Базовая ставка страховка осаго

Тарифы Осаго в 2017-2018 году

Согласно действующему закону Российской Федерации каждый автовладелец обязан оформить полис ОСАГО. Без этого документа управлять транспортным средством нельзя, нарушение закона грозит административным наказанием в виде штрафа. Поэтому к оформлению страховки водитель должен относиться не как к роскоши, а как к обязанности.

Покупая полис, владелец ТС в первую очередь обращает внимание на тарифную ставку, которая различна для тех или иных видов автотранспорта. Также на ее размер влияет региональная принадлежность и категория граждан (юридические или физические лица).

Какой тарифный коридор с минимальной базовой ставкой для физических и юридических лиц?

  • Для владельцев мототехники, к которым относятся мотоциклы, мотороллеры, квадроциклы и прочие (категория А) минимальная ставка составляет 867 р.;
  • Для автомобилистов категории В это значение равно 3 432 р.;
  • Для собственников легковых машин, использующихся в качестве такси – 5 138 р.;
  • Для владельцев грузовой техники (категория С) – 3 509 р. и 4 211 р. с максимально разрешенным весом до 16 и свыше 16 тонн соответственно;
  • Для водителей категории D (автобусы разных модификаций) – 5 138 р.;
  • Для владельцев самоходной техники и тракторов – 1 124 р.
  • Минимальный тарифный коридор страхования транспортных средств для юридических лиц:

  • Категория А (мототехника) – минимальная ставка составляет 867 р.;
  • Для собственников легковых машин — 2 573 рубля;
  • Для владельцев такси минимальная ставка равна 5 138 р.;
  • Для грузовиков, находящихся в собственности предприятия значение составляет 3 509 и 4 211 рублей для машин грузоподъемностью до 16 и свыше 16 тонн соответственно;
  • Для техники категории D (автобусы, на которых перевозят пассажиров) – 5 138 р.;
  • Для трамваев – 1 751 р.;
  • Для троллейбусов это минимальная ставка равна 2 808 р;
  • Для тракторов и прочих самоходных машин – 1 124 рубля.
  • Техника, принадлежащая предприятию, страхуется массово, а потому, тарифное значение на одну единицу может быть ниже.

    Какие коэффициенты используются в формуле расчёта тарифов ОСАГО?

    Цена полиса ОСАГО складывается из нижеуказанных коэффициентов.

    Коэффициент территориальной принадлежности

    Зависит от того, на какой территории была совершена регистрация владельца транспортного средства, на которое оформляется полис. Тут можно сэкономить, оформив машину на стороннее лицо, проживающее в другом регионе. Полис для жителей столицы обходится гораздо дороже, чем для лиц, проживающих в провинции.

    Коэффициент количества водителей

    Автовладелец оформляет ограниченную или неограниченную страховку (мультидрайв). Вторая обойдется ему существенно дешевле, так как у нее коэффициент равен 1, а у первой 1,8.

    Коэффициент стажа и возраста

    В удостоверении водителя указано, когда ему была присвоена та или иная категория. Именно с этой даты начинается отсчет. Наиболее высокий коэффициент (1,8) у водителей, возраст которых варьируется в пределах 18-22 лет при водительском стаже до 3 лет. Если водитель старше 22 лет и имеет опыт вождения более трех лет, то для него коэффициент =1.

    Коэффициент мощности

    Чем меньше мощность двигателя, тем дешевле водителю обойдется полис ОСАГО. Значение варьируется в пределах 0,6 – 1,6 пунктов.

    Коэффициент прицепа

    Если в полисе нет отметки о том, что транспортное средство управляется с прицепом, этот коэффициент учитываться не будет. На величину значения напрямую влияет тип прицепа.

    Коэффициент периода использования

    Высчитывается на основе периода, в течение которого эксплуатируется автомобиль. Для тех водителей, которые пользуются машиной «по сезону», страховка обойдется дешевле.

    Коэффициент срока действия кредитного договора

    Чем дольше срок действия полиса, тем ниже данное значение. Но нужно учесть, что застраховать машину на срок до 20 дней можно только в том случае, если автомобиль направляется на регистрацию или оформление страхового договора у другого страховщика. Полис ОСАГО на срок от 5 дней могут оформить иностранные граждане, которые временно эксплуатируют ТС на территории России.

    Коэффициент нарушений

    Он может составлять 1 или 1,5 пункта. Второй устанавливается в случае, если водитель совершил ДТП умышленно, находился в состоянии алкогольного опьянения, предоставил недостоверные данные, касающиеся срока водительского стажа, скрылся с места происшествия или был лишен прав. На коэффициент для транспортных средств, перевозящих опасные грузы или людей, влияет то, действительна ли диагностическая карта.

    spokoino.ru

    Базовая ставка страхового тарифа ОСАГО

    Все изменения и новшества, касающиеся базовых тарифов по обязательному автострахованию регулируются правительственными органами и государственными учреждениями.

    На сегодня Центральный российский банк ввело ряд новшеств, которые определяют ставки по ОСАГО. Такие новшества производятся ЦБ РФ ежегодно.

    Все нормы и правила страхования, работающие в отношении тарификации полисов, закреплены в Федеральном законодательстве, акте № 40-ФЗ от 25.04.02 г., измененном 28.11.15 г. (ст. 9), а также в последнем Указании ЦБ РФ № 3604-У от 20.03.15 г.

    Как изменилась с 12 апреля 2018 года

    Документальное оформление полисов, с теми или иными базовыми ставками, происходит по нормам, закрепленным в Положении № 431-П, утвержденном российским Банком 19.09.14 г., отредактированном 24.05.15 г. и зарегистрированном в Министерстве юстиции РФ под номером 34204 от 01.10.14 г.

    Следует относиться к обязательному виду автострахования серьезно – не как к роскоши, а как к обязательству перед законом.

    Потому как каждый автовладелец и водитель обязан иметь при себе полис ОСАГО, когда управляют автомобилем. Вот почему важно отслеживать каждый год все изменения в тарифах, которые напрямую влияют на стоимость такого вида полиса.

    Произошедшие последние изменения коснулись практически всех видов и категорий наземного транспорта, предназначенного для перемещения по автодорогам.

    Центральным российским банком устанавливаются тарифы по категориям транспорта не в форме фиксированной ставки, которая заключалась бы в одной цифре, а в виде, так называемого, тарифного коридора.

    Банком России предлагаются каждый год базовые ставки по ОСАГО в определенных пределах, за рамки которых страховщики не должны выходить, но в диапазоне которых они могут устанавливать цену, какую захотят.

    Предельные базовые ставки страховых тарифов (ТБ) ОСАГО с 12 апреля 2018 года:

    Такие тарифы всегда зависят от вида транспортного средства и обязательно должны использоваться во всех регионах страны.

    Чтобы правильно определить категорию достаточно заглянуть в технический паспорт ТС или регистрационное свидетельство, которое выдается при постановке на учет машины в ГИБДД.

    Если в документах на машину обнаруживаются какие-то расхождения между категорией и типом, то тогда предпочтение следует отдавать указанной категории.

    Для физических лиц

    Таким образом, если, к примеру, для физических лиц, имеющих в своем владении легковой автомобиль, установлен предел от 3432 до 4118 рублей, то в прайс-листе страховых компаний могут встречаться цены на полисы ОСАГО с ключевой ставкой, входящей в цену, к примеру – 4000 рублей.

    Меньше или больше тарифного диапазона ставок компании назначать не имеют права.

    Последние изменения таких ставок обозначены для всех категорий автомобильного транспорта в специальной таблице, которая служит приложением в Указании ЦБ РФ № 3604-У от 20.03.15 г. такие нормы пока еще будут действовать до следующих изменений, могущих наступить весной 2018 года.

    Ранее пределы устанавливались иные. Так, до 12.04.15 г. для граждан Российской Федерации, являющихся собственниками автомобилей и обязанных страховать свою ответственность при их эксплуатации, применялись ставки в следующих пределах – от 2440 до 2574 рублей.

    А для мотоциклистов – от 1497 до 1579 рублей. Кстати сказать, мотоциклисты на сегодня получают полисы по следующим базовым тарифам – от 867 до 1579 рублей. Получается, что тариф для двухколесного транспорта на сегодня даже подешевел.

    Однако кроме привычного удорожания базы страховых полисов, 2018 год предвещает и другие перемены для автовладельцев в этом отношении.

    Нужно понимать, что тариф – это еще не окончательная цена полиса и к нему привязываются также и различные коэффициенты, удорожания или скидки. Поэтому ставка воспринимается просто как существенная часть стоимости полиса ОСАГО.

    Что делать, если превышен лимит ОСАГО, объясняется по этой ссылке.

    Все предприятия, организации, учреждения, которые имеют на балансе автопарк или просто одну или несколько машин для нужно компании, обязаны также страховать ответственность водителей, допущенных к управлению машиной.

    Для юридических лиц сегодня применяются одни тарифы, а вот еще года назад – до 12.04.15 г. применялись совсем другие. Здесь также учитывается категория транспорта.

    Изменения с 12 апреля 2018 года по базовым ставкам полисов ОСАГО при покупке их юридическими лицами в России:

    Базовая ставка по ОСАГО

    Тарифный коридор, как уже отмечалось, не является окончательной ценой полиса, за которую гражданам России или предприятиям можно покупать такой страховой продукт.

    Это лишь начальная стоимость, на которую, как правило, начисляются уже другие величины.

    Такими величинам являются суммы, определяемые на основании специальных коэффициентов, когда применяется для расчета та или иная формула при нахождении окончательной стоимости полиса ОСАГО. Все необходимые в этом деле формулы приводятся в специальной таблице.

    Формулы, где применяются коэффициенты и базовая ставка (Тб) для нахождения окончательной стоимости полиса ОСАГО:

    По регионам РФ

    Одним из таких существенных коэффициентов является региональный или, как еще его называют – территориальный коэффициент.

    Таблица, которая применена в законодательном акте – Указе Банка РФ № 3604-У от 20.03.15г. включает в себя все ключевые населенные пункты, области, крупные города, край или Республики, поэтому она достаточно обширна.

    Приведем лишь основные регионы, чтобы понимать, о чем идет речь.

    Перечень коэффициентов региональных, которые применяются для расчетов базовых ставок в обязательном автостраховании на территории РФ:

    Для общего наглядного восприятия, чтобы понять, как эти коэффициенты применяются и каким образом могут изменить стоимость страхового полиса с учетом базового тарифа, приведем несколько примеров продаж полисов ОСАГО по некоторым регионам.

    По страховым компаниям

    С учетом того, что использование тарифного коридора по закону предполагает брать из его диапазона любой показатель, на усмотрение той или иной страховой компании, у разных страховщиков при расчетах будут применяться разные ставки.

    Так, к примеру, если в одной страховой организации базовая тарифная ставка ОСАГО будет принята по максимуму в рамках тарифного коридора, то в другой компании можно обнаружить существенное удешевление – за ставку будет взят показатель минимальный или средний, но тоже в рамках диапазона, указанного Центральным российским Банком.

    Это объясняет существующую разницу между страховщиками при продажах полисов ОСАГО. Для сравнения следует изучить несколько вариантов, где выгоднее всего покупать полис, потому как ставка там ниже.

    Страховые компании, которые предлагают различные тарифные ставки на стоимость полиса ОСАГО в России:

    Как правило, те страховщики, в деятельности (экономике) которых замечена некоторая убыточность, более всего склонны предлагать клиентам более дешевые полисы.

    Ведь им выгоднее поставить средний или наименьший базовый тариф при вычислениях цены полиса, чтобы привлечь как можно больше покупателей.

    Самые высокие ставки используют в основном крупные компании, у которых высокий рейтинг надежности и отличная репутация, которую отмечают не только эксперты, но также и народ.

    Для грузовиков

    Грузовой транспорт относят к специфической категории и классу опасности. Ведь грузовики могут перевозить всевозможные опасные грузы – химикаты, взрывоопасные вещества, тяжелые, габаритные предметы и т.д.

    Этим самым они автоматически повышают класс опасности и без того опасного средства передвижения. Соответственно, и тарифы для их страхования в базовом плане будут применяться отличные от базовых ставок легковых автомобилей.

    Так, новые тарифы на транспорт категории «С» и «СЕ», который имеет допустимую норму для перевозки грузов, не превышающих 16 т., включены в следующий диапазон – от 5284 до 6341 рублей. До 12 апреля 2018 года тарифы составляли следующий коридор – от 2495 до 2632 рублей.

    На мотоцикл

    Для мотоциклов, как уже отмечалось в таблице, размещенной выше, точно также менялись базовые тарифы, как и для легковых автомобилей. Только разница в величинах показателей, присутствующих в тарифном коридоре.

    Так, транспорт обозначенный категорией «А» или «М», равно как их подкатегории, с 12 апреля имеют ставки на покупку полиса ОСАГО – от 867 до 1579 рублей.

    К типам такой категории облегченного транспорта относятся:

  • мотоциклы (тяжелые, стандартные или спортивные);
  • квадроциклы (тяжелые и легкие);
  • скутеры;
  • мопеды (в том числе и самодельные);
  • мотороллеры;
  • другие существующие варианты.
  • До внесенных изменений с 12 апреля 2018 года тарификация по двухколесному транспорту (в том числе и квадроциклам) составляла следующий диапазон – от 1497 до 1579 рублей. Из чего следует, что не все категории ТС при их страховании в России дорожают.

    Из всего следует сделать вывод – пока что на сегодня еще действенны базовые ставки, которые были приняты Банком России в начале апреля 2018 года.

    Однако, следует ли ждать очередного подорожания весной 2018 года или автовладельцам придется подстраиваться под какую-то новую систему обязательного автострахования – еще не известно.

    Ведь в Госдуме на сегодня рассматривается несколько важных проектов, где одни предлагают Центробанку вообще больше не заниматься тарификацией и отпустить в «вольное плавание» страховщиков, чтобы они сами назначали тарифы и регулировали их при помощи РСА (Российского Союза Автостраховщиков).

    Другие же, настаивают на классическом применении механизма тарификации, который действует из года в год, вот уже на протяжении 13 лет (с 2003 года).

    Отзывы о страховой компании Надежда читайте в комментариях.

    Оценка ущерба по ОСАГО в Ингосстрахе есть на странице.

    Видео: Центробанк повысит базовые ставки ОСАГО на 40%

    provodim24.ru

    Какой базовый тариф ОСАГО в регионах страны?

    Согласно правилам, предусмотренным соответствующим законом, базовый тариф ОСАГО устанавливается Центробанком. Он же регулирует изменение коэффициентов, применяемых при расчете страховки, и контролирует деятельность автостраховщиков.

    При этом в законе предусматривается важное условие: Центробанк предоставляет страховым компаниям диапазон тарифов, из которого выбирается базовая ставка ОСАГО.

    Основа для произведения расчета

    В страховые тарифы ОСАГО помимо базовой ставки входит множество различных коэффициентов, изменяющие в большую или меньшую сторону стоимость страховки. Многие автостраховщики предлагают онлайн-калькуляторы, посредством которых можно подсчитать цену автогражданки.

    Страхование по ОСАГО производится с учетом следующего:

  • категории транспортного средства;
  • регион, в котором зарегистрировано ТС, и место его преимущественного использования;
  • мощность мотора, установленного на автомобиле;
  • информация о лицах, допущенных к управлению автотранспортом;
  • возраст этих лиц и водительских стаж;
  • срок действия полиса;
  • происходили ли ранее аварии, виновником которых является клиент страховой компании.
  • Все эти коэффициенты умножаются на начальную ставку. В результате получается общая стоимость страховки автомобиля.

    Влияние регионов

    Влияние базовой ставки ОСАГО с 2018 года по регионам на стоимость страховки достаточно велико. Законодатели, рассчитывая данный показатель, учитывают следующий факт: чем больше автопарк в том или ином районе страны, тем выше аварийность.

    Это означает, что по ОСАГО базовый тариф в крупных городах будет всегда выше, чем в регионах с меньшим количеством жителей.

    Например, в отношении московских автомобилистов при расчете страховки применяется коэффициент, равный двум, когда как в Санкт-Петербурге он составляет 1,8.

    Важно отметить, что водители не смогут сэкономить на стоимости страховки, поехав оформлять ее в область с более низкими ставками.

    Страховые компании, исчисляя цену ОСАГО в 2018 году, обязательно учитывают регион преимущественной эксплуатации транспортного средства и место его регистрации. Снизить стоимость страховки можно, если оформить ее на ограниченный период времени, например, только на лет.

    Базовый тариф

    С 2018 года, согласно постановлению Центробанка, страховые компании при расчетах стоимости автострахования должны руководствоваться следующей «вилкой» базовых тарифов: 3432-4118 рублей.

    Страховщики не могут применять иные ставки, выходящие за указанные пределы. Наличие такой «вилки» позволяет создавать на рынке конкуренцию между компаниями, так как не все они используют максимальный тариф. Кроме того, ряд страховщиков применяют минимальную ставку к своим постоянным клиентам.

    Повышение базового тарифа повлекло за собой увеличение максимальной суммы, на которую автомобилист может рассчитывать в случае возмещения ущерба:

  • 400 тысяч рублей на восстановление поврежденного имущества;
  • 500 тысяч рублей за причиненные вред здоровью и жизни.

Однако следует учитывать тот факт, что указанные суммы являются максимальными. В обычной практике размер страховых премий гораздо меньше.

Другой важный момент заключается в следующем: приведенные выше пределы распространяются на случаи оформления ОСАГО для физических лиц, владеющих легковыми автомобилями.

Иные виды базовых ставок

В отношении юридических лиц при оформлении полисов ОСАГО применяются иные базовые тарифы, которые в свою очередь зависят от типа транспортного средства.

Так, в 2017 году были приняты следующие ставки в рублях:

  • легковые автомобили В и ВЕ – 2573-3087;
  • автомобили-такси В и ВЕ – 5138-6166;
  • машины С и СЕ массой до 16 т и больше – 3509-4211 и 5284-6341 соответственно;
  • транспорт D и DE с количеством посадочных мест меньше и больше 16 – 2808-3370 и 3509-4211 соответственно;
  • машины D и DE, используемые для регулярных перевозок – 5138-6166;
  • троллейбусы – 2808-3370;
  • трамваи – 1751-2101;
  • трактора – 1124-1579.
  • Мотоциклы относятся категории А или М. В их отношении применяется следующая базовая ставка 867-1579 рублей.

    В данной категории также относятся:

    • квадроциклы вне зависимости от типа;
    • скутеры и мотороллеры;
    • мопеды, включая сделанные своими руками;
    • иные виды техники, характеристики которых не отличаются от данного вида транспорта.
    • Коэффициенты по регионам

      Стоимость ОСАГО определяется путем умножения базового тарифа на несколько коэффициентов, размер которых устанавливается регулятором.

      Цена страховки увеличивается, когда эксплуатируется автомобиль с мощным двигателем. Зависимость между этими показателями представлена ниже (мощность л.с.-коэффициент):

    • менее 50 – 0,6;
    • 50-70 – 1;
    • 70-100 – 1,1;
    • 100-120 – 1,2;
    • 120-150 – 1,4;
    • больше 150 – 1,6.
    • Как видно из списка, стоимость страховки может быть уменьшена, если использовать маломощный автомобиль. Цена ОСАГО не меняется, если к управлению транспортным средством допускается ограниченное число лиц. Страховка без ограничений удорожает в 1,8 раза.

      Зависимость стоимости ОСАГО и возраста водителя и его стажа определяется следующими коэффициентами:

    • 1,8, если автовладельцу менее 22 лет, а стаж не превышает трех лет;
    • 1,7, если водитель старше 22 лет, но управляет машиной менее трех лет;
    • 1,6 в случаях, когда он младше 22 лет, но водит более трех лет.
    • В иных случаях цена полиса не меняется.

      Дополнительные коэффициенты

      Также при расчете страховки применяются следующие коэффициенты:

      Для каждого региона страны он устанавливается отдельно. Более того, в некоторых областях и республиках применяются дополнительные коэффициенты в зависимости от города, в котором зарегистрировано транспортное средство. Например, стоимость страховки, оформляемой на легковой автомобиль в Башкортостане, увеличивается в 1,8 раза, если машина эксплуатируется в Уфе, и в 1,1 раза – в Ишимбае.

      Имеются в России территории, где цена ОСАГО не меняется по региональному признаку. К их числу, например, относятся Владикавказ (при этом по республике действует коэффициент 0,8), Абакан, Ноябрьск и другие. Во многих регионах цена страховки будет ниже базового тарифа, если исключить другие коэффициенты. Так, в ряде городов Костромской области начальная ставка умножается на 0,4.

      Самый высокий региональный коэффициент установлен в Мурманске.

      Страховка дешевеет, если автомобилист в течение определенного времени ни разу не попадал в аварии по своей вине, и страховщику не приходилось возмещать ущерб. Если в течение года водитель не становился участником ДТП, то при расчете ОСАГО применяется КМБ, равный 0,5. А если автомобилист на протяжении 10 лет не попадал в аварии, то его страховка дешевеет в 2,45 раза.

      При возникновении первого ДТП по вине водители на восстановление КМБ потребуется два года.

      В зависимости от типа транспортного средства, его владельца (физическое или юридическое лицо) страховка может удорожать в 1,16, 1,4, 1,25 и 1,24 раза.

      При оформлении ОСАГО в 2018 году сроком на 3 месяца (например, на лето) применяется дополнительный коэффициент, равный 0,5.

      Страховка удорожает, если:

    • были предоставлены заведомо ложные сведения о водителе и транспортном средстве;
    • водитель специально действовал так, чтобы возникло ДТП.
    • Узнать точные коэффициенты, принятые в том или ином регионе, можно, если обратиться к соответствующей таблице, которая имеется у любого страховщика.

      pdd-helper.ru

      Новый порядок расчета стоимости полиса ОСАГО в 2018-2017 году

      Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов.

      Основным фактором, влияющим на стоимость полиса является размер базовый ставки.

      Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

      На 2016-2018 год установлены следующие базовые ставки (введены Указанием Банка России от 20.03.2015 № 3604-У, опубликованным в Вестнике Банка России 30.03.2015 № 27):

      N п/п

      Тип (категория) и назначение транспортного средства

      Базовая ставка страхового тарифа (рублей) на 2016-2019

      Минимальное значение ТБ

      Максимальное значение ТБ

      Мотоциклы, мопеды и легкие квадрициклы (транспортные средства категории «A», «M»)

      Транспортные средства категории «B», «BE»

      используемые в качестве такси

      Транспортные средства категорий «C» и «CE»

      с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее

      с разрешенной максимальной массой более 16 тонн

      Транспортные средства категорий «D» и «DE»

      с числом пассажирских мест до 16 включительно

      с числом пассажирских мест более 16

      используемые на регулярных перевозках с посадкой и высадкой пассажиров как в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, так и в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок

      Троллейбусы (транспортные средства категории «Tb»)

      Трамваи (транспортные средства категории «Tm»)

      Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины , за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей

      Коэффициенты — это вторая составляющая страховых тарифов, представляющая собой определенные факторы, увеличивающие или уменьшающие вероятность наступления страховых случаев и потенциальный размер причиненного вреда и влияющие на величину страхового тарифа. Законодательство устанавливает восемь видов коэффициентов в зависимости от территории использования, наличия или отсутствия страховых выплат в предшествующие периоды, ограничениями по количеству водителей и др.

      Коэффициенты по территории использования транспортного средства на 2018-2017 год

      Данный коэффициент определяется исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц, их филиалов или представительств — по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, указанному в учредительном документе юридического лица.

      Наибольший коэффициент установлен для крупных городов России: г. Челябинск – 2,1, г. Мурманск – 2,1, г. Москва – 2; Сургут – 2.

      Наименьший – для небольших городов России, в которых по статистике зарегистрировано незначительное количество ДТП: Назрани (0,6);

      Для Республики Крым – коэффициент составляет 0,6, который распространяется на всего города и поселки республики (Симферополь, Севастополь, Керчь и др.).

      В таблице ниже приведены действующие в 2016-2018 г. территориальные коэффициенты.

      Территория преимущественного использования транспортного средства

      Коэффициент для транспортных средств, за исключением тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин

      Коэффициент для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей

      personright.ru