Информационная безопасность закон рф

Примерный перечень нормативных актов РФ, связанный с защитой информации

Законы Российской Федерации, связанные с защитой информации и обеспечением конфиденциальности государственной тайны, служебной или персональной информации

О персональных данных (Закон РФ №152-ФЗ от 27 июля 2006г.) (ред. от 04.06.2014)

О лицензировании отдельных видов деятельности (Закон РФ №99-ФЗ от 27.04.11г. в редакции от 06.12.2007)

Об электронной цифровой подписи (Закон РФ №63-ФЗ от 30.03.11г.)

О техническом регулировании (Закон РФ №184-ФЗ от 27.12.02г. с изменениями и дополнениями)

Законы, предписывающие обеспечивать конфиденциальность государственной, служебной и коммерческой тайны

Уголовный кодекс РФ (Закон РФ №63-ФЗ от 3.06.96г. с изменениями и дополнениями)

Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 №174-ФЗ (ред. от 21.07.2014 с изменениями от 06.08.2014)

Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 28.06.2014)

Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 №51-ФЗ (с изменениями. от 01.07.2014)

Административный кодекс (Закон РФ №195-ФЗ от 30.12.01г. с изменениями и дополнениями)

О государственной тайне (Закон РФ №5485-1-Ф3 от 21.06.93г. с изменениями и дополнениями)

О коммерческой тайне (Закон РФ №98-ФЗ от 29.07.04г. (ред. от 11.07.11))

О системе государственной службы РФ (Закон РФ №58-ФЗ от 27.05.03г.)

О банках и банковской деятельности (Закон РФ №395 от 2.12.90г. с изменениями и дополнениями)

О средствах массовой информации (Закон РФ от 27.12.91г. с изменениями)

О связи (Закон РФ №126-ФЗ от 07.07.03г.(ред.02.04.14))

Постановления Правительства РФ

О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну (Постановление Правительства РФ №35 от 5.12.91 в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 №731)

Об утверждении положений о лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с шифровальными (криптографическими) средствами (Постановление Правительства РФ №313 от 16.04.12)

Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (Постановление Правительства РФ №1119 от 01.11.2012г.)

О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданию средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны (Постановление Правительства РФ №333 от 15.04.95 с изменениями)

О сертификации средств защиты информации (Постановление Правительства РФ №608 от 26.06.95 с изменениями)

Указы Президента РФ

О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена (Указ Президента РФ №351 от 17.03.08)

Об утверждении концепции национальной безопасности (Указ Президента РФ №537 от 10.01.00)

О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области защиты информации (Указ Президента РФ №334 от 03.04.95)

Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне (Указ Президента РФ №1203 от 30.11.95, ред. от 19.03.2013г.)

Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль (Указ Президента РФ №1661 от 17.12.11)

Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера (Указ Президента РФ №188 от 6.03.97)

О перечне должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне (Распоряжение Президента РФ №151-рп от 16.04.05)

О внесении изменений в список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденный указом президента российской федерации (Указ Президента РФ №1661 от 17 декабря 2011 г.)

Документы ФСБ/ФАПСИ

Положение о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005)

Система сертификации средств криптографической защиты информации от 23.10.93г.

Документы ФСТЭК/Гостехкомиссии

Положение «О государственном лицензировании деятельности в области защиты информации»

Положение «О сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации»

Положение «По аттестации объектов информатизации по требованиям безопасности информации»

РД «Концепция защиты средств вычислительной техники и автоматизированных систем от несанкционированного доступа к информации»

РД «Автоматизированные системы. Защита от несанкционированного доступа к информации. Классификация АС и требования по защите информации»

РД «Защита от несанкционированного доступа к информации. Термины и определения»

РД «Временное положение по организации разработки, изготовления и эксплуатации программных и технических средств защиты информации от несанкционированного доступа в автоматизированных системах и средствах вычислительной техники»

РД «Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации»

РД «Средства вычислительной техники. Межсетевые экраны. Защита от несанкционированного доступа к информации. Показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации»

РД «Защита от несанкционированного доступа к информации. Часть 1. Программное обеспечение средств защиты информации. Классификация по уровню контроля отсутствия недекларированных возможностей»

ancud.ru

Законодательный уровень информационной безопасности

Обзор российского законодательства в области информационной безопасности

Правовые акты общего назначения, затрагивающие вопросы информационной безопасности

Основным законом Российской Федерации является Конституция, принятая 12 декабря 1993 года.

В соответствии со статьей 24 Конституции, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Статья 41 гарантирует право на знание фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, статья 42 — право на знание достоверной информации о состоянии окружающей среды.

В принципе, право на информацию может реализовываться средствами бумажных технологий, но в современных условиях наиболее практичным и удобным для граждан является создание соответствующими законодательными, исполнительными и судебными органами информационных серверов и поддержание доступности и целостности представленных на них сведений, то есть обеспечение их (серверов) информационной безопасности.

Статья 23 Конституции гарантирует право на личную и семейную тайну , на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, статья 29 — право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Современная интерпретация этих положений включает обеспечение конфиденциальности данных, в том числе в процессе их передачи по компьютерным сетям, а также доступ к средствам защиты информации .

В Гражданском кодексе Российской Федерации (в своем изложении мы опираемся на редакцию от 15 мая 2001 года) фигурируют такие понятия, как банковская , коммерческая и служебная тайна . Согласно статье 139, информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Это подразумевает, как минимум, компетентность в вопросах ИБ и наличие доступных (и законных) средств обеспечения конфиденциальности. (Примечание:Утратила силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ.)

Весьма продвинутым в плане информационной безопасности является Уголовный кодекс Российской Федерации (редакция от 14 марта 2002 года). Глава 28 — «Преступления в сфере компьютерной информации» — содержит три статьи:

  • статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации;
  • статья 273. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ;
  • статья 274. Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно- телекоммуникационных сетей .
  • Первая имеет дело с посягательствами на конфиденциальность, вторая — с вредоносным ПО, третья — с нарушениями доступности и целостности, повлекшими за собой уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ. Включение в сферу действия УК РФ вопросов доступности информационных сервисов представляется нам очень своевременным.

    Статья 138 УК РФ, защищая конфиденциальность персональных данных, предусматривает наказание за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений. Аналогичную роль для банковской и коммерческой тайны играет статья 183 УК РФ.

    Интересы государства в плане обеспечения конфиденциальности информации нашли наиболее полное выражение в Законе «О государственной тайне » (с изменениями и дополнениями на 22 августа 2004 года). В нем гостайна определена как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Там же дается определение средств защиты информации. Согласно данному Закону, это технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну ; средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации. Подчеркнем важность последней части определения.

    Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

    Основополагающим среди российских законов, посвященных вопросам информационной безопасности, следует считать закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года номер 149-ФЗ (принят Государственной Думой 8 июля 2006 года). В нем даются основные определения, намечаются направления, в которых должно развиваться законодательство в данной области, регулируются отношения, возникающие при:

  • осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
  • применении информационных технологий;
  • обеспечении защиты информации.
  • Процитируем основные определения:

  • информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;
  • информационные технологии — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;
  • информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;
  • информационно-телекоммуникационная сеть — технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;
  • обладатель информации — лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;
  • доступ к информации — возможность получения информации и ее использования;
  • конфиденциальность информации — обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;
  • предоставление информации — действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;
  • распространение информации — действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;
  • электронное сообщение — информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;
  • документированная информация — зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;
  • оператор информационной системы — гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.
  • Мы, разумеется, не будем обсуждать качество данных в Законе определений. Обратим лишь внимание на нетрадиционность определения конфиденциальности информации, приравнивающего конфиденциальность к неразглашению.

    В статье 3 Закона сформулированы принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации:

  • свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
  • установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;
  • открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;
  • равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;
  • обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;
  • достоверность информации и своевременность ее предоставления;
  • неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;
  • недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.
  • Отметим, что в этих принципах явным образом фигурируют целостность (достоверность) и доступность (своевременность предоставления) информации.

    В статье 9 Закона содержатся следующие положения:

  • Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  • Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
  • Защита информации, составляющей государственную тайну , осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне .
  • Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну , служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.
  • Отметим, что в этой статье упор делается на конфиденциальность информации.

    Статья 11 «Документирование информации» содержит следующие важные положения:

    3. Электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.

    4. В целях заключения гражданско-правовых договоров или оформления иных правоотношений, в которых участвуют лица, обменивающиеся электронными сообщениями, обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя такого сообщения, в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, рассматривается как обмен документами.

    Статья 16 целиком посвящена вопросам защиты информации. Процитируем ее полностью.

    1. Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:
      1. обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;
      2. соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа ;
      3. реализацию права на доступ к информации.
      4. В процитированной статье Закона фигурируют все три основных аспекта информационной безопасности: доступность, целостность и конфиденциальность. Кроме того, обязательным является отслеживание нарушений безопасности и постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.

        Явным образом не упомянуты такие меры, как аккредитация, сертификация и лицензирование, но в пунктах 5 и 6 они, конечно, подразумеваются.

        Таковы важнейшие, на наш взгляд, положения Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». На следующей странице будут рассмотрены другие законы РФ в области информационной безопасности.

        www.intuit.ru

        ФЗ об информационной безопасности

        Информационная безопасность — эта область науки, которая изучает защиту данных конкретного (государственного или коммерческого) предприятия. Специалисты (аудиторы) проверяют информационные каналы для обеспечения защиты секретных данных.

        Все каналы засекреченных данных проверяются на достаточный уровень защиты. Если специалист обнаружит изъян в файловой системе, он должен незамедлительно уведомить об этом руководство предприятия.

        Основные законы информационной безопасности

        Основные законы, которые относятся к области информационной безопасности:

      5. Федеральный закон №152 «О персональных данных». ФЗ регулирует отношения между органами государственной власти во время поиска важных сведений и обеспечивает информационную безопасность персональных данных;
      6. Федеральный закон №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности». ФЗ регулирует отношения между органами исполнительной власти и определяет методы лицензирования отдельных видов деятельности;
      7. Федеральный закон №63 «Об электронной цифровой подписи». ФЗ перечисляет области деятельности, в которых используется электронная цифровая подпись в целях обеспечения информационной безопасности. Например: покупка товаров, оказание услуг и т.д.;
      8. Федеральный закон №184 «О техническом регулировании». ФЗ регулирует отношения, которые возникают при производстве различных товаров. Описание технических товаров должно соответствовать их реальным характеристикам согласно положениям об информационной безопасности.
      9. Описание закона 149

        Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» был принят Государственной Думой 8 июля 2006 года, а одобрен Советом Федерации спустя 6 дней того же года. Последние изменения были внесены 27 июля 2017 года.

        Настоящий ФЗ определяет порядок по:

      10. Применению информационных технологий;
      11. Обеспечению данных информационной безопасности.
      12. Основные принципы настоящего ФЗ:

        • Каждый гражданин РФ может воспользоваться поиском общедоступных данных, передавать их или распространять любым доступным ему методом;
        • Доступ к информации может быть ограничен только на основании действующих Федеральных законов об информационной безопасности;
        • Каждое коммерческое предприятие должно иметь информацию о себе в открытом доступе, кроме случаев, предусмотренных Федеральным законом №149 об информационной безопасности;
        • Создание информационных систем и их эксплуатация должно осуществляться на государственном языке;
        • Созданная системная информатизация должна защищаться государством;
        • Данные должны предоставляться каждому гражданину Российской Федерации по запросу;
        • Возможность использования только общедоступной информации. В целях информационной безопасности запрещено запрашивать данные, которые относятся к частной жизни, или их предоставлять.
        • Закон №109 был создан на основе Конституции РФ и международных договоров РФ.

          Владеть данными может не только физическое, но и юридическое лицо. Полномочия обладателя должны соответствовать нормативным правовым актам государственных органов власти и положениям закона об информационной безопасности.

          Владелец имеет право:

          • Разрешать или запрещать доступ к данным;
          • Использовать данные или распространять их по своему усмотрению;
          • Передавать данные третьим лицам на основании заключенного между ними договора.
          • Обязательства гражданина РФ, который владеет информацией, следующие:

          • Соблюдение прав и законных интересов иных лиц;
          • Применение различных методов для обеспечения полученных сведений информационной безопасностью;
          • Ограничение доступа к данным, если эта обязанность устанавливается одним из Федеральных законов.
          • Информация на территории Российской Федерации передается свободным методом. Если данные зашифрованы, то отправлять их можно только в порядке, предусмотренном законом об информационной безопасности.

            Если данные передаются третьим лицам без использования средств массовой информации, то они должны быть достоверными, а указанные сведения обязаны идентифицировать их личность.

            Например, владелец интернет-ресурса должен разместить в соответствующей базе данных следующую информацию:

          • Фамилию, имя и отчество;
          • Адрес местожительства;
          • Адрес электронной почты.

          Личная информация владельца сайта может потребоваться для написания ему письма или заявления о нарушении законодательных положений.

          Закон об информационной безопасности запрещает пропагандировать информацию о войне, религиозной или расовой ненависти, а также других сведений, за передачу которых предусмотрена административная или уголовная ответственность.

          Важные данные органов власти должны быть задокументированы. К оформлению предъявляются требования, установленные федеральным органом исполнительной власти.

          Лица, которые нарушили требования Федерального закона №149 об информационной безопасности, могут быть привлечены к ответственности. Также лица, права и законные интересы которых были нарушены, могут обратиться в судебные инстанции для возмещения убытков в виде:

        • морального вреда;
        • защиты чести;
        • достоинства и деловой репутации.
        • При просмотре интернет-страниц правообладатель может обнаружить информацию, защищенную его авторскими правами. В таком случае он или доверенное им лицо может подать заявление на владельца сайта о нарушении его авторских прав. В этом случае составляется доверенность, которая предварительно заверяется у нотариуса.

          Владелец сайта может купить информацию у третьего лица, а автор даже не будет об этом подозревать. В таком случае заявление от автора может быть проигнорировано. Эти положения Федерального закона об информационной безопасности действуют и на лицензиата, который получил лицензию об использовании авторских прав.

          Если на интернет-ресурсах неоднократно размещается информация, которая нарушает авторские права других пользователей, органы федеральной власти могут ограничить доступ к этим сайтам. Полный список сайтов, на которые на основании суда были наложены ограничения, представлен на официальном сайте Федерального органа.

          Скачайте Федеральный закон №149 об информационной безопасности с внесенными дополнениями по ссылке.

          210fz.ru

          Федеральный закон «О защите персональных данных»

          Данный закон, в частности, определяет требования к информационным системам персональных данных и регламентирует необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним.

          Федеральный закон «О коммерческой тайне»

          Этот закон регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности.

          Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации»

          Этот закон регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности.

          Стандарт Банка России

          Данный документ, в частности, регламентирует порядок работы с конфиденциальной информацией внутри банка.

          Федеральный закон «О связи»

          Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, определяет полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи.

          Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

          Закон определяет и закрепляет права на защиту информации и информационную безопасность граждан и организаций в ЭВМ и в информационных системах, а также вопросы информационной безопасности граждан, организаций, общества и государства. В законе дано правовое определение понятия «информация»: «информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».

          Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации»

          Новый для российского правового поля Федеральный закон №224-ФЗ определяет сведения, относящиеся к инсайдерской информации, обозначает перечень лиц, относящихся к инсайдерам, а также действия, относящиеся к манипулированию рынком. Также он устанавливает меры противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и перечень запрещенных способов использования инсайдерской информации, обязанность и порядок ее раскрытия.

          Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»

          Безопасность информации, отнесенной к банковской тайне, обеспечивается в соответствии со статьей 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»

          Федеральный закон «Об электронной подписи»

          В Законе РФ от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» прописаны условия использования ЭЦП, особенности её использования в сферах государственного управления и в корпоративной информационной системе. Благодаря ЭЦП теперь, в частности, многие российские компании осуществляют свою торгово-закупочную деятельность в Интернете, через «Системы электронной торговли», обмениваясь с контрагентами необходимыми документами в электронном виде, подписанными ЭЦП. Это значительно упрощает и ускоряет проведение конкурсных торговых процедур.

          searchinform.ru

          Обзор законодательства Российской Федерации в сфере информационной безопасности

          Обзор законодательства Российской Федерации в сфере информационной безопасности – Часть 1: Общий обзор

          Доктрина информационной безопасности России

          Базовым документом по информационной безопасности в России является утвержденная Президентом Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, которая представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Доктрина понимает под информационной безопасностью Российской Федерации состояние защищенности национальных интересов России в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

          Интересы личности: реализация конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также защита информации, обеспечивающей личную безопасность.

          Интересы общества: обеспечение интересов личности, упрочение демократии, создание правового социального государства, достижение и поддержание общественного согласия, духовное обновление России.

          Интересы государства: создание условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

          Доктриной выделяются четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере. Угрозы национальным интересам Российской Федерации в данных сферах признаются Доктриной угрозами информационной безопасности:

        • соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.
    2. повысить эффективность использования информационной инфраструктуры в интересах общественного развития, консолидации российского общества, духовного возрождения многонационального народа Российской Федерации;
    3. усовершенствовать систему формирования, сохранения и рационального использования информационных ресурсов, составляющих основу научно-технического и духовного потенциала Российской Федерации;
    4. обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
    5. обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на защиту своей чести и своего доброго имени;
    6. укрепить механизмы правового регулирования отношений в области охраны интеллектуальной собственности, создать условия для соблюдения установленных федеральным законодательством ограничений на доступ к конфиденциальной информации;
    7. гарантировать свободу массовой информации и запрет цензуры;
    8. не допускать пропаганду и агитацию, которые способствуют разжиганию социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды;
    9. обеспечить запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия и другой информации, доступ к которой ограничен федеральным законодательством.
    10. 2. информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.

      Для достижения этого требуется:

    11. укреплять государственные средства массовой информации, расширять их возможности по своевременному доведению достоверной информации до российских и иностранных граждан;
    12. интенсифицировать формирование открытых государственных информационных ресурсов, повысить эффективность их хозяйственного использования.
    13. 3. развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.

    14. развивать и совершенствовать инфраструктуру единого информационного пространства Российской Федерации;
    15. развивать отечественную индустрию информационных услуг и повышать эффективность использования государственных информационных ресурсов;
    16. развивать производство в Российской Федерации конкурентоспособных средств и систем информатизации, телекоммуникации и связи, расширять участие России в международной кооперации производителей этих средств и систем;
    17. обеспечить государственную поддержку отечественных фундаментальных и прикладных исследований, разработок в сферах информатизации, телекоммуникации и связи.
    18. 4. защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

      В этих целях необходимо:

    19. повысить безопасность информационных систем, включая сети связи, прежде всего безопасность первичных сетей связи и информационных систем федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансово-кредитной и банковской сфер, сферы хозяйственной деятельности, а также систем и средств информатизации вооружения и военной техники, систем управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами;
    20. интенсифицировать развитие отечественного производства аппаратных и программных средств защиты информации и методов контроля за их эффективностью;
    21. обеспечить защиту сведений, составляющих государственную тайну;
    22. расширять международное сотрудничество Российской Федерации в области развития и безопасного использования информационных ресурсов, противодействия угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.
    23. Направления регулирования в сфере информационной безопасности

      Законодательство России в сфере информационной безопасности развивается по следующим направлениям:

    24. закрепление общих положений о доступе к информации, о конфиденциальности и защите информации. Базовым актом здесь является Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и защите информации”;
    25. определение правового режима отдельных видов информации:
      • персональных данных – Федеральный закон “О персональных данных”
      • семейной тайны и тайны личной жизни – Гражданский и Семейный кодексы
      • государственной тайны – Закон РФ “О государственной тайне”
      • коммерческой тайны – Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон “О коммерческой тайне”
      • профессиональных, процессуальных тайн – процессуальными кодексами и законами о соответствующих видах деятельности (об адвокатуре, нотариате, охране здоровья граждан и т.п.);
      • административное регулирование деятельности по защите информации, в том числе связанной с оборотом криптографических средств;
      • определение порядка осуществления оперативно-розыскных мероприятий в информационной сфере;
      • борьба с преступлениями в сфере информационной безопасности путем закрепления соответствующих составов преступлений в Уголовном кодексе РФ.
      • Ограничение доступа к информации, конфиденциальность и защита информации

        Правовой режим информации в России определяется Федеральным законом “Об информации, информационных технологиях и защите информации”. Данный закон классифицирует информацию по двум основаниям.

        Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется законом на:

        1. информацию, свободно распространяемую;
        2. информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
        3. информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
        4. информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
        5. Закон устанавливает, что информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). На практике, конечно же, есть и третья категория информации: доступ к которой не ограничен федеральным законом, однако обладатель которой принимает меры по обеспечению ее конфиденциальности. В то же время, в законе установлена формальная презумпция общедоступности информации: информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

          Закон не выделяет отдельной категории конфиденциальной информации. Конфиденциальность информации понимается лишь как обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. В то же время, закон предусматривает, что обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Таким образом, базовая категория “информация ограниченного доступа” входит в более широкую категорию конфиденциальной информации (информации, в отношении которой установлено требование о соблюдении ее конфиденциальности).

          digital.report