Структура суда оон

Структура суда оон

Международный суд является судебным органом ООН, который рассматривает юридические споры между государствами и дает консультативные заключения для ООН и её специализированных учреждений. Только государства могут ставить свои споры на рассмотрение Суда и выступать сторонами в рассматриваемых Судом делах. В Суд не могут обращаться частные лица, структуры и международные организации. Все государства – члены ООН, подписавшие Устав ООН, неотъемлемую часть которого составляет Статут Международного Суда, могут обращаться в Суд. Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности могут непосредственно запрашивать у Суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу. Другие органы ООН и специализированные учреждения могут запрашивать, но лишь с санкции Генеральной Ассамблеи, консультативные заключения Суда по юридическим вопросам, входящим в круг их деятельности. Государства могут признавать или не признавать для себя обязательной юрисдикцию Международного Суда, в целом или по отдельным вопросам. Государства могут заранее признать для себя обязательной юрисдикцию Суда по какому либо вопросу, подписав соглашение, предусматривающее передачу спорных вопросов по этому соглашению на рассмотрение Международного Суда. Волеизъявление государства в отношении обязательности юрисдикции Международного Суда может быть выражено и в отдельном заявлении. В то же время в этом заявлении могут содержаться и оговорки об изъятии из компетенции Суда определенных дел какой-либо категории.

В принципе в юрисдикцию Международного Суда входят:

  • все дела, переданные на его рассмотрение государствами,
  • все вопросы, предусмотренные на этот счет Уставом ООН,
  • вопросы, рассмотрение которых в Международном Суде предусмотрено международными договорами и конвенциями.
  • Источники права, которые применяет Суд, определены в его Статуте (статья 38):
  • международные конвенции и договоры;
  • международный обычай;
  • общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
  • судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву.

Кроме того, если стороны достигнут согласия, Суд может решать дело на основе ex aequo et bono, т. е. не ограничивая себя действующими нормами международного права. Международный Суд состоит из 15 судей, избранных параллельно Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности ООН. Судьи должны представлять разные страны и различные правовые системы мира. Суд работает, проводя пленарные заседания, либо образуя группы, называемые камерами, с учетом пожеланий сторон. Особые камеры образуются Судом по вопросам окружающей среды, а также по вопросам упрощенного судопроизводства.

С 1946 года Международный Суд вынес около 80 решений по спорам между государствами и более 20 консультативных заключений. Споры нередко касались пограничных конфликтов и территоральных прав (спор между Камеруном и Нигерией о нефтяном полуострове Бакасси 2002 г., спор между Малайзией и Индонезией о принадлежности двух островов 2002 г., спор о границах между Катаром и Бахрейном 2001 г., пограничный спор между Ботваной и Намибией 1999 г., пограничный спор между Сальвадором и Гондурасом 1992 г., спор о южной границе Ливии с Чадом1994 г.). В Международном Суде были также споры между США и Ираном по поводу захвата Ираном американского посольства и заложников (1980 г.), по поводу сбитого иранского авиалайнера (1989 г.) и разрушения иранских нефтяных платформ (1992 г.). Ливия дважды обращалась в Международный Суд в связи с катастрофой лайнера «Панамерикен» близ Локерби (1992г.), Босния и Герцеговина обвиняла Югославию в нарушении Конвенции о геноциде (1993 г.), Испания подала иск против Канады по поводу юрисдикции над зонами рыболовства (1995 г.). Никарагуа выиграло в Международном Суде дело против США по поводу поддержки Вашингтоном никарагуанских «контрас» и закладки мин у никарагуанских портов (1986 г.). В области охраны окружающей среды Венгрия и Словакия спорили в Международном Суде о строительстве заградительной системы на реке Дунай (1997 г.). В целом число обращений государств в Международный Суд в последние годы нарастает. Среди консультативных заключений, вынесенных Международным Судом в последнее время, – два обращения Генеральной Ассамблеи и Всемирной организации здравоохранения о законности угрозы или применения ядерного оружия.

www.wehse.ru

Вопрос 25. Международный суд ООН: структура, компетенция, порядок принятия решений

Международный Суд был создан в качестве главного су­дебного органа Организации Объединенных Наций. Его пред­шественником считается Постоянная палата международного правосудия, действовавшая в рамках Лиги Наций в 1922—1940 гг.

Правовую основу формирования, компетенции и деятель­ности Суда составляют гл. XIV Устава ООН и Статут Между­народного Суда; образующий неотъемлемую часть Устава. Суд имеет свой регламент.

Статут включает четыре главы: I — Организация Суда;

II — Компетенция Суда; III — Судопроизводство; IV — Кон­сультативные заключения.

Суд состоит из 15 членов, в числе которых не может быть двух граждан одного и того же государства. Российская Феде­рация представлена в Суде. Члены Суда избираются Генераль­ной Ассамблеей и Советом Безопасности, которые проводят вы­боры одновременно и независимо друг от друга; для избрания необходимо в обоих органах получить абсолютное большинство голосов. Срок полномочий члена Суда — девять лет, но воз­можно переизбрание. Он не может быть отрешен от должности, кроме случая, когда, по единогласному мнению других членов Суда, он перестает удовлетворять предъявляемым требованиям. Суд избирает председателя и вицепредседателя на трех­летний срок с возможным переизбранием, а также назначает секретаря. Место пребывания и деятельности Суда — г. Гаага (Нидер­ланды). По решению Суда возможно проведение его заседаний в других местах.

Суд является постоянно действующим органом. Он заседа­ет, как правило, в полном составе; для образования судебного присутствия считается достаточным кворум в 9 судей. По мере необходимости образуются камеры в составе трех (или более) судей для разбора определенных категорий дел. Судопроизводство состоит из двух элементов — письмен­ного и устного. Слушание проводится публично, но Суд может принять и иное решение и стороны могут потребовать недопуска публики.

Компетенция Международного Суда представляет собой совокупность его полномочий по рассмотрению межгосударственных юридических конфликтов. Характер и объем компетенции Международного Суда определяется нормами международного права, в первую очередь, теми из них, которые касаются государственного суверенитета и равноправия государств на международной арене.

Международный Суд, находящийся в Гааге (Нидерланды), является главным судебным органом ООН. Его статут составляет неотъемлемую часть Устава ООН.

Состав. Состоит из 15 судей. Судьи избираются сроком на девять лет независимо от своего гражданства из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах к назначенным на высшие судейские должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права. Состав Суда формируется с учетом принципа справедливого географического распределения и основных существующих правовых систем. В составе Суда не может быть двух судей, являющихся гражданами одного государства.

Компетенция. Суд рассматривает юридические споры между государствами и дает консультативные заключения. Решение Суда по рассматриваемому спору обязательно для участвующих в деле сторон. При этом стороны должны признавать юрисдикцию Суда. В случае, если невыполнение решения Суда угрожает поддержанию мира и безопасности, гарантом выполнения такого решения выступает Совет Безопасности. За консультативным заключением по юридическим вопросам к Суду может обратиться Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности и, с согласия Генеральной Ассамблеи, любые другие органы ООН и специализированные учреждения по вопросу своей компетенции.

studopedia.ru

ICJ – International court of justice / Международный суд (МС)

____________________________________________

ICJ – International court of justice

Международный суд (МС)

Peace Palace, Carnegieplein 2,

2517 KJ, The Hague, The Netherlands

Tel.: (+31) (0)70 302 23 23

Fax: (+31) (0)70 364 99 28

ICJ – международный судебный орган, входящий в структуру ООН, разрешающий спорные претензии стран мирным путем.

История создания МС

1920г. – образована Постоянная палата международного правосудия (ППМП) под руководством Лиги Наций.

1945г. – согласно Уставу ООН, подписанного 26 июня в Сан-Франциско, учреждается Международный суд, ставший правопреемником ППМП.

1947г. – МС рассматривает первое судебное дело, касающиеся подрыва военных кораблей Великобритании во время прохода через албанский пролив Корфу, воды которого были заминированы, что повлекло человеческие жертвы, нанесло материальный ущерб. Делопроизводство рассматривалось в юридической плоскости морского права и ответственности стран.

1982г. – впервые применено положение Статута, предоставляющее возможность формировать специальную Палату ad hoc. Эта норма была использована при рассмотрении притязаний между Канадой и США относительно делимитации морской границы района залива Мэн.

1993г. – образована Палата из семи судей, занимающаяся рассмотрением экологических вопросов.

Роль и функции МС

Судебная инстанция выполняет двойную роль:

1. Согласно международным правовым нормам, занимается разрешением правовых споров между странами.

2. Выдает консультативные юридические заключения по вопросам, запрашиваемым уполномоченными специальными агентствами, являющимися частью системы ООН.

Функции судебного органа:

  • содействовать поддержанию международного мирового порядка
  • способствовать развитию, укреплению роли международного права в сфере межгосударственных отношений
  • трактовать нормы международного права, давать разъяснения относительно процедур исполнения
  • поощрять урегулирование любых споров мирным путем, находящихся под юрисдикцией Суда и за рамками его компетенции
  • Суд не обладает юрисдикцией рассмотрения заявок от физических лиц, неправительственных организаций, корпораций, любой другой частной организации. Суд не может предоставлять им юридические консультации, помогать в урегулировании споров между субъектами, органами власти любой из стран. Согласно Статуту, сторонами при рассмотрении спорных случаев выступают исключительно государства.

    Споры, рассматриваемые в судебном органе, чаще всего связаны с территориальными и пограничными претензиями относительно экономических зон в морских районах, имеющих достаточные залежи полезных ископаемых; правом на свободный проход через территориальные воды; геологоразведку природных ресурсов; права государства флага; ведения рыбной ловли.

    Остальные споры относятся к сфере государственной юрисдикции и дипломатического консульского права.

    Судебное разбирательство может возбуждаться таким образом:

    -уведомляя о специальном договоре, являющимся двухсторонним и заключаемым между странами, изъявивших совместное желание вынести на рассмотрение Международным судом своих претензий Договор включает перечень вопросов, предоставляемых на рассмотрение судьям. По инициативе сторон судебное разбирательство возбуждается, предварительно оповестив Секретариат

    -подавая заявление, являющиеся односторонним. Данное заявление одной страны против другой соответствует юрисдикционной статье соглашения или заявления в рамках системы «факультативной оговорки»

    Помимо разрешения спорных конфликтов между странами, МС уполномочен выдавать заключения консультативного плана, касающиеся функционирования, реализации законных полномочий организациями, входящих в систему ООН.

    Украина и Международный суд

    2004г. – Румынией направлен иск против Украины в МС. Спор касался делимитации морского шельфа около черноморского острова Змеиный, находящегося на 35 километровом расстоянии к востоку от украинской береговой линии. Остров площадью 0,17 км 2 административно подчинен Килийскому району Одесской области.

    Украина и Румыния в судейском составе Международного суда не имеют своих представителей. Обе стороны воспользовались правом назначить специальную Палату, заслушивающую спорные притязания, включив двух дополнительных судей к основному составу.

    Проблема правового статуса острова Змеиный остро стала в 2001г., когда украинская компания «Черноморнефтегаз» обнаружила месторождения нефти и газа за 40км от острова. Определение территориальной принадлежности острова влияло на порядок разграничения площади и территориальных вод вокруг него.

    Судебное заседание проходило с 2 по 19 сентября 2008г. Международный суд в 2009 году вынес окончательное решение, отмечающее действительную принадлежность Украине острова и территориальных вод вокруг него.

    Решение о линии разграничения исключительных экономических зон между Украиной и Румынией представляло собой компромисс интересов обеих стран.

    Судейский состав МС включает 15 судей, избираемых Генасамблеей ООН на девятилетний срок полномочий среди кандидатов, имеющих высокие моральные качества, соответствующих должностным требованиям национального законодательства, являющихся квалифицированными специалистами в сфере международно-правовых отношений. Коллегия судей должна состоять из представителей ведущих международных правовых систем.

    Общим руководством деятельности Суда занимается Председатель, избираемый вместе с Вице-председателем на трехлетний период правления методом тайного голосования коллегией судей. Председатель контролирует, несет ответственность за административное руководство.

    Административный орган – постоянно действующий Секретариат, насчитывающий 70 человек, обеспечивающих функционирование Международного суда, решающих задачи юридического, дипломатического, административного плана.

    Глава Секретариата – Секретарь, избираемый членами МС на семь лет с возможностью переизбрания на эту должность. В его обязанности входит: руководить работой подотчетных подразделений, готовить бюджетный проект, отвечать за взаимодействие Суда с ООН, государствами, международными организациями, поддерживать в актуальном состоянии общий перечень судебных дел, присутствовать на судебных слушаниях, вести протоколы этих заседаний. Глава Секретариата уполномочен визировать решения Суда.

    Ежегодно, согласно Статуту, назначаются 5 судей для учреждения Палаты упрощенного судопроизводства по скорейшему разрешению споров. Коллегия судей может формировать одну/несколько Палат, состоящую минимум из 3 судей занимающихся рассмотрением дел особой категории.

    Присоединиться к Статуту Международного суда могут страны, имеющие статус членов ООН, ратифицировавшие Устав данной организации.

    Страны, не пребывающие в членстве ООН, но присоединившиеся к Статуту МС имеют право направлять исковые заявления в Международный суд. Такое право могут получить государства, не подпадающие под вышеперечисленные пункты, но признающие юрисдикцию Суда, обязующиеся выполнять вынесенные судебные решения.

    xn--h1ahbi.com.ua

    Вопрос 29. Суды в международном праве. Международный Суд оон: структура и компетенция.

    Одним из видов разрешения международных споров является судебная процедура. Соответствующие судебные органы учреждаются на основе договоров при международных организациях как универсального (Международный Суд ООН), так и регионального характера (Суд ЕС, Межамериканский суд по правам человека, Экономический Суд СНГ). В зависимости от характера рассматриваемых споров международные суды делятся на суды по разрешению: межгосударственных споров (Международный Суд ООН, Экономический Суд СНГ); как межгосударственных споров, так и дел, возбуждаемых физическими и юридическими лицами против государств и международных организаций (Европейский суд по правам человека); трудовых споров в рамках международных организаций (Административный трибунал МОТ); по привлечению к ответственности физических лиц (Нюрнбергский трибунал); различных категорий споров (Суд ЕС).

    Международный суд ООН — один из шести главных органов ООН, (в Гааге). Учреждён Уставом ООН для достижения одной из главных целей ООН «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира». Действует на основании Устава + Статут МС ООН + Регламент Суда (определяется порядок выполнения им своих функций, устанавливает правила судопроизводства)

    Состав: 15 независимых судей, избираемых одновременно ГА и СБ (избранным считается лицо, получившее большинство голосов в обоих органах). Каждые три года проводятся выборы одной трети членов Суда. В состав Суда не может входить более одного гражданина одного и того же государства. Судьи не представляют свое государство.

    при разборе отдельных дел могут принимать участие судьи ad hoc, то есть судьи, избираемые в соответствии со статьей 31 Статута по выбору государства-стороны в споре, если оно не представлено в судебном присутствии. В случае если в составе судебного присутствия находится судья, состоящий в гражданстве одной стороны, любая другая сторона может избрать для участия в заседании в качестве судьи ad hoc по данному делу лицо по своему выбору.

    Суд может также пригласить асессоров для участия в заседании по рассмотрению определенного дела. В отличие от судей ad hoc, асессоры не имеют право голоса и избираются самим Судом, а не сторонами. Суд может также поручить другому лицу или организации по своему выбору производство расследования или экспертизы.

    Суд избирает Председателя и Вице-председателя на три года с правом их переизбрания. Суд абсолютным большинством голосов, тайным голосованием избирает своего секретаря на семилетний срок с правом переизбрания. В таком же порядке избирается заместитель секретаря.

    Заседания Суда происходят в полном составе, кроме случаев, специально предусмотренных в Статуте. Для образования судебного присутствия достаточен кворум в девять судей.

    Производство в Суде ведется на французском либо на английском языках, хотя каждая сторона в деле может пользоваться и другим языком, переводя речи и документы на один из двух официальных языков.

    Судопроизводство состоит из 2 этапов: письменного этапа (сообщение Суду и предоставление документов(длится несколько месяцев) поскольку требуется предоставление каждой из сторон в деле письменных объяснений-меморандумов. Как правило, дело начинается передачей в Суд соглашения двух государств так называемого компромисса о разбирательстве дела в Суде нотификация. Если государство приняло на себя обязательство подчиняться компетенции Суда, дело против него может быть начато односторонним письменным обращением государства-истца). И устного этапа (Стороны выступают через представителей и могут пользоваться помощью поверенных и адвокатов, заслушивает свидетелей, экспертов)

    После такого разбирательства проходит закрытое совещание Суда. В публичном заседании объявляется лишь решение Суда. Оно принимается простым большинством голосов судей, при разделении голосов поровну решающий голос принадлежит председателю. Статья 57 Статута Суда предоставляет каждому судье право представлять свое особое мнение, если решение в целом или в части не выражает его мнения. По пункту 2 статьи 74 Регламента Суда судьи могут либо только заявить о своем несогласии с решением, либо представлять особое мнение, выражая несогласие с мотивами решения или с самим решением. В первом случае мнение судьи называют индивидуальным, во втором — особым.

    После вынесения Судом решения, которое является окончательным и обжалованию не подлежит, стороны имеют лишь право обратиться в Суд с просьбой истолковать решение (в случае спора о самом смысле решения или сферы его действия) или с просьбой о его пересмотре на основании вновь открывшихся обстоятельств, которые при вынесении Судом решения не были известны ни Суду, ни стороне, ходатайствующей о пересмотре.

    Статья 38 Статута — перечень источников международного права, на основании которых Суд должен решать переданные на его рассмотрение споры.

    · международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

    · международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

    · общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

    · судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

    Компетенция: разрешает межгосударственные споры и дает консультативные заключения по юридическим вопросам по запросам органов ООН. По общему правилу юрисдикция Суда носит факультативный характер, т.е. Суд вправе рассматривать споры только согласия сторон. Только государства могут быть сторонами по делам, разбираемым Судом. Государства не обязаны признавать юрисдикцию Международного Суда, но, согласно статье 94 Устава ООН, если по конкретному делу они ее признали, то обязаны выполнить решение Суда по такому делу. Помимо судебной, Международный суд осуществляет консультативную функцию. Согласно статье 96 Устава ООН, Генеральная Ассамблея или Совет Безопасности могут запрашивать у Международного суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу. Кроме того, другие органы ООН и специализированные учреждения, которым Генеральная Ассамблея может дать в любое время разрешение на это, могут также запрашивать консультативные заключения Суда по юридическим вопросам, возникающим в пределах их круга деятельности.

    studfiles.net

    Структура, принципы и деятельность ООН

    ООН — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции.

    Занимает центральное место в качестве главного совещательного, директивного и представительного органа. Генеральная Ассамблея рассматривает принципы сотрудничества в области обеспечения международного мира и безопасности; избирает непостоянных членов Совета Безопасности ООН, членов Экономического и Социального Совета; по рекомендации Совета Безопасности назначает Генерального секретаря ООН; совместно с Советом Безопасности избирает членов Международного Суда ООН; координирует международное сотрудничество в экономической, социальной, культурной и гуманитарной сферах; осуществляет иные полномочия, предусмотренные в Уставе ООН.

    2. Секретариат. Это международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу Организации.Он обслуживает другие главные органы Организации Объединённых Наций и осуществляет принятые ими программы и политические установки.Подразделения Секретариата находятся в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке и в других местах расположения штаб-квартир органов ООН, наиболее крупными из которых являются отделения ООН в Женеве и Вене.

    Секретариат ООН обеспечивает работу органов ООН, осуществляет опубликование и распространение материалов ООН, хранение архивов, производит регистрацию и издание международных договоров государств — членов ООН.Секретариат возглавляет Генеральный секретарь ООН.

    3. Генеральный секретарь. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок.

    4.Международный суд. Главный судебный орган ООН. Суд состоит из 18 независимых судей, действующих в личном качестве и не являющихся представителями государства.

    Они не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера.При исполнении судебных обязанностей члены Суда пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.Стороной дела данного Суда может быть только государство, а юридические и физические лица обращаться в Суд не в праве.

    5.Экономический и социальный совет. Осуществляет функции ООН в сфере экономического и социального международного сотрудничества.

    6. Совет по опеке.Совет по опеке приостановил свою работу 1 ноября 1994 года после того, как последняя оставшаяся подопечная территория ООН, Палау, обрела 1 октября 1994 года независимость. Посредством резолюции, принятой 25 мая 1994 года, Совет внес в свои правила процедуры поправки, предусматривающие отмену обязательства о проведении ежегодных заседаний, и согласился собираться по мере необходимости по своему решению или решению своего Председателя, или по просьбе большинства своих членов или Генеральной Ассамблеи, или Совета Безопасности.

    7.Специализированные учреждения. Согласно Уставу ООН, любой главный орган ООН может учреждать различные вспомогательные органы для выполнения своих обязанностей. Самыми известными из них являются: Всемирный банк, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), ЮНЕСКО.

    8. Совет Безопасности.Несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности; его решениям обязаны подчиняться все члены ООН.Пять постоянных членов Совета Безопасности (Российская Федерация, США, Великобритания, Франция, Китай) обладают правом вето.Россию представляет постоянный представитель России при ООН. Совет Безопасности состоит из 15 членов: пять членов Совета — постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), остальные десять членов (по терминологии Устава — «не постоянные») избираются в Совет в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом

    textbooks.studio