Холостова социальная работа теория и практика учебное пособие

Становление в нашей стране широко распространенной по всему миру профессии социального работника и развертывание профессиональной подготовки специалистов для сферы социального обслуживания обусловили создание учебных, методических и справочных пособий для использования в образовательном процессе.

Первые учебные пособия, создававшиеся с помощью Фонда Дж. Сороса, например двухтомное издание «Теория и методика социальной работы» (М., 1994), отражали соответствующий начальному периоду деятельности уровень понимания проблем социальной работы и подготовки самих преподавателей и ученых, бывших авторами этих книг. В них не были дифференцированы вопросы теории и технологии социальной работы, проблемы изучения истории и зарубежного опыта ее организации, социально-правовые и социально-медицинские аспекты. Однако за истекшее время произошли значительные изменения в практике социальной работы, в ее теоретико-методологическом осмыслении, а также в разработке и реализации научно-методических аспектов преподавания дисциплин, включенных в учебные программы.

Развертывание в Российской Федерации широкой и разноплановой системы социальных служб по оказанию помощи пожилым, людям с ограниченными возможностями, семьям, детям, лишенным попечения родителей, другим категориям лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, пятилетний опыт организации и проведения учебного процесса, разработка и утверждение Государственного образовательного стандарта различных уровней высшего профессионального образования в области социальной работы — все это с особой остротой поставило вопрос о создании комплекта учебников и учебных пособий по всем дисциплинам, входящим в круг профессиональной подготовки социального работника. Это, безусловно, трудная задача, так как разработка единой теории социальной работы, поставленная в повестку дня необходимостью повышения эффективности практики социального обслуживания, еще не завершена как в нашей стране, так и за рубежом, хотя многие исследователи в разных странах осознали необходимость этого. Вероятно, дальнейшее развитие исследований в этой отрасли социального знания должно включать обзор различных направлений в теоретическом осмыслении социальной работы с целью выявления того, что они дают практике, как могут быть использованы при решении конкретных социальных проблем.

pedlib.ru

Электронно-библиотечная система

Холостова Евдокия Ивановна:

Энциклопедия социальных практик поддержки инвалидов в Российской Федерации/Е.И.Холостова, Г.И.Климантова — М.: Дашков и К, 2016. — 824 с.: 60×90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-394-02553-2 читать

Настоящее издание подготовлено Институтом дополнительного профессионального образования работников социальной сферы Департамента социальной защиты населения города Москвы. Оно содержит уникальную информацию о современных социальных практиках и технологиях социальной поддержки инвалидов, детей-инвалидов, членов их семей, реализуемых в государственных организациях социального обслуживания населения Российской Федерации, а также в некоммерческих организациях. В энциклопедии также представлены и практики, поддержанные грантами Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Национального фонда защиты детей от жестокого обращения, а также опубликованные в журнале «Социальное обслуживание», «Работник социальной службы» в 2013-2014 годах. В отдельный раздел выделены инновационные социальные практики, реализуемые в государственных организациях социального обслуживания населения города Москвы. В издании включен глоссарий основных понятий и терминов по теме «Поддержка инвалидов в Российской Федерации».

  • Книги издательства «Дашков и К» 6
  • Холостова, Е. И. Социальная работа с семьей [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Е. И. Холостова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 244 с. — ISBN 978-5-394-02004-9. читать

    Учебное пособие содержит анализ современного состояния и тенденций развития семьи. Особое место отводится социальной работе с семьей, созданию системы учреждений социального обслуживания семьи и детей. Для студентов социального профиля и преподавателей, а также специалистов социальной сферы.

    Книга входит в коллекции:

    Холостова, Е. И. Семейное воспитание и социальная работа [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Е. И. Холостова, Е. М. Черняк, Н. Н. Стрельникова — М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. — 292 с. — ISBN 978-5-394-02007-0. читать

    В учебном пособии на основании историографического материала показаны воспитательная и социализирующая функции семьи. В научный оборот введены отечественные и международные нормативные документы, определяющие социальную политику в отношении позитивного воспитания детей. Проблемы семейного воспитания проанализированы в связи с процессами трансформации семьи как социального института. Рассмотрено воздействие семейного воспитания на добрачное поведение молодежи и мотивацию брака. Раскрыты направления и технологии социальной работы в помощь семье в воспитании подрастающего поколения. Книга рассчитана на специалистов системы управления, руководителей учреждений социального обслуживания, слушателей ИПК, преподавателей и студентов вузов, связанных с теорией и практикой социальной работы.

    Холостова, Е. И. Социальная работа с инвалидами [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Е. И. Холостова. — 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. — 240 с. — ISBN 978-5-394-01654-7. читать

    В учебном пособии раскрываются теоретические аспекты социальной реабилитации инвалидов, ее сущность и виды. Дается описание моделей инвалидности, рассматриваются технологии социальной реабилитации различных категорий инвалидности. Описывается опыт социальной реабилитации за рубежом, а также практика работы учреждений социального обслуживания инвалидов. Для студентов и аспирантов вузов социального профиля, специалистов системы социальной защиты населения.

    Социальный контракт: от заключения до исполнения / Холостова Е.И., Климантова Г.И. — М.:Дашков и К, 2017. — 162 с.: ISBN 978-5-394-01906-7 читать

    Настоящее учебно-методическое пособие содержит материалы о проблемах бедности и государственной социальной помощи в Российской Федерации. Особое внимание уделено инновационной технологии борьбы с бедностью — социальному контракту и опыту его внедрения в субъектах Российской Федерации. Для студентов вузов, преподавателей, а также практических работников социальной сферы.

      Холостова, Е. И. Социальная политика и социальная работа [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Е. И. Холостова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. — 208 с. — ISBN 978-5-394-02003-2. читать

      В данной книге раскрываются сущность, принципы и структура социальной политики, модели социальной политики за рубежом и механизм ее реализации в России, взаимосвязь социальной политики и социальной защиты населения, а также влияние социальной работы на социальную политику. Для студентов бакалавриата и специалитета, преподавателей и специалистов учреждений социального обслуживания населения.

      Холостова Евдокия Ивановна

      Правовое обеспечение социальной работы [Электронный ресурс] : Учебник для бакалавров / Под ред. проф. Е. И. Холостовой, проф. О. Г. Прохоровой. — М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. — 256 с. — ISBN 978-5-394-02027-8. читать

      Учебник составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения, с учетом при изложении материала предусмотренных стандартом общекультурных и профессиональных компетенций специалистов по социальной работе. Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа», руководителей и специалистов социальной сферы, а также тех, кто интересуется проблемами современного правового обеспечения в социальной работе и стремится к тому, чтобы его социальное учреждение работало более эффективно.

    • Книги издательства «Дашков и К» 2
    • Холостова, Е. И. Управление в социальной работе [Электронный ресурс] : Учебник для бакалавров / Е. И. Холостова; Под ред. профессоров Е. И. Холостовой, Е. И. Комарова, О. Г. Прохоровой. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. — 300 с. — ISBN 978-5-394-02028-5. читать

      Учебник подготовлен преподавателями Института переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения г. Москвы (ИПК ДСЗН) в соответствии с Государственным образовательным стандартом. В нем содержится материал по основным проблемам управления в социальной работе. Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлениям подготовки «Социальная работа» и «Государственное и муниципальное управление». Может быть также полезен руководителям и специалистам учреждений социальной защиты населения при обучении по программам переподготовки и повышения квалификации кадров.

      Генезис социальной работы в России / Холостова Е.И., — 3-е изд. — М.:Дашков и К, 2017. — 232 с.: ISBN 978-5-394-01868-8 читать

      В данной книге раскрываются этапы развития социальной помощи в России с древних времен, анализируется становление государственного призрения, общественной и частной благотворительности в пореформенный период, раскрывается практика социальной работы в советский период и в современных условиях. Для студентов и преподавателей факультетов социальной работы, а также социальных работников.

      Безопасность жизнедеятельности / Холостова Е.И., Прохорова О.Г. — М.:Дашков и К, 2017. — 456 с. — ISBN 978-5-394-02026-1 читать

      Учебник составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения, с учетом при изложении материала предусмотренных стандартом общекультурных и профессиональных компетенций специалистов по социальной работе. Книга посвящена изучению вопросов безопасного взаимодействия человека со средой обитания и защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций. Основное внимание уделено обеспечению безопасности жизнедеятельности в социальной сфере. Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлениям подготовки “Социальная работа”, “Сервис”, “Туризм”, “Государственное и муниципальное управление”, руководителей и специалистов социальной сферы, а также всех, кто интересуется проблемами безопасности жизнедеятельности.

      znanium.com

      СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА. история, теория и практика УЧЕБНИК ДЛЯ БАКАЛАВРОВ. Е. И. Холостова

      Транскрипт

      1 Е. И. Холостова СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА история, теория и практика УЧЕБНИК ДЛЯ БАКАЛАВРОВ Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области социальной работы Министерства образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социальная работа» Москва Юрайт 2011

      2 УДК 364.4: ББК я73 Х73 Автор: Холостова Евдокия Ивановна доктор исторических наук, профессор, директор Института переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты г. Москвы, президент Региональной общественной организации «Общественная академия проблем социальной работы», главный редактор Отечественного журнала социальной работы. Автор более 250 научных работ, в том числе 30 учебных пособий и монографий. Рецензенты: Климантова Г. И. доктор политических наук, руководитель Международного центра социальных практик Международной ассамблеи крупных городов России (МАГ); Павленок П. Д. доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социологии и социальной работы Российского государственного университета туризма и сервиса; Шмелева Н. Б. доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики профессионального образования и социальной деятельности Ульяновского государственного университета, действительный член Российской академии социального образования. Х73 Холостова, Е. И. Социальная работа: история, теория и практика : учебник для бакалавров / Е. И. Холостова. М. : Издательство Юрайт, с. Серия : Бакалавр. ISBN Изложены основные вопросы и проблемы по истории, теории, технологии, менеджменту соци альной работы в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего образования по специаль ности «Социальная работа». Для студентов гуманитарных вузов, преподавателей, ве дущих подготовку и переподготовку специалистов по данному направлению, а также для работников социальной сферы. УДК 364.4: ББК я73 ISBN Холостова Е. И., 2011 ООО «Издательство Юрайт», 2011

      3 Îãëàâëåíèå Предисловие. 10 Раздел I. ГЕНЕЗИС СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Глава 1. Тенденции благотворительности в Древнерусском государстве Влияние на развитие благотворительности крещения Руси Церковно-монастырские формы призрения. 20 Контрольные вопросы. 24 Литература. 24 Глава 2. Развитие системы общественного призрения в России (вторая половина XVII первая половина XIX в.) Начальный этап становления системы государственного призрения Становление государственного призрения. 27 Контрольные вопросы. 36 Литература. 37 Глава 3. Социальная деятельность земских органов самоуправления Участие земств в развитии социальной сферы Социальные вопросы в деятельности земских органов. 42 Контрольные вопросы. 54 Литература. 54 Глава 4. Роль городского самоуправления в развитии общественного призрения Образование городских дум и активизация социальной деятельности Органы городского самоуправления и формы социальной помощи нуждающимся. 63 Контрольные вопросы. 75 Литература. 75

      4 4 Оглавление Глава 5. Формы социальной помощи в крестьянской общине Общинные обычаи и способы крестьянской социальной помощи Общественное призрение в сельской общине. 82 Контрольные вопросы. 89 Литература. 89 Глава 6. Трудовая помощь как форма социального призрения Становление и развитие трудовой помощи в XVI первой половине XIX в Основные формы трудовой помощи во второй половине XIX начале XX в Контрольные вопросы Литература Глава 7. Формирование системы социальной помощи в советский период Первые мероприятия советского правительства по созданию новой системы социальной помощи в гг Особенности социальной поддержки нуждающихся в условиях НЭПа Развитие государственного социального обеспечения в е гг Контрольные вопросы Литература Глава 8. Развитие социальной работы в современной России Социальная помощь и поддержка населения в России в 1990-е гг Становление профессии социального работника Контрольные вопросы Литература Раздел II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Глава 9. Научное осмысление социальной работы Социальная работа как общественный феномен и вид социальной деятельности Разработка теоретических основ социальной работы Понятийно-категориальный аппарат социальной работы 162

      5 Оглавление 5 Контрольные вопросы Литература Глава 10. Научная идентификация теории социальной работы и ее место в системе наук Понятие идентификации и взаимосвязь социальной работы с другими науками Междисциплинарный, интегративный и комплексный характер социальной работы Контрольные вопросы Литература Раздел III. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ И СОЦИОПОЛИТИЧЕСКИЙ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Глава 11. Социальная работа и проблемы общественного развития Целостное представление о человеке и духовно-нравственные ценности общества Социальные отношения и их роль в социальной работе Контрольные вопросы Литература Глава 12. Социальная политика государства и социальная работа Сущность и содержание государственной социальной политики Объект, субъект и принципы социальной политики Контрольные вопросы Литература Глава 13. Социальная политика и права человека Историческое развитие ценности прав человека Международные документы по правам человека Контрольные вопросы Литература Глава 14. Социальная сплоченность общества как важное направление социальной политики Понятие социальной сплоченности Социальная сплоченность как общая ответственность Приоритеты социальной сплоченности в ближайшие годы Контрольные вопросы Литература

      6 6 Оглавление Глава 15. Взаимосвязь социальной политики и социальной защиты населения Сущность социальной защиты населения Принципы и функции социальной защиты населения Организационно-правовые формы социальной защиты населения Особенности реформирования системы социальной защиты населения в начале XXI столетия Социальная политика в условиях модернизации общества Контрольные вопросы Литература Раздел IV. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА Глава 16. Социальная работа в сфере производства Специфика развития сфер труда Проблемы занятости населения Деятельность социальных служб по защите безработных Контрольные вопросы Литература Глава 17. Социальная работа в сельской местности Особенности социальной поддержки сельского населения Пути активизации социальной работы на селе Контрольные вопросы Литература Глава 18. Социальная работа в системе образования Образовательное пространство как сфера социальной работы Роль и место социального работника в образовании Контрольные вопросы Литература Глава 19. Социальная работа в системе здравоохранения Политика в области здравоохранения Медико-социальная работа

      7 Оглавление 7 Контрольные вопросы Литература Глава 20. Технологии социальной работы в Вооруженных Силах РФ Характеристики социальных проблем военнослужащих Социальная работа с военнослужащими и членами их семей Контрольные вопросы Литература Глава 21. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях Система пенитенциарных учреждений Социальная работа как инструмент сохранения социально-полезных связей заключенных Технологии социальной работы с осужденными в местах заключения Контрольные вопросы Литература Глава 22. Социальная работа в конфессиях Сущность и функции деятельности различных конфессий Технологии социальной работы в конфессиях Контрольные вопросы Литература Раздел V. ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Глава 23. Типологии социальных технологий Сущность социальных технологий Конструирование социальных технологий Контрольные вопросы Литература Глава 24. Общие технологии социальной работы Социальная диагностика Социальное проектирование Социальное прогнозирование Социальное консультирование Контрольные вопросы Литература

      8 8 Оглавление Раздел VI. КОНКРЕТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Глава 25. Технологии социальной работы с семьей Социальные проблемы современной семьи Социальные практики работы с семьей Насилие в семье как социальная проблема Социальный патронаж и участковая социальная служба Замещающая семья Контрольные вопросы Литература Глава 26. Технологии социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками Система работы с дезадаптированными детьми и подростками Формы и методы профилактики дезадаптации несовершеннолетних Технологии уличной социальной работы с детьми «группы риска» Психологические механизмы работы с дезадаптированными детьми и подростками Контрольные вопросы Литература Глава 27. Социальная работа с инвалидами Инвалидность как социальная проблема Технологии социальной работы с инвалидами Контрольные вопросы Литература Глава 28. Технологии социальной работы с пожилыми людьми Пожилые люди как социальная общность Социальное обслуживание пожилых людей Социальные практики работы с пожилыми людьми Контрольные вопросы Литература Раздел VII. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ НАСЕЛЕНИЯ ЗА РУБЕЖОМ Глава 29. Социальная работа с семьей и детьми Семейные пособия во Франции

      9 Оглавление Социальные услуги семье и детям Социальная работа с детьми «группы риска» Контрольные вопросы Литература Глава 30. Социальная работа с инвалидами Обзор моделей комплексной реабилитации людей с ограниченными возможностями Стандартизация и контроль качества социальных услуг инвалидам Контрольные вопросы Литература Глава 31. Социальная работа с пожилыми людьми Проблемы длительного ухода за пожилыми людьми Модели социальной работы с пожилыми людьми в отдельных странах Контрольные вопросы Литература Раздел VIII. АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ И ПОДГОТОВКА ПЕРСОНАЛА Глава 32. Менеджмент в социальной работе Основные направления социального управления Сущность и содержание управления социальной работой Эффективность социальной работы Контрольные вопросы Литература Глава 33. Проблемы формирования профессионализма в социальной работе Формирование профессионального развития социальной работы Личностные качества социального работника Подготовка специалистов по социальной работе Проблемы профессионального «выгорания» в социальной работе Профессионализм социального работника Контрольные вопросы Литература

      10 Ïðåäèñëîâèå В начале 1990-х гг. стало развиваться новое направление деятельности социальная работа. Появилось осознание необходимости этой отрасли знаний и практики для того, чтобы обеспечить устойчивое развитие общества, преодоление проблем, с которыми оно сталкивается, социальной поддержки населения в кризисных условиях, а также сохранения социальной стабильности. Сегодня становится все более очевидным, что только высокопрофессиональные специалисты могут обеспечить выживание общества, его выход из глубокого кризиса, возврат к национально-культурным традициям и т.д. Изменения в социальной практике, теоретико-методологическое осмысление проблем социальной работы, появление новых технологий обусловили необходимость создания новых учебников, учебно-методических и справочных пособий, способствующих подготовке, переподготовке и повышению квалификации современных специалистов социальной сферы, обладающих чувством гражданской и социальной справедливости, умением работать с людьми, творческим мышлением, инновационными технологиями, а также высокими духовно-нравственными качествами. Востребованность такого подхода очевидна, так как в стране в последние годы созданы и функционируют тысячи государственных, муниципальных и негосударственных социальных служб. Только в системе социального обслуживания населения трудится свыше 500 тыс. человек, основная часть которых требует переподготовки и повышения квалификации с целью улучшения своего профессионального мастерства. В данном учебнике отражаются новые реалии государственной социальной политики, а также требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Социальная работа».

      11 Предисловие Учебник состоит из восьми разделов. В разделе I представлен генезис развития социальной работы в России, начиная с X в. по настоящее время, анализируются различные формы благотворительности, рассматривается становление государственных форм социальной помощи, раскрывается роль земств и крестьянских общин по социальной поддержке населения, а также описывается опыт церковно-монастырских общин по социальной защите убогих, одиноких стариков и брошенных детей. Особое место отводится развитию социального обеспечения в годы советской власти. Раздел II посвящен теоретико-методологическим аспектам социальной работы. В нем рассматриваются субъекты и объекты, функции, структура и уровни этого вида социальной деятельности. Анализируются взгляды и подходы российских ученых к разработке предмета, категорий и закономерностей социальной работы, ее месту в системе социальных наук, раскрывается ее интегративный и междисциплинарный подход. Раздел III анализирует социокультурные и социополитические факторы становления и развития социальной работы. Среди них особое место отводится духовнонравственным ценностям общества, развитию целостности познания человека. Раскрывается сущность и принципы социальной политики, направленные на повышение жизненного уровня людей, анализируется уровень реализации и защиты прав человека, формирование социальной сплоченности. В разделе IV рассматриваются особенности социальной работы в различных сферах жизни общества (в частности, в производственной, сельской местности, вооруженных силах, образовании, здравоохранении и т.д.) и раскрывается специфика этой деятельности с разными категориями населения. Раздел V посвящен технологиям социальной работы. В нем рассматривается сущность и классификация социальных технологий, описываются такие технологии социальной работы, как диагностика, адаптация, реабилитация, экспертиза, прогнозирование и моделирование, технологии связи с общественностью и т.д. В разделе VI описываются конкретные технологии работы с различными категориями населения: семьей, деза- 11

      12 12 Предисловие даптированными подростками, пожилыми людьми и инвалидами. В разделе VII описываются технологии социальной работы за рубежом, раскрываются меры социальной поддержки семьям и детям, пожилым людям и инвалидам. В разделе VIII раскрываются проблемы социального менеджмента и подготовки персонала для социальной сферы, а также вопросы формирования профессионального мастерства и нравственно-этических качеств социальных работников. Каждая глава сопровождается контрольными вопросами и списком литературы, работа с которым позволит расширить знание материала.

      13 Ðàçäåë I ÃÅÍÅÇÈÑ ÑÎÖÈÀËÜÍÎÉ ÐÀÁÎÒÛ

      14 Ãëàâà 1 ÒÅÍÄÅÍÖÈÈ ÁËÀÃÎÒÂÎÐÈÒÅËÜÍÎÑÒÈ Â ÄÐÅÂÍÅÐÓÑÑÊÎÌ ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅ 1.1. Âëèÿíèå íà ðàçâèòèå áëàãîòâîðèòåëüíîñòè êðåùåíèÿ Ðóñè История социальной работы уходит в глубину веков. Ее началом можно считать договор 911 г. князя Олега с греками, в котором указывалось на оказание помощи ближнему. И хотя помощь ближнему всегда была характерна славянским народам, именно этот договор стал первым документальным подтверждением заботы государства о своих гражданах. Начиная с X в. на Руси разрушаются родоплеменные отношения. Создавшаяся культурно-историческая ситуация потребовала иных форм поддержки и защиты. Основные тенденции помощи в этот период были связаны с княжеской защитой и попечительством, которые в развитии претерпевают как бы два этапа своего становления. Первый этап связан с распространением христианства в Киевской Руси, который условно обозначается с периода крещения Владимира I до второй половины XII в. образования удельных княжеств и распространения христианства на окраинах восточнославянских земель. Второй этап со второй половины XII по XIII в. включительно, когда благотворительные функции князя постепенно сливаются с монастырско-церковными формами призрения. Как отмечает Е. Д. Максимов, простейшие виды благотворительности заключались первоначально и почти исключительно в кормлении нищих. Практиковались они, по свидетельству летописей, отдельными «нищелюб-

      15 16 Глава 1. Тенденции благотворительности в Древнерусском государстве цами», из среды которых особенно выделялись князья, духовенство, меценаты. Все они, находясь под свежим и здоровым влиянием только что воспринятого христианского вероучения, охотно учились великим религиозным заповедям, главнейшие из которых повелевали любить Бога и ближнего, как самого себя. Практически это означало накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице, призреть хоть «единого из малых сих» и вообще, так или иначе, проявить свое милосердие и нищелюбие. Исходя из таких побуждений и выражаясь в таких формах, благотворительность была, по единогласному утверждению исследователей, не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личностно-нравственного здоровья: она больше нужна была самому нищелюбцу, чем нищему. Древний русский благотворитель, «христолюбец», менее помышлял о том, чтобы добрым делом поднять уровень общественного благосостояния, чем о том, чтобы возвысить уровень собственного духовного совершенствования. Нищий был для благотворителя лучшим богомольцем, молитвенным ходатаем, душевным благодетелем. «В рай входят святой милостыней, говаривали в старину, нищий богатым питается, а богатый нищего молитвою спасается». При таком воззрении благотворительная помощь бедным была делом отдельных лиц, проникнутых идеями христианской нравственности, а не включалась в круг государственных обязанностей. Так относились к ней и князья, из которых многие восхвалялись летописцами за их нищелюбие. Святой Владимир, как известно, позволял «всякому нищему и убогому» приходить на княжеский двор, чтобы кормиться, а для больных, которые сами не могли приходить, отправлял повозки, нагруженные хлебом, мясом, рыбой, овощами, медом и квасом. По свидетельству Иакова Мниха, это делалось не в одном Киеве, но и по все земле русской. Есть указания, что тот же Святой Владимир, празднуя в Васильеве (ныне Васильков Киевской области) устранение грозившей ему от печенегов опасности, роздал бедным много хлеба, меда и триста гривен серебра из своей казны. Некоторые писатели утверждают, что при этом же князе были учреждены первые на Руси больницы. Хотя прямого подтверждения

      16 1.1. Влияние на развитие благотворительности крещения Руси этого в памятниках древней письменности не встречается, тем не менее известно, что больные во время его княжения получали не только призрение, но и, по-видимому, врачебную помощь. Наряду со Святым Владимиром христолюбием и нищелюбием отличались великий князь Ярослав Владимирович и брат его Мстислав, князь Тмутараканский. При Ярославе было открыто первое в Новгороде училище на триста юношей; во второй половине XI в. широкой помощью бедным выделялись великие князья Изяслав Ярославович и Всеволод Ярославович, а также князья Тмутараканские Ростислав и Глеб. Но больше других, после Святого Владимира, нищелюбием прославился Владимир Мономах, который, по свидетельству современников, раздавал деньги и предметы первой необходимости обеими руками. Несомненным памятником нищелюбства Владимира Мономаха служит его завещание, в котором он говорит своим детям о необходимости не забывать убогих, стараться кормить их. Сестра его, Анна Всеволодовна, основала в Киеве училище для девиц, которых не только содержала на свой счет, но и учила их читать, писать и ремеслам. Из приемников Мономаха на почве благотворительности выдвигаются сын его Мстислав и затем Ростислав, раздавший бедным все имущество дяди своего Вячеслава, полученное по наследству. Андрей Боголюбский, по примеру Святого Владимира, приказывал развозить по улицам и дорогам жизненные припасы и раздавать их бедным и заключенным в темницах. Всеволод Юрьевич (правил с 1177 по 1213 г.) после бывшего в 1185 г. во Владимире сильного пожара оказал большую помощь горожанам при возобновлении построек и помог им в обзаведении. Его примеру следовала и жена его великая княгиня Мария. Александр Ярославович Невский тратил значительные суммы на выкуп русских из татарского плена; Михаил Ярославович, замученный в Орде, наставляя сына своего, говорил: «странных и нищих не презирай, угодно есть сие Богу». Иоанн Данилович был прозван Калитой за тот мешок, который он носил с собою, раздавая из него милостыню. Дмитрий Донской был так внимателен к бедным и страждущим, что кормил их из своих рук. Из удельных князей своим нищелюбием славился Николай Давыдович, построивший в первой половине XII столетия в Киеве боль- 17

      17 18 Глава 1. Тенденции благотворительности в Древнерусском государстве ничный монастырь. Мстислав Ростиславович затрачивал значительные средства на выкуп пленных, а брат его Роман все свои доходы тратил на помощь бедным и не оставил даже ничего на свое погребение. Владимир Василькович роздал бедным все свое имение, золото, серебро, драгоценные камни, утварь, украшения и скот. Княгиня Василиса (жена князя Андрея Константиновича), раздав все свое имущество, приняла иноческий сан и кормилась от своих рукоделий. Во второй половине XII в. княжеская помощь и защита нуждающихся претерпевает изменения. Это обусловливается рядом причин: повышением монастырского и церковного призрения, ростом татаро-монгольских набегов и данничества, а также тем, что князья становятся вотчинниками хозяевами своего удела. Удельное княжение вырабатывает свои виды помощи и поддержки, связанные с дальнейшим процессом принятия христианства, строительством городов, защитой мигрантов, охраной земель от набегов соседей. Как пишут летописи о рязанском князе, «великий князь Ингвар Игоревич, обнови землю Рязанскую и церкви постави и монастыри согради, и пришедши утеши, и люди многи собра» 1. Теперь можно наблюдать новые защитные функции князя, которые обусловлены адаптацией к новым условиям жизни людей. Такая деятельность характерна не только для рязанских князей. А. Экземплярский, изучая жизнедеятельность великих и удельных князей Северной Руси в период нашествия монголо-татарских племен, отмечает, что подобный вид поддержки в тот период распространен повсеместно. Так, в 1238 г. князь Ярослав Всеволодович, прибыв во Владимир, осуществил ряд мер по организации восстановления города. «Первою заботой князя было очищение стольного города от трупов, которыми наполнены были не только улицы, дворы и жилища, но и сами храмы; нужно было собрать и ободрить разбежавшихся от татарского нашествия жителей» 2. Захоронение в братских могилах скудельни- 1 Иловайский, Д. История Рязанского княжества / Д. Иловайский. М., С Экземплярский, А. В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период с 1238 по 1505 г. Т. 1 / А. В. Экземплярский. СПб., С. 15.

      18 1.1. Влияние на развитие благотворительности крещения Руси цах это тоже функция и задача князя, и здесь наблюдается не только христианско-нравственный долг, традиция, обряд, но и меры против распространения различных моровых поветрий (непременные спутники всех массовых пандемических событий). По мнению А. Преснякова, князь народная власть, а не внешний и случайный придаток волости. Он необходимый орган древней государственности для удовлетворения насущных общественных потребностей населения внешней защиты и внутреннего «наряда». Таковы были требования к нему населения земли волости. Однако в тот период, когда русские княжества жили под властью Золотой Орды, выполнение этих требований практически было невозможно. Весь период характеризуется спадом княжеской охранной деятельности, и лишь отдельные князья находили новую парадигму действий по защите и поддержке земель вотчин, а следовательно, и населения. К ним относятся князья Александр Ярославич, а позднее Иван Калита, которые в качестве защиты и поддержки населения выбирают не средства войны, а средства дипломатии. Во всем этом просматриваются особенности в функциях поддержки нуждающихся на данном этапе. Следует отметить, что проблемы княжеского попечительства и благотворительности не имеют однозначного толкования в отечественной исторической науке. Так, в работах ученого А. Стога благотворительная деятельность князей рассматривается как древнейшая форма общественного призрения 1. Е. Д. Максимов оценивает княжескую систему поддержки как благотворение на основе внутренних, индивидуальных мотивов и потребностей отдельных личностей, в контексте христианских представлений о сущности милосердия. П. И. Нещеретний, основываясь на положениях В. Ключевского о влиянии природных факторов на формирование «народного темперамента», связывает географические и природные условия с формированием важнейших духовных и нравственных основ восточных славян человеколюбием и открытостью. В этом он видит главные причины 1 См.: Стог, А. Об общественном призрении в России / А. Стог. СПб.,

      19 20 Глава 1. Тенденции благотворительности в Древнерусском государстве становления благотворительности в Древней Руси как общественного явления 1. Как показывает М. В. Фирсов, в подходах к княжескому «нищелюбию» исследователи не учитывали множества факторов. Важнейшими среди них являются: изменение геополитического пространства славянских племен, разрушение родового общества, изменение положений в княжеском праве, оформление новой общественной стратификации. Все это в конечном итоге приводило к антиисторизму в интерпретации благотворительных акций русских князей, что к тому же осложнялось установками времени. Княжеский патернализм в отношении нищих, убогих, вдов и сирот явление более сложное и неоднозначное Öåðêîâíî-ìîíàñòûðñêèå ôîðìû ïðèçðåíèÿ Благотворительность князи осуществляли в основном из религиозных побуждений, поэтому, естественно, они склонны были ставить ее под покровительство церкви и поручать представителям религии, т.е. духовенству. Переходя к тенденциям церковно-монастырской помо — щи, необходимо сказать об отношениях, сложившихся между Церковью и оформляющимся государством Древняя Русь. Как известно, православная Восточная церковь достаточно активно внедрялась в административно-общественную жизнь греческого общества. Еще в конце первого тысячелетия она вела судопроизводство по церковным, гражданским делам, делам благотворительности по защите угнетенных, над лицами всех состояний, духовными лицами. Практически церковь взяла под свой контроль всю юридическую жизнь общества. Среди ее важнейших направлений была и благотворительность. Именно церковь собирала подаяние для тех, кто не мог самостоятельно прокормиться. В период голода она обычно продавала дорогие предметы утвари, и полученные средства тратила на пропитание нуждающихся, а также выкуп пленных. Церковь имела заведения для странников, содержания бедных и больных, сирот, престарелых. Большая роль отводилась епископам. Они следили за выполнением многочис- 1 Нещеретний, П. И. Исторические корни и тенденции развития благотворительности в России / П. И. Нещеретний. М., С. 8.

      20 1.2. Церковно-монастырские формы призрения ленных правил, занимались организацией попечительства, вместе с городским начальством назначали опекунов малолетним, а также умалишенным 1. Несколько иная ситуация складывалась в Древней Руси. Православие не имеет своих институтов, системы финансирования, класса священников. Все это берется под патерналистский контроль государства. Тем самым происходит идентификация власти и церкви. Ее финансовая поддержка осуществляется за счет отчислений, где ей принадлежит десятая часть. Государство в лице княжеской власти берет на себя строительство монастырей и храмов, оно же на первых порах готовит кандидатов в священники. Например, князь Ярослав «собрал от старост и их попов детей 300 человек и повелел их учить книгам» 2. Власть определяет и категории лиц, кому необходима помощь. Следует отметить, что церковная практика помощи с первых лет христианства до становления государственности на Руси развивалась по двум основным направлениям: помощь через монастыри монастырская система помощи, и помощь через приходы приходская система помощи. Особой щедростью в этом деле отличались иноки Киево-Печерского монастыря и между ними преподобные Антоний, Даминиан, Феодосий Печерский и др. Феодосий близ своего монастыря построил особый дом, в котором помещались нищие, калеки и прокаженные. Первые в государстве больницы, в которых бедные призревались и пользовались бесплатным лечением, были учреждены Переяславским епископом, впоследствии Киевским митрополитом Ефремом, в 1091 г. При всех монастырях, имевших средства, производилось кормление нищих и убогих, для которых устраивались иногда отдельные помещения. Такая заботливость духовенства о благотворении, помимо религиозных побуждений, обусловливалась соответствующими церковными постановлениями. Так, уже в церковном уставе 996 г. упоминается об обязанностях духовенства по надзору и попечению за призрением бедных См.: Неволин, К. О пространстве церковного суда до Петра Великого / К. Неволин. СПб., Голубинский, Е. История русской церкви. Т. I / Е. Голубинский. М., С. 194.

      21 22 Глава 1. Тенденции благотворительности в Древнерусском государстве Имея более высокую культуру жизнедеятельности, монастыри представляли собой многофункциональную систему самоподдержки. Здесь люди могли общаться, совестно проживать в общности, получать лечение, вести хозяйство, учиться и т.д. Получив поддержку княжеской власти, монастыри экономически крепнут и становятся центрами благотворительной, «социальной деятельности» 1. Постепенно формируясь как ктиторская монастырская система, впоследствии она организуется в вотчинскую. Ее особенность заключается в том, что постригающийся в монашеский сан обязан был приносить дар монастырю, что позволяло ему вести стабильную и «сытую» жизнь в его стенах. Дар, как правило, приносился в виде земельных угодий. Большие отчисления на благотворительность делали и частные лица меценаты. Так как само духовенство было при этом свободно от различных платежей и сборов, а позже и от татарских даней и, следовательно, пользовалось относительным богатством и достатком, то в руках его находились весьма значительные средства на нужды неимущих. Можно с уверенностью сказать, что никогда впоследствии, в течение всей остальной истории государства, на дела благотворения не выделялось такой значительной части общих доходов, как в древнейший период княжеской власти. Этот век по вниманию общества к делам благотворения и по жертвам на него должен быть поставлен в тысячелетней жизни государства на первом месте. Отличительной чертой благотворительности этого периода была «слепая» раздача милостыни, при которой какие-либо расследования о нищих, расспросы не только не производились, но прямо воспрещались учениями святых отцов. Так, Св. Иоанн Златоуст говорит: «Ты не должен разузнавать бедных, что они за люди, потому что ты принимаешь их во имя Христа». Русский народ, следуя этому указанию: «просящему дай», не считал себя вправе заниматься разбором нищенствующих и действительно слепо давал всем просящим. Больше всего, разумеется, раздавалось жизненно необходимых продуктов, так как денежное обращение в это время было еще очень слабо. Поэтому, несмотря 1 Шнеман, А. Исторический путь православия / А. Шнеман. М., С. 345.

      22 1.2. Церковно-монастырские формы призрения на отсутствие всякого расследования, нужды просящего, милостыня нередко помимо воли благотворителя достигала своей цели: голодный не имел надобности брать строительные материалы, а погорелец, не нуждавшийся в пище, не просил хлеба. Помощь поэтому была разнообразна и часто соответствовала действительной нужде. Она выражалась и в постройке жилища, и в выкупе пленных, и в обучении ремеслам. Больницы и богадельни появляются позже и реже, но и в них, по-видимому, никакого разбора нуждающихся не производилось; они тоже служили прежде всего для исполнения благотворителями евангельского учения «просящему дай» и учреждались в религиозных целях. Такая форма общественной помощи ради собственного духовного совершенствования не преследовала целей общественного благоустройства, но она, несомненно, имела нравственно-воспитательное значение для тогдашнего общества, только что просвещенного светом христианского вероучения. Иная система помощи наблюдается в приходской системе помощи. В отличие от монастырской помощи, приходская была более открытой. В ней сосредотачивалась вся общинная, гражданская и церковная жизнь. Деятельность приходов не ограничивается только оказанием помощи калекам, увечным, нищим они осуществляют самую разнообразную поддержку от материальных вспомоществований до воспитания и перевоспитания. Приход также являлся территориальной, административной и податной единицей. Памятники древней письменности свидетельствуют о том, что почти в каждом из приходов церкви существовали богадельни. К особо значимым формам приходской благотворительности можно отнести ссуды из церковной казны денег, хлеба, семян. Ссуды выдавались отдельным лицам, а также обществу, часто под залог имущества. На Севере и в Сибири церковная казна играла роль народных благотворительных банков. Особо необходимо отметить значение приходов в насаждении грамотности и защите слабых от сильных (особенно женщин от тиранов-мужей). В целях детского призрения при богадельнях устраивались приюты для подкидышей и сирот. Таким образом, по сути приходская благотворительность была не церковной, а гражданской, т.е. преследовала не только религиозные цели спасение душ прихожан, но и цели социальной поддержки и помощи нуждающихся. 23

      23 24 Глава 1. Тенденции благотворительности в Древнерусском государстве Êîíòðîëüíûå âîïðîñû 1. Какие основные формы княжеской благотворительности на Руси вы знаете? 2. Каково влияние христианства на развитие благотворительности в Древнерусском государстве? 3. В чем заключалась особенность монастырско-церковных форм призрения? 4. Что такое приходская помощь? 5. Кому выдавались ссуды из церковной казны? Ëèòåðàòóðà 1. Антология социальной работы. T. 1. История социальной помощи в России / сост. М. В. Фирсов. М., Исторический очерк социальной работы в России / под ред. Л. В. Бадя. М., Максимов, Е. Д. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России / Е. Д. Максимов. СПб., Фирсов, М. В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика / М. В. Фирсов. М., Холостова, Е. И. Генезис социальной работы в России / Е. И. Холостова. М., 2006.

      docplayer.ru