Правила торговли сельхозпродукцией

Новые правила торговли могут оставить полупустыми российские рынки

МОСКВА, 1 авг — РИА Новости. Вступление в силу с 1 августа новых требований к работе российских рынков может привести не только к усилению госконтроля, но и к пустующим местам на рынках и несанкционированной торговле, считают местные чиновники и руководители торговых предприятий.

По данным Минэкономразвития, в России официально действует 5,2 тысячи розничных рынков. На них россияне покупают более 40% овощей и 30% животноводческой продукции. А заняты в торговле на рынках 1,2 миллиона человек.

Федеральный закон «О розничных рынках» и изменения в Кодекс об административных правонарушениях предъявляют новые требования к организации работы рынков и увеличивают размер штрафов за их несоблюдение.

Теперь рынки могут продолжить работу только при наличии разрешения, которое выдается в органах местного самоуправления. Для его получения на рынке должна быть создана управляющая компания, которая, являясь его владельцем, будет отвечать за содержание территории рынка, обеспечивать его энерго-, тепло- и водоснабжение, вести реестр продавцов.

У рынка должен быть оформлен паспорт безопасности, удостоверяющий, в том числе, его антитеррористическую безопасность, а каждый продавец должен иметь личную карточку. Закон защищает и интересы фермеров-производителей — на специализированных сельскохозяйственных рынках им будет отведено до половины всех торговых мест.

За нарушение правил предусмотрены жесткие санкции — руководители рынков могут быть оштрафованы на сумму от 5 до 20 тысяч рублей, управляющие компании на сумму от 100 до 500 тысяч рублей. Штраф за каждого выявленного продавца, не имеющего гражданства РФ, составит от 800 тысяч до 1,2 миллиона рублей.

В Ростовской области из-за несоответствия новым требованиям количество рынков сократилось почти вдвое, из 223 действовавших ранее остался 131 рынок. Остальные либо закрылись, либо преобразовались в ярмарки, торговые центры и комплексы, выставки, к которым предъявляются иные требования, сообщила РИА Новости и.о.начальника отдела координации торговли, управления потребительского рынка, товаров и услуг Минэкономики области Елена Катрецкая.

По мнению президента Ассоциации рынков Ростовской области Юрия Муковоза, закон непродуман и неудобен, прежде всего, покупателям и производителям сельхозтоваров, а «столь огромные размеры штрафов направлены на уничтожение рынков».

Некоторые руководители управляющих компаний Ростовской области жалуются, что в связи с изменением в законодательстве возникает масса проблем, предприниматели же говорят, что еще не могут разобраться в новых правилах и что результаты реформы приведут к развитию несанкционированной торговли во дворах.

В Нижнем Новгороде и области с 1 августа ситуация с рынками осталась неизменной. По опросам руководства рынков, вся документация, паспорта безопасности рынков, карточки продавцов готовы, иностранцы на рынках не работают, всем отечественным сельхозпроизводителям площадок хватает.

Для рядового потребителя в Томской области практически ничего не меняется — продукция будет продаваться там, где и продавалась, считает заместитель начальника департамента потребительского рынка обладминистрации Николай Макаренко.

До принятия закона в области работали 75 рынков, но руководители большинства решили преобразоваться в другие торговые формы. После 1 августа предполагалось оставить 33, но разрешения на работу получил только 21 рынок, сообщил Макаренко.

По словам чиновника, власти закрывают только шесть рынков по всей области. «А это в сумме 22 торговых места. Среди них рынки, состоящие из пары палаток», — пояснил он.

По словам Макаренко, в регионе всего порядка десяти производителей и вряд ли они займут половину предназначенных для них торговых мест на рынках, так как доля торгующих производителей — 15-20%. Возможно, этот процент увеличится за счет малых предприятий, но незначительно — мелким производителям из дальних регионов невыгодно ездить на рынки.

На рынках Свердловской области после вступления в силу изменений в закон освободилось много мест, причем часть из них предлагается производителям сельхозпродукции бесплатно, однако все они не заполняются. При этом сократился ассортимент реализуемой продукции. «Меньше стало товара из закавказских и среднеазиатских республик, усилился контроль над торговлей на рынках со стороны Роспотребнадзора, органов внутренних дел», — рассказал замминистра сельского хозяйства и продовольствия области Сергей Лацков.

По словам руководителя рыночного комплекса в Екатеринбурге Сергея Пушкаря, закон создал 10-20-процентный дефицит заполняемости рынка. Испытывают неудобства частные производители, в том числе, бабушки, торгующие овощами. С ними обошлись «некрасиво», считает Пушкарь. «Если раньше они приходили и торговали, то теперь мне от них нужно заявление, нужно, чтобы они отнесли свой товар на экспертизу, иначе меня оштрафуют. Именно поэтому с 1 августа мы их с территории рынка «попросили», — сказал он.

Сахалинские предприниматели не торопятся получать разрешения на организацию рынков. С одной стороны, это связано с тем, что, согласно новому закону, к 2010 году розничные рынки должны располагаться в капитальных строениях (сельскохозяйственные — к 2012 году). А это предполагает серьезные финансовые вложения, отмечает сотрудница комитета по промышленности и торговле администрации Сахалинской области. С другой стороны, в некоторых муниципальных образованиях, особенно в сельской местности, потребность в рынках имеет сезонный характер. Сейчас администрация области готовит постановление об организации в этих местах сельскохозяйственных ярмарок.

Представители Роспотребнадзора пока не торопятся штрафовать владельцев рынков за непредоставление мест сельхозпроизводителям — это положение закона вступает в силу с 1 января 2008 года.

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.
  • Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

    Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

    Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

    В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.
  • Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

    В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

    ria.ru

    Торговля сельхозпродукцией по закону

    Может ли гражданин, нигде не оформляясь, покупать и перепродавать сельхозпродукты? Говорят, это незаконная трудовая деятельность и могут даже оштрафовать. В нашем городке многие этим занимаются. В какую инстанцию нужно обратиться, чтобы пресечь такую деятельность?
    Н. Сергеева, Рязанская область, г. Ряжск

    Надо понимать, что люди, покупающие и продающие продукцию, это предприниматели, поскольку в результате своей деятельности получают некий доход.

    По закону предпринимательская деятельность — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

    Предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с данным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей (статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

    Одна из первоочередных обязанностей индивидуального предпринимателя, вытекающих из его статуса, — представлять декларацию по налогу на доходы физических лиц (пункт 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации). Причем подавать декларацию положено вне зависимости от результатов предпринимательской деятельности, то есть от факта получения дохода в соответствующем налоговом периоде.

    Если предприниматель не подал декларацию в течение 180 дней по прошествии установленного законом о налогах срока, то предусмотрены штрафные санкции (пункт 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации). Данное нарушение влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов от суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, и 10 процентов от суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня.

    Несомненно, налоговая служба вашего города должна выявлять таких горе-предпринимателей, добиваясь таким образом более полного сбора налогов. А заодно и разъяснять «уклонистам», что в результате неуплаты налога они обрекают себя на безденежную старость без пенсии.

    Теперь о том, куда обратиться, чтобы пресечь такую деятельность. О существовании незаконного предпринимательства вы вправе сообщить в налоговые органы.

    selnov.ru

    Особенности развития электронной торговли сельскохозяйственной продукцией

    Самохин Александр Александрович, Аспирант экономического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Россия

    Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

    creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

    Несмотря на некоторое улучшение ситуации в российском сельском предпринимательстве в последнее время, сельскохозяйственные производители еще мало используют эффективные инструменты современной рыночной экономики. Это связано, с одной стороны, с уникальностью аграрной деятельности, которой свойственна некоторая консервативность и инерционность, а с другой, – со сниженной мотивацией рыночной активности, и прежде всего по продаже собственной продукции.

    Рыночные каналы реализации

    С переходом к рыночной системе хозяйствования и сокращением государственных закупок сельскохозяйственной продукции стали появляться и развиваться новые рыночные каналы реализации, в частности, электронная торговля.

    Одной из первых форм применения электронной торговли является биржевая торговля. Как известно, биржа является юридическим лицом, обеспечивающим регулярное функционирование организованного рынка товаров, валют, ценных бумаг и других производных финансовых инструментов. В докомпьютерный период о сделках стороны договаривались большей частью устно. Эффективность торгов на бирже для сельскохозяйственного товаропроизводителя предопределяется высоким общим рыночным спросом на сельскохозяйственную продукцию. Биржевая торговля позволяет значительно сократить время на продажу или покупку крупных партий сельхозпродукции, поэтому она актуальна в основном для крупных поставщиков сельхозпродукции.

    Как известно, Чикагская товарная биржа (англ. Chicago Mercantile Exchange – СМЕ) является одной из крупнейших и наиболее диверсифицированной товарно-сырьевой биржей мира. Сейчас объём торгов на CME составляет до 525 млн. контрактов в год, где весомую долю занимают сельскохозяйственные контракты. В частности, к одним из наиболее значимых инструментов на CME относятся товарные фьючерсы на свинину, крупный рогатый скот, зерно и некоторые другие сельскохозяйственные товары. Любой фермер еще до сбора урожая может через Интернет заключить фьючерсный или опционный контракт по продаже будущего товара. Для этого ему необходимо найти на сайте биржи покупателя и «заложить» какие-либо активы в счет выполняемых обязательств по поставке товаров в установленные сроки. В наше время, благодаря Интернету становится возможным участвовать в торгах сельскохозяйственной продукцией на бирже независимо от расстояния местоположений. Но, к сожалению, пока в России этот вид торговли развит крайне плохо.

    Интернет-сайты для сельских хозяйств

    Для мелких сельскохозяйственных товаропроизводителей более предпочтительны другие формы электронной торговли. Прежде всего, это интернет-сайты. Если раньше небольшие сельхозпроизводители осуществляли поиск покупателей экспериментальным путем или путем публикации дорогостоящих, но малоэффективных объявлений в СМИ, то сейчас они могут создавать собственные сайты, на которых содержится вся необходимая информация для потенциальных потребителей об интересующем его товаре.

    Эффективность работы такого сайта предопределяется следующими характеристиками:

  • легкость в использовании,
  • персонализация,
  • удачное содержание,
  • отточенная технология процесса ведения и оформления сделки,
  • удобная система общения и взаимодействия с потребителем.
  • Сайт должен быть информативным и удобным для клиентов. Сайт должен предоставлять разнообразные возможности поиска, позволяя посетителям быстрее найти именно те виды продукции, которые им необходимы. В некоторых интернет-магазинах покупателям дается подробная информация о каждом этапе процесса доставки продукции и сопроводительных документах.

    По нашим исследованиям в категории сайтов с использованием перспективных технологий, можно проследить следующие тенденции (анализировались все российские интернет-магазины, в том числе и несколько магазинов по продаже сельскохозяйственной продукции): около 70% компаний предлагают потребителям производить покупки по всему сайту или на отдельных его страницах минимум на двух языках; около 70% продавцов техники предлагают дополнительные услуги по установке и наладке товара, гарантийное обслуживание; более 50% – используют видео для рекламирования своих товаров и расширения возможностей пользователей; около 50% – позволяют покупателям проводить ценовые сравнения в оперативном режиме; около 50% – используют различные инструменты для повышения наглядности товаров.

    Рассмотрим несколько сайтов предприятий, предлагающих сельскохозяйственную продукцию (ООО АПК «Урянхай» и «Моссельпром»). Здесь имеется информация о составе продукта, об упаковке, о размере «порции» (весе упаковки), информация о пищевой и энергетической ценности продукта, описаны условия и возможная продолжительность хранения продукта. На сайте размещены фотографии товаров. Для иностранных покупателей предлагается версия сайта на английском языке.

    Для покупателей товара выгода использования электронной торговли состоит не только в более удобном получении информации о продуктах. Здесь есть выигрыш и в экономии транзакционных издержек. Когда принимается решение приобрести продукцию компании, нет необходимости созваниваться с отделом продаж поставщика или проводить встречу. Достаточно заполнить на сайте имеющуюся форму. Если необходимо изменить какие-то условия сделки, то можно связаться с контактными лицами, формы связи с которыми также размещены на сайте. При этом нет необходимости в личном контакте с этими людьми, а также нет ограничений во времени связи.

    Создание и обслуживание сайта для интернет-магазина

    Электронная торговля на основе организации интернет-магазина создает дополнительные возможности снижения цен по сравнению с обычной торговлей наличным товаром, так как поставка товаров осуществляется часто прямо со склада производителя, минуя торговую сеть. Издержки электронной торговли прежде всего определяются затратами по созданию и обслуживанию сайта.

    Создание интернет-магазина, как правило, обходится минимум 35 000 рублей. В эту цену включаются:

    • консультации и составление проектной документации для создания сайта;
    • разработка навигации сайта;
    • выбор дизайна из библиотеки шаблонов;
    • нарезка дизайна в (html) интернет-формат;
    • создание и размещение на сайте каталога продукции;
    • создание необходимой системы заказов;
    • наличие формы обратной связи;
    • система управления содержанием сайта (контентом);
    • регистрация в каталогах, рейтингах и поисковых системах;
    • регистрация адреса в Интернете;
    • получение доменного имени;
    • предоставление хостинга на один год.
    • По нашему мнению, такого набора услуг будет достаточно для интернет-магазина, занимающегося торговлей сельскохозяйственной продукцией. Возможно, придется дополнительно доплатить за продвижение позиций сайта в рейтингах ведущих поисковых систем.

      Вариация стоимости может составлять: в первый год создания сайта от 10 000 до 60 000 рублей. Преимущественно эти затраты приходятся на дизайн и разработку функциональных возможностей создаваемого интернет-портала. Во второй год обслуживание сайта может составлять от 500 рублей. Для крупных сельскохозяйственных производителей возможны дополнительные услуги: обслуживания сайта администратором в размере 10 тыс. рублей ежемесячно; виртуальный выделенный сервер – 5 тыс. рублей в месяц. В целом ежемесячные расходы на содержание сайта, в среднем, могут составить от 15 000 до 30 000 рублей (с учетом аренды оборудования и продвижения сайта в поисковых системах).

      Возможны различные варианты интернет-порталов: сайт-визитка, малый интернет-магазин (с небольшим ассортиментом, преимущественно розничной продажи), универсальный интернет-магазин (с широким ассортиментом товаров), отраслевой интернет-портал (включает множество функций и услуг отраслевого характера – форумы, тендеры, прогноз конъюнктуры рынка, подписку, возможность оптовых продаж).

      Для малых и средних сельскохозяйственных производителей наиболее предпочтительны сайты-визитки и малые интернет-магазины с возможностями мелкооптовых продаж.

      Если сравнивать затраты по торговле в интернете с торговыми издержками традиционной торговли, то преимущества в издержках очевидны. Организация торговой точки обходится дороже 40 000 рублей (плата риэлтерской компании за поиск подходящего места, ежемесячная арендная плата, плата за складирование и хранение товара и др. платежи). Кроме того, необходимо оплачивать работу торгового персонала. В интернет-торговле затраты за доставку взимаются с покупателя, либо предусматривается самовывоз, что выгоднее для продавца.

      Спрос на сельскохозяйственную продукцию в сети Интернет постоянно растет. По нашим оценкам, ежегодный прирост составляет 20-30%. В табл. 1 показано общее значение оптового и розничного спроса по основным видам сельскохозяйственной продукции в российской сети Интернет.

      Розничный спрос пока еще относительно низкий, но все же достаточно представительный: он варьирует от 110 000 запросов по зерну до 470 000 запросов по всем видам мяса в среднем за месяц. Соответственно оптовый спрос колеблется от 400 ед. на зерно до 7 000 ед. на мясо. Этот спрос только начинает формироваться и за ним достаточно большая перспектива.

      Оптовый и розничный спрос в сети Интернет по основным видам сельскохозяйственной продукции

      creativeconomy.ru

      Применение спецрежимов на сельскохозяйственном рынке.

      Наступает летний сезон, и сельскохозяйственные предприятия начинают активно снабжать население своей продукцией. Во всех регионах страны наиболее удобной формой торговли этой продукцией признаются специализированные сельскохозяйственные рынки.

      Можно ли применять при такой торговле спецрежим в виде уплаты ЕНВД? А может ли предприниматель перейти на ПСНО? На эти вопросы будут даны ответы в предлагаемой статье.

      ДЛЯ ТОРГОВЛИ НА РЫНКАХ – ОСОБЫЕ ПРАВИЛА.

      Деятельность розничных рынков регулируется Федеральным законом от 30.12.2006 № 271‑ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

      Он устанавливает отношения, связанные с организацией этих рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность.

      Согласно ст. 3 Федерального закона № 271‑ФЗ на розничном рынке продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются соответственно по договору розничной купли-продажи и договору бытового подряда.

      Этой же статьей указанного закона предусмотрена возможность организации специализированного рынка, то есть розничного рынка, на котором 80% и более торговых мест от их общего количества предназначено для продажи товаров одного класса, определяемого в соответствии с номенклатурой товаров, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли (в ином случае рынок считается универсальным).

      Для специализированной торговли сельскохозяйственной продукцией предусмотрено два вида рынков:

      Указанный в обоих случаях общий перечень утвержден Приказом Минсельхоза России от 24.10.2016 № 469 и действует с 01.01.2017. Перечисленная в нем сельскохозяйственная продукция разных видов должна соответствовать коду, приведенному в ОКПД 2 [1] .

      Согласно п. 2 ст. 15 Федерального закона № 271‑ФЗ торговые места на рынке предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в установленном законодательством РФ порядке, и гражданам (в том числе гражданам – главам крестьянских (фермерских) хозяйств, членам таких хозяйств, гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством) по договорам о предоставлении торговых мест.

      Срок действия данного договора на предоставление места на сельскохозяйственном рынке не должен превышать три месяца. При этом не менее 50% торговых мест на указанном рынке отводится сельскохозяйственным товаропроизводителям (ст. 16 Федерального закона № 271‑ФЗ).

      Кроме того, торговое место на сельскохозяйственном рынке может быть предоставлено на основании коллективного обращения граждан и юридических лиц.

      На сельскохозяйственном кооперативном рынке сельскохозяйственный потребительский кооператив, управляющий данным рынком, должен предусматривать для своих членов и предоставлять им торговые места – не менее 50% от общего количества этих мест (ст. 17 указанного закона).

      К сведению:

      Работа розничных, в том числе сельскохозяйственных, рынков в Республике Крым и Севастополе, в частности порядок заключения договоров на предоставление торгового места на них, регулируются в этих регионах в соответствии с постановлениями Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 № 544 и Правительства г. Севастополя от 21.09.2015 № 898-ПП.

      Из пункта 2 ст. 1 Федерального закона № 271‑ФЗ следует, что он применяется к постоянно действующим рынкам. Его действие не распространяется на ярмарки, организуемые вне пределов розничных рынков и имеющие временный характер (в том числе регулярные), торговля на которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381‑ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

      Как и на рынке, места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам (в частности гражданам – главам КФХ, членам таких хозяйств, гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством) (п. 4 ст. 11 Федерального закона № 381‑ФЗ).

      На территории Республики Крым и Севастополя ярмарки организуются в соответствии с постановлениями Совета министров Республики Крым от 18.12.2014 № 532 и Правительства г. Севастополя от 14.08.2015 № 762-ПП[2]. В то же время муниципальные органы вправе руководствоваться дополнительно своими нормативными актами в отношении ярмарок, которые организуются местной администрацией (например, Постановление администрации г. Ялты Республики Крым от 31.07.2015 № 1358-п).

      ПРИ ТОРГОВЛЕ НА РЫНКЕ МОЖНО ПЕРЕЙТИ НА УПЛАТУ ЕНВД.

      В отношении розничной торговли, осуществляемой налогоплательщиком на рынке, можно применять спецрежим в виде уплаты ЕНВД. При этом надо правильно рассчитать базовую доходность, от величины которой зависит единый налог.

      Статья 346.27 НК РФ определяет стационарную торговую сеть, не имеющую торговых залов, как торговую сеть, расположенную в предназначенных и (или) используемых для ведения торговли зданиях, строениях, сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи. К их числу относятся, в частности, крытые рынки и ярмарки.

      ОКВЭД 2 [3] для розничной торговли на рынках пищевыми продуктами, напитками и табачной продукцией предусматривает код 47.81.2.

      Поскольку ст. 346.27 НК РФ прямо относит к стационарной торговой сети только крытые рынки и ярмарки, остальные подобные объекты признаются нестационарной торговой сетью. Например, торговым местом, организованным в рамках нестационарной торговой сети, можно считать арендуемый земельный участок (см. Письмо Минфина России от 19.05.2014 № 03‑11‑11/23429).

      Согласно п. 3 ст. 346.29 НК РФ и в том, и в другом случаях базовая доходность для торговых мест, расположенных на таких рынках и ярмарках, зависит от площади торгового места. Если она меньше 5 кв. м, то данная величина равна 9 000 руб.

      Если налогоплательщик имеет несколько торговых мест на одном рынке (ярмарке) или на нескольких рынках, организованных одной управляющей компанией, эту сумму надо уплачивать за каждое из мест по отдельности [4] (см. Письмо Минфина России от 06.08.2010 № 03‑11‑10/110).

      Если площадь торгового места больше 5 кв. м, то базовая доходность определяется умножением данной площади в кв. м на 1 800 руб.

      Кроме того, возможна ситуация, когда управляющей компанией или с ее разрешения арендатором торгового места в его пределах организуется магазин или павильон, то есть объект стационарной торговой сети, имеющий торговый зал. По нашему мнению, несмотря на то, что ст. 346.27 НК РФ прямо относит крытые рынки и ярмарки (в целом) к стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, по факту данные торговые места надо относить как раз к стационарной торговой сети, имеющей торговые залы. Но такие магазин или павильон не должны иметь площадь более 150 кв. м (пп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

      Соответственно, базовая доходность для названных объектов определяется исходя из 1 800 руб. за каждый кв. м независимо от площади торгового места.

      Как и в общем случае применения спецрежима в виде уплаты ЕНВД, не позднее пяти дней с начала торговли на рынке или ярмарке налогоплательщику необходимо встать на учет в качестве плательщика ЕНВД в налоговом органе по месту осуществления этого вида деятельности (месту нахождения рынка (ярмарки)), для чего нужно подать заявление [5] (п. 2 и 3 ст. 346.28 НК РФ).

      ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ НА РЫНКЕ МОЖЕТ ПРИМЕНЯТЬ ПСНО.

      Индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю на рынке, вправе перейти на патент. Отметим, что в отличие от спецрежима в виде уплаты ЕНВД здесь к стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, относятся все розничные рынки и ярмарки, а не только крытые (пп. 7 п. 3 ст. 346.43 НК РФ).

      В соответствии со ст. 346.48 НК РФ база налога на ПСНО определяется как денежное выражение потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, устанавливаемого на календарный год законом субъекта РФ.

      К сведению:

      Например, согласно п. 46.2 приложения к Закону Республики Крым от 06.06.2014 № 19-ЗРК величина потенциального годового дохода при торговле на рынках зависит от площади объекта, используемого для торговли. Если эта площадь составляет менее 5 кв. м включительно, то доход принимается равным 400 000 руб. Если указанная площадь превышает 5 кв. м, к данной сумме дохода прибавляется 80 000 руб. за каждый кв. м площади свыше 5 кв. м.

      В Законе города Севастополя от 14.08.2014 № 57-ЗС прямо не установлена величина потенциального годового дохода специально для торговли на рынках. По нашему мнению, в этом случае надо применять п. 46.1 приложения 1 к названному закону, в котором говорится о розничной торговле через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов.

      Причем величина потенциального годового дохода зависит от количества обособленных объектов, через которые ведет торговлю индивидуальный предприниматель: 1 объект – 400 000 руб., 2 – 460 000 руб., 3 – 540 000 руб., а если их больше 3, то 540 000 и 50 000 руб. за каждый последующий объект.

      Подчеркнем, что все приведенные величины применяются в расчете на год. Но согласно п. 5 ст. 346.45 НК РФ патент может быть выдан предпринимателю по его выбору на период от 1 до 12 месяцев включительно в пределах календарного года. Соответственно продолжительности действия патента уменьшается величина потенциального дохода.

      Патент применяется только в отношении торгового места, которое в нем указано. Заявление [6] на получение патента подается в налоговый орган не позднее чем за 10 дней до начала ведения торговли на этом месте. Если предприниматель рассчитывает торговать еще на одном торговом месте, то ему надо взять на него дополнительный патент.

      [1] ОК 034-2014 (КПЕС 2008) «Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности», утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.

      [2] За исключением ярмарок, организатором которых является федеральный орган государственной власти, а также выставок-ярмарок и выставок-продаж, проводимых на объектах недвижимости, не находящихся в собственности города Севастополя.

      [3] ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.

      [4] Предприниматель использовал одну передвижную торговую точку для торговли на трех рынках попеременно. Суд решил, что ЕНВД надо платить за каждое из трех торговых мест по отдельности без учета количества дней торговли на них (Постановление АС СЗО от 02.04.2015 № Ф07-1091/2015 по делу № А52-1049/2014).

      [5] Форма данного заявления утверждена Приказом ФНС России от 11.12.2012 № ММВ-7-6/[email protected]

      [6] Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 18.11.2014 № ММВ-7-3/[email protected]

      www.audar-press.ru