вступления его в силу, если иное прямо не установлено соответствующим нормативным актом. Указанная норма установлена п. 1.10. «Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (утв. Банком России 15.12.2014 №445-П). И если на момент публикации настоящее статьи Ваши правила внутреннего контроля были утверждены ранее чем 15 октября 2016 года, то в 2017 году они проверку со стороны надзорных органов вряд ли пройдут. Напомним, что 15 октября 2016 года вступили в силу важнейшие изменения в Положение Банка России №444-П от 12.12.2015 г. об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, требующие корректировки правил внутреннего контроля.

По нашим самым скромным подсчетам, правила внутреннего контроля нужно было корректировать в 2016 году не менее трех раз. Сколько выйдет редакций новых правил внутреннего контроля в 2017 году – покажет время.

Главное – обновлять и разрабатывать правила внутреннего контроля своевременно: ведь их могут затребовать на проверку в любой момент (в ряде случаев у организации может быть всего менее суток на то, чтобы сдать этот документ на проверку по запросу надзорного органа), а одним из наиболее частых нарушений, которые выявляют надзорные органы при проверке правил внутреннего контроля, является их несоответствие требованиям действующего законодательства в сфере ПОД/ФТ.

Также напомним, что с 2016 года правила внутреннего контроля лизинговой и факторинговой организации, оператора по приему платежей, агентства недвижимости, а с 2017 года еще и правила внутреннего контроля ювелирной организации и оператора радиоподвижной связи оцениваются надзорными органами в том числе еще и удаленно. Каждый раз, когда такая организация или предприниматель утверждают новые ПВК по ПОД/ФТ, они загружают их в свой личный кабинет на сайте Росфинмониторинга в рамках «Добровольного сотрудничества».

Лучший способ разработки и обновления правил внутреннего контроля – Ваша самостоятельная работа над ними. Ведь только так, Вы сможете разобраться во всех хитросплетениях требований к ПВК по ПОД/ФТ, будете знать их содержание, будете хорошо ориентироваться в тех случаях, когда требуется разработка новых правил внутреннего контроля, а когда нет.

Для разработки правил внутреннего контроля не пользуйтесь чужими ПВК, а также скаченными из интернета шаблонами правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации преступных доходов – ведь такие документы в большинстве случаев очень устаревшие и требуют серьезных доработок.

Если Вы не уверены в том, что сможете самостоятельно справиться с разработкой и обновлением ПВК, то Вы можете заказать разработку правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ со всеми последними изменениями у специалистов, которые делают этот документ профессионально. В последние годы можно часто встретить красивую и громкую рекламой таких услуг, поэтому выбирая себе помощников в разработке и обновлении правил не забудьте о простой народной мудрости: «встречают по одежке, а провожают по уму».

Мы надеемся, что правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ наших читателй будут всегда актуальны, корректны и пройдут любые проверки надзорных органов.

vestnik115fz.ru

Изменения в правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и иные важные новости по финансовому мониторингу

Пинигина Елена Евгеньевна, эксперт по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ

В сентябре 2016 года вступают в силу многочисленные изменения в сфере финансового мониторинга. Субъектам Федерального закона №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» следует внимательно отнестись к новым нормативным и законодательным актам, своевременно привести документы, в том числе, правила внутреннего контроля в соответствие с изменениями и провести обязательное обучение с сотрудниками. Изменения ( актуальны — Ред. ) для всех субъектов Федерального закона №115-ФЗ (ломбарды, организации и индивидуальные предприниматели ювелирной отрасли).

29 августа 2016 г. вступил в силу Приказ Росфинмониторинга от 25.07.2016 №232 «О размещении на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» решений Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма». Необходимо провести внутренний дополнительный (внеплановый) инструктаж.

01 сентября 2016 г. вступают в силу изменения в Федеральный закон №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Изменения вносятся Федеральным законом №191-ФЗ от 23.07.2016 г. и касаются всех организаций и индивидуальных предпринимателей независимо от вида, осуществляемой деятельности и надзорного органа.

В частности, необходимо внести изменения в правила внутреннего контроля в части сведений, устанавливаемых в отношении юридических лиц, зарегистрированных на территории иностранных государств, т.е. дополнить такими сведениями правила и/или дополнить анкеты юридических лиц, заполняемых при проведении идентификации. Обращаем внимание, что перечень таких сведений обязательно должен быть указан в правилах, независимо от того, с какими видами лиц, работает организация или предприниматель. Законом дополняется, и обязанность клиента предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований Федерального закона 115-ФЗ, включая информацию о своих выгодоприобретателях, учредителях (участниках) и бенефициарных владельцах. Необходимо провести так же и обязательный внутренний инструктаж.

Изменения для некредитных финансовых организаций (ломбардов)

01.09.2016 г. вступает в силу Постановление Правительства РФ от 25.05.2016 №461 «Об утверждении Правил представления кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации о фактах отказа от проведения операций с денежными средствами и (или) иным имуществом, одной из сторон которых является иностранная или международная неправительственная организация, включенная в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации». Если в правилах внутреннего контроля организации предусмотрены такие положения, необходимо внести изменения в них.

03.09.2016 вступает в силу Указание Банка России «О внесении изменений в Положение Банка России от 15 декабря 2014 года №445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

03.09.2016 вступает в силу Указание Банка России «О внесении изменений в Указание Банка России от 15 декабря 2014 года № 3484-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Организациям необходимо привести правила в соответствие с изменениями.

Планируемые изменения для некредитных финансовых организаций (ломбардов)

Определен порядок доведения Банком России до сведения кредитных организаций, иных лиц информации, полученной от Росфинмониторинга. «Положение о порядке доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом» (утв. Банком России 20.07.2016 №550-П). В соответствии с пунктом 4.1 данный документ вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования. На данный момент документ опубликован не был. Следите за нашими новостями в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ. //Ювелирные Известия

j-r.ru

С 30 сентября 2016 года необходимо внести изменения в правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ

Внимание, уважаемые субъекты Федерального закона 115-ФЗ. 30 сентября 2016 года вступает в силу Постановление Правительства РФ от 17.09.2016 №933 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Указанное Постановление вносит изменения сразу в два нормативных акта, регулирующих сферу финансового мониторинга:

в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. №667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (*прим. для агентств недвижимости, ювелирной отрасли, лизинговых и факторинговых компаний, операторов по приему платежей);

в Положение о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 г. №209 «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям».

Изменения напрямую касаются, прежде всего, Правил внутреннего контроля организаций и индивидуальных предпринимателей не поднадзорных Банку России. С 30 сентября 2016 года по 30 октября 2016 г. агентства недвижимости, организации и предприниматели ювелирной отрасли, лизинговые и факторинговые компании, операторы по приему платежей обязаны привести свои правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ в соответствии с новыми требованиями к правилам.

Эксперт по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ — Пинигина Елена Евгеньевна знакомит читателей с основными изменениями.

    Спустя 15 лет с момента принятия Федерального закона 115-ФЗ закреплены сроки приведения правил внутреннего контроля в соответствие с изменениями законодательства. Ранее срок в 30 дней был рекомендованным и был закреплен только в информационном письме Росфинмониторинга. С 30 сентября срок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. №667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Теперь все организации и индивидуальные предприниматели обязаны вносить изменения в правила внутреннего контроля в соответствие с требованиями нормативных правовых актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не позднее месяца после даты вступления в силу указанных нормативных правовых актов, если иное не установлено такими нормативными правовыми актами.

Такое закрепление сроков можно считать положительным моментом, т.к. на протяжении 15 лет срок не был урегулирован законом, что обязывало субъектов закона №115-ФЗ приводить правила внутреннего контроля сразу при вступлении в силу изменений, касающихся положений правил (*прим. у некредитных финансовых организаций срок установлен Банком России и составляет 3 месяца).

Расширено содержание программ осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ. Правила внутреннего контроля требуют многочисленных дополнений и описания процедур осуществления внутреннего контроля.

Установлены требования к форме правил внутреннего контроля. С 30 сентября они должны быть строго в виде документа на бумажном носителе.

Изменения в Положение о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу (утверждено Постановлением Правительства №209) касаются в основном необходимости представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации о случаях отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции с денежными средствами или иным имуществом по основаниям, указанным в пункте 11 статьи 7 Федерального закона и приведения формулировок соответствующих положений в соответствии с Федеральным законом №115-ФЗ.

Для реализации обязанности по представлению информации в Росфинмониторинг о случаях отказа в ближайшее время ожидается и внесение соответствующих изменений в Приказ Росфинмониторинга от 22.04.2015 №110 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с последующей регистрацией в Министерстве юстиции), в Приказ Росфинмониторинга от 27.08.2015 № 261 «Об утверждении описания форматов формализованных электронных сообщений, направление которых предусмотрено Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. №110, и рекомендаций по их заполнению».

Эксперт напоминает читателям о необходимости провести внутреннее обучение:

Некредитные финансовые организации обязаны провести целевой (внеплановый) инструктаж не позднее 5 октября.

Иные организации и индивидуальные предприниматели обязаны провести внеплановый (дополнительный) инструктаж в самые короткие сроки с момента вступления в силу Постановления Правительства РФ от 17.09.2016 №933 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

115zakon.ru

Разработка ПВК по ПОД/ФТ

Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — пвк по под фт) являются основным локальным актом организации и индивидуального предпринимателя, перечисленных в статье 5 Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон №115 ФЗ).

Наши специалисты разработали Правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ для каждого вида деятельности указанного в статье 5 Закона №115 ФЗ о легализации. Все ПВК составлены с учетом последних изменений в законодательстве о ПОД/ФТ за 2017 год. Вам достаточно выбрать подходящий Вам документ и оставить заявку.

При необходимости наши специалисты могут восстановить Вам Правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ за прошлые года — 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017 гг.

Вы также можете заказать комплект документов по ПОД/ФТ если Вы являетесь вновь созданным предприятием или вновь зарегистрированным индивиуальным предпринимателем.

Подробнее о стоимости комплекта документов Вы можете узнать у наших специалистов по следующим телефонам 8(843)209-05-31, 8(843)265-52-32 или по электронной почте [email protected]

Подготовка правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ для коммерческой организации, заключающей договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансового агента.

Комплексный документ с приложениями. Объем более 100 листов.

Комплексный документ по ПОД/ФТ с приложениями. Объем 130 листов.

Правила внутреннего контроля утверждаются руководителем организации или индивидуальным предпринимателем. Согласование текста правил внутреннего контроля с надзорными органами не требуется.

Вместе с тем, правила внутреннего контроля по под фт подлежат актуализации при изменениях в Федеральном законе №115-ФЗ от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — закон 115 фз) и других нормативных правовых актах по ПОД/ФТ.

Обзор изменений в законодательстве о ПОД/ФТ за 2017 год

30 июля 2017 года — вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 г. №267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Пункт 1.3 сттьи 6 Федерального закона №115-ФЗ, который описывает одну из операций подлещах обязательному контролю, изложен в новой редакции: «операция по зачислению денежных средств на счет (вклад), покрытый (депонированный) аккредитив или списанию денежных средств со счета (вклада), покрытого (депонированного) аккредитива хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, которые указаны в статье 1 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 213-ФЗ «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», федеральных унитарных предприятий, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и хозяйственных обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, которые указаны в Федеральном законе от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается такая операция, равна 10 миллионам рублей или превышает эту сумму либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 10 миллионам рублей, или превышает эту сумму».

28 июня 2017 года — вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2016 №505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия «иностранные финансовые инструменты».

Закон уточняет определение иностранных финансовых инструментов.

29 декабря 2016 года — вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2016 №471-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Закон уточняет перечень субъектов, которые вправе запрашивать сведения о бенефициарных владельцах юридических лиц. Это уполномоченный орган и налоговые органы.

21 декабря 2016 года — вступил в силу Федеральный закон от 23.06.2016 №215-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Новый закон установил обязанность для всех юридических лиц установить своих бенефициарных владельцев, собрать о них сведения и хранить в течение пяти лет.

1 сентября 2016 года — вступил в силу Федеральный закон от 23.06.2016 №191-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Указанный закон внес следующие изменения в закон №115 фз о противодействии. Так, с 01.09.2016 г. до приема на обслуживание клиента — юридического лица в отношении его необходимо установить следующие новые сведения: организационно-правовую форму, код иностранной организации, для юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, также основной государственный регистрационный номер и адрес юридического лица, для юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством иностранного государства, также регистрационный номер, место регистрации и адрес юридического лица на территории государства, в котором оно зарегистрировано.

Клиенты обязаны предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию об учредителях и участниках.

Характер и объем мер, предусмотренных подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 7 закона №115 фз о противодействии легализации будут определяться с учетом степени (уровня) риска совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

20 июля 2016 года — вступил в силу Федеральный закон от 06.07.2016 №374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».

В Уголовный кодекс РФ (далее – УК РФ) введена новая статья 361, которой установлена уголовная ответственность за акт международного терроризма (совершение вне пределов территории Российской Федерации взрыва, поджога или иных действий, подвергающих опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан Российской Федерации в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов либо направленных против интересов Российской Федерации, а также угроза совершения указанных действий, в том числе финансирование указанных действий). Указанные изменения послужили причиной внесения изменений в Федеральный закон №115-ФЗ от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон №115-ФЗ). Так, с 20 июля 2016 года определение «финансирование терроризма» в Федеральном законе №115-ФЗ включает в себя статью 361 УК РФ.

4 июля 2016 года — вступили в силу Федеральный закон от 03.07.2016 №288-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон от 03.07.2016 №263-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7 и 7.3 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

4 июля 2016 года вступили в силу изменения в Федеральном законе №115-ФЗ. В абзаце 17 части 1 статьи 5 закона №115 фз о противодействии легализации доходов исключены слова «и оказывают услуги связи на основании договоров с абонентами — физическими лицами». Таким образом, с 4 июля 2016 года операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования обязаны проводить идентификацию как клиентов — физических лиц, так и юридических лиц. Напомним, что они были включены в перечень субъектов Федерального закона №115-ФЗ с 1 марта 2015 года на основании Федерального закона от 29.12.2014 №461-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

С 4 июля 2016 года упрощенная идентификация клиента — физического лица может быть проведена при осуществлении перевода денежных средств по поручению клиента — физического лица без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, а также при предоставлении клиенту — физическому лицу электронного средства платежа, при осуществлении операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 100 000 рублей либо не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 000 рублей, при заключении договора потребительского кредита (займа) с учетом особенностей, установленных пунктом 1.12-1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ, при заключении договоров с негосударственными пенсионными фондами, при заключении договора о брокерском обслуживании, договора доверительного управления ценными бумагами, депозитарного договора и при приобретении инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов при условии, что все расчеты осуществляются исключительно в безналичной форме по счетам, открытым в российской кредитной организации.

Кредитные организации не обязаны выполнять требования статьи 7.3 Федерального закона №115-ФЗ в отношении публичных должностных лиц при осуществлении операций на сумму, не превышающую 40 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 40 000 рублей, связанных с покупкой или продажей наличной иностранной валюты физическими лицами, а также при осуществлении операций на сумму, не превышающую 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей, связанных с осуществлением переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета, за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данные операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Кроме этого юыл увеличен суммовой порог, при превышении которого обязательна процедура идентификации клиента — физического лица при покупке или продаже наличной иностранной валюты. В соответствии с пунктом 1.2 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ с 4 июля 2016 при осуществлении физическим лицом операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 40 000 рублей либо не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 40 000 рублей, идентификация клиента — физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не осуществляется. Исключение, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

1 июля 2016 года — вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2015 №391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

1 июля 2016 года абзац первый пункта 1.3 статьи 6 Федерального закона №115-ФЗ изложен в новой редакции. Так, слова «указанных в статье 1 Федерального закона «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» заменены следующими словами «указанных в статье 1 Федерального закона «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

29 марта 2016 года — вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2015 №407-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

29 марта 2016 года в статью 7 Федерального закона №115-ФЗ были добавлены два новых пункта 1.5-2 и 1.5-3. СНа основании новых положений кредитная организация и микрофинансовая компания вправе поручать на основании договора кредитной организации проведение идентификации или упрощенной идентификации клиента — физического лица, а также идентификации представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца в целях заключения с указанным клиентом договора потребительского кредита (займа), предоставляемого клиенту — физическому лицу посредством перевода денежных средств в соответствии с законодательством о национальной платежной системе. Требования к кредитным организациям, которым может быть поручено указанное проведение идентификации или упрощенной идентификации в соответствии, устанавливаются Банком России по согласованию с уполномоченным органом. Банк России по согласованию с уполномоченным органом устанавливает требования к микрофинансовым компаниям, которые могут поручать кредитным организациям проведение идентификации или упрощенной идентификации.

При этом, кредитная организация и микрофинансовая компания обязаны сообщать Банку России в установленном им порядке информацию о лицах, которым поручено проведение идентификации или упрощенной идентификации.

30 августа 206 года вступило в силу Указание Банка России от 20.07.2016 №4078-У «О требованиях к кредитным организациям, которым может быть поручено проведение идентификации или упрощенной идентификации, а также к микрофинансовым компаниям, которые могут поручать кредитным организациям проведение идентификации или упрощенной идентификации». В соответствии с указанным документом кредитная организация, которой может быть поручено проведение идентификации, должна иметь лицензию, предоставляющую право осуществлять банковские операции по привлечению во вклады денежных средств физических лиц в рублях, а также лицензию, предоставляющую право осуществлять банковские операции по привлечению во вклады денежных средств физических лиц в рублях или по осуществлению переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).

Крому вышеперечисленных изменений с 29 марта 2016 года упрощенная идентификация клиента — физического лица может быть проведена при осуществлении перевода денежных средств по поручению клиента — физического лица без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, а также при предоставлении клиенту — физическому лицу электронного средства платежа, при заключении договора потребительского кредита (займа) сумма которого не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей, предоставляемого клиенту — физическому лицу посредством перевода денежных средств в соответствии с законодательством о национальной платежной системе в пользу клиента — физического лица, при условии, что все расчеты осуществляются исключительно в безналичной форме по счетам, открытым в российской кредитной организации.

В случае получения, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, из информационных систем органов государственной власти, ПФР, ФСС, ФФОМС и (или) государственной информационной системы, определенной Правительством Российской Федерации, подтверждения совпадения сведений о лице * со сведениями в указанных информационных системах, а также при подтверждении клиентом — физическим лицом получения на указанный им абонентский номер подвижной радиотелефонной связи информации, обеспечивающей прохождение упрощенной идентификации (включая возможность использования электронного средства платежа), клиент — физическое лицо считается прошедшим процедуру упрощенной идентификации в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, а также предоставления указанному клиенту — физическому лицу электронного средства платежа, предоставления клиенту потребительского кредита (займа).

10 января 2016 года — вступили в силу Федеральный закон от 30.12.2015 №423-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Федеральный закон от 30.12.2015 №424-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В статью 7 Федерального закона №115-ФЗ включен пункт 1.4-2 согласноо которому при покупке физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней на сумму, не превышающую 40 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 40 000 рублей, а также при использовании персонифицированного электронного средства платежа для совершения покупки физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в розницу на сумму, не превышающую 100 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 000 рублей, идентификация клиента — физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится (за исключением случая, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма). Таким образом, при покупке физическим лицом по договору розничной купли-продажи ювелирных изделий стоимостью не более 40 тыс. руб. продавцы ювелирных изделий могут не проводить идентификацию данного клиента.

Вышеприведенный обзор отражает изменения в законе 115 фз за 2016, 2017, 2018 гг, который надеемся послужит для Вас практическом пособием в Вашей работе.

law115.ru