Статья 9 закон о конкуренции

Статья 9. Уведомление должника о привлечении иного лица для осуществления взаимодействия с должником

1. Кредитор в течение тридцати рабочих дней с даты привлечения иного лица для осуществления с должником взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности, обязан уведомить об этом должника путем направления соответствующего уведомления по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или путем вручения уведомления под расписку либо иным способом, предусмотренным соглашением между кредитором и должником.

2. В уведомлении должны быть указаны предусмотренные частью 7 статьи 7 настоящего Федерального закона сведения о лице, указанном в части 1 настоящей статьи.

Кодексы РФ

Популярные материалы

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

Для пятидневной рабочей недели

Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

Законы Российской Федерации

«О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О концессионных соглашениях»

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации

«Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» (вместе с «Положением о Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами», «Положением о порядке осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами», «Положением о порядке предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначе

«Вопросы Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству»

«О мерах по обеспечению экономической безопасности и национальных интересов Российской Федерации при осуществлении международных транзитных перевозок грузов с территории Украины на территорию Республики Казахстан или Киргизской Республики через территорию Российской Федерации»

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации

«О некоторых вопросах взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн»

«Об утверждении плана реализации комплекса мер по совершенствованию государственного регулирования выбросов парниковых газов» (вместе с «Планом реализации комплекса мер по совершенствованию государственного регулирования выбросов парниковых газов и подготовки к ратификации Парижского соглашения, принятого 12 декабря 2015 г. 21-й сессией Конференции Сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата»)

«О перечне сведений, которые акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» вправе запрашивать при предоставлении услуг в целях оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе в электронной форме, у органов государственной власти в порядке межведомственного взаимодействия»

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации

(утв. Банком России)

«О процентной ставке отсечения»

(утв. Минспортом России 28.06.2018, Общероссийской общественной организацией «Спортивная федерация (союз) регби России»)

rulaws.ru

Комментарий к статье 9

1. В антимонопольном законодательстве само понятие «группа лиц» не раскрывается. В научной доктрине группой лиц признается «некоторая конгломерация юридически самостоятельных субъектов, взаимосвязанных отношениями экономической (управленческой) зависимости» .

Ткачев А., Богомолов Ю.

С позиций антимонопольного законодательства группа лиц рассматривается как один хозяйствующий субъект, действующий в едином экономическом интересе. Для группы лиц устанавливается правовой режим единого хозяйствующего субъекта, деятельность которого не запрещена как монополистическое соглашение. При этом лица, входящие в состав группы, между собой не конкурируют.

Безусловным достоинством действующего антимонопольного Закона является закрытый перечень оснований отнесения субъектов к группе лиц.

По характеру признаки отнесения совокупности юридических и (или) физических лиц к группе лиц можно разделить на признаки распорядительного, договорного, управленческого, родственного и организационно-правового характера.

2. Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, установленные антимонопольным законодательством запреты на действия (бездействие) на товарном рынке хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц, если федеральным законом не установлено иное. В частности, это касается запрета на злоупотребление группой лиц доминирующим положением (ст. 10), недобросовестную конкуренцию (ст. 14). Эта норма вытекает из положения о признании группы лиц равноправным участником товарного рынка наравне с хозяйствующим субъектом. В случае нарушения группой лиц данных требований к ответственности привлекается не отдельный ее участник, а вся группа.

Согласно ст. 4 комментируемого Закона хозяйствующим субъектом признается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Если антимонопольным органом было принято решение и выдано предписание в отношении нескольких лиц (в частности, в отношении лиц, входящих в группу лиц в соответствии с положениями ст. 9 комментируемого Закона) и эти лица обратились в арбитражный суд с самостоятельными заявлениями об оспаривании указанных решения и (или) предписания, в рамках рассмотрения дел по каждому из заявлений остальные лица должны быть привлечены к участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, поскольку решение вопроса о признании решения и (или) предписания недействительным влияет на их права и обязанности.

Арбитражный суд на основании ч. 2 ст. 130 АПК РФ ввиду наличия единого общего состава лиц, участвующих в соответствующих делах, вправе объединить такие дела в одно производство для совместного рассмотрения .

См.: п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 г. N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (Новые законы и нормативные акты. Приложение к РГ. 2008. N 32).

Закон о защите конкуренции устанавливает особенности осуществления государственного контроля за экономической концентрацией в отношении группы лиц. Согласно ч. 1 ст. 31 указанного Закона сделки, иные действия, указанные в его ст. 27 — 29 (для которых установлен режим предварительного согласования), осуществляются без предварительного согласия антимонопольного органа, но с последующим его уведомлением об их осуществлении. При этом необходимо соблюдение в совокупности следующих условий:

1) сделки, иные действия, указанные в ст. 27 — 29, осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц;

2) перечень лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, был представлен любым входящим в эту группу лицом (заявителем) в федеральный антимонопольный орган в утвержденной им форме не позднее чем за один месяц до осуществления сделок, иных действий;

3) перечень лиц, входящих в эту группу, на момент осуществления сделок, иных действий не изменился по сравнению с представленным в федеральный антимонопольный орган перечнем таких лиц.

Антимонопольный орган реализует функции государственного контроля за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц, путем рассмотрения и размещения на официальном сайте ФАС России в Интернете перечня лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, при условии представления заявителем такого перечня по форме, утвержденной Приказом ФАС России от 20 ноября 2006 г. N 293 «Об утверждении формы представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц» , а также путем рассмотрения уведомления о сделке, ином действии, осуществляемых лицами, входящими в одну группу лиц, с соблюдением условий, предусмотренных Регламентом Федеральной антимонопольной службы по осуществлению государственного контроля за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц (утв. Приказом ФАС России от 28 декабря 2007 г. N 457) .

Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Федеральный антимонопольный орган в течение 14 дней со дня получения перечня лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, направляет заявителю одно из следующих уведомлений:

1) о получении такого перечня и размещении его на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, если такой перечень был представлен в форме, утвержденной федеральным антимонопольным органом;

2) о нарушении формы представления такого перечня и несоблюдении условий, указанных в ч. 1 ст. 31 комментируемого Закона.

Антимонопольный орган должен быть уведомлен о сделках и иных действиях лицом, которое было заинтересовано в осуществлении указанных в ст.

В случае установления факта недостоверности представленных сведений о лицах, входящих в одну группу лиц, такие сведения, размещенные на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, федеральный антимонопольный орган снимает с указанного сайта.

Кроме того, неправильное определение группы лиц и, как следствие, представление в антимонопольные органы недостоверных сведений могут повлечь за собой привлечение виновных лиц к административной ответственности в соответствии со ст. 19.8 КоАП РФ.

Таким образом, Закон о защите конкуренции призван создать благоприятную правовую среду для деятельности группы лиц, снизить административную нагрузку на участников рынка, в том числе участников группы лиц, что должно положительно отразиться на развитии конкуренции между различными группами лиц.

3. Соотношение понятий «группа лиц» и «аффилированные лица». Понятие «аффилированные лица» было включено в Закон о конкуренции 1991 г. только в 1998 г. После принятия ныне действующего Закона о защите конкуренции первый антимонопольный Закон был отменен, за исключением единственного абзаца ст. 4, содержащего понятие «аффилированные лица». В соответствии с ним «аффилированные лица — физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность». Закон перечислил аффилированных лиц юридического лица и аффилированных лиц физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Так, аффилированными лицами юридического лица являются:

член его совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;

лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;

лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;

юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.

Аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:

лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;

юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.

Таким образом, необходимым признаком аффилированного лица является наличие отношений зависимости между физическим или юридическим лицом и аффилированным лицом этого физического или юридического лица. Зависимость может иметь место в случае принадлежности юридическому (или физическому) лицу определенной части уставного капитала юридического лица, обусловливающей участие в управлении с правом голоса; в случае, когда лицо имеет право давать обязательные для исполнения обществом указания; между физическими лицами существуют определенные родственные (семейные) отношения. Типичным примером аффилированных лиц являются преобладающие (основные) хозяйственные общества по отношению к зависимым (дочерним) обществам в соответствии со ст. 105, 106 ГК РФ.

Следует отметить, что содержащееся в антимонопольном законодательстве понятие аффилированных лиц в целях именно антимонопольного законодательства не используется и, кроме как в ст. 4 «старого» антимонопольного Закона, не упоминается. В целях антимонопольного законодательства используется понятие «группа лиц». Это порождает вопрос об обоснованности включения понятия «аффилированные лица» в антимонопольный Закон.

Из содержания ст. 4 данного Закона следует, что приведенный в ней перечень аффилированных лиц юридического лица и физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, является исчерпывающим. Однако сам перечень не соответствует основному определению аффилированных лиц как «преобладающих», способных оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, поскольку данный термин применяется как к контролирующим, так и к зависимым лицам. В большинстве случаев зависимые и преобладающие лица относятся к одной группе лиц и, следовательно, являются взаимоаффилированными, т.е. преобладающее общество считается аффилированным по отношению к зависимому, а зависимое — аффилированным по отношению к преобладающему.

Наибольшее значение определение аффилированных лиц имеет в корпоративном законодательстве. В соответствии со ст. 93 Закона об АО общество обязано вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства РФ. Согласно Положению о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденному Приказом ФСФР России от 10 октября 2006 г. N 06-117/пз-н , список аффилированных лиц акционерного общества должен содержать сведения, которые известны или должны быть известны этому акционерному обществу. В соответствии с вышеназванным Законом аффилированные лица общества обязаны в письменной форме уведомить общество о принадлежащих им акциях общества с указанием их количества и категорий (типов) не позднее 10 дней с даты приобретения акций.

Статья 93 Закона об АО, действующая в новой редакции с 1 января 2002 г., предусматривает, что лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями законодательства РФ. При этом, по-видимому, имеется в виду не только и не столько антимонопольное законодательство, сколько законодательство акционерное.

jurisprudence.club

Статья 9. Группа лиц

Федеральный закон «О защите конкуренции» (135-ФЗ)

  • проверено сегодня
  • закон от 04.06.2018
  • вступила в силу 26.10.2006
  • Ст. 9 Закон о конкуренции в последней действующей редакции от 5 января 2016 года.

    Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

    Глава 1. Общие положения

    Статья 9. Группа лиц

    1. Группой лиц признаётся совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам из следующих признаков:

    • 1) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства);
    • 2) юридическое лицо и осуществляющие функции единоличного исполнительного органа этого юридического лица физическое лицо или юридическое лицо;
    • 3) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства) или заключённого с этим хозяйственным обществом (товариществом, хозяйственным партнерством) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу, хозяйственному партнерству) обязательные для исполнения указания;
    • 4) юридические лица, в которых более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета, совета фонда) составляют одни и те же физические лица;
    • 5) хозяйственное общество (хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества (хозяйственного партнерства);
    • 6) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица избрано более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества;
    • 7) физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры;
    • 8) лица, каждое из которых по какому-либо из указанных в пунктах 1 — 7 настоящей части признаку входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в группу по какому-либо из указанных в пунктах 1 — 7 настоящей части признаку;
    • 9) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство), физические лица и (или) юридические лица, которые по какому-либо из указанных в пунктах 1 — 8 настоящей части признаков входят в группу лиц, если такие лица в силу своего совместного участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) или в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, имеют более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства).
    • 2. Установленные антимонопольным законодательством запреты на действия (бездействие) на товарном рынке хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц, если федеральным законом не установлено иное.

      dogovor-urist.ru

      Статья 9 закон о конкуренции

      Правы ли чиновники, записывающие в группу лиц максимально широкое число компаний
      Как вынудить антимонопольную службу одобрить сделку, ограничивающую конкуренцию
      Как совершить монопольную сделку и остаться в стороне от претензий антимонопольного ведомства

      Меньше года прошло с момента, когда вступил в силу новый закон о защите конкуренции*. Однако уже за этот период в нем выявилось немало противоречий и неясностей, способных существенно затронуть интересы компаний. Большинство из этих противоречий еще не получили судебной оценки. Но уже сейчас, важно знать «слабые места» антимонопольного закона. Это поможет обеспечить максимальную юридическую безопасность планируемой сделки. Либо, напротив, использовать неясности законодательства с максимально возможной отдачей, для достижения наилучшего коммерческого эффекта.

      *Федеральный закон от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

      Группа лиц: это много или мало?

      Одним из центральных понятий антимонопольного закона является понятие группы лиц. Адекватно уяснить его крайне важно, для того чтобы правильно применить такие чувствительные положения закона как разрешительный механизм совершения ряда сделок, могущих привести к ограничению конкуренции. Так, для вывода о необходимости получить предварительное согласие антимонопольного органа на сделку подлежащую контролю (перечень дан в статьях 27-28 Закона), требуется знать размер активов всех лиц, входящих в группу лиц.

      Ошибка собственника в определении состава группы лиц может повлечь как минимум административный штраф за непредставление ходатайств или уведомлений, а то и признание сделки, совершенной без предварительного согласия антимонопольного органа, недействительной по иску антимонопольного органа (часть 2 статьи 34 Закона о конкуренции).

      Но именно в этом понятии законодатели допустили двусмысленность, которая позволяет чиновникам антимонопольного ведомства включить в группу намного больше компаний, чем следует из общей логики закона и его буквального смысла.

      Дело тут вот в чем. Перечень оснований, по которым два лица признаются группой дан в статье 9 Закона о конкуренции. Например, если одно лицо обладает больше чем 50 процентами голосующих акций (долей) другого (п. 1 ст. 9 Закона о конкуренции). Остальные основания перечислены в пунктах 1-3 упомянутой статьи.

      Проблема в том, как понимать пункт 14 этой же статьи, который определяет когда нужно включать в группу третьих лиц.

      1. Группой лиц признаются:

      14) лица, каждое из которых по какому-либо указанному в пунктах 1 — 13 настоящей части основанию входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с каждым из таких лиц в одну группу по какому-либо указанному в пунктах 1 — 13 настоящей части основанию. пункт 1 статьи 9 Закона «О конкуренции»

      Проблема в том, как понять процитированную норму после слов «а также».

      Для того чтобы лучше понять ситуацию рассмотрим схему 1. Пусть компания 1 – будет основной компанией. Компании 2 и 3 составляют с ней группу по каким-либо из оснований, перечисленных в пунктах 1-3 статьи 9 закона «О конкуренции». Вопрос в том, при каких условиях включать в группу компанию 4? Есть два варианта.

      Варинат 1 (выделен на схеме ___ цветом): про компанию 4 можно сказать, что она составляет группу и с компанией 2 и с компанией 3.

      Вариант 2 (выделен на схеме ___ цветом): Про компанию 4 можно сказать, что она составляет группу или с компанией 2 или с компанией 3.

      Чиновники Федеральной антимонопольной службы утверждают, что верен второй вариант. То есть, что слово «каждый» в процитированном пункте нужно понимать как «любой из». При таком понимании получится, что группа лиц может разрастись по цепочке достаточно широко (компания 5 и т.д.)

      До настоящего времени ФАС России не давало официально разъяснений такого содержания. Тем не менее, из общения с чиновниками ведомства понятно, что они придерживаются именно такой точки зрения. На семинарах они заявляют, что первый вариант мешает им контролировать экономическую концентрацию. По нашим данным, что эта позиция уже согласована с ВАС РФ, который доведет ее до нижестоящих судов в одной из установленных форм.

      Мы считаем, что такое толкование неверно. Правильным является первый вариант и слово каждый в упомянутой норме нужно понимать как «и тот и другой».

      По тексту Закона о конкуренции слово «каждый» используется именно в таком смысле. Наглядно это можно увидеть на примере пункта 2 части 1 статьи 9 Закона «О конкуренции». В нем записано, что группа образуется если одно и то же лицо владеет более чем 50 процентами голосующих акций каждого из двух других лиц. Как видите, слово каждый означает и тот и другой.

      Какую сторону примут судьи пока сказать сложно. Тем не менее, позицию ФАС необходимо учесть, анализируя риски предстоящих сделок.

      Можно ли теперь получить одобрение монопольной сделки?

      Неоднозначным в новом законе является и положение, касающееся случаев, когда антимонопольный орган в праве отказаться одобрять сделку, подлежащую контролю. Один из таких случаев в части 2 статьи 33 Закона «О конкуренции». В нем в частности записано, что оказать нужно, если сделка ограничит конкуренцию И если антимонопольный орган обнаружит, что представленные сведения недостоверны (п. 5 ч. 2 ст. 33 Закона «О конкуренции»).

      Мы считаем, что соединительный союз «и» означает одновременное соблюдение двух условий:

    • сделка приведёт к ограничению конкуренции;
    • заявитель ходатайства представит в антимонопольный орган недостоверную информацию.
    • Анализ части 7 статьи 33 Закона о конкуренции усиливает уверенность в правильности именно такого хода мыслей. В нем установлено, что если действия, заявленные в ходатайстве об одобрении сделки, ограничат конкуренцию, орган ФАС должен одобрить сделку и одновременно выдать предписание об устранении нарушений.

      Данное новое положение антимонопольного законодательства можно воспринимать как частичное ослабление антимонопольного контроля за совершением сделок, что соответствует общей концепции нового закона.

      Однако, не исключено, что антимонопольные органы не будут спешить расстаться с таким полномочием как отказ в удовлетворении ходатайства о совершении сделок, иных действий. Ведь теперь, если заявитель не представляет в антимонопольный орган недостоверную информацию, чиновникам необходимо не только проанализировать соответствующий рынок и установить, что сделка повлечёт отрицательные последствия для конкуренции на нём, но и продумать требования и выдать заявителю такое предписание, которое позволит устранить эти неблагоприятные последствия и будет способствовать укреплению конкурентных отношений на рынке.

      На чью сторону в толковании п. 5 ч. 2 ст. 33 Закона склонятся арбитражные суды – покажет время, на настоящий момент практика применения данной правовой нормы ещё отсутствует.

      Как оказаться вне зоны доступа антимонопольных чиновников

      Еще одно новшество закона, на наш взгляд дает отличный способ лишить антимонопольную службу изрядной доли возможностей ставить палки в колеса готовящейся сделке. Напомним, что прежний антимонопольный закон, распространял действие предписаний об устранении ограничений конкуренции на всех лиц группы.

      По новому порядку ФАС может выдать предписание об устранении нарушений, ограничивающих конкуренцию лишь лицу, которое подало ходатайство о совершении сделки. Такой вывод следует из буквального смысла части 1 и пункта 4 части 2 статьи 33 Закона о конкуренции. В то же время, подать такое ходатайство может любое из лиц, заинтересованных в совершении сделки (п.1 ч.2 ст. 32 Закона о конкуренции). Но таким лицом может быть не только покупатель, но и продавец. Если ходатайство заявит не приобретатель акций (долей, имущества), а лицо, их отчуждающее (а оно тоже является заинтересованным лицом), антимонопольный орган будет иметь меньше рычагов воздействия на ситуацию. Ведь приобретатель активов, то есть лицо, усилившее свое доминирующе положение на рынке, останется в стороне. Прямо воздействовать на него антимонопольный орган не сможет.

      Новый закон не предусматривает возможности выдать предписание группе лиц.

      ##КРИК на первый разворот##

      Ошибка в определении состава группы лиц может повлечь как минимум административный штраф, а то и признание сделки недействительной, как совершенной без предварительного согласия антимонопольного органа

      ##КРИК на второй разворот##

      Еще одно новшество закона, дает способ лишить антимонопольную службу изрядной доли возможностей ставить палки в колеса готовящейся сделке

      Сделки с каким имуществом могут привлечь внимание ФАС?

      Прежде всего, это сделки, с акциями и долями в уставном капитале ООО. Кроме того контролю подлежат сделки с основными средствами и нематериальными активами компаний. Сделка может быть совершена лишь с согласия ФАС, если показатели суммарной стоимости активов или выручки компании права, в отношении которой, или активы которой продаются и покупателя (а также лиц составляющих группу с тем или другим) превышают лимиты установленные в статье 28 Закона о конкуренции. Аналогичные критерии для финансовых организаций установлены в статье 29 Закона о конкуренции.

      rupravo.ru

      Группа лиц и аффилированные лица – что это такое и в чём разница?

      При заключении сделок мы часто сталкиваемся с необходимостью определить, входит ли контрагент в одну с нами группу лиц, поскольку в целях защиты рынка и интересов конкуренции сделки между ними ограничены. В сфере рыночных отношений закон воспринимает компанию и её группу лиц как единое целое. А вот с понятием аффилированные лица мы сталкиваемся, когда работаем с кредитными организациями, публичной компанией, компанией, доминирующей на определённом товарном рынке или компанией, чьи акции или другие ценные бумаги котируются на бирже. А всё потому, что перечисленные выше компании должны раскрывать списки аффилированных лиц (либо публиковать, либо предоставлять в ЦБ РФ или на биржу, в зависимости от деятельности компании). И всё это делается с целью защиты рынка, контроля за сделками с заинтересованностью и прочими «междусобойчиками».

      Что интересно, определения этим понятиям даны в разных законах, заменяющих друг друга. Понятие аффилированные лица было введено старым законом РФСР от 22.03.1991 года, N 948-1 «О конкуренции и ограничение монополистической деятельности». На сегодня все положения этого закона утратили силу, кроме определений. Этот закон полностью не аннулировали только из-за присутствующих там понятий, в том числе и понятия аффилированные лица. А вот все остальные положения регулируются новым законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». В этом законе введено и дано определение понятию группа лиц (ст.9). Надо отметить, что понятие аффилированности меньше всего используется в законе о защите конкуренции, оно больше применимо к деятельности компаний, обладающих некоторые признаками публичности (как было перечислено выше).

      Итак, кратко и упрощённо изложу суть определений.

      В группу лиц входят лица, между которыми установлены следующие отношения (берём отношение физического лица или юридического лица (далее «Лицо») к основному хозяйственному обществу (далее «ХО»)):

    • Лицо владеет более 50% голов в ХО (в силу владения долями или в силу договора)
    • Лицо является единоличным исполнительным органом в ХО.
    • Лицо вправе давать ХО указания, обязательные для исполнения (на основании учредительных документов или договора).
    • Два ХО если более 50% членов из их коллегиальных исполнительных органов совпадают (или у них одинаковые директора).
    • Лицо, по предложению которого назначается исполнительный орган или более 50% членов коллегиального исполнительного органа.
    • Родственники сверху, снизу и горизонтально (родители, дети, супруги, братья и сёстры, включая не кровных).

    А также лица, которые входят в группу лиц с лицами, перечисленными выше.

    Аффилированными между собой признаются следующие лица (так же физические и юридические):

  • Входят в одну группу лиц;
  • Могут распоряжаться более 20% голосов в другом лице;
  • Члены совета директоров или коллегиального исполнительного органа/директора компаний группы лиц.
  • Подводя итог о соотношении двух понятий следует отметить, что понятие аффилированные лица шире понятия группа лиц. И применяются эти понятия для различных законодательных целей. Группа лиц применима к рыночным отношениям и регулируется законом «О защите конкуренции». Понятие аффлированные лица, несмотря на то, что изначально было определено тоже законом о конкуренции, больше имеет значение для корпоративного права и корпоративных обязательств определённых организаций. А потому данное понятие можно встретить в законе «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О рынке ценных бумаг».

    zakon.ru