Формы собственности ссср

МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

Обобществление средств производства призвано устранить то тормозящее влияние, которое капиталистические производственные отношения оказывают на развитие производительных сил. Логика анализа современного капитализма привела нас к выводу, что в основе социалистического способа производства должны лежать различные варианты коллективной формы собственности. Но должна ли она быть единственной?

Безусловно, нет. Дело в том, что различные сферы общественного производства отличаются неодинаковым уровнем развития производительных сил. Вследствие этого степень обобществления средств производства должна быть также неодинаковой для разных структур и отраслей народного хозяйства.

В. И. Ленин указывал, что материальную основу социалистического способа производства составляет крупная машинная промышленность[189]. Действительно, крупные и средние предприятия в наибольшей мере созрели для обобществления, и именно они должны быть прежде всего подвергнуты коллективизации. Однако, хотя крупная машинная промышленность и определяет лицо современной экономики, отнюдь не все сферы общественного производства достигли в своем развитии этой стадии. Кроме того, специфика отдельных отраслей предполагает централизованное управление ими. Поэтому, несмотря на то, что коллективные предприятия будут преобладать и доминировать в экономике нового социализма, они ни в коем случае не должны являться единственной формой организации общественного производства. Значительное и равноправное место в новой экономике должны занять государственная, частная (правильнее называть ее частнокапиталистической), а также смешанные и переходные формы собственности.

Похожую ситуацию мы можем наблюдать на примере всех капиталистических стран, экономика которых является, в сущности, многоукладной. Однако господствует, занимает “командные высоты” в народном хозяйстве частная собственность, что и определяет капиталистический характер способа производства в этих странах (в том числе, к сведению Горбачева, и в Швеции).

В собственности государства должны находиться предельно монополизированные и определяющие национальную безопасность отрасли производства. Специфика нашей страны предопределяет ту же участь для некоторых других отраслей, в частности, транспорта. Неизбежные огромные затраты на преодоление наших колоссальных расстояний делают большинство видов продукции экономически невыгодными и неконкурентноспособными на рынке. Поэтому тарифы на транспорт должны регулироваться государством и не отдаваться на откуп стихии рынка. Такое же положение следует распространить и на цены на энергоносители. Современная экономика не может обойтись без огосударствления целых ее секторов. Поэтому не случайным является то, что даже в самых рыночных капиталистических странах доля госсобственности доходит до 30 %. В наших условиях в период формирования конкурентной рыночной среды эта цифра будет, вероятно, еще выше. При этом принадлежность крупных предприятий-монополистов государству не исключает, а даже предполагает переход их отдельных структурных подразделений на аренду или в коллективную собственность.

Жестокий урок, который преподала нам история, должен научить нас тому, что отношение к частнокапиталистической форме собственности должно определяться не идеологией, а соображениями экономической целесообразности. Утверждение “Манифеста Коммунистической партии” о том, что “… коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности”[190], относится к коммунистическому обществу будущего и в рамках концепции нового социализма не должно рассматриваться даже в качестве перспективной цели. Необходимо признать ошибочность положения теории, в соответствии с которым социализм до сих пор представляли как первую фазу коммунистической общественно-экономической формации с перенесением на него большинства признаков и характерных черт коммунизма. Именно это обстоятельство лежит в основе тезиса советских идеологов о несовместимости социализма и частной собственности на средства производства.

Материальной базой социализма служит крупная машинная индустрия. Вместе с тем в тех сферах, где производство пока не достигло стадии крупной машинной промышленности, частная собственность еще не исчерпала своих возможностей. Это относится к торговле, сфере услуг, ряду отраслей сельского хозяйства, мелкой и, частично, даже средней промышленности — всем тем производствам, где эффективность и экономический успех во многом зависят от энергии, работоспособности, компетенции и таланта одного человека (предпринимателя) или группы лиц. В этих сферах буржуазия до сих пор сохраняет за собой функцию организатора производства.

Мы видим, как существующая экономическая реальность ежедневно рождает частную собственность и наемный труд. Мелкая частнокапиталистическая собственность лезет из всех щелей, пытается заполнить все доступные ей ниши. Этот непреложный факт свидетельствует не только об ее живучести, но и, более того, адекватности реальным экономическим условиям. В подобной ситуации при переходе к нэпу гениальный диалектик Ленин благоразумно подчинился требованиям объективных экономических законов и признал частнокапиталистическую собственность в виде одного из экономических укладов. В отличие от него его последователи, извращенно поняв призыв “Коммунистического манифеста”, жесткими административными мерами, запретами и ограничениями большую часть века неистово боролись с частной собственностью. В итоге догматический подход к марксистской теории не позволил полностью раскрыть заложенные в социалистическом способе производства возможности. С частной собственностью надо не бороться, а использовать ее энергию и потенциал на благо общества.

Многообразие форм собственности в экономике создает наилучшие возможности каждому человеку для реализации его способностей и таланта. Новый социализм, наряду с раскрепощением инициативы трудящихся через посредство их приобщения к собственности, должен задействовать и такой фактор, как инициативу и предприимчивость управленцев — организаторов производства. В условиях рыночной экономики нового социализма этому будет способствовать механизм не только частной, но и коллективной формы собственности на средства производства. Предпринимательский талант должен быть обязательно востребован обществом. Это является непременным условием здоровой и процветающей экономики.

Сама жизнь подтверждает важность и значимость обеспечения людям права на личную инициативу. При всех бедствиях, которые принесла стране и народу капитализация экономики после 1991 г., она имеет одно неоспоримое достижение: гражданам предоставлена экономическая свобода. Как известно, в СССР существовали серьезные ограничения на создание частных предприятий, частную торговлю, работу по совместительству, размеры получаемого за труд вознаграждения и т. п. Они объяснялись как сугубо идеологическими причинами, стремлением не допустить развития частнокапиталистической собственности, так и объективной необходимостью жесткой регламентации и контроля за расходованием государственных, то есть как бы “ничьих”, средств в плановой централизованной экономике. Ограничения экономической свободы не только снижали степень реализации трудового и творческого потенциала людей, но и унижали их достоинство. Поэтому для многих наших сограждан обретенная экономическая свобода оказалась важнее многочисленных потерь, понесенных в результате реформ. Тем самым проблема трудовой мотивации, отразившись в общественном сознании, стала политическим фактором. Это обстоятельство во многом определило итог президентских выборов 1996 г.

Новый социализм с его многоукладной рыночной экономикой не ограничит, а благодаря устранению отчуждения трудящихся от средств производства, расширит пределы экономической свободы граждан по сравнению с капитализмом. Социалистические производственные отношения, обеспечивающие оптимальное сочетание личных и коллективных интересов, призваны стимулировать и поощрять предприимчивость трудящихся, в том числе и администрации коллективных и государственных предприятий. Частнопредпринимательская деятельность будет поощряться государством наравне с любой другой, будет признан се общественно полезный характер. Все формы собственности должны быть поставлены в одинаковые условия и конкурировать между собой. Самой эффективной и прогрессивной должна признаваться та форма собственности, которая обеспечивает наилучшие условия для развития производительных сил в той или иной отрасли экономики.

Несомненно, что в сфере крупного промышленного и сельскохозяйственного производства, в которой буржуазия практически исчерпала свой организаторский потенциал, господствующее положение в результате конкурентной борьбы займут предприятия с различными вариантами коллективной собственности. В целом они воспроизведут структуру капиталистического предприятия, но на основе совершенно иной формы собственности. Вместе со средствами производства в руки трудового коллектива перейдут и контрольные функции. В отличии от положения, существовавшего на советском предприятии, не государство, а сам трудовой коллектив, заинтересованный в правильном и эффективном использовании собственных, средств, будет контролировать меру труда и меру его оплаты. Поэтому на коллективном предприятии будут отсутствовать характерные для советской системы ограничения экономической свободы, обусловленные государственной формой собственности. Вместе с тем обладание трудящимися реальными правами собственников представляет им наилучший стимул к труду и будет побуждать каждого работника к наиболее полной реализации своего трудового потенциала в рамках обретенной экономической свободы.

Таким образом, концепция нового социализма может оказаться привлекательной для самых широких слоев населения. В силу этого обстоятельства она представляет собой основу для достижения национального согласия, отсутствие которого создает серьезные препятствия для развития страны.

В настоящий момент общество разделено на две почти равные половины. Одна его часть не приемлет капиталистические реформы, приватизацию общенародной собственности, криминализацию экономики и общества. Другая часть превыше всего ценит полученную экономическую свободу, буржуазную демократию, не хочет и боится возвращения к старым порядкам советских времен. На первый взгляд, интересы двух групп населения настолько антагонистичны и непримиримы, что исключают решение, устраивающее всех. Однако принципы нового социализма могут послужить основой для примирения сторон.

Действительно, с одной стороны, в рамках многоукладной рыночной экономики предоставляется полная свобода предпринимательской деятельности, причем не только в коллективном, но и частном секторе. По сравнению с современным капитализмом не ограничивается, а даже расширяется возможность проявить себя людям инициативным и предприимчивым. Для предпринимателей-патриотов новый социализм явится желанной альтернативой нынешнему криминальному и грабительскому капитализму, поскольку не только гарантирует им экономическую свободу, но и позволит при этом быть честными перед согражданами и собственной совестью. Отсутствие объективных условий для проявления тоталитарных тенденций в обществе является лучшей гарантией политических свобод в целом и свободы информации в частности.

С другой стороны, обладая в составе трудового коллектива правом реальной собственности на средства производства, миллионы трудящихся становятся не объектами, а субъектами экономики и хозяевами своей судьбы. Своим трудом люди обогащают себя, а не капиталистов, банкиров и рантье. Впрочем, за ними остается право выбора типа предприятия — государственного, коллективного, частного или со смешанной формой собственности.

Одно из главных преимуществ нового социализма состоит в том, что он выражает и защищает интересы самых широких слоев народа, от рабочих до частных предпринимателей. В СССР следствием неадекватности вульгарно-коммунистического способа производства было деление граждан на “чистых” (имевших рабоче-крестьянское происхождение, считавшихся сознательными и идейными, особенно, если они входили в “передовой отряд рабочего класса”) и “нечистых” (людей, чье социальное положение и происхождение вызывало недоверие власти). Поэтому целые социальные слои населения, миллионы человек оказывались ущемленными в своих правах, а то и попадали в разряд врагов Советской власти. В обществе, построенном на принципах вульгарного коммунизма, при тотальном господстве общенародной собственности не было места белым офицерам, сдавшимся в Крыму красным войскам, кулакам, частным предпринимателям и торговцам. Да и трудящиеся по идеологическим соображениям делились на категории. Например, крестьяне долгое время ущемлялись в своих правах, а интеллигенции власти никогда полностью не доверяли. Короткий период относительного национального согласия имел место только во время нэпа, в котором все слои населения увидели для себя перспективу. В дальнейшем, с возвратом к принципам вульгарного коммунизма, опять восторжествовала идея построения “светлого будущего” не для всего народа, а только для его избранной, пусть и большей, части.

Новый социализм исключает деление на “чистых” и “нечистых”, он предусматривает создание благоприятных условий для экономической деятельности и самовыражения всем слоям населения, приверженцам всех форм собственности, и в этом его сила. Прагматизм концепции нового социализма создает реальные предпосылки для ее принятия подавляющим большинством населения. В это большинство, безусловно, войдут массы трудящихся: разве не права реально распоряжаться продуктами своего труда требуют рабочие приватизированных предприятий? Демократический и гуманный характер нового строя должен способствовать возвращению под знамена социализма интеллигенции. Отечественные мелкие и средние предприниматели получат в лице нового социализма лучшего защитника их интересов, чем режим, основанный на всевластии крупных банков и монополий. Все это создаст предпосылки для достижения, наконец, крепкого и устойчивого национального мира и согласия.

Более того, в силу своих универсальных качеств именно социализм может явиться той социальной концепцией, которая ляжет в основу новой государственной идеи. Завоевав постепенно умы граждан нашего многонационального государства, эта идея способна превратиться в материальную силу, в ту силу, которая обеспечит новый мощный рывок вперед в развитии страны. В этом предположении нет ничего фантастического, ибо: “Нет ничего более могучего, чем идея, время которой пришло” (В. Гюго).

bzbook.ru

Формы собственности и формы хозяйствования

Форма собственности — это законодательно урегулированные имущественные отношения, характеризующие закрепление имущества за определенным собственником на праве собственности. Признанными и гарантированными Конституцией Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (далее — Конституция), являются такие формы собственности, как государственная, муниципальная и частная.

Конституция допускает существование также иных форм собственности, в рыночном хозяйстве в качестве основных следует выделить частную и государственную формы собственности. Формы хозяйствования — это формы экономической реализации отношений собственности, находящие свое конкретное отражение в организационно-правовых формах предприятий.

Формы собственности и формы хозяйствования не следует отождествлять, но в то же время и противопоставлять друг другу. Наибольшим изменениям подвержены формы хозяйствования, поскольку в условиях конкурентной борьбы субъекты хозяйствования стремятся использовать новейшие научно-технические разработки, применять новые формы организации, управления, стимулирования и т.п., способствующие достижению поставленной цели. В результате одни формы отмирают, другие переходят в иное состояние, возникают новые формы хозяйствования, но все они продолжают действовать в рамках имеющихся форм собственности.

Формы собственности в СССР и в Российской Федерации. К началу 1990-х гг. в СССР сложилась следующая структура собственности на средства производства: государственная собственность составляла 88,6% от общей структуры собственности, колхозная — 8,7%, собственность кооперативов по производству товаров и услуг (включая жилищно-строительные) — 1,5%, собственность граждан — 1,2%. Эти данные свидетельствуют о высоком государственном монополизме на средства производства.

Положительной стороной проявления государственной собственности выступали обеспечение единого централизованного управления экономикой, огромная концентрация ресурсов и их использование для решения глобальных хозяйственных задач. На развитии государственной собственности базировался и процесс расширенного воспроизводства, где централизация собственности обеспечивала относительное равенство в распределении материальных и духовных благ между членами общества. Однако опыт СССР и стран социалистического лагеря показал несостоятельность абсолютизации государственной собственности. Эффективность народного хозяйства, основанного на государственной собственности, оказалась невысокой, по многим параметрам она уступала эффективности рыночной экономики. Замедлялись темпы роста производительности труда, из года в год снижалась фондоотдача, росла материалоемкость продукции.

Государственные предприятия экономически не были заинтересованы в использовании достижений науки и техники, так как существовавшая монополия государственной собственности делала более выгодным выпуск традиционной продукции на основе устоявшейся технологии. Отсутствие конкуренции лишало предприятия стимулов к повышению качества продукции и снижению издержек производства. Недостаток подлинно хозяйского отношения к производству так или иначе препятствовал его нормальному функционированию. Это объяснялось тем, что, по утверждению западных экономистов, хозяин всегда заинтересован в процветании фирмы, а управляющий — в сохранении своей должности и получении сверхприбылей в кратчайший срок.

С распадом СССР начался процесс возврата к частной собственности на средства производства и рыночному механизму координации и управления экономической деятельностью. Частная собственность — это собственность отдельных, обособленных лиц, направленная главным образом на получение и умножение их доходов. Данная форма собственности преобладает со времен рабовладельческого общества вплоть до наших дней.

Формирование отношений собственности в России началось с приватизации. Ее предполагалось провести в два этапа: первый этап — чековый (ваучерный) — с 1 июля 1992 г. по 1 июля 1994 г.; второй этап — денежный — с 1 июля 1994 г. по настоящее время. К сожалению, цели и задачи, которые ставились при проведении приватизации, не оправдали надежд большинства населения страны. Приватизация подразумевает смену собственника посредством передачи или продажи на различных условиях государственной собственности экономическим субъектам, которые используют ее в дальнейшем в хозяйственной деятельности, неся полную имущественную ответственность за ее результаты. Государственная собственность, на долю которой в 1990-е гг. приходилось 89,2% в общей структуре собственности, в результате приватизации перешла в основном в частные руки. Таким образом, в настоящее время в экономике России преобладает частная собственность, на долю которой приходится 84,6%.

Как экономическая категория государственная собственность означает принадлежность имущества народу в лице избранных им представительных органов государственной власти. С этой точки зрения право государственной собственности в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ народу (населению соответствующей территории) в лице избранного им представительного органа государственной власти, а также устанавливающих порядок приобретения, использования и отчуждения государственного имущества. Что же касается конкретных органов и лиц, уполномоченных государственным собственником в порядке ст. 125 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (далее — ГК) выступать от его имени, то их формы и виды определяются теми отношениями, в которых они призваны участвовать.

Так, наиболее широкими полномочиями по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности располагает Правительство РФ (п. «г» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ, п. 15 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (в ред. от 24 января 1993 г.) и др.). Основными органами, располагающими полномочиями по управлению и распоряжению объектами государственной собственности субъектов РФ, следует считать губернаторов (мэров, глав администраций), правительства, комитеты по управлению имуществом и фонды имущества субъектов РФ.

Государственная форма собственности существует в экономике практически любой страны. Она приходит прежде всего в те сферы хозяйства, где частный сектор не хочет или не может принимать участие в силу разных причин: низкая прибыльность, значительные размеры инвестиций и сроки их окупаемости, большой риск и т.п. Это, например, угольная промышленность, авиация, космонавтика, атомная энергетика. Кроме того, государственная собственность охватывает отрасли инфраструктуры, способствующие решению общественных задач, таких как образование, наука, здравоохранение, транспорт, связь и др. Государственная собственность возникает в результате национализации (возмездной — с полной или частичной компенсацией и безвозмездной — без компенсации, т.е. насильственной); строительства новых объектов за счет средств госбюджета; покупки государством контрольного пакета акций частных компаний и т.п.

В системе экономических отношений не исключено и сосуществование частной и государственной собственности. В этом случае имеет место смешанная экономика. Однако всегда преобладает одна из двух форм собственности: либо частная, либо государственная. Именно она и формирует общественный строй. Вопрос о соотношении частной и государственной форм собственности зависит от конкретной, реальной действительности, и прежде всего от исторических, географических и природных условий, политической и экономической ситуации в той или иной стране, участия ее в разного рода блоках и союзах (военных, экономических, политических).

Что же касается экономической эффективности функционирования этих двух форм собственности, то это во многом зависит от спецификации прав собственности, т.е. четкого закрепления отдельных правомочий за конкретными экономическими субъектами и компетенции этих субъектов.

Многие экономисты отдают предпочтение частной собственности, поскольку государственная собственность, по их мнению, более «бюрократизирована». Предпочтение частной собственности достаточно убедительно было продемонстрировано реформами премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер, в основу которых был положен принцип экономического либерализма. Важным шагом в реализации этого принципа была денационализация. Приватизировались доходные предприятия, а позднее и целые отрасли, считавшиеся естественными монополиями (телефонная связь, газодобыча, снабжение, почта). К началу 1988 г. было распродано 30% государственного сектора. Доходность приватизированных предприятий возросла в 3—7 раз.

В современном мире наблюдается не просто сосуществование разных форм и видов собственности, но и их взаимопроникновение и взаимодополнение. Так, внутри госпредприятия могут образовываться структуры частнопредпринимательского и кооперативного содержания; само госпредприятие может быть передано в доверительную собственность (траст) или в аренду и т.д. Совместные предприятия, холдинги, концерны, финансово-промышленные группы — вот далеко не полный перечень объединения различных форм и видов собственности на основе соответствующей спецификации их прав.

В нашей стране согласно ст. 214 ГК государственной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 ГК). В общем виде структура собственности в Российской Федерации может быть представлена следующим образом (рис. 3.2).

Субъектами права муниципальной собственности выступают органы местного самоуправления, их должностные лица, а также население муниципального образования. Однако и ГК, и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливают, что права собственника муниципального имущества осуществляются от имени муниципального образования. Следовательно, субъектом права муниципальной собственности является только муниципальное образование, а не органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, действующие в соответствии с законом, и не юридические лица или граждане, действующие по специальному поручению, которые являются лишь представителями муниципального образования в отношениях по поводу муниципального имущества. Этот вывод подтверждает норма п. 2 ст. 212 ГК, в соответствии с которой имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Что же касается организационно-правовых форм предприятий как форм хозяйствования, где экономически реализуются отношения собственности, то в соответствии с ГК они максимально приближены к структурам, сложившимся в странах с развитой рыночной экономикой.

Формы хозяйствования. В российском законодательстве выделяют следующие типы частных коммерческих организаций (предприятий).

1. Индивидуальные частные предприятия и крестьянские фермерские хозяйства. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ПБОЮЛ) с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание (неограниченная ответственность). Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством.

2. Хозяйственные товарищества и общества. Это коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица. Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Фирменное наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова «полное товарищество», либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и слова «полное товарищество». Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Хозяйственные общества могут создаваться в следующих формах.

1. Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Число участников ООО не должно превышать предела, установленного Федеральным законом от 8 декабря 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». В противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное общество в течение года, а по истечении итого срока — ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до установленного законом предела.

2. Общество с дополнительной ответственностью (ОДО). Обществом с дополнительной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров.

Участники ОДО солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества. Фирменное наименование ОДО должно содержать наименование общества и слова «с дополнительной ответственностью».

3. Акционерное общество (АО). Акционерным признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам АО в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций. Фирменное наименование АО должно содержать его наименование и указание на то, что общество является акционерным.

Акционерные общество может быть создано в виде открытого акционерного общества (ОАО) или закрытого акционерного общества (ЗАО). Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами. Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Акционеры ЗАО имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества. Количество участников ЗАО не должно превышать числа, установленного Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», в противном случае оно подлежит преобразованию в открытое акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока — ликвидации в судебном порядке, если их число не уменьшится до установленного законом предела.

Вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества и в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке. Хозяйственные товарищества, а также общества с ограниченной и дополнительной ответственностью не вправе выпускать акции. Хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы по решению общего собрания участников в порядке, установленном ГК.

3. Производственный кооператив (артель). Это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Производственный кооператив является коммерческой организацией. Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных Федеральным законом от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» и уставом кооператива.

4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия. В современной отечественной экономике государственные и муниципальные коммерческие организации создаются в форме унитарного предприятия. В соответствии с п. 1 ст. 113 ГК унитарным предприятием признается коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Оно не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной Федеральным законом от 14 ноября 1992 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда.

Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

В случаях и в порядке, предусмотренных законом, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное предприятие на праве оперативного управления (казенное предприятие).

Фирменное наименование унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано в соответствии с Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Таким образом, гражданское законодательство Российской Федерации придало разным видам отечественной предпринимательской деятельности правовую форму. Это означает, что государство защищает равенство участников предпринимательской деятельности, неприкосновенность собственности, свободу договора, гражданские права. Вместе с тем отечественное гражданское законодательство построено в соответствии с нормами международного права. Все это способствует развитию цивилизованных форм предпринимательства в России.

www.konspekt.biz