Части трудовой пенсии составляет

Части трудовой пенсии составляет

3.4.2. Размер страховой части трудовой пенсии (СЧ)

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле, приведенной в п. 5 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях». В соответствии с этой формулой страховая часть трудовой пенсии по старости определяется как соотношение расчетного пенсионного капитала к ожидаемому периоду выплаты трудовой пенсии в месяцах.

Страховая часть = Пенсионный капитал / ожидаемый период выплаты трудовой пенсии.

Для того чтобы произвести расчет размера страховой части, необходимо определить размер расчетного пенсионного капитала и период выплаты трудовой пенсии.

Статья 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях» устанавливает, что базой для определения размера страховой части трудовой пенсии является общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо. Поступающие в Пенсионный фонд РФ страховые взносы застрахованного лица учитываются на его индивидуальном лицевом счете. Эти суммы, учтенные на индивидуальном лицевом счете, представляют собой расчетный пенсионный капитал. Кроме сумм страховых взносов и иных поступлений, поступающих на индивидуальный лицевой счет за застрахованное лицо, в расчетный капитал включаются пенсионные права лица, приобретенные им до 1 января 2002 г., в денежном выражении. Надо сказать, что индивидуальный лицевой счет лица делится на две части: общая часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица и специальная часть этого страхового счета. В специальной части страхового счета учитываются суммы, за счет которых обеспечивается накопительная часть трудовой пенсии.

Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии в соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях» составляет 19 лет, а поскольку он исчисляется в месяцах, то он определяется в количестве 228 месяцев. Но законодательство предусматривает установление ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости 19 лет (228 месяцев) не с момента введения в действие Федерального закона «О трудовых пенсиях», а поэтапно. Количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты, поэтапно увеличивается с 1 января 2001 по 1 января 2013 г. Таким образом, количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты в 2001 г., составляло 138 месяцев, в 2002 г. – 144 месяца, в 2003 г. – 150 месяцев, в 2004 г. – 156 месяцев, в 2005 г. – 162 месяца, в 2006 г. – 168 месяцев, в 2007 г. – 174 месяца, в 2008 г. – 180 месяцев, в 2009 г. – 186 месяцев, в 2010 г. – 192 месяца, в 2011 г. – 204 месяца, в 2012 г. – 216 месяцев, в 2013 г. и далее – 228 месяцев.

Пример исчисления страховой части трудовой пенсии по старости: расчетный пенсионный капитал составил 120 000 руб., а пенсия назначается с 1 января 2009 г. Для того чтобы определить страховую часть трудовой пенсии по старости, необходимо разделить сумму расчетного капитала на количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты на 2009 г. Таким образом, мы делим 120 000 руб. на 186 – количество месяцев ожидаемого периода в 2009 г. Мы получаем, что страховая часть трудовой пенсии в этом случае будет составлять 645 руб. 16 коп. Если та же пенсия будет назначена в 2010 г., то размер ее страховой части будет составлять 120 000 / 192 = 625 руб.

Так рассчитывается страховая часть пенсии.

Если трудовая пенсия по старости назначается мужчинам после 60 лет, а женщинам после 55 лет, то ожидаемый период выплаты сокращается на один год за каждый год, истекший со дня достижения указанного возраста. Например, если мужчина получил право на назначение трудовой пенсии по старости в 2009 г. и его возраст в момент назначения пенсии составлял 61 год, то количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты, будет составлять не 186 месяцев, как предусмотрено установленным законом правилом, а 174 месяца.

Законодательство устанавливает правило, согласно которому ожидаемый период выплаты не может составлять менее 14 лет (168 месяцев). Данное правило установлено в связи с тем, что не всегда момент наступления пенсионного возраста и момент обращения за пенсией совпадают. Чем позже гражданин обратится за назначением ему трудовой пенсии по старости, тем меньше будет ожидаемый период выплаты. Отметим, что данное правило не действует в отношении граждан, которые в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях» имеют право на назначение пенсии по старости до наступления установленного законом возраста. Точно так же правило о сокращении ожидаемого периода выплаты не действует в отношении тех лиц, которые отказываются от страховой части пенсии после ее назначения.

Граждане имеют право отказаться от страховой части трудовой пенсии путем подачи заявления в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ. Если гражданин отказывается от назначения страховой части пенсии в момент обращения за трудовой пенсией, то в отношении него сохраняется правило о сокращении ожидаемого периода выплаты.

10 февраля 2007 г. мужчине исполнилось 60 лет, и в тот же день он подал письменное заявление в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ о назначении ему трудовой пенсии по старости. Вместе с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости мужчина подал второе заявление об отказе от назначения страховой части трудовой пенсии. 10 февраля 2009 г. этот мужчина обратился в органы Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении ему страховой части трудовой пенсии. С 1 января по 31 декабря 2009 г. ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости составляет 186 месяцев. Поскольку гражданин обратился за назначением страховой части пенсии спустя два года после того, как ему была назначена трудовая пенсия по старости, он имеет право на сокращение ожидаемого периода выплаты, то его ожидаемый период выплаты сокращается на два года и составляет 164 месяца.

В тех случаях, когда пенсионер после назначения ему страховой части трудовой пенсии вновь начинает заниматься трудовой деятельностью или отказывается от страховой части трудовой пенсии, страховая часть пенсии подлежит перерасчету после прекращения трудовой деятельности или после повторного обращения за назначением страховой части трудовой пенсии соответственно. В этих случаях ожидаемый период выплаты подлежит сокращению на один год за каждый полный год трудовой деятельности, осуществляемой после назначения трудовой пенсии по старости или на один год за каждый полный год, истекший с момента отказа от страховой части пенсии. При этом пенсионеры имеют право на отказ от страховой части пенсии неоднократно; каждый раз после того, как страховая часть пенсии вновь назначается, осуществляется перерасчет этой части пенсии.

15 июня 2004 г. мужчине исполнилось 60 лет, и в тот же день он обратился за назначением ему трудовой пенсии по старости, но при этом отказался от назначения ему страховой части трудовой пенсии по старости. В 2006 г. мужчина обратился за назначением ему страховой части трудовой пенсии. В соответствии с законодательством в этом случае производится перерасчет страховой части пенсии. В данном случае страховая часть пенсии была назначена в 2006 г. Ожидаемый период выплаты пенсии в 2006 г. составлял 168 месяцев. Учитывая, что пенсионер в течение двух лет отказывался от получения страховой части пенсии, срок его ожидаемого периода выплаты пенсии сокращается на два года и составляет 144 месяца. После назначения ему страховой части трудовой пенсии пенсионер вновь начал заниматься трудовой деятельностью и продолжал ее с сентября 2006 г. до декабря 2008 г. В связи с этим пенсионер приобрел право на новый перерасчет страховой части трудовой пенсии. Предусмотренный законодательством ожидаемый период выплаты пенсии на 2008 г. составляет 180 месяцев. Этот период подлежит сокращению на 24 месяца, в течение которых пенсионер отказывался от назначения ему страховой части трудовой пенсии, и еще на два года, истекших с момента назначения страховой части пенсии до момента ее перерасчета, в течение которых пенсионер осуществлял трудовую деятельность. Таким образом, в данном случае ожидаемый период выплаты пенсии будет составлять 132 месяца.

www.e-reading.mobi

ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

17 ноября 2008

В соответствии с Федеральным законом № 244-ФЗ, который был принят 01.11.2007 с 1 августа текущего года базовая часть трудовой пенсии по старости вырастет на 15 процентов и составит по России – 1794 руб., в автономном округе с учетом районного коэффициента 1,5 базовая часть трудовой пенсии по старости составит 2691 руб. Таким образом, на Ямале увеличение составит 351 руб., по России — 234 руб.

Увеличение коснется всех видов пенсий.

Лицам, достигшим 80-летнего возраста или являющимся инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III степени, базовая часть с учетом районного коэффициента будет установлена в размере 5382 руб., увеличение составит 702 руб.

Для лиц, имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи, размер базовой части трудовой пенсии составит при наличии одного иждивенца – 3588 руб., при наличии двух иждивенцев – 4485 руб., при наличии трех и более – 5382 руб. То есть доплата к базовой части на одного иждивенца с 01.08.2008 составит 897 руб.

Базовая часть трудовых пенсий по случаю потери кормильца у детей, потерявших одного родителя, увеличится на 175,50 руб. и составит 1345,50 руб. Для круглых сирот увеличение составит 351 руб., размер базовой части составит 2691 руб.

Одновременно увеличатся на 15 процентов пенсии по государственному обеспечению.

Наиболее высокую прибавку получат получатели двух пенсий – это инвалиды ВОВ, участники ВОВ, вдовы и родители погибших военнослужащих. Для них увеличение в среднем составит более 1500 руб., а средний размер двух пенсий составит от 12000 руб. до 16000 руб.

Пенсии детей-инвалидов увеличатся на 702 руб.

Очередное увеличение базовой части с 01.08.2008 – это не индексация, а реализация правовых норм о повышении базовой части трудовой пенсии в целях поэтапного приближения к величине прожиточного минимума пенсионера.

Кроме увеличения базовых частей трудовых пенсий с 01.08.2008 произойдет очередное повышение страховой части трудовых пенсий. Так 21.07.2008 Правительством Российской Федерации принято постановление № 548, согласно которому с 1 августа текущего года размеры страховой части трудовых пенсий повышаются на 8 %.

В настоящее время средний размер пенсии на Ямале составляет 6283,64 руб. Средний размер трудовой пенсии по старости (93 % получателей) в автономном округе равен 6858,12 руб.

По предварительным данным, за счет повышения с 01.08.2008 средний размер трудовой пенсии по старости вырастет на 724,13 руб. и составит 7582,25 руб., что составляет 133,6 % от прожиточного минимума, установленного в автономном округе для пенсионеров на 2 квартал 2008 года (прожиточный минимум – 5674 руб.). Средний размер пенсии в целом по округу увеличится на 677,90 руб. и достигнет 6961,54 руб. (122,7% от прожиточного минимума пенсионера).

Ежемесячные расходы на выплату пенсий на Ямале возрастут более чем на 67 миллионов руб. в месяц. Средства на эти цели в бюджете Пенсионного фонда предусмотрены.

Пресс-релиз

22 июля 2008 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 146-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления трудовых пенсий», который предусматривает зачет в страховой стаж с 1 января 2009 года, требуемый для назначения трудовой пенсии, следующих периодов:

— проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудоустроиться в связи с отсутствием возможности для трудоустройства;

— проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также ряд других организаций (представительств) Российской Федерации за границей.

— Указанные периоды полежат зачету в страховой стаж продолжительностью не более 5 лет.

Этим же Федеральным законом, по аналогии с периодами ухода за детьми и службы в армии, предусматривается возмещение Пенсионному фонду средств на выплату страховой части трудовых пенсий, рассчитанных с учетом указанных выше периодов, а также периодов ухода за детьми-инвалидами, инвалидами 1 группы и престарелыми, достигшими возраста 80 лет.

Перерасчет страховой части ранее установленных трудовых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж периодов ухода и проживания будет осуществляться с 1 января 2009 года, если обращение пенсионера последует в течение всего следующего года, то есть до 31 декабря 2009 года.

В случае если обращение за таким перерасчетом последует после 31 декабря 2009 года, то такой перерасчет будет произведен со сроков, определенных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а именно – с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором поступит соответствующее заявление пенсионера.

www.pfrf.ru

«Структура» трудовой пенсии по старости в РФ. Справка

Совет Федерации одобрил в среду законопроект, предусматривающий увеличение базовой части трудовой пенсии с 1 декабря 2009 года на 31,4%, до 2 тысяч 562 рублей.

В соответствии с Федеральным Законом от 17 декабря 2002 года (с последними изменениями) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют: мужчины в возрасте 60 лет при страховом стаже (суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж) не менее 5 лет; женщины в возрасте 55 лет при страховом стаже не менее 5 лет. Отдельные категории граждан имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии при условиях, предусмотренных законодательством.

В соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды трудовых пенсий: трудовая пенсия по старости; трудовая пенсия по инвалидности; трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости может состоять из следующих частей: базовой части; страховой части; накопительной части.

Порядок финансирования частей трудовых пенсий определяется Федеральным законом от 15 декабря 2001 года (с последними изменениями) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Согласно ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» работодатель обязан перечислять в пенсионный фонд страховые взносы, на финансирование которых уплачивается до 20% от фонда заработной платы предприятия.

Эти взносы для граждан 1967 года рождения и моложе распределяются между тремя составляющими трудовой пенсии – базовой, страховой и накопительной:

Базовая часть (6% от размера зарплаты) – идет в федеральный бюджет и далее на выплату нынешних пенсий. Она не отражается и не сохраняется на лицевом (личном) счете будущего пенсионера.

Базовая часть пенсии предназначена для выплаты пенсий нынешним пенсионерам. Базовая часть имеет фиксированный законодательно определяемый размер, одинаковый для всех пенсионеров и не зависит от заработка, который получал пенсионер в прошлом. Эта часть трудовой пенсии подлежит индексации в зависимости от инфляции в стране.

Страховая часть (8% от размера зарплаты) – отражается на лицевом счете застрахованного лица как долг государства перед ним, но не сохраняется, а идет на выплату нынешних пенсий.

Страховая часть пенсии непосредственно зависит от размера заработной платы застрахованного лица, т.е. чем выше заработная плата, тем выше страховые платежи, следовательно, выше размер будущей пенсии. Взносы на ее финансирование поступают и суммируются на индивидуальных лицевых счетах застрахованных граждан и представляют собой пенсионные обязательства государства перед застрахованными лицами, при этом поступившие средства идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Таким образом, на личных страховых счетах происходит накопление не самих средств, а обязательств государства перед гражданином. Накопленный объем полученных прав регулярно индексируется в том же темпе и в те же периоды, что и базовая часть трудовой пенсии. Информация о размере страховой части индивидуального лицевого счета доводится до сведения застрахованных граждан ежегодно.

Накопительная часть (6% от размера зарплаты) – отражается на лицевом счете застрахованного лица и сохраняется (инвестируется) в пользу застрахованного лица. В результате эта часть пополняется также за счет дохода от инвестирования накопленных средств.

Накопительная часть предназначены для инвестирования и получения дополнительного дохода в пользу будущего пенсионера. Средства, поступающие от работодателя, и доход, полученный от их инвестирования, учитываются Пенсионным фондом в специальной части индивидуального лицевого счета отдельно от пенсионных взносов, перечисленных на страховую часть трудовой пенсии. Владелец пенсионного счета вправе выбирать организацию, которая будет профессионально управлять этим капиталом.

В составе трудовой пенсии граждан 1966 года рождения и старше нет накопительной части. Эта доля их пенсии включена в страховую часть, которая в результате составляет 14%. Как-либо управлять своей государственной пенсией люди этого возраста не могут. Но они могут создать себе дополнительную пенсию через те же механизмы, через которые осуществляется управление накопительной частью государственной пенсии.

Дополнительные пенсионные отчисления

В соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 года «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», гражданину предоставляется право уплачивать дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии самостоятельно (через кредитные учреждения) или через своего работодателя (удержания из заработной платы указанной работником суммы). На каждый перечисленный рубль дополнительных страховых взносов (при условии уплаты не менее 2 тысяч рублей в год) государство прибавит столько же, но не более 12 тысяч рублей в год. Право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений имеют застрахованные лица, обратившиеся с заявлением о перечислении дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в период с 1 октября 2008 года до 1 октября 2013 года.

Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений осуществляется в течение 10 лет, начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованными лицами дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

Возрастные ограничения по перечислению дополнительных страховых взносов отсутствуют – лица старше 1967 года, в том числе и граждане, уже получающие трудовую пенсию, также могут участвовать в данной программе.

С 1 марта 2009 года базовая часть трудовой пенсии была проиндексирована на 8,7%, а с 1 декабря 2009 года произойдет увеличение еще на 31,4%. В результате, средний размер базовой части трудовой пенсии составит 2 562 рубля. Кроме того, с 1 апреля 2009 года страховая часть трудовой пенсии была проиндексирована на 17,5%. Кроме того, 1 августа 2009 года будет проведена еще одна индексация страховой части трудовой пенсии на 7,5%.

Таким образом, в 2009 году среднегодовой размер трудовой пенсии по старости превысит прожиточный минимум пенсионера в 1,33 раза и будет составлять 5641 рубль.

ria.ru

Трудовая пенсия: фиксированный базовый размер

Полное разъяснение касательно фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (в дальнейшем ФБР) содержится в ст. 14 Закона о пенсиях. Согласно его положениям, для инвалидов первой группы и людей старше 80 лет предусмотрена двукратная сумма ФБР. Таким образом, с 2010 года для обычных получателей пенсии по старости ежемесячная сумма равна 2562 руб., а для выше указанных категорий пенсионеров- 5124 руб.

Помимо этого, когда на иждивении пенсионера есть нетрудоспособные члены семьи, начисляется повышенная сумма ФБР, будь то трудовая пенсия по старости либо по инвалидности. Вне зависимости от вида пенсионного обеспечения, установлен одинаковый порядок вычисления данного показателя. То есть, при расчете трудовой пенсии по инвалидности и по старости, учитываются одинаковые категории иждивенцев, на каждого из которых предусматривается увеличение ФБР на 854 руб. Однако, общая сумма не может превышать 2562 руб.

Для жителей Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, фиксированный базовый размер страховой части для 3 категорий пенсий — по старости, по инвалидности, по потере кормильца, возрастает на районный коэффициент. Он устанавливается Правительством в зависимости от места жительства, на весь срок проживания этих лиц в обозначенной местности. Если человек переезжает в иной район Крайнего Севера либо приравненную к нему местность, где приняты другие районные коэффициенты, определение ФБР осуществляется с учетом коэффициента, действующего на новом месте жительства. В случае переезда на новое место проживания за границу Крайнего Севера районный коэффициент в расчет не берется.

Гражданам, получающим пенсию по старости, которые продолжительное время работали на Крайнем Севере либо приравненных к нему районах, а также имеющие страховой стаж не меньше 20 лет (женщины) и 25 лет (мужчины), предусмотрен увеличенный ФБР. Если календарный стаж работы пенсионера на Крайнем Севере (с учетом работы в приравненной к нему местности) составляет 15 лет и больше, обычный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (в частности установленный с учетом возраста 80 лет либо инвалидности I группы и иждивенцев) умножается на коэффициент 1,5, а в случае наличия стажа не меньше 20 лет — на 1,3.

Если гражданин претендует на повышение ФБР на районный коэффициент по причине проживания в районах Крайнего Севера либо приравненных к ним областях, а также на увеличение данного показателя в связи с продолжительной работой в этой же местности, он может выбрать между повышенной суммой ФБР с учетом длительности работы на Крайнем Севере или других, приравненных к нему районах, либо увеличением фиксированного базового размера на соответствующий районный коэффициент.

В 2015 году были внесены изменения в пенсионное законодательство по которым
расчет ФБР будет проводиться с учетом длительности страхового стажа. Также с 2015 года размер ФБР будет увеличиваться на 6% за каждый страховой год если на день назначения пенсии общий стаж превышает 25 лет у женщин и 30 лет у мужчин.

Если страховой стаж меньше требующегося срока, тогда ФБР будет уменьшен на 3% за каждый страховой год, который недостает до необходимых 25 лет для женщин и 30 лет для мужчин. Переход к уменьшению показателя по причине отсутствия достаточного стажа будет происходить постепенно. Стоит отметить, что такой порядок не распространяется на лиц, претендующих на досрочное пенсионное обеспечение, и у которых снижение ФБР вообще не предусмотрено.

Первоначально, с начала 2015 года длительность страхового стажа, при котором снижается величина ФБР, составляет 9 лет и каждый год будет увеличиваться на 1 год до достижения 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин. Таким образом, в 2015 году ФБР будет уменьшен если у человека, выходящего на пенсию, нет 9 лет стажа, в 2016 — нет 10 лет стажа, 2017 году — 10 лет и т.д.

Лицам, начавшим получать пенсию до начала 2015 года, установление ФБР в зависимости от длительности стажа, будет проводиться с 1 января 2015 года. При этом, в учет берется продолжительность страхового стажа, который был приобретен на момент достижения лицами 55-летнего возраста для женщин и 60-летнего возраста для мужчин. Подсчет стажа, срок которого повлияет на уменьшение либо увеличение ФБР, выполняется разными способами.

Страховой стаж, при котором размер ФБР будет уменьшен, включает в себя все, засчитываемые в стаж, периоды деятельности, в соответствии со статьями 10, 11 Закона о пенсиях. В частности это:

  • трудовая деятельность, осуществляемая на территории государства, если за данный период были уплачены взносы в отечественный Пенсионный фонд;
  • трудовая деятельность, осуществляемая на территории иных государств, которая предусмотрена российскими законами либо международными договорами, или при внесении в Пенсионный фонд страховых взносов;
  • прохождение службы в отечественных Вооруженных силах или другой приравненной к ВС службы;
  • получение пособия по временной нетрудоспособности;
  • уход за ребенком до достижения им полуторагодичного возраста. Однако, в общей сложности срок не должен превышать 3 года;
  • получение пособия по безработице;
  • переезд для трудоустройства в другое место по направлению службы занятости;
  • участие в оплачиваемых общественных работах;
  • нахождение под стражей, отбывание наказания в местах лишения свободы, ссылка граждан, которые были незаконно привлечены к уголовной ответственности либо необоснованно репрессированы и в дальнейшем реабилитированы;
  • уход за лицом старше 80 лет, инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом;
  • проживание супруга (и) военнослужащего контрактника в районах где у них не было возможности трудоустроиться. Однако в общей сложности этот период не может превышать 5 лет;
  • проживание за рубежом супруги (а) работника российских дипломатических учреждений и других представительств РФ. Однако, максимальный срок не может превышать 5 лет.
  • В страховой стаж, при котором увеличивается ФБР, входят периоды деятельности, предусмотренные рядом положений Закона о трудовых пенсиях и Федеральным законом No 18-Ф3. К таковым периодам относится:

    • срочная служба в ВС РФ;
    • уход за ребенком до достижения им полуторагодовалого возраста, но не больше 3 лет;
    • уход за лицом старше 80 лет, ребенком-инвалидом, инвалидом 1 группы;
    • проживание супруги (а) военнослужащего контрактника в районах, где отсутствует возможность трудоустроиться, но не больше 5 лет;
    • проживание за рубежом супруги (а) сотрудника дипломатических учреждений и других иностранных представительств РФ, но не больше 5 лет.
    • Краткое обобщение порядка установления ФБР с примерами

      1. Лицу, которое выходит на пенсию по старости, длительность стажа, учитываемого при определении ФБР, будет определяться в день назначения пенсионного обеспечения. В случае перерасчета ФБР, страховой стаж, приобретенный после оформления пенсии (если пенсионер продолжал работать), не учитывается, даже когда первоначально установленная сумма ФБР была сокращена по причине отсутствия достаточного стажа.

      2. Лицу, выходящему на досрочную пенсию, устанавливается обычный размер ФБР. При достижении 60-летнего возраста для мужчин и 55-летнего возраста для женщин, данный показатель будет пересмотрен с учетом длительности стажа, который был приобретен на момент наступления указанного возраста. В том числе учитывается стаж, заработанный после назначения пенсии. Для граждан, вышедших на досрочную пенсию, изменение суммы ФБР за стаж свыше 25 лет у женщин и 30 лет у мужчин может выполняться только в сторону увеличения.

      3. Лицам, оформившим пенсию по старости до 2015 года, ФБР в дифференцированном размере исходя из длительности стажа, будет установлен с начала 2015 года с учетом страхового стажа, который имелся на момент достижению этими лицами возраста 55 (женщинам) и 60 лет (мужчинам) соответственно. Это также относится к гражданам, вышедшим на пенсию позже указанного возраста, и пенсионерам «досрочникам».

      Стоит отметить, что при установлении суммы ФБР в зависимости от длительности страхового стажа нужно обратить внимание на некорректность принятой редакции ст. 14 Закона о пенсиях. При буквальном прочтении создается впечатление о невозможности увеличения либо уменьшения суммы ФБР с учетом размера стажа определенным категориям граждан. Однако это не соответствует действительности. Изменение ФБР производится согласно п. 2 статьи 14 Закона о пенсиях.

      Таким образом, ежемесячная сумма ФБР составляет 4 тыс. руб. В случае наличия иждивенца, сумма возрастает до 5333,33 руб., поскольку на 1 иждивенца дополнительно положено 1333,33 руб. в месяц.

      Допустим, что пенсионеру-мужчине положено увеличение ФБР на 18%, т.к. продолжительность его стажа составляет 33 года, то есть на 3 года больше необходимого минимума. Произведем расчет общей суммы ФБР.

      1. 4000 руб. + 18% = 4720 руб.

      2. 4720 руб. + 1333,33 руб. (сумма на 1 иждивенца) = 6053,33 руб. — общая положенная сумма ФБР.

      У 80-летней женщины страховой стаж составляет 26 лет. Если для обычных лиц ФБР составляет 4 тыс. в месяц, то такой категории пенсионеров (достигших 80 лет) ежемесячно положено 8 тыс. руб. Произведем расчет общей суммы ФБР.

      1. 4000 руб. + 6% (+6% за каждый год свыше 25 лет стажа) = 4240 руб.

      2. 8000 руб. — 4000 руб. = 4000 руб. — это фактическое увеличение обычного ФБР за достижение 80 лет.

      3. 4240 руб. + 4000 руб. = 8240 руб. — общая положенная сумма ФБР.

      Пенсионер-мужчина имеет 15 лет работы на Крайнем Севере и 31 год стажа. В этом случае ФБР равен 6 тыс. руб. Произведем расчет общей суммы ФБР.

      1. 4000 руб. + 6% = 4240 руб.

      2. 6000 руб. — 4000 руб. = 2000 руб. — фактическое увеличение обычного ФБР за северный стаж.

      3. 2000 руб. + 4240 руб. = 6240 руб. — общая положенная сумма ФБР.

      Мужчине, у которого на содержании есть 1 иждивенец, нужно уменьшить общую сумму ФБР на 6%, поскольку его стаж составляет 28 лет, то есть не достает 2 года. Произведем расчет общей суммы ФБР.

      1. 4000 руб. — 6% = 3760 руб.

      2. 3760 руб. + 1333,33 (доплата на 1 иждивенца) = 3893,33 руб. — общая положенная сумма ФБР.

      www.hr-portal.ru

      Страховая часть трудовой пенсии по старости

      Страховая часть формируется за счет двух элементов: поступивших в Пенсионный фонд страховых взносов после 1 января 2002 г. и путем преобразования в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных гражданином до 2002 г. Страховая часть трудовой пенсии включает базовую (солидарную0 и дифференцированную (индивидуальную) части. Базовая часть именуется фиксированным базовым размером (ФБР). Она обеспечивается солидарными взносами всех работодателей в едином размере – 6% фонда оплаты труда застрахованных работников. Эти средства не отражаются на их индивидуальных лицевых счетах. Пенсионный фонд, аккумулируя их, выплачивает гарантированную пенсию (ФБР) нынешним пенсионерам, составляющую на 1 апреля 2013 г. 3610 руб. 31 коп. [1]

      Вторая часть взносов на страховую часть трудовой пенсии отражается на индивидуальном лицевом счете (ИЛС) гражданина в Пенсионном фонде РФ. Она является индивидуальной и дифференцируется в зависимости от заработка конкретного человека, т.е. от суммы страховых взносов и пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 г. (расчетного пенсионного капитала).

      Пример

      Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле: СЧ = ПК / Т + Б,

      где СЧ – страховая часть трудовой пенсии по старости; ПК – сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица по состоянию на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости; Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (228 месяцев); Б – фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (она постоянно индексируется; на 1 апреля 2013 г. составляет 3610 руб. 31 коп.).

      Расчет пенсионного капитала (ПК)

      ПК = ПК1 + СВ + ПК2,

      где ПК1 – расчетный пенсионный капитал, исчисленный при оценке пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 1 января 2002 г. [2] ; СВ – сумма валоризации (дооценки пенсионных прав); ПК2 – сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо, начиная с 1 января 2002 г.

      Некоторую специфику имеет исчисление страховой части трудовой пенсии по старости военнослужащим в силу распространенности их активной трудовой деятельности после выхода на пенсию в 40–50 лет. Новый работодатель производит за него отчисления на страховую и накопительную части трудовой пенсии по старости. Накопленный пенсионный капитал выплачивается ему в качестве страховой части трудовой пенсии по старости, за исключением ее фиксированного базового размера. Условия выплаты страховой части пенсии – наличие военной пенсии, достижение стандартного пенсионного возраста, наличие страхового стажа (минимум 5 лет), не учтенного при назначении военной пенсии.

      Накопительная часть трудовой пенсии по старости

      Вторая часть трудовой пенсии по старости – накопительная. Она образуется в обязательном порядке только у граждан 1967 г. рождения и моложе. Накопительная часть зависит от суммы страховых взносов, поступивших на финансирование данной части пенсии, в размере 6% фонда оплаты труда, но не более 568 тыс. руб. в год.

      Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле НЧ = ПН/Т,

      где НЧ – размер накопительной части трудовой пенсии; ПН – сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости; Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии.

      Пенсионные накопления ежегодно индексируются и капитализируются, т.е. прирастают на величину инвестиционного дохода от управления накопительной частью пенсии управляющими компаниями.

      Помимо образования накопительной части по линии обязательного пенсионного страхования возможен и добровольный выбор, сделанный участниками Программы государственного софинансирования пенсии. Эта программа действует с 2009 г.

      Сейчас в ней участвуют 15,8 млн чел., или 21% экономически активного населения России. В Программу, если она будет продлена, могут вступить все граждане, даже те, у кого нет накопительной части пенсии по обязательному пенсионному страхованию (мужчины старше 1953 г.р. и женщины старше 1957 г.р.).

      Ресурсами Программы являются поступления по трем каналам:

      1) добровольные страховые взносы граждан – не менее 2000 руб. в течение года в течение 10 лет. Все взносы включаются в состав средств пенсионных накоплений гражданина и зачисляются на персональный счет гражданина;

      2) средства государственного софинансирования, удваивающие взнос гражданина, но в пределах 12 тыс. руб. в год;

      3) взносы работодателей, если они являются третьей стороной Программы. Сумма взносов работодателя не ограничена и не зависит от суммы уплаченных дополнительных взносов работниками.

      Таким образом, при условии взносов гражданина в сумме 12 тыс. руб. в год общая сумма накоплений гражданина составит 24 тыс. руб., не считая дохода от инвестирования.

      Выгоды от участия в этой программе таковы. Программа софинансирования увеличивает будущие выплаты за счет уменьшения расчетного срока до 10 лет. Обычная пожизненная накопительная пенсия рассчитывается путем деления обязательных страховых накоплений на 228 месяцев (19 лет). А для участников программы софинансирования [3] срок получения накопительной пенсии будет не 19, а 10 лет, следовательно, размер пенсии будет относительно выше.

      Мотивом вступления в Программу софинансирования является и то, что по ней можно получить и социальный налоговый вычет до 120 тыс. руб.

      Обобщим сведения о механизме формирования трудовой пенсии по старости. Страховая и накопительная части трудовой пенсии формируются за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателем за каждого работника. По общему правилу, т.е. если не применяются пониженные тарифы, с 2013 г. они уплачиваются в размере 22% фонда оплаты труда каждого застрахованного работника.

      Тарифы страховых взносов для лиц 1967 г.р. и моложе составляют 22%, в том числе 16% – на страховую часть трудовой пенсии (6% – солидарная и 10% – индивидуальная часть) и 6% – на накопительную часть трудовой пенсии. Однако следует учитывать, что с 2014 г. накопительный тариф 6% применяется только для тех, кто распорядился своими пенсионными накоплениями, т.е. до конца 2013 г. подал заявление о переходе в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) и о выборе управляющей компании [4] . Для не определившихся с режимом своих пенсионных накоплений работников тариф на накопительную часть пенсии составляет 2%. За счет этого возрастает страховая часть тарифа [5] .

      Для лиц 1966 г.р. и старше уплаченные работодателями в их пользу страховые взносы по тарифу 22% в полном объеме формируют страховую часть трудовой пенсии и делятся в пропорции: 6% – солидарная часть тарифа и 16% – индивидуальная часть.

      Схематично структура страховых тарифов на обязательное пенсионное страхование (если страхователь не имеет право на применение пониженных тарифов) в 2014 и 2015 гг. представлена на рис. 6.4.

      Рис. 6.4. Структура страховых тарифов

      Годовой фонд оплаты труда 43-летнего работника в 2013 г. составил 600 тыс. руб. Его работодатель начислял и уплачивал страховые взносы только с части фонда оплаты труда данного работника – с 568 тыс. руб. в объеме 22%, т.е. в ПФР перечислено 124,96 тыс. руб. Пенсионный фонд отразил на индивидуальном лицевом счете работника 16% страховой базы, т.е. 90,88 тыс. руб., а 6%, т.е. 34,08 тыс. руб. направил на финансирование фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии.

      С заработка свыше 568 тыс. руб., т.е. с 32 тыс. руб., уплачено страховых взносов 10%, т.е. 3,2 тыс. руб. Они также направлены на фиксированные базовые пенсии. Итого на солидарную часть страховой части трудовой пенсии перечислено 37,28 тыс. руб.

      Так как данный работник моложе 1967 г.р., то на его лицевом счете формируются пенсионные накопления в размере 6%, т.е. 34,08 тыс. руб. Таким образом, из 90,88 тыс. руб. пенсионные накопления составили 34,08 тыс. руб., а индивидуальная страховая часть – 56,80 тыс. руб.

      Если бы данный работник был старше 1967 г.р., то все 90,88 тыс. руб. зафиксировались в страховой части его индивидуального лицевого счета.

      Важным вопросом при проведении пенсионной реформы стало сохранение старых пенсионных прав. С этой целью была проведена валоризация пенсионных прав. Это денежная переоценка пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до пенсионной реформы 2002 г. в соответствии со стажем и заработком. Для сохранения старых пенсионных прав граждан их следовало конвертировать, т.е. учесть и соединить с новыми правами страхового характера, дабы они вошли в расчетный пенсионный капитал. В итоге пенсии граждан старшего поколения увеличатся и примут современный вид.

      Валоризация была проведена в 2010 г. в беззаявительном порядке в отношении всех застрахованных лиц, имевших стаж до 1 января 2002 г. При валоризации был учтен весь стаж, в том числе сверх максимальных показателей (40 лет у женщин и 45 лет у мужчин). За каждый год стажа до 1991 г. страховая часть пенсии увеличилась на 1%, за стаж 1991–2001 гг. – на 10%. Например, если трудовой стаж человека до 1991 г. был 25 лет, то в целом расчетный пенсионный капитал по состоянию 1 января 2002 г. увеличится на 35% (10% +25%).

      Помимо трудовых пенсий по старости, в России назначаются также трудовые пенсии по инвалидности и по случаю потерю кормильца. Не следует путать их с одноименными социальными пенсиями.

      Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается инвалидам I, II и III группы (при наличии хотя бы одного дня трудового стажа), в том числе инвалидам с детства, детям-инвалидам. Структура пенсии включает только фиксированный базовый размер и страховую часть. Накопительный элемент отсутствует.

      Размер трудовой пенсии по инвалидности = ПК/(Т × К) + Б, где ПК – сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (инвалида), учтенного по состоянию на день, с которого ему назначается трудовая пенсия по инвалидности; Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Начиная с 2013 г. он составляет 228 месяцев; К – отношение нормативной продолжительности страхового стажа (в месяцах) по состоянию на указанную дату к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста, начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев; Б – фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности. Он зависит от группы инвалидности, места проживания, наличия иждивенцев.

    • [1] При наличии иждивенцев, достижении 80-летнего возраста ФБР устанавливается в повышенных размерах.
    • [2] При расчете пенсионного капитала происходит конвертация пенсионных прав – преобразование пенсионных прав, приобретенных гражданами по состоянию на 1 января 2002 г. (на начало пенсионной реформы), в сумму расчетного пенсионного капитала. Расчетный пенсионный капитал — это эквивалент суммы уплаченных страховых взносов в ПФР до 1 января 2002 г.
    • [3] А также для тех, кто направлял материнский капитал в накопительную часть пенсии.
    • [4] Предусматривается продление срока выбора тарифа до конца 2014 г.
    • [5] Право выбора тарифа регулируется Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. №243-ФЗ3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования».
    • studme.org