Пособие безопасность на транспорте

Пособие безопасность на транспорте

«АРМИЯ-2018»: международный военно-технический форум

Цель Форума: содействие техническому переоснащению и повышению эффективности деятельности Министерства обороны Российской Федерации, а также стимулирование инновационного развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации; стимулирование деятельности молодых перспективных специалистов научно-исследовательских организаций Минобороны России и ОПК.

САММИТ ПО ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ VII Всероссийская конференция «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму-2018»

Саммит по транспортной безопасности — 2018 состоится в Калининграде и станет ключевой площадкой для обсуждения требований действующего законодательства в сфере транспортной безопасности и поиску путей их реализации, обмена практическим опытом и технологиями обеспечения транспортной безопасности и противодействия терроризму

Securika St. Petersburg

Выставка Securika St. Petersburg – крупнейшая на Северо-Западе России международная выставка в области обеспечения безопасности. Обладатель звания «Лучшая региональная выставка России» по тематике «Безопасность, пожарная безопасность, охрана труда» во всех номинациях по итогам Общероссийского рейтинга выставок.

7 декабря 2017 года, в Москве, в рамках деловой программы «Транспортной недели – 2017» состоялась конференция «Реформа контрольно-надзорной деятельности: вызов времени».

6 декабря 2017 года в Москве, в Гостином дворе открылась «Транспортная неделя». Одним из самых значимых событий первого дня работы форума стала отраслевая конференция «Об актуальных вопросах в сфере обеспечения транспортной безопасности»

30 ноября 2017 года в г. Сочи состоялось заседание Комитета по авиационной безопасности Ассоциации «Аэропорт» ГА. В экспертном форуме специалистов по авиационной безопасности гражданской авиации приняли участие представители ВКС Минобороны России

transport.securitymedia.ru

«АБИНТЕХ» разработал учебно-методическое пособие «Безопасность на транспорте»​

Уважаемые коллеги и гости сайта!

Доводим до Вас, что в инициативном порядке специалистами НОУ ДПО НУЦ «АБИНТЕХ» разработано учебно-методическое пособие «Безопасность на транспорте».

Обеспечение безопасности на транспорте от различного рода негативных воздействий на объекты транспортной инфраструктуры и транспортных средств представляет собой сложную комплексную проблему, включающую в себя взаимосвязанные нормативно-правовые, организационные, экономические, научно-методические и научно-технические составляющие.

Одним из главных условий успешного решения этой проблемы является научная обоснованность принимаемых решений в этом направлении.

В настоящее время наличие избыточного количества таких определяющих понятий, как, например, «транспортная безопасность», «безопасность транспорта», «безопасность населения на транспорте», «комплексная безопасность на транспорте» и др., которые трактуются неоднозначно, терминологически и семантически не согласованы между собой, касаются различных видов безопасности.

Кроме того отсутствуют четкие определения различных терминов, непосредственно связанных с понятием безопасности на транспорте, среди которых можно назвать, например, «угрозу», «уязвимость», «риск» и др. Отмеченные недостатки понятийного аппарата затрудняют общение специалистов, а также однозначное понимание ими стоящих задач и результатов деятельности в области обеспечения безопасности на транспорте.

Необходимым условием принятия объективных решений в области обеспечения безопасности на транспорте является наличие количественных оценок ее состояния. Например, количественные оценки необходимы для ранжирования уязвимостей и определяющих их факторов по степени опасности соответствующих негативных воздействий на объекты транспортной инфраструктуры и транспортных средств с целью рационального распределения имеющихся сил и средств для борьбы с этими воздействиями.

Указанные количественные оценки в свою очередь требуют наличия системы научно обоснованных взаимосвязанных и нормативно закрепленных количественных показателей состояния и эффективности обеспечения безопасности на транспорте и методологически единых отраслевых инженерных методик их вычисления.

В общем проблема обеспечения безопасности на транспорте представляет собой сложную комплексную проблему, требующую разработки:

  • терминологической базы решения этой проблемы и ее нормативного закрепления;
  • научно-методических основ ее решения;
  • методов прогнозирования негативных воздействий на объекты транспортной инфраструктуры и транспортных средств и оценки видов и масштабов ущербов этим объектам от указанных воздействий;
  • взаимосвязанной системы показателей качества (эффективности) системы обеспечения безопасности;
  • научно-практического аппарата (моделей и методик) количественной оценки этих показателей;
  • вопросов управления обеспечением безопасности на транспорте;
  • вопросов информационного обеспечения безопасности на транспорте и его защиты от внутренних и внешних негативных информационных воздействий;
  • Целью настоящего пособия является попытка изложения вопросов обеспечения безопасности на транспорте, методологически и методически единых для всех объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств независимо от их видовой принадлежности и специфических особенностей.

    Эти вопросы должны быть адаптированы в соответствующих инструкциях, методиках и руководствах по безопасности для конкретных объектов, исходя из их назначения, решаемых задач, технических и эксплуатационных характеристик.

    Материал настоящего пособия представлен в виде семи разделов при сквозной нумерации по главам. В конце каждой главы пособия приводятся контрольные вопросы для проверки его усвоения.

    Изложенные основные научно-методические положения проиллюстри-рованы примерами, призванными помочь читателю легче усвоить представленный материал и не имеющими своей целью выработку каких-либо конкретных практических рекомендаций.

    Пособие предназначено для слушателей курсов повышения квалификации в области обеспечения безопасности на транспорте, персонала сил обеспечения транспортной безопасности, а также для студентов и аспирантов соответствующих специальностей транспортных учебных заведений.

    Материалы пособия могут быть использованы в качестве основы для разработки программ Государственного образовательного стандарта по специальности (специализации) «Безопасность на транспорте», а понятийный аппарат единообразно применяться в различных нормативно-технических документах отрасли.

    Авторы Пособия: Ю.Б. Михайлов, Ю.М. Волынский-Басманов, под редакцией заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта В.Б. Чертока.

    По вопросам преобретения Пособия
    просим обращаться в НОУ НУЦ
    «Авиационная безопасность и новая техника (АБИНТЕХ)».

    Безопасность транспортных средств (автомобили)

    Глава 1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТЬ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
    1.1. Воздействие транспортных средств на жизнь, здоровье, имущество граждан, окружающую среду
    1.2. Классификация автотранспортных средств
    1.3. Конструктивная и эксплуатационная безопасность транспортных средств
    1.4. Термины и определения, применяемые при оценке безопасности автотранспортных средств
    1.5. Национальные, внутренние и международные документы, регламентирующие требования безопасности автомобиля. Ответственность за нарушения безопасности транспортных средств
    Выводы
    Вопросы для самоконтроля

    Глава 2. АКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ
    2.1. Активная безопасность автомобиля — комплексное эксплуатационное свойство. Габариты, масса и тяговая динамичность автомобиля
    2.2. Тормозное управление. Эффективность торможения и устойчивость автомобиля при торможении
    2.3. Повышение эффективности торможения и надежности тормозных систем
    2.4. Рулевое управление и устойчивость автомобиля
    2.5. Техническое состояние рулевого управления и вероятность ДТП. Требования безопасности к рулевому управлению
    2.6. Увод колес и поворачиваемость автомобиля. Требования безопасности к колесам и шинам
    2.7. Информативность транспортных средств и ее влияние на БДД
    2.8. Требования безопасности к элементам контроля, внутренней сигнализации и обеспечения обзорности с места водителя
    2.9. Силовые элементы конструкции автомобиля, обеспечивающие активную безопасность: места креплений, запоры бортов, тягово-сцепные устройства
    Выводы
    Вопросы для самоконтроля

    Глава 3. ПАССИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ: ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ
    3.1. БДД и эффективность систем ПБА
    3.2. Структура системы обеспечения ПБ
    3.3. Травмирование человека в автомобиле и биомеханика движения человека при ДТП
    3.4. Критерии оценки эффективности функционирования систем обеспечения ПБ, ее подсистем и элементов
    3.5. Мероприятия по повышению ПБ автомобиля
    Выводы
    Вопросы для самоконтроля

    Глава 4. ПОСЛЕАВАРИЙНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ
    4.1. Опасные процессы, возникающие после ДТП
    4.2. Требования к конструкции, устройствам и средствам обеспечения послеаварийной безопасности
    4.3. Мероприятия послеаварийной безопасности на месте ДТП
    Выводы
    Вопросы для самоконтроля

    Глава 5. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ НЕБЛАГОПРИЯТНОГО ВЛИЯНИЯ АТС НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ
    5.1. Вредные выбросы автотранспортных средств: составляющие отработавших газов, частицы износа шин, тормозных колодок и дорожного покрытия
    5.2. Нормирование вредных пылегазовых выбросов автотранспортных средств
    5.3. Шум одиночного автомобиля и транспортного потока. Требования безопасности к внешнему шуму
    5.4. Допустимые уровни транспортной вибрации по условиям безопасности
    5.5. Требования безопасности к электромагнитным излучениям автомобиля
    Выводы
    Вопросы для самоконтроля

    Глава 6. УПРАВЛЕНИЕ В ЭКСПЛУАТАЦИИ СООТВЕТСТВИЕМ АТС ТРЕБОВАНИЯМ БЕЗОПАСНОСТИ
    6.1. Организация и средства контроля соответствия автомобилей требованиям безопасности в эксплуатации
    6.2. Требования безопасности и параметры технического состояния АТС, влияющие на безопасность и состояние окружающей среды
    6.3. Методы проверки автотранспортных средств по требованиям безопасности
    Выводы
    Вопросы для самоконтроля

    Глава 7. МОНИТОРИНГ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
    7.1. Мониторинг окружающей среды. Национальная система мониторинга
    7.2. Нормирование загрязнений
    7.3. Мониторинг токсичных газов, пыли, шумов и вибраций на автомагистралях
    7.4. Расчет выбросов загрязняющих веществ автотранспорта в эксплуатации
    7.5. Методы очистки и регенерации моющих средств автомобилей при ТО и Р
    7.6. Утилизация ТС, их составных частей и деталей 336
    Выводы
    Вопросы для самоконтроля

    Глава 8. МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ В ЭКСПЛУАТАЦИИ НЕБЛАГОПРИЯТНОГО ВЛИЯНИЯ АТС НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ 348
    8.1. Совершенствование дорожного движения
    8.2. Квотирование числа автотранспортных средств
    8.3. Применение улучшенных и альтернативных топлив
    8.4. Обезвреживание и снижение шума выпуска ОГ двигателей АТС
    8.5. Технология активного воздействия на пылегазовые выбросы автотранспортных потоков
    Выводы
    Вопросы для самоконтроля

    Глава 9. БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКО-МАШИННЫХ СИСТЕМ
    9.1. Организация рабочего места водителя как условие безопасного функционирования системы «человек — машина»
    9.2. Психофизиологические особенности управления АТС и требования к водителям
    9.3. Профессиональный отбор операторов механических транспортных средств
    9.4. Обязанности должностных лиц по обеспечению безопасной эксплуатации автотранспортных средств
    9.5. Нейтрализация негативного влияния операторов ТС на безопасность человеко-машинных систем
    Выводы
    Вопросы для самоконтроля

    www.techbook.ru

    Разработано пособие по планированию обеспечения транспортной безопасности на ОТИ на стадии проектирования и строительства

    Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ разработано методическое пособие «Планирование обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры на стадии проектирования и строительства».

    Методическое пособие предназначено для специалистов и руководителей проектно-изыскательских и строительных организаций, учреждений и служб заказчика (инвестора), специализированных организаций, осуществляющих оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, и других заинтересованных организаций с целью обеспечения их методическими материалами, которые позволяют разрабатывать и применять высокоэффективные технологические процессы проектирования транспортных предприятий, зданий и сооружений, обеспечивающие в дальнейшем выполнение требований транспортной безопасности.

    Пособие распространяется на проектирование зданий и сооружений, являющихся объектами транспортной инфраструктуры, (далее ‒ объекты) и устанавливает минимально необходимые требования к проектным решениям, позволяющим спланировать обеспечение транспортной безопасности на стадии проектирования и строительства, направленные на предотвращение актов незаконного вмешательства:

    • предотвращение несанкционированного доступа на объект производственного назначения физических лиц, транспортных средств и грузов;
    • обнаружение взрывных устройств, оружия, боеприпасов и других предметов и веществ, запрещенных к проносу (провозу) в зону ранспортной безопасности.

    ОТ РЕДАКЦИИ

    Напомним, ранее Правительство РФ утвердило требования по обеспечению транспортной безопасности: о бъектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства и объектов (строений, зданий, сооружений), не являющихся объектами транспортной инфраструктуры.

    О проблемных вопросах и спорных дискуссиях, предшествующих выходу данного постановления Правительства РФ с комментариями экспертов и заинтересованных представителей федеральных органов исполнительной власти вы можете узнать из архивных номеров отраслевых журналов «Транспортная безопасность и технологии» и «Безопасность зданий и сооружений».

    По словам Игоря Манылова, все общие требования исправно применяются.

    «Что же касается специфических требований по транспортной безопасности, которые необходимо учитывать на стадии проектирования, то наша позиция пока в стадии формирования. Пока что эти вопросы индивидуально решаются по каждому проекту», подчеркнул Игорь Евгеньевич.

    В этой связи весьма отрадно, что от «стадии формирования» до сегодняшнего дня проведена серьезная методическая работа, а особенности обеспечения транспортной безопасности о бъектов транспортной инфраструктуры на этапе их проектирования и строительства изложены в виде методического материала и теперь есть возможность предоставить его нашим читателям!

    www.securitymedia.ru

    3.3. Обеспечение безопасности на транспорте

    Транспорт относится к числу успешно функционирующих в настоящее время отраслей, имеющих производственную специфику, обусловленную существующей материально-технической базой и реализуемой социально-экономической функцией.

    бильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта.

    Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения на транспорте. В Федеральном законе «О транспортной безопасности» от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ дается следующее определение понятия транспортной безопасности: «Транспортная безопасность — состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства».

    Акт незаконного вмешательства рассматривается как противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

    Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) гибнет до 40 тыс. человек, получают ранения и увечья до 250 тыс. человек. Значительная часть ДТП происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Причем 1/3 ДТП — следствие плохой подготовки водителей, которые либо не имеют прав на управление транспортным средством соответствующей категории, либо покупают водительские удостоверения. Наиболее опасными нарушениями остаются превышение скорости, выезд на встречную полосу движения, управление транспортом в нетрезвом состоянии.

    Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность машинистов. Чаще всего происходят сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы в вагонах. При перевозке опасных грузов (легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, ядовитые и радиоактивные вещества) возможны взрывы и пожары, ликвидация которых достаточно сложна.

    Не уменьшается количество аварий и катастроф на воздушном транспорте. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы системы управления, электропитания, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.

    Крупные аварии и катастрофы на судах происходят под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине

    капитанов, лоцманов и членов экипажа. Значительная часть аварий происходит вследствие неумелой эксплуатации судов, например, часты столкновения и опрокидывания судов, посадка на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное расположение грузов и их плохое крепление.

    Таким образом, эксплуатация транспортных средств представляет серьезную опасность для населения при нарушении правил дорожного движения, инструкций и требований управления транспортными средствами.

    Поэтому обеспечение безопасности движения на транспорте является весьма актуальной проблемой современности и требует введения законодательно установленных организационно-правовых норм и правил. Транспортную безопасность обеспечивает реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных мер в сфере транспортного комплекса.

    К объектам транспортной инфраструктуры относят технологический комплекс, включающий железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, специализированные речные порты, портовые средства, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.

    Субъектами транспортной инфраструктуры выступают юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

    Основными целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

    Основные задачи обеспечения транспортной безопасности: 1)

    нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности; 2)

    оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

    разделение на категории объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; 4)

    разработка и реализация требований и мер по обеспечению транспортной безопасности; 5)

    оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; 6)

    осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности; 7)

    информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности.

    Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими безопасность Российской Федерации, осуществляющими функции в сфере внутренних дел и экономического развития.

    При угрозе транспортной безопасности все субъекты обязаны незамедлительно информировать об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.

    Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта по согласованию с заинтересованными ведомствами. Оценка уязвимости данных объектов проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации.

    По результатам оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспорт-

    ной безопасности. Их реализация осуществляется организациями инфраструктуры и транспортных средств или совместно с органами государственной власти или органами местного самоуправления.

    scibook.net