Инвентаризация наказание

Инвентаризация: даем ответы на проблемные вопросы

Новый закон о бухучете, действующий с 1 января 2013 г., не содержит перечня случаев, когда инвентаризация является обязательной. В связи с этим у бухгалтеров возникает много вопросов. Когда необходимо проводить инвентаризацию? Какими документами руководствоваться при ее проведении? К каким последствиям может привести отсутствие данных инвентаризации? Ответы — в нашей теме номера.

Обязанность или право?

В старом законе о бухучете, действовавшем до 1 января 2013 г., было четко указано, когда организации обязаны проводить инвентаризацию (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.96 № ­129-ФЗ). В пришедшем ему на смену Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ) такого перечня нет. В нем лишь сказано, что случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами (п. 3 ст. 11 Закона № 402-ФЗ). Такая формулировка создает впечатление, что перечень обязательных случаев инвентаризации должен быть утвержден отдельным законодательным актом. И пока такого акта нет, организация сама устанавливает, когда ей проводить инвентаризацию. Но это не так.

Дело в том, что до принятия федеральных и отраслевых стандартов применяются ранее утвержденные правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности (п. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ). То есть продолжает действовать Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (далее — Положение по бухучету), в п. 27 которого установлено, что проведение инвентаризации обязательно:

  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, зло­употребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
  • К таким «другим» случаям, в частности, относятся требования об обязательном проведении инвентаризации, содержащиеся в НК РФ. Так, инвентаризация необходима при определении суммы резерва по сомнительным долгам (п. 4 ст. 266 НК РФ). При этом должна проводиться инвентаризация дебиторской задолженности на последнее число отчетного (налогового) периода по налогу на прибыль организаций.

    Если организация в налоговом учете формирует резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, она обязана на конец налогового периода провести инвентаризацию указанного резерва (п. 3 ст. 324.1 НК РФ).

    Таким образом, во всех вышеперечисленных случаях необходимо проводить инвентаризацию независимо от того, поименованы они в перечне случаев проведения инвентаризации, установленных организацией, или нет.

    Порядок проведения инвентаризации

    Поскольку до настоящего времени новый порядок по проведению инвентаризации не принят, нужно руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.95 № 49 (далее — Методические указания).

    Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Ее состав утверждается приказом (распоряжением, постановлением) руководителя организации. Сведения о фактичес­ком наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица (разд. 2 Методических указаний).

    В отношении имущества, при инвентаризации которого были выявлены отклонения от учетных данных, составляются сличительные ведомости. В них отражаются результаты инвентаризации, то есть записываются расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей (п. 4.1 Методических указаний).

    Формы документов, используемых при инвентаризации

    Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (п. 1 ст. 9 Закона № ­402-ФЗ). Под фактом хозяйственной жизни понимается сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (п. 8 ст. 3 Закона № 402-ФЗ). Исходя из этого определения, инвентаризация является фактом хозяйственной жизни, поскольку ее результаты могут оказать влияние на финансовое положение организации и финансовый результат ее деятельности. А значит, результаты инвентаризации должны быть оформлены первичными документами.

    В новом законе о бухучете требования об обязательном применении унифицированных форм первичных документов больше нет. Согласно п. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ всю первичку утверждает руководитель организации. В информации Минфина России № ПЗ-10/2012 «О вступ­лении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ „О бухгалтерском учете“» специалисты финансового ведомства разъяснили, что формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, больше не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые до­кументы).

    Унифицированные формы первичной учетной документации, применяемые при инвентаризации, были утверждены постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88. С 1 января 2013 г. они больше не являются обязательными к применению (информация Минфина России № ПЗ-10/2012). Соответственно, организации нужно либо разработать собственные формы, либо утвердить применение унифицированных форм.

    При разработке собственных форм можно отталкиваться от рекомендуемых форм документов, приведенных в приложениях к Методическим рекомендациям. Разрабатываемые формы должны содержать все обязательные реквизиты первичного документа, перечисленные в п. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ.

    Чем грозит отсутствие инвентаризации

    Сразу скажем, что за сам факт непроведения инвентаризации действующим законодательством ответственность не предусмотрена. И хотя налоговые органы иногда пытаются штрафовать организацию по ст. 120 НК РФ, квалифицируя отсутствие актов инвентаризации как грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налого­обложения, суды не находят в таких действиях состава правонарушения, преду­смотренного данной статьей НК РФ.

    Так, в постановлении от 02.02.2010 № 17АП-13093/2009-АК Семнадцатый арбитражный апелляционный суд указал, что для целей применения ст. 120 НК РФ действует принцип: только то является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, что прямо перечислено в абз. 3 п. 3 ст. 120 НК РФ. Все иные нарушения, которые не подпадают под данное определение (или не могут соответствовать перечню противоправных деяний), даже те, которые так или иначе связаны с нарушением по учету доходов и расходов и объектов налогообложения, не могут рассматриваться в качестве правонарушения по ст. 120 НК РФ. Соответственно за отсутствие актов инвентаризации и приказа об инвентаризации оштрафовать по ст. 120 НК РФ нельзя. Постановлением ФАС Уральского округа от 06.05.2010 № Ф09-3206/10-С2 это решение было оставлено в силе.

    Но следует иметь в виду, что инвентаризация как механизм контроля может помочь избежать нарушений, за которые ответственность установлена. Например, при проведении проверки налоговики могут выявить излишки материально-производственных запасов, которые не были учтены в бухгалтерском учете, и посчитать их в качестве безвозмездно полученного имущества. И если это приведет к искажению любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности на 10% и более и (или) к занижению сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета, должностные лица организации могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. Штраф составит от 2000 до 3000 руб. Помимо этого, в случае занижения налоговой базы организация может быть привлечена к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора).

    Анализ судебной практики показывает, что отсутствие данных инвентаризации может привести к отказу в вычете НДС и к невозможности учесть в составе расходов затраты в пределах норм естественной убыли. Проблемами может обернуться и списание безнадежной задолженности без проведения ежегодных инвентаризаций. Рассмотрим эти случаи подробнее.

    Проблемы с вычетом НДС

    Такие проблемы могут возникнуть при переходе со спецрежимов на общую сис­тему налогообложения. Так, при переходе с УСН действует следующее правило, установленное в п. 6 ст. 346.25 НК РФ: суммы «входного» НДС, которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении УСН, принимаются к вычету при переходе на общий режим налого­обложения в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ. Аналогичное правило действует и при переходе с ЕНВД (п. 9 ст. 346.26 НК РФ).

    В обоих случаях для применения вычетов необходимо подтвердить остаток нереализованных товаров на дату смены режима налогообложения. И данные инвентаризации здесь могут оказаться очень кстати. Так, ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 30.06.2011 № А11-5001/2010 отклонил довод налоговиков о том, что общество не подтвердило, что затраты на приобретение товара, НДС по которым был предъявлен к вычету, не отнесены на расходы при исчислении налоговой базы по УСН. Суд указал, что в подтверждение наличия остатков товара на дату смены режима налогообложения и их размера общество представило бухгалтерский баланс, оборотные сальдовые ведомости, инвентаризационные описи, отчеты о розничных продажах, отчеты по проводкам, анализ счетов 41 «Товары» и 19 «Налог на добавленную стоимость», расшифровку строк книги доходов и расходов при УСН. На основании этих документов суд признал, что общество доказало наличие остатка товара и правомерно предъявило НДС к вычету.

    А в постановлении от 11.06.2013 № А82-495/2012 ФАС Волго-Вятского округа рассмотрел аналогичную ситуацию при переходе с ЕНВД. В этом деле суд установил, что один из членов инвентаризационной комиссии участия в инвентаризации не принимал и инвентаризационные описи не подписывал, поэтому результаты инвентаризации в силу п. 2.3 Методических указаний являются недействительными. Кроме того, снятие фактических остатков товара было произведено по состоянию на 29 декабря. Между тем товар, по которому заявлялись вычеты, согласно документам поступил 31 декабря. В результате суд согласился с налоговиками, что из инвентаризационных описей, оборотно-сальдовых ведомостей, книги покупок невозможно достоверно установить остаток товара, который был приобретен в период осуществления деятельности, облагаемой ЕНВД, и не был реализован на момент перехода общества на общий режим налого­обложения. Суд пришел к выводу, что общество не подтвердило правомерность заявленных налоговых вычетов. Определением ВАС РФ от 25.09.2013 № ВАС-12624/13 в передаче дела на пересмотр было отказано.

    Налоговый кодекс разрешает учитывать в составе материальных расходов потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ (подп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ).

    Суды считают, что нормы естественной убыли могут применяться только тогда, когда установлен факт недостачи. А недостача может быть выявлена при приемке материальных ценностей либо по результатам инвентаризации. Именно к таким выводам пришел Арбитражный суд г. Москвы в решении от 07.03.2012 № А40-96838/11. Он разъяснил, что убыль, выявленную при инвентаризации, рассчитывают на основании документов, подтверждающих недостачу. К таким документам относятся: инвентаризационные описи и сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей. Сумму недостачи определяют исходя из фактической себестоимости недостающих товарно-материальных ценностей. Поэтому суд пришел к выводу, что Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств не предусмотрено списание товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли без факта недостачи, выявленного по результатам инвентаризации. Определением ВАС РФ от 21.01.2013 № ВАС-17946/12 было отказано в передаче дела на пересмотр в Президиум ВАС РФ.

    Вывод о том, что при отсутствии первичных документов, подтверждающих результаты инвентаризации, сумму естественной убыли отнести на расходы нельзя, содержится и в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 02.06.2011 № А42-11132/2009.

    Инвентаризацию долгов важно проводить ежегодно, чтобы списать безнадежную дебиторскую задолженность в расходы того периода, к которому она относится. У организаций нет оснований включать такую задолженность в состав расходов других налоговых периодов. К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в постановлении от 15.06.2010 № 1574/10.

    В этом деле в результате проведенной выездной налоговой проверки общества инспекцией был установлен факт неправомерного включения в состав внереализационных расходов 2005 г. дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности. По мнению налоговиков, сроки исковой давности по данным обязательствам истекли в 2004 и 2003 гг., и именно тогда и надо было списывать эту задолженность. В результате общес­тву был доначислен налог на прибыль.

    Рассматривая дело, Президиум ВАС РФ указал следующее. Порядок признания расходов при методе начисления предусматривает, что расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом периоде), к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты (п. 1 ст. 272 НК РФ). Следовательно, у налогоплательщика нет права на произвольный выбор налогового периода, в котором в состав внереализационных расходов включается безнадежная к взысканию задолженность.

    Указанный вывод согласуется и с положениями законодательства о бухгалтерском учете, согласно которым для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Таким образом, налогоплательщик, проводя по состоянию на последнюю дату отчетного (налогового) периода инвентаризацию, по ее итогам должен определить сумму дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные к взысканию, и произвести их списание.

    В постановлении Президиум ВАС РФ указал, что данное толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел. И суды взяли на вооружение данную правовую позицию (постановления ФАС Мос­ковского округа от 04.09.2013 № А40-79684/12-116-172; от 16.03.2012 № А40-100845/10-4-498; Восточно-Сибирского округа от 17.01.2013 № А58-3501/2011 (Определением ВАС РФ от 16.05.2013 № ВАС-5471/13 отказано в передаче дела на пересмотр); Западно-Сибирского округа от 04.09.2012 № А45-725/2011).

    Инвентаризация нужна и для списания кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности. Согласно п. 78 Положения по бухучету суммы кредиторской и депонентской задолженнос­ти, по которым срок исковой давности истек, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации. Но отсутствие результатов инвентаризации не помешает налоговикам включить кредиторскую задолженность с истекшим сроком исковой давности в состав внереализационных доходов. И суды их поддержат.

    В постановлении от 08.06.2010 № 17462/09 Президиум ВАС РФ разъяснил, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, о его изменениях, а также о финансовых результатах деятельности. Организации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий (п. 27 Положения по бух­учету). Нарушение этих требований, выразившееся в неисполнении обязанности по проведению инвентаризации обязательств в установленный законом срок и изданию соответствующего приказа, не может рассматриваться в качестве основания для невключения кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности в состав внереализационных доходов того налогового периода, в котором истек срок исковой давности.

    Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.04.2013 № А19-11729/2012 (Определением ВАС РФ от 26.08.2013 № ВАС-10799/13 отказано в передаче дела на пересмотр), Московского округа от 10.04.2012 № А40-77879/11.

    www.eg-online.ru

    Проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности

    Вопрос-ответ по теме

    Каковы правовые последствия не проведения инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, предусмотренной пунктом 27 Приказа Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», пунктом 22 Приказа Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов», статьей 11 ФЗ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»? По мнению нашего аудитора, отказ от инвентаризации перед составлением годовой бух отчетности влечет минимум оговорку в аудиторском заключении, максимум – отрицательное аудиторское заключение. Штрафных санкций за не проведение обязательной инвентаризации не предусмотрено. Так ли это на самом деле? Каковы сроки и порядок проведения инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности?

    1) Законодательство не предусматривает наказания за непроведение инвентаризации. Однако нерегулярное проведение инвентаризации может привести к ошибкам в бухгалтерском учете, из-за которых юридическое лицо и его ответственные лица могут быть привлечены к ответственности (статья 106 НК РФ; статья 2.1 КоАП РФ). 2) Порядок проведения инвентаризации раскрыт в рекомендации ниже. Инвентаризацию следует проводить после окончания отчетного года до срока составления и подачи в налоговый орган годовой бухгалтерской отчетности, то есть в течение в течение 3 месяцев после окончания отчетного года (подп.5 пункта 1 статьи 23 НК РФ).

    Пункт 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34Н) и пункт 22 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утверждено Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119Н) содержат случаи проведения обязательной инвентаризации, в том числе перед составление годовой бухгалтерской отчетности.

    Порядок и срок проведения добровольной инвентаризации устанавливаются руководством юридического лица (статья 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

    Однако НК РФ и КоАП РФ не содержат мер ответственности за непроведение обязательной инвентаризации.

    www.law.ru

    Что будет если не проводить инвентаризацию, есть за это штраф или нет?

    Вся ответственность за проведение инвентаризации или её отсутствие ложится на плечи руководителя организации, согласно закону о бухгалтерском учёте. Как такового штрафа за непроведение инвентаризации — нет. Но это не значит, что последствия не повлекут административной или уголовной ответственности. Например: при составлении годовой отчетности, инвентаризация обязательств и активов не проводилась, а в учете, наоборот проводилось имущество или обязательство, получается недостоверная отчетность. Тут уместно будет вспомнить такое понятие как — Должностная подделка (— это внесение должностным лицом заведомо ложных сведений в официальные документы, другое подделывание документов, а так же составление и выдача заведомо неправдивых документов) — что, по мнению правоохранительных органов, может привести к уголовной ответственности.

    В каких случаях нужно проводить инвентаризацию :

  • 1 раз в год , для составления годовой отчетности.
  • при продаже имущества организации, передаче в аренду, выкупе.
  • при фиксировании фактов хищения имущества, порчи ценностей, в случаях стихийных бедствий,пожарах и прочих чрезвычайных происшествиях.
  • при смене МОЛ (материально ответственных лиц) или собственника.
  • при подготовке документации для списания имущества
  • при ликвидации организации.
  • За время сотрудничества ООО «ПрофСостав» показало свою способность с полной ответственностью подходить к поставленным задачам, выполнять работы качественно и в срок.

    «ПрофСостав» — это высокая степень ответственности и скруполёзности в обеспечении наличия у предоставляемого персонала правильно оформленных документов.

    Со всей ответственностью рекомендуем ООО «ПрофСостав», как надёжного делового партнёра.

    ООО «ГЕО-ПРОЕКТ» выражает глубокую признательность коллективу компании ООО «ПрофСостав» за профессионализм, проявленный во время проведения инвентаризации основных средств и имущества. А так же благодарность за оперативное решение всех организационных вопросов, своевременное и точное исполнение поставленных задач. Искренне надеемся на дальнейшее взаимовыгодное сотрудничество.

    «Благодаря оперативной слаженой работе высококвалифицированнных сотрудников ООО «ПрофСостав» нам удалось выполнить заданные объёмы работ и услуг с надлежащим качеством.»

    Наша компания работает с нестандартным и оригинальным товаром – живыми деревьями. Поэтому требования к отчётности и сотрудникам у нас очень высокие и строгие. То, как ПрофСостав помог нам серьёзно увеличить прибыль с помощью аутстаффинга инезависимой инвентаризации, можно охарактеризовать одним словом: «великолепно».

    Всегда непросто работать в сфере высоких технологий, особенно в только зародившемся в России направлении «живого» мультимедиа. Полностью удовлетворёны работой команды ПрофСостава на мероприятии «Дни Владимирской области в Петербурге», наша компания впредь сотрудничает именно с вами, друзья.

    Выражаем свою благодарность компании ПрофСостав за прекрасное исполнение поставленных задач. Ваши специалисты подошли к выполнению работы ответственно, с энтузиазмом и полной отдачей. Инвентаризацию провели согласно поставленным срокам и качественно.Рекомендую кампанию ПрофСостав, как надёжного делового партнёра.

    «За период долгосрочного сотрудничества Ваша Компания зарекомендовала себя как надёжный партнёр, успешно справляющийся с постоянно растущим объёмом и разноплановыми задачами, направленными на оптимизацию производственного процесса.

    Выражаем свою благодарность за профессиональный подход к делу и достигнутые результаты.

    Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество.»

    profsostav.ru

    Как провести инвентаризацию

    В обязательном порядке инвентаризацию надо проводить лишь в определенных случаях. А по решению руководителя организации такую ревизию можно провести в любое время.

    Обязательная инвентаризация

    Полный перечень случаев, когда организация обязана проводить инвентаризацию, есть в пункте 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности. Среди них:

  • передача имущества в аренду, его выкуп и продажа;
  • составление годовой бухгалтерской отчетности (при этом инвентаризацию основных средств можно проводить не ежегодно, а раз в три года, библиотечных фондов – раз в пять лет);
    • смена материально ответственных сотрудников (например, кассира или кладовщика);
    • выявленные хищения, злоупотребления или порчи имущества;
    • стихийные бедствия, пожар или другие чрезвычайные ситуации, вызванные экстремальными условиями;
    • реорганизация или ликвидация организации;
    • другие случаи, предусмотренные законодательством и другими нормативно-правовыми документами (например, в случае продажи предприятия как имущественного комплекса на основании ст. 561 ГК РФ).
    • Это подтверждает Минфин России в письме от 25 декабря 2015 г. № 07-01-12/76134.

      Ситуация: должна ли организация на спецрежиме (упрощенка или ЕНВД) проводить ежегодную инвентаризацию?

      Ведь все организации, независимо от применяемой системы налогообложения, обязаны вести бухучет в полном объеме (ст. 2, 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). А значит, они сдают и бухгалтерскую отчетность. Но прежде чем составить такую отчетность за год, нужно обязательно провести инвентаризацию. Так предусмотрено пунктом 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности.

      Получается, что организация, применяющая спецрежим (например, упрощенку или ЕНВД), должна проводить инвентаризацию имущества и обязательств ежегодно.

      Смена главного бухгалтера

      Ситуация: нужно ли проводить инвентаризацию всего имущества и обязательств организации при смене главного бухгалтера?

      Да, нужно, но только если с главным бухгалтером был заключен договор о полной материальной ответственности на основании статьи 243 Трудового кодекса РФ.

      Когда такой договор есть, речь идет о смене материально ответственного сотрудника. А в этом случае организация обязана проводить инвентаризацию (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности).

      Если же договор о полной материальной ответственности главный бухгалтер не подписывал, то инвентаризацию проводить не обязательно (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности). Но при желании это можно сделать, предусмотрев такую возможность в учетной политике. Это следует из пункта 2.1 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49, и п. 4 ПБУ 1/2008.

      Добровольная инвентаризация

      Помимо случаев, когда инвентаризация обязательна , в учетной политике можно предусмотреть еще и другие. То есть те, когда организация проведет подобную ревизию в добровольном порядке (ч. 3 ст. 11 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 2.1 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49).

      Отражение в учетной политике

      Порядок проведения инвентаризации (как обязательной, так и добровольной) отразите в учетной политике . Для этого оформите приложение к приказу об учетной политике, в котором укажите:

    • график инвентаризаций (в т. ч. обязательных) в отчетном году;
    • их сроки;
    • перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой инвентаризации.
    • Такие правила следуют из ПБУ 1/2008.

      Инвентаризационная комиссия

      По действующим правилам проводить инвентаризацию должна специальная комиссия. Ее состав, а это как минимум два человека, утверждает руководитель организации приказом. В комиссию могут входить административно-управленческий персонал, а также специалисты других служб и отделов организации. Но вот материально ответственные сотрудники членами такой комиссии быть не могут. Такие правила прописаны в пунктах 2.2 и 2.3 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

      Когда объем работ большой, для инвентаризации можно создать еще и рабочую комиссию. Проверить требуется немного? Тогда сделать это может ревизионная комиссия, если такая уже есть в организации. То есть создавать еще и инвентаризационную комиссию в этом случае не надо. Это следует из пункта 2.2 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

      Ситуация: нужно ли создавать инвентаризационную комиссию, если в штате организации числится один директор?

      Создание комиссии предполагает, что в ее составе будет не менее двух человек – председатель и другие члены (п. 2.3 и 2.4 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49). Если же в штате организации числится только один директор, то создать инвентаризационную комиссию попросту не удастся.

      В этом случае зафиксировать результаты ревизии может бухгалтер (или другой ответственный сотрудник), а проконтролировать – директор организации. То есть именно он проверит, насколько полно и точно внесены в описи данные об остатках проверяемого имущества и обязательств. А также правильно ли и вовремя ли оформлены результаты инвентаризации.

      Такой порядок следует из пункта 2.6 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

      В приказе о проведении инвентаризации создание инвентаризационной комиссии прописывать не нужно.

      Участие материально ответственных сотрудников

      Материально ответственные сотрудники обязаны присутствовать при инвентаризации и других подобных ревизиях, во время которых проверяют сохранность и состояние вверенного им имущества. В этом давно убеждены представители Минфина России (письмо от 15 июля 2008 г. № 07-05-12/16). Обязанность материально ответственного лица присутствовать при инвентаризации предусмотрена также условиями договора о полной индивидуальной материальной ответственности (приложение 2 к постановлению Минтруда России от 31 декабря 2002 г. № 85).

      Совет: Если в организации подписан договор о коллективной материальной ответственности, то в нем стоит прямо зафиксировать условие о том, что сотрудники обязаны присутствовать при инвентаризации вверенного им имущества.

      Такую рекомендацию дали представители Минфина России в письме от 15 июля 2008 г. № 07-05-12/16. В типовой форме такое участие в инвентаризации отнесено к правам коллектива (приложение 4 к постановлению Минтруда России от 31 декабря 2002 г. № 85). Однако специалисты из Минфина России советуют записать это в обязанности, изменив положения договора. Ведь правила именно обязывают сотрудников присутствовать при инвентаризации имущества, за которое они ответственны. Об этом прямо сказано в пункте 2.8 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

      Подготовка к инвентаризации

      Прежде чем начать инвентаризацию, нужно, во-первых, подготовить приказ о ее проведении. И во-вторых, собрать подписи от материально ответственных сотрудников в том, что к началу ревизии они сдали все документы на имущество в бухгалтерию или инвентаризационной комиссии. А также в том, что все поступившие ценности оприходованы, а выбывшие – списаны. Для таких подписей предусмотрен специальный раздел в инвентаризационной описи (акте).

      Такие требования содержатся в пункте 2.4 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

      Приказ о проведении инвентаризации можете составить по форме, разработанной самостоятельно. Такую форму должен утвердить руководитель организации. Но можно воспользоваться и типовой формой, которая утверждена постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88.

      Такие выводы следуют из части 4 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

      В приказе опишите причину инвентаризации, состав комиссии, проверяемое имущество и обязательства, а также дату начала и окончания инвентаризации. Утвердить приказ должен руководитель организации. После этого документ передайте на подпись председателю и членам инвентаризационной комиссии.

      Приказ зарегистрируйте в журнале учета и контроля выполнения приказов о проведении инвентаризации.

      Такой порядок следует из абзаца 1 пункта 2.3 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

      Порядок проведения инвентаризации зависит от того, что именно нужно проверить (раздел 3 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49). Особенности инвентаризации отдельных видов имущества и обязательств организации приведены в таблице .

      Результаты инвентаризации

      Результаты инвентаризации зафиксируйте в инвентаризационной описи (п. 2.5 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49). Для этого есть унифицированные бланки. Для каждого вида имущества заполните свою форму (п. 1.2 постановления Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88).

      Инвентаризационная опись

      Опись заполните вручную или на компьютере. Подробные правила описаны в пункте 2.9 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49. Так, наименования и количество проверяемых объектов указывайте по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. А на каждой странице описи впишите прописью число порядковых номеров материальных ценностей и их общее количество, которое значится на данной странице. При этом не важно, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т. д.) эти ценности показаны.

      Если приходится исправлять ошибки, то неверные записи зачеркивайте и над ними пишите правильные. Потом все такие правки должны заверить все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные сотрудники.

      Пустых строк быть не должно. То есть все не заполненные в конце строки прочеркните. И наконец, на последней странице описи сделайте отметку о том, что цены проверены, а итоги подсчитаны. Под этим должны подписаться все те, кто участвовал в инвентаризации.

      Заполненную опись должны подписать все члены инвентаризационной комиссии. А материально ответственный сотрудник расписывается в том, что комиссия проверила имущество в его присутствии и передала его ему на ответственное хранение и что к членам комиссии нет никаких претензий.

      Такой порядок предусмотрен в пункте 2.10 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

      Ситуация: нужно ли составлять инвентаризационные описи по имуществу, которое сдали в аренду (безвозмездное пользование) другим организациям?

      Нет, не нужно. Такое имущество в свою опись включит арендатор (ссудополучатель).

      По действующим правилам именно арендатор (ссудополучатель) обязан проводить инвентаризацию арендованного или полученного в безвозмездное пользование имущества (п. 1.3, 3.7 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49). По такому имуществу он по результатам инвентаризации составляет отдельную опись в трех экземплярах (п. 2.11 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49). Один экземпляр такого документа полагается арендодателю (ссудодателю) (указания, утвержденные постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88).

      Таким образом, арендодателю (ссудополучателю) не нужно включать в свою опись то имущество, которое он передал в аренду или безвозмездное пользование другим организациям.

      Совет: для управленческого учета, а также на случай налоговой проверки, по тому имуществу, которое передали в аренду или безвозмездное пользование, можно составить акт по результатам инвентаризации.
      Такой документ оформите произвольно.

    • наименование организации, которой передали имущество;
    • наименование имущества, его инвентарный номер и единицу измерения;
  • сведения о переданном имуществе по данным бухучета (количество, сумма);
  • реквизиты договора, по которому передано имущество.
  • К акту приложите экземпляры тех инвентаризационных описей, которые получены от арендатора (ссудополучателя).

    Излишки и недостачи

    Если в результате инвентаризации выявлены излишки или недостача, то оформите сличительную ведомость. Ее составьте только по тому имуществу, по которому есть отклонения от учетных данных. При этом укажите только расхождения (излишек, недостача), выявленные при инвентаризации. Ведомость заполните вручную или на компьютере. Такой порядок предусмотрен в пункте 4.1 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

    Сличительные ведомости можно разработать самостоятельно. Или же проще воспользоваться формами, которые утверждены пунктом 1.2 постановления Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88. Такой вывод следует из части 4 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

    Несвоевременное проведение обязательной инвентаризации

    Данные бухгалтерской отчетности могут быть признаны недостоверными, если инвентаризацию провели не по правилам либо ее результаты оформили с нарушениями.

    Обнаружить это могут в ходе аудиторской проверки или, например, когда организация станет взыскивать через суд ущерб с материально ответственного сотрудника и подаст туда данные инвентаризации. Какие ошибки чаще всего допускают в ходе инвентаризации и при оформлении ее результатов, можно посмотреть в таблице .

    По общему правилу ИФНС не может оштрафовать организацию за то, что та не провела инвентаризацию, хотя была обязана. Причина в следующем.

    Законодательство не предусматривает наказания за непроведение инвентаризации. Проводить такие проверки в интересах самой организации. Так можно проверить достоверность данных о своем имуществе и обязательствах (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности). А без регулярных инвентаризаций имущества и обязательств бухгалтерская отчетность в какой-то момент может оказаться неправильной. И вот за это штрафы уже будут грозить как самой организации, так и ее ответственным сотрудникам (ст. 120 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ).

    При этом есть ситуации, когда будет наказание именно за то, что не проведена инвентаризация. В частности, инвентаризацию оружия и патронов нужно проводить строго 1 января, а также при смене руководителя организации. И если этого не сделать, будет штраф (ч. 3 ст. 14.1, ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ). Данный вывод подтверждает судебная практика – решения Арбитражного суда Свердловской области от 28 октября 2013 г. № А60-32969/2013, Московского областного суда от 18 июня 2013 г. по делу № 21-611/13.

    Возможны штрафы и за то, что не проведена инвентаризация наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ч. 3–4 ст. 14.1, ст. 6.16 КоАП РФ).

    nalogobzor.info