Ифнс проверка налогов

Переход из одной ИФНС в другую: поможет ли смена юридического адреса избежать налоговых рисков, и подводные камни «миграции»

Виталий Кодьев
юрист 1C-WiseAdvice

Собственники и руководители бизнеса зачастую сталкиваются с необходимостью изменить юридический адрес компании. Причины изменения адреса могут быть самыми разными. Такая необходимость может быть связна с развитием бизнеса, когда возникает необходимость в более просторном помещении или, напротив, в период кризиса, когда собственники компаний пытаются экономить, в том числе, и на арендной плате.

Также смена юридического адреса может понадобиться при банальном отказе арендодателя в пролонгации договора аренды. Нередко владельцы компаний принимают решение о смене юридического адреса для перехода в другую ИФНС, полагая, что это поможет избавиться от бремени налоговых долгов или избежать налоговой проверки.

Причины могут быть и иными, когда фактически бизнес переезжает из одного региона в другой.

Но в любом случае компания может столкнуться с рядом достаточно серьезных проблем, связанных с переходом из одной инспекции в другую. Поговорим о них подробнее.

Последние изменения в вопросах регистрации и проверках адресов

  • С 1 января 2016 года существенно изменился порядок изменения места нахождения юридического лица. Подробнее об этом читайте в статье «Изменение юридического адреса ООО 2017: пошаговая инструкция».
  • Теперь налоговая вправе произвести как документарную проверку нового адреса, так и выездную (инспектор выезжает на место, опрашивает персонал организации, составляет акт). Когда у инспекции возникают основания для проведения проверки достоверности нового юридического адреса, она вправе в течение 5 дней принять решение о приостановлении государственной регистрации изменений до конца проверки данного адреса, но не более чем на 1 месяц. При этом сам срок регистрации тоже прерывается.
  • С начала 2016 года налоговые инспекции вправе осуществлять проверки по выявлению недостоверных сведений в ЕГРЮЛ в части адреса места нахождения компаний. Свое право на осуществление проверок налоговые органы охотно реализовывают. Список оснований для признания информации об адресе юридического лица недостоверной:
    • адрес массовой регистрации;
    • адрес в действительности не существует (например, объект недвижимости разрушен);
    • адрес является почтовым и присвоен объекту незавершенного строительства;
    • адрес не может использоваться для связи с организацией (по таким адресам размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.);
    • имеется заявление собственника о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу и др.
    • В случае установления в ходе проверки недостоверной информации об адресе ИФНС направит в адрес этой организации, учредителям и руководителю уведомление, и в течение 30 дней необходимо исправить неверные данные в реестре или представить документы, подтверждающие достоверность этой информации. В противном случае ИФНС внесет в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся сведений. О последствиях читайте в публикации «Налоговики будут ликвидировать компании без суда за недостоверные сведения в ЕГРЮЛ»
    • Широко известна практика, при которой смена юридического адреса используется как один из способов «слива» организации. Более того, под «сливом» понимается и создание организации по заведомо недействительному адресу. Как правило, это делается при создании фирм «однодневок». А потому налоговые инспекции заинтересованы в том, чтобы в их ведомстве находилось меньше организаций с огромным количеством долгов, которые признаны безнадежными, и нет возможности их взыскать.

      С этой целью законодатель и предоставил налоговым инспекциям право проводить проверку таких адресов и пресекать изменение юридического адреса на «нехорошую квартиру».

      Между тем, любой отказ в государственной регистрации изменения юридического адреса ООО должен быть мотивирован со стороны налоговой инспекции (см. врезку).

      Что говорят суды об отказе ИФНС в смене адреса

      Любой отказ в государственной регистрации изменений в части адреса места нахождения компании должен быть мотивирован со стороны налоговиков. Это подтверждается положительной судебной практикой:

    • Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.10.2013 по делу N А33-5495/2013
    • Отказ ИФНС в государственной регистрации вследствие представления недостоверных сведений должен быть исчерпывающим образом мотивирован не только со ссылкой на соответствующую норму закона, но и на конкретные обстоятельства, которые, по мнению налоговиков, свидетельствуют о недостоверности сведений. В противном случае отказ незаконен.

    • Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.04.2015 № Ф04-17044/2015 по делу № А27-14410/2014
    • Наличие недостоверных сведений в документах, представленных на государственную регистрацию, инспекцией не доказано. По мнению судей, недостоверность сведений об адресе юридического лица не подтверждена. Поскольку заявитель представил на гос. регистрацию все документы, предусмотренные законодательством, отказ ИФНС в регистрации изменения адреса незаконен.

      • Решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.09.2016 по делу № А60-23629/2016
      • Вывод налогового органа о недостоверности адреса общества ввиду отсутствия общества по заявленному адресу основан лишь на факте проведения ремонтных и строительных работ, отсутствия должностных лиц, представителей заявителя, его оборудования. А осуществление ремонтных и строительных работ по спорному адресу наоборот, говорит о том, что деятельность организации по этому адресу фактически ведется.

        Подводные камни при смене адреса и ИФНС

      • Потеря документов
      • Это наиболее часто встречающаяся проблема при переезде из одной ИФНС в другую. При передаче дел из старой налоговой инспекции в новую часть документов может бесследно исчезнуть. Решение подобной проблемы, как правило, заключается в подаче жалобы как на старую ИФНС, так и на новую. Однако все негативные последствия при утере документов налогоплательщик почувствует на себе (например, инкассо).

      • Обязательная сверка и погашение задолженности
      • Смена юридического адреса ООО со сменой налоговой инспекции нередко влечет за собой обязательную сверку по налогам. Сверка с ИФНС, как правило, заканчивается выплатой задолженности перед бюджетом.

        • «Двойные» налоги
        • Нередко возникают ситуации, при которых организации начисляются платежи, как новой ИФНС, так и старой.

        • Переезд на «нехорошую квартиру»

        Неприятная ситуация может возникнуть при переезде на адрес, который был предоставлен в качестве «юридического», но не «фактического». Иначе говоря, адрес только в документах. Многие юридические компании предоставляют такую услугу как подбор и предоставление юридических адресов. В таком случае нужно быть уверенным в том, что рано или поздно такой адрес не станет адресом массовой регистрации с вытекающими из этого последствиями.

      • Включение в список претендентов на выездную проверку
      • После переезда в компанию может прийти выездная проверка (см. упоминание о миграции как об одном из видов риска по концепции, одобренной приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected]). Хотя она не гарантирована и во многом зависит от загруженности инспекции и официальной выручки налогоплательщика – чем она больше, тем выше вероятность доначислений и проверки.

        Сама смена юридического адреса не является основанием для налоговой проверки. Проверка может быть, а может и не быть. Все будет зависеть от того, насколько добросовестный налогоплательщик.

        Новая ИФНС придет с выездной – взыскать старый должок

        Цель налоговиков – проверить правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При смене юр. адреса «старая» ИФНС передает акт расчетов по налогам и сборам в новую ИФНС. Таким образом, вся информация о задолженности и переплате по налогам и сборам передается в инспекцию, к которой относится организация. Новая ИФНС после получения регистрационных документов о смене юридического адреса обязана на следующий день направить запрос в старую налоговую по поводу наличия незаконченных камеральных или выездных проверок в отношении переехавшей компании с целью выяснить, не планируют ли проверяющие доначислить налоги, отказать в возмещении НДС, нет ли неисполненных налогоплательщиком требований о предоставлении документов и т.д. Если указанные обстоятельства подтверждаются, то организация 100% попадет в план выездных налоговых проверок уже в новой ИФНС. Потому, нельзя использовать смену юридического адреса и с целью ухода от налоговых проверок. Проверку проведет новая налоговая, а компания получит статус «подозрительной».

      • Сложности при регистрации в новой инспекции
      • По закону новая инспекция обязана принять налогоплательщика в свои объятия. Но по жизни ИФНС может ощутимо потрепать нервы руководству компании. Например, инспекторы могут заявить, что сомневаются в достоверности адреса и на месяц приостановят регистрацию. За этот месяц налоговики свяжутся с собственником помещений, выяснят, кто там еще работает, находится ли там офис вашей компании и т.д. Если выяснится что адрес, по которому собирается прописаться компания, является массовым, или, к примеру, по спорному адресу с вами соседствуют множество фиктивных компаний – ИФНС откажется принять у себя такого «постояльца», то есть откажет в регистрации. С налоговиками может согласиться и суд (см., например, постановление АС Поволжского округа от 31.08.17 № Ф06-23538/2017).

      • Руководителя компании-«мигранта» налоговики возьмут на заметку
      • Уже появляются судебные дела, где налоговики отказались регистрировать фирму, поскольку ее руководитель или учредитель неоднократно участвовали в реорганизации других юрлиц (в том числе в присоединении – способе миграции). Суд инспекция проиграла (см. постановления АС Дальневосточного округа от 20.09.17 №Ф03-3383/2017). Но в любом случае компания потеряла время и деньги. Так что один из подводных камней – руководитель переезжающей компании попадает в черный список тех, кого лучше не назначать директором других предприятий и не выдвигать учредителем.

      • Риск не переехать на новый адрес даже с действующим договором аренды и реальным адресом места нахождения
      • Возникают ситуации, когда налоговые инспекции отказываются принимать организации в свою подведомственность. Дело в том, что налоговые инспекции обязали всех собственников нежилых помещений подавать в инспекцию списки компаний-арендаторов. Причины такого контроля логичны, нужно отследить и систематизировать поток миграции компаний из одной ИФНС в другую. С 2016 года система автоматического контроля НДС позволяет ФНС анализировать книгу продаж арендодателей и самостоятельно формировать базу данных юридических лиц, арендующих помещение по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Потому, если вдруг собственник помещения «забыл» указать информацию о юридическом лице, арендующем у него помещение в списке компаний-арендаторов, ИФНС откажет в регистрации таких изменений.

      • Могут пострадать отношения с контрагентами
      • Если ИФНС в судебных спорах будет заявлять о признаках недобросовестности мигрирующей фирмы, очевидно, что потенциальные партнеры воздержатся от взаимодействия с такой «засветившейся» компанией.

        Сменить адрес или… компанию?

        Часто возникает вопрос, не проще ли зарегистрировать новое ООО с новым адресом? Конечно же, нет. В данной ситуации целесообразно задать ещё один вопрос. А зачем регистрировать новую компанию, если есть старая? Ведь «бросая» предыдущую организацию из-за проблем с адресом, возникнет еще больше проблем в дальнейшем.

        Во-первых, регистрация новой компании не решает проблему поиска действительного адреса. Не забывайте, что с новой организацией придется искать надежного арендодателя, у которого нет личных проблем с налоговой инспекцией (почему нельзя это сделать с действующей), также придется проходить регистрацию в налоговой инспекции, при том, что государственная пошлина при создании новой компании больше по стоимости, чем при регистрации изменений по старой.

        Во-вторых, нельзя просто взять и «бросить» компанию. У любого юридического лица есть свои обязательства. Несоблюдение данных обязательств влечет за собой наложение административных и иных санкций как в отношении самой компании, так и ее должностных лиц.

        Важно понимать, что если фирма хочет уйти из инспекции из-за своих нарушений (если они действительно есть), то переезд в другую ИФНС не спасет от проверки. Компания, наоборот, привлечет внимание проверяющих. В данном случае лучше постепенно закрывать компанию (именно закрывать, а не присоединять к новой), переводя бизнес на новую организацию. Это сложнее, но обычно сложность оправдана. Конечно, есть исключения. Например, нарушения незначительны, и из-за них не стоит возиться с созданием нового юрлица, переводом активов и т.д. Но в таких случаях и миграция не оправдана. Зачем же лишние усилия, если шансы на избавление от проверки невелики?

        1c-wiseadvice.ru

        Выездная налоговая проверка: будь готов — всегда готов!

        Консалтинговое агентство может помочь в подготовке к предстоящей налоговой проверке, привести необходимые документы в надлежащий вид, проверить правильность начисления и уплаты налогов. Это может сократить риски финансовых потерь компании.

        Систематическое проведение оценки рисков по результатам финансово-хозяйственной деятельности — шанс для налогоплательщика своевременно оценить налоговые риски и уточнить налоговые обязательства.

        Избежать плановой выездной налоговой проверки практически невозможно, но, воспользовавшись услугой «Сопровождение выездной налоговой проверки», можно свести к минимуму штрафные санкции и финансовые потери и избежать привлечения к ответственности.

        Услуга «Аналог выездной налоговой проверки» — это генеральная репетиция, дающая возможность основательно подготовиться к визиту специалистов налоговой службы, выявив и устранив слабые места.

        Результат налоговой проверки — штрафы и доначисления — можно оспорить. Для проведения такого мероприятия стоит воспользоваться услугами компетентных специалистов, разбирающихся в налоговом законодательстве.

        В ходе выездных налоговых проверок у проверяемых лиц нередко возникают вопросы о том, насколько правомерны действия налоговых инспекторов, как часто, в какие сроки и в каких формах могут проводиться проверки. Чтобы во всеоружии встретить проверяющих, налогоплательщик должен великолепно ориентироваться в НК РФ, знать свои права и обязанности, а также действия, которые можно предпринять для успешного прохождения проверки.

        Что такое выездная налоговая проверка

        Выездная налоговая проверка — то, чего больше всего боятся налогоплательщики. Это связано не только с опасениями выявления нарушений и доначисления налогов. Но и с тем, что в ходе процедуры проверяющие длительное время находятся на территории налогоплательщика, нарушая привычный рабочий распорядок компании.

        Предметом выездной проверки является правильность исчисления налогов и их своевременная уплата организацией, если дополнительно не предписано, например, «установление соответствия показателей реализации регионального инвестиционного проекта требованиям, предъявляемым к региональным инвестиционным проектам и их участникам» (пункт 4 статьи 89 НК РФ). При проведении проверки налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы (главы 26.1–26.5 НК РФ), предмет проверки — «все налоги и сборы». Отдельные вопросы исполнения законодательства о налогах и сборах не могут являться предметом проверки.

        Перед началом проверки налоговые органы обязаны предъявить руководителю организации решение о проведении выездной налоговой проверки. Статья 89 НК РФ определяет все необходимые сведения, указываемые в решении:

      • полное и сокращенное наименование организации или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя;
      • предмет проверки;
      • периоды, за которые проводится проверка (см. также письма ФНС России от 29 мая 2012 года № АС-4-2/8792 «О пункте 4 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации»; от 25 июля 2013 года № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» и от 17 июля 2015 года № СА-4-7/[email protected] «О направлении обзора судебных актов, вынесенных Верховным судом Российской Федерации по вопросам налогообложения за период 2014 года и первое полугодие 2015 года»);
      • должности, фамилии и инициалы сотрудников, которые проводят проверку.
      • Основными задачами выездной проверки являются:

      • исследование финансово-хозяйственной деятельности проверяемого с формированием выводов о правильности исчисления и полноте уплаты необходимых налогов и сборов;
      • выявление ошибок и искажений в исследуемых документах и фактов нарушения порядка ведения бухучета;
      • анализ влияния этих нарушений на формирование налоговой базы организации;
      • доначисление (при необходимости) сумм налогов, не уплаченных или не полностью уплаченных из-за наличия ошибок и нарушений, а также привлечение налогоплательщика к ответственности.
      • Налоговые службы имеют право проверить только те вопросы и тот период, которые заявлены в решении о проведении проверки. Вносить изменения в уже принятое решение запрещено.

        При этом существуют ограничения по срокам и количеству выездных проверок одного налогоплательщика. Например, количество ежегодных проверок организации не может быть более двух. Если налоговая инспекция планирует провести третью за год проверку, проверяемая компания имеет право обжаловать это решение, но только в том случае, если это не повторная выездная проверка.

        Временной период выездной налоговой проверки не должен превышать трех лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении, если иное не предусмотрено НК РФ. При этом ограничение периода проверки тремя годами не распространяется на текущий год деятельности компании, и, учитывая, что в НК РФ на счет текущего периода нет никаких указаний, проведение выездной налоговой проверки в его отношении также вероятно. Другой вопрос, что чаще всего он не интересует ФНС (ведь период, в котором назначена процедура, всегда успеют проверить), если только на вас «не выставлен прицел». Дело также в том, что период, за который проводится проверка, должен состоять из целого числа налоговых периодов по всем налогам и сборам, по которым назначена проверка, а по многим налогам они составляют 1 год. Другое дело — НДФЛ. Взимать налог с дохода физлиц и перечислять его в бюджет нужно в более короткие сроки. Налоговые органы могут включить НДФЛ в выездную проверку и за период ее назначения, а значит и в текущем году по этому налогу ФНС может сделать не только доначисление, но также выставить штрафную санкцию и начислить пени.

        Основания для проведения налоговой проверки

        По общему правилу согласно пункту 2 статьи 89 НК РФ выездную проверку инициирует руководитель налогового органа, расположенного по месту нахождения налогоплательщика. Тем не менее в некоторых случаях возможны исключения:

      • В отношении крупнейшего налогоплательщика решение о выездной проверке выносит налоговый орган, осуществлявший постановку налогоплательщика на учет.
      • Самостоятельная выездная проверка филиала или представительства организации инициируется налоговым органом по месту нахождения этого подразделения, а не по месту нахождения головного предприятия.
      • Провести плановую выездную проверку налоговая инспекция может в отношении любой компании и в любое время согласно плану. Но поскольку всех охватить проверками невозможно, налоговые органы делают тщательный отбор на основе информации о деятельности компании и Концепции системы планирования выездных проверок, изложенной в приказе ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/[email protected] (в редакции приказа ФНС России от 10 мая 2012 года № ММВ-7-2/[email protected]). Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, разработанные в целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок и повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, приводятся в приложении № 2 данного приказа.

        Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволяет налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства. Вероятность включения организации в план проверок значительно повышается, если ее деятельность характеризуется следующими факторами:

      • Низкая налоговая нагрузка.
      • Отражение в налоговой отчетности убытков на протяжении двух и более лет.
      • Низкая рентабельность.
      • Зарплата сотрудников ниже отраслевого уровня в регионе.
      • Значительные суммы налоговых вычетов за отчетный период (свыше 89% от НДС).
      • Неоднократное приближение к предельным показателям, позволяющим применять специальные налоговые режимы. Например, в плане УСН: остаточная стоимость активов стремится к 150 млн рублей, доходы — на уровне 60 млн рублей, численность — около 100 человек, доля участия иных компаний приближается к 25%.
      • Динамика роста расходов опережает динамику роста доходов организации.
      • Неоднократное снятие организации с учета и постановка на учет в разных налоговых органах.
      • Если деятельность компании подпадает под критерии высокого риска, это еще не означает, что бизнесу грозят «налоговые санкции». Проведение выездной проверки предприятия не тождественно налоговому правонарушению, за которое предусмотрена ответственность, о чем говорится в письме ФНС России от 31 июля 2007 года № 06-1-04/505.

        Кроме плановой проверки налоговые органы могут провести и внеплановую, независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. В соответствии с пунктом 11 статьи 89 НК РФ основаниями для проведения внеплановой выездной налоговой проверки являются реорганизация или ликвидация предприятия.

        Выездные налоговые проверки могут быть первичными или повторными. Согласно пункту 10 статьи 89 НК РФ повторная проверка проводится независимо от времени проведения предыдущей по тем же налогам и за тот же период по двум основаниям:

      • для контроля над деятельностью органа, проводившего первичную проверку, со стороны вышестоящего налогового органа;
      • в случае предоставления уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога меньше ранее заявленного, при этом проверяется период, за который представлена уточненная декларация.

      Если при проведении повторной выездной проверки выявлены факты нарушения налогового законодательства, которые не были установлены в ходе первичной проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции. Исключением являются случаи, когда невыявленные нарушения стали результатом сговора между налогоплательщиком и проверяющим.

      Процедура проверки

      Процедура проверки подробно прокомментирована в пункте 5 письма ФНС РФ от 25 июля 2013 года № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок».

      Если в ходе процедуры обнаружились факты нарушения законодательства, не относящегося к предмету выездной налоговой проверки, в соответствии с заключенными межведомственными соглашениями, ФНС сообщает об их наличии в соответствующий территориальный орган или центральный аппарат такого ведомства (см. соглашение Банка России № 01-15/3182 и ФНС России № ММВ-27-2/[email protected] от 29 июня 2010 года «Об информационном взаимодействии между Центральным банком Российской Федерации и Федеральной налоговой службой», действующее в редакции с 30 января 2017 года, а также «Соглашение о сотрудничестве Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной налоговой службы», утвержденное Росприроднадзором № 3-д и ФНС РФ № М-25-21/2, действующее со 2 марта 2007 года, и др.). Однако факты, не относящиеся к цели выездной налоговой проверки, могут быть отражены в акте проверки только в той ситуации, когда они обусловили деяния, имеющие признаки налоговых правонарушений.

      В выездной налоговой проверке участвуют представители обеих сторон — проверяющей и проверяемой. Это лица, которые в соответствии с НК РФ наделены полномочиями или имеют права и обязанности при совершении действий в ходе проведения выездной проверки. Их можно разделить на три группы.

      1. Субъекты, осуществляющие налоговую проверку — налоговые органы.
      2. Субъекты, чья деятельность проверяется в ходе выездной проверки — налогоплательщики, налоговые агенты.
      3. Субъекты, которых привлекают к участию в выездной проверке, — эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели, сотрудники правоохранительных органов.

      При проведении выездной проверки налоговики используют 2 группы методов:

    • Выборочная или сплошная проверка. При выборочной проверке проверяется только часть документов по некоторым налоговым периодам и выявляются нарушения систематического характера, которые, как правило, имеют место и в остальных периодах. Выборочные проверки позволяют сэкономить время на проведение проверки, но при этом остается риск пропуска ошибок и нарушений со стороны проверяемых.
      Сплошная проверка подразумевает проверку всей документации проверяемой организации за отчетный период. При сплошном методе вероятность упущения нарушений крайне низка, поэтому в большинстве случаев налоговые органы предпочитают именно этот метод.
    • Тематическая или комплексная проверка. Тематическая проверка представляет собой проверку по одному или нескольким выбранным заранее налогам. Комплексная проверка — это проверка организации по всем уплачиваемым ею налогам.
    • Выездная налоговая проверка проводится в несколько этапов:

      Этап 1. Принятие решения о проведении проверки и ознакомление с ним налогоплательщика. Решение обязательно должно быть подписано руководителем налогового органа или его заместителем. Подписание решения неуполномоченным лицом может повлечь за собой его отмену.

      Этап 2. Проведение выездной налоговой проверки. Перед непосредственным началом проверки сотрудники налоговых органов проводят собеседование с руководителем организации, главным бухгалтером и лицами, ответственными за начисление и уплату налогов. Уклоняться от собеседования не стоит, поскольку в ходе него решаются вопросы организации проверки, а также предоставляется общая информация о деятельности проверяемой компании. В ходе самой проверки возможны следующие процедуры:

    • Инвентаризация (пункт 13 статьи 89 НК РФ) проводится с целью проверки достоверности сведений, которые содержатся в документах проверяемой организации.
    • Осмотр (статьи 91 и 92 НК РФ). Сотрудники налогового органа в ходе проверки имеют право осматривать любые помещения, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода, — склады, офисы, торговые залы и так далее. При осмотре обязательно должны присутствовать не менее двух понятых. Препятствовать доступу проверяющих в помещение или здание категорически не рекомендуется, поскольку в этом случае налоговые органы составляют акт (пункт 3 статьи 91 НК РФ). Этот акт дает им право самостоятельно определить сумму налога к уплате только на основании имеющихся у них данных о компании или по аналогии с другими налогоплательщиками.
    • Истребование документов (статьи 93 и 93.1 НК РФ). Налогоплательщик обязан передать проверяющему все необходимые для проведения проверки документы.
    • Выемка (статья 94 НК РФ). Производится для выявления и подтверждения нарушений налогового законодательства. Следует учитывать, что выемку нельзя производить в ночное время (с 22.00 до 6.00 местного времени).
    • Экспертиза и получение экспертного заключения (статья 95 НК РФ). Запрещается проводить экспертизу по вопросам бухгалтерского учета, правовым и другим вопросам, знаниями в области которых обязаны обладать сами проверяющие.
    • Допрос (статья 90 НК РФ). При необходимости в ходе проверки проводится допрос свидетелей, которым могут быть известны обстоятельства, имеющие значение при осуществлении контроля со стороны налоговых органов. В качестве таких свидетелей могут выступать любые физические лица, за исключением тех, кто по роду деятельности имеет доступ к профессиональной тайне, — адвокаты, аудиторы, врачи, нотариусы и священнослужители. При вызове на допрос они имеют право заявить о невозможности давать показания (пункт 2 статьи 90 НК РФ).
    • Этап 3. Документальное оформление итогов проверки и ознакомление с ними проверяемого.

      Результаты выездной налоговой проверки

      В последней день проведения выездной проверки проверяющие в обязательном порядке составляют справку, содержащую информацию о предмете проверки, сроках проведения и вручают ее налогоплательщику. Эта справка фиксирует факт окончания проверки, при этом дата составления справки и дата окончания проверки должны совпадать. Сразу после вручения справки налоговый орган обязан прекратить проведение всех мероприятий по выездной проверке.

      В течение двух месяцев со дня составления справки налоговый орган составляет акт налоговой проверки, форма которого регламентируется приложением № 23 к приказу ФНС России от 8 мая 2015года № ММВ-7-2/189. В акте фиксируются все нарушения, выявленные в ходе проверки:

    • Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе (статья 116 НК РФ).
    • Нарушение срока предоставления сведений об открытии и закрытии банковского счета (пункт 1 статьи 119 НК РФ).
    • Непредоставление налоговой декларации (пункт 1 статьи 119 НК РФ).
    • Нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (статья 120 НК РФ).
    • Неуплата или неполная уплата налогов и сборов (статья 122 НК РФ).
    • Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов (статья 123 НК РФ).
    • Непредоставление налоговым органам информации, необходимой для осуществления налогового контроля (пункт 1 статьи 126 НК РФ).
    • Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса (статья 129.2 НК РФ).
    • Прочие нарушения фиксируются вне рамок выездной проверки.

      Составленный и подписанный акт под расписку вручается налогоплательщику в течение 5 дней с даты его составления. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

      По итогам проведения выездной проверки руководитель налогового органа или его заместитель выносит два вида решения:

    • о привлечении к ответственности за совершение налогового преступления;
    • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового преступления.
    • Во втором случае в решении отсутствуют штрафы, но могут быть начислены налоги и пени.

      Срок проведения выездной налоговой проверки

      По действующим правилам срок проведения выездной налоговой проверки не может быть больше двух месяцев. Он исчисляется с момента вынесения решения о ее проведении и заканчивается датой составления справки. Однако в некоторых случаях по решению руководителя налогового органа срок проверки может быть увеличен до четырех или шести месяцев (пункты 6, 8 статьи 89 НК РФ, письмо Минфина России от 11 июля 2011 года № 03-02-07/1-234).

      Перечень оснований, которые могут повлиять на увеличение срока, изложен в пункте 2 Приложения № 4 к приказу ФНС от 8 мая 2015 года № ММВ-7-2/[email protected], в их числе:

    • Проверка крупнейшего налогоплательщика.
    • Наличие у налогового органа информации о нарушении налогового законодательства, требующей дополнительной проверки.
    • На территории, где идет проверка, возникли форс-мажорные обстоятельства — пожар, затопление.
    • Несвоевременное предоставление налогоплательщиком требуемой информации.
    • Наличие у проверяемой организации филиалов и обособленных подразделений.
    • Иные обстоятельства, включая большое количество документов или проверяемых налогов.
    • В некоторых случаях выездная налоговая проверка может быть приостановлена по решению руководителя налоговой инспекции. Это делается для истребования информации о проверяемой организации у других лиц, для проведения экспертизы, для перевода документов с иностранного на русский язык. Приостанавливать проверку налоговая инспекция может неоднократно, при этом общий срок приостановления не может превышать шести месяцев (пункт 9 статьи 89 НК РФ).

      Максимальный срок проведения выездной налоговой проверки с учетом продления и приостановления составляет 12 месяцев.

      Типовые нарушения, выявляемые налоговыми органами

      В ходе выездной проверки налоговых инспекторов больше всего интересуют документы, которые уменьшают налоговую базу по тому или иному налогу. Именно в этой сфере чаще всего и обнаруживаются нарушения, позволяющие налоговому органу накладывать штрафы и предписывать доначисление налогов. Поэтому тщательная подготовка перед выездной проверкой необходима по следующим пунктам:

    • Книга учета доходов и расходов (для организаций на общем режиме). Доходы и расходы, отраженные в этой книге, будут сверены с банковскими выписками и кассовыми отчетами (фискальным, Z-отчетом и журналом кассира-операциониста). По указанным в книге расходам будет проведена тщательная проверка обоснованности произведенных затрат и наличие подтверждающих их первичных документов.
    • Книга покупок (общий режим). Ее сверят с декларацией по НДС, также будет проверено наличие документов, на основании которых в книге были произведены записи.
    • Книга продаж (общий режим). Будет проверена полнота и современность отражения выручки.
    • Счета-фактуры. Проверка коснется наличия и правильности заполнения счетов-фактур и их соответствия действующему законодательству.
    • Накладные проверяют на наличие необходимых реквизитов, печатей и подписей.
    • Платежные документы и банковские выписки проверяются для выявления основных контрагентов проверяемого, а также правильности отражения безналичных доходов в книге учета доходов и расходов и книге продаж.
    • Очень часто в ходе налоговых проверок выявляются ошибки в заполнении документов, например, неправильное указание реквизитов контрагентов, занесение информации не в те графы документа или простые арифметические ошибки в расчетах. При подготовке к проверке на них также нужно обращать внимание, поскольку налоговая инспекция посчитает это нарушением.

      Как снизить риски, или Услуги генеральной репетиции визита налоговиков

      Как правильно подготовиться к визиту налоговой службы и что следует предпринять, рассказал Роман Шишкин, к.ю.н., руководитель налоговой практики аудиторско-консалтинговой компании КСК групп:

      «Избежать плановой налоговой проверки практически невозможно, но можно снизить риски ее проведения. Для этого необходима подготовка и тщательный анализ возможных ошибок. Самостоятельно сделать это для компании практически невозможно, поскольку компетенция сотрудников может оказаться недостаточной, особенно в области налогового законодательства. Мы предлагаем своим клиентам аналог выездной налоговой проверки силами нашей компании. Это в прямом смысле генеральная репетиция, дающая возможность основательно подготовиться к проверке, выявив и устранив все слабые места.

      В ходе мероприятия мы помогаем сформировать наиболее правильную правовую позицию, рассмотреть различные варианты поведения при проверке, подготовиться к ответам на самые вероятные вопросы налоговых органов. Аналог проверки помогает сформировать реальную картину деятельности организации и выявить недочеты еще до того момента, когда они будут обнаружены налоговыми службами.

      В рамках «репетиции» наши специалисты изучают уровень предусмотрительности компании при работе с контрагентами, соответствие зафиксированных операций реальному движению товаров и денежных средств, целевую направленность деятельности.

      Кроме того, мы диагностируем налоговые риски, разрабатываем рекомендации по их устранению и при необходимости оспариваем результаты проверки в налоговых органах».

      www.kp.ru