Фортепиано правила

Усложняем рисунок игры

Мы уже имеем представление о ритмическом рисунке. Теперь давайте будем учиться более сложному рисунку. Не пугайтесь, ничего страшного. Не такой он уж и более сложный. Мы раньше играли, в основном, одинаковыми длительностями. Но по теории проходили тему «Нота с точкой». Вот сейчас и разберемся с этими и точками, и нотами, и другими штучками-дрючками.

Напомню, что точка, поставленная с правой стороны около ноты, увеличивает ее длительность наполовину. В упражнении как раз и начинается это самое. Стоит четвертная нота с точкой. Говорим: «раз (естественно, одновременно с нажатием на клавишу), два. » и после слова «два» ударяем на следующую ноту. То есть немного задерживаемся. Вот и все. А теперь пора слушать и учить.

Новый урок, и опять про пастуха. Не потому, что меня тянет к этому виду профессии, а потому, что выучив эту пьеску, Вы узнаете новенькое. К примеру, изменение ключа в партии правой руки. Напомню, что нота до первой октавы (пишется на первой нижней добавочной) в скрипичном ключе равна ноте до первой октавы (пишется на первой верхней добавочной) в басовом ключе. Пьеса богата динамическими оттенками. Вспомним: крещендо (crescendo) постепенное усиление звучности. Диминуэндо — (diminuendo) постепенное ослабление звучности. Знак (фермата) означает, что данную ноту, аккорд или паузу (в моих произведениях мне больше всего нравятся паузы) надо выдержать несколько дольше, чем они написаны. Ну, а теперь, после прослушивания, можно приступить и к разучиванию.

При игре двумя руками партия левой руки была весьма легкой. А теперь давайте усложним. Конечно, ничего сверхсложного я Вам предлагать не буду, но чуть-чуть разнообразим.

Немного теоретического курса (напоминаю, что подробнее смотрите в разделе «Теория»).

Нота, напечатанная мелким шрифтом, называется форшлагом. Форшлаги прибавляются к основным звукам как украшение. В предлагаемой Вашему вниманию пьесе (как и в других, которые Вы будете играть) форшлаг следует исполнять за счет предыдущей длительности.

В последнем такте записан «непонятный» знак. Сейчас мы быстренько разберемся и с ним, а потом будем уже играть. Вообще, играть надо по возможности больше. Для вырабатывания техники и навыков игры. Итак, нарисована цифра «8» с пунктирной линией. Видите? Так вот, если такой знак Вы встретите над нотами (как и в данном упражнении), то на всем протяжении пунктирной линии ноты играются на октаву выше. Ну, а если под нотами. А вот угадайте с одного раза, что тогда делать надо.


Послушайте.

Два этюда, предлагаемых Вашему вниманию, помогут более свободно ориентироваться на клавиатуре обеим рукам. Представьте, что Вы выступаете на сцене и красиво переносите руки на октаву вверх (вниз), чтобы зрители по достоинству оценили Ваше мастерство.

Познакомимся (если еще не знакомы, хотя мы проходили на «Уроках теории») с таким термином, как вольта. Прошу не пугаться и не путать с электрическим напряжением. Итак, знак назвается (правильно!) вольтой. Он означает, что вся пьеса, или ее часть, повторяется. При повторении не нужно играть нотный материал, расположенный под первой вольтой, а следует сразу переходить на вторую. Рассмотрим на примере «Менуэт» СПЕРОНТЕСА. Играем с самого начала, доходим до знака «реприза» (напомню, что это знак повторения), начинаем опять играть с самого начала, как только доигрываем до 1-ой вольты, сразу же «перескакиваем» ко второй. Вольт может быть и больше, в зависимости от настроения композитора. Вот захотел он, понимаете ли, повторить раз пять, но каждый раз с другим окончанием музыкальной фразы. Вот и получится 5 вольт. Еще вольты бывают «Для повторения» и «Для окончания». В основном применяются такие вольты для песен (куплетов). А теперь внимательно рассмотрим нотный текст, мысленно отметим, что размер три четверти, при ключе один диез — фа. Составим «план игры», т.е. где и что повторим, и. вперед, друзья. Желающие могут прослушать миди-файлик.

В пьесе Л.Моцарта Бурре отметим, что репризы (повторение части пьесы) есть, а вольт нет. Значит, повторяем каждую часть по 2 раза. Соблюдайте динамические оттенки, аппликатуру, legato и staccato. Послушать.

Полезные советы

Здесь Вам предлагается помощь в овладении королем инструментов — роялем. Это инструмент, которым следует владеть всем музыкантам, независимо от специальности. Флейтистам, композиторам, критикам, дирижерам, певцам — всем. Без помощи фортепиано многие виды музыкальной работы становятся трудновыполнимыми, а другие — и вовсе невозможными. Именно фортепиано помогает любому человеку в его саморазвитии, в работе над своим слухом, памятью, аналитическими навыками. Чем бы Вы ни занимались и на чем бы ни учились играть, без фортепиано Вы все равно что без рук.

Возможности этого инструмента можно перечислять очень долго. Рояль способен успешно заменить собой весь оркестр. Даже тембрам разных инструментов рояль может каким-то необъяснимым образом подражать. На рояле можно услышать вполне узнаваемую гитару, орган, арфу, трубу, гусли, свирель, ударные всех мастей. Рояль легко может нарисовать Вам грохот Ниагары и зудение цикад, шелест листвы и лязгающее шествие воинов в латах. Ни один другой инструмент на свете не обладает столь широким диапазоном изобразительных возможностей; и так гибко и красочно выразить Ваши сиюминутные желания при импровизации.

Чтобы рояль стал послушен Вашим желаниям, разумеется, надо учиться. У разных людей успешность этой учебы различна. Одним удается захватывать сердца слушателей после одного года учебы, другие затрачивают половину жизни. Конечно, это зависит и от Ваших врожденных данных, и от преподавателя, и от Вашего рвения. Мы здесь не ставим себе цели выучить Вас от начала до конца. Это вряд ли возможно, если Вы не начали свое обучение еще в детстве, когда располагали каким угодно временем и свободой, когда Ваши руки были гибкими, память — быстрой, впечатления — яркими. К тому же, вполне очевидно, что качественно овладеть любым инструментом возможно только при личном постоянном участии преподавателя. Но, с другой стороны, у нас ведь нет цели сделать из Вас концертирующего пианиста. Все, чего мы хотели бы, — это научить Вас учиться. Дать Вам направление, в котором Вы могли бы работать хоть в течение всей жизни, насколько хватит Вашего времени и желания. Мы хотели бы снабдить Вас самыми основными технологиями, которые позволили бы Вам общаться с инструментом на естественном языке, не отвлекаясь на технические проблемы. Чтобы Вы, в меру достигнутых Вами возможностей, могли общаться с роялем, рассказывать ему о своих сомнениях, радостях и неприятностях — и он Вас понимал, и отвечал тем же. Создать для Вас надежного и чуткого друга — вот чего мы хотели бы. А велика ли будет аудитория у Вашей музыки, и будет ли она вообще — это уже вторично, это уж как сложится. Итак, хотите приобрести друга? Тогда давайте знакомиться с ним.

Первым делом хотелось бы оговориться вот о чем. Синтезатор ни в коем случае не может служить заменой фортепиано, примите это как данность. На такое способны только наиболее дорогие инструменты, и мы не ожидаем, что каждый из вас может их приобрести. В конце концов, хорошее пианино обойдется дешевле, и пользы Вам даст несравненно больше. Синтезатор может вам помочь только в качестве вспомогательного инструмента при изучении сольфеджио, теории музыки или вокала. Мало того, синтезатор обладает еще и разлагающим действием. Если Ваши руки уже приобрели некоторое воспитание на настоящем фортепиано, то систематическая игра на синтезаторе может очень быстро разрушить эти навыки, поэтому, если Вы хотите владеть фортепиано по-настоящему, избегайте общения с синтезатором всегда, насколько возможно. Или хотя бы старайтесь по возможности сократить время этого общения, договорились?

Подойдем к инструменту и сядем. Сразу же посмотрим, КАК мы сидим. Высота стула должна быть такой, чтобы предплечья Ваших рук, лежащих на клавишах, были горизонтальны или оказались даже слегка выше клавиатуры. Если нужно, пользуйтесь каким-либо подкладками, например, положите на стул пару томов энциклопедии. Локти должны быть немного впереди Вас, чтобы при движениях руки в оба конца клавиатуры локти не сталкивались с Вашими ребрами :-). Подвигайте стул вперед-назад, чтобы найти это положение. Краешек стула должен приходиться на ту линию, которая разделяет ваши ноги и ягодицы (хм). То есть, не следует садиться на стул слишком глубоко, это будет сковывать движения корпуса. Стул также не должен быть слишком мягким — это тоже ведет к ненужным напряжениям.

Спину держите прямой, чтобы видеть клавиатуру как бы с высоты птичьего полета, и в процессе занятий время от времени проверяйте, не пытается ли Ваша спина сгорбиться. Малейшее сгибание спины немедленно сковывает свободу движения рук. Плечи расслаблены и опущены. За этим тоже нужно поминутно следить, плечи с непривычки будут так и норовить подняться.

Ногти нужно содержать всегда коротко остриженными, потому что при правильной постановке руки они могут попадать на клавиши и неприятно «цокать» по ним. Это не только портит музыку, но и лишает вас чувствительности — вы просто не ощущаете клавишу, которую трогаете. А заодно, если остричь ногти, то становится немного легче убрать из-под них старую грязь 🙂

Во избежание разных недоразумений во всем мире принята единая нумерация пальцев. Большой палец на каждой руке имеет номер 1, а мизинец — номер 5 (странное совпадение, не находите — как раз столько пальцев на руке и есть обычно!). Эти номера Вы можете нередко увидеть в нотах, они ставятся над или под нотными головками. С помощью эти маленьких циферок композиторы или редакторы помогают пианистам быстрее и легче разобраться в нотах, и не подбирать удобные пальцы в трудных местах. Кстати, запомните специальный термин : «аппликатура». Так называется поведение пальцев на клавишах, распределение их ролей. Во многих нотных изданиях можно встретить очень подробную аппликатуру, а в других — наоборот, полное ее отсутствие. В обоих случаях Вы имеете полное право либо слушаться указаний редактора, либо подыскивать аппликатуру собственного изобретения. За это Вас никто не осудит. Главное, чтобы Вам было удобно исполнять данные ноты и ничто не мешало вкладывать в них свои переживания и чувства. Редактор предлагает Вам помощь, а Вы вольны принимать ее или нет.

Ваша кисть содержит два десятка суставов, многие из которых имеют более чем одну степень свободы. Иными словами, Ваша кисть может принять многие сотни разнообразных форм. Какая из этих форм нам нужнее всего? Основную, исходную для игры на фортепиано форму кисти Вы можете получить, взяв в руку крупное яблоко, и удерживая его (пальцами вниз, конечно) без напряжения, не сжимая сильно. Попробуйте это сделать. Вслушайтесь в ощущения : каждый палец должен касаться кожицы яблока по всей своей длине, до самой подушечки, но ни в одной точке не сжимать яблоко сильнее, чем это необходимо для того, чтобы его не выронить. Попробуйте теперь плавно повращать кисть в разных направлениях, следя за тем, чтобы не нарушалась бережность захвата, и чтобы пальцы касались яблока по всей длине постоянно.
Вот такая форма кисти — исходная. Каждый раз, когда это возможно, кисть должна возвращаться к этой форме и во время игры на инструменте.

Теперь давайте «примерим» к клавиатуре руку такой формы. Положите ее на клавиши, как показано на фото. То есть, три средних пальца должны лечь на три соседних черных клавиши, а 1-й и 5-й пальцы — на белые. Не нужно использовать черные клавиши на самых их концах, задвигайте руку поглубже. Скажем так: те пальцы, которые у нас попадают на белые клавиши, должны придерживаться как можно ближе к кончикам черных клавиш, понимаете? Словом, поглядывайте на фото. Кистевой сустав не опускайте, пусть рука сохраняет ту же форму, как она держала на весу яблоко.
Плавно пренесите тяжесть руки на кончики пальцев, пусть клавиши опустятся без звука. Вес у руки довольно приличный, побольше килограмма будет — и весь он сейчас должен прийтись на кончики пальцев поровну. Ни один палец при этом не должен ни выпрямляться, ни прогибаться, сохранить начальную форму. Получается? Теперь снова попробуйте повращать кистевым суставом, не двигая пальцев на клавишах. Сустав должен описывать плавные окружности вокруг исходного положения, но Вы все время должны ощущать неизменную нагрузку на кончиках пальцев. Ваша рука будет то и дело пытаться приподняться в воздух, снять тяжесть с пальцев — следите, чтобы этого не происходило. Плечо должно оставаться расслабленным, не подниматься, локоть висит свободно.

Пусть это упражнение будет первым Вашим уроком. Ваши мышцы должны начать привыкать к такому «образу жизни», и первое время Вам придется следить за этим постоянно, ежеминутно. От этого зависит очень многое!

Итак, задание: заставить руку запоминать округлую форму с вращения кистью в воздухе, легко удерживая крупное яблоко.

На клавишах: приучать себя переность всю (немалую) тяжесть руки на самые кончики пальцев. При этом пальцы сохраняют округлую форму, кисть не проваливается вниз, ни локоть, ни плечо не напрягаются.

Вращение кистью на клавишах:
Тяжесть на кончиках пальцев должна оставаться постоянной. Снова следим за расслабленностью плеча и локтя, держим спину прямо и высоко.

Разумеется, не обделяйте вниманием обе свои руки (точнее, все, сколько у Вас их найдется :-), но не нужно упражняться одновременно с обеими руками, это помешает сосредоточиться на непривычных ощущениях. Удачи!

7not.ru

Правила перевозки пианино

Пианино – инструмент парадоксальный. Сложно найти вещь столь же крупную и тяжелую, но при этом столь же нежную и хрупкую. Пианино требует аккуратного обращения во всем: и при настройке, и при хранении, и, безусловно, при перевозке.

Чем пианино отличается от рояля? В первую очередь размерами и формой. У рояля струны, дека и механическая часть расположены горизонтально, а у пианино – вертикально. Соответственно, пианино стоит дешевле и занимает меньше места. Однако рояль дает большее разнообразие звуков. Тем интереснее, что рояль и пианино относятся к одному и тому же классу музыкальных инструментов — фортепиано, то есть название «фортепиано» применимо и к пианино, и к роялю.

Все пианино делятся на три категории по высоте (это ключевая характеристика инструмента). К первой категории относятся облегченные инструменты высотой до 120 см. Благодаря небольшим размерам их можно удобно разместить даже в маленькой квартире. Такие фортепиано идеальны для ребят, учащихся в музыкальной школе и на первых курсах музучилищ. Инструменты первой категории, как правило, имеют коричневый цвет и весят около 150 килограммов.

Вторая категория – это пианино высотой 130—150 см. Они отличаются более крупными размерами и глубоким звуком. Пианино второй категории обычно имеют черный цвет и могут весить от 200 до 400 килограммов (инструменты русского производства весят меньше, изготовленные в других странах — больше). Модели 124-132 см называют «концертными», их уже можно использовать для подготовки к выступлениям.

А настоящие знаменитые пианисты-солисты предпочитают фортепиано третьей категории – коллекционные немецкие пианино. К третьей категории относятся инструменты старше полувека. Такие экземпляры предназначены для больших помещений. Свидетельство тому – высота от полутора метров и внушительные размеры (такое фортепиано может весить полтонны). Инструменты могут быть украшены ручной резьбой, но главное, что их отличает — чудесное качество звучания.

Какие бы удивительные мелодии ни издавало пианино, гармоничный звук легко нарушить. Фортепиано может расстроиться по многим причинам: из-за жары или холода, сухого воздуха или большой влажности, неправильного обращения с ним. Огромную опасность несет и кустарная перевозка пианино.

www.pianopiano.ru

Уроки фортепиано

В помощь освоению расположения нот на нотном стане
и клавиатуре фортепиано предлагаем программу «Однорукий пианист»,
присланную Сергеем Антонюком.

Не вдаваясь в теоретические подробности (думаю, в разделе «Теория» хватит учебного материала), будем пробовать свои силы в игре на фортепиано. Если хотите, на синтезаторе. А если синтезатор подключен к компьютеру. Так это же вообще замечательный помощник в обучении! Современные синтезаторы имеют динамическую клавиатуру (то есть звучание ноты зависит от силы удара по клавише). Все дальнейшие возможности мы будем проходить постепенно.

Пение по слуху.
Подбирание мелодий.
Транспонирование.
Клавиатура и название звуков.
Ноты.

При игре следует обращать внимание на посадку, не горбиться, не напрягать руки, спину и тело. Представьте, что в руках (кисти рук) Вы держите яблочко.

Для общего знакомства с фортепиано (синтезатором) давайте сыграем гамму До-мажор. Соблюдайте аппликатуру (расстановка пальцев). Аппликатура указана цифрами над нотами. Старайтесь играть ровно. Играем пока только правой рукой.

Цифры над нотами (повторяюсь) аппликатура. 1 — большой палец, 2 — указательный, 3 — средний, 4 — безымянный, 5 — мизинец. Для общего представления послушаем. После достижения первых успехов (на Ваше усмотрение), попробуйте сыграть наоборот, начиная с мизинца. Если Вы захотите в дальнейшем играть гамму не в одну октаву, а болеее, то надо изменить немного аппликатуру, то есть заменить 5-ый палец на первый и продолжить далее.

В мое время, когда я учился музыке, категорично было запрещено играть на слух. Это считалось «халтурой» (похвастаюсь, я был первый халтурщик). Теперь же обстоятельства изменились. Всячески поощряется игра на слух. Давайте немного займемся этим. Вот послушайте и попробуйте сыграть, не видя нот. Подскажу, что начинается «Кошкин дом» с ноты соль. Вы же помните «розовое» детство: «Динь-дон, динь-дон. Загорелся кошкин дом». Попробуйте пропеть вначале, чтобы в голове сложились звуки. Для закрепления даю еще два звуковых примера. Пример 1 (как кукушка кукует?); пример 2 (в лесу, заблудившись, что кричат?!). Пожалуйста, не сетуйте на «детскость» заданий. Если бы Вам в первом классе дали решить квадратное уравнение, думаю, Вам бы не понравилось. Так же и здесь. Научитесь — пожалуйста, будем играть во «взрослость».

Примеры построены на отдельных легкозапоминающихся мелодических интонациях. Далее попробуйте спеть этот пример от какой-либо другой ноты и подберите от этой же ноты на фортепиано. Не надо избегать появления черных клавиш, например, при транспонировании. Что такое транспонирование мы будем проходить на уроках «Теории». Скажу только своими словами, что это «сдвиг» всех нот на определенную высоту вверх или вниз. Попытайтесь понять это, попробовав на клавиатуре ф-но. Поймите, что для правильного подбора мелодии требуется употребление как белых, так и черных клавиш. Это способствует более быстрому освоению клавиатуры и более свободной ориентации на ней.

Я Вам дам сейчас еще три небольших песенки. Слушайте и старайтесь сыграть также, можете смотреть на ноты, для более близкого с ними знакомства.

Над нотами проставлена аппликатура (нумерация пальцев) правой руки, под нотами — левой. Чтобы прослушать упражнение, щелкните мышкой по нужному рисунку.

Эти более сложные примеры разучиваются по тому же принципу. Сначала запомните слова, а потом спойте мелодию с текстом. Если появляются трудности, то разделите мелодию на фразы и пойте по частям.

Песня складывается из отдельных звуков. Каждая из них имеет свое название. В музыке существует семь основных наименовании звуков, разных по высоте: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Расстояние между двумя звуками называется >ИНТЕРВАЛОМ. Интервал между двумя звуками, имеющими одинаковое наименование, называется ОКТАВОЙ.

Клавиатура фортепиано состоит из семи с половиной октав. Каждая октава имеет свое название. Октава, находящаяся посередине клавиатуры, называется ПЕРВОЙ ОКТАВОЙ. Вправо от нее находятся: ВТОРАЯ, ТРЕТЬЯ, ЧЕТВЕРТАЯ и ПЯТАЯ (неполная) ОКТАВЫ. Влево от первой октавы расположены: МАЛАЯ, БОЛЬШАЯ, КОНТРОКТАВА и СУБКОНТРОКТАВА (неполная).

В процессе работы над первыми музыкальными примерами надо постоянно знакомиться с названием звуков и их расположением на клавиатуре, о различной длительности звуков.

На этих образцах, так же как и на последующих пьесах и этюдах, необходимо добиваться мягкого и глубокого звука. Важнейшим условием для развития правильных игровых навыков являются плавные, не заторможенные и не резкие движения всей руки при опускании ее на клавиатуру и, что не менее важно, при ее подъеме, собранные, нерастопыренные пальцы и отсутствие напряжения в мышцах кисти и ладони. Палец, нажимающий клавишу, должен быть несколько закруглен и касаться ее «подушечкой».

Овладение правильными и естественными игровыми навыками — процесс длительный и сложный, требующий терпения и большой сосредоточенности. Однако при всей важности и сложности этого момента на следует его выдвигать на первый план ни в начале обучения, ни на последующих этапах.

Правильность игровых движений проверяется прежде всего звуковым результатом: ученик должен вслушиваться в то, что у него получается, играть осмысленно и выразительно. Поэтому неправильно поступают те педагоги, которые во время игры учащегося «подсказывают» ему: «подними палец! освободи кисть!» и т. д. Следует анализировать игру с точки зрения ее художественности и попытаться понять, в силу каких причин в его исполнении «вылезла» или не прозвучала та или иная нота.

Первые и часть последующих примеров целесообразно исполнять не связно (non legato), играя их одним пальцем (лучше всего средним) и постепенно переходя к использованию других пальцев. Нумерация пальцев: большой—первый (обозначаемый в нотах цифрой 1), указательный—второй (2), средний—третий (3), безымянный—четвертый (4), мизинец—пятый (5).

Перед игрой на инструменте следует сесть таким образом, чтобы локти находились не ниже, а скорее чуть выше уровня клавиатуры. Маленьким по росту ученикам надо ставить под ноги скамейку. Нужно также следить за тем, чтобы приучаться сидеть прямо, не горбясь, не облокачиваясь на спинку стула, не поднимая плечи, не прижимая локти к корпусу и не оттопыривая их.

Для того, чтобы записать музыкальное произведение, пользуются знаками, которые называются НОТАМИ.

Ноты, как и звуки, бывают разной длительности. Если, например, ровно посчитать РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ и на каждый счет представить себе по одному звуку, то мы получим четыре одинаковых по длительности звука.

Каждый такой звук обозначается знаком .
Звук, длящийся два счета, пишется так:

Звук, длящийся четыре счета, — так: . Эти знаки имеют соответствующее название:

— ЧЕТВЕРТНАЯ НОТА.
—ПОЛОВИННАЯ НОТА.

— ЦЕЛАЯ НОТА

В музыке существуют более мелкие, чем четверть, длительности. Одна ЧЕТВЕРТЬ равна двум ВОСЬМЫМ НОТАМ: =

Если равномерно просчитать до четырех и на каждый счет представить себе по два равномерных звука, то мы получим восемь одинаковых по длительности звуков—восемь ВОСЬМЫХ НОТ.

ПАУЗА—перерыв в звучании, знак молчания. Паузы, как и ноты, имеют разную длительность:

Упражнение. Определить (просчитать или прохлопать в ладони), какими нотами (длительностями) написаны находящиеся выше упражнения.

Для обозначения высоты звука пользуются нотоносцем, состоящим из пяти линеек:

Нижняя линейка считается первой, а верхняя — пятой. Ноты пишутся на линейках и между линейками, а также на верхних добавочных и на нижних:


Чтобы записать большее количество разных по высоте звуков, пользуются двумя нотоносцами, соединенными чертой:

На верхнем нотоносце, как правило, ставится скрипичный ключ (ключ соль), на нижнем — басовый (ключ фа).

Связное исполнение мелодий (Легато)

Ноты, объединенные лигой, надо играть связно, не отрывая руки от клавиши. Связное исполнение называется LEGATO (ЛЕГАТО).

Играя legato, следует внимательно прислушиваться к тому, как один звук сменяется другим. Очень важно при игре legato направлять внимание на выработку навыков связывания звуков без лишних движений, толчков рукой и чрезмерного поднятия пальцев. Вместе с тем кисть руки не должна быть неподвижной, окаменелой. Полезно учиться этому навыку на упражнениях:


При исполнении двух звуков legato первый из них извлекается при плавном опускании руки и «погружении» пальца в клавишу, а второй — при небольшом подъеме кисти, уменьшающем вес руки и, следовательно, силу ее давления на клавишу. Такого же плавного движения надо добиваться и при игре нескольких слигованных звуков и целых фраз.


Послушайте


Послушайте

Маленький совет для исполнения legato. Как бы немного увеличивайте длительность нот. Еще звучит предыдущая нота (по-крайней мере, заканчивает звучать), а Вы уже нажимаете следующую ноту.

Продолжаем работу над звуком, соблюдая все динамические оттенки (громче-тише). Представьте, как «коровушка» идет домой, сытая, усталая, ноги заплетаются. шутка, конечно, но все равно мелодию исполняйте связно (legato). Напоминаю, что при ключе стоит си-бемоль, других знаков не наблюдается. Следим за осанкой и за аппликатурой.

Неполный такт в начале пьесы называется затактом. Желающие могут подробнее просмотреть этот материал в разделе «Теория музыки». Затакт вместе с последним тактом пьесы составляет полный такт (то есть в последнем такте до указанного при ключе размера не хватает именно столько длительностей, сколько находится в первом такте). Посмотрите внимательно на следующий музыкальный пример, и Вы увидите. Долго его не разглядывайте (чего на него любоваться!), а давайте разучим. Как обычно, обращаю Ваше внимание на ключевой знак (фа-диез). Ну, а про аппликатуру я на этот раз промолчу, надеюсь, что Вы это и так запомнили (да-да, за аппликатурой надо следить).


Послушаем

Пора понемногу начинать играть одновременно двумя руками. Если возникнут трудности (а это в общем-то бывает, и ничего страшного в этом нет), сыграйте сначала раздельно правой и левой рукой, а потом пробуйте соединять. Упражнение совсем легкое, должно получиться. Только просьба не забывать играть legato, соблюдать динимические оттенки.


Послушать

Возьму на себя смелость утверждать, что ни один начинающий музыкант не прошел мимо этой польки. Легкая приятная пьеска. Легко усваивается на слух. Рекомендую не просто разучить, а и пропеть названиями нот. Следите за левой рукой. Конечно, поначалу непривычно: все-таки приходится исполнять (вести) основную мелодию. Сначала послушайте. Правая рука выделяет слабую долю такта, поэтому прошу не переусердствовать.