Благоприятная среда для проживания

Понятие и особенности правовой охраны окружающей человека среды

В процессе своей жизнедеятельности человек изменяет окружающую его природу, формируя новую среду обитания.

Окружающая человека среда (среда обитания человека) представляет собой часть естественной природной среды, которая в результате взаимодей­ствия общества и природы преобразуется в качест­венно новую структуру, органически соединяю­щую в себе элементы естественной среды (земля, вода, воздух и др.) с искусственно созданными эле­ментами, продуктами хозяйственной деятельности человека (средства производства, предметы быта, культуры и т. д.). Она характеризуется сложным переплетением природных и социальных факто­ров, отражающих особенности взаимоотношений общества, человека и природы под воздействием научно-технической революции.

Понятием окружающей человека среды охва­тываются города и другие населенные пункты, промышленные, аграрные, рекреационные зоны.

Увеличение масштабов хозяйственной дея­тельности отрицательно влияет на состояние природы и условия жизни людей, приводит к то­му, что на данных территориях наблюдается по­вышенная степень загрязнения почвы, воды и воздуха, обеднение или отсутствие дикой флоры и фауны, преобладание искусственных элемен­тов среды, скопление промышленных и бытовых отходов, высокий уровень шума, магнитных по­лей и других вредных физических воздействий.

В связи с этим особенностью окружающей человека среды как объекта правовой охраны является то, что в ней нарушены естественные процессы саморегуляции и самовосстановления, действующие в природе, вследствие чего необходима постоянная и целенаправленная деятельность людей по поддержанию качества среды обитания, гармонизации экологических и эко­номических интересов общества.

Поэтому в отличие от природной среды, охрана которой обеспечивается путем сохранения и воспроизводства природных объектов и комплексов, ох­рана среды обитания человека достигается другими способами — посредст­вом ее оздоровления и улучшения, создания более благоприятных условий для жизни, деятельности и отдыха людей.

Целью охраны окружающей человека среды является формирование та­кого ее качества, которое бы обеспечивало закрепленное Конституцией РФ и российским законодательством право граждан на благоприятную для жиз­ни и здоровья окружающую среду * . Это право обеспечивается проведением комплекса мероприятий по предотвращению влияния на человека неблаго­приятных факторов среды его обитания (ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») ** .

* Ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной сре­ды», ст. 17 Основ законодательства об охране здоровья граждан, ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.

** Об экологических правах граждан РФ см. главу 1 данного учебного пособия

Конкретными критериями для оценки состояния окружающей человека среды и средствами обеспечения ее качества служат требования, правила и нормативы, предусмотренные экологическим законодательством.

Правовая охрана окружающей человека среды — это система установлен­ных законом мер, направленных на предупреждение и устранение отрицатель­ных экологических последствий антропогенной деятельности, оздоровление и улучшение среды обитания человека в целях обеспечения благоприятной ок­ружающей среды для настоящих и будущих поколений людей.

www.bibliotekar.ru

Сайт пожарных | Пожарная безопасность

Главная / Энциклопедия / Термин, определение, понятие: Благоприятные условия жизнедеятельности человека

Благоприятные условия жизнедеятельности человека

Благоприятные условия жизнедеятельности человека – это комплекс природных, природно-антропогенных и социально-экономических факторов, позитивно воздействующих на человека.

Среда жизни человека – совокупность естественных и преобразованных человеком природных ландшафтов, среды населенных мест и социальной среды. Среда, окружающая человека, оказывает влияние на людей и хозяйство, а хозяйственная деятельность – на состояние природных компонентов. В условиях жизнедеятельности человека выделяют: внутреннюю, ближнюю, дальнюю (региональную) и глобальную среды.

Внутренняя , где человек проводит 60-90 % времени жизни, – жилье, семья, соседи, сослуживцы и т.д. Ее благоприятность определяется санитарно-гигиенической обстановкой жилых и производственных помещений и зависит от метеофакторов (температурный режим, влажность, подвижность воздуха), загрязнения воздуха пылью и газами, шумовой нагрузки и т.д. На производстве человек подвержен воздействиям теплового излучения, вредных химических веществ, электромагнитных волн, вибрации, шума, неправильного освещения, микроорганизмов и т.п. Соблюдение требований санитарных норм и правил при проектировании, строительстве и эксплуатации промышленных, жилых и общественных зданий обеспечивает Б.у.ж.ч.

Ближняя среда – это населенный пункт, где проживает человек (от поселка до мегаполиса), с сочетанием искусственно созданных условий жизни (дороги, стены домов, микроклимат и т.п.) и элементов природной среды – зеленые зоны. Благоприятность этой среды – в благоустройстве населенного пункта – обеспечивается реализацией планировочных и санитарно-технических мероприятий. При зонировании городской территории определяются размеры, конфигурация функциональных зон и эколого-градостроительный режим использования территории в каждой из них. Функциональные зоны городов – промышленная, селитебная, коммунально-складская, внешнего транспорта (вокзалы, аэропорты, пристани), зоны отдыха (лесопарки, спортивные базы, пляжи и др.). В пригородной зоне размещаются объекты краткосрочного или длительного отдыха населения. Благоприятность региональной среды – в способности сельского хозяйства обеспечивать город скоропортящейся продукцией, наличии достаточного количества рекреационных площадей и в сохранении и воспроизводстве важнейших природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал территории характеризует качество условий жизнедеятельности и определяется с учетом степени нарушения структуры и свойств геосистем. От адаптационной способности геосистем к антропогенным воздействиям зависит благоприятность условий жизнедеятельности человек, мерой которой служит уровень стабильности вмещающих геосистем.

Источники: Планировка и застройка населенных мест.М., 1985; Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий (СН-245-71).М., 1972.

fireman.club

Экологические новости

Мероприятия

Последние сообщения

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: [email protected]

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (800) 200-111-2
(звонок бесплатный
по всей территории РФ)
E-mail: [email protected]

© 2004-2018 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт
Разработка, поддержка, информационно-технологическое сопровождение — ООО «Отраслевые информационные технологии»

Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: [email protected] с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

www.ecoindustry.ru

Благоприятная среда для проживания

Благоприятная среда обитания человека под угрозой?

В рамках подготовки Российского промышленно-экологического форума «РосПромЭко-2013» президент форума «РосПромЭко», Член Совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования Николай Павлович Чуркин обозначил основные проблемы действующей системы экологического нормирования.

В настоящее время в России действует система нормирования воздействия на окружающую среду, которая не корреспондируется с нормами международного права: нормирование осуществляется только «на конце трубы», то есть при поступлении загрязняющих веществ в экосистемы. При этом оно базируется на соблюдении предельно допустимых концентраций более чем 2000 загрязняющих веществ. По многим из веществ выбросы – мизерные (есть норматив ПДВ — однамиллионная часть грамма в секунду. За год набирается выброс целого грамма вещества!), но хозяйствующий субъект обязан их все включать в статистическую отчетность и расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду. Подобный подход предусматривает заведомо недостижимые цели обеспечения качества окружающей среды и является причиной установления временных нормативов (лимитов) для предприятий, не достигающих установленные нормативы. Поскольку эти лимиты устанавливают специалисты природоохранных органов, легко просматривается коррупционная составляющая при принятии решений об установлении. При этом к экологически опасным объектам и объектам с незначительным воздействием предъявляются одинаковые требования, а низкий уровень административных штрафов (за экологические правонарушения) не сопоставим с уровнем затрат на устранение этих нарушений.

Эти предпосылки создают систему, при которой предприятия десятилетиями превышают установленные нормативы и не модернизируют производство, предпочитая выплачивать незначительные суммы в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду и иногда платить невысокие административные штрафы. Такое положение открывает широкие возможности для постоянного загрязнения окружающей среды в результате хозяйственной деятельности, что в первую очередь относится к предприятиям крупного бизнеса (нефтедобывающим и нефтеперерабатывающим, металлургическим, полигонам для захоронения отходов и др.), общая доля которых в суммарном загрязнении окружающей среды достигает 80 %.

Сегодня уровень загрязнения воздуха, особенно в промышленных городах, уже превышает все мыслимые нормы, а площадь нарушенных земель России составляет более миллиона гектаров.

И сегодня Росприроднадзор проверяет соответствие состояния окружающей среды ПДК, что никак не влияет на реальное состояние окружающей среды, потому что не стимулирует снижение экологического вреда экосистемам.

Косвенным результатом действующей системы нормирования является заведомо ограниченная и зачастую ложная информация о реальном состоянии окружающей среды в стране.

Кроме того, после вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» нормативы, закрепленные в экологическом законодательстве, нуждаются в гармонизации с технологическими нормативами, которые увязаны с конкретными технологическими возможностями и способами производства.

Эти факты говорят только об одном: система экологического нормирования нуждается в изменениях.

При совершенствовании системы экологического нормирования следует учитывать зарубежный опыт (государств – членов ЕС, США, Канады, Японии), где система экологического нормирования формируется с учетом следующих четырех основных принципов:

  1. Уровни негативного воздействия на окружающую среду следует снижать настолько, насколько это технически достижимо и экономически целесообразно, и осуществлять этот процесс непрерывно, не останавливаясь на уровне, который необходим для обеспечения нормативов качества окружающей среды.
  2. Производственный объект рассматривается как единое целое, к которому применяется единый подход, потому что использование различных подходов к нормированию воздействий на отдельные компоненты природной среды (атмосферу, водные объекты, почву), которые не взаимоувязаны между собой, может привести к перемещению загрязнений между природными средами в ущерб окружающей среде в целом.
  3. Учет воздействий на окружающую среду проводится на всех этапах жизненного цикла производственного объекта, начиная с проектирования (когда устанавливаются основные экологические характеристики объекта), во время строительства и эксплуатации (включая штатный и аварийные режимы, пуска и остановов), и закачивая консервацией/ликвидацией объекта.
  4. На всех этапах жизненного цикла продукции предусматривается максимально полное и рациональное потребление сырья и энергии, при этом приоритет отдается ресурсо- и энергосберегающим мероприятиям.

Это позволяет хозяйствующим субъектам перенести основное внимание с традиционных мероприятий «на конце трубы» (оборудование для очистки сточных вод, выбросов в атмосферу и др.), не умаляя при этом их значимости, непосредственно на производственный объект и технологические процессы производства продукции, то есть туда, где образуются различные загрязняющие вещества (включая отходы) и производственные потери, где есть потенциал для изменения технологий и модернизации оборудования в целях снижения ресурсо- и энергопотребления всего технологического цикла с одновременным использованием в производственном процессе образующихся вторичных материальных и энергетических ресурсов, а также побочной продукции.

В настоящее время, говоря о «наилучших доступных технологиях» (НДТ), подразумевают чаще всего опыт их внедрения в Европейском Союзе, хотя в законодательстве почти всех экономически развитых стран существуют родственные понятия (BATNEEC, BEP, BATEA, BACT, BCT и пр.), относящиеся к отбору наиболее экологически привлекательных технологий. Причиной этому стала наиболее глубокая проработка понятия НДТ в европейском законодательстве; при этом практическое применение НДТ оказалось рассчитано на страны ЕС с различными климатическими, экономическими, демографическими и пр. характеристиками. Такая универсальность сформированного научно-практического инструментария создала для России соблазн к непосредственному некритическому применению европейского опыта. Это видно из стенограммы Совещания Правительства РФ «О комплексе мер по улучшению экологической обстановки в России», которое состоялось 30 марта 2011 г.

Сегодня усилия по внедрению НДТ в практику исчерпывается переводами европейских справочников, включающих НДТ различных отраслей и видов деятельности.

Хотя эти справочники ориентированы на использование в странах с различным уровнем экономического развития и другими региональными особенностями, не стоит предполагать, что они могут быть использованы в неизмененном виде в России, в законодательстве которой пока отсутствует система стимулов и запретов, определяющая направления промышленного развития государств – членов ЕС. Более того, стратегические приоритеты развития России, еще не нашедшие своего воплощения в законодательстве, могут не совпадать со стратегическими приоритетами государств – членов ЕС.

Поэтому необходимо последовательное решение следующих задач, которые нужно решить при внедрении технологического нормирования на основе наилучших доступных технологий (НДТ), предусматривающих формирование:

  • единой терминологической базы справочников по НДТ;
  • единого подхода к формированию российских справочников НДТ в части степени детализации описания технологических подходов, минимизации дублирования между справочниками, описывающими различные виды деятельности и отрасли и пр.;
  • типового регламента обновления российского справочника НДТ, позволяющего вносить в справочник инновации различных отраслей и видов деятельности при отсутствии необходимости повторного создания справочника в целом;
  • модели российского справочника НДТ с учетом последних версий справочников BREF и опыта, накопленного при их совершенствовании.

Здесь уместно вспомнить положения Протокол Совета Безопасности Российской Федерации от 30 января 2008 г.:

«…несмотря на наличие специального законодательства, правовая база природоохранной деятельности не стимулирует переход на экологически эффективные технологии и проведение природоохранных мероприятий.

Устарела практика выдачи предприятиям индивидуальных разрешений на временно согласованные сбросы и выбросы загрязняющих веществ. Экологические требования должны основываться на технологических нормативах и обеспечивать безопасность экосистем и среды жизнедеятельности человека.

Необходимо разработать систему экологических платежей за негативное воздействие на окружающую среду, которая стимулировала бы предприятия к модернизации основных фондов и использованию ресурсо- и энергосберегающих технологий, прежде всего в сельском хозяйстве. При этом бизнес должен быть финансово мотивирован на внедрение таких технологий, на производство конкурентной экологически безопасной продукции».

В целях устранения указанных противоречий разработан и в настоящее время подготовлен ко второму чтению в Государственной Думе ФС РФ проект федерального закона № 584587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий». Или другими словами «законопроект о совершенствовании экологического нормирования на основе наилучших доступных технологий». Проект разработан Минприроды и внесен в Государственную Думу Правительством РФ.

С этим законопроектом сложилась, по меньшей мере, странная ситуация. Принятие закона поддерживают общественность, научные круги, предприятия среднего и малого бизнеса, Торгово-промышленная палата РФ и все, кому небезразлично постоянное ухудшение среды обитания. Одновременно уже три года РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей) в лице Комитета по экологии и природопользованию, объединяющий крупнейшие экологически опасные предприятия-загрязнители окружающей среды, использует любые возможности для намеренного затягивания принятия закона: бесконечные консультации и согласования, разработка принципиально новой концепции и т.д. При этом выдвигается один аргумент: «у нас нет денег на модернизацию». Позиция РСПП со всей очевидностью проявилось на встрече Д.А.Медведева с членами Экспертного совета при Правительстве РФ и представителями экспертного сообщества по вопросу повышения эффективности охраны окружающей среды в Российской Федерации, которая состоялась 18 июня 2013 г. в г. Иркутске. С точки зрения получения прибылей позиция понятна: предприятиям, которые десятилетиями (!) превышали установленные нормативы и загрязняли окружающую среду, проще выплачивать незначительные суммы в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду и иногда мизерные штрафы, а не проводить модернизацию производства и не внедрять новые технологии.

Однако следует отметить, что на встрече 18 июня прозвучала фраза: «истинным «толкачом» этой деятельности является не РСПП и не все сообщество, а именно «Базовый элемент». И последнее время многие представители Комитета, который сейчас называется «природопользования и экологии», от этого дела дистанцировались».

Законодательство почти всех экономически развитых стран построено на применении концепции «наилучших технологий», то есть таких, которые наносят минимальный ущерб окружающей среде и одновременно экономически выгодны предприятию, потому что повышают его конкурентоспособность. В России эта модель, по мнению «Базового элемента», работать не будет. И уже три года блокируется принятие такого важного для страны законопроекта.

Сложившаяся ситуация очень напоминает ту, которая сложилась 10 лет назад, когда Совет Федерации внес в Правительство РФ законопроект «Об упаковке и упаковочных отходах», а зарубежные компании-производители упаковки так же лоббировали затягивание принятия этого закона, и, в конце концов, добились его непринятия. Им тоже невыгодно проводить экологическую политику в России, хотя в США, где находятся их штаб-квартиры, такая экологическая политика проводится. В результате за эти 10 лет наша страна медленно, но верно превращается в помойку из использованной упаковки.

Законопроект о совершенствовании экологического нормирования на основе наилучших доступных технологий надо принимать в кратчайшие сроки или же смириться с тем, что крупные предприятия по-прежнему будут загрязнять воздух, почвы, леса и водоемы, наносить ущерб здоровью людей и подрывать основы конституционного права граждан на благоприятную среду обитания.

ЧУРКИН Николай Павлович
Президент Росcийского
промышленно-экологического
форума «РосПромЭко»

www.rospromeco.com

Экология СПРАВОЧНИК

Информация

среда, благоприятная для здоровья человека

Для облегчения понимания отношения типа «человек — окружающая среда» и «человек — природа» можно объяснить, сравнивая окружающую среду с полем в физическом смысле этого слова, в котором осуществляется воздействие человека на природу, и наоборот. В результате активного вмешательства человека в дела природы последняя преображается в определенную окружающую среду, которая под дальнейшим воздействием человека развивается и изменяется. По мере расширения поля деятельности человека влияние природы на него ослабевает. Человек все больше удаляется от природы, и требуется прилагать много сил, чтобы эта связь, так необходимая для его здорового развития, по крайней мере время от времени обновлялась. При этом человек попадает в определенный замкнутый круг, так как уже не умеет и не может жить длительное время в непосредственном контакте с природой и стремится создать вокруг себя посредническое поле — окружающую среду, тем самым вновь удаляясь от природы. Эту проблему можно решить не посредством идеалистического возврата назад к природе, а только путем продвижения вперед, добиваясь качественного изменения окружающей среды, облегчающего длительную и благоприятную связь человека с природой, осуществляемую в рациональной мере и форме.[ . ]

БЛАГОПРИЯТНАЯ ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА — важная цель и задача деятельности человека, общества, гос-ва. Людям необходима именно такая, здоровая, благоприятная для жизни человека, общества среда (ст. 11—14 Закона об охране окружающей природной среды). Речь идет о качестве природной среды. Она может быть некачественной, т. е. неблагоприятной, и задача законодательства экологического заключается в содействии обеспечению повышения ее качества, чтобы она была благоприятной для жизни человека, общества.[ . ]

Человек современного общества нуждается не только в получаемых из леса многочисленных и разнообразных материалах и продуктах, но и в благотворном, в том числе целебном влиянии, которое оказывает лес на самого человека, образуя благоприятную для него среду своим микроклиматом, тем, что очищает воздух и воды от загрязнения, устраняет многие другие неблагоприятные воздействия. Достаточно сказать, что лес площадью в I га способен отфильтровать из воздуха до 50—70 т пыли в год. Лес насыщает воздух отрицательными ионами, полезными для здоровья человека. Многие древесные и кустарниковые породы, выделяя фитонциды, способствуют подавлению микробов, в том числе возбудителей тяжелых болезней — туберкулеза, брюшного тифа, дифтерита и др.[ . ]

Здоровье среды может дать оценку ее благоприятности для живых организмов, включая человека, даже там, ще их сейчас нет. Для того, чтобы не ставить эксперименты на людях.[ . ]

Человек, охрана его жизни и здоровья от неблагоприятного воздействия ОПС, вызванного экономикой, является центральной темой Закона РФ об охране ОПС. В нем человек предстает не только как субъект активной преобразовательной деятельности, но и как объект воздействия отрицательных последствий собственной хозяйственной деятельности. Впервые в экологическом законодательстве и конкретно в данном Законе выделен особый раздел, где характеризуется право граждан на здоровую и благоприятную ОПС. Это право раскрывается как сложный эколого-правовой комплекс, который включает три аспекта экологических прав человека: на здоровую среду, на благоприятную для жизни среду, на активное участие в охране ОПС. Разумеется, эти права останутся просто декларацией, если не будут обеспечены реальными гарантиями их выполнения. Таковыми служат утверждаемые государством нормативы предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду и здоровье человека, а также существующая система экологического контроля за их соблюдением и ответственности за их невыполнение. Право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия ОПС, юридически оформленное в статье 11 упомянутого Закона, относится к числу важнейших субъективных прав граждан. Оно определяет показатель качества жизни человека и степень демократичности современного общества.[ . ]

Новым для российского права окружающей среды элементом экологического вреда является моральный вред. В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, с потерей работы, а также с физической болью, связанной с повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий. Так как природа удовлетворяет эстетические (духовные) потребности Человека, уничтожение, к примеру, зеленых насаждений в городах также может рассматриваться как фактор причинения морального вреда и соответственно должно служить основанием для его возмещения. Соответствующие иски могут предъявляться в контексте нарушения права на благоприятную окружающую среду.[ . ]

Оценка здоровья среды, свидетельствующая об опасности для человека, может быть принята во внимание при разрешении споров, связанных с нарушением конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Такие оценки могут быть испсльзованы в судебной практике при рассмотрении дел, связанных с предупреждением и возмещением экологического вреда. Метод может быть использован в проведении судебно-экологических экспертиз для оценки тяжести причиненного природе вреда в рамках разрешения уголовных дел по обвинению в совершении экологических преступлений. Известно, что главные трудности сосредоточены вокруг доказательства вреда здоровью человека. Образовавшуюся нишу можно заполнить путем проведения оценки здоровья среды.[ . ]

Чтобы оценить благоприятность среды для человека. Здоровье среды дает ответ на вопрос о воздействии среды на здоровье человека точнее, чем прямое обследование людей: нет социально-психологических барьеров, можно провести оценку даже там, где люди сейчас не живут.[ . ]

Основное право человека. Все люди имеют основное право на окружающую среду, благоприятную для их здоровья и благополучия.[ . ]

Сама охрана окружающей среды не является самоцелью — ее главная задача заключается в обеспечении реальных гарантий прав человека и гражданина на здоровую и благоприятную окружающую среду, экологических условий для жизни, труда и отдыха населения.[ . ]

Остро необходимо создание благоприятной природной среды для жизни людей и функционирования хозяйства. Экологическое воспроизводство — одна из насущных целей общества. Без такого воспроизводства немыслимо хозяйственное развитие. Это направление включает экономное и полное использование природных ресурсов и мероприятия по сохранению экологического баланса (см. главу 5). Наконец, необходимо целенаправленное формирование качества ближайшей среды жизни человека — природной и социальной, среды сохранения его здоровья, всего комплекса воспроизводства человека, в том числе и как трудового ресурса, отвечающего требованиям времени. Воспроизводство человека включает значительный комплекс мер — от жилищного строительства до производства продуктов питания.[ . ]

Цели охраны окружающей природной среды законодательством подразделяются на общие и специальные. Общие цели состоят в обеспечении благоприятного качества окружающей среды, экологического равновесия, здоровья людей и благосостояния человека, сохранении красот природы, продуктивной и многообразной окружающей естественной среды для людей.[ . ]

Именно поэтому интегральная оценка здоровья среды выступает на первый план не только для определения благоприятности определенного воздействия для живой проироды, но и для здоровья человека. Подходы такой оценки интенсивно развиваются во всем мире, есть интересные апробированные наработки и в России.[ . ]

Мониторинг обеспечивает базовые данные для верного принятия решений и контроля за их результатами. Именно поэтому самый важный вопрос — это то, какая информадияп по каким показателям ляжет в его основу. Сейчас мониторинг проводится по определенным программам в рамках системы Гидромета и в рамках санитарно-эпидемиологического контроля по линии Минздрава. Важность этих данных не вызывает сомнений и имеет соверменно определенного потребителя. В то же время экологический мониторинг, связанный со слежением за состоянием экосистем и отдельных видов, остается наименее разработанным при неопределенности социальной значимости этой информации. Мониторинг здоровья среды — один из путей решения этой задачи. Получаемые при этом данные могли бы стать основой для проведения любых оценок качества среды, состояния ресурсов, обеспечения сохранения биоразнообразия и благоприятности среды для человека. Оценка здоровья среды могла бы обеспечить и решение задачи по формированию социального запроса на получение такой информации. Работа в этомнаправлени могла бы быть начата в системе особо охраняемых природных территорий.[ . ]

В этом смысле охрана окружающей природной среды представляет собой систему национальных и международных мер, направленных на обеспечение гармоничного взаимодействия между деятельностью человека и благоприятным состоянием окружающей его природной среды, на предотвращение вредных последствий хозяйственного развития для природы и человека, на сохранение, воспроизводство природных богатств, формирование здоровой среды жизни в интересах настоящего и будущего.[ . ]

То, что температура имеет громадное значение для само чувствия, состояния здоровья и работоспособности человека, было довольно легко установить. Общеизвестно, что повышение температуры влияет на многие функции человеческого тела. Даже умеренное повышение температуры (с 19 до 27,5°) уменьшает производительность труда рабочих приблизительно на 40%. По статистическим данным, повышение температуры приблизительно такого же порядка значительно увеличивает количество несчастных случаев. Слишком низкая температура также вредна для здоровья. Она увеличивает уровень опасности на производстве. Важную роль в состоянии здоровья и самочувствия человека играет влажность воздуха. Известно, что как слишком низкая, так и слишком высокая влажность вредна. При недостаточной влажности высыхает слизи-•стая оболочка дыхательных органов, следствием чего является повышенная восприимчивость ко всякого рода инфекциям, в значительной степени увеличивается образование пыли в окружающей среде, что в свою очередь вызывает раздражение дыхательных органов. Сильная влажность затрудняет нормальное испарение кожи. Она благоприятствует развитию бактерий и плесени. Признано, что в помещениях, в которых преследуется цель обеспечить хорошее самочувствие человеку, относительная влажность должна быть от 40 до 60%, причем первая цифра относится к зимнему времени. Эти пределы влажности также благоприятны для сохранения деревянных предметов (например, мебели и пр.), которые портятся как при слишком большой, так и при слишком малой степени влажности. Во многих областях промышленности производственный процесс предъявляет строгие требования к тому, чтобы относительная влажность имела известные, точно определенные значения.[ . ]

Перенос заразного начала от больных животных к здоровым может быть либо механическим, либо биологическим. При механическом переносе микроорганизмы находятся на (в) теле переносчика, не вступая с ним в биологические отношения. Перемещаясь с больного животного на здоровое, переносчик при укусе заражает его. Примером может служить перенос кровососущими насекомыми бациллы сибирской язвы — возбудителя тяжелой болезни животных и людей. Слепни, мухи-жигалки, другие насекомые-кровососы, паразитируя на заболевших сибирской язвой животных, высасывают кровь и находящиеся в ней бациллы. Инфицированные сибиреязвенными бациллами насекомые-кровососы перелетают на других животных, в том числе здоровых, и, паразитируя, заражают их сибирской язвой. При биологической передаче возбудитель болезни, будучи связанным с переносчиком, вступает с ним в сложные биологические взаимоотношения, проходит определенный путь индивидуального развития и становится болезнетворным для сельскохозяйственных животных. В качестве примера можно привести заражение животных плоскими червями — фасциолами — возбудителями заболевания, называемого фасциолезом (рис. 18). Фасциолы поражают животных всех видов и человека. Половозрелые фасциолы, паразитирующие в желчных ходах печени животных, выделяют яйца, которые попадают в кишечник, а оттуда с фекалиями во внешнюю среду. При благоприятных условиях из яйца выходит зародыш (мирацидий). Он плавает в воде, но сохраняется в ней недолго. Дальнейшее его развитие возможно только в теле промежуточного хозяина — биологического переносчика фасциол — моллюска (малого прудовика), обитающего в лужах, заросших травой. Плавая в воде, мирацидий контактирует с моллюском, внедряется в его тело, проходя дальнейшие стадии своего индивидуального развития. Затем зародыш выходит из тела промежуточного хозяина, превращается в адолескария, прикрепляется к листьям и стеблям растений, плавает в воде. Когда животные поедают траву и пьют воду, они заглатывают адолескариев и заражаются фасциолезом. Интенсивность распространения энзоотий фасциолеза на пастбищах определяется ареалом промежуточных хозяев фасциол — малых прудовиков.[ . ]

Поскольку даже в первом случае речь идет о поддержании среды, благоприятной для человека как биологического организма, задачи и критерии оценки здоровья среды оказываются едиными при обоих подходах, а здоровье среды выступает как интегральная характеристика ее благоприятности для живых существ и человека.[ . ]

По существу, объектом охраны и защиты экологических прав человека и гражданина является не только жизнь и здоровье человека, сохранение благоприятной для него окружающей природной среды, но и общественные интересы, т.е. интересы общества в сфере сохранения и создания благоприятных внешних и внутренних условий его (общества) функционирования в окружающей природной среде.[ . ]

В ст. 42 Конституции РФ записано, что «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Право на благоприятную окружающую среду представляет собой: во-первых, нравственный принцип, выраженный в правовой норме Конституции; во-вторых, принцип для построения системы объективного экологического законодательства, а также его важнейшую норму; в-третьих, это субъективное право гражданина, которому корреспондируют обязанности государства по поддержанию окружающей среды в благоприятном состоянии, а также проведению различных мероприятий по устранению отрицательных воздействий неблагоприятной среды на человека.[ . ]

С учетом того, что в законодательстве об охране окружающей среды отсутствует пока толкование понятия экологической безопасности и его требований, принцип обязательности учета требований экологической безопасности при ее проведении выглядит в известной степени абстрактно. Как минимум, он обязывает субъектов эколого-экспертного процесса обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей природной среды, устанавливаемых на уровнях, безопасных для здоровья человека, объектов животного и растительного мира, правовых экологических требований к размещению, проектированию, строительству, эксплуатации объектов, влияющих на состояние природной среды, и в конечном счете права каждого на благоприятную окружающую среду.[ . ]

В целом оценка состояния биоразнообразияявляется узловой для решения задачи сохранения живой природы, но может служить лишь в качестве одного из аспектов для поддержания благополучия экологической ситуации, благоприятной для живых существ и человека. Если при сохранении биоразнообразиярешается задача охраны природы, то при поддержании здоровья среды — обеспечение экологической безопасности. Сохранение биоразнообразия предполагает резервирование максимально возможных территорий с прежним биоразнообразием (незатронутых или в минимально затронутых антропогеннымвоздействием). Обеспечение здоровой среды необходимо как на нетронутых, так и на антропогенных территориях.[ . ]

На рубеже 50-х гг. XX в. возникает еще одна форма охраны — охрана среды обитания человека. Это понятие, близкое по смыслу к охране природы, в центр внимания ставит человека, сохранение и формирование таких природных условий, которые наиболее благоприятны для его жизни, здоровья и благосостояния.[ . ]

Разумеется, решение целого ряда чисто медицинских вопросов оценки здоровья человека, в том числе и связанных с окружающей средой, выходит за рамки экологических представлений о здоровье среды и решается в рамках санитарно-эпидемиологического контроля. Здесь речь идет лишь об общей оценке благоприятности среды для живого организма.[ . ]

Основой природоохранной политики является оценка качества окружающей природной среды, управление этим качеством с целью поддержания его на уровне, обеспечивающем благоприятные условия для здоровья и жизни человека и функционирования экологических систем.[ . ]

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛО-ГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ НАСЕЛЕНИЯ — состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности.[ . ]

Известно, что непредусмотрительная хозяйственная и производственная деятельность человека связана с определенными отрицательными последствиями. Последние обусловлены возможностью поступления в окружающую среду различных загрязнений, способных изменить оптимальные гигиенические характеристики объектов внешней среды. При этом создаются условия для поступления в организм человека загрязнений из окружающей среды различными путями: с атмосферным воздухом, питьевой водой, растительными и животными продуктами и т. д. В результате ухудшения благоприятных характеристик окружающей среды возможно в определенных условиях неблагоприятное влияние этих факторов на состояние здоровья и санитарнобытовые условия жизни населения.[ . ]

Рост масштабов производственной деятельности привел к усилению негативного влияния человека на природу как среду своего обитания, а это в свою очередь поставило под угрозу его жизнь и здоровье, интересы настоящих и будущих поколений людей. При таких условиях стала преобладать осознанная мысль, что существует и действует не только зависимость природы от человека, но и человека от окружающей его среды обитания. В этой связи возникла одна из основных форм охраны — защита окружающей человека среды, в центре внимания которой находится человек, его жизнь, здоровье, его право на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду.[ . ]

Одной из основных задач законодательства в области использования и охраны окружающей среды является охрана здоровья человека, создание и поддержание необходимых условий для обеспечения его жизнедеятельности, работоспособности и полноценного отдыха. Экологические требования в городских и сельских поселениях, обеспечивающие благоприятные услоЬия проживания населения, устанавливаются в соответствии с Законом об ООПС и Градостроительным кодексом Российской Федерации 1998 г.[ . ]

Неверный взгляд изложен авторами Проблемного комментария к Конституции РФ. Они делят права человека и гражданина на действительно таковые и юридически бессмысленные декларации, к которым относят, в частности, предусмотренное ст. 41 право на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также право на благоприятную окружающую среду, на экологическое образование и т. п. Причем последние они приводят как пример неверного подхода, вредного для общества по существу.[ . ]

Увеличение масштабов производственной деятельности обусловило усиление негативного влияния человека на природную среду как среду обитания данного биологического вида и соответственно поставило под угрозу его жизнь и здоровье, а следовательно, благополучие настоящих и будущих поколений людей. Поэтому на рубеже 50-х годов двадцатого века возникает и получает развитие новая форма отношений — защита окружающей природной среды. Для этой формы характерным является центральное положение человека, его жизни, здоровья, прав на здоровую и благоприятную природную среду в разрабатываемой государством природоохранительной политике.[ . ]

Экологическая безопасность — состояние защищенности жизненно важных экологических интересов человека, прежде всего его прав на чистую, здоровую, благоприятную для жизни окружающую природную среду.[ . ]

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМЫ — показатели санитарно-гигиенических условий и качества окружающей человека среды, соблюдение которых обеспечивает ему условия существования, благоприятные для жизни и безопасные для здоровья.[ . ]

Если признать, что главная идея устойчивого развития состоит в том, чтобы вписать все возрастающую активность человека в естественные возможности планеты, то приоритетными становятся индикаторы состояния среды. Сколь бы ни была привлекательна модель устойчивого развития, если она не обеспечивает благоприятной экологической обстановки, экологической безопасности, то не может быть признана устойчивой. При любых экономических или социальных преобразованиях люди должны быть здоровы, что предполагает их проживание в здоровой среде. Главное назначение такой индикации в том, чтобы постоянно держать руку на пульсе — какова экологическая ситуация в данный момент, и как она изменяется при любых преобразованиях при принятии любых мер. Только такая экологическая индикация является конечной инстанцией для окончательного заключения о реальной ситации сейчас или результатах осуществления любой модели устойчивого развития, для получения однозначного ответа — да, это устойчиво, или нет, это не устойчиво, вне зависимости от любой экономической или социальной привлекательности предлагаемых моделей. Причем речь здесь должна идти не столько о прогнозируемых последствиях в проектных моделях, а о практической оценке реальной ситуации.[ . ]

Эта задача лишь отчасти выполняется в рамках программ сохранения биоразнообразия. На самом деле задача обеспечения здоровья среды оказывается много шире. Ее решение необходимо как на фоне прежнего биоразнообразия и естественной структуры сообществ на охраняемых территориях, так и при их неизбежной трансформации при антропогенном воздействии. Среда может быть неблагоприятна для здоровьячеловека и при прежнем биоразнообразии (вследствие радиационного, химического и других видов загрязнения), и напротив, даже при трансформированном биоразнообразии и измененном ландшафте она может быть благоприятна для живых существ и человека. Как свидетельствует опыт развитых стран, поддержание здоровья среды и обеспечение экологической безопасности возможно даже на фоне неизбежно обедненного биоразнообразия в антропогенно измеренных ландшафтах.[ . ]

В настоящее время санитарно-эпидемиологическая обстановка оценивается как неблагополучная, а ее негативное влияние на здоровье населения все более заметно. В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическая обстановка обозначает такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности.[ . ]

Согласно закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», планировка и застройка населенных пунктов должна предусматривать создание наиболее благоприятных условий для жизни и здоровья населения, комплексное благоустройство городов и других населенных пунктов, предупреждение и ликвидацию вредного и опасного влияния окружающей среды и условий жизнедеятельности на здоровье человека.[ . ]

Конституция Республики Казахстан, принятая на референдуме 30 августа 1995 г., содержит лишь публичное заявление о том, что государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека (ст. 31). При этом экологические права граждан не признаются.[ . ]

Согласно федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», при планировке и застройке городских поселений должны предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских поселений и реализация иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.[ . ]

Устойчивое развитие человечества не может происходить вне сохранения биосферы. Экологическая безопасность — состояние защищенности жизненно важных экологических интересов человека, прежде всего его прав на чистую, здоровую, благоприятную для жизни природную среду. Данное понятие характеризует уровень сбалансированного сосуществования биосферы и хозяйственной деятельности человека, когда нагрузка на среду не превышает способности к ее восстановлению.[ . ]

Принцип научной обоснованности означает, что выводы экологической экспертизы должны быть обоснованными и научно аргументированными, базироваться на принципах охраны окружающей природной среды и, прежде всего, на научно обоснованном сочетании экологических и экономических интересов, обеспечивающих приоритет охраны жизни и здоровья человека, реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду.[ . ]

Помимо выполнения основных задач глобального и регионального масштаба ЮНЕП занимается проблемами рационального распределения природных ресурсов; устойчивого производства и потребления; создания благоприятной для здоровья и благосостояния человека окружающей среды. Ее деятельность охватывает широкий спектр экологических проблем, таких как изменение состава атмосферы и климата, истощение озонового слоя, уровень запасов пресной воды, проблемы прибрежных зон, уничтожение лесов и опустынивание, сокращение биоразнообразия, проблемы здравоохранения и химическая безопасность.[ . ]

Традиционно в литературе выделяются общеправовые принципы (законность, гласность и т. п.), общие экологические принципы, которые были на законодательном уровне впервые сформулированы в ст. 3 Закона «Об охране окружающей природной среды». Это приоритеты охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду; рациональность использования природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека; соблюдение требований природоохранительного законодательства, неотвратимость наступления ответственности за их нарушение; гласность в работе и тесная связь с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач; международное сотрудничество в охране окружающей природной среды.[ . ]

В рамках сформировавшейся общественной системы эти генеральные цели действительно определяли характер экономического развития. Вот только характер системы помешал достигнуть и высокой производительности труда, и «полного благосостояния», не говоря уже о создании благоприятных социально-экологических условий для людей и сохранности природных богатств страны. Обсуждавшиеся в последнее время проекты новой Конституции России, кроме провозглашения права человека на здоровую среду обитания, также не содержат конституционных гарантий экологической безопасности и экологической обеспеченности социально-экономического развития.[ . ]

Несмотря на обостряющиеся экологические проблемы и колоссальный урон, который испытывает экономика страны в связи с чрезвычайными ситуациями, до сих пор нет официально утвержденной государственной экологической политики. И хотя в ст. 3 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» провозглашается «приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения», хуже всего обстоит дело как раз с обеспечением права людей на безопасную среду жизни, на гарантированную защиту от техногенного загрязнения и поражения. Правительство не может не знать, что 50% населения страны пьет загрязненную воду и дышит опасным для здоровья воздухом. Между тем промышленность страны, наши самые мощные в мире центры бесхозяйственности, очаги радиации и лесные пожары продолжают оказывать губительное влияние на состояние здоровья значительной части населения, угнетают природные системы и вносят очень ощутимый вклад в глобальное антропогенное загрязнение планеты. Это становится существенным объектом критики со стороны других государств, еще больше роняет наш престиж и мешает благоприятному экономическому обмену.[ . ]

Обострение экологической обстановки, возрастание роли взаимодействия общества и природы привели к необходимости появления в числе внутренних функций государства самостоятельной экологической функции. Главное назначение экологической функции государства выражается в обеспечении научно обоснованного соотношения экологических и экономических интересов общества, в создании необходимых гарантий реализации и защиты прав человека на чистую, здоровую и благоприятную для жизни человека природную среду.[ . ]

Экологическая сторона дела не учитывалась, в частности, при строительстве горнодобывающего и металлургического комплекса в Кузбассе, который ныне по ряду показателей оценивается как зона экологического бедствия. Более того, многим ситуация представлялась даже в радужном свете. Достаточно вспомнить, что будущий Новокузнецк (Сталинск) проектировали в виде прекрасного города-сада, а жилищные массивы вокруг близлежащих крупных предприятий как образцовые, максимально благоприятные для обитания людей «соцгородки» . Нынешний Новокузнецк является одним из бесспорных лидеров среди российских городов по уровню загрязнения и степени опасности городской среды для здорового человека.[ . ]

Так, экономический вред, возникший в результате нарушения правил пожарной безопасности в лесах, включает: стоимость уничтоженной огнем товарной древесины, строений и сооружений, пострадавших при пожаре, затрат на тушение пожара и последующую уборку территории, расходов по возмещению ущерба другим организациям и лицам. Однако есть и другие потери. Перестал существовать лесной массив, атмосфера лишилась одного из естественных своих фильтров, очищающих воздух от пыли и газов, а почвы и реки — от эрозии и обмеления. Отсюда возникает необходимость исчислять не только экономический, но и экологический вред. Экологический вред посягает на право человека на чистую, здоровую и благоприятную для жизни природную среду.[ . ]

ru-ecology.info