Жалоба наблюдателя после подписания протокола

Инструкция для наблюдателей

«Наблюдатель» — это гражданин РФ, уполномоченный партией осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии. Наблюдатель имеет право получать заверенную копию протокола голосования.

Следите за тем, чтобы ваши действия не были расценены как нарушение избирательного законодательства. В противном случае письменным решением УИК (участковая избирательная комиссия) вас могут удалить из помещения для голосования. Если вас удаляют, не уходите с участка, пока вам не представят заверенное подписью и печатью комиссии письменное решение..

1. Начало работы.

1.1. Необходимо прийти на участок в 7 часов 30 минут. При себе иметь:

1) Паспорт гражданина РФ; 2) документ, подписанный Председателем партии/Председателем РО, о направлении вас в данную избирательную комиссию; 3) нагрудный знак наблюдателя; 4) бланк жалобы 5) данную инструкцию 6) бланк копи протокола 7) бумага и ручка 8) копирка 9)очки и лекарство (при необходимости) 10) питьевая вода и еда

Представьтесь председателю участковой избирательной комиссии (УИК). Ваше направление наблюдателя он оставит у себя. В случае отказа допустить вас на участок, необходимо в вежливой форме предупредить об ответственности за нарушение законодательства о выборах.

. Проверить, внес ли Вас председатель в «Список лиц, присутствующих при установлении итогов голосования и составлении протоколов» .

Будьте корректны в обращении. Требуйте только то, что положено по закону. Будьте настойчивы. Не стесняйтесь. Знакомьтесь с другими наблюдателями и членами УИК (это поможет вам в течение дня и при установления итогов).

1.2.До открытия участка необходимо осмотреть помещение для голосования, в нем обязательно должны быть:

1) увеличенная форма протокола (вывешивается до начала голосования);

2) стенд с информационными материалами о партиях, образцами заполненных бюллетеней (не должны содержать фамилии реальных кандидатов, наименование политических партий);

3) сейф или металлический ящик для хранения бюллетеней, списков избирателей;

4) выдержки из административного и уголовного кодексов.

1.3. До открытия участка: 1) в присутствии наблюдателей должно быть произведено погашение (отрезается левый нижний угол) неиспользованных открепительных удостоверений, составлен акт; 2) убедитесь, что в правом верхнем углу каждого избирательного бюллетеня есть марка, печать и подписи членов участковой комиссии, нет попыток скрыть дополнительные бюллетени.

1.4.Сразу после открытия участка, но до начала голосования, председатель комиссии обязан:

1) предъявить пустые переносные и стационарные ящики для голосования, опечатать их;

2) предъявить списки избирателей (они должны быть сброшюрованы, снабжены титульным листом с указанием порядкового номера и общего количества книг, с печатью УИК и подписью председателя), раздать книги членам УИК;

3) проинформировать о следующих цифрах:

  • количество избирателей, внесенных в список избирателей на начало голосования;
  • количество бюллетеней, полученных УИК от ТИК(территориальная избирательная комиссия) (по акту передачи бюллетеней).
  • 2. ГОЛОСОВАНИЕ НА УЧАСТКЕ.

    В течение дня голосования необходимо:

    1) следить за стационарными ящиками (чтобы исключить вброс дополнительных бюллетеней);

    2) исключить агитацию избирателей в любой форме;

    3) следить за выдачей бюллетеней членами УИК (один бюллетень на избирателя при предъявлении паспорта РФ; исключить выдачу заведомо испорченных или неустановленной формы бюллетеней);

    В ходе голосования надо следить за тем, чтобы не производились махинации со списками избирателей: их не должны выносить из помещения для голосования, в них не должны вноситься данные о самом избирателе в его отсутствие.

    4) следить, чтобы в кабине для голосования никого, кроме избирателя, не было;

    5) исключить нахождение в помещении для голосования посторонних лиц, которые «агитируют» у информационного стенда или под видом помощи больным и престарелым гражданам заходят с ними в кабину для голосования и заполняют за них бюллетень;

    6) исключить голосование по нескольким паспортам;

    7) следить за тем, чтобы люди, уже проголосовавшие, в течение дня не появлялись больше на избирательном участке и тем более не подходили к столу с бюллетенями и к ящику для голосования;

    Регулярно в течение дня проверять подходы к избирательному участку, чтобы отследить появление агитаторов, а также подготовку к запуску технологии «эстафетного» голосования. Его признаки: появление небольших групп людей, подвоз их к участку на автотранспорте, долгая стоянка такого автотранспорта около участка.

    3. ГОЛОСОВАНИЕ ВНЕ ПОМЕЩЕНИЯ УИК (РАБОТА С ПЕРЕНОСНЫМИ ЯЩИКАМИ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ)

    Оцените ситуацию: если вы чувствуете, что готовится фальсификация (например, огромное количество заявлений желающих проголосовать вне участка, или комиссия берет с собой слишком большое количество бюллетеней), то вам лучше поехать на голосование на дому. Если же вас «насильно» пытаются отправить на это голосование, это может означать, что готовится фальсификация на участке – тогда вам лучше остаться на участке.

    1) Реестр (список) формируется на основании письменных и устных обращений избирателей до 14.00;

    2) Все устные обращения подтверждаются во время проведения голосования вне помещения письменным заявлением, в котором указываются: а) паспортные данные б) адрес места жительства в) подпись избирателя;

    3) О выезде бригады председатель должен предупредить за 30 минут;

    4) Вместе с 2-мя членами УИК имеет право поехать не менее двух наблюдателей;

    5) С собой на голосование берется выписка из реестра, сам документ остается в комиссии;

    6) количество бюллетеней не должно превышать количество обращений, более чем на 5 – 10 штук (на случай порчи);

    7) Необходимо исключить возможность голосования тех, кто не подавал предварительной заявки (например, родственники больного, или массовые списки ветеранов, больных и пр.);

    8) Исключить агитацию членами выездной бригады, исключить давление на избирателей, искажение волеизъявления, вбросы;

    9) По возвращении в УИК переносной ящик должен находиться в поле зрения наблюдателей и членов УИК;

    10) По завершении голосования вне помещения составляется акт, в котором указываются: а) количество заявлений избирателей б) количество выданных, использованных и возращенных бюллетеней, указывается, кто присутствовал при проведении голосования.

    4. ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ.

    Подсчёт голосов начинается незамедлительно после 20:00 и идет без перерыва до окончания составления протокола. Объявление перерыва является грубейшим нарушением закона.

    Наблюдателям должен быть обеспечен обзор всех действий членов УИК.

    Все данные сразу и одновременно заносятся в протокол и увеличенную форму протокола.

    4.1. РАБОТА СО СПИСКОМ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

    Последовательность действий и заполнение строк протокола:

    1) Неиспользованные бюллетени погашаются (отрезается левый нижний угол), оглашается число погашенных бюллетеней (неиспользованные + испорченные) – СТРОКА 6

    2) Оглашается число неиспользованных открепительных удостоверений – СТРОКА 14

    3) Оглашается число полученных УИК бюллетеней – СТРОКА 2

    4) Оглашается количество полученных открепительных удостоверений – СТРОКА 11

    После этого начинается непосредственная работа со списком избирателей.

    1) На каждую страницу списка избирателей вносятся данные (число избирателей, число выданных бюллетеней в помещении и вне помещения, число выданных УИКом открепительных, число проголосовавших по открепительным удостоверениям, число открепительных удостоверений, выданных ТИК)

    2) Каждая страница подписывается членом УИК. Затем данные суммируются, оглашаются, заносятся в последний лист списка избирателей, подписываются председателем и секретарём УИК и заверяются печатью УИК, а затем заносятся в протокол и в увеличенную форму протокола: число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования — СТРОКА 1, число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно – СТРОКА 3, число бюллетеней, выданных в помещении для голосования – СТРОКА 4, число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения – СТРОКА 5, число открепительных, выданных УИК до дня голосования – СТРОКА 12, число избирателей, проголосовавших по открепительным – СТРОКА 13, число открепительных, выданных ТИК – СТРОКА 15.

    3) Проверяется контрольное соотношение: СТРОКА 11 =СТРОКА 12 + СТРОКА 14.

    4) Список предъявляется для ознакомления лицам, присутствующим при подсчете.

    На время подсчета голосов избирателей, список избирателей убирается в сейф, либо в иное место для хранения. Доступ к нему до проверки контрольных соотношений – запрещен.

    4.2. НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ

    Необходимо проверить отсутствие письменных принадлежностей у ведущих подсчет голосов (за исключением секретаря и председателя). Никаких перерывов в подсчете делать нельзя.

    Будьте особенно внимательны при вскрытии ящиков – в этот момент возможно вбрасывание бюллетеней.

    Сортировка должна производиться гласно и открыто: каждый бюллетень демонстрируется присутствующим, и его содержание оглашается. Демонстрация и оглашение производится отдельно по каждому бюллетеню.

    Избиратель может поставить любой знак в квадрат, относящийся к списку кандидатов, в пользу которого сделан выбор.

    1) Подсчет голосов избирателей начинается с подсчета бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках: оглашаются данные о числе избирателей, проголосовавших с использованием данного ящика, проверяется не поврежденность пломб/печатей, ящик вскрывается

    Если число обнаруженных в переносном ящике бюллетеней больше числа заявлений избирателей с отметкой о получении бюллетеня, все эти бюллетени признаются недействительными, упаковываются отдельно и опечатываются. Число таких бюллетеней вносится в отдельный акт и суммируется с числом других недействительных бюллетеней.

    Суммарные данные по всем переносным ящикам вносятся в СТРОКУ 7.

    2) Затем вскрываются стационарные ящики, и проводится сортировка содержащихся в них бюллетеней.

    3) После суммирования соответствующих данных оглашается общее число недействительных бюллетеней. Полученные данные вносятся в протокол и в его увеличенную копию – СТРОКА 9.

    4) Производится подсчёт рассортированных бюллетеней установленной формы. Бюллетени перекладываются из одной части пачки в другую таким образом, чтобы присутствующие могли видеть отметку избирателя в каждом бюллетене.

    Не допускается одновременный подсчёт бюллетеней из разных пачек

    5)Полученные данные оглашаются и заносятся в протокол и его увеличенную форму – СТРОКИ 19-25.

    6) Заполняется СТРОКА 10 (число действительных избирательных бюллетеней)= 19+20+21+22+23+24+25

    7) Заполняется СТРОКА 8 (число бюллетеней в стационарных ящиках)=9+10-7

    8) Выполняется проверка контрольных соотношений:

    Если контрольные соотношения не выполняются, то после проверки контрольных соотношений необходимо заново пересчитать бюллетени, то новые данные заносятся в новый бланк протокола – исправления в протоколе не допускаются.

    5.ИТОГОВОЕ ЗАСЕДАНИЕ И ВЫДАЧА ЗАВЕРЕННОЙ КОПИИ ПРОТОКОЛА

    1) После всех подсчетов, комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором утверждается протокол, рассматриваются жалобы и заявления.

    2) Обратите внимание, в последней строке протокола должно быть указано количество жалоб (заявлений), поступивших в УИК в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, и прикладываемых к первому экземпляру протокола.

    3) Протокол считается действительным, если его подписало большинство членов УИК с решающим голосом от их списочного состава.

    4) Вы не должны допустить, чтобы контрольные соотношения «подгонялись» путем изменения данных, ранее внесенных в протокол.

    5) Следите за тем, чтобы члены комиссии не подписывали пустой протокол!

    Не допускается использование карандаша при заполнении протоколов.

    Не допускается отправка в территориальную комиссию не полностью оформленного протокола.

    Не допускается откладывание подписания протокола до каких-либо «консультаций».

    После подписания протокола, УИК обязана немедленно выдать всем присутствующим лицам заверенные копии протоколов или дать им возможность снять с протоколов копии и заверить эти копии.

    КОПИЯ СЧИТАЕТСЯ ЗАВЕРЕННОЙ, ЕСЛИ:

    1. КОПИЯ ПОДПИСАНА ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ КОМИССИИ (В СЛУЧАЕ ЕГО ОТСУТСТВИЯ – ЗАМЕСТИТЕЛЕМ ИЛИ СЕКРЕТАРЕМ)

    2. В ПРАВОМ ВЕРХНЕМ УГЛУ ПРОСТАВЛЕНА НАДПИСЬ «КОПИЯ №_» (указывается номер копии по реестру)

    3. ПОСЛЕ СТРОК ПРОТОКОЛА СДЕЛАНА ЗАПИСЬ «ВЕРНО» ИЛИ «КОПИЯ ВЕРНА»

    4. ПРОСТАВЛЕНЫ ДАТА И ВРЕМЯ (ЧАСЫ, МИНУТЫ) ЗАВЕРЕНИЯ КОПИИ

    5. УКАЗАНА ФИО И ДОЛЖНОСТЬ ПОДПИСЫВАЮЩЕГО ЛИЦА

    6. ПОСТАВЛЕНА СИНЯЯ ПЕЧАТЬ УИК

    После указанных действий, первый экземпляр протокола вместе с документами (упакованными бюллетенями, жалобами и пр.) направляется в ТИК.

    В ТИКе должна находится увеличенная форма сводной таблицы, в которую вносятся протоколы УИК с указанием времени их занесения.

    В случае если выявляется неточность в строках 1-18, УИК проводит повторное заседание и рассматривает вопрос о внесении уточнений в указанные строки. Все наблюдатели извещаются об этом, после составления повторного протокола, им выдается копия протокола с отметкой «Повторный».

    В случае если необходимо внести уточнения в строку 19 и последующие строки протокола, проводится повторный подсчет голосов. В протоколе делается отметка «повторный подсчет голосов».

    Нарушение указанного порядка является основанием для признания протокола недействительным.

    6. НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ

    • отказ допустить на участок наблюдателя, представителя СМИ;
    • места для наблюдателей расположены так, что в поле зрения не находятся места выдачи избирательных бюллетеней, места для тайного голосования, ящики для голосования;
    • избирателям выдаются заведомо испорченные или неустановленной формы бюллетени;
    • в кабину для голосования неоднократно заходят посторонние лица;
    • отказ предъявить перед началом голосования ящики для голосования, опечатывание избирательных ящиков в отсутствие наблюдателей;
    • попытки сокрытия дополнительных бюллетеней;
    • вброс бюллетеней (применяется на всех этапах голосования) (вброс – это помещение больше одного бюллетеня в ящик или на стол уже при подсчете голосов членами комиссии, либо избирателем на стадии голосования в ящик для голосования);
    • голосование за умерших, сменивших место жительства, не пришедших голосовать;
    • голосование по нескольким паспортам (за родственников и т.п.);
    • агитация в помещении избирательного участка и при работе «на выезде» (у информационных стендов, на подходах к участку, в кабинках с помощью заранее проинструктированных избирателей — «подсказчиков»);
    • исправления в бюллетенях (применяется на этапе подсчёта голосов с целью порчи бюллетеней);
    • подтасовка бюллетеней (применяется на этапе сортировки (подкладывание бюллетеня с одним результатом в стопку бюллетеней с другими результатами);
    • внесение в протокол данных, не соответствующих результатам подсчета;
    • фальсификация или подмена итогового протокола (применяется на этапе доставки протокола в вышестоящую избирательную комиссию);
    • подкуп избирателей перед участком (частным случаем подкупа является технология, которая именуется как «хоровод» или «карусель», когда избирателю перед участком дают заполненный бюллетень и предлагают вынести с участка незаполненный бюллетень);
    • агитация избирателей во время голосования на дому;
    • поквартирный обход (или обход по спискам от соцобеспечения) во время голосования на дому;
    • массовое голосование по открепительным удостоверениям (подвоз избирателей автотранспортом в большом количестве от участка к участку);
    • особое внимание необходимо обратить на то, чтобы в здании, где проводится голосование, или рядом с избирательным участком, не было одного и того же лица, к которому подходят избиратели до или после голосования, и о чем-то разговаривают, или осуществляют иные странные действия. Это могут быть организаторы технологии подкупа избирателей. В этом случае немедленно свяжитесь со штабом.
    • голосование по открепительным удостоверениям лиц с других участков (эстафетное голосование) (часто, открепительное удостоверение не изымается);
    • общее число избирательных бюллетеней установленной формы, содержащихся в переносных и стационарных ящиках для голосования, не должно быть больше числа полученных УИК бюллетеней;
    • При сортировке не оглашается содержания каждого бюллетеня, и каждый бюллетень не предъявляется так чтобы вы могли видеть его содержание.
    • отказ заверить ваши копии протокола (пока комиссия его не сверит с ТИКом)
    • не допускайте, чтобы комиссия покинула участок, не заверив вашу копию протокола, на которой должны быть печать и подписи председателя (в случае его отсутствия – заместителя и секретаря).
    • Отказ обеспечить вам присутствие при передаче протоколов в ТИК (нет места в машине). Комиссия обязана вам обеспечить возможность присутствовать при передаче протоколов, а не только при получении их ТИКом.
    • 7.УСТРАНЕНИЕ НАРУШЕНИЙ. СОСТАВЛЕНИЕ ЖАЛОБ.

      Если нарушение несущественно, можно не составлять жалобу

      Несущественное нарушение 1) может и не повлиять на итоги голосования, 2) устраняются по первому вашему требованию.

      В случае существенного нарушения порядка голосования,

      а) составьте жалобу на нарушение в двух экземплярах: один экземпляр вручите председателю комиссии для приобщения к первой копии протокола об итогах голосования, на втором экземпляре попросите сделать отметку о приеме (в случае отказа в приеме — зафиксируйте на первом экземпляре и подпишите у свидетелей);

      б) постарайтесь немедленно сообщить о нарушении в штаб.

      Если председатель не принимает мер, заявите, что в соответствии с Законом о выборах мы будем вынуждены обжаловать его действия (бездействие) в вышестоящей избирательной комиссии или в суде. Одновременно предупредите его о том, что если будет назначен повторный подсчет голосов избирателей или если выборы на территории данного избирательного участка будут признаны недействительными, соответствующие расходы могут быть отнесены на счет виновных ответственных лиц. Составьте заявление по прилагаемой форме и ознакомьте председателя УИК с его содержанием.

      www.yabloko.ru

      2. Взаимодействие с наблюдателями

      Основная цель наблюдения – соблюдение законодательства о выборах при проведении голосования и подсчета голосов. Основные принципы, которые должны соблюдаться на этой стадии выборов, – свободное и тайное, без какого-либо принуждения или подкупа волеизъявление избирателей, а также подведение итогов голосования в рамках закона.

      Федеральный закон направлен на то, чтобы максимально обеспечить открытость всех избирательных действий. Прописанные в Федеральном законе процедуры могут показаться на первый взгляд избыточными, но в действительности они направлены на то, чтобы воспрепятствовать нарушениям, а также позволяют обнаружить признаки нарушений, если они все-таки имели место.

      Наблюдатель – гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью участковой избирательной комиссии в период проведения голосования и установления его итогов, включая деятельность участковой избирательной комиссии по проверке правильности установления итогов голосования (пп. 42 ст. 2 Федерального закона).

      Наблюдатели могут быть назначены:

      — избирательными объединениями, выдвинувшими зарегистрированные списки кандидатов, зарегистрированных (зарегистрированного) кандидатов;

      — зарегистрированными кандидатами (за исключением кандидатов, зарегистрированных только в составе списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением по единому избирательному округу).

      Законом субъекта Российской Федерации право назначения наблюдателей может быть предоставлено как политическим партиям, не участвующим в выборах в качестве избирательного объединения, так и иным общественным объединениям (п. 4 ст. 30 Федерального закона).

      Зарегистрированный кандидат вправе назначить наблюдателей во все участковые избирательные комиссии, действующие в пределах избирательного округа, в котором он баллотируется.

      Избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированный список кандидатов по единому избирательному округу, вправе назначить наблюдателей во все участковые избирательные комиссии, действующие в пределах этого избирательного округа.

      Избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата, вправе назначить наблюдателей во все участковые избирательные комиссии, действующие в пределах избирательного округа, в котором этот кандидат баллотируется.

      Законодательство о выборах не ограничивает число наблюдателей, которые могут быть назначены в каждую участковую избирательную комиссию. Вместе с тем исполнять полномочия наблюдателя в помещении для голосования имеет право только один из назначенных наблюдателей – одновременное осуществление полномочий наблюдателя двумя или более наблюдателями, назначенными одним кандидатом (избирательным объединением) запрещено (п. 8 ст. 30 Федерального закона).

      От имени избирательного объединения назначить наблюдателя может только уполномоченный на это в соответствии с уставом орган избирательного объединения. Однако следует иметь в виду, что решение о наделении этого органа полномочиями на назначение наблюдателей может быть принято и высшим руководящим органом соответствующего избирательного объединения.

      В соответствии с п. 7 ст. 30 Федерального закона гражданину, назначенному наблюдателем, выдается направление. В направлении в обязательном порядке указываются следующие сведения: фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование участковой избирательной комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, препятствующих возможности исполнения полномочий наблюдателя. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе не требуется.

      Направление, выданное избирательным объединением, должно быть подписано руководителем органа избирательного объединения, принявшего решение о направлении наблюдателя, и может быть заверено печатью избирательного объединения (в случае назначения наблюдателя органом избирательного объединения, имеющим право на использование печати, а также в случае, если избирательное объединение является юридическим лицом). При этом следует иметь в виду, что в соответствии с п. 7 ст. 30 Федерального закона проставление печати избирательного объединения на направлении не требуется.

      В направлении, выданном зарегистрированным кандидатом либо его доверенным лицом, должна быть проставлена подпись кандидата или доверенного лица, соответственно. От имени кандидата направление может подписать и его доверенное лицо.

      Направление наблюдателя действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации.

      Согласно п. 16 ст. 2 Федерального закона документом, заменяющий паспорт гражданина, является документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом.

      На территории Российской Федерации для граждан Российской Федерации такими документами являются:

      — военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);

      — временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;

      — документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации);

      — справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся под стражей в местах содержания подозреваемых и обвиняемых.

      Для иностранных граждан таким документом является документ, удостоверяющий право иностранного гражданина на постоянное проживание в Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации.

      За пределами территории Российской Федерации документами, заменяющими паспорт гражданина Российской Федерации, являются документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют въезд в Российскую Федерацию, а также иные документы, по которым граждане Российской Федерации вправе пребывать на территории иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации.

      Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены комиссий с правом решающего голоса.

      Гражданин приобретает статус наблюдателя с момента принятия решения о назначении его наблюдателем кандидатом либо избирательным объединением. Однако фактически реализовать в участковой избирательной комиссии свои полномочия наблюдатель сможет только в период осуществления этой комиссией деятельности, связанной с обеспечением избирательных прав граждан во время голосования, в том числе досрочного и вне помещения для голосования, а также во время установления итогов голосования.

      Наблюдатель имеет право присутствовать в участковой избирательной комиссии с момента начала ее работы в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей.

      В участковую избирательную комиссию направление может быть предъявлено с момента начала ее работы в день голосования, а также в день проведения ею досрочного голосования и до момента получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссии.

      По прибытии наблюдателя в помещение для голосования председателю участковой избирательной комиссии либо секретарю комиссии следует:

      — удостовериться в личности наблюдателя;

      — удостовериться в том, что наблюдатель направлен именно в эту комиссию;

      — проверить правильность оформления направления наблюдателя с точки зрения наличия в нем всей необходимой информации (в случае ненадлежащего оформления направления необходимо указать на недостатки и предложить лицу, его представившему, покинуть помещение для голосования);

      — удостовериться в том, что направление выдано (подписано) уполномоченным лицом (в случае выдачи (подписания) направления не уполномоченным на это лицом необходимо указать на это и предложить лицу, его представившему, покинуть помещение для голосования);

      — снять копию с представленного наблюдателем направления и приложить ее к реестру лиц, присутствовавших при голосовании, установлении его итогов;

      — внести сведения о наблюдателе в список лиц, присутствовавших при голосовании, установлении его итогов, зафиксировав время начала исполнения им соответствующих полномочий (в последующем в списке рекомендуется фиксировать моменты выхода наблюдателя из помещения для голосования и возвращения в него);

      — довести до сведения членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, иных лиц, присутствующих в помещении для голосования, информацию о том, что в помещение для голосования прибыл наблюдатель, представить наблюдателя руководству комиссии;

      — ознакомить наблюдателя под роспись с решениями участковой избирательной комиссии, связанными с организацией деятельности комиссии в день голосования и при установлении его итогов;

      — разъяснить наблюдателю, что по всем вопросам, связанным с организацией и осуществлением избирательного процесса в помещении для голосования, ему следует обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия – к лицу, его замещающему;

      — выяснить, будет ли наблюдатель проводить в помещении для голосования фото- или видеосъемку, разъяснить наблюдателю порядок и ограничения, связанные с проведением фото- и видеосъемки, установленные постановлением ЦИК России от 3 октября 2012 г. № 143/1085-6 3 ;

      — предложить наблюдателю занять место, определенное участковой избирательной комиссией для наблюдения за голосованием.

      3 Постановление ЦИК России от 03.10.2012 № 143/1085-6 «О Разъяснении порядка ведения наблюдателями фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования» // Вестник ЦИК России. 2012. № 10.

      После совершения указанных действий участковая избирательная комиссия вправе инициировать проверку на предмет наличия или отсутствия у назначенного наблюдателем гражданина ограничений на исполнение соответствующих полномочий. Для этого целесообразно обратиться в вышестоящую избирательную комиссию.

      В случае получения информации о том, что предъявившее направление лицо не может быть наблюдателем, участковой избирательной комиссии следует уведомить об этом указанное лицо и предложить ему покинуть помещение для голосования. Если лицо не покидает помещение для голосования и нарушает общественный порядок, следует обратиться за содействием в удалении его из помещения для голосования к сотрудникам органов внутренних дел. Сотрудники органов внутренних дел удаляют лицо, нарушающее общественный порядок, из помещения для голосования и принимают меры по привлечению его к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      В соответствии со ст. 30, 68 и 75 Федерального закона, осуществляя полномочия в участковой избирательной комиссии, наблюдатель вправе:

      — знакомиться со списками избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

      — присутствовать при проведении участковой избирательной комиссией досрочного голосования;

      — наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям;

      — присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;

      — наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней;

      — наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей;

      — знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей;

      — наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;

      — обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия – к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

      — знакомиться с протоколами участковой избирательной комиссии об итогах голосования и приложенными к ним документами, получать от комиссии заверенные копии указанных протоколов;

      — носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, направивших наблюдателя в комиссию;

      — обжаловать в порядке, установленном ст. 75 Федерального закона, действия (бездействие) участковой избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или в суд;

      — присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей, а также при составлении протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный»;

      — производить фото-и видеосъемку в помещении для голосования.

      Согласно п. 10 ст. 30 Федерального закона при осуществлении полномочий в участковой избирательной комиссии наблюдателю запрещено:

      — выдавать избирателям, участникам референдума бюллетени;

      — расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;

      — заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетени;

      — предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

      — принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;

      — совершать действия, препятствующие работе комиссии;

      — проводить агитацию среди избирателей;

      — участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.

      Основные гарантии деятельности наблюдателя:

      — наблюдателю должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии;

      — увеличенная форма протокола об итогах голосования должна находиться в поле зрения наблюдателей и на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации;

      — помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения наблюдателей;

      — председатель участковой избирательной комиссии обязан предложить наблюдателю присутствовать при проведении голосования вне помещения для голосования не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования;

      — участковая избирательная комиссия обязана обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избирательными объединениями;

      — по требованию наблюдателя участковая избирательная комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать заверенную копию протокола об итогах голосования.

      Наблюдатель, допустивший нарушение законодательства о выборах, может быть удален из помещения для голосования по мотивированному решению участковой избирательной комиссии, принятому в письменной форме. Копия этого решения выдается наблюдателю. Сотрудники органов внутренних дел обеспечивают исполнение решения участковой избирательной комиссии об удалении наблюдателя и принимают меры по привлечению удаленного наблюдателя к ответственности, предусмотренной федеральными законами.

      Наблюдатель, нарушающий общественный порядок в помещении для голосования, удалятся из него сотрудниками органов внутренних дел, которые принимают меры по привлечению удаленного наблюдателя к ответственности, предусмотренной федеральными законами.

      В соответствии с п. 10 ст. 75 Федерального закона наблюдатели вправе обращаться с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан.

      Жалоба может быть устной и письменной. По общему правилу наблюдатели должны обращаться с жалобой к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия – к лицу, его замещающему.

      В случае если наблюдатель обращается с устной жалобой на нарушения в порядке организации голосования или установления его итогов, председателю участковой избирательной комиссии следует уладить конфликтную ситуацию посредством разъяснения положений законодательства о выборах, незамедлительного устранения (если это возможно) тех недостатков, на которые обращает внимание наблюдатель. Такая жалоба не отражается в последующем в протоколе об итогах голосования.

      В случае если наблюдатель подает письменную жалобу, ее содержание необходимо проанализировать на предмет наличия, существенности и устранимости нарушения законодательства о выборах. От этого анализа будет зависеть выбор момента рассмотрения жалобы на заседании участковой избирательной комиссии. Если имеется возможность устранить нарушение, то это следует сделать незамедлительно, а затем отразить факт устранения нарушения в решении участковой избирательной комиссии. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что все поступившие в участковую избирательную комиссию в день голосования и в процессе установления его итогов жалобы должны быть рассмотрены до подписания протокола об итогах голосования. При этом информация о количестве таких жалоб отражается в итоговом протоколе, а сами жалобы и решения комиссии, принятые по результатам их рассмотрения, прилагаются к направляемому в территориальную избирательную комиссию экземпляру № 1 протокола об итогах голосования, а копии их – к экземпляру № 2 указанного протокола.

      Наблюдатель может обжаловать в участковую избирательную комиссию процедурные нарушения в организации и проведении голосования, установления его итогов, а также решения и действия комиссии, непосредственно нарушающие его права. Наблюдатель не вправе оспаривать решения и действия, затрагивающие права иных участников избирательного процесса (избирателей, кандидатов, членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса).

      Копия решения участковой избирательной комиссии, принятого по результатам рассмотрения жалобы, выдается наблюдателю. В последующем наблюдатель вправе обжаловать это решение в вышестоящую избирательную комиссию либо в суд.

      www.uik44.ru