Изменения трудового закона 2011

Изменения в трудовом законодательстве – 2016

2015 год подходит к концу, а значит, наряду с подведением итогов самое время посмотреть в будущее. Рассмотрим несколько наиболее значимых положений трудового законодательства, которые вступят в силу в наступающем году.

Заемный труд

С 1 января заемный труд, или так называемый аутстаффинг, по общему правилу будет запрещен (Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В ТК РФ появится легальное определение заемного труда – под ним будет пониматься труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем лица, не являющегося работодателем данного работника (ст. 56.1 ТК РФ).

В качестве исключения из общего правила о запрете аутстаффинга «заемные» сотрудники смогут направляться к физическому лицу для личного обслуживания или ведения домашнего хозяйства. Кроме того, привлекать их к труду смогут ИП и юридические лица для временного исполнения обязанностей отсутствующих сотрудников, а также для проведения работ, связанных с заведомо временным (до девяти месяцев) расширением производства или объема оказываемых услуг.

Особенности регулирования труда «заемных» работников будут закреплены в отдельной главе кодекса (гл. 53.1 ТК РФ).

Деятельность по предоставлению труда работников смогут вести только две категории лиц:

  • частные агентства занятости, зарегистрированные на территории России и не применяющие специальные налоговые режимы, а также прошедшие аккредитацию;
  • другие юридические лица, если работники с их согласия временно направляются в аффилированные организации (например, из одной компании в другую, если они являются сторонами акционерного соглашения) (п. 3 ст. 18.1 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»; далее – закон о занятости).
  • Деятельность первых из них будет регулироваться специальными правилами, которые вступят в силу 1 января (постановление Правительства РФ от 29 октября 2015 г. № 1165 «Об утверждении Правил аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала)»; далее – Постановление № 1165).

    Установлен ряд требований, которым должны соответствовать частные агентства занятости на момент подачи документов на аккредитацию:

  • наличие уставного капитала в размере не менее 1 млн руб.;
  • отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей;
  • наличие у руководителя агентства высшего образования, а также стажа работы в области трудоустройства или содействия занятости населения в России не менее двух лет за последние три года;
  • отсутствие у руководителя агентства судимости за совершение преступлений против личности или в сфере экономики (п. 6 ст. 18.1 закона о занятости).
  • Деятельность по аккредитации уполномочен вести Роструд. Ведомство приступило к приему документов от частных агентств занятости еще в середине ноября. При положительном решении сведения об агентстве будут внесены в реестр аккредитованных частных агентств занятости, который подлежит размещению на сайте Роструда.

    Социальное страхование от несчастных случаев на производстве

    Тарифы на соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в 2016 году останутся на прежнем уровне (Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 362-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2016 год»).

    Речь идет о 32 тарифах, исчисляемых в пределах от 0,2% до 8,5% от суммы всех вознаграждений, начисленных работникам (исполнителям, подрядчикам) по трудовым и гражданско-правовым договорам. Указанные тарифы дифференцируются по видам экономической деятельности в зависимости от класса профессионального риска (приказ Минтруда России от 25 декабря 2012 г. № 625н «Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска»). Например, предприниматели, торгующие в розницу мясом, хлебом, овощами, фруктами и кондитерскими изделиями, должны будут уплачивать взносы по ставке 0,2%, владельцы автомоек – по ставке 0,5%, таксомоторные компании – по ставке 0,9%, а арендодатели торгового оборудования – по ставке 3,4%.

    Кроме того, в следующем году будет сохранена льгота по уплате страховых взносов для ИП, применяющих труд инвалидов. Как и сегодня, предприниматели смогут уплачивать эти взносы в размере 60% установленных тарифов в части выплат работникам, являющихся инвалидами I, II или III группы.

    Напомним, что ныне действующие тарифы не меняются уже на протяжении почти 10 лет – с 2006 года (Федеральный закон от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год»).

    Пособие по безработице

    Прежним в 2016 году останется и размер пособия по безработице. Его минимальная величина по-прежнему будет составлять 850 руб., а максимальная – 4900 руб. Указанные значения остаются неизменными с 2009 года.

    Вместе с тем чиновники не исключают вероятность повышения размеров пособия. Первый заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Алексей Вовченко отметил в начале октября, что ведомство рассматривает такую возможность. Добиться повышения установленных в настоящее время сумм планируется посредством корректировки категорий получателей, оснований для назначения пособия, а также продолжительности его выплат. Напомним, сегодня пособие по безработице не может уплачиваться более года в суммарном исчислении в течение полутора лет (п. 1 ст. 30 закона о занятости).

    Выходные и праздничные дни

    Согласно утвержденному переносу выходных и праздничных дней в наступающем году работники с пятидневной рабочей неделей и двумя выходными днями субботой и воскресеньем будут отдыхать в следующие дни (постановление Правительства РФ от 24 сентября 2015 г. № 1017 «О переносе выходных дней в 2016 году»):

    Уточнить информацию, которая облегчит расчет рабочих часов и позволит избежать ошибок при начислении заработной платы, можно с помощью нашего Производственного календаря.

    • в январе 10 дней – с 1 по 10 число;
    • в феврале три дня – с 21 по 23 число;
    • в марте четыре дня – с 5 по 8 число;
    • в майские праздники – с 30 апреля по 3 мая и с 7 по 9 мая (четыре и три дня соответственно);
    • в июне три дня – с 11 по 13 число;
    • в ноябре также три дня – с 4 по 6 число.
    • Профстандарты

      Если сегодня применение работодателями профстандартов носит рекомендательный характер, то с 1 июля 2016 года они станут обязательными, но только в тех случаях, когда законом для выполнения работником той или иной трудовой функции установлены требования к квалификации (к примеру, квалификационные требования к медицинским работникам установлены приказом Минздрава России от 8 октября 2015 г. № 707н). В остальных случаях профстандарты будут применяться в качестве основы для определения требований к квалификации работников.

      ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

      С полным перечнем действующих профстандартов и их содержанием можно ознакомиться в нашей справке.

      Напомним, что первоначально Минтруд России представил в Госдуму законопроект 1 , в котором обязательное соблюдение профессиональных стандартов было предусмотрено исключительно для государственных и муниципальных организаций. Однако доработанный и принятый в один день во втором и третьем чтениях закон распространил эти требования на всех работодателей. На деле это означает, что утверждение нормативным правовым актом того или иного профстандарта автоматически налагает на руководителей обязанность учитывать его при приеме сотрудников на работу, изменении уже разработанных должностных инструкций, а также ведении кадровой политики.

      На данный момент действует около 550 профессиональных стандартов, они касаются и бухгалтеров, и программистов, и педагогов-психологов, и представителей многих других профессий. Уточнить, утвержден тот или иной профстандарт Минюстом России, а также узнать дату введения его в действие можно, скачав актуальный реестр на специальном сайте, разработанном Минтрудом России, в разделе «Полезные документы».

      Планируемые изменения

      Помимо уже принятых актов в настоящее время разработан ряд законопроектов, призванных решить актуальные вопросы в сфере трудового права. А некоторые из них находятся уже на финальной стадии законодательного процесса.

      Так, 18 декабря Госдума приняла во третьем чтении закон 2 , направленный на защиту трудовых прав работников. Документ предусматривает сохранение за сотрудником среднего заработка на весь период приостановления им работы из-за задержки зарплаты. В настоящее время у работодателя отсутствует прямо закрепленная обязанность оплачивать указанный период. Стоит, однако, отметить, что еще в 2010 году ВС РФ изложил свое мнение, согласно которому это все-таки необходимо делать (Определение ВС РФ от 3 сентября 2010 г. № 19-В10-10). Суд указал, что отказ от выполнения работы в связи с задержкой заработной платы носит вынужденный характер. А отсутствие оплаты труда является противоправным действием (бездействием) работодателя, поэтому именно он в силу ст. 234 ТК РФ должен нести перед работником материальную ответственность в размере его полного среднего заработка. И судебная практика данный вывод поддержала (определение Московского областного суда от 28 апреля 2014 г. № 33-9289/2014, определение Московского городского суда от 30 мая 2013 г. № 11-14381/13 и др.).

      Кроме того, согласно внесенному недавно в Госдуму законопроекту 3 МРОТ предлагается автоматически приравнивать к величине прожиточного минимума каждый раз после утверждения последнего. По действующему законодательству МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ч. 1 ст. 133 ТК РФ), однако порядок и сроки поэтапного повышения прожиточного минимума должны быть установлены специальным законом (ст. 421 ТК РФ). Но федеральный закон, который бы устанавливал такой порядок, до сих пор не принят, поэтому разница между величинами МРОТ и прожиточного минимума сегодня довольно существенна. Так, если во II квартале 2015 года прожиточный минимум для трудоспособного населения составил 10 792 руб., то размер МРОТ на текущий год закреплен на уровне 5965 руб. в месяц (п. 1 постановления Правительства РФ от 28 августа 2015 г. № 902, ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»). Авторы инициативы указывают на то, что в нынешних условиях, когда разрыв между двумя этими показателями лишь увеличивается, государство оставляет самые социально незащищенные слои населения на произвол судьбы. Одобрение предложенного законопроекта, по замыслу разработчиков, приведет к увеличению МРОТ до величины прожиточного минимума и, следовательно, позволит обеспечить гражданам достойную жизнь.

      Также были разработаны меры по стимулированию граждан к занятию спортом. Соответствующий проект закона 4 внесен в Госдуму в ноябре и в настоящий момент готовится к первому чтению. Если инициатива будет одобрена, работникам будут компенсировать 75% расходов на занятия в спортивных комплексах, физкультурно-оздоровительных центры, дворцах спорта, фитнес-клубах и т. п. Из них 50% расходов планируется погасить за счет работодателя, а 25% – за счет федерального бюджета. Правительство РФ данный законопроект не поддерживает по нескольким причинам. Во-первых, отмечает кабмин, занятия работниками физической подготовкой не относятся к трудовым обязанностям, поэтому компенсация расходов на них не может являться обязанностью работодателя или государства (ст. 164 ТК РФ). Во-вторых, в соответствии с законопроектом работнику будут возмещаться указанные расходы при условии систематических спортивных занятий в физкультурно-спортивных организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности. Однако проведение занятий, направленных на физическую подготовку, не является составным элементом лицензируемой медицинской деятельности (п. 30 ст. 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», п. 10 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Более того, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, не определяет проведение спортивных занятий в качестве лицензируемого вида медицинской деятельности (п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности).

      В конце ноября заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Любовь Ельцова рассказала о том, что Минтруд России предлагает упростить для микропредприятий оформление трудовых отношений. По ее словам, ведомство уже разработало соответствующий законопроект. Так, предлагается освободить микропредприятия от обязанности вести трудовые книжки, принимать локальные нормативные акты, утверждать график отпусков и форму расчетного листка. Эти правила будут применимы и к ИП, подпадающим под категорию микропредприятий. Напомним, что к микропредприятиям относятся организации, имеющие не более 15 работников и годовую выручку или балансовую стоимость активов не более 120 млн руб. (подп. «б» п. 2 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 г. № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»).

      Стаж для расчета пособия по временной нетрудоспособности также может измениться. Минтруд России подготовил законопроект 5 , которым предлагается выплачивать такое пособие в размере 100% среднего заработка только тем работникам, которые имеют 15 лет страхового стажа и более. Сейчас для этого требуется не менее восьми лет стажа (ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»). Для выплаты пособия в размере 80% среднего заработка предлагается учитывать страховой стаж с восьми до 15 лет (сейчас он составляет от пяти до восьми лет). А в размере 60% среднего заработка – менее восьми лет (сейчас такой стаж может составлять менее пяти лет). Сейчас этот законопроект готовят к внесению в Госдуму.

      Среди высказанных идей есть и инициатива по сокращению количества нерабочих праздничных дней. Соответствующий законопроект 6 предлагает вместо фиксированных новогодних каникул отдыхать в любое время года. В этих целях работникам будет предоставлен дополнительный оплачиваемый 10-дневный отпуск, использовать который можно будет по своему желанию. По мнению авторов этого документа, отмена продолжительных общероссийских новогодних праздников устранит ежегодный простой в работе предприятий, что положительно скажется на развитии экономики и промышленности.

      www.garant.ru

      Топ-14 изменений трудового законодательства в 2014 году

      Мы подготовили обзор самых важных изменений в трудовом законодательстве. Несмотря на то, что наибольшая часть рассмотренных документов все еще находится на стадии принятия, многие из них должны вступить в силу с 1 января 2014 года.

      Изменение 1. Минимальный размер оплаты труда с нового года составит 5554 руб.

      Документ: Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. № 336-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»
      Вступление в силу: с 1 января 2014 года.

      Напомним, последнее изменение в Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» было внесено около года назад, когда сумма выплаты на 2013 год была изменена с 4611 руб. до 5205 руб. Таким образом, индексация составила 6,3%, что в целом коррелирует с процентом инфляции за текущий год (5,9%). В 2014-2015 годах планируется довести МРОТ до величины прожиточного минимума (7372 руб. по данным на II квартал 2013 года), как это было предложено Комитетом Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов.

      Кроме федерального МРОТ ст. 133.1 ТК РФ предполагает установление и индексацию минимального размера заработной платы субъектами РФ. Так, например, в столице он составляет 12200 руб.

      Напомним, что МРОТ используется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, беременности, родам и иных целей обязательного социального страхования (ст. 3 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»).

      Изменение 2. К заработной плате молодежи (до 30 лет), прожившей в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее трех с половиной лет, может быть введена процентная надбавка с первого дня работы.

      Документ: законопроект № 317345-6 «О внесении изменений в статью 317 Трудового кодекса Российской Федерации и в статью 11 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» 1
      Вступление в силу: с 1 января 2014 года (предположительно). Рассмотрение законопроекта в первом чтении назначено на 20 декабря 2013 года.

      Соответствующие изменения планируется внести в ст. 317 ТК РФ и ст. 11 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». На данный момент законодательством не предусматриваются особые условия выплат для молодежи, трудящейся в районах Крайнего Севера.

      Борьба с безработицей

      По данным Минтруда России на начало декабря 2013 года численность официально зарегистрированных безработных составила 864,5 тыс. человек. По сравнению с началом прошлого месяца рост числа безработных граждан составил 13 тыс. человек (+1,6%), что свидетельствует об ухудшении ситуации на рынке труда в целом. Наиболее напряженная обстановка складывается в Астраханской, Тюменской, Курганской и Омской областях. Более благоприятно – в республиках Ингушетия и Дагестан.

      Изменение 3. Субъектам РФ планируется выплатить субсидии с целью софинансирования их расходных обязательств при реализации новых мер в сфере занятости населения в 2014-2016 годах.

      Документ: проект постановления Правительства РФ «О реализации новых мер в сфере занятости населения в 2014-2016 годах» 2
      Вступление в силу: с 1 января 2014 года (предположительно). 20 октября 2013 года данный проект прошел процедуру раскрытия информации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

      В 2014 году в РФ продолжит действовать Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения» (утв. распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2149-р). Объем заложенных средств составляет 68,6 млрд руб. Кроме того, одним из ожидаемых результатов на 2013-2015 годы является создание специальных рабочих мест для инвалидов.

      Во многом этой задаче отвечает проект постановления Правительства РФ «О реализации новых мер в сфере занятости населения в 2014-2016 годах». Он предусматривает выплату субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации с целью софинансирования их расходных обязательств при реализации новых мер в сфере занятости населения следующие два года. В случае принятия постановления субсидии будут выделены субъектам при:

      • содействии трудоустройству граждан, имеющих квалификацию, в организации, которые реализуют крупные инвестиционные проекты и программы;
      • содействии трудоустройству россиян, имеющих квалификацию (в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, а также расположенных в Арктической зоне, из других регионов);
      • стимулировании работодателей к приему на работу лиц без опыта работы, имеющих профессиональное образование по инженерно-техническим направлениям в течение последних трех лет, предшествующих трудоустройству, и проживающих в местностях с напряженной ситуацией на рынке труда: республика Адыгея, Алтай, Бурятия и др. (приказ Минтруда России от 29 мая 2013 г. № 230н «Об утверждении перечня территорий, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда в 2013 году»);
      • стимулировании работодателей к приему на работу инвалидов, а также сопровождении в процессе их трудоустройства с целью адаптации на рабочем месте;
      • опережающем профессиональном обучении работников организаций, находящихся под риском увольнения.

      Изменение 4. Может быть введен запрет заемного труда.

      Документ: законопроект № 451173-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
      (о мерах, препятствующих уклонению работодателей от заключения трудовых договоров путем необоснованного заключения договоров гражданско-правового характера, использования механизмов «заемного труда» или другими способами)» 3
      Вступление в силу: с 1 июля 2014 года (предположительно). Рассмотрение законопроекта в третьем чтении должно было состояться 16 сентября 2013 года, но было перенесено на более поздний срок.

      С принятием законопроекта ТК РФ может пополнится ст. 56.1, запрещающей заемный труд.

      Напомним, что под ним понимается труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического или юридического лица, не являющегося работодателем данного работника.

      Заемный труд не включает в себя выполнение работником трудовой функции обусловленной трудовым договором, если работник временно направлен работодателем к другому физическому или юридическому лицу по договору о предоставлении труда работников (ст. 3 проекта Федерального закона № 451173-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

      Цитата

      Олег Коновалов, руководитель юридического отдела «HSA Аттестация»

      «Если комиссия будет на свое усмотрение заявлять те или иные факторы, а они не окажутся в классификаторе, эксперт может их не идентифицировать. Он их не будет оценивать. И вот в этом большая сложность. Поэтому рекомендую в момент заявления этих факторов привлекать эксперта«.

      Изменение 5. За уклонение от заключения трудового договора и фактическое допущение к работе ненадлежащим лицом может быть введена административная ответственность.

      Документ: законопроект № 451173-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
      Вступление в силу: с 1 июля 2014 года (предположительно). Рассмотрение законопроекта в третьем чтении должно было состояться 16 сентября 2013 года, но было перенесено на более поздний срок.

      Если работодатель будет уклоняться от заключения трудового договора, или трудовой договор будет оформлен ненадлежащим образом, то работодателю может грозить штраф в размере от 10 тыс. рублей до 100 тыс. рублей.

      Кроме того, если физическое лицо было фактически допущено к работе не уполномоченным на это работодателем, и работодатель отказывается признать трудовые отношения, возникшие между ним и лицом, фактически допущенным к работе, то работодатель обязан оплатить такому физическому лицу фактически отработанное им время.

      Вместе с тем, за фактическое допущение к работе ненадлежащим лицом теперь будет предусмотрена и административная ответственность в виде штрафа: на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей; на должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.

      Марат Байгереев, директор Восточно-Сибирского филиала НИИ труда и социального страхования Минтруда России

      «В той редакции законопроекта, которая была внесена в Госдуму возможна следующая опасная для работников схема: работодатель предлагает эксперту-оценщику не проводить свои замеры, а воспользоваться измерениями лаборатории работодателя. Комиссию возглавляет работодатель. При этом, если результаты измерений не соответствуют действительности, либо условия труда признаны комиссией допустимыми вопреки реальному положению вещей, то страдает работник, так как именно его здоровье подвергается опасности«.

      Изменение 6. Планируется ввести специальную оценку условий труда

      Документ: проект Федерального закона № 337970-6 «О специальной оценке условий труда» 4
      Вступление в силу: с 1 января 2014 года (предположительно). Второе чтение законопроекта назначено на 18 декабря 2013 года.

      В начале следующего года могут ввести оценку условий труда, направленную на обеспечение безопасности работников во время их трудовой деятельности. Процедура оценки будет проходить раз в пять лет и реализовываться в два этапа. На первом этапе будет осуществляться идентификация вредных и опасных факторов производственного процесса. На втором – определяться уровень воздействия факторов на организм человека. По итогам этих мероприятий рабочему месту каждого сотрудника будет присвоен один из четырех классов: оптимальное, допустимое, вредное или опасное рабочее место. Затем организацией, проводящей специальную оценку труда, будет подготовлен отчет, с которым в течение 30 дней со дня его утверждения работодатель будет обязан ознакомить работников с результатами специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись. Предполагается, что законопроект повысит уровень защиты трудовых прав работников посредством повышения степени участия профсоюзов в проведении оценки условий труда, в том числе включение их представителей в комиссию по проведению специальной оценки условий труда.

      Проводить экспертизу доверено независимым организациям с привлечением сертифицированных экспертов. Данные будут заноситься в единую информационную систему, которая начнет функционировать с 2016 года.

      Изменение 7. Тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии могут измениться.

      Документ: законопроект № 337978-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» 5
      Вступление в силу: с 1 января 2014 года (предположительно). Второе чтение законопроекта назначено на 18 декабря 2013 года.

      Статья 7 законопроекта предусматривает изменение дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии для страхователей, в зависимости от выявленного класса условий труда по результатам специальной оценки условий труда. Данная поправка может быть внесена в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (см. таблицу).

      Таблица. Дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии*

      *(ст. 7 законопроекта № 337978-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»)

      «Закон дает право работнику (через жалобу в Госинспекцию труда) или профсоюзу обжаловать результаты спецоценки или добиться внеплановой оценки (ст. 17 законопроекта № 337970-6 «О специальной оценке условий труда» [далее – законопроект № 337970-6. – Ред.] или экспертизы качества (ст. 23 законопроекта № 337970-6), но даже если в этих случаях и будет доказано несоответствие результатов спецоценки, то ни работодатель, ни эксперт-оценщик не несут ответственности, которая предусмотрена планируемыми в связи с принятием закона о спецоценке поправками в КоАП РФ так как вина работодателя за результаты производственного контроля не предусмотрена, а вины эксперта вообще нет, так как он не нарушал порядок спецоценки и за результаты измерений лаборатории работодателя ответственности не несет.

      Вот такое слабое место. Если профсоюзы пропустят этот момент (т.е. слова «(при наличии)» в п. 2. ст. 9 законопроекта № 337970-6), то считайте это серьезным их проколом.»

      Изменение 8. Реализация Программы Московской области «Предпринимательство Подмосковья», предусматривающая создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции.

      Документ: постановление Правительства Московской области от 23 августа 2013 г. № 662/37 «Об утверждении государственной программы Московской области «Предпринимательство Подмосковья»
      Вступление в силу: с 1 января 2014 года.

      Программа рассчитана на четыре года и направлена на достижение высоких темпов экономического роста, обеспечивающих повышение уровня жизни жителей Подмосковья. По результатам программы планируется достичь увеличения производительности труда к 2018 году в 1,5 раза, повышения средней заработной платы научных работников до 200% от средней заработной платы в Московской области; роста промышленного производства к уровню 2012 года в 1,9 раза, роста оборота розничной торговли к уровню 2012 года в 1,3 раза и др.

      Изменение 9. За нарушение требований охраны труда и установленного порядка проведения специальной оценки условий труда может быть введена административная ответственность.

      Документ: законопроект № 337978-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»
      Вступление в силу: с 1 января 2015 года (предположительно). Второе чтение законопроекта назначено на 18 декабря 2013 года.

      Планируется ввести административную ответственность за нарушение требований охраны труда – предупреждение или штраф в размере до 50 тыс. руб. За нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах либо ее непроведение – предупреждение или штраф в размере до 80 тыс. руб.

      Изменение 10. Не исключено появление досрочного негосударственного пенсионного обеспечения.

      Документ: проект Федерального закона № 337978-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»
      Вступление в силу: с 1 января 2015 года (предположительно). Второе чтение законопроекта назначено на 18 декабря 2013 года.

      «Механизма реального контроля за пенсионной системой у государства нет. Не говоря уже о негосударственном пенсионном обеспечении. «.

      Может быть введено досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, под которым понимается обеспечение, обязательным условием которого является выплата негосударственной пенсии ранее достижения пенсионного возраста (60 лет у мужчин и 55 лет у женщин), в связи с работой на местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными. Для получения этой пенсии в стаж работы будут засчитываются периоды, в течение которых работодателем в пользу указанного работника уплачивались взносы по досрочным пенсионным договорам, а также периоды, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

      Изменение 11. Планируется ввести конкурсный отбор творческих работников.

      Документ: законопроект № 289979-6 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования труда творческих работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений» 6
      Вступление в силу: по истечении шести месяцев со дня официального опубликования. 15 ноября 2013 года рассмотрение законопроекта во втором чтении перенесено.

      Для заключения трудового договора с работниками творческих профессий может быть введен предварительный конкурсный отбор кандидатов. Конкурс планируется проводить один раз в пять лет. При этом процедура отбора не распространится на руководителей организаций, беременных женщин и женщин, имеющими детей в возрасте до трех лет.

      Изменение 12. Планируется разграничить полномочия между органами власти по возмещению расходов, связанных со служебными командировками.

      Документ: законопроект № 393979-6 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части, касающейся возмещения расходов, связанных со служебными командировками и переездом в другую местность, а также трудовых отношений отдельных категорий работников» 7
      Вступление в силу: со дня официального опубликования. 23 ноября 2013 года законопроект внесен в Госдуму. 12 декабря 2013 года Совет Госдумы направил законопроект в Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов Госдумы для подготовки предложений и замечаний.

      Из формулировки ч. 2 ст. 119 ТК РФ, может исчезнуть привязка к «бюджету». В случае принятия изменений право устанавливать порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в федеральных государственных учреждениях предоставляется Правительству РФ, в государственных учреждениях субъекта РФ – органам государственной власти субъекта, в муниципальных учреждениях – органам местного самоуправления.

      Обновленная ст. 168 ТК РФ будет посвящена урегулированию вопросов о разграничении полномочий между ветвями органов власти по установлению порядка и размера возмещения расходов, связанных со служебными командировками работников, а также порядка их возмещения. На настоящий момент в статье перечислены только виды расходов, которые подлежат возмещению в связи с командировками работников.

      Изменение 13. Правила подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию, изменятся.

      Документ: постановление Правительства РФ от 12 сентября 2013 г. № 800 «Об утверждении Правил подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу»
      Вступление в силу: с 1 января 2014 г.

      В конце октября Правительство РФ утвердило потребность в привлечении иностранных работников на территорию нашей страны на 2014 год в количестве 1,6 млн человек. Это на 100 тыс. работников меньше, чем в 2013 году. В основном это неквалифицированные рабочие, общие для всех отраслей экономики (постановление Правительства РФ от 31 октября 2013 г. № 977 «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2014 год»). С 1 января 2014 года вступят в силу новые Правила и квоты, взамен утратившего силу постановления Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. № 783 «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации». Документ предполагает смещение сроков подачи заявок на мигрантов. Так, Минтруд России должен представить в Правительство РФ не позднее 15 ноября соответствующего года (на настоящий момент до 15 октября) проект акта Правительства РФ об определении потребности в привлечении иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам. ФМС, в свою очередь, ежемесячно, не позднее 20-го числа, необходимо представить в Минтруд России сведения об исчерпании квот по субъектам РФ.

      Изменение 14. Регулирование труда иностранных работников будет зафиксировано в ТК РФ.

      Документ: законопроект № 393946-6 «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации изменений, связанных с особенностями осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами» 8
      Вступление в силу: со дня принятия. 23 ноября 2013 года законопроект внесен в Госдуму. 12 декабря 2013 года Совет ГД направил законопроект в комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов ГД для подготовки предложений и замечаний.

      В 2014 году планируется закрепить в ТК РФ регулирование труда работников из-за рубежа. Так, законодатель предусматривает заключение бессрочного, так и срочного трудовых договоров. Кроме стандартных сведений в трудовом договоре с иностранцами будут указываться: сведения о договоре (полисе) добровольного медицинского страхования либо договоре работодателя с медицинской организацией о предоставлении платных медицинских услуг иностранному гражданину, сведения о наличии разрешения на работу или патента, сведения о разрешении на временное проживание или сведения о виде на жительство в Российской Федерации.

      Кроме того, для иностранцев предусмотрен временный перевод иностранного работника на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя раз в год на срок до одного месяца (проект Федерального закона № 393946-6 «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации изменений, связанных с особенностями осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами»).

      Перечисленные нововведения составляют лишь небольшую часть изменений, которые могут быть внесены в трудовое законодательство в 2014 году. Однако они затрагивают наиболее значимые стороны регулирования трудовых отношений практически со всеми категориями работников и направлены на улучшение положения иностранцев в России.

      Документы по теме:

    • ТК РФ;
    • Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. № 336-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»;
    • постановление Правительства РФ от 31 октября 2013 г. № 977 «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2014 год»;
    • распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2149-р «Об утверждении государственной программы РФ «Содействие занятости населения»;
    • Новости по теме:

      Мнение:

      4 июня 2013
      Индексация зарплат или налог на инфляцию?
      Идея обязать всех российских работодателей раз в год индексировать размер зарплаты своим сотрудникам на величину инфляции – одновременно и бессмысленна, и вредна. Бессмысленна она потому, что инфляционное индексирование зарплат само по себе ничтожно, особенно для работников с мизерной заработной платой.

      Андрей Рябов,
      главный редактор сайта JOB.RU (ООО «Джоб.ру»). Член союза журналистов России, член Международной федерации журналистов, магистр политологии

      Инфографика:

      29 ноября 2013
      Безработица в России
      В 2013 году достигнут один из наиболее низких показателей по безработице за 10 лет, и этот уровень продолжает снижаться. Количество предлагаемых рабочих мест почти в два раза превышает число официально зарегистрированных безработных. Однако растет сумма задолженности предприятий по заработной плате своим работникам. Какова динамика развития безработицы в России, какие вакансии служба занятости населения может предложить безработным и сколько составляет в России задолженность по заработной плате перед работниками, узнайте из нашей инфографики.

      1 Текст законопроекта № 317345-6 размещен на официальном сайте Госдумы
      2 Текст проекта постановления Правительства РФ размещен на Едином портале раскрытия информации
      3 Текст законопроекта № 451173-5 размещен на официальном сайте Госдумы
      4 Текст законопроекта № 337970-6 размещен на официальном сайте Госдумы
      5 Текст законопроекта № 337978-6 размещен на официальном сайте Госдумы
      6 Текст законопроекта № 289979-6 размещен на официальном сайте Госдумы
      7 Текст законопроекта № 393979-6 размещен на официальном сайте Госдумы
      8 Текст законопроекта № 393946-6 размещен на официальном сайте Госдумы