Год службы мвд приказ

Публикации

Восстанавливая историческую справедливость

Ведомственные учёные выяснили, что история юридической службы МВД России, оказывается, на 165 лет старше, чем было принято считать. В итоге установлена новая памятная дата. Как это произошло, рассказывает начальник Договорно-правового департамента МВД России генерал-лейтенант внутренней службы, заслуженный юрист Российской Федерации Александр АВДЕЙКО:

По-новому взглянули на историю

— 9 января 2018 года министр внутренних дел Российской Федерации подписал Приказ № 3 «Об установлении памятной даты образования юридической службы в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации». Согласно этому документу, исторической датой начала летоисчисления стало 19 апреля 1782 года (8 апреля по старому стилю).

Прежний ведомственный приказ об определении памятной даты, по которому днём службы считалось 19 июля, утратил силу. Тот документ был принят на основании Приказа МВД СССР «О создании Юридической части МВД СССР». Мы все понимаем, что при определении памятной даты того периода авторы докуме­нта могли использовать лишь исторические границы советского периода нашей страны.

С принятием в 2011 году Закона «О полиции» у ведомственных правовиков появилась возможность вернуться к первоистокам летописей о полиции, изучить историю, не вырывая её из контекста по политическим мотивам, и по-новому взглянуть на свою работу, на глубину её значимости.

Надо сказать, что в целом история полицейской деятельности в России пока доступна лишь небольшому кругу специалистов, хотя многие методы и приёмы работы коллег в дореволюционное время актуальны и поныне. Нам было очень важно, используя широко известные факты об основных вехах работы полиции, найти в ней свою составляющую — прообраз тех полномочий, которые реализуют правовые подразделения сегодня.

Рождение полицейского права

В этом году мы будем отмечать 300-летие создания полиции. Её летоисчисление начинается от момента подписания Петром I Указа от 25 мая 1718 года «О полиции». С того времени полиция обеспечивала широкий круг полномочий государственного управления, включая и правоохрану. Она была базисом развития деятельности органов государства по наведению порядка в городах и контролю за ним, а впоследствии послужила основой для всей правоохранительной системы в нашей стране. Именно тогда, в первой половине XVIII века, в полиции стали проявляться признаки структуры, осуществляющей те формы правовой работы, которые используются и поныне.

8 апреля 1782 года (19 апреля по новому стилю) императрица Екатерина II подписывает «Устав благочиния, или полицейский», благодаря которому формирует в России такую отрасль, как полицейское право. Этот исторический документ задал системность в работе полиции, полномочия которой сначала были шире, чем современные, но с течением времени трансформировались, локализовавшись вокруг защиты прав человека и правопорядка в стране.

В «Уставе благочиния» впервые были определены обязанности должностных лиц, в том числе прототипы тех функций, которые выполняются современной юридической службой, а именно: проведение правовой экспертизы по «узаконениям, учреждениям, указам, повелениям, приказаниям», рассмотрение судебных дел по мелким уголовным и гражданским делам, правовое информирование населения и разъяснение норм действующего законодательства, тогда говорили — обнародование законов.

Статья 48 «Устава благочиния» гласила: «Управа благочиния не взыскивает с людей исполнения по закону, буде закон не обнародован». При этом в документе было закреплено, что разъяснять действующее законодательство могут только специально уполномоченные органы. Самовольное трактование запрещалось.

Эти и другие направления правовой работы «Устава благочиния», используемые и поныне, обусловили предложения о том, что день подписания фактически первого развёрнутого полицейского нормативного правового акта и должен стать памятной датой для нашей службы.

Министерство отвечало за всё!

Уточню, что до этого речь шла именно о полиции, а не о Министерстве внутренних дел, которое наряду с другими ведомствами было создано манифестом Александра I «Об учреждении министерств» только в 1802 году, спустя 20 лет после вступления в силу «Устава благочиния». Поэтому в основу издания Приказа МВД России от 9 января 2018 года № 3 заложена мысль о том, что полиция как институт государственной власти и её функции, включая правовые, фактически предвосхитили создание МВД и ряда других министерств.

Надеюсь, что юридическая деятельность министерства и полиции того периода теперь, после принятия Приказа МВД России № 3, найдёт своего исследователя. Как будут изучены и правовые вопросы работы полиции на протяжении всего периода её существования. Ведь раньше, до революции, МВД отвечало практически за всё: медицину, почту, мануфактуры, земледелие, строительство, экономику, безопасность, включая внешнюю, а также правовое содействие военной реформе 1870 года и взаимоотношения государства с неправославными конфессиями. Конечно, в этот период полицией обеспечивалось и юридическое сопровождение государственных реформ в деятельности МВД Российской империи.

Отмена крепостного права в России и проведение в 1862 — 1865 годах судебной, земской, полицейской и цензурной реформ способствовали тому, что правовая составляющая стала очень важной в регулировании экономических и социальных процессов в Российской империи. Поэтому Указом императора Александра II в 1868 году в МВД, как и в ряде других министерств, создаются юрисконсульские части.

Это решение императора было закономерным и обоснованным уже действующими тогда источниками права.

Освобождение от несвойственных функций…

В 1906 году по инициативе Петра Столыпина МВД начинает готовить реформу полиции, в ходе которой было запланировано освободить её от выполнения функций, не связанных с борьбой с преступностью и охраной общественного порядка — несвойственных функций, как мы бы сейчас сказали. Среди прочих задач реформы — повышение престижа полицейской службы и «уровня доверия общества к полиции», увеличение жалованья в три раза, создание учебных заведений для подготовки полицейских.

Юрисконсульты МВД Российской империи принимали активное участие в проработке вопросов реформирования. А в 1908 году удалось даже провести Закон «Об организации сыскной части», по которому в крупных городах империи были созданы отделения сыскной полиции, что улучшило борьбу с уголовной преступностью. Однако после гибели Петра Столыпина в 1911 году стала исчезать и его идея создать новую полицию — которая по сути являлась почти точным прототипом современной системы МВД России.

Аккумулирован весь продолжительный опыт

В начале XX века пала монархия. Русско-японская война, первая и вторая революции в России продиктовали необходимость к возврату от форм правового регулирования к формам прямого административного и физического подавления противоречий в обществе. В 1917 году создаётся Рабоче-крестьянская народная милиция, призванная наводить порядок на улицах нового государства.

В тот период права и обязанности правовой службы были существенно сокращены. Но история имеет цикличный, возрождающийся ход развития, и в дальнейшем традиции юридической деятельности на высоком уровне поддерживались НКВД СССР, МООП СССР, МВД СССР и в годы становления новейшей российской государственности — МВД России.

Богатая, длинная, сложная и глубокая история развития как полиции, так и юридической службы системы министерства дала весомые результаты. В 2011 году в трёх основных Федеральных законах — «О полиции», «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» и «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» был обобщён и сконцентрирован выработанный и накопленный веками положительный опыт полиции Российской империи, советской и российской милиции, а также современной практики. Сегодня это богатство знаний позволяет всем подразделениям МВД России успешно выполнять поставленные задачи по обеспечению общественной безопасности и правопорядка, а с учётом технического прогресса достойно противостоять новым вызовам и угрозам криминала.

Приказ МВД России от 9 января 2018 года № 3 восстановил историческую справедливость по отношению к нашим коллегам — юристам прошлого и современникам, всем созидателям нашего профессионального сообщества. На протяжении 236 лет с даты принятия «Устава благочиния, или полицейского» ведомственные юристы отстаивали идеи законности.

Большое спасибо сотрудникам Академии управления МВД России, проводившим историческую экспертизу — начальнику отдела по изучению проблем истории МВД России Научно-исследовательского центра полковнику полиции Игорю Потёмкину и главному научному сотруднику центра Роланду Мулукаеву, вклад которого в изу­чение исторического наследия деятельности советской милиции и полиции огромен и сам по себе достоин отдельного исследования.

Большую работу по подбору исторических документов в государственных архивах провели сотрудники Правового управления ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области и лично полковник внутренней службы Александр Мякушкин.

Очень приятно, что нашу инициативу поддержало руководство Департамента государственной службы и кадров МВД России.

Хочу высказать слова благодарности сотрудникам Управления правовой информации Договорно-правового депар­тамента МВД России под руководством полковника внутренней службы Андрея Дюкова, аккумулировавших важный исторический материал и подготовивших столь значимый для всех юристов системы МВД России приказ.

ormvd.ru

Имею ли я право на награждение медалью МВД «За отличие в службе» 1 степени?

Здравствуйте! имею выслугу в овд необходимую для назначении пенсии в календарном исчислении 20 лет (17 лет службы в овд + 2 года очного обучения в институте + 1 служба в армии). Имею ли я право на награждение медалью МВД «За отличие в службе» 1 степени? С уважением. Игорь.

Ответы юристов (4)

Да, Вы имеете право на награждение медалью МВД «За отличие в службе» 1 степени.

В соответствии с Приказом МВД РФ от 31 октября 2012 г. № 989 “О ведомственных знаках отличия Министерства внутренних дел Российской Федерации”

1. Медаль МВД России «За отличие в службе» (далее — медаль) является ведомственным знаком отличия МВД России.

2. Описание, рисунок и образец удостоверения к медали МВД России «За отличие в службе» приведены в приложениях № 1-3 к настоящему Положению.

3. Медалью МВД России «За отличие в службе» награждаются сотрудники органов внутренних дел и военнослужащие внутренних войск МВД России, не имеющие неснятых дисциплинарных взысканий, при наличии соответствующего стажа службы (выслуги лет) за добросовестную службу (военную службу).

4. Медаль имеет три степени:

I степени — для награждения сотрудников и военнослужащих, проходящих службу (военную службу) не менее 20 лет;

II степени — для награждения сотрудников и военнослужащих, проходящих службу (военную службу) не менее 15 лет;

III степени — для награждения сотрудников и военнослужащих, проходящих службу (военную службу) не менее 10 лет.

Высшей степенью медали является I степень.

Награждение медалью более высокой степени не допускается без получения награждаемым медали предыдущей степени.

Есть вопрос к юристу?

Приложение N 13. Положение о медали МВД России «За отличие в службе»

Приложение N 13 к приказу МВД России от 20 апреля 2017 года N 220

3. Медалью МВД России «За отличие в службе» награждаются: сотрудники органов внутренних дел, замещающие должности в органах внутренних дел, находящиеся в распоряжении или прикомандированные к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или к организациям (в которых не предусмотрено награждение данных сотрудников медалями за выслугу лет), не имеющие неснятых дисциплинарных взысканий, при наличии соответствующего стажа службы (выслуги лет) за добросовестную службу;
граждане, проходившие службу (военную службу) в системе МВД России, уволенные со службы (военной службы) в период с 1 января 1996 года по 31 декабря 2002 года, своевременно не награжденные медалью «За безупречную службу» или медалью МВД России «За отличие в службе», при наличии к моменту увольнения соответствующего стажа службы (выслуги лет), положительно характеризовавшиеся по службе и не имевшие неснятых дисциплинарных взысканий.4. Медаль имеет три степени:

I степени — для награждения сотрудников, проходящих службу не менее 20 лет;

II степени — для награждения сотрудников, проходящих службу не менее 15 лет;

III степени — для награждения сотрудников, проходящих службу не менее 10 лет.

Таким образом, одним из определяющих факторов награждения является прохождение службы не менее 20 лет.

В соответствии с:

Положение о ведомственных знаках отличия Министерства внутренних дел Российской Федерации

Приложение N 2 к приказу МВД России от 20 апреля 2017 года N 220

5. В стаж службы (выслугу лет) для представления к награждению ведомственными знаками отличия в календарном исчислении включаются:5.1. Период замещения сотрудником органов внутренних дел должностей в органах внутренних дел.

5.2. Период нахождения сотрудника органов внутренних дел в распоряжении МВД России, его территориального органа, подразделения.

5.3. Период прикомандирования сотрудника органов внутренних дел.

5.4. Срок испытания при поступлении гражданина на службу в органы внутренних дел.

5.5. Период прохождения военной службы, службы в федеральной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в войсках национальной гвардии Российской Федерации.

5.6. Период замещения должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий.

5.7. Период прохождения службы (военной службы) в органах государственной власти иностранных государств в случае, если периоды прохождения службы (военной службы) в иностранных государствах в соответствии с законодательством Российской Федерации засчитываются в стаж службы (выслугу лет) для представления к награждению ведомственными знаками отличия МВД России.

5.8. Периоды службы, работы и иные периоды, включенные в выслугу лет для награждения ведомственными знаками отличия сотрудникам федеральных органов налоговой полиции, исчисленные в указанных органах на момент их увольнения в связи с принятием на службу в органы внутренних дел в порядке перевода в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации,

Таким образом, из вопроса видно, что учеба в ВУЗе в стаж для награждения не включается:

17 лет службы в овд + 2 года очного обучения в институте + 1 служба в армии)

Служба в ОВД (учитывается) 17лет+1 год служба в ВС(учитывается)=18 лет

2 года очного обучения (если ВУЗ не ведомственный) не включаются в стаж для награждения. Даже если учесть его, то 2 мес учебы=1 мес службы в ОВД, то есть 1 год службы в ОВД.

Поэтому, считаю, что пока выслуга для награждения медалью за отличие в службе I степени не соответствует требованиям.

Но если ВУЗ был ведомственный, то Вы, обучаясь курсантом, были уже сотрудником ОВД, соответственно и выслуга для награждения соответствует вышеуказанному приказу.

Всегда для награждения считалась считается только выслуга в календарном исчислении. Входит в выслугу лет в МВД так же вся служба в ВС РФ

Этот приказ утратил силу. Некорректно на него ссылаться.

Приложение N 3 к Приказу МВД России от 5 июля 2002 г. N 641 ПРАВИЛА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ К НАГРАЖДЕНИЮ МЕДАЛЬЮ МВД РОССИИ «ЗА ОТЛИЧИЕ В СЛУЖБЕ

Уважаемый Игорь, в отзыве Вы ссылаетесь на приказ МВД, который утратил силу.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

m.pravoved.ru

Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 6 июня 2012 г. N 562 г. Москва»О некоторых вопросах прохождения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации службы в особых условиях»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 13 июля 2012 г.

Регистрационный N 24911

В соответствии с частью 1 статьи 35 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 1 — приказываю:

1. Установить, что:

1.1. В период действия военного положения или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции, в условиях вооруженного конфликта, при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций допускается на срок не более шести месяцев в течение календарного года без согласия сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации 2 :

1.1.1. Изменение режима служебного времени.

1.1.2. Возложение на сотрудника обязанности уведомлять непосредственного руководителя о своем местонахождении в свободное от выполнения служебных обязанностей время, а также иных дополнительных обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации.

1.1.3. Командирование сотрудника в другую местность.

1.1.4. Временный перевод сотрудника в другое подразделение без изменения характера службы в органах внутренних дел Российской Федерации 3 .

1.1.5. Перенос отпусков сотруднику 4 .

1.1.6. Отзыв из отпуска в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 5 .

1.1.7. Приостановление предоставления дней отдыха за выполнение обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и выплаты денежной компенсации взамен дополнительных дней отдыха.

1.1.8. Ограничение выезда в свободное от выполнения служебных обязанностей время:

1.1.8.1. За пределы территории, обслуживаемой территориальным органом МВД России.

1.1.8.2. За пределы субъекта Российской Федерации, на территории которого находится территориальный орган МВД России, организация или подразделение, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.

1.2. Привлечение сотрудника к прохождению службы в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 35 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», осуществляется приказом Министра внутренних дел Российской Федерации, заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, руководителя (начальника) подразделения центрального аппарата МВД России, территориального органа МВД России, образовательного учреждения, научно-исследовательской организации, медико-санитарной и санаторно-курортной организации системы МВД России, окружного управления материально-технического снабжения системы МВД России, представительства МВД России за рубежом, а также иной организации или подразделения, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел 6 .

1.3. В приказе указываются:

1.3.1. Орган внутренних дел, структурное подразделение органа внутренних дел либо конкретные сотрудники (сотрудник), привлекаемые к службе в особых условиях.

1.3.2. Устанавливаемые особые условия и дополнительные ограничения, указанные в подпункте 1.1 настоящего приказа.

1.3.3. Срок привлечения к службе в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 35 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и установления дополнительных ограничений.

1.4. Руководитель (начальник), издавший приказ, либо соответствующее кадровое подразделение знакомят сотрудника с приказом под роспись.

1.5. Отказ сотрудника без уважительных причин от прохождения службы в органах внутренних дел в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 35 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», является основанием для освобождения его от замещаемой должности в органах внутренних дел, расторжения контракта и увольнения со службы в соответствии с пунктом 13 части 2 статьи 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

1.6. Сотрудник, командированный в другую местность, временно переведенный в другое подразделение без изменения характера службы в период службы в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 35 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», исполняет приказы и распоряжения руководителя (начальника) органа внутренних дел (подразделения), в который сотрудник командирован.

2. Руководителям (начальникам) подразделений центрального аппарата МВД России [7] , территориальных органов МВД России, образовательных учреждений, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, организовать изучение личным составом подчиненных подразделений требований настоящего приказа и реализацию его положений.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра С.А. Герасимова.

Министр генерал-лейтенант полиции В. Колокольцев

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7020.

2 Далее — «сотрудник».

3 Далее — «органы внутренних дел».

4 За исключением предоставляемого сотруднику женского пола отпуска по беременности и родам, а также предоставляемого сотруднику отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

5 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7020.

6 Далее — «приказ».

7 За исключением Главного командования внутренних войск МВД России.

rg.ru

Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 февраля 2018 года № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации»

3 апреля 2018 года вступил в силу приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 февраля2018 года № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации», который объединил в себе основные нормативные правовые акты, регулирующие порядок прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации.

Данным приказом регулируются следующие вопросы:

1) отбор граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел Российской Федерации;

2) оформление личного поручительства;

3) организация индивидуального обучения стажера, изучения его личных и деловых качеств и оценка результатов индивидуального обучения стажера;

4) временное исполнение обязанностей;

5) организация индивидуального обучения сотрудника, переведенного на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел, соответствующую иному функциональному предназначению либо направлению деятельности;

6) присвоение специальных званий рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава;

7) должностные регламенты (должностные инструкции);

9) применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий;

10) зачисление в распоряжение органов внутренних дел;

11) служебное время;

12) предоставление отдельных видов отпусков;

13) временное отстранение сотрудника от выполнения служебных обязанностей;

14) представление сотрудников к увольнению со службы в органах внутренних дел и оформление документов, связанных с прекращением или расторжением контракта, увольнением со службы и исключением из реестра сотрудников.

В приложениях к приказу приводятся различные формы бланков для использования в служебной деятельности.

77.xn--b1aew.xn--p1ai

Из истории Службы по борьбе
с организованной преступностью

Служба по борьбе с организованной преступностью была образована 15 ноября 1988 года и успешно действовала почти 20 лет до 6 сентября 2008 года.

В истории отечественной милиции были попытки создания подразделений, осуществляющих борьбу с профессиональной преступностью: в годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы это были отделы по борьбе с бандитизмом в структуре Главного Управления милиции НКВД — МВД СССР и управлений милиции в республиках, краях, областях и национальных округах. В середине семидесятых годов прошлого века были отделы по особо важным делам в подразделениях уголовного розыска и борьбы с хищениями социалистической собственности. Однако в силу известных причин в той общественно-экономической формации государство не признавало феномен организованной преступности, считая, что она ликвидирована.

В конце 80-х годов истекшего столетия проблемы в политической, общественной и экономической жизни общества требовали перемен. Повальный дефицит товаров народного потребления и услуг породил теневую экономику. Государство было вынуждено разрешить частный сектор экономики – кооперативы. В тоже время государственный контроль был ослаблен, что способствовало совершению огромного количества экономических правонарушений, в том числе перетоку государственной собственности в частные руки. Стала резко осложняться криминальная обстановка. Возродился искорененный ранее бандитизм, возросли проявления рэкета, похищения людей с целью выкупа, заказные убийства и другие тяжкие преступления, совершаемые организованными преступными группами, что вызывало серьезные напряжения в обществе. Государство и общество реально столкнулись с организованной преступностью, она была официально признана и борьба с ней определена как важнейшая государственная задача.

Борьба с организованной преступностью предполагает разработку и реализацию специальных мер, которые должны быть основаны на общем анализе криминальной ситуации, ее прогнозе, поскольку она осуществляется непосредственно против самих организованных преступных формирований, а не отдельных преступлений.

На основе предложений практиков и выводов криминологов, 15 ноября 1988 года приказом Министра внутренних дел СССР в системе ведомства были созданы подразделения по борьбе с организованной преступностью – названными шестыми подразделениями. Самостоятельное Управление в центральном аппарате и такие же управления или отделы в МВД-УВД республик, краев и областей. Первым руководителем службы по борьбе с организованной преступностью был назначен Лагода Е.И. Через некоторое время его сменил Гуров А.И., который, будучи научным сотрудником ВНИИ МВД России, немало сделал для формирования общественного мнения о необходимости борьбы с организованной преступностью. Например, его статьи «Лев готовится к прыжку» и «Лев прыгнул», опубликованные в Литературной газете в 1988 году вызвали широкий общественный резонанс. Его докторская диссертация также полностью посвящена изучению проблем профессиональной и организованной преступности в СССР.

Вместе с тем, принятое решение не было обеспечено в правовом отношении, какие-либо материальные и финансовые ресурсы не выделялись, все делалось за счет внутренних резервов МВД. Некоторые руководители МВД считали создание подразделений по борьбе с организованной преступностью необоснованным.

В основном шестые подразделения были малочисленны, технически обеспечены слабо. Они занимались борьбой с рэкетом и другими очевидными преступлениями, совершаемыми преступными группировками, которые составляли лишь видимую часть айсберга организованной преступности. Скрытой частью этого криминального явления эти подразделения занимались мало.

Дальнейшее расширение масштабов организованной преступности, усиление ее вооруженности, приобретение характера межрегионального и транснационального характера потребовали от правительства разработки стратегии и системы борьбы с этим социальным явлением. Важным событием того времени, стало принятие СССР в члены Интерпола. 7 апреля 1990 г. было принято постановление Совета Министров СССР № 338 «О вступлении СССР в Международную организацию уголовной полиции — Интерпол». 27 сентября 1990 г. на 59-й сессии Генеральной ассамблей Интерпола (Оттава, Канада) СССР был принят в члены Интерпола. С 1 января 1991 г. в структуре МВД СССР начало действовать Национальное центральное бюро Интерпола.

Постановлением Совета Министров СССР от 22 мая 1990 года предусматривалось создание межрегиональных подразделений МВД СССР по борьбе с организованной преступностью. Указ Президента СССР от 4 февраля 1991 года «О мерах по усилению борьбы с наиболее опасными преступлениями и их организованными формами» признал необходимым преобразовать 6 Управление МВД СССР в Главное управление по борьбе с наиболее опасными видами преступлений и ее организованными формами. Однако оба этих государственных акта носили в основном декларативный характер. Вновь не было материального и ресурсного обеспечения на государственном уровне, в основном все делалось за счет системы МВД и бюджетов местных органов власти. Подразделения по борьбе с организованной преступностью занимались раскрытием тяжких преступлений, ликвидацией малочисленных, не коррумпированных группировок, криминальный бизнес и теневые структуры оперативным проникновением охвачены почти не были. Отсутствовала борьба и на международном уровне. Последовавший затем распад СССР, по существу, ослабил созданную систему органов борьбы с организованной преступностью бывшего Союза, а открытость границ позволяла беспрепятственно передвигаться представителям организованной преступности, перемещать материальные ценности, наркотики, оружие и катализировать социально-негативные процессы в России, ближнем и дальнем зарубежье. В некоторых странах СНГ система подразделений по борьбе с организованной преступностью была ликвидирована. В России шестые подразделения были несколько усилены и преобразованы в оперативно-розыскные бюро. В центральном аппарате МВД Российской Федерации Оперативно-розыскное бюро возглавил Назаров Ю.П. Но меры были неадекватными со стороны государства на усиливавшееся влияние организованной преступности на общество, экономику и политику. Продолжался ее рост, по некоторым регионам – в геометрической прогрессии, а также эскалация на территории всей России. Распад Советского Союза только усилил эти тенденции. По инициативе МВД России проблема начала прорабатываться в Совете безопасности Российской Федерации. Историческую лепту при подготовке окончательного решения внесли секретарь Совбеза Скоков Ю.В., а также Егоров М.К., и Карташов А.К.

Указ Президента Российской Федерации от 8 октября 1992 года «О мерах по защите прав граждан, охране правопорядка и усилению борьбы с организованной преступностью» позволил выстроить надежный заслон распространению организованной преступности и обуздать главарей и активных участников преступных формирований. Впервые на цели борьбы с организованной преступностью были выделены значительные государственные средства. Штатная численность органов внутренних дел была увеличена почти на 20 тысяч единиц.

В центре и на местах были созданы: Главное управление по организованной преступности МВД Российской Федерации (ГУОП), преобразованное в 1998 году в Главное управление по борьбе с организованной преступностью. На Главк были возложены функции: пресечение деятельности преступных сообществ, банд и организованных групп, пресечение их финансирования, выявление и привлечение к ответственности должностных лиц и госструктур, действующих в интересах преступных сообществ, раскрытием преступлений связанных с фактами похищения людей, захвата и удержания заложников, квалифицированным вымогательств, незаконного приобретения, сбыта, хранения, перевозки огнестрельного оружия, боеприпасов. К компетенции Главка также относились преступления в сфере экономики, совершаемые организованными группами, и криминальными лидерами.

В структуре Главка были созданы региональные управления по организованной преступности (РУОП, РУБОП) в 13 экономических регионах и управления, отделы по организованной преступности (УБОП, ОБОП) при МВД, УВД всех регионов. Они были усилены специальными подразделениями быстрого реагирования (СОБР), которые оснащались современными видами передвижения, защиты и вооружения. На них была возложена задача предупреждения и пресечения деятельности вооруженных преступных групп.

Начальником вновь созданного Главного управления по организованной преступности МВД Российской Федерации был назначен первый заместитель министра внутренних дел России Егоров М.К.

Начальниками региональных управлений, одновременно по должности заместители начальника Главного управления по организованной преступности были назначены: Рушайло В.Б. – РУОП по городу Москве; Карташов А.К.– РУОП по Центральному экономическому региону; Колесников А.П. – Центрально-Черноземное РУОП; Сидоренко С. Ф. — Северо-Западное РУОП; Кладницкий И.И. – Волго-Вятское РУОП; Ерёмкин В.И. – Поволжское РУОП; Ешугаов Р. Ш. – Северо-Кавказское РУОП; Кучеров В. И. – Южное РУОП; Борисов В.Д. – Уральское РУОП; Прощалыкин Ю.М. – Западно-Сибирское РУОП; Егоров А. Н. – Восточно-Сибирское РУОП; Измеров В. К. – Северо-Восточное РУОП; Меновщиков Н.А. – Дальневосточное РУОП. На плечи этих руководителей легла основная ответственность за формирование и налаживание работы вверенных им подразделений.

Помимо укрепления территориальных подразделений по борьбе с организованной преступности увеличивалась штатная численность органов внутренних на железнодорожном, воздушном и водном транспорте; учреждений исполнительно-трудовой системы; научных заведений. Для подготовки специалистов по борьбе с организованной преступностью был создан институт.

В 1993 году приказом министра внутренних дел Ерина В.Ф., для подготовки милицейской элиты — подразделений, ведущих борьбу с оргпреступностью и коррупцией, был создан Московский институт МВД России, с филиалом в г.Тверь, который возглавил Попов В. Данное специализированное ВУЗ внесло существенный вклад в развитие теории и практики борьбы с современными видами организованной преступности, дало путевки в жизнь сотрудникам Службы, многие из которых, и по настоящее время продолжают верно служить Отечеству.

Укреплялся следственный аппарат МВД России. Усиленная его часть, сохраняя процессуальную самостоятельность, была ориентирована на расследование уголовных дел против организованной преступности и придавалась непосредственно Региональным управлениям по организованной преступности, подчиняясь при этом, как требует того Уголовно-процессуальный кодекс, своим руководителям.

Были предприняты определенные меры по усилению международной борьбы с организованной и транснациональной преступностью. Россия, как правопреемник СССР, стала полноправным членом Интерпола на основании Указ Президента РФ от 30 июля 1996 г. N 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции — Интерпола». На основе его Устава, международных договоров РФ и российского законодательства в рамках МВД было создано Национальное центральное бюро Интерпола в России (НЦБ РФ).

В ГУОП были налажены контакты с аналогичными подразделениями в 13 странах Европы и Америки. Прямые каналы телефонной и факсимильной связи позволяли оперативно вести обмен информацией с ведущими специальными службами такими как ФБР (США), БКА (Германия), Антимафия (Италия). Решением Совета глав правительств СНГ от 24 сентября 1993 года было создано Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений (БКБОП) на территории государств – участников Содружества Независимых Государств. Директором Бюро был назначен Рухлядев С.И., до этого первый начальник ГУБОП МВД Республики Беларусь.

Были намечены и другие меры материально-ресурсного характера, направленные на поддержку борьбы с этим крайне опасным негативным явлением. Кроме того, 14 июня 1994 года вышел Указ Президента России «О борьбе с бандитизмом и другими опасными формами, организованной преступности», который позволил усилить оперативно-розыскную и уголовно-процессуальную работу по сбору доказательств в отношении главарей преступных формирований.

В результате этих и многих других принятых мер была создана и успешно действовала Служба по борьбе с организованной преступностью. Ликвидированы тысячи бандитских формирований, организованных преступных сообществ и групп, выявлено и пресечено совершение большого количества тяжких и особо тяжких преступлений, были реализованы задачи по недопущению проникновения криминала во власть, очищены от криминала ряд территориальных образований и субъектов Российской Федерации.

Особая страница в деятельности подразделений по борьбе с организованной преступностью – их участие в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона. Практически каждый сотрудник, а многие неоднократно, выполняли служебно-боевые задачи в этом регионе, являясь образцами отваги и самопожертвования. За мужество и героизм при выполнении служебного долга звание Героя Российской Федерации удостоены 35 сотрудников службы по борьбе с организованной преступностью, из них 27 – посмертно. Многие награждены орденами и медалями.

Начиная с 2000 года Служба неоднократно, порой необоснованно, подвергалась реорганизациям, связанным с изменением решаемых задач. Так, 30 мая 2000 года Управления, отделы по борьбе с организованной преступностью МВД — УВД регионов передавались в прямое подчинение МВД России. В декабре 2000 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 925 была попытка создания Комитета Федеральной криминальной милиции МВД России и соответствующих комитетов МВД России по субъектам Российской Федерации.

КФКМ задумывался как ведущая силовая структура МВД РФ. В его состав входили Главное управление по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП), Управление «Р», Управление собственной безопасности, Оперативно-поисковое управление и Управление оперативно-технических мероприятий. В каждом из 8 федеральных округов, а также в каждом из субъектов федерации предполагается создание аналогичных структур. КФКМ был призван осуществлять координацию деятельности входящих в него подразделений, в целях улучшения их взаимодействие и исключения дублирования. Первым его руководителем стал Гурьев В.В. Однако реорганизация с чрезмерным укрупнением предполагаемых комитетов за счет передачи в них из МВД – УВД почти всех оперативных подразделений была вскоре отменена.

26 сентября 2001 года в соответствии с приказом МВД России № 855 ГУБОП был включен в Службу криминальной милиции (СКМ) МВД РФ. Все подразделения по борьбе с организованной преступностью на местах переданы в структуру криминальной милиции МВД – УВД регионов. В это же время, в системе МВД России были ликвидированы Региональные управления по борьбе с организованной преступностью. На их базе созданы Оперативно-розыскные бюро в составе Главных управлений МВД России по восьми федеральным округам. Приказом МВД России № 951 — 2001 года в структуре Управлений, отделов по борьбе с организованной преступностью были созданы специальные отделения по проведению оперативно-разведывательных мероприятий, направленных на выявление, предупреждение и пресечение проявлений экстремизма и терроризма, отнесенных к компетенции МВД России. 16 сентября 2002 года в распоряжение СКМ МВД — УВД регионов были переданы специальные отряды быстрого реагирования (СОБР), которые были переименованы в отряды милиции специального назначения (ОМСН).

В связи с упразднением в системе МВД России подразделений по противодействию незаконному обороту наркотиков, 30 июня 2003 года в структуре Главного управления по борьбе с организованной преступности создано Оперативно-розыскное бюро по противодействию незаконному обороту наркотиков, а в Управлениях по борьбе с организованной преступностью при МВД — УВД регионов образованы отделы по противодействию незаконному обороту наркотиков. Так же в 2003 году в структуре Главка было создано подразделение по борьбе с терроризмом — «Центр Т», а в МВД – УВД субъектов его региональные подразделения.

10 ноября 2004 года ГУБОП было преобразовано в департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом (ДБОПиТ) МВД России. В подчинении ДБОПиТ находились несколько оперативно-розыскных бюро, центр по борьбе с терроризмом (Центр «Т») и центр специального обеспечения (Центр «С»), а также отряд милиции специального назначения «Рысь».

Указом Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева № 1316 «О некоторых вопросах МВД РФ» от 6 сентября 2008 года Служба по борьбе с организованной преступностью была расформирована, ее функции переданы в другие подразделения МВД России. Этим же Указом было образовано Главное управление по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУПЭ МВД России).

За 20-летний период руководителями Службы являлись: Лагода Е.И., Назаров Ю.П., Гуров А.И., Егоров М.К., Петров В.Н., Васильев В.А., Селиванов В.В., Козлов В.И., Ваничкин М.Г., Овчинников А.А., Овчинников Н.А., Мещеряков С.Г.

xn--80acetowh.xn--p1ai