Общие условия назначения трудовой пенсии

Трудовая пенсия по старости на общих основаниях: условия назначения и размер

Трудовая пенсия по старости на общих основаниях предусмотрена ст. 7 Закона о трудовых пенсиях и обусловливается следующими условиями:

1) достижение пенсионного возраста — 60 лет для мужчин, 55 — для женщин (далее также — общий пенсионный возраст);

2) наличие не менее пяти лет страхового стажа.

Размер трудовой пенсии по старости определяется по правилам ст. 14 Закона о трудовых пенсиях. Трудовая пенсия по старости П состоит из двух частей — страховой части СЧ и накопительной части НЧ и рассчитывается по формуле

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле

где ПК — сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости — причем значение Т будет ежегодно изменяться до 2013 г. (в 2010 г. Т = 192, в 2011 г. Т = 204, в 2012 г. Т — 216, с 2013 г. Т = 228); Б — фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости. Фиксированный базовый размер страховой части устанавливается законом в твердом значении. Обычный размер Б = 3278,58 руб. Па повышение фиксированного базового размера влияют следующие факторы:

1) достижение пенсионером возраста 80 лет и старше;

2) инвалидность I группы;

3) наличие нетрудоспособных членов семьи;

4) длительное проживание и работа в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера;

5) проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица определяется по формуле

где ПК, — пенсионные права в денежном выражении (ст. 30 Закона о трудовых пенсиях), СБ — сумма валоризации (ст. 30.2 Закона о трудовых пенсиях), ПК — общая сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо, начиная с 1 января 2002 г. (Закон о страховых взносах).

ПК, = (РП — 450) х т,

где РП — расчетный размер трудовой пенсии; 450 руб. -размер базовой части трудовой пенсии по старости по состоянию на 1 января 2002 г.; Т — ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному значению в формуле расчета страховой части пенсии.

Расчетный размер трудовой пенсии определяется по формуле

РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП или РП = ЗР х СК,

где ЗР — среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 гг. но сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; ЗП — среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период (СЗП за 2000-2001 гг. = 1494,5 руб.); СЗП -среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 г. составляет 1671 руб.); СК — стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх необходимого (необходимым является общий трудовой стаж продолжительностью 25 лет — для мужчин, 20 — для женщин), но СК не может быть больше 0,75.

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2. Для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в повышенных размерах.

Расчетный размер трудовой пенсии не может быть менее 660 руб.

Величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже (25 лет у мужчин и 20 лет у женщин), которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.

Сумма валоризации (СВ). Величина расчетного пенсионного капитала (ПК,) подлежит валоризации (увеличению). Сумма валоризации составляет 10% от величины расчетного пенсионного капитала (ПК,) и, сверх того, 1% от величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 г.

Данные об общей сумме страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо (ПК) предоставляются ПФР.

Индексация размера страховой части трудовой пенсии но старости (включая фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости) производится в следующем порядке:

1) мри росте цен за каждый календарный квартал не менее чем на 6% — один раз в три месяца с 1-го числа месяца, следующего за первым месяцем очередного квартала, те с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября;

2) при меньшем уровне роста цен, но не менее чем на 6% за каждое полугодие — один раз в шесть месяцев, т.е. с 1 августа и 1 февраля, если в течение соответствующего полугодия не производилась индексация в соответствии с подп. 1 п. 6 ст. 17 Закона о трудовых пенсиях;

3) в случае роста цен за соответствующее полугодие менее чем на 6 % — один раз в год с 1 февраля, если в течение года не производилась индексация в соответствии с подп. 1 и 2 п. 6 ст. 17 Закона о трудовых пенсиях;

4) коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости определяется Правительством РФ исходя из уровня роста цен за соответствующий период;

5) в случае, если годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в России превысит суммарный коэффициент произведенной индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости за этот же год, с 1 апреля следующего года производится дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии по старости на разницу между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в стране и указанным коэффициентом. При этом дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии по старости (с учетом ранее произведенной индексации) не может превышать индекс роста доходов бюджета ПФР в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий по старости.

Годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в России и индекс роста доходов бюджета ПФР в расчете на одного пенсионера определяются Правительством РФ.

Накопительная часть трудовой пенсии по старости определяется по формуле

где ПН — сумма пенсионных накоплений застрахованного лица; Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости.

Накопительная часть трудовой пенсии по старости в настоящее время пенсионерам не устанавливается. Данная часть пенсии будет устанавливаться только лицам 1967 г.р. и моложе (страховые взносы за лиц 1966 г.р. и старше поступают только на финансирование страховой части пенсии по старости). Право на пенсию но старости у лиц 1967 г.р. возникнет не раньше 1 января 2012 г., с того момента и начнет устанавливаться накопительная часть пенсии.

Корректировка размера накопительной части трудовой пенсии по старости осуществляется с 1 августа каждого года исходя из суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии по старости, дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии по старости, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, дохода от их инвестирования, которые не были учтены при определении величины суммы пенсионных накоплений для исчисления размера накопительной части трудовой пенсии по старости при ее назначении или предыдущей корректировке.

studme.org

Общие условия назначения трудовой пенсии по старости.

В соответствии со ст. 7 Закона о трудовых пенсиях право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Данная пенсия назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Круг лиц, сохранивших право на досрочное назначение трудовой пенсии после 01.01.2002 в соответствии со ст.

28 Закона о трудовых пенсиях, следующий:

• мужчины по достижении возраста 50 лет и женщины — 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют

страховой стаж не менее 20 и 15 лет. В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия и мужчинам, и женщинам назначается с уменьшением пенсионного возраста на 1 год за каждый полный год такой работы;

• мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины — 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж не менее 25 и 20 лет. В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины указанного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается: мужчинам с уменьшением пенсионного возраста на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы и за каждые 2 года женщинам;

• женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве и других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочноразгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет;

• женщины по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет, родившие пять и более детей и воспитавшие их до достижения ими 8 лет, а также матери инвалидов с детства, воспитавшие их до достижения 8 лет;

• женщины по достижении возраста 50 лет, родившие двух и более детей, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных

лет в приравненных к ним местностях;

• инвалиды вследствие военной травмы: мужчины подостижении возраста 55 лет и женщины — 50 лет, если они

имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;• инвалиды по зрению, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III степени: мужчины по достижении возраста 50 лет и женщины — 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 15 и 10 лет; • граждане, больные гипофизарным нанизмом (лилипуты) и диспропорциональные карлики: мужчины по достижении возраста 45 лет и женщины — 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Всего в указанных статьях Закона о трудовых пенсиях перечислено более 25 категорий граждан, сохраняющих

право на досрочное назначение пенсии.

Размер трудовой пенсии по старости определяется в соответствии со ст. 11 Закона о трудовых пенсиях. Он рас-

считывается по следующей формуле:

П = БЧ + СЧ + НЧ, где П — размер трудовой пенсии по старости; БЧ, СЧ и НЧ — соответственно ее базовая, страховая и накопительная части.

При этом размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле СЧ = ПК / Т, где ПК — сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается СЧ; Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по

старости, применяемого для расчета СЧ и составляющего 19 лет (228 месяцев).

Сумма базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости не может быть менее 660 руб. в месяц.

Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле НЧ = ПН / Т, где ПН — сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается НЧ; Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета НЧ и определяемого в порядке, установленном Законом о трудовых пенсиях. 19.

lawbook.online

Статья 7. Условия назначения трудовой пенсии по старости

1. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

2. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Комментарий к Ст. 7 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

1 — 2. В комментируемой статье 7 Закона О трудовых пенсиях определены условия назначения трудовой пенсии по старости, а в двух следующих статьях — условия назначения трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца соответственно. Это т.н. специальные условия назначения трудовых пенсий в зависимости от их вида. Общие условия назначения трудовых пенсий определены в ст. 3 комментируемого Закона (см. комментарий к указанной статье).

Комментируемая статья называет два условия, одновременное выполнение которых является основанием для назначения трудовой пенсии по старости: достижение установленного возраста и наличие страхового стажа, не менее установленного.

Первому условию посвящен п. 1 данной статьи, предусматривающий, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Точно так же вопрос ранее (до вступления в силу комментируемого Закона) решался в ст. 10 Закона 1990 г. о государственных пенсиях, предусматривавшей, что пенсия на общих основаниях устанавливается:

мужчинам — по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет;

женщинам — по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

Как отмечалось в Определении КС России от 21 декабря 2000 г. N 276-О , установив для мужчин и женщин разный возраст выхода на пенсию по старости и необходимый трудовой стаж для назначения пенсии по старости на общих основаниях и на льготных условиях, законодатель применил дифференциацию, основанную на физиологических и других различиях между ними, а также исходя из особой социальной роли женщины в обществе, связанной с материнством, что согласуется с положением ст. 38 (ч. 1) Конституции РФ, в соответствии с которым материнство находится под защитой государства и не может оцениваться как дискриминационное ограничение конституционных прав, так как такое решение законодателя обеспечивает — по смыслу ст. 19 Конституции РФ — достижение подлинного, а не формального равенства. КС России также указал, что это не исключает в дальнейшем, при проведении пенсионной реформы, возможности решения вопроса о том, чтобы пенсия по старости назначалась мужчинам на тех же условиях, что и женщинам.
———————————
СПС.

Трудовая пенсия по старости может быть назначена и до достижения возраста, установленного п. 1 комментируемой статьи (соответственно, этот возраст обычно именуют «общеустановленным пенсионным возрастом»). Наряду с этим комментируемым Законом предусмотрено сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости тем категориям граждан, которые пользовались аналогичным правом по нормам Закона 1990 г. о государственных пенсиях. Соответствующее регулирование содержится в ст. ст. 27, 27.1, 28 и 28.1 комментируемого Закона (см. комментарий к указанным статьям).

Кроме того, возможность снижения пенсионного возраста при назначении трудовой пенсии по старости предусмотрена в нормах п. п. 2 и 3 ст. 32 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», ст. ст. 30 — 37 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и ст. 29 Закона 1993 г. о гарантиях и компенсациях в районах Крайнего Севера (о применении указанных норм см. комментарий к ст. 31 Закона).

Касаясь вопроса повышения пенсионного возраста, следует отметить, что перспектива его решения довольно четко обозначена в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26 апреля 2007 г. . Так, Президентом РФ отмечено следующее:
———————————
РГ. 2007. 27 апреля. N 90.

«Все громче звучит мнение, что проблемы пенсионного обеспечения в будущем невозможно решить без повышения пенсионного возраста. Обосновывают это расчетами о возможном дефиците пенсионной системы в период 2012 — 2030 гг. — в связи с необходимостью индексации базовой части пенсий темпами, превышающими инфляцию, а также в связи со сложной демографической ситуацией;

убежден: если своевременно принять необходимые меры, никаких кризисов пенсионной системы не будет;

считаю также, что в обозримом будущем для повышения пенсионного возраста в нашей стране объективной необходимости нет. И не только потому, что это кардинально и, что называется, на все времена не решает проблем с пенсионным обеспечением. Но прежде всего потому, что у нас до сих пор не исчерпаны значительные резервы, позволяющие обеспечить большую наполняемость Пенсионного фонда и покрытие его дефицита;

это вопрос собираемости налогов, вывода из «тени» зарплат. И прошу правительство принять соответствующие меры;

кроме того, следует создать систему стимулов, чтобы люди при достижении пенсионного возраста добровольно могли продолжать трудовую деятельность, — те, кто хочет это делать. Такое добровольное продолжение трудовой деятельности должно вести в будущем к значительному повышению пенсионных выплат».

Пункт 2 комментируемой статьи 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» определяет второе условие, выполнение которого необходимо для назначения трудовой пенсии по старости, — это наличие не менее пяти лет страхового стажа.

Как упоминалось выше, ранее (до вступления в силу комментируемого Закона) в ст. 10 Закона 1990 г. о государственных пенсиях в качестве условия назначения государственной пенсии на общих основаниях предусматривалась необходимость наличия общего трудового стажа не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет для женщин. Однако это не означает кардинальных изменений в связи с проведением пенсионной реформы, поскольку институт страхового стажа не тождественен институту общего трудового стажа, на что неоднократно указывалось и КС России (см. комментарий к ст. ст. 2 и 12 Закона).

В норме п. 2 комментируемой статьи видится преемственность с регулированием, которое содержалось в ст. 15 Закона 1990 г. о государственных пенсиях. В указанной статье было установлено, что гражданам, достигшим пенсионного возраста, указанного в ст. 10 названного Закона и не имеющим полного общего трудового стажа для назначения пенсии, предусмотренного той же статьей, устанавливается пенсия при неполном трудовом стаже, если он не менее пяти лет.

Необходимо иметь в виду, что минимально необходимый страховой стаж установлен в п. 2 комментируемой статьи во взаимосвязи с общеустановленным пенсионным возрастом — возрастом, указанным в п. 1 данной статьи. Для случаев досрочного назначения трудовой пенсии по старости, т.е. для случаев снижения пенсионного возраста в нормах ст. ст. 27, 27.1 и 28 комментируемого Закона, установлена необходимость наличия страхового стажа продолжительностью более пяти лет (см. комментарий к указанным статьям).

При полном отсутствии страхового стажа или при наличии менее пяти лет страхового стажа условие, предусмотренное п. 2 комментируемой статьи 7 ФЗ О Пенсиях в России, не выполняется и, соответственно, трудовая пенсия по старости назначена быть не может. В этих случаях гражданам назначается социальная пенсия, предусмотренная Законом 2001 г. об обязательном пенсионном страховании. Так, согласно подп. 5 п. 1 ст. 11 Закона 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) постоянно проживающие в России граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), имеют право на социальную пенсию. Указанным гражданам в соответствии с п. 4 указанной статьи устанавливается социальная пенсия по старости (см. также комментарий к ст. 5 Закона).

В соответствии с п. 2 Перечня 2002 г. документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению (в ред. Приказа Минздравсоцразвития России и ПФР от 12 марта 2010 г. N 141н/53п), к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости (страховой части трудовой пенсии по старости), должны быть приложены документы:

удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству;

о страховом стаже, правила подсчета и подтверждения которого устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ;

о среднемесячном заработке за 2000 — 2001 гг. или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности.

Как предусмотрено там же, в необходимых случаях, кроме того, прилагаются документы:

о нетрудоспособных членах семьи (с учетом требований, предъявляемых к документам определенных категорий нетрудоспособных членов семьи, указанным в п. 4 данного Перечня; см. комментарий к ст. 9 Закона);

подтверждающие нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении;

о месте пребывания или фактического проживания на территории РФ;

подтверждающие место постоянного жительства гражданина РФ за пределами территории РФ;

zakonopensiah.ru

2. Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности.

Общие условия назначения трудовой пенсии по инвалидности установлены ст. 8 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» и включают в себя:

— наличие медицинских показаний для инвалидности;

— признание органами МСЭ гражданина инвалидом независимо от причины инвалидности.

Законом установлено несколько ограничений, когда лицу не может быть назначена пенсия по инвалидности, а именно:

— при полном отсутствии у инвалида страхового стажа;

— в случае наступления инвалидности вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке.

В этом случае лицу назначается социальная пенсия по инвалидности.

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

Пенсия по инвалидности назначается со дня признания лица ин­валидом, если обращение за ней последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня признания его инвалидом (подп. 2 п. 4 ст. 19 За­кона № 173-ФЗ). Если со дня установления инвалидности до обра­щения за назначением пенсии прошло 12 месяцев, пенсия назнача­ется со дня обращения за ней.

Пример: инвалидность установлена 18 февраля 2009г. Обращение за пен­сией последовало 10 июня 2009г. В данном примере пенсия будет назначена с 18 февраля 2009г.

Перерасчет пенсий по инвалидности производится по правилам ст. 20 Закона в следующем порядке:

— при установлении группы инвалидности, дающей право на более высокий размер трудовой пенсии по инвалидности, — со дня вынесения федеральным учреждением медико-социальной экспертизы соответствующего решения;

— при установлении группы инвалидности, дающей право на более низкий размер трудовой пенсии по инвалидности, — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, по который была установлена предыдущая группа инвалидности.

Закон № 173-ФЗ не предусматривает перерасчета страховой час­ти трудовой пен­сии в случае изменения степени ограничения спо­собности к трудовой деятельности.

При неявке инвалида в назначенный срок на переосвидетельст­вование в орган медико-социальной экспертизы выплата пенсии по инвалидности приоста­нав­ли­ва­ется на три месяца, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок (подп. 2 п. 1 ст. 21 Закона). В случае прохождения лицом пере­освидетельствования и подтверждения его инвалидности в течение трех месяцев (со дня приостановки выплаты пенсии) выплата пен­сии возобновляется со дня, с которого лицо вновь признано инва­лидом (п. 4 ст. 21 Закона).

Пример: инвалидность III группы была установлена до 1 февраля 2009г. На очередное переосвидетельствование в назначенный срок инвалид не явился. Поэтому в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 21 Закона с 1 февраля 2009г. выплата пенсии приостановлена до 1 мая 2009г. (на три месяца). Если до 1 мая 2009г. инвалидность не будет установлена, то по правилам подп. 3 п. 1 ст. 22 Закона выплата пенсии прекращается.

Если инвалид пропустил срок переосвидетельствования по ува­жительной при­чине, выплата пенсии возобновляется со дня, с кото­рого соответствующее лицо вновь признано инвалидом, независимо от срока, прошедшего после приоста­нов­ления выплаты трудовой пенсии (п. 5 ст. 21 Закона).

Чтобы оформить документы для получения трудовой пенсии по инвалидности, необходимо осуществить ряд «шагов».

1. Получение направления на МСЭ или документа для самостоятельного обращения в бюро МСЭ.

Медико-социальная экспертиза — определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Обращение с заявлением в учреждение МСЭ о проведении экспертизы.

Получение на руки документов, подтверждающих инвалидность.

Подача заявления в орган ПФР о назначении пенсии.

studfiles.net

2.3. Условия назначения трудовой пенсии

2.3. Условия назначения трудовой пенсии

Для разных категорий граждан трудовая пенсия начисляется по разным основаниям.

Трудовая пенсия по старости назначается при достижении пенсионного возраста (мужчины – 60 лет и женщины – 55 лет). Население старше пенсионного возраста условно признается нетрудоспособным.

Если раньше для установления трудовой пенсии по старости всегда требовался общий трудовой стаж не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, то сейчас вместо общего трудового стажа требуется страховой стаж, продолжительность которого должна составлять не менее 5 лет, подтвержденный уплатой страховых взносов. Это требование одинаково как для женщин, так и для мужчин.

Считается, что в России – один из самых низких пенсионных возрастов в мире, он был установлен в 1932 г. на основе обследований рабочих, выходящих на пенсию по инвалидности, и с тех по не повышался, хотя характер и условия труда заметно изменились.

Действующим пенсионным законодательством установлен для мужчин и женщин разный возраст выхода на пенсию по старости и необходимый трудовой стаж для назначения трудовой пенсии на общих основаниях и на льготных условиях исходя из особой социальной роли женщины в обществе, связанной с материнством.

Это не исключает в дальнейшем, при проведении пенсионной реформы, возможности решения вопроса о повышении возраста выхода на заслуженный отдых. Продолжительность жизни россиян в 2010 г. прогнозируется Росстатом на уровне 60,3 лет для мужчин и 74,6 лет для женщин.

К этому вопросу обещают вернуться после 2020 г., когда, согласно стратегии социально-экономического развития, производительность труда в стране увеличится в три-четыре раза. Сегодня же не все россияне доживают до пенсионного возраста, поэтому в ближайшее десятилетие в нашей стране не планируется повышение пенсионного возраста. Но в перспективе такой вопрос рано или поздно России придется решать.

Для граждан европейских стран характерны различия не только в пенсионном возрасте, но и в продолжительности трудового стажа. Так пенсионный возраст для женщин и мужчин во Франции – 60 лет, в Германии – 65 лет (с 2012 г. – постепенное увеличение до 67 лет), в Исландии и Швеции – 67 лет.

Для преодоления тяжелых последствий кризиса Британское правительство, например, подготовило законопроект, отменяющий предельный возраст для выхода на пенсию, который сейчас составляет 65 лет. В результате люди смогут работать столько, сколько они сами посчитают необходимым.

В Европе для получения минимальной государственной пенсии нужно отработать не менее 30–40 лет (без учета льготных схем). Это связано с увеличением затрат на содержание растущего числа пенсионеров. Как видим, каждая страна по-своему решает проблему гендерного различия в пенсионном обеспечении своих граждан – в зависимости от сложившихся условий.

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в зависимости от группы инвалидности, определяемой по медицинским показаниям, и наличия страхового стажа. Она не зависит от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

Для приобретения права на трудовую пенсию по инвалидности достаточно подтвердить факт наличия страхового стажа, продолжительность которого может быть минимальной – 1 день.

При полном отсутствии страхового стажа устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Таким образом, инвалидность является основанием для назначения и выплаты трудовой пенсии по инвалидности при наличии страхового стажа либо социальной пенсии по инвалидности при его отсутствии.

Законом также не предусмотрено наличие стажа при назначении пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания и пенсий по случаю потери кормильца в случае смерти вследствие трудового увечья или профессионального заболевания либо при пенсионном обеспечении инвалидов из числа военнослужащих. Для этой категории лиц достаточно установить факт работы в момент получения инвалидности или смерти, в период которой лицо подлежало социальному страхованию, или факт прохождения военной службы.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается нетрудоспособным гражданам независимо от продолжительности страхового стажа кормильца, а также от причины и времени наступления его смерти. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

При полном отсутствии страхового стажа, а также в случае наступления смерти кормильца вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, установленных в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

econ.wikireading.ru