1861 год правила

Литературно-исторические заметки юного техника

19 февраля 1861 года (157 лет назад) подписан Манифест об отмене крепостного права в России

18 февраля 1855 года на российский престол вступил 37-летний Александр II. 19 февраля 1861 года император подписал Манифест об отмене крепостного права.

Отмена крепостного права сопровождалась реформированием всех сторон жизни российского общества, что вызвало волну исследований событий данного периода отечественной истории.

Вопросы отмены крепостного права и последствий этой реформы, ее отражения в жизни российского общества постоянно являлись (и продолжают являться) предметом изучения ученых.

Предпосылки к отмене крепостного права

В начале XIX века экономика России неуклонно и закономерно развивалась по пути становления капиталистических отношений.

Уже к середине XIX века кризис феодальных отношений стал очевидным. Посессионная промышленность окончательно показала свою экономическую несостоятельность, в силу чего по инициативе самих заводчиков была перестроена на новый лад. Владельцы посессионных предприятий получили право увольнять крепостных, которые затем переводились в разряды государственных крестьян или городских жителей. Их же после увольнения охотно брали на предприятия по вольному найму.

Вотчинная промышленность, основанная на труде крепостных крестьян, также приходила в упадок.

В то же время активно развивалась капиталистическая промышленность – купеческая и крестьянская. Однако феодализм мешал ее свободному росту, затруднял привлечение наемных работников, сужал рынок сбыта.

Рост капиталистической промышленности в стране требовал все больше и больше свободных рабочих рук. Этому существенно мешала барщинная система хозяйства. Представители буржуазии и некоторая часть либеральных помещиков требовали отмены барщинной системы и перехода к вольнонаемному труду.

В 30-50-е годы XIX века в России произошел промышленный переворот. Развитие капиталистической промышленности, тесно связанной с выработкой товаров на рынок, приводило к увеличению городского населения. Однако процесс расширения внутреннего рынка проходил значительно медленнее, чем развитие промышленности. Это объяснялось тем, что подавляющая часть населения страны вела натуральное хозяйство. Крепостные крестьяне не могли быть полноценными потребителями промышленной продукции.

Еще Павел I установил ограничение барщинных дней – не более трех дней в неделю. Однако эта норма помещиками не соблюдалась. В черноземных губерниях барщина была господствующей формой эксплуатации крестьян. Накануне отмены крепостного права, как отмечал П.А.Зайончковский, барщинных крестьян насчитывалось 71,1% .

Все более невыгодным становился труд крепостных и для помещиков. Некоторые из них предпочитали переводить крестьян полностью на оброк, а затем нанимать их для работы на барской земле. Основная масса помещиков все же шла по пути усиления эксплуатации крестьян для повышения доходности своих имений. Стране требовалось все больше товарного хлеба. Помещики спешили использовать это обстоятельство для получения прибылей.

Некоторые помещики, особенно черноземных районов, в погоне за прибылями усиливают эксплуатацию крепостных крестьян путем их перевода полностью на барщину и даже на так называемую месячину. Крестьянин получал от барина скудный месячный продовольственный паек и все время работал на барской земле, отрываясь от своего хозяйства.

Страна переживала кризис крепостнического хозяйства. Многие помещики разорились. Росла нужда и обнищание крестьян.

Положение в еще большей мере обостряется в связи с тяжелой и неудачной для России Крымской войной. В это время усиливаются рекрутские наборы, увеличиваются налоги. Сама же война показала всю гнилость экономики России, наглядно продемонстрировала отсталость страны, что в конечном счете привело к возникновению в 1859-1861 годах революционной ситуации в стране.

Стихийные массовые выступления и восстания крестьян становятся столь мощными и опасными для царизма, что царь и многие его приближенные понимают необходимость принять срочные меры для спасения самодержавия.

Таким образом, причины, толкнувшие самодержавную монархию на отмену крепостного права, в целом являются вопросом, достаточно выясненным. Это кризис феодально-крепостнической системы хозяйствования, военно-техническая отсталость и рост, в связи с этим, крестьянских восстаний.

«Прежняя система отжила свой век», — таков общий приговор одного из недавних апологетов этой системы историка М.П.Погодина , с которым нельзя не согласиться.

Примечательно, что в среде ученых единого мнения об объективных социально-экономических предпосылках отмены крепостного права нет. Советские историки писали о кризисе феодально-крепостнической формации, большинство западных (вслед за П.Струве и А.Гершенкроном) пришли к заключению, что крепостная система хозяйствования накануне реформы 1861 года была вполне жизнеспособна . Проблема эта, видимо, требует дальнейшего исследования с использованием данных о макро- и микроуровнях социально-экономического развития предреформенных десятилетий.

В работах А.Криспа, А.Скерпана, Б.Линкольна достаточно прояснен также вопрос об экономических мотивах проведения реформы, как их понимали сами реформаторы. В основе их взглядов лежал экономический либерализм, признание роли частной инициативы в развитии экономики. При этом весьма спорным выглядит утверждение, что либеральная бюрократия не знала реалий российской действительности и лишь копировала опыт Запада. Скорее можно сказать, что она учитывала опыт Европы, но применительно к особенностям российской действительности, уклада жизни и традиций, которые ей были хорошо знакомы.

Н.А.Милютин в начале 1840-х годов вместе с А.П.Заблоцким-Десятовским специально были командированы для ознакомления с состоянием крепостной деревни. А.В.Головнин летом 1860 года был отправлен великим князем Константином Николаевичем с той же целью в центральные губернии. К.Д.Кавелин до написания своей записки об освобождении крестьян 1855 года сам занимался хозяйством и т.д. Вспоминая о выступлении Н.А.Милютина в Редакционных комиссиях в связи с разногласиями по вопросу об общине, П.П.Семенов-Тян-Шанский писал: «воспитанный на экономической европейской литературе, он, однако же, при своем государственном уме и большой восприимчивости усвоил себе знание условий русской народной жизни, внесенное в законодательную работу удачным подбором членов-экспертов» .

Среди предпосылок отмены крепостного права немаловажное значение имел и накопленный в первой половине XIX века опыт обсуждения и решения крестьянского вопроса. Указы 1803 года о вольных хлебопашцах и 1842 года об обязанных крестьянах, необязательные для помещиков, а потому и малорезультативные, вместе с тем апробировали в законодательстве идеи отмены крепостного права с выкупом земли крестьянами в собственность и неразрывной связи крестьянина с землей. Локальные реформы: отмена крепостного права в прибалтийских губерниях (Лифляндия, Курляндия, Эстляндия) в 1816-1819 годах и введение инвентарей в Юго-Западном крае (Киевская, Подольская, Волынская губернии) в 1847-1848 годах были обязательны для помещиков и представляли две модели решения крестьянского вопроса, которые были учтены при подготовке отмены крепостного права.

Отмена крепостного права произошла не мгновенно. Проведению крестьянской реформы предшествовала длительная работа по выработке проектов законодательных актов об отмене крепостного права. В начале января 1857 года по указанию царя был образован Секретный комитет, которому поручалась разработка основного проекта отмены крепостного права. Однако идея отмены крепостного права встретила сильное сопротивление со стороны крепостников-помещиков. Комитет, выражая интересы последних, не торопился приступать к выработке необходимого документа.

Члены Секретного комитета пытались противодействовать предложениям царя. Им было невыгодно отказываться от своих привилегий и терять такую бесплатную рабочую силу, как крепостные крестьяне. Сам царь вынужден был подходить к этому вопросу иначе. Он и его ближайшие соратники видели, что в стране назревает революционная ситуация, которая может привести к отмене крепостного права снизу на явно не выгодных для помещиков условиях.

Царизм при выработке проекта реформы не мог, разумеется, игнорировать мнение большинства помещиков. Для его выяснения царское правительство образовало из местных помещиков губернские комитеты, которым предлагалось выработать свои предложения к проекту отмены крепостного права.

В январе 1858 года Секретный комитет был переименован в Главный комитет по устройству сельского населения. В его состав вошли 12 высших царских сановников под председательством царя. При комитете возникли две редакционные комиссии, на которые возлагалась обязанность собрать и систематизировать мнения губернских комитетов. В их состав вошли представители министерств внутренних дел, юстиции, государственных имуществ и II отделения Собственной канцелярии царя.

На содержание проекта крестьянской реформы значительное влияние оказало мнение губернских комитетов, которые выражали интересы реакционных крепостников.

Обсуждения в губернских комитетах продолжались долго. Там шли ожесточенные споры между явными крепостниками и более либеральными помещиками. Пока шли эти споры, крестьянское движение росло. Это вынудило самодержавие ускорить разработку и принятие аграрных законов. Началась более активная деятельность редакционных комиссий по изучению проектов губернских комитетов. В результате с учетом мнения губернских комитетов был подготовлен окончательный проект, рассмотренный Государственным советом, большинство членов которого его одобрило. 19 февраля 1861 года царь подписал Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости и комплекс законов об отмене крепостного права.

Реализация Манифеста об отмене крепостного права

С момента обнародования документов реформы крестьяне получили личную свободу. Помещики потеряли право вмешиваться в личную жизнь крестьян, не могли переселять их в иные местности, тем более не могли продавать другим лицам с землей или без земли. За помещиком сохранялись лишь некоторые права по надзору за поведением вышедших из крепостной зависимости крестьян.

Изменились также имущественные права крестьян, прежде всего их право на землю. Однако в течение двух лет сохранялись, по существу, прежние крепостнические порядки. За это время должен был совершиться переход крестьян во временнообязанное состояние.

Наделение землей производилось в соответствии с местными положениями, в которых для различных районов страны (черноземных, степных, нечерноземных) определялись высшие и низшие пределы количества земли, предоставляемой крестьянам. Эти положения конкретизировались в уставных грамотах, в которых указывалось, какую землю получали крестьяне.

Для урегулирования взаимоотношений между помещиками и крестьянами Сенатом по представлению губернаторов назначались мировые посредники из числа дворян-помещиков. Уставные грамоты составлялись помещиками или мировыми посредниками. После этого их содержание обязательно доводилось до сведения соответствующего крестьянского схода или сходов, если грамота касалась нескольких деревень. Затем могли вноситься поправки в соответствии с замечаниями и предложениями крестьян, а мировой посредник решал спорные вопросы. Грамота вступала в силу после того, как крестьяне были ознакомлены с ее текстом и когда мировой посредник признавал ее содержание соответствующим требованиям закона. Согласие крестьян на условия, предусмотренные грамотой, было не обязательно. Правда, помещику было выгоднее добиться такого согласия, ибо в этом случае при последующем выкупе земли крестьянами он получал так называемый дополнительный платеж.

В целом по стране крестьяне получили земли меньше, чем до тех пор имели. Особенно значительными оказались отрезки в черноземных районах. Крестьяне были не только ущемлены в размерах земли; они, как правило, получали неудобные для обработки наделы, поскольку самая лучшая земля оставалась у помещиков.

Временнообязанный крестьянин получал землю не в собственность, а только в пользование. За пользование он должен был расплачиваться повинностями – барщиной или оброком, которые мало отличались от прежних его крепостных повинностей.

Следующим этапом освобождения крестьян был переход их в состояние собственников. Для этого крестьянин должен был выкупить усадебную и полевые земли. Цена выкупа значительно превышала действительную стоимость земли. Следовательно, крестьяне платили не только за землю, но и за свое личное освобождение.

Чтобы обеспечить реальность выкупа земли, правительство организовало так называемую выкупную операцию. Оно заплатило за крестьян выкупную сумму, предоставив им таким образом кредит. Этот кредит должен был погашаться в рассрочку в течение 49 лет с выплатой ежегодно 6% на ссуду.

После заключения выкупной сделки крестьянин именовался собственником. Однако его собственность на землю была обставлена разного рода ограничениями. Полным собственником крестьянин становился лишь после выплаты всех выкупных платежей.

Первоначально срок пребывания во временнообязанном состоянии не был установлен, поэтому многие крестьяне тянули с переходом на выкуп. К 1881 году таких крестьян оставалось примерно 15%. Тогда был принят закон об обязательном переходе на выкуп в течение двух лет. В этот срок следовало заключить выкупные сделки либо терялось право на земельные наделы. В 1883 году категория временнообязанных крестьян исчезла. Часть из них оформила выкупные сделки, часть лишилась земли.

В 1863 и 1866 годах реформа была распространена на удельных и государственных крестьян. Удельные крестьяне получили землю на более льготных условиях, чем помещичьи. За государственными крестьянами сохранилась вся земля, которой они пользовались до реформы.

Крестьяне, воспринимавшие землю как «божью собственность», которая, согласно «правде», должна распределяться поровну лишь между работающими на ней, отнеслись к отмене крепостного права крайне отрицательно, называли его «подложной грамотой». Распространялись слухи о том, что помещики спрятали «настоящую волю». В итоге, в ряде мест (в том числе в селе Бездна, Казанской губернии, и деревне Кандеевка, Пензенской губернии) вспыхнули бунты, на подавление которых посылались воинские команды. Всего было зафиксировано более двух тысяч выступлений.

Однако к лету 1861 волнения пошли на убыль . Крестьяне, участвуя в составлении уставных грамот, и, вероятно, надеясь на улучшение жизни в качестве самостоятельных и свободных хозяев, втягивались в повседневную трудовую деятельность, что и привело к успокоению. Надежды же революционеров поднять их на борьбу после подписания грамот, то есть тогда, когда, как предполагалось, крестьяне окончательно убедятся в грабительском характере реформы, оказались беспочвенными.

Итоги и последствия реформы

Результаты реформ середины XIX века, в том числе и отмены крепостного права, постоянно являются предметом исследования и анализа со стороны ученых.

Так, для большинства советских историков реформы – это водораздел, отделяющий период феодализма от периода капитализма, для многих западных исследователей – рубеж между традиционным и современным обществом.

П.Готрелл предложил иную интерпретацию. Она состоит в том, что «реформы совпали с периодом ускорения экономического роста, а не положили ему начало… Несомненно, реформы имели большое политическое и социальное значение, но их экономическое влияние следует оценивать весьма осторожно» .

Если иметь в виду точный смысл законодательства 1861 года, то надо признать, что оно и не было рассчитано на единовременную перестройку помещичьего и крестьянство хозяйств, тем более – на единовременный переворот в экономике в целом. Время достижения конечной цели реформы – отделения крестьянского хозяйства от помещичьего и образования крестьянской земельной собственности – не устанавливалось, хотя предполагалось, что переход всех крестьян на выкуп совершится через 20 лет. Этот расчет Н.Милютина оправдался с абсолютной точностью: уже к 1870 году около половины временнобязанных крестьян перешло на выкуп, к 1881 году их стало 85%, и тогда правительство признало обязательным выкуп для оставшихся 15% .

С переходом на выкуп надельной земли крестьяне номинально становились собственниками, однако сам по себе этот юридический статус не означал свободного развития самостоятельного мелкого крестьянского хозяйства, к чему стремились реформаторы. Ряд важных положений реформы, на которые они вынуждены были пойти, затруднял осуществление конечной цели. Вопрос о влиянии отмены крепостного права на развитие помещичьего и крестьянского хозяйства еще недостаточно изучен.

В отличие от аграрных преобразований в Австрии и Пруссии, опыт которых учитывался при подготовке законодательства 1861 года, самодержавие не вложило в крестьянскую реформу ни рубля. Напротив, оно сделало ее выгодной для государства. Наряду с малоземельем, обременительными повинностями и выкупными платежами, сдерживала развитие инициативы, самостоятельности, применение новой агротехники в крестьянском хозяйстве община. Вообще следует признать, что, сохраняя общину, законы в определенной степени расшатывали понятия крестьян о собственности. Кроме того, сохранение переделов земли, круговой поруки, специфических форм землепользования означало закрепление преобладания коллективизма над индивидуализмом, «мы» над «я». Это было более чем существенное отличие от западных моделей аграрных преобразований. Слабость понятий о собственности в сознании нации, слабость позиций собственников открывали путь к усилению бюрократии независимо от либеральных целей реформаторов.

Противоположность ставших традиционными выводов новым подходам, предложенным в современной литературе, приводит к одному несомненному заключению: проблема реализации реформы 1861 года требует пристального внимания и дальнейших конкретных исследований, в первую очередь региональных. И они уже появляются. Так, Д.В.Ковалев пришел к выводу, что в московском регионе к концу XIX века развернулся беспрецедентный для России процесс перехода крестьянских общин от традиционного трехпольного хозяйства к интенсивному многопольному с ориентацией на производство новых товарных видов сельскохозяйственной продукции. Вместе с тем, развитие неземледельческих промыслов привело к всплеску промысловой миграции крестьянства. Возникновение противоречия между традиционными социально-правовыми институтами и менявшимися реалиями пореформенной деревни требовало законодательных решений. Это создавало объективные предпосылки для аграрных преобразований П.А.Столыпина.

Интересный и перспективный подход к изучению реализации крестьянской реформы на микроуровне наметил А.Уайлдмен. Учитывая не только цифровой материал, но сам текст уставных грамот, он пришел к выводу, что «отрезки» производились часто по просьбе самих крестьян, заинтересованных в сокращении повинностей, а не в получении большего участка земли. С другой стороны, нужда в деньгах объясняет нежелание помещиков иногда производить «отрезку» надела даже тогда, когда крестьяне этого требовали. А в целом система максимальных и минимальных наделов, принятая реформой, как считает Уайлдмен, обеспечивала, в первую очередь, финансовые интересы государства. Такой подход позволяет понять не только сам факт состоявшейся сделки, но и мотивацию поведения сторон, их представление о своих хозяйственных интересах. Еще одно направление в изучении реализации реформы намечено в специальном исследовании о крестьянах-дарственниках, их хозяйственном положении по сравнению с вышедшей на выкуп деревней .

Разумеется, аграрный сектор после отмены крепостного права развивался. Помещики-предприниматели и часть зажиточных крестьян, сумевших воспользоваться новой ситуацией, в некоторых регионах страны активно развивали товарное хозяйство. Сбор хлеба вырос за вторую половину XIX века в два раза, хлебный экспорт России – в 5,5 раз (7 324 млн. т). К 1890-м годам на рынок поступало 50% от чистого сбора хлебов. Землевладение постепенно, но неуклонно утрачивало исключительно сословный характер. К началу XX века дворянство сохранило только 60% своей земельной собственности. Росло землевладение крестьян-предпринимателей. Вместе с тем далеко не для всей массы крестьян товарное рыночное хозяйство стало реальностью.

Крестьянское дело, которое требовало особого внимания и развития заложенных в реформе 1861 года начал, в течение почти двух десятилетий – до конца 1870-х годов оказалось на обочине правительственной политики. Возникавшие серьезные проблемы не получали решения. Уже в середине 1860-х годов М.Х.Рейтерн в своих всеподданнейших докладах обращал внимание на непосильность, разорительность повинностей и выкупных платежей для освобожденных крестьян. Но ни сам министр финансов, ни правительство в целом не предпринимали никаких мер для решения возникавших в ходе реализации крестьянской реформы трудностей, для достижения конечной цели реформы – создания самостоятельного мелкого крестьянского хозяйства . Ставился, но не был решен вопрос об общине.

К концу XIX – началу XX веков возможность продолжения реформ, решительно и радикально начатых отменой крепостного права, была упущена, что поняли и почувствовали немногие из оставшихся в живых реформаторов. Россия вступала в XX век – век революций и потрясений, которых они так стремились избежать. Невозможно найти событие в истории России всего XIX века, которое по масштабам и глубине воздействия на все стороны бытия могло бы сравниться с «великими» реформами 1860-1870 годов, локомотивом которых являлась крестьянская реформа.

Именно ее значимостью, поистине судьбоносными для страны последствиями объясняется внимание ученых, публицистов, общественных и политических деятелей к проблеме подготовки и осуществления крестьянской реформы вот уже без малого полтора столетия

Отменой крепостного права было положено начало эпохе так называемых «великих реформ», коснувшихся различных сторон общественно-политической жизни России и часто в научно-популярной литературе именуемых «революцией сверху» или «переворотом». Однако вплоть до сегодняшнего дня в истории остается ряд нерешенных проблем, касающихся данной эпохи

С одной стороны, отмена крепостного права в России – это «перелом», «поворотный пункт» истории России. Таковы оценки, в которых сходятся сами законодатели и их оппоненты, современники эпохи в России и за ее пределами, многие исследователи, для которых эта тема всегда представляла и будет представлять интерес.

С другой стороны, в определенные периоды, например, во время революции 1905-1907 гг. или горбачевской перестройки, интерес к истории реформ Александра II приобретал особую остроту и политическую окраску

В связи с проводимыми в настоящее время в России земельными реформами актуален вопрос отмены крепостного права и наделения крестьян землями и сегодня.

По праву многие ученые называют реформу величайшим прогрессивным событием в русской истории. Она положила начало ускоренной модернизации страны, то есть переходу, притом высокими темпами, от аграрного к индустриальному обществу

В то же время, как справедливо говорят и другие авторы, интересы помещиков и, особенно, государства в реформе учитывались больше, чем крестьян, что предопределило сохранение ряда фундаментальных пережитков крепостничества и элементов традиционных структур. Следствием этого стала земельная неустроенность крестьян, которые не получили угодий (леса, пастбища и т.д.), что затрудняло хозяйствование

Сняв остроту противоречий и добившись динамичного экономического развития при относительной политической стабильности в результате реформы, последняя постепенно отказывалась от продолжения либеральных преобразований.

И, как следствие, проблемы, нарастая как снежный ком, в итоге и привели к революционным потрясениям начала ХХ века.

ptiburdukov.ru

История России

1 половина 19 века

2 половина 19 века

1 четверть 20 века

2 четверть 20 века

3 четверть 20 века

4 четверть 20 века

Отмена крепостного права в России

Предпосылки отмены крепостного права сложились еще в конце XVIII века. Все слои общества считали крепостной строй аморальным явлением, который позорил Россию. Для того чтобы встать в один ряд с европейскими странами, свободных от рабства, перед правительством России назрел вопрос об отмене крепостного права.

Основные причины отмены крепостного права:

  1. Крепостничество стало тормозом в развитии промышленности и торговли, что препятствовало росту капитала и ставило Россию в разряд второстепенных государств;
  2. Упадок помещичьего хозяйства из-за крайне неэффективного труда крепостных крестьян, что выражалось в заведомо плохом выполнении барщины;
  3. Нарастание крестьянских бунтов указывало на то, что крепостной строй – это «пороховая бочка» под государством;
  4. Поражение в Крымской войне (1853-1856 гг.) продемонстрировало отсталость политической системы в стране.

Первые шаги в решении вопроса об отмене крепостного права попытался сделать еще Александр I, но его комитет не додумался, как воплотить эту реформу в жизнь. Император Александр ограничился законом 1803 г. о вольных хлебопашцах.

Николай I в 1842 г. принял закон «Об обязанных крестьянах», по которому помещик имел право освобождать крестьян, давая им земельный надел, а крестьяне были обязаны нести повинность в пользу помещика за пользование землей. Однако этот закон не прижился, помещики не пожелали отпускать крестьян.

В 1857 г. началась официальная подготовка отмены крепостного права. Император Александр II велел учредить губернские комитеты, которые должны были разработать проекты по улучшению быта крепостных крестьян. На основании этих проектов редакционные комиссии составили законопроект, который был передан в Главный комитет на рассмотрение и учреждение.

19 февраля 1861 г. император Александр II подписал манифест об отмене крепостного права и утвердил «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Александр остался в истории с именем «Освободитель».

Хотя освобождение от рабства давало крестьянам некоторые личные и гражданские свободы такие, как право вступать в брак, обращаться в суд, вести торговлю, поступать на гражданскую службу и т.п., но они были ограничены в свободе передвижения, а также в экономических правах. К тому же крестьяне оставались единственным сословием, которое несло рекрутскую повинность и могло подвергаться телесным наказаниям.

Земля оставалась в собственности помещиков, а крестьянам выделялись усадебная оседлость и полевой надел, за что они должны были отбывать повинности (деньгами или работой), которые почти не отличались от крепостных. По закону крестьяне имели право выкупить надел и усадьбу, тогда они получали полную самостоятельность и становились крестьянами-собственниками. А до тех пор они назывались «временнообязанными». Выкуп составлял годовую сумму оброка, умноженную на 17!

В помощь крестьянству правительство устроило особую «выкупную операцию». После установления земельного надела государство платило помещику 80% от стоимости надела, а 20% приписывался крестьянину в качестве казенного долга, который он должен был погасить в рассрочку в течение 49 лет.

Крестьяне соединялись в сельские общества, а те в свою очередь объединялись в волости. Пользование полевой землей было общинным, и для осуществления «выкупных платежей» крестьяне были связаны круговой порукой.

Дворовые люди, не пахавшие землю, были временнообязанными в течение двух лет, а потом могли прописаться к сельскому или городскому обществу.

Соглашение между помещиками и крестьянами излагалось в «уставной грамоте». А для разбора возникающих разногласий была учреждена должность мировых посредников. Общее руководство делом реформы было возложено на «губернские по крестьянским делам присутствия».

Крестьянская реформа создала условия для превращения рабочей силы в товар, стали развиваться рыночные отношения, что характерно для капиталистической страны. Последствием отмены крепостного права стало постепенное формирование новых социальных слоев населения – пролетариата и буржуазии.

Изменения в социальной, экономической и политической жизни России после отмены крепостного права вынудили правительство пойти и на другие важные реформы, что способствовало преобразованию нашей страны в буржуазную монархию.

historykratko.com

КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА 1861

КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА 1861 года — система законодательных актов, в результате которых в Российской империи отменено крепостное право и введено крестьянское самоуправление.

Кестьянская реформа — клю­че­вое зве­но т. н. Ве­ли­ких ре­форм 1860-1870-х годов. Со­ци­аль­но-эко­но­мические и об­ще­ст­вен­но-по­ли­тические пред­по­сыл­ки ре­фор­мы, а так­же осоз­на­ние не­об­хо­ди­мо­сти её про­ве­де­ния скла­ды­ва­лись по­сте­пен­но (в ис­то­рио­гра­фии при­ня­то счи­тать, что не­по­сред­ст­вен­ным по­во­дом к про­ве­де­нию Кестьянской реформы ста­ло по­ра­же­ние Рос­сии в Крым­ской вой­не 1853-1856 годов). Идея от­ме­ны кре­по­ст­но­го пра­ва раз­раба­ты­ва­лась в Сек­рет­ных ко­ми­те­тах (пер­вый уч­ре­ж­дён в 1826 году), два из ко­торых (в 1846 и 1848 годах) воз­глав­лял на­след­ник пре­сто­ла великий князь Алек­сандр Ни­колае­вич (бу­ду­щий император Алек­сандр II).

Под­го­тов­ка ре­фор­мы.

Впер­вые о не­об­хо­ди­мо­сти аг­рар­ных пре­об­ра­зо­ва­ний император Алек­сандр II от­кры­то зая­вил в сво­ей ре­чи пе­ред пред­ста­вите­ля­ми дво­рян­ст­ва Мо­с­ков­ской губернии 30.3(11.4).1856 года. По его сло­вам, «луч­ше на­чать унич­то­жать кре­по­ст­ное пра­во свер­ху, не­же­ли ожи­дать вре­ме­ни, ко­гда оно нач­нёт са­мо унич­то­жать­ся сни­зу». В 1857 году Алек­сандр II воз­гла­вил по­след­ний Сек­рет­ный к-т по кре­сть­ян­ско­му де­лу [об­ра­зо­ван 3(15) января; пре­об­ра­зо­ван императорским ука­зом от 21.2(5.3).1858 года в Глав­ный ко­ми­тет по кре­сть­ян­ско­му де­лу; в от­сут­ст­вие им­пе­ра­то­ра воз­глав­лял­ся А.Ф. Ор­ло­вым, с 25.9(7.10).1860 года — великим князем Кон­стан­ти­ном Ни­ко­лае­ви­чем]. При под­го­тов­ке и про­ве­де­нии Кестьянской реформы император Алек­сандр II опи­рал­ся на груп­пу «ли­бе­ральных бю­ро­кра­тов», ко­то­рым по­кро­ви­тель­ст­во­ва­ли великий князь Кон­стан­тин Ни­ко­лае­вич и великая княжна Еле­на Пав­лов­на, пре­дос­та­вив­шая им­пе­ра­то­ру в октябре 1856 года про­ект ос­во­бо­ж­де­ния кре­сть­ян в её име­нии Кар­лов­ка в Пол­тав­ской губернии, спе­ци­аль­но раз­ра­бо­тан­ный Н.А. Ми­лю­ти­ным.

В октябре 1857 года им­пе­ра­то­ром был по­лу­чен все­под­дан­ней­ший ад­рес от дво­рян­ст­ва 3 северо-западных гу­бер­ний (Ви­лен­ской, Грод­нен­ской и Ко­вен­ской) с прось­бой от­ме­нить кре­по­ст­ное пра­во при ус­ло­вии со­хра­не­ния всей зе­мель­ной соб­ст­вен­но­сти за по­ме­щи­ка­ми. В от­вет был на­прав­лен Вы­со­чай­ший ре­ск­рипт от 20.11(2.12).1857года на имя ви­лен­ско­го, ко­вен­ско­го и грод­нен­ско­го генерал-гу­бер­на­то­ра В.И. На­зи­мо­ва (ак­тив­но­го сто­рон­ни­ка Кестьянской реформы), в ко­то­ром из­ла­га­лась пер­вая пра­ви­тельственная про­грам­ма ре­фор­мы — лич­ное ос­во­бо­ж­де­ние кре­сть­ян, их пра­во поль­зо­вать­ся зем­лёй за по­вин­но­сти. Ре­ск­рипт но­сил ло­каль­ный ха­рак­тер, од­на­ко его со­дер­жа­ние сра­зу же бы­ло офи­ци­аль­но пре­да­но глас­но­сти: текст ра­зо­слан всем гу­бер­на­то­рам и гу­берн­ским пред­во­ди­те­лям дво­рян­ст­ва для оз­на­ком­ле­ния и опуб­ли­ко­ван в газете «Le Nord» (Брюс­сель), спе­ци­аль­но соз­дан­ной по ини­циа­ти­ве МВД, и в «Жур­на­ле Ми­ни­стер­ст­ва внут­рен­них дел». Ана­ло­гич­ный ре­ск­рипт на­прав­лен санкт-пе­тербургскому генерал-гу­бер­на­то­ру П.Н. Иг­нать­е­ву [5(17).12.1857 года]. По­сле это­го пра­ви­тель­ст­вом ини­ции­ро­ва­ны ад­ре­са от дво­рян­ст­ва ос­таль­ных ев­ропейских гу­бер­ний Рос­сии, в от­вет на них да­ны ре­ск­рип­ты губер­на­то­рам (по об­раз­цу ре­ск­рип­тов На­зи­мо­ву и Иг­нать­е­ву). К об­су­ж­де­нию во­про­сов пра­ви­тельственной по­ли­ти­ки впер­вые бы­ли при­вле­че­ны ши­ро­кие кру­ги дво­рян­ст­ва: от­кры­ты 46 гу­берн­ских ко­ми­те­тов по кре­сть­ян­ско­му де­лу (1858-1859 годы) и две Об­щие ко­мис­сии для северо-западных и юго-западных гу­бер­ний, ко­то­рые долж­ны бы­ли раз­ра­бо­тать свои про­ек­ты ре­фор­мы. В гу­берн­ских ко­ми­те­тах сло­жились два про­ти­восто­яв­ших ла­ге­ря по­ме­щи­ков: кон­сер­ва­тив­ное боль­шин­ст­во (И.В. Га­га­рин, Д.Н. Шид­лов­ский, П.П. Шу­ва­лов и др.; от­стаи­ва­ло пра­во по­ме­щи­ков на зем­лю и вот­чин­ную власть) и ли­бе­раль­ное мень­шин­ст­во (А.И. Ко­ше­лёв, А.М. Ун­ков­ский, В.А. Чер­кас­ский, А Г. Шре­тер и др.; вы­сту­па­ло за уп­разд­не­ние вот­чин­ной вла­сти и вы­куп кре­сть­я­на­ми на­дель­ной зем­ли в соб­ст­вен­ность).

Раз­ра­бот­ка ре­фор­мы.

Императором Алек­сан­дром II 18(30).10.1858 года бы­ли да­ны «ру­ко­во­дя­щие ос­но­вы» для раз­ра­бот­ки ре­фор­мы — за­щи­та ин­те­ре­сов по­ме­щи­ков при без­ус­лов­ном «улуч­ше­нии бы­та кре­сть­ян» и со­хра­не­нии не­зыб­ле­мо­сти вла­сти. Это по­мог­ло ли­бе­раль­но­му мень­шин­ст­ву в гу­берн­ских ко­ми­те­тах одер­жать верх. Главным комитетом 4(16).12.1858 года бы­ла при­ня­та но­вая пра­ви­тельственная про­грам­ма от­ме­ны кре­по­ст­но­го пра­ва, ко­то­рая пре­ду­смат­ри­ва­ла вы­куп на­дель­ной зем­ли кре­сть­я­на­ми в соб­ст­вен­ность, ли­к­ви­да­цию вот­чин­ной вла­сти по­ме­щи­ков и соз­да­ние ор­га­нов кре­сть­ян­ско­го об­щественного са­мо­управ­ле­ния. Для рас­смот­рения про­ек­тов гу­берн­ских ко­ми­те­тов 4(16).3.1859 года бы­ло соз­да­но но­вое вне­ве­дом­ст­вен­ное уч­ре­ж­де­ние — Ре­дак­ци­он­ные ко­мис­сии из пред­ста­ви­те­лей бю­ро­кра­тии и об­щественных дея­те­лей (председатель — Я.И. Рос­тов­цев, с 1860 года — В.Н. Па­нин), боль­шин­ст­во ко­то­рых яв­ля­лись сто­рон­ни­ка­ми ли­бе­раль­ных про­ек­тов ре­фор­мы. Их об­ще­при­знан­ным ли­де­ром был Н.А. Ми­лю­тин, имен­но его про­ект ос­во­бо­ж­де­ния кре­сть­ян с зем­лёй за вы­куп вы­дви­нут в ка­че­ст­ве еди­но­го пред­ло­же­ния пред­ста­ви­те­ля­ми ли­бе­раль­ной бю­ро­кра­тии. Он по­слу­жил ос­но­вой официальной мо­де­ли для об­ще­рос­сий­ско­го за­ко­но­да­тель­ст­ва. В об­су­ж­де­нии про­ек­та ре­фор­мы в Ре­дак­ци­он­ных ко­мис­си­ях уча­ст­вова­ли пред­ста­ви­те­ли гу­берн­ских ко­ми­те­тов (по 2 от ка­ж­до­го ко­ми­те­та). Они под­верг­ли кри­ти­ке раз­ра­бо­тан­ный Ре­дакционными ко­мис­сия­ми про­ект, но его основные на­ча­ла ос­та­лись без из­ме­не­ний. К сентябрю 1859 года под­го­тов­лен окон­ча­тель­ный про­ект Ре­дакционных ко­мис­сий. Он был при­нят Главным комитетом по кре­сть­ян­ско­му де­лу и 28.1(9.2).1861 года пе­ре­дан в Государственный со­вет, где он ут­вер­ждён под на­жи­мом императора Алек­сан­д­ра II и великого князя Кон­стан­ти­на Ни­ко­лае­ви­ча.

Про­ве­де­ние ре­фор­мы.

Император Алек­сандр II 19.2(3.3).1861 года, в день 6-й го­дов­щи­ны сво­его пре­бы­ва­ния на пре­сто­ле, под­пи­сал Ма­ни­фест об от­ме­не кре­по­ст­но­го пра­ва [«О все­ми­ло­сти­вей­шем да­ро­ва­нии кре­пост­ным лю­дям прав со­стоя­ния сво­бод­ных сель­ских обы­ва­те­лей»; об­на­ро­до­ван 5(17).3.1861 года], «Об­щее по­ло­же­ние о кре­сть­я­нах, вы­шед­ших из кре­по­ст­ной за­ви­си­мо­сти» и 17 до­пол­нительных до­ку­мен­тов. Со­глас­но им, по­ме­щи­чьи кре­сть­я­не (око­ло по­ло­ви­ны все­го российского кре­сть­ян­ст­ва) по­лу­ча­ли лич­ную сво­бо­ду и пра­во рас­по­ря­жать­ся сво­им иму­ще­ст­вом. По­ме­щи­ки со­хра­ня­ли соб­ст­вен­ность на всю при­над­ле­жав­шую им зем­лю, но бы­ли обя­за­ны пре­дос­та­вить кре­сть­я­нам усадь­бу за вы­куп (смотри Вы­куп­ная опе­ра­ция), а так­же по­ле­вой на­дел в по­сто­ян­ное поль­зо­ва­ние (от­ка­зать­ся от не­го кре­сть­я­не не име­ли пра­ва в те­че­ние 9 лет). За поль­зо­ва­ние зем­лёй кре­сть­я­не от­бы­ва­ли бар­щи­ну или пла­ти­ли об­рок. Раз­ме­ры по­ле­во­го на­де­ла и по­вин­но­стей долж­ны бы­ли фик­си­ро­вать­ся в ус­тав­ных гра­мо­тах, для со­став­ле­ния ко­то­рых от­во­дил­ся двух­лет­ний срок. Со­став­ле­ние ус­тав­ных гра­мот по­ру­ча­лось по­ме­щи­кам, их про­вер­ка — ми­ро­вым по­сред­ни­кам. Кре­сть­я­не име­ли пра­во вы­ку­пить по­ле­вой на­дел по тре­бо­ва­нию по­ме­щи­ка или по со­гла­ше­нию с ним. Кре­сть­я­не, вы­ку­пив­шие свои зем­ли, на­зы­ва­лись кре­сть­я­на­ми-соб­ст­вен­ни­ка­ми, не пе­ре­шед­шие на вы­куп, — вре­мен­но­обя­зан­ны­ми кре­сть­я­на­ми. Кре­сть­я­не мог­ли пе­рей­ти на дар­ст­вен­ный на­дел (1/4 от по­ло­жен­но­го, но без вы­ку­па), в этом слу­чае они на­зы­ва­лись кре­сть­я­на­ми-дар­ст­вен­ни­ка­ми. Многие кре­сть­я­не так и по­сту­па­ли, т. к. стои­мость зем­ли по вы­ку­пу фак­ти­че­ски пре­вы­ша­ла её дей­ст­вительную це­ну. Кре­сть­ян­ская об­щи­на со­хра­ня­лась. На­дель­ная зем­ля пе­ре­да­ва­лась кре­сть­я­нам на пра­вах об­щин­но­го поль­зо­ва­ния, а по­сле вы­ку­па — об­щин­ной соб­ст­вен­но­сти.

В 4 «Ме­ст­ных по­ло­же­ни­ях» оп­ре­де­ля­лись раз­ме­ры зе­мель­ных на­де­лов и по­вин­но­стей за поль­зо­ва­ние ими в 44 губер­ни­ях Ев­ропейской Рос­сии. «Ме­ст­ное по­ло­же­ние о по­зе­мель­ном уст­рой­ст­ве кре­сть­ян. в гу­бер­ни­ях: Ве­ли­ко­рос­сий­ских, Но­во­рос­сий­ских и Бе­ло­рус­ских» рас­про­стра­ня­лось на 29 ве­ли­ко­рус­ских гу­бер­ний, 3 но­во­рос­сий­ские (Ека­те­ри­но­слав­скую, Тав­ри­че­скую, Хер­сон­скую), 2 бе­ло­рус­ские (Мо­ги­лёв­скую, часть Ви­теб­ской) гу­бер­нии и на часть Харь­ковской губернии. Раз­ме­ры ду­ше­во­го на­де­ла оп­ре­де­ля­лись в за­ви­си­мо­сти от по­лос (не­чер­но­зём­ной, чер­но­зём­ной, степ­ной). В не­чер­но­зём­ной по­ло­се выс­ший раз­мер ду­ше­во­го на­де­ла со­став­лял от 3 до 7 десятин (от 3,3 до 7,6 га), низ­ший — 1/3 выс­шего. В чер­но­зём­ной по­ло­се: выс­ший — от 23/4 до 6 десятин (от 2,5 до 6,5 га), низ­ший — ме­нее 1 десятины (1,1 га). В степ­ной по­ло­се: в ве­ли­ко­рус­ских гу­бер­ни­ях — от 6 до 12 десятин (от 6,5 до 13,1 га), в ук­ра­ин­ских — от 3 до 6,5 десятин (от 3,3 до 7,1 га). Ес­ли на­дел был боль­ше выс­ше­го, из­ли­шек мог быть от­ре­зан, ес­ли же мень­ше низ­шей нор­мы, то по­ме­щик обя­зан был при­ре­зать не­дос­таю­щее ко­ли­чест­во зем­ли. Об­рок ус­та­нав­ли­вал­ся от 3 до 12 рублей в год за ду­ше­вой на­дел. Бар­щи­на за выс­ший ду­ше­вой на­дел со­став­ля­ла 40 муж­ских и 30 жен­ских ра­бо­чих дней в год. Ос­таль­ные «Ме­ст­ные по­ло­же­ния» в основном по­вто­ря­ли «Ме­ст­ное по­ло­же­ние о по­зе­мель­ном уст­рой­ст­ве кре­сть­ян … в гу­бер­ни­ях: Ве­ли­ко­рос­сий­ских, Но­во­рос­сий­ских и Бе­ло­рус­ских», но с учё­том спе­ци­фи­ки ка­ж­до­го рай­она. Так, «Ме­ст­ное по­ло­же­ние» для Чер­ни­гов­ской, Пол­тав­ской и час­ти Харь­ков­ской гу­бер­ний, в ко­то­рых от­сут­ст­во­ва­ло об­щин­ное зем­ле­вла­де­ние, пре­ду­смат­ри­ва­ло на­де­ле­ние кре­сть­ян зем­лёй на ос­но­ве на­след­ст­вен­но-се­мей­но­го прин­ци­па. Ка­ж­дая гу­бер­ния под­раз­де­ля­лась на несколько ме­ст­но­стей, для ко­то­рых ус­та­нав­ли­ва­лась выс­шая нор­ма ду­ше­во­го на­де­ла: от 23/4 до 41/2 десятин (от 2,5 до 4,9 га). Низ­шая нор­ма со­став­ля­ла 1/2 выс­шей. По­вин­но­сти на Ле­во­бе­реж­ной Ук­раи­не бы­ли мень­ше, чем в ве­ли­ко­русских гу­бер­ни­ях (об­рок — от 1 рубля 40 копеек до 2 рублей 80 копеек за 1 десятину; бар­щи­на — от 12 до 21 муж­ско­го ра­бо­че­го дня за 1 десятину). «Ме­ст­ное по­ло­же­ние» для 3 гу­бер­ний Пра­во­бе­реж­ной Ук­раи­ны (Ки­ев­ской, Во­лын­ской, По­доль­ской) за­кре­п­ля­ло за кре­сть­я­на­ми всю зем­лю, ко­то­рой они поль­зо­ва­лись по Ин­вен­тар­ным пра­ви­лам 1847-1848 годов. По­вин­но­сти здесь бы­ли нес­коль­ко ни­же, чем на Ле­во­бе­реж­ной Ук­раи­не. По «Ме­ст­но­му по­ло­же­нию» для Ви­лен­ской, Грод­нен­ской, Ро­вен­ской, Мин­ской и час­ти Ви­теб­ской гу­бер­ний за кре­сть­я­на­ми за­кре­п­ля­лась вся зем­ля, ко­то­рой они поль­зо­ва­лись до Кестьянской реформы. По­вин­но­сти оп­ре­де­ля­лись в не­сколь­ко умень­шен­ном раз­ме­ре по срав­не­нию с те­ми, ко­то­рые бы­ли за­фик­си­ро­ва­ны в ин­вен­та­ри­ях име­ний. Под влия­ни­ем Поль­ско­го вос­ста­ния 1863-1864 годов про­изош­ли из­ме­не­ния в ус­ло­ви­ях Кестьянской реформы в западных гу­бер­ни­ях и на Пра­во­бе­реж­ной Ук­раи­не. Здесь вво­дил­ся обя­за­тель­ный вы­куп, вы­куп­ные пла­те­жи умень­ша­лись на 20%, был пе­ре­смот­рен раз­мер кре­сть­ян­ско­го на­де­ла (кре­сть­я­не, ут­ра­тив­шие часть сво­его зем­ле­вла­де­ния в 1857-1861 годах, по­лу­чи­ли свои на­де­лы об­рат­но пол­но­стью, обез­земе­лен­ные рань­ше — час­тич­но). На­де­лы кре­сть­ян по срав­не­нию с ко­ли­че­ст­вом зем­ли, за­фик­си­ро­ван­ным в ус­тав­ных гра­мо­тах, зна­чи­тель­но уве­ли­чи­лись.

Реа­ли­за­ция Кестьянской реформы на­ча­лась с со­став­ле­ния ус­тав­ных гра­мот. Этот про­цесс в основном за­вер­шил­ся к середине 1863 года. Все­го бы­ло со­став­ле­но около 113 тысяч гра­мот (в це­лом от кре­по­ст­ной за­ви­си­мо­сти ос­во­бо­ж­де­но 22,5 миллионов по­ме­щичь­их кре­сть­ян обое­го по­ла).

«По­ло­же­ние об уст­рой­ст­ве дво­ро­вых лю­дей» от 19.2(3.3).1861 года пре­ду­смат­ри­ва­ло ос­во­бо­ж­де­ние без зем­ли, но в те­че­ние 2 лет дво­ро­вые лю­ди ос­та­ва­лись в пол­ной за­ви­си­мо­сти от вла­дель­цев. Осо­бен­но­сти Кестьянской реформы для отдельных ка­те­го­рий кре­сть­ян и спе­ци­фи­че­ских рай­онов оп­ре­де­ля­лись 8 до­пол­ни­тель­ны­ми пра­ви­ла­ми от 19.2(3.3).1861 года («Об уст­рой­ст­ве кре­сть­ян, во­дво­рён­ных в име­ни­ях мел­ко­по­ме­ст­ных вла­дель­цев, и о по­со­бии сим вла­дель­цам», «О при­пи­сан­ных к ча­ст­ным гор­ным за­во­дам лю­дях ве­дом­ст­ва Ми­ни­стер­ст­ва фи­нан­сов» и др.).

Кестьянская реформа кос­ну­лась так­же удель­ных кре­сть­ян, ко­то­рые по ука­зу от 26.6(8.7).1863 года пе­ре­во­ди­лись в раз­ряд кре­сть­ян-соб­ст­вен­ни­ков пу­тём обя­за­тель­но­го вы­ку­па на ус­ло­ви­ях «Об­ще­го по­ло­же­ния. ». За­ко­ном от 24.11(6.12).1866 года на­ча­лась ре­фор­ма государственных кре­сть­ян (со­став­ля­ли 45% российского кре­сть­ян­ст­ва, бы­ли лич­но сво­бод­ны). За ни­ми со­хра­ня­лись зем­ли, на­ходив­шие­ся в их поль­зо­ва­нии. По за­ко­ну от 12(24).6.1886 года государственные кре­сть­я­не бы­ли пе­ре­ве­де­ны на вы­куп.

Кре­по­ст­ное пра­во бы­ло от­ме­не­но так­же на национальных ок­раи­нах Российской им­пе­рии: на Кав­ка­зе, в За­кав­ка­зье, в Бес­са­ра­бии. Ус­ло­вия ре­форм в этих мес­тах бы­ли бо­лее тя­жё­лы­ми (вся зем­ля ос­та­ва­лась за по­ме­щи­ка­ми, вы­куп не толь­ко по­ле­во­го на­де­ла, но и усадь­бы за­ви­сел от их во­ли).

Кестьянская реформа 1861 года по­ло­жи­ла на­ча­ло се­рии ре­форм — су­деб­ной ре­фор­ме 1864 года, зем­ской ре­фор­ме 1864 года, во­ен­ным ре­фор­мам 1860-1870-х годов, по­лу­чив­шим название «Ве­ли­кие ре­фор­мы». Они оз­на­ча­ли пе­ре­строй­ку государственной сис­те­мы в це­лом, спо­соб­ст­во­ва­ли раз­ви­тию ка­пи­та­лиз­ма и про­цес­сов мо­дер­ни­за­ции в Рос­сии, соз­да­ние пред­по­сы­лок для пе­ре­хо­да от сос­лов­но­го к гражданскому об­щест­ву. Вос­при­ни­ма­лись боль­шин­ст­вом со­вре­мен­ни­ков как по­во­рот­ный пункт российской ис­то­рии, а император Алек­сандр II во­шёл в ис­то­рию как «царь-ос­во­бо­ди­тель». Вме­сте с тем Кестьянская реформа 1861 года бы­ла под­верг­ну­та кри­ти­ке ре­во­люционными де­мо­кра­та­ми за не­до­с­та­точ­ный, по их мне­нию, раз­мер зе­мель­ных на­де­лов, по­лу­чен­ных кре­сть­я­на­ми.

w.histrf.ru