Роль налогов в формировании доходов бюджета это

Роль налогов в формировании бюджета

Налоги – являются необходимой составляющей деятельности государства, направленной на регулирование рыночной экономики, без которой не может осуществляться ее целенаправленное развитие с учетом интересов общества. Налоги — это основной источник средств, благодаря которому осуществляется материальное обеспечение деятельности органов государственной власти. Но налогов недостаточно, государство выдает векселя на будущее, делает займы, государственные долги. Главные источники формирования денежных средств, имеющихся у государства – это налоги и займы (государственные долги). При займах усиливается налогообложение, т.к. долги приходится возвращать. Государство устанавливает налог в одностороннем порядке, не заключая договор с налогоплательщиком, А в случае уклонения от его уплаты, налог взыскивается в принудительном порядке.

Налоги устанавливаются законодательными органами государства. Существует целый ряд платежей, (таких как: выдача лицензии, рассмотрение ходатайства и др.), которые обязательно уплачиваются в государственную казну или поступают в распоряжение государственных органов, они устанавливаются актами правительства или других органов исполнительной власти. В отличие от них налоги предназначены для потребностей государства и общества в целом. Налоги не имеют целевого характера.

После поступления в общую сумму доходов бюджета, они распределяются на финансирование расходов государства в соответствии с принятыми планами и программами. Налоги зачисляются как в бюджет, так и во внебюджетные целевые государственные или местные денежные фонды. Другие виды платежей, такие как сборы, пошлины, являются платой государству за предоставленные услуги, но они обычно разовые, как и налоги, являются обязательными к уплате и вносятся в фонды.

Налоги характеризуются следующими юридическими признаками:

  • они являются обязательными платежами;
  • Подведем итог. Под налогами понимаются обязательные индивидуально безвозмездные платежи физических или юридических лиц, которые установлены представительными (законодательными) органами государственной власти или местного самоуправления с целью зачисления в казну государства или муниципального субъекта, имеющие строго определенные размеры и сроки уплаты.

    www.solon.su

    Роль налогов и сборов в формировании доходной части бюджета Российской Федерации

    Экономические науки

  • Нещадимова Анастасия Алексеевна , бакалавр, студент
  • Ставропольский государственный аграрный университет
  • Лапина Елена Николаевна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Ставропольский Государственный Аграрный Университет
  • Похожие материалы

    Взимание налогов является одной из древнейших функций и неотъемлемым атрибутом развития общества и существования государства. Основой необходимости существования налогов выступает то, что без изъятия части доходов у населения и субъектов экономической деятельности в пользу казны невозможно формирование централизованных ресурсов в форме бюджета, без существования которого государство не смогло бы реализовывать возложенные на него функции.

    Данная статья посвящена роли налогов и сборов в формировании доходной части бюджета РФ и проблеме наполняемости бюджета России за счет налоговых поступлений.

    Целью данной работы является изучение роли налогов в формировании доходной части бюджета России, существующих проблем в процессе поступления налоговых доходов в бюджет и путей их решения.

    Ключевые слова: налог, бюджет, государство, доход, сборы, пошлины, акцизы, Российская Федерация.

    В любом государстве государственный бюджет является основным звеном финансовой системы, объединяющем все финансовые категории, к которым относятся налоги, государственные кредиты, доходы и расходы. Под бюджетом понимается совокупность экономических отношений, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием централизованных финансовых ресурсов, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления.

    Его роль заключается в обеспечении и поддержании деятельности государства, реализации региональной и национальной политики, направленной на достижение стабильного экономического роста и удовлетворение потребностей различных экономических субъектов, осуществляемой через перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, функции правовой и военной защиты общества, создание социально значимых объектов, содержание административного аппарата и т.д.

    Формирование доходной части бюджета происходит за счет различных источников, которые делятся на 2 группы: налоговые и неналоговые доходы. На сегодняшний день основным способом пополнения бюджета для всех без исключения государств являются налоговые доходы. Так, основу формирования федерального бюджета Российской Федерации составляют федеральные налоги и сборы, обязательные платежи юридических и физических лиц, устанавливаемые федеральными нормативными актами.

    Согласно бюджетному законодательству России к федеральным налогам и сборам относятся: акцизы; налоги на доходы физических лиц; налог на добавленную стоимость; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; государственная пошлина; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

    Стоит отметить, особенность налогов заключается также в том, что они представляют собой не только инструменты фискальной политики, но и метод косвенного регулирования экономических процессов на макроэкономическом уровне, вследствие этого они являются одним из основных инструментов государственного вмешательства в экономику страны. Доходы федерального бюджета от налоговых и неналоговых поступлений представлены в таблице 1.

    Таблица 1. Структура доходов федерального бюджета по видам доходов в 2011–2015 гг.

    Показатели доходов в %

    Ввозные таможенные пошлины

    Данные таблицы 1 таблицы подтверждают, что основу доходов бюджета составляют налоговые доходы. Наиболее значительными по доходности, как видно из данных таблицы, являются налоги НДПИ и НДС. В динамике выросли значения НДПИ, в том числе и по причине повышения базовой ставки НДПИ на нефть с 530 до 766 рублей и введения повышающего коэффициента в размере 4,4 к ставке НДПИ на газовый конденсат (увеличение с 42 до 185 рублей за тонну). В итоге при средних значениях за 2011–2014 гг. 19,8% в 2015 г. показатель достиг 23,1%

    В 2015 году произошло заметное увеличение прочих неналоговых доходов, при средних значениях в 2011–2014 гг. в 9,9% в 2015 году показатель достиг 13,5%. Но снизились поступления от вывозных таможенных пошлин, при среднем показателе за 2011–2014 гг. 31,93%, в 2015 году их доля снизилась до 20,4%. Это может быть связано как с действиями правительства России, выразившимися в так называемом «налоговом маневре», в результате чего вывозные пошлины были снижены на нефть с 57% до 42%, на «темные нефтепродукты» с 100% до 76%, дизельное топливо с 63% до 48%, бензины прямогонные с 90% до 85%, бензины товарные с 90% до 78%, прочие светлые нефтепродукты с 66% до 48%, так и с недобросовестной конкуренцией на внешних рынках.

    В итоге если в 2011–2014 гг. доля налоговых доходов составляла в среднем 52,8%, то в 2015 году доля налоговых доходов составила 62%. Налицо положительная динамике в роли налоговых доходов при формировании федерального бюджета РФ.

    Таблица 2. Поступление доходов федерального бюджета по кодам бюджетной классификации за 2014 – 2015 год (млрд. руб.)

    Налоговые и неналоговые доходы

    Налог на прибыль организаций

    Налог на товары (работы и услуги), реализуемые на территории РФ

    НДС на товары (работы и услуги), реализуемые на территории РФ

    Акцизы по подакцизным товарам (продукции) производимым на территории РФ

    Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ

    Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ

    Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию РФ

    Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

    Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

    Доходы от внешнеэкономической деятельности

    Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

    Платежи при пользовании природными ресурсами

    Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства

    Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

    Административные платежи и сборы

    Штрафы, санкции, возмещение ущерба

    Прочие неналоговые доходы

    Данные, отраженные в таблице 2 показывают, доля налоговых доходов бюджета в 2014 году составляла 54,1%, в 2015 году – 62,2%. А также то, что при валовом снижении налоговых и неналоговых доходов бюджета России на 784, 5 млрд. рублей доходы от налоговых поступлений выросли в натуральных показателях на 790,8 млрд. рублей.

    Это позволило избежать катастрофического падения доходов бюджета, вызванного различным спектром экономических проблем и, в то же время, служит доказательством не только роли налогов в доходной части бюджета, но и того, что налоги могут использоваться государством в качестве инструмента регулирования экономических и бюджетных процессов.

    Очевидно, что в сложившихся условиях мобилизация федеральных налогов является одной из важнейших проблем государства. Главной проблемой налоговой системы является то, что ее основное направление – фискальная политика. Это сопровождается жестким регламентированием налоговой базы, обособлением налогового учета из общего бухгалтерского. Стоит отметить, что бремя налоговых платежей в России гораздо выше подобного в развитых государствах.

    Так как налоговые поступления составляют большую часть при формировании бюджета Российской Федерации, с помощью их преобразований возможно значительное изменение объема привлекаемых средств в краткосрочном и долгосрочном периодах. Предпринимаемые действия, в зависимости от их характера, носят как положительное, так и отрицательное воздействие на социально – экономическую обстановку в стране. Увеличение поступлений экстенсивным методом за счет повышения налоговых ставок, введения новых налогов, увеличения акцизного налогообложения, обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования по большей мере носит отрицательный характер, так как приводит к увеличению бремени налоговых платежей, основная часть которых ложится на население страны. Подобная политика ограничивает деятельность налогоплательщиков различных уровней, что приводит к возрастанию доли теневого сектора в экономике. Практика частых изменений налоговых ставок проводится, в подавляющем числе случаев – в сторону их увеличения. В результате, на начало 2013 года задолженность только по налогам, без учета пеней и штрафов и задолженности по ЕСН составляла 728 млрд. рублей. Задолженность по уплате пеней и штрафов составляла еще 319 млрд. рублей. В итоге, по оценке, в федеральный бюджет ежегодно не поступает до 40% от запланированных доходов.

    Также увеличение налоговых поступлений интенсивным путем может осуществляться за счет изменения правил исчисления и уплаты отдельных налогов, принятия ряда мер в области налогового администрирования и его совершенствование, противодействия уклонению от уплаты налогов с использованием низко налоговых юрисдикций, создания оптимальной системы налоговых льгот и освобождений (в том числе сокращение неэффективных налоговых льгот и освобождений), совершенствования налога на прибыль организаций, применения прогрессивной ставки налогообложения. В данном случае рациональная и грамотная политика государства может привести к уменьшению налогового бремени граждан, сглаживанию тенденции социального расслоения общества, способствовать более высокому уровню дохода, в том числе за счет сокращения теневого сектора экономики, способствовать развитию перспективных и инновационных направлений деятельности и т.д.

    В части мер стимулирования налогообложения в среднесрочном периоде необходимо снести изменения в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям: поддержание инвестиций в человеческий капитал; совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также иных финансовых операций; развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях; совершенствование специальных налоговых режимов для малого бизнеса и т.д. Таким образом перед государством стоит серьезная задача по принятию мер на повышение эффективности налогового пополнения федерального бюджета. Наиболее вероятными шагами в данном направлении могут быть следующие:

    • снижение налогового бремени;
    • увеличение размера выручки, позволяющей применять упрощенную систему налогообложения;
    • разработка действующих механизмов по рассрочке налоговых платежей по инициативе налогоплательщика;
    • коррекция деятельности налоговых органов, с целью препятствования злоупотребления полномочиями.
    • Одновременно необходимо проводить большую работу по снижению налоговой «недоимки» путем принудительного взыскания и повышения ответственности за уклонение от уплаты налогов. Данную работу необходимо проводить по трем направлениям:

      1. Выявление и пресечение правонарушений в сфере налогового законодательства;
      2. Обеспечение возмещения материального ущерба государству путем взыскания недоимок по налогам, пени, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством;
      3. Проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение налоговых нарушений.

      Проблема ответственности за нарушение налогового законодательства решается на уровне государства, но степень ответственности за налоговые правонарушения и преступления в России не достаточно высока. Примером здесь может служить практика США, где ответственность за налоговые преступления карается «жестко». В результате исследования установлено, что налоги являются важнейшей составляющей доходной части бюджета государства, но в то же время требует внимания и тот факт, что в России велика доля косвенных налогов, что не типично для государств с развитой экономикой. Необходимо ответственно подходить к их использованию. Недочеты в системе налогообложения и законодательства, желание извлечь максимальную выгоду, неверное использование налоговогоинструментария может спровоцировать обратный эффект и нанести ущерб бюджету.

      Результатом применения указанных выше мер должно стать повышение прозрачности налогообложения и возможность их уплаты без чрезмерной обременительности для налогоплательщиков и, в то же время, недопущение уклонения от уплаты налогов. Это, в свою очередь, позволит качественно наполнять доходную часть бюджета Российской Федерации.

      Список литературы

      1. Российская Федерация. Налоговый кодекс (1998, 2000). Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: офиц. текст // СПС «Консультант Плюс».
      2. Алиева, Б. Х. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебное пособие / Б. Х. Алиева, Х. М. Мусаева; под ред. Б. Х. Алиева, Х. М. Мусаевой. – М.: Юнити–Дана, 2014. – 439 с.
      3. Кулешова, Л. В. Налоги и налогообложение: учебно-практическое пособие / Л. В. Кулешова, Е. Н. Лапина, Е. А. Остапенко ; Ставропольский гос. аграрный ун-т. – Ставрополь, 2014. – 96 с.
      4. Лапина Е. Н. Налоговые преступления: уклонения физического лица от уплаты налога и страховых взносов: Экономика и социум / Лапина Е. Н., Шумская В. Ю., 2015 – С. 916–919
      5. Лапина Е.Н. Оптимизация налогового потенциала как основы формирования финансовых ресурсов Ставропольского края / Е.Н. Лапина, Л.В. Кулешова, Р.В. Мирошниченко // Ученые записки Российского государственного социального университета, 2014. – №1 (123). – С. 74–81.
      6. Лапина Е.Н. Роль специальных налоговых режимов в формировании бюджета РФ: Финансово–экономические проблемы развития региона и учетно–аналитические аспекты функционирования предпринимательских структур / Лапина Е. Н., Кулешова Л. В., 2013. – С. 256–261.
      7. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ – http://www.nalog.ru
      8. Сетевое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

        Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

        novainfo.ru

        Роль налогов в формировании бюджетов

        к.э.н., Дыкусова А.Г.

        НИ Иркутский государственный технический университет, Россия

        В условиях рыночных отношений налоги являются одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, аследовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности. Можно создать предпосылки для снижения издержек производства обращения частных предприятий, повышения конкурентоспособности национальных предприятий намировом рынке. Спомощью налогов можно проводить протекционистскую экономическую политику или обеспечить свободу товарному рынку. Налоги создают основную часть доходов государственного иместных бюджетов, давая возможность финансового воздействия наэкономику через расходнуючасть.

        Налогообложение является одной из важнейших проблем современности, затрагивает все социально-экономические сферы жизни общества. Ни одно государство не может обойтись без налоговых доходов. Для хозяйственной власти налоги служат важнейшим источником дохода, кроме налогов, у государства, по существу, нет иных методов мобилизации средств в казну. Использование государственных займов для покрытия расходов требует дополнительных поступлений в казну для их возврата с процентами по ним. Выпуск денег в обращение связан с тяжелыми последствиями – инфляцией. В результате главным доходом государства являются налоги. В федеральном бюджете России на долю налогов в формировании финансовых ресурсов страны приходится свыше 90%.

        Структура источников формирования консолидированного бюджета России представлена в таблице 1, откуда видно, что налоговые доходы являются доминирующим источником (их доля около 90%). Данное соотношение соответствует и мировым показателям: в 2012 г. – налоговые доходы формировали бюджет США на 93.9%, Канады – на 92.9%, Великобритании – на 92.2%, Германии – на 91.6%, Франции – на 90.5%, Швеции — на 87.8%. Доходы, получаемые государством от непосредственного участия в процессе общественного производства и составляющие основную массу неналоговых доходов в целом невелики.

        Структура доходов консолидированного бюджета России, % (доходы всего – 100%)

        В условиях рыночной экономики все виды налогов на всех уровнях государственного управления формируют превалирующую часть доходов бюджетов. Система разделения налогов по уровням власти обеспечивает осуществление государством регулирующей функции, позволяя ему воздействовать на социально-экономические процессы на федеральном, региональном и местном уровнях.

        При формировании доходной части федерального бюджета учитываются изменения, внесенные в налоговое законодательство в ходе исполнения бюджета за предыдущие периоды.

        Зачисление налогов в тот или иной бюджет осуществляется в пропорциях принятых согласно бюджетному законодательству. Порядок и сроки уплаты налогов устанавливаются федеральным законодательством, а также законодательством субъектов федерации и муниципальных образований. На региональном уровне и уровне муниципальных образований предусмотрена корректировка налоговых ставок (по тем налогам, которые имеют дифференцированные ставки), а также установление отчетных периодов.

        В настоящее время действует 10 федеральных налогов, основные из которых: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых и страховые социальные взносы (ранее ЕСН – единый социальный налог).

        Полностью в федеральный бюджет поступают НДС, водный налог, платежи за пользование природными ресурсами. Акцизы, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и другие налоги и сборы по установленным законодательством нормативам направляются также в бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты.

        Данные о доходах, поступающих в федеральный бюджет приведены в таблице 2.

        Налоговые доходы, зачисляемые в федеральный бюджет за 2011 – 2013 гг. (в %)

        Налог на прибыль

        Налог на доходы физических лиц

        Налог на добавленную стоимость

        Вывозные таможенные пошлины

        Как следует из таблицы 2, основное место в федеральном бюджете занимают налог на доходы физических лиц и косвенные налоги. На долю косвенных налогов за исследуемый период пришлось 62 – 66% общей суммы федерального бюджета.

        В соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, сумма налога на прибыль организаций, зачисляемая в федеральный бюджет значительно меньше, чем в субъекты федерации. Так в федеральный бюджет за период 2011 – 2013 гг. поступило порядка 728246499 руб., что составило всего 2% от общей суммы налога, соответственно в региональные бюджеты было зачислено 1965304613 руб., т.е. 18%. При чем на уровне субъектов федерации размер зачисляемого налога может быть уменьшен, но не менее, чем на 13.5%. [2]

        Важнейшее значение имеет среди косвенного налогообложения налог на добавленную стоимость (НДС), обеспечившему в 2013 г. 49% всех налоговых доходов бюджета. С фискальной точки зрения это исключительно эффективный налог. Принципиальное отличие НДС от других косвенных налогов (например, акциз) состоит в том, что на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) выделяется добавленная стоимость.

        По данным Федеральной налоговой службы объем поступлений по налогу на добавленную стоимость в 2010 г. составил – 29.0% всех доходов федерального бюджета РФ, в 2011г. – 28.6%, в 2012г. – 27.6%, в 2013 г. – 27.2% исходя из данных о фактическом исполнении бюджета. [2]

        Основная часть поступлений доходов федерального бюджета в 2011-2013 гг. обеспечена поступлениями вывозной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость и налога на добычу полезных ископаемых. На долю указанных доходов в 2013 г. приходиться 77.9% всех доходов федерального бюджета, причем за последние четыре года их доля в общем объеме доходов увеличилась на 8.8%.

        Увеличение доли налога на добычу полезных ископаемых связано с увеличением норматива зачисления в федеральный бюджет НДПИ на нефть и газовый конденсат с 95% до 100% и индексации ставок НДПИ на нефть, газ горючий природный и газовый конденсат.

        Рост доли вывозной таможенной пошлины на 3.4% обусловлен увеличением размера ставок вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, до 66% от ставок пошлины на нефть, а также установлением ставок вывозных таможенных пошлин на бензин в размере 90% от ставок пошлин на нефть.

        Уменьшение доли ввозной таможенной пошлины связано со снижением средневзвешенных ставок импортного тарифа в связи с вступлением Российской Федерации в ВТО.

        Уменьшение доли прочих налогов на 7.7% связано с отменой с 1 января 2010 г. единого социального налога.

        Значительная часть объема поступлений доходов федерального бюджета формируется за счет доходов, администрируемых Федеральной налоговой службой и Федеральной таможенной службой.

        Большинство федеральных налогов являются регулирующими, и в отношении таких налогов субъекты Российской Федерации имеют определенные права. Тем не менее, компетенция субъекта федерации в отношении таких налогов ограничена рамками доли ставки, которая полагается ему в соответствии с законодательством. В пределах закрепленной за ними налоговой ставки субъекты федерации вправе устанавливать дополнительные льготы и создавать особый режим налогообложения.

        Структура налоговых доходов представлена в таблице 3 (на примере Иркутской области).

        Структура налоговых доходов в региональный бюджет за 2011 – 2013 гг. (млрд. руб.)

        Общая сумма налоговых платежей

        Налог на имущество организаций

        Исходя из приведенных в таблице 3 данных видно, что большое значение в формировании регионального бюджета среди прямых налогов играет налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц.

        Важное значение налог на прибыль организаций имеет для регионов, где достаточно хорошо развито промышленное производство, так как он зачисляется в бюджет в размере 18%, однако, на уровне субъекта федерации законодательный орган власти может уменьшить размер зачисляемого платежа до 13.5%., все зависит от проводимой фискальной политики. Так например, по Иркутской области размер зачисляемого платежа составляет 15%.

        По сравнению с другими налоговыми платежами рост поступлений от налога на доходы физических лиц (за исключением налога на прибыль организаций) является стабильным и вырос за период с 2011 по 2013 гг. на 47,3%. НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его.

        Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.

        Особо важное значение НДФЛ имеет для формирования доходов как областного, так и местных бюджетов. Например, по данным таблицы 3. Доля НДФЛ в общей сумме налоговых доходов по Иркутской области в 2012 г. составила 31.4%, в 2013 г. – 38.4%. В бюджеты муниципальных образований по данным УФНС по Иркутской области – 66% в 2012 г.

        Остальные налоги зачисляются в соответствии с пропорциями, установленными бюджетным законодательством.

        Что касается местных бюджетов, то здесь налоговые поступления распределяются следующим образом, таблица 4.

        Структура доходов в муниципальный бюджет (руб.)

        Налог на имущество физических лиц

        В формировании местного бюджета важное значение имеют местные налоги: налоги на имущество физических лиц и земельный налог. Налог на имущество физических лиц, так же как и налог на имущество организаций, имеет дифференцированные ставки,.

        Не стоит также умолять роли и значения платежей, поступающие от специальных налоговых режимов, их доля в общей структуре местного бюджета составляет от 23 – 25% от общей совокупности налоговых доходов. Необходимо учитывать, что поступления от упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход и сельскохозяйственного налога зачисляются в бюджет субъектов Российской Федерации 100%.

        С 1 января 2011 года поступления по ПСН и ЕНВД полностью зачисляются в бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований (т.е. доля фондов подлежит зачислению в региональные и муниципальные бюджеты). Одновременно (с 1 января 2011 года) в отношении плательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, устанавливается обязанность по уплате страховых взносов в размере 34 % ФОТ наравне с плательщиками, применяющими общий режим налогообложения. Вместе с тем для последних полностью отменяется ЕСН, тогда как для плательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, доля отчислений во внебюджетные фонды не исключается из общей массы налоговых обязательств, а перераспределяется между региональными и муниципальными бюджетами. Кроме того, для отдельных налогоплательщиков (например, применяющих единый сельскохозяйственный налог и др.) устанавливается переходный период с 2011 по 2014 годы. В течение этого периода ставки страховых взносов для них будут увеличиваться постепенно. Однако на плательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, данное правило не распространяется, а финансовая нагрузка единовременно увеличится в 2,4 раза.

        Таким образом, малый бизнес, применяющий УСН и ЕНВД, ставится не только в неравное положение по сравнению с другими субъектами предпринимательства, но и на грань банкротства. Увеличение в условиях кризисных явлений финансовой нагрузки на фонд оплаты труда для всех без исключения категорий предпринимателей будет означать, что организации различными способами начнут искусственно занижать свою прибыль, уводить ее в оффшорные зоны, применять иные схемы налоговой оптимизации.[3]

        В недостаточной мере используются возможности получения доходов в местный бюджет от налогов на совокупный доход, он имеет тенденцию к уменьшению. Если в 2011 г. доход от данных налогов составлял 188468,0 тыс. руб., то в 2012 г. — всего 84308,0 тыс. руб., что на 3,8% меньше. Местным органам самоуправления следует больше проводить разъяснительную работу среди предпринимателей, шире развивать возможности для малого бизнеса, которому этот налог выгоден. Это видимо и было сделано в 2013 г., когда налоги на совокупный доход составили 205700,0 тыс. рублей.

        С целью повышения доли налоговых доходов бюджетов планируется обеспечить за счет введения акциза в отношении природного газа, поставляемого по трубопроводу «Голубой поток» — данная мера обеспечит дополнительные доходы федерального бюджета в размере 41.7 млрд. руб. в 2015 г., 38.9 млрд. руб. в 2016 г., 38.9 млрд. руб. в 2017 году.

        Кроме этого с 2015 г. планируется индексация ставок за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности по аналогии с индексацией, предусмотренной для платы за пользование водными объектами (в среднем в размере 1.28, 1.63, 2.08 по отношению к действующим ставкам соответственно с 1 января 2015, 2016, 2017 гг.) Предполагается осуществить повышение ставок платы за пользование лесов с применением индексов-дефляторов, учитывающих уровень инфляции. Таким образом, дополнительные доходы, поступающие в федеральный бюджет, могут составить около 0.8 млрд. руб. ежегодно. [2]

        Налоговая политика в части акцизного налогообложения табачной продукции определяется с учетом Плана мероприятий по реализации Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака в 2010-2015 гг. Указанным планом предусмотрено, что поэтапное повышение акциза должно происходить такими темпами, чтобы обеспечить в Российской Федерации средний уровень налогообложения табачных изделий на уровне стран Европейского региона Всемирной организации здравоохранения.

        В отношении табачной продукции ставки акцизов будут проиндексированы темпами, опережающими уровень инфляции. Так, минимальная специфическая ставка акциза на сигареты и папиросы возрастет в 2015 г. на 25.0% к 2014 г., в 2016 г. – на 26.9% к 2015 г., в 2017 г. – на 15.2% к 2016 г. Кроме того, будут существенно повышена адвалорная составляющая ставки – до 14%, 16%, и 18% от максимальной розничной цены соответственно на 2015, 2016, 2017 гг. с незначительной корректировкой специфической составляющей ставки. Это позволит без увеличения нагрузки на массовые сорта сигарет увеличить бюджетные поступления от более высокого налогообложения дорогих марок.

        Дополнительные доходы бюджета при этом составят: в 2015 г. – 16.6. млрд. руб., в 2016 – 16.6 млрд. руб., в 2017 г. – 96.2 млрд. рублей.[2]

        Основными направлениями налоговой политики на 2010 — 2015 годы, Бюджетными посланиями Президента Российской Федерации было предусмотрено введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц. Учитывая сложность данной работы, в прошедшем периоде велась активная работа по подготовке к введению налога на недвижимость.

        Однако для введения налога на недвижимость необходимо формирование государственного кадастра недвижимости, а также формирование порядка определения налоговой базы, в качестве которой должна выступать кадастровая стоимость объектов недвижимости. Для формирования государственного кадастра недвижимости был принят Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», вступивший в силу с 1 марта 2008 года, который регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.

        Кроме этого, основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов подготовлены с целью составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Основные направления налоговой политики необходимо учитывать как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.

        Помимо решения задач в области бюджетного планирования Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить свои бизнес-ориентиры с учетом планируемых изменений в налоговой сфере на трехлетний период, что предопределяет стабильность и определенность условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. [3]

        Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень.

        В трехлетней перспективе 2014 — 2016 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее – создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

        www.konspekt.biz