Формирование права муниципальной собственности

Раздел 9. Экономическая основа местного самоуправления

Лекции 13. Понятие и структура муниципальной собственности

2. Источники формирования муниципальной собственности

Муниципальная собственность – это имущество, принадлежащее на праве собственности населению муниципального образования (статья 215 Гражданского кодекса Российской Федерации). Она составляет экономическую основу местного самоуправления. Данное положение означает, что без наличия муниципальной собственности, возможности самостоятельно ею управлять и распоряжаться, местное самоуправление невозможно. Согласно ч. 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации муниципальная собственность признается и защищается наравне с частной, государственной и иными формами собственности. В советский период вся собственность, которой управляли исполнительные комитеты местных Советов, считалась государственной и в разделении собственности на собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную не было необходимости. Процесс разграничения государственной собственности на Федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность стал однозначно необходим после разграничения полномочий между органами власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Одним из основных гарантов исполнения полномочий указанных органов власти является наделение их собственностью. Первоначально разграничение государственной собственности проводилось в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г.,
№ 3020-1 «О разграничении государственной собственности на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». В приложении № 3 к указанному постановлению указывались объекты, которые подлежали безусловной, безвозмездной передаче в муниципальную собственность независимо от того, на чьем балансе они находятся.

Позднее Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. № 235, «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» было отмечено, что передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий. При этом в плане приватизации предприятия, включающем в себя перечень передаваемых объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, в обязательном порядке делается указание о том, что включенные в перечень объекты не входят в состав приватизируемого имущества данного предприятия и передаются в государственную собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность города (района) соответствующего субъекта Российской Федерации.

Однако указанная передача объектов в муниципальную собственность органов местного самоуправления содержит свои сложности. Передаваемые объекты находились, как правило, в ветхом состоянии, требующем значительных затрат как на их восстановление, текущее содержание, так и на оформление прав собственности; часто отсутствовала передающая сторона, а также техническая и правоустанавливающая документация. Требования законодательства о том, что приватизированные предприятия независимо от своего финансового положения обязаны привести ранее принадлежавшую им социальную инфраструктуру в порядок, а также, что ни одно предприятие не вправе отдать местным властям без капитального ремонта жилые дома, теплосети и прочие объекты и не может быть приватизировано (акционировано) без выполнения этого условия – во многих случаях не исполнялись и не исполняются. Сформулированное правило о том, что местные власти имеют полное право не принимать в собственность «развалюхи», да еще и в условиях отсутствия гарантированных средств на содержание таких несостоятельных объектов, породило судебные тяжбы, несвоевременность передачи и разграбление «бывшего государственного» имущества. Процесс разграничения затянулся на десятилетие и порой остается незавершенным до настоящего времени.

К указанному выше механизму формирования муниципальной собственности органов местного самоуправления следует добавить имущество, переданное в муниципальную собственность от обанкротившихся предприятий и организаций, при этом, проблемы передачи остались теми же.

В дополнение к вышеуказанным способам формирования муниципальной собственности источниками формирования муниципальной собственности являются:

— дополнительно безвозмездно переданное имущество Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, для исполнения органами местного самоуправления своих функций, а также в целях развития муниципального образования;

— обмен имуществом с Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, другими муниципальными образованиями, а также прочими физическими и юридическими лицами;

— приобретенное или созданное за счет собственных средств;

— зачисление в муниципальный бюджет соответствующих налогов, сборов и иных поступлений, получения прибыли и других доходов от деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, находящихся в муниципальной собственности, либо в общей собственности, получения дотаций, субвенций и субсидий в муниципальный бюджет, банковских кредитов, выпуска муниципальных займов, использования иных не запрещенных федеральным законодательством, законами субъекта Российской Федерации способов формирования муниципальной собственности.

netprava.ru

Основные способы формирования муниципального имущества 1509

ЕЩЁ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Процесс формирования муниципальной собственности неоднократно оказывался в центре внимания при обсуждении проблем местного самоуправления. Большинство муниципальных образований пошло по пути принятия решений о передаче в муниципальную собственность объектов, соответствующих предметам ведения местного самоуправления. Однако процесс передачи носил спонтанный и затяжной характер, а решение принималось по каждому конкретному объекту. Очевидно, что подобные вопросы должны стать объектом регулирования законодательства субъектов Федерации.

Например, по объектный состав собственности муниципальных образований Санкт-Петербурга предлагается закрепить соответствующими законами. Причем объекты, являющиеся структурными подразделениями предприятий (учреждений), передаваемых в муниципальную собственность, подлежат реорганизации в самостоятельные предприятия (учреждения) – юридические лица. Право собственности муниципальных образований на предприятия и находящиеся в оперативном управлении учреждений объекты недвижимости возникает с момента его государственной регистрации.

Можно выделить следующие основания возникновения права муниципальной собственности:

1) Разграничение государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность , государственную собственность субъектов Федерации и муниципальную собственность

2) Передача объектов государственной собственности – федеральной и собственности субъектов Федерации – в муниципальную собственность

3) Взимание налогов и сборов, иных обязательных платежей, подлежащих зачислению в местный бюджет

4) Приобретение имущества путем совершения гражданско-правовых сделок (договора купли-продажи, дарения, мены и д.р.)

5) Объединение, преобразование или упразднение муниципальных образований

6) Разграничение муниципальной собственности

7) Получение доходов, продукции в результате использования муниципальной собственности

8) Иные основания, предусмотренные законодательством

Понятие «муниципальная собственность» было закреплено в 1991г. в Законе РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР». Одновременно был расширен ее состав. Органы местного самоуправления получили право на преимущественные приобретения находящихся на их территории зданий, сооружений и иных объектов, которые могли использоваться для местных нужд. Однако законом не был предусмотрен конкретный механизм преобразования объектов государственной собственности в муниципальную, в нем не содержались критерии необходимости и целесообразности передачи объектов местным Советам.

Порядок составления и утверждения перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность городов и районов, был разработан только в 1992г.

С 1995г. состав муниципальной собственности в целом регулируется Федеральном законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В законодательстве ряда субъектов Федерации структура муниципальной собственности раскрывается более подробно.

Очевидно, что в муниципальную собственность будут передаваться лишь объекты, имеющие местное значение, в соответствии с предметами ведения местного самоуправления:

1) Жилищный фонд и нежилые помещения, в том числе здания, строения и их комплексы, находящиеся в управлении органов местного самоуправления

2) Объекты инженерной инфраструктуры муниципальных образований, благоустройства, местного пассажирского транспорта

3) Производственные объекты, необходимые для обеспечения производства товаров народного потребления, обслуживания жилищно-коммунального хозяйства

4) Объекты оптово-розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения

5) Объекты здравоохранения, культуры и спорта, образовательные учреждения

6) Природные объекты, охраняемые или особым образом используемые, имеющие местное значение

7) Объекты культурного наследия местного значения

8) Водные объекты местного значения

9) Другие объекты, необходимые для решения муниципальными образованиями вопросов местного значения, предусмотренных местным законодательством

10) Объекты, необходимые для обеспечения эксплуатации, обслуживания, содержания, ремонта и строительства объектов, передаваемых в муниципальную собственность

11) Объекты, используемые органами местного самоуправления для исполнения ими отдельных государственных полномочий

Ряд проблем возникает при обосновании необходимости передачи в муниципальную собственность объектов здравоохранения и образования. В этой сфере уже сложилась своеобразная иерархия: существуют федеральная, региональная и муниципальная системы с соответствующими каналами финансирования. Субъектам Федерации было бы целесообразно законодательно закрепить распределение таких объектов по уровням управления (что уже сделано во многих западных странах, а в России – в Астраханской и Воронежской областях).

Перечень передаваемых объектов может быть расширен за счет объектов федеральной собственности, находящихся на территории соответствующего муниципального образования и необходимых для обеспечения комплексного социально-экономического развития территории. Если объекты федеральной собственности содержались и финансировались за счет средств местного бюджета или если федеральные органы приняли решение о передаче в связи с освобождением федеральных государственных органов от не свойственных им функций в хозяйственно-экономической сфере, то одновременно с передачей собственности должны передаваться финансовые средства на их содержание, восстановление, реконструкцию.

Важнейший вопрос, возникающий при передаче собственности, — это вопрос о финансировании передаваемых объектов. Представляется целесообразным передавать безвозмездно государственные объекты, имеющие местное значение либо предназначенные для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Инициаторами передачи могут быть как государственные органы власти, так и население муниципального образования или органы местного самоуправления. В передаче объектов собственности может быть отказано, если это может ущемить интересы Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований или привести к разрушению единых технологических циклов и комплексов, если имеется ограничение на отчуждение объекта (имущества) государственной собственности. Вместе с тем органы местного самоуправления в праве отказаться от принятия объектов в следующих случаях: если функциональное значение передаваемых объектов в собственности не соответствует предметам ведения местного самоуправления; если содержание, восстановление объектов требует финансовых средств или может являться экономически убыточным, а передача финансовых средств на эти цели не предусматривается. Отказ можно считать обоснованным, если передаваемые финансовые средства не соответствуют затратам на содержание или восстановление передаваемых объектов а также если объект является экологически опасным, а его дальнейшее перепрофилирование не возможно.

Процедура передачи зависит от того, кто выступает с инициативой, какая цель при этом преследуется. Поэтому возможны четыре схемы передачи государственной собственности в муниципальную:

1) Если передача осуществляется по инициативе федеральных или региональных органов исполнительной власти, соответствующие министерства, комитеты и департаменты, в ведении или оперативном управлении которых находится имущество, вносят предложения в Минимущество РФ или в региональный комитет по управлению имуществом о необходимости передачи объектов в собственность муниципального образования, на территории которого они расположены.

2) Если инициатором передачи муниципальной собственности в муниципальную выступает муниципальное образование, то предусматривается несколько иной порядок.

3) Если объекты государственной собственности передаются в целях комплексного социально-экономического развития муниципального образования, то передача осуществляется Правительством РФ или Правительством субъекта Федерации.

4) Передача федеральных объектов при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями предусматривает особую процедуру.

studepedia.org

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

В настоящее время существует несколько порядков передачи объектов в муниципальную собственность в зависимости от норма­тивных правовых актов, регулирующих соответствующие отношения.

1. Порядок приобретения имущества в муниципальную собствен­ность в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ. Каж­дое муниципальное образование вправе участвовать в гражданском обороте и приобретать имущество по различным сделкам (купли- продажи, мены, дарения и т.п.). Кроме того, в соответствии со ст. 225, 228, 231 Гражданского кодекса РФ муниципальные образования при­обретают право муниципальной собственности на бесхозяйные ве­щи, безнадзорных животных и находку.

2. Порядок формирования муниципальной собственности при раз­граничении государственной (или иначе так называемой «неразграни­ченной») собственности. Он регулируется прежде всего постановлени­ем Верховного Совета РСФСР «О разграничении государственной собственности РФ на федеральную собственность, собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, авто­номных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муници­пальную собственность» от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 .

В соответствии с приложением № 3 к данному постановлению в муниципальную собственность передаются: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации; жилищ­но-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия, об­служивающие указанные объекты; объекты инженерной инфра­структуры городов, городского пассажирского транспорта, другие объекты, находящиеся в оперативном управлении местной админи­страции; предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; учреждения и объекты здра­воохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хронически­ми заболеваниями), культуры и спорта и т.д.

Передача указанных объектов в муниципальную собственность осуществляется в следующем порядке. Представительными органа­

Кроме того, существует ряд федеральных законов, регулирую­щих порядок возникновения муниципальной собственности на от­дельные виды объектов в результате разграничения государственной собственности. Например, особенности возникновения права му­ниципальной собственности в результате разграничения государст­венной собственности на землю регулируется Федеральным зако­ном «О разграничении государственной собственности на землю» от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ. В ближайшее время в развитие ст. 63 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятни­ках истории и культуры) народов РФ» от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ планируется принять федеральный закон о разграничении объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственно­сти, на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность.

3. Порядок передачи имущества в муниципальную собственность, связанный с перераспределением полномочий между органами государ­ственной власти РФ, субъектов РФ и органами местного самоуправ­ления. Он регулируется ст. 85 Федерального закона 2003 г. и ч. 11 ст. 154 Федерального закона 2004 г. № 122-ФЗ.

Так, перераспределение имущества между РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями производится в соответствии с разграничением полномочий между федеральными органами госу­дарственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, установленным с 1 января

Правительство РФ до 1 января 2005 г. должно было утвердить порядок перераспределения имущества между РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями. До настоящего времени указан­ные полномочия Правительством РФ не реализованы.

Кроме того, Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ до 1 января 2008 г. обеспечивают безвозмездную пе­редачу в муниципальную собственность находящегося на день офи­циального опубликования Федерального закона 2003 г. соответст­венно в федеральной собственности или собственности субъектов РФ имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения в соответствии с требованиями указанного Закона.

В переходный период до регистрации права собственности на имущество, передаваемое из федеральной собственности и собст­венности субъектов РФ, органы местного самоуправления вправе безвозмездно использовать указанное имущество для исполнения полномочий по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления, в свою очередь, до 1 января 2008 г. обеспечивают безвозмездную передачу в федеральную собст­венность, собственность субъектов РФ находящегося на день офи­циального опубликования Федерального закона 2003 г. в муници­пальной собственности имущества, предназначенного для осущест­вления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в соответствии с раз­граничением полномочий, установленным с 1 января 2008 г. ука­занным Законом, другими федеральными законами.

Так для реализации полномочий Омской области из муници­пальной собственности в собственность Омской области должно быть передано имущество, необходимое для социального и меди­цинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей; имущество, необходимое для материально-технического обеспечения деятельности мировых судей и т.п.

В соответствии с ч. 11 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ вместо постановления Правительства РФ, которым должен быть утвержден порядок перераспределения имущества между РФ, субъ­ектами РФ, муниципальными образованиями, установлены сле­дующие правила.

Находящееся в федеральной собственности или собственности субъектов РФ имущество, которое может находиться в муници­пальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муни­ципальную собственность в случае:

■ если указанное имущество используется органами местного самоуправления, муниципальными унитарными предпри­ятиями, муниципальными учреждениями для целей, установ­ленных в соответствии со ст. 50 Федерального закона 2003 г.

Находящееся в муниципальной собственности имущество, ко­торое может находиться в федеральной собственности или собст­венности субъектов РФ, подлежит безвозмездной передаче в феде­ральную собственность или собственность субъектов РФ в случае:

■ если нахождение указанного имущества в муниципальной соб­ственности не допускается, в том числе в результате разграни­чения полномочий между федеральными органами государст­венной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

■ если указанное имущество используется федеральными орга­нами государственной власти, органами государственной вла­сти субъектов РФ, государственными унитарными предпри­ятиями и государственными учреждениями, созданными РФ или субъектами РФ, для целей, установленных в соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ и со ст. 26.11 Федерально­го закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государствен­ной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ.

Предложения о передаче имущества направляются органами ме­стного самоуправления:

1) федеральному органу исполнительной власти, осуществляю­щему полномочия собственника имущества (в настоящий момент — Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом), в случае передачи имущества из федеральной собственности в му­ниципальную собственность и наоборот;

2) уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъектов РФ, осуществляющим полномочия собственника имущества (в Омской области — Министерству имущественных от­ношений Омской области), в случае передачи имущества из собст­венности субъектов РФ в муниципальную собственность и наоборот.

Передача в федеральную собственность из муниципальной соб­ственности и в собственность субъекта РФ из муниципальной соб­

Решения о передаче имущества принимаются:

1) из федеральной собственности в муниципальную собствен­ность и наоборот — федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством РФ;

2) при передаче его из собственности субъектов РФ в муници­пальную собственность и наоборот — уполномоченными исполни­тельными органами государственной власти субъектов РФ, осуще­ствляющими полномочия собственника имущества (в Омской об­ласти — Правительством Омской области).

Указанными решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, го­сударственных или муниципальных учреждений, право собственно­сти на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со ст. 300 Граждан­ского кодекса РФ, а также иного имущества. Указанные решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.

Ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений как юридических лиц, а также регистрация права государственной или муниципальной собственности на их имущественные комплексы как объекты недвижимости при передаче имущества не требуется. Несмотря на это, органами государственной власти субъектов РФ могут организовываться мероприятия по технической инвентариза­ции и государственной регистрации права собственности на объек­ты недвижимости, которые предполагается передать из собственно­сти субъекта РФ в муниципальную собственность и наоборот

Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества, должен устанавливаться Правительством РФ, однако на сегодняшний день такое постановление не принято.

Органы государственной власти и органы местного самоуправ­ления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять переда­ваемое имущество на основании указанных решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наимено­вания и места нахождения передаваемых государственных и муни­ципальных унитарных предприятий и государственных и муници­пальных учреждений. Он подписывается уполномоченным лицом органа государственной власти или уполномоченным лицом органа

Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты по­ступления органу государственной власти или органу местного са­моуправления, осуществляющим передачу имущества, представля­ется им уполномоченным органам государственной власти и орга­нам местного самоуправления для утверждения и внесения измене­ний в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества.

Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образо­вание, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности.

Права на находящиеся в федеральной собственности, собствен­ности субъектов РФ или муниципальной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земель­ные участки, на которых расположены данные объекты недвижимо­сти, на основании указанных решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством РФ.

Передача имущества, закрепленного за государственными или муниципальными учреждениями или предприятиями, может быть осуществлена исключительно с согласия указанных учреждений или предприятий. В этом случае от передающей стороны передаточный акт подписывается уполномоченным лицом предприятия или визи­руется уполномоченным лицом учреждения.

Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном Федеральным законом № 122-ФЗ, возникает с даты, устанавливаемой указанными выше решениями. Положения Феде­рального закона № 122-ФЗ не распространяются на отношения, возникающие при разграничении государственной собственности на землю в соответствии с Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю» от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ.

К правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ, нормы Граждан­ского кодекса РФ и Федерального закона «О государственной реги­страции прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ, в том числе определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не проти­воречащей положениям ч. 11 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ.

Порядок безвозмездного отчуждения объектов собственности Омской области в муниципальную собственность никак не связан с перераспределением полномочий между органами государственной власти Омской области и органами местного самоуправления. Ука­занный порядок регулируется главой 9 Закона Омской области «Об управлении собственностью Омской области» от 6 июля 2005 г. № 652-ОЗ.

С предложением о безвозмездном отчуждении имущества, нахо­дящегося в собственности Омской области, в муниципальную соб­ственность в Министерство имущественных отношений Омской области обращаются органы государственной власти Омской облас­ти или уполномоченные органы местного самоуправления Омской области. В предложении должно содержаться обоснование необхо­димости безвозмездного отчуждения имущества, находящегося в соб­ственности Омской области, в муниципальную собственность.

К предложению прилагаются решение органа государственной власти Омской области или уполномоченного органа местного са­моуправления Омской области об утверждении перечня имущества, находящегося в собственности области, предлагаемого к безвоз­мездному отчуждению в муниципальную собственность, а также заключения Министерства экономики и отраслевого органа испол­нительной власти Омской области о целесообразности безвозмезд­ного отчуждения имущества, находящегося в собственности облас­ти, в муниципальную собственность.

Министерство имущественных отношений Омской области ре­гистрирует предложение о безвозмездном отчуждении имущества, находящегося в собственности Омской области, в муниципальную собственность в день его поступления и в течение месяца осущест­вляет следующие мероприятия:

1) готовит заключение о возможности безвозмездного отчужде­ния имущества, находящегося в собственности Омской области, в муниципальную собственность;

2) обеспечивает проведение оценки рыночной стоимости имуще­ства, находящегося в собственности Омской области, предлагаемого к безвозмездному отчуждению в муниципальную собственность;

3) готовит проект правового акта уполномоченного органа госу­дарственной власти Омской области о безвозмездном отчуждении

Решение о безвозмездном отчуждении имущества, находящегося в собственности Омской области, в муниципальную собственность принимается:

1) постановлением Законодательного собрания Омской области, если рыночная стоимость объекта недвижимого имущества, подле­жащего отчуждению, в 100 000 раз и более превышает минималь­ный размер оплаты труда на дату принятия решения;

2) распоряжением Правительства Омской области, если рыноч­ная стоимость объекта недвижимого имущества, подлежащего отчуж­дению, составляет менее 100 000 минимальных размеров оплаты тру­да на дату принятия решения, а также, если рыночная стоимость объекта движимого имущества, подлежащего отчуждению, в 10 000 раз превышает минимальный размер оплаты труда на дату принятия решения;

3) распоряжением Министерства имущественных отношений Омской области при отчуждении объектов движимого имущества, если рыночная стоимость объекта движимого имущества, подлежа­щего отчуждению, составляет менее 10 000 минимальных размеров оплаты труда на дату принятия решения.

Передача имущества, находящегося в собственности Омской области, в муниципальную собственность оформляется договором и актом приема-передачи соответствующего имущества между Мини­стерством имущественных отношений Омской области и уполномо­ченным органом местного самоуправления Омской области.

5. Порядок разграничения имущества, находящегося в муниципаль­ной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами. В соответствии со ст. 85 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ Правительство РФ до 1 января 2005 г. должно было утвердить порядок разграничения имущества, находя­щегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с ус­тановленным указанным Законом разграничением вопросов местно­го значения и положениями ст. 50. До настоящего времени указан­ный порядок Правительством РФ так и не принят. В связи с этим порядок разграничения имущества до 1 января 2006 г. реализовывал­ся субъектами РФ и муниципальными образованиями исходя из общих положений гражданского законодательства относительно совершения сделок с имуществом и государственной регистрации права собственности на него по аналогии с порядком, изложенным в ч. 11 ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ.

Основаниями передачи муниципального имущества в собствен­ность муниципального района, поселения в порядке разграничения муниципального имущества являлись:

■ соответствие целевого назначения объекта перечню вопросов местного значения соответствующего муниципального обра­зования;

■ соответствие целевого назначения объекта установленным пе­речням видов имущества, которое может находиться соответст­венно в собственности муниципального района, поселения;

■ территориальная принадлежность объекта муниципального имущества к муниципальному образованию, которая может служить основанием передачи в случае, если целевое назна­чение объекта соответствует перечням вопросов местного зна­чения нескольких муниципальных образованиях;

■ принадлежность объекта к перечню имущества, необходимого для реализации отдельных государственных полномочий, пе­реданных органам местного самоуправления муниципальных районов.

Для передачи имущества от муниципального района поселению было необходимо:

1) проведение технической инвентаризации недвижимого иму­щества и государственной регистрации права собственности муни­ципального района на него;

2) принятие решения представительного либо иного уполномо­ченного органа местного самоуправления муниципального района о передаче имущества в собственность поселения по каждому объекту либо юридическому лицу;

3) заключение договора между уполномоченными органами ме­стного самоуправления муниципального района и поселения о без­возмездной передаче имущества и подписание соответствующего передаточного акта;

4) государственная регистрация права собственности поселения на принимаемое недвижимое имущество.

31 декабря 2005 г. ст. 154 Федерального закона № 122-ФЗ была дополнена ч. 11.1, которая вместо постановления Правительства РФ, предусмотренного ст. 85 Федерального закона 2003 г., устанав­ливает порядок безвозмездной передачи имущества в процессе раз­граничения муниципальной собственности между муниципальными районами, поселениями, городскими округами.

1) вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным районом, в границах которого они образованы;

2) вновь образованным муниципальным районом и расположен­ными в его границах городскими, сельскими поселениями;

3) вновь образованными муниципальными образованиями в слу­чае разделения муниципального образования;

4) муниципальным районом и городским округом в случае наде­ления городского поселения, входящего в границы муниципального района, статусом городского округа;

5) муниципальными образованиями в случае изменения их гра­ниц, влекущего за собой отнесение территорий отдельных населен­ных пунктов одного муниципального образования к территории другого муниципального образования.

До 1 января 2009 г. разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными посе­лениями и муниципальными районами, в состав которых они вхо­дят, осуществляется законом субъекта РФ, определяющим порядок решения вопросов местного значения в указанных муниципальных образованиях в соответствии с Федеральным законом 2003 г.

Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, под­лежащим передаче, обязан передать его, а орган местного само­управления, в собственность которого указанное имущество переда­ется, обязан его принять на основании закона субъекта РФ в трех­недельный срок после вступления данного закона в силу. Если ус­тав хотя бы одного из указанных выше муниципального образова­ния не утвержден в течение указанного срока, этот срок отсчитыва­ется со дня его утверждения.

Указанными решениями утверждаются перечни передаваемого имущества, включающие в себя муниципальные унитарные пред­приятия, муниципальные учреждения, которые подлежат передаче, а также иного имущества.

Законы субъектов РФ о разграничении имущества, находящего­ся в муниципальной собственности, между муниципальными рай­онами, поселениями, городскими округами принимаются по согла­сованным предложениям соответствующих органов местного само­управления. Не разрешенные в процессе согласования разногласия регулируются законом субъекта РФ о разграничении указанного имущества.

Органы местного самоуправления, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями по передаче (принятию) имущества, в установленный срок после вступления в силу закона субъекта РФ передают (принимают) имущество в муниципальную

Изменения в учредительные документы соответствующих муни­ципальных предприятий и учреждений вносятся в двухмесячный срок. Основанием возникновения права собственности муници­пального образования, принявшего имущество, является закон субъекта РФ. Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном Федеральным законом № 122-ФЗ, возни­кает с момента, определяемого законом субъекта РФ.

Муниципальное образование, имущество которого передано в соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ, несет субсидиар­ную ответственность по обязательствам переданных им учреждений и казенных предприятий, возникшим до перехода права собствен­ности.

К правоотношениям, возникающим при разграничении муни­ципального имущества в соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ, нормы Гражданского кодекса РФ и Федерального зако­на «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ, определяющие мо­мент возникновения права собственности на имущество, применя­ются в части, не противоречащей положениям ч. 11.1 ст. 154 Феде­рального закона № 122-ФЗ.

knigi.news