Штраф за прием наличных

Административные штрафы: 3 спорные ситуации

Административные штрафы за нарушения законодательства о платежных агентах, в области наличных расчетов и при работе с контрольно-кассовой техникой зачастую спорны. Арбитражная практика противоречива: в аналогичных ситуациях решения судов нередко диаметрально противоположны.

В условиях мобилизации бюджетных поступлений проверяющие пытаются максимизировать сбор административных штрафов. В настоящем материале будут рассмотрены ситуации, в которых чаще всего встречаются неоднозначные взыскания на основании Кодекса об административных правонарушениях (далее — Кодекс), с учетом арбитражной практики последних лет.

Административные штрафы за нарушения законодательства о платежных агентах

Платежные агенты, а также поставщики, получающие оплату от платежных агентов, обязаны использовать для взаиморасчетов специальный банковский счет (ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ (далее — Закон № 103-ФЗ)). За нарушение данной обязанности на платежного агента или поставщика может быть наложен административный штраф (ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ; письмо ФНС России от 19.04.2012 № АС-4-2/[email protected]):

  • на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 рублей;
  • на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 рублей.
  • Налоговые органы, налагая данные штрафы, используют существующую на данный момент неопределенность, относится ли та или иная деятельность компании, принимающей платежи физлиц за товары (работы, услуги) третьих лиц, к деятельности платежного агента или нет. Напомним, что платежный агент — это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц (п. 3 ст. 2 Закона № 103-ФЗ).

    Чаще всего споры с налоговиками по данному вопросу возникают у компаний, собирающих с жильцов плату за коммунальные услуги (УК, ТСЖ и т.п.), продавцов билетов (на проезд, спортивные и культурные мероприятия), а также курьерских компаний, осуществляющих прием платежей за доставляемые покупателям товары.

    Арбитражная практика в настоящее время крайне противоречива. Так, есть постановление Верховного Суда РФ о том, что ТСЖ не являются платежными агентами (пост. ВС РФ от 16.03.2016 № 306-АД15-16784 по делу № А12-18292/2015), та же позиция зафиксирована в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2015) (утв. Президиумом ВС РФ 25.11.2015). При этом в другом постановлении (пост. ВС РФ от 11.05.2016 № 307-АД15-20173 по делу № А56-6310/2015) в аналогичной ситуации сделан противоположный вывод о правомерности наложения административного штрафа на ТСЖ.

    Обе позиции по спорам с участием ТСЖ доведены Федеральной налоговой службой до нижестоящих налоговых органов (письмо ФНС России от 07.07.2016 № СА-4-7/[email protected]), что означает высокий риск наложения штрафа (ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ) в ходе налоговых проверок указанных выше компаний, не использующих специальный банковский счет, а также на самих поставщиков коммунальных услуг, получающих средства от ТСЖ, УК и прочих без использования специального счета.

    Риск наложения штрафа сохраняется, даже если компания использует специальный банковский счет. Так, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (пост. Тринадцатого ААС от 21.04.2015 № 13АП-5097/15) признал правомерным наложение административного штрафа в ситуации, когда оприходованные в кассу платежного агента денежные средства вносились на специальный банковский счет позже дня поступления данных средств в кассу платежного агента.

    Для учета наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, нужно вести отдельную кассовую книгу (п. 4.6 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У (далее — Указание № 3210-У)). Однако платежного агента нельзя привлечь к ответственности за неведение отдельной кассовой книги или за нарушение порядка ее ведения на основании части 2 статьи 15.1 Кодекса, так как в указанной норме это нарушение не поименовано. Штраф в такой ситуации возможен на основании части 1 статьи 15.1 Кодекса, применяемой ко всем компаниям.

    Административные штрафы за нарушения в области наличных расчетов

    Часть 1 рассмотренной выше статьи 15.1 Кодекса касается уже всех компаний и ИП. Согласно данной норме за нарушение порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций (Указание Банка России от 07.10.2013 № 3073-У (далее — Указание № 3073-У), Указание № 3210-У) штраф составит:

  • для должностных лиц — от 4000 до 5000 рублей;
  • для юридических лиц — от 40 000 до 50 000 рублей.
  • Постановлением Верховного Суда РФ от 1 апреля 2016 года № 308-АД15-14868 по делу № А32-42568/2014 признано правомерным наложение штрафа на турфирму, занимающуюся продажей авиа- и железнодорожных билетов. А ранее постановлением Верховного Суда РФ от 16 декабря 2015 года № 307-АД15-12589 по делу № А05-12527/2014 в аналогичной ситуации подтверждена неправомерность административного взыскания.

    Проверяющие налагают данный штраф за любые нарушения порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций, однако судьи, как правило, указывают на тот факт, что штраф на основании части 1 статьи 15.1 Кодекса взимается только за те нарушения, которые прямо в нем установлены, а именно:

  • за осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров (под данное нарушение, по мнению налоговиков и судей, подпадают как расчеты сверх лимита 100 000 руб. по одному договору, так и расчеты, осуществленные в нарушение целей, на которые юрлица и ИП вправе расходовать поступившие в кассу наличные (пп. 2, 6 Указания № 3073-У; п. 4 письма ФНС России от 09.07.2014 № ЕД-4-2/13338; пост. Девятого ААС от 21.04.2014 № 09АП-10838/2014));
  • неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности, в том числе неотражение, несвоевременное отражение движения наличных в кассовой книге, отсутствие кассовой книги в организации или обособленном подразделении (пост. ВС РФ от 18.11.2015 № 310-АД15-14386, АС МО от 23.03.2016 № Ф05-20967/15, Двадцатого ААС от 29.12.2015 № 20АП-6595/15, Пятого ААС от 24.08.2015 № 05АП-6514/15, Седьмого ААС от 16.01.2014 № 07АП-10897/13, от 05.10.2012 № 07АП-7425/12);
  • несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств;
  • накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов (пост. Тринадцатого ААС от 16.10.2015 № 13АП-22253/15, Первого ААС от 22.09.2014 № 01АП-5087/14), причем ошибки организации при расчете лимита могут привести к тому, что суд по требованию налоговиков признает лимит неустановленным, то есть нулевым (пост. ВС РФ от 24.11.2015 № 305-АД15-11785). Отметим, что лимит накопления наличных в кассе должен быть установлен для каждого обособленного подразделения организации (п. 2 Указания № 3210-У; пост. Семнадцатого ААС от 14.05.2015 № 17АП-3750/15, Девятого ААС от 22.09.2014 № 09АП-35907/14).
  • За иные нарушения порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций штраф частью 1 статьи 15.1 Кодекса не предусмотрен. Например, не должно быть штрафа в случае, когда компания оплачивает арендную плату наличными, поступившими в кассу по договору займа, а не за счет снятых с расчетного счета средств (п. 4 Указания № 3073-У; пост. Десятого ААС от 07.09.2015 № 10АП-8374/15), за нарушение подотчетным лицом срока представления в организацию авансового отчета, выдачу подотчетному лицу средств без полного погашения задолженности за ранее полученную под отчет сумму (п. 6.3 Указания № 3210-У; пост. ВС РФ от 30.09.2015 № 307-АД15-11670), выдачу средств под отчет без оформления личного заявления подотчетного лица (п. 6.3 Указания № 3210-У; пост. Седьмого ААС от 18.03.2014 № 07АП-1362/14).

    В отношении ошибок при оформлении кассовых документов, в частности акта КМ-3, мнения арбитров разделились: в постановлении Тринадцатого ААС от 21 июля 2014 года № 13АП-12432/14 суд отказал налоговикам в наложении штрафа по указанному основанию, а в постановлении Второго ААС от 17 апреля 2013 года № 02АП-1988/13 поддержал налоговиков.

    Однако существует риск, что судьи в конкретном споре поддержат расширительное толкование налоговиками законодательства и согласятся с наложением штрафа в случае, когда нарушения порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций прямо не предусмотрены частью 1 статьи 15.1 Кодекса. Поэтому организациям и предпринимателям безопаснее соблюдать все законодательно установленные правила работы с наличными.

    Административные штрафы за нарушения при работе с ККТ

    Законодательство о применении ККТ переживает глобальную трансформацию (Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ (далее — Закон № 290-ФЗ)). В частности, изменяется состав правонарушений, размер штрафов и порядок привлечения к административной ответственности за нарушения при работе с ККТ (ч. 2-15 ст. 14.5 КоАП РФ).

    Часть норм данной статьи сегодня фактически не применяется в связи с отсрочкой вступления в силу соответствующих норм Закона № 290-ФЗ. Однако в целом штрафы за нарушения при работе с ККТ — одни из самых часто налагаемых на организации и ИП.

    Вызвано это как частотой выявления подобных нарушений, так и размером штрафа. Например, неправомерное неприменение ККТ влечет наложение административного штрафа (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):

    • на должностных лиц в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей;
    • на юридических лиц — от 3/4 до одного размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 30 000 рублей.

    Выявляют указанное нарушение налоговики чаще всего в ходе контрольной закупки. Причем правомерность такого способа вызывает вопросы, так как осуществление контрольной закупки работником налогового органа противоречит регламенту проверки соблюдения законодательства о применении ККТ (п. 23 Административного регламента, утв. приказом Минфина России от 17.10.2011 № 132н (далее — Административный регламент)). Неправомерность наложения административного штрафа на основании актов контрольных закупок, осуществленных работниками налоговых органов, неоднократно подтверждалась судами (пост. Девятого ААС от 29.06.2015 № 09АП-21414/15, от 19.06.2015 № 09АП-22059/15, от 18.06.2015 № 09АП-20967/15). Однако ситуация поменялась. Так, в вопросе 15 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2015) (утв. Президиумом ВС РФ 26.06.2015) арбитры подтвердили правомерность наложения административного штрафа за нарушения при работе с ККТ на основании акта контрольной закупки, осуществленной сотрудником налогового органа.

    Сами по себе налоговые проверки работы с ККТ практически никак не регламентированы. Упомянутый выше Административный регламент не ограничивает частоту проверок (п. 3 письма ФНС России от 12.09.2012 № АС-4-2/15195), охват проверяемого периода (пост. Пятого ААС от 27.08.2014 № 05АП-10280/14). В отличие от иных проверок, при проверке работы с ККТ налоговики не обязаны предупреждать компанию до начала ее проведения (пост. Двадцатого ААС от 29.12.2015 № 20АП-6595/15, Третьего ААС от 22.07.2015 № 03АП-3411/15, Четырнадцатого ААС от 21.05.2015 № 14АП-2718/15). Даже нарушение налоговиками Административного регламента проведения проверок работы ККТ в ряде случаев не позволяет компаниям отменить наложение административного штрафа по статье 14.5 Кодекса (пост. Третьего ААС от 21.03.2013 № 03АП-431/13), хотя имеются и решения в пользу компаний при нарушении налоговиками собственного регламента (пост. Двадцатого ААС от 05.11.2015 № 20АП-4938/2015).

    В заключение отметим, что с июля 2016 года штрафы по статье 14.5 Кодекса могут быть наложены в течение года с момента нарушения порядка работы с ККТ, а не двух месяцев, как было установлено ранее (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

    Илья Антоненко, ведущий эксперт «Национальной консалтинговой компании» (Санкт-Петербург)

    www.garant.ru

    Прием наличности без кассового аппарата (для УСН)

    Здравствуйте!
    Вопрос: Имеет ли право организация (ООО), при оказании юридических услуг другой организации, не использовать контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, а также без применения контрольно-кассовой техники не выдавать соответствующих бланков строгой отчетности? А ограничиться лишь выдачей квитанции к приходному — кассовому ордеру?

    Ответ:Обратимся к первоисточнику.
    Сразу оговорюсь. Мой личный опыт налоговых споров в суде приучил меня отталкиваться от норма Закона в первую очередь. И лишь во вторую опираться на иные нормативно-правовые акты. Среди них письма Минфина (спор об их отношении к нормативно-правовым актам оставим в стороне) — последнее, куда я обращаюсь.
    Ничуть не хочу призывать к таким же действием. Просто проинформировал, как факт, имеющий отношение ко мне лично.
    Итак, первоисточник: Закон о ККТ (реквизиты упомянуты не раз). Читаем:

    Статья 2. Сфера применения контрольно-кассовой техники
    1. Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
    Порядок совершения кредитными организациями кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники определяется Центральным банком Российской Федерации.
    2. Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
    Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
    2.1. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 настоящей статьи, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:
    наименование документа;
    порядковый номер документа, дату его выдачи;
    наименование для организации (фамилия, имя, отчество — для индивидуального предпринимателя);
    идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
    наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
    сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
    должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
    (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 162-ФЗ)
    3. Организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности:
    продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
    продажи ценных бумаг;
    продажи лотерейных билетов;
    продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
    обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
    торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
    разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);
    продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
    Абзац 10 — Утратил силу.
    (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 192-ФЗ)
    торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
    торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
    приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
    реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
    продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.
    Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
    Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских поселениях, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже лекарственных препаратов без применения контрольно-кассовой техники.
    (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 192-ФЗ)
    4. Положения пунктов 2, 2.1 и 3 настоящей статьи не распространяются на платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также на кредитные организации и банковских платежных агентов, субагентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

    Я привел статью полностью без купюр, чтобы ничего не потерялось.

    Итак, что мы имеем из текста Закона.
    Вот несколько постулатов:
    1. ККТ должна применяться всеми организациями и индивидуальными предпринимателями.
    2. ККТ применяется в случае получения наличной оплаты (оплаты платежными картами) за товары, работы или услуги. В других случаях получения наличными ККТ не применяется.
    3. Есть исключения из общего правила. ККТ может не применяться:
    — при оказании услуг населению (п. 2);
    — при наличии специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения (п. 3);
    — при применении ЕНВД, кроме оказания услуг населению — п.2, или наличия специфики деятельности либо особенностей налогообложения — п.3 (п. 2.1).
    4. Каждое из исключений имеет свои условия для неприменения ККТ и особенности применения документов, подтверждающих оплату:
    а) при оказании услуг населению можно не применять ККТ при условии выдачи каждому плательщику (клиенту) бланков строгой отчетности (БСО);
    б) при применении ЕНВД (кроме оказания услуг населению) можно не применять ККТ при условии выдачи покупателю по его требованию товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату. Товарный чек или иной документ должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2.1. ст. 2 Закона о ККТ (об этом поговорим ниже);
    в) при наличии специфики деятельности или особенности местоположения, указанные в п. 3 ст. 2 Закона о ККТ, клиенту можно вообще не выдавать никакого подтверждающего документа.

    Итак, подведем промежуточный итог.
    Основной документ, подтверждающий оплату — кассовый чек.
    Вместо кассового чека в установленных Законом о ККТ случаях может выдаваться:
    — БСО;
    — товарный чек, либо иной документ имеющий набор реквизитов, указанных в п. 2.1.;
    — ничего не выдаваться.
    Теперь давайте разбираться, вписывается ли квитанция к ПКО в упомянутые документы.

    Начнем с последнего. И сразу сделаем первый вывод. Если организация (ИП) имеет право не использовать ККТ по п. 3 ст. 2 Закона о ККТ, то она вправе ничего не выдавать в подтверждение получения оплаты. Следовательно, выдача квитанции к ПКО не противоречит нормам Закона о ККТ.
    Есть, правда, маленький нюанс. Выдать квитанцию к ПКО можно только в том случае, если деньги (оплата) принимаются непосредственно в кассу организации (ИП). Этот нюанс в большинстве случаев противоречит условиям «неприменения ККТ» по п. 3. ст. 2 Закона о ККТ.
    Так что, даже в случае непротиворечия нормам Закона о ККТ напрямую, выдача квитанции ПКО косвенно свидетельствует о несоблюдении условий для п. 3.
    Прием денег по ПКО осуществляется в соответствии с постановление 373-п. Правда этот документ действует только с 1.01. 2012 г., а до этого действовал старый Порядок ведения кассовых операций.
    Но суть не изменилась. Деньги по ПКО принимаются только в кассу организации. Сейчас отношении к «кассе» более гибкое, а раньше требование к оборудованию кассы были очень жесткими.
    Отсюда вывод, что если деньги принимаются по ПКО, значит, они принимаются в кассу, следовательно, это не может быть оплата, например в условиях развозной или разносной торговли, торговли из цистерн и т.п. Так что, здесь надо смотреть в суть отношений.
    Но, тем не менее, эта категория «неприменения ККТ» весьма узкая и возможность выдать при этом квитанцию к ПКО еще уже.

    Смотрим дальше. У нас остаются БСО и документы с реквизитами по п. 2.1. Если «играть словами», то получается, что Закон не запрещает БСО назвать «Квитанция к ПКО». Или так назвать «иной документ, подтверждающий оплату».
    Да, теоретически это возможно. При условии, что эти «квитанции» будут содержать все необходимые реквизиты Давате посмотрим на эти реквизиты.
    Для этого нам снова надо обратится к первоисточникам.
    Для БСО это: «Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники», утвержденное постановлением Правительства РФ от 06.05.08 № 359. Читаем:
    3. Документ должен содержать следующие реквизиты, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 5 — 6 настоящего Положения:
    а) наименование документа, шестизначный номер и серия;
    б) наименование и организационно-правовая форма — для организации;
    фамилия, имя, отчество — для индивидуального предпринимателя;
    в) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);
    г) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;
    д) вид услуги;
    е) стоимость услуги в денежном выражении;
    ж) размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
    з) дата осуществления расчета и составления документа;
    и) должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);
    к) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

    У «иного документа» обязательных реквизитов поменьше. Они приведены прямо в тексте п. 2.1 ст. 2 Закона о ККТ. Смотрим:

    Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:
    — наименование документа;
    — порядковый номер документа, дату его выдачи;
    — наименование для организации (фамилия, имя, отчество — для индивидуального предпринимателя);
    — идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
    — наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
    — сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
    — должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

    Итак, если документ «Квитанция к ПКО» имеет соответствующие реквизиты (для БСО еще нужно, чтобы бланк был утвержден организацией и отпечатан в типографии), то он может применяться вместо чека ККТ.

    Но сразу же возникает встречный вопрос. Будет ли БСО или «иной документ» под названием «Квитанция к ПКО» считаться квитанцией к ПКО для применении в кассовых операциях? Вот тут я сильно сомневаюсь. Для ПКО и его отрывной части под названием «квитанция», есть форма, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88 (форма № КО-1).
    В той квитанции свои реквизиты:
    — название;
    — номер и дата ПКО;
    — принято от
    — основание:
    — сумма:
    — в том числе:
    — дата приема денег
    — печать/штамп
    — подписи (с расшифровкой) главбуха и кассира

    Как видим, реквизиты отличаются.
    Можно ли дополнить форму КО-1, чтобы она стала хотя бы «иным документом» (или БСО), и при этом сохранила легитимность для кассовых операций? Вопрос спорный. Ответа на него не встречал. Видимо из-за слишком «теоретической» подоплеки.
    Однако в нашей теме спорность этого вопроса никакой роли, очевидно, не играет.
    Достаточно беглого взгляда на квитанцию к ПКО, фигурирующей в конкретном судебном споре, чтобы на 100% признать ее соответствующей форме КО-1 или, что более важно, признать ее не соответствующей реквизитам для БСО или «иного документа» по п. 2.1. ст.2 Закона о ККТ.

    Таким образом, применение квитанции к ПКО по форме КО-1 вместо кассового чека при приеме наличной оплаты или оплаты с помощью платежных карт за проданные товары, выполненные работы или оказанные услуги, является незаконным.
    За исключением маленького сегмента ситуаций из перечня пункта 3 ст. 2 Закона о ККТ

    Как видите, я обошелся без писем и сомнительных нормативно-правовых актов.

    Эта статья была опубликована 04 июня 2012 г..

    www.buhonline.ru

    Ответственность и штрафы за работу без ККМ в 2017 году

    Статьи по теме

    При осуществлении расчётов с клиентами наличными деньгами, все организации обязаны использовать контрольно-кассовые машины – такое требование устанавливает Федеральный закон №54-ФЗ. За работу без ККМ предпринимателей ждут штрафы и довольно значительные. О различных видах нарушений правил пользования контрольно-кассовой техникой и административной ответственности за них – читайте в нашем материале.

    Содержание:

    Кто может не применять ККТ?

    Невыдача покупателю чека, отсутствие в компании кассового аппарата или неправильное ведение кассовой книги – за все эти виды правонарушений нерадивых бизнесменов ждут штрафы.

    Проверить то, как соблюдается кассовая дисциплина без труда смогут налоговые инспекторы в рамках плановых или внеплановых проверок – регламенты таких проверок утверждены Приказом Министерства финансов страны №133н и №132н.

    Как известно, применение ККМ – это обязательное условие предпринимательской деятельности компаний, осуществляющих расчеты с помощью наличных и безналичных денежных средств.

    Но и здесь, согласно Федеральному закону №54-ФЗ «О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» существуют исключения.

    Так, согласно законодательству, не применять ККТ могут организации и ИП в случае, если они оказывают услуги населению из перечня Общероссийского классификатора услуг населению. К примеру, это бытовые услуги, ремонт обуви, пошив одежды, ремонт бытовой техники, приборов, металлоизделий, мебели, химическая чистка, ремонт и строительство жилья и многие другие виды услуг.

    Но не использовать ККТ ООО и ИП имеют право только при одном условии – если они будут выдавать клиентам соответствующие бланки строгой отчетности, приравненные к кассовым чекам.

    Осуществлять наличные и безналичные денежные расчеты без применения ККТ законодательство допускает организациям и ИП на патентной системе налогообложения или уплачивающих Единый налог на вмененный доход.

    Но при этом также сохраняется условие: ИП и ООО должны выдавать клиентам по первому же их требованию документ, подтверждающий прием денег за соответствующий товар или услугу. Таким документом является товарный чек, квитанция и т.д.

    Попробуйте онлайн-кассу Бизнес.Ру, которая соответствует 54-ФЗ и поддерживает ЕГАИС.
    Умная касса позволит контролировать бизнес удаленно, работать в товароучетном модуле из любого места и автоматизировать все рабочие процессы.
    Узнайте обо всех возможностях онлайн-кассы Бизнес.Ру прямо сейчас>>>

    Не применять контрольно-кассовую технику могут также организации и ИП, осуществляющие такие виды предпринимательской деятельности, как:

  • продажа газет, журналов, лотерейных билетов, ценных бумаг;
  • обеспечение питанием учеников и педагогов в школах;
  • торговля на рынках, ярмарках, выставках, открытых прилавках при торговле непродовольственными товарами;
  • разносная торговля товарами в мелкую розницу и продажа чайной продукции в вагонах поездов;
  • торговля мороженым и напитками в розлив в киосках, бахчевыми культурами и овощами в развал;
  • прием стеклопосуды и утильсырья;
  • продажа предметов религиозного культа в религиозных организациях и др.
  • Также без ККТ могут работать предприятия в отдаленных и труднодоступных местностях. Онлайн-касса Бизнес.Ру не требует постоянного подключения к интернету и работает без него неограниченное время. Мы предоставляем бесплатную техническую поддержку и гарантируем 100% сохранность и защиту всех ваших данных.
    Познакомьтесь с полным функционалом онлайн-кассы Бизнес.Ру бесплатно>>>

    Важно! При розничной и оптовой торговле выдавать покупателям бланки строгой отчетности запрещается, а значит применение ККТ является обязательным, в том числе для УСН и для ОСНО.

    Штрафы за неприменение ККТ и неправильную работу с ККТ

    В нашей стране административными правонарушениями является нарушение правил работы с наличными денежными средствами, ведения кассовых операций, применения ККТ и ее эксплуатации.

    В Кодексе РФ об административных правонарушениях есть две статьи, устанавливающие штрафные санкции для предприятий за ошибки в применение контрольно-кассовой техники и за несоблюдение кассовой дисциплины в фирме.

    Именно исходя из двух этих статей – статьи 14.5 КоАП РФ и статьи 15.1 КоАП РФ – и выписываются штрафы предпринимателям за различные виды правонарушений, связанные с применением ККТ.

    Штрафы за работу без ККМ в 2017 году

    Вид правонарушения

    Нормативный акт, закрепляющий требование

    www.business.ru